Научная статья на тему 'Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО)'

Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1727
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР / ТУРИСТСКИЕ РАСХОДЫ / ТУРИСТСКИЙ ПОТОК / COMPETITIVENESS OF THE REGION / COMPETITIVE ADVANTAGE / TOURISM / TOURIST DESTINATION / STRATEGIC CHOICE / TOURIST EXPENSES / TOURIST STREAM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Валеева Елена Олеговна

В статье рассматриваются новые возможности для развития внутреннего туризма, роль туризма в формировании конкурентоспособности территории и решении социально-значимых проблем на примере туристских дестинаций Северо-Западного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Карпова Галина Алексеевна, Валеева Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development as the competitive advantage of the territory (on the example of the Northwest federal district subjects)

In article new opportunities for development of internal tourism, a tourism role in formation of the competitive territory and the solution of socially significant problems on the example of tourist destination of the Northwest federal district are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО)»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИИ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Галина Алексеевна КАРПОВА — доктор экономических наук, профессор, декан факультета туризма СПбГЭУ, первый вице-президент Национальной академии туризма.

Окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н.А. Вознесенского.

Автор более 140 работ, опубликованных в российских и зарубежных научных изданиях.

Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, экономика и управление туристской деятельностью, рекреационная сфера.

Елена Олеговна ВАЛЕЕВА — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг СПбГЭУ.

Автор более 30 научных работ.

Сфера научных интересов — экономика и управление в сфере услуг, экономика туризма.

А А А

Карпова Г.А., Валеева Е.О.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА КАК КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ СЗФО)

Аннотация. В статье рассматриваются новые возможности для развития внутреннего туризма, роль туризма в формировании конкурентоспособности территории и решении социальнозначимых проблем на примере туристских дестинаций Северо-Западного федерального округа.

ГРНТИ 06.71.57

© Г.А. Карпова, Е.О. Валеева, 2015

Контактные данные для связи с авторами (Валеева Е.О.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел. (911) 286-17-58. E-mail: aleeleole@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 22.10.2014 г.

Для ссылок: Карпова Г.А., Валеева Е.О. Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 44-51.

Карпова Г.А., Валеева Е.О.

45

Ключевые слова. Конкурентоспособность региона; конкурентное преимущество; туризм; туристская дестинация; стратегический выбор; туристские расходы; туристский поток.

Karpova G.A., Valeeva E.O.

TOURISM DEVELOPMENT AS THE COMPETITIVE ADVANTAGE OF THE TERRITORY (ON THE EXAMPLE OF THE NORTHWEST FEDERAL DISTRICT SUBJECTS)

Abstract. In article new opportunities for development of internal tourism, a tourism role in formation of the competitive territory and the solution of socially significant problems on the example of tourist destination of the Northwest federal district are considered.

Keywords. Competitiveness of the region; competitive advantage; tourism; tourist destination; strategic choice; tourist expenses; tourist stream.

^ ^ ^

В 2012 году Правительством Российской Федерации был утверждён План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р). «Дорожная карта» содержит как общесистемные мероприятия по реализации мер по развитию конкуренции в Российской Федерации на 20132015 годы, так и отраслевые направления работы. При этом «дорожной картой» определен «револьверный принцип» реализации мер по развитию конкуренции, который предусматривает формирование перечня приоритетных отраслей и системных мероприятий на регулярной основе.

Оценка реально достижимой конкурентоспособности может служить ориентиром при разработке стратегических планов развития и повышения конкурентоспособности территорий. Конкурентоспособность территории подразумевает наличие определённых конкурентных преимуществ, благодаря которым инвестор (субъект, обладающий какими-то дефицитными ресурсами) направит их в данную, а не иную территорию с целью реализации проектов в сфере экономической деятельности. Согласно действующему в нашей стране законодательству, территориальное управление во многом базируется на формировании «стратегического выбора», стратегического приоритета. Стратегическими приоритетами развития территории могут выступать: население, трудовые ресурсы; состояние общества; состояние окружающей среды, охраны природы; части территории; институциональная среда, управление развитием; инфраструктура (в целом или отдельные ее виды); та или иная отрасль сферы производства или услуг.

Зачастую для региона доминирующим фактором развития («стратегическим выбором»), основой для обеспечения конкурентоспособности становится именно определённая отрасль экономики. С учётом оценки конкурентных преимуществ, акцент целесообразно делать на такой отрасли, развитие которой не только наиболее естественно для данной территории, но и повлечёт за собой развитие смежных отраслей, что, в свою очередь, обеспечит всесторонне раскрытие потенциала территории. Многие российские учёные видят дополнительные возможности для развития территории в совершенствовании системы регионального туризма - например, Якунину В.Н. принадлежат разработки по вопросам повышения роли туризма в развитии Самарской области и г. Тольятти [6].

Анализ планов и программ дальнейшего социально-экономического развития различных территорий нашей страны показывает, что, зачастую одним из конкурентных преимуществ, а, следовательно, и обоснованным стратегическим приоритетом развития становится туризм, туристская деятельность. Действительно, повышение объёма внутренних туристских потоков способно оказать положительное влияние на территориальное развитие и стать дополнительным (в некоторых случаях, - единственным) конкурентным преимуществом и стратегическим выбором региона.

46

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

Современная внешнеполитическая и социально-экономическая ситуация РФ является значимым фактором для развития внутреннего туризма. По данным сайта Ассоциации туроператоров России (АТОР), летом 2014 количество запросов в «Яндексе» на туры по России выросло на 30%, тогда как спрос на выездные направления оказался ниже, чем в 2013 году, что подтверждают выводы Аналитической службы АТО об изменениях конъюнктуры спроса. Если включить Россию в общий рейтинг всех запрашиваемых направлений, то она займет второе место, уступив только Турции. При этом, туры с целью посетить столицу России искали 93 894 раз (-27%), Санкт Петербург - 90 917 (-2,5%). Наиболее популярным пляжным курортом страны стал Крым. Туры туда искали почти 46 тыс. пользователей (+60% по сравнению с предыдущим месяцем). Популярностью также пользовались такие направления, как Нижний Новгород, Казань, Уфа, Самара и Ростов-на-Дону. Кроме того, пользователи искали туры по «Золотому кольцу», туры в Сочи и на Байкал.

Министерство культуры Российской Федерации, осуществляющее управление туризмом на всероссийском уровне, прогнозирует увеличение внутреннего турпотока за 2014 г. на 15 %. По уже имеющимся данным, наиболее популярны Краснодарский край (более 13 млн чел.), Крым (более 2 млн чел.). Кроме того, в сфере внутреннего туризма набирают обороты также Москва, Байкал, Карелия и Камчатка (данные с интренет-сайта министерства). Показатели въездного туризма на 2014 год в целом не изменились, но изменилась структура прибывающих туристов: уменьшилось количество туристов из Европы и увеличилось количество туристов из азиатских стран, что вполне объяснимо существующей политической обстановкой.

Анализ статистических данных о поездках иностранных граждан в Россию за последнее десятилетие, в целом, свидетельствует о туристской привлекательности России (см. табл. 1). На девятое место в десятке самых посещаемых туристами стран вышла Россия по данным обзора UNWTO за 2013 год. Россия заняла девятое место с показателем в 28,4 млн посещений. Это на 10,2% больше, чем в 2012 году (данные с интернет-сайта организации).

Таблица 1

Поездки иностранных граждан в Россию с целью туризма, тыс. чел. [5]

2000 г. 2005 г. 2009 г. 2012 г.

Всего 2598 2385 2101 2570

в т.ч. из стран дальнего зарубежья 2215 2251 2000 2430

в т.ч. из стран СНГ 383 134 101 141

Традиционно, конкурентоспособность региона (территории) выражается в достижении высоких показателей качества жизни, в эффективном функционировании регионального хозяйства и в инвестиционной привлекательности, базирующейся на его социально-экономическом потенциале. Туризм как межотраслевой комплекс способен обеспечить все составляющие конкурентоспособности территории (туристской дестинации). Как сложная социально-экономическая система, он оказывает трёхсторонне воздействие на территорию (туристскую дестинацию): гуманитарное, социальное и экономическое.

Гуманитарное значение туризма проявляется в сочетании отдыха с изучением жизни, истории, культуры, обычаев народов нашей страны и других стран, что расширяет кругозор, духовно обогащает человека. Туризм способствует удовлетворению потребностей людей в межличностном общении, что играет также важную роль в развитии дружественных отношений между народами.

Социальная составляющая роли туризма в жизни общества выражается также через увеличение занятости населения в сфере туризма, поддержание работоспособности и целый ряд других показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения. Благодаря разнообразию видов, туризм тесно связан с такими показателями качества жизни населения как: здравоохранение (отдых в санаториях, пансионатах, курортах с целью лечения и общего укрепления состояния здоровья); культура (поездки с целью ознакомления с культурой, историей, искусством различных стран); образование (поездки, включающие обучение); экология (экологический туризм) [1].

Туризм является одной из самых трудозатратных отраслей экономики, поэтому развитие туризма способствует уменьшению безработицы. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в настоящее время в сфере туризма и путешествий с учетом занятых в смежных отраслях ра-

Карпова Г.А., Валеева Е.О.

47

ботает 8,7 % всего активного населения (почти 255 млн рабочих мест). Прогнозируется, что к 2020 г. на туристский сектор придется почти 9,8%, или 10 трлн долл. США мирового ВВП; 9,8% работающего населения мира; 5,1% мировых инвестиций [7].

Ростуризм со ссылкой на Росстат приводит такую статистику: за пять лет (с 2009 по 2013 год) количество сотрудников турфирм в России выросло на 10 тысяч человек. При этом рост количества сотрудников в отрасли отмечается почти во всех федеральных округах. Наименьший прирост за пять лет наблюдается в Дальневосточном федеральном округе: всего 193 человека. Наибольший - в СевероЗападном федеральном округе. За пять лет здесь в туризме стало работать почти на 4 тысячи больше человек (данные с интернет-сайта Ростуризма).

Экономическое значение туризма проявляется в том, что туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны. Туризм оказывает на экономику как прямое, так и косвенное воздействие. Прямое экономическое воздействие туризма на экономику - результат расходов туристов на покупку услуг и товаров туристского назначения. Туристские расходы определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем или от его имени при подготовке к поездке, в ходе поездки и пребывания в месте посещения.

Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы: основные; специфические; дополнительные. Основные потребности туристов — это потребности в передвижении, проживании и питании, т.е. это услуги средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций, они являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки, — потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, санаторно-курортном обслуживании. Дополнительные потребности, которые возникают у туристов но время путешествия, удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений.

Величина суммарных расходов туриста обычно определяется при помощи простых калькуляционных методик, базирующихся на использовании информации о средних расходах туриста за сутки. Однако, данные о расходах туриста за сутки в лучшем случае получаются приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по этому показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Следовательно, необходимо применять различные методики опросов туристов для уточнения этого показателя.

В связи с тем, что туристский поток - явление неравномерное, для его прогнозирования и планирования предлагается использовать коэффициенты неравномерности туристского потока (Кн), которые могут рассчитываться тремя способами:

Кн = Дшах х 100% , или Кн = Дшах х 100% , или Кн = х 100% ,

Д п

Д год

Дс.

где Дтах, Дшп - число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока, соответственно;

Дгод, Дсм - годовое и среднемесячное число туродней, соответственно.

Показатели финансово-экономической деятельности включают: объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма; показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и т.д.); показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств); себестоимость услуг туризма; прибыль; рентабельность; финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость и др.). Отдельно рассматриваются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма: число туристов, посетившие зарубежные страны; число туродней по иностранным туристам; суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на экономику региона, в котором развивается туризм [2]. Помимо прямого влияния, туризм оказывает и косвенное, которое вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в стране (регионе): растут туристские расходы - растут доходы страны (региона) от туризма - растут расходы на улучшение социально-экономических условий проживания в стране (регионе). Можно выделить следующие методы расчёта экономической роли туризма, которые наиболее часто используются в российской практике:

48

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

1. Расчёт вклада туризма в экономику на основе определения доходов бюджета;

2. Расчёт вклада туризма в экономику с учётом эффекта мультипликатора;

3. Расчёт вклада туризма в экономику на основе использования данных официальной статистики и проводимых социологических обследований.

Самый простой и наиболее часто используемый метод - расчёт вклада туризма в экономику на основе определения доходов бюджета. Для расчёта используются показатели туристского потока, средней продолжительности пребывания, расходов туристов с выделением двух групп - российские и иностранные граждане (табл. 2).

Таблица 2

Порядок расчёта вклада туризма в экономику территории

Основные показатели год

Количество гостей (всего и в т.ч. иностранных и российских) тыс. чел.

Средняя продолжительность пребывания (всего и в т.ч. иностранцев и россиян) суток

Совокупное суточное пребывание гостей в течение года (всего и в т.ч. иностранных и российских) чел.-дни

Средние ежедневные расходы одного посетителя (всего и в т.ч. иностранцев и россиян) руб. /день

Совокупные ежегодные расходы посетителей (доход территории от гостей) (всего и в т.ч. иностранцев и россиян) руб.

Экономическая эффективность туризма в регионе представляет собой собирательную характеристику, включающую объективные экспертные оценки и аналитические данные, описывающие воздействие туризма в следующих областях: рентабельность и доходы непосредственно туристских фирм региона; налоговые поступления от туризма в региональный бюджет; развитие объектов инфраструктуры туризма в регионе; косвенное воздействие туризма на другие отрасли общественного производства посредством мультипликативного эффекта; воздействие туризма на занятость населения.

Обладая уникальным сочетанием благоприятных природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия, Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) занимает в России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма. Согласно Стратегии социальноэкономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года, одним из главных стратегических приоритетов на предстоящий период является использование туристскорекреационного потенциала территории и акватории.

Субъекты Российской Федерации, входящие в состав округа, динамично развиваются как туристические центры. Речь идёт не только о таких крупнейших центрах туризма как Санкт-Петербург, но и о менее масштабных, но при этом не менее значимых. Так, например, рейтинг 50-ти малых городов России, особенно популярных у туристов, составленный российским порталом для путешественников Travel.ru в 2013 году, определил в тройке лидеров Старую Руссу, расположенную на территории Ленинградской области и обладающую такими преимуществами: исторические и культурный ценности, близость к популярным туристическим маршрутам и относительно невысокие туристские расходы. Средний бюджет туриста здесь составляет 2 290 руб. в день. На 7-м и 9-м месте этого рейтинга оказались ещё два субъекта СЗФО - Печоры (Псковская область) и Выборг (Ленинградская область).

Ленинградская область выделяется ярко выраженным своеобразием памятников, уникальным составом и структурой историко-культурного наследия, имеющих мировое и общероссийское значение. Комплекс историко-культурного и природного наследия Ленинградской области включает 4155 объектов культурного наследия, в том числе федеральных - 575, региональных - 1140, выявленных - 2440. Правительство Ленинградской области в качестве одного из значимых конкурентных преимуществ области называет именно туристско-рекреационный потенциал. Согласно Концепции социальноэкономического развития Ленинградской области на период до 2025 года (утверждена областным законом от 28.06.2013 № 45-оз), в 2011 г. область посетило 1,875 млн туристов. Общее число действующих коллективных средств размещения (гостиницы, базы отдыха, турбазы, пансионаты) составило 445 единиц, что на 5 единиц больше, чем в 2010 г.

Карпова Г.А., Валеева Е.О.

49

Из практики как международного, так и отечественного туризма можно сделать вывод о том, что развитие туризма невозможно без государственной, региональной, муниципальной поддержки, которая, в частности, выражается в финансировании, в первую очередь, объектов туристской инфраструктуры.

По данным информационно-туристского центра Ленинградской области, в ближайшие годы бюджетное финансирование туризма собираются значительно увеличить. Для сравнения - на 2010-2013 годы финансирование развития отрасли составило около 3 млн рублей, на 2014 год выделено более 40 млн, в 2015 году запланирована примерно такая же сумма. Самым популярным районом Ленинградской области на 2012-2013 гг. информационно-туристский центр Ленинградской области называет Приозер-ский; за последнее время количество туристов, посещающих этот район, составляет около 140 тыс. ежегодно [4]. Но эта цифра отражает только то количество туристов, которые отдыхали с ночёвкой. Тормозит развитие туризма (и не только в Приозерском районе) невозможность отследить количество приезжающих людей и правильно все рассчитать - нет регистрации для въезжающих туристов; потоки неорганизованны.

Безусловно, самым ярким туристским центром СЗФО является Санкт-Петербург. В 2013 году Петербург посетили 3 млн иностранных туристов и 3,2 млн человек из России. На сегодня Петербург находится на 20-м месте в мире по привлекательности для туристов. По данным Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, в 2013 году 2,12 млн иностранных туристов воспользовались услугами гостиниц, что на 3% больше, чем в 2012 году. Число туристов, прибывших на морских круизных судах и паромах, увеличилось на 11% и составило 573 тыс. человек.

Всего за 10 лет количество иностранных гостей в Санкт-Петербурге увеличилось в 2 раза - с 1,5 млн до 3 млн человек в год. Увеличению турпотока способствовали модернизация и введение в строй пассажирского порта «Морской фасад» и аэропорта «Пулково», а также привлечение новых перевозчиков -в 2013 году на рынок Санкт-Петербурга пришло 12 авиакомпаний. В рамках проекта «Моя Россия: град Петров» за период с октября по декабрь 2013 года более 18 тысяч школьников из 28 регионов побывали в Санкт-Петербурге. Рост поступлений в бюджеты РФ всех уровней от ресторанов и гостиниц составил 30%, рост объема оказанных платных услуг в туристической сфере составил 10%. Кроме того, в прошлом году номерной фонд гостиниц Санкт-Петербурга пополнился 1150 номерами, что приблизило его к показателю, характерному для городов Европы.

Приоритетными направлениями туристской деятельности в Санкт-Петербурге по-прежнему остаются: внутренний, въездной, конгрессно-выставочный, культурно-познавательный, социальный, самодеятельный и водный туризм. Согласно прогнозу городского комитета по инвестициям и стратегическим проектам, к 2016 году количество туристов, посещающих Санкт-Петербург, увеличится до 7 млн человек.

Тем не менее, одна из главных проблем Санкт-Петербурга на сегодня - низкая возвратность туристов. Во многом это вызвано транспортной инфраструктурой города. В 2014 году Правительством Санкт-Петербурга в рамках «Стратегии развития Санкт-Петербурга до 2030 года» принята стратегия развития индустрии туризма. Развитие получат наиболее перспективные виды туризма: культурнопознавательный, оздоровительный, автотуризм, круизный и яхтенный, горнолыжный. В течение пяти лет планируется потратить на культуру и туризм более 143 млрд рублей, в рамках реализации госпрограммы «Развитие сферы культуры и туризма» на 2015-2020 годы. Расходы бюджета - почти 120,7 млрд руб., из внебюджетных источников городские власти собираются привлечь еще 23 млрд руб. Собственно на развитие туризма в рамках реализации этой программы будет потрачено 7,2 млрд руб. Одним из целевых показателей «туристической» подпрограммы к 2020 году является повышение количества российских туристов до 4,5 млн человек в год, иностранных - до 4,1 млн человек в год [3].

На территории СЗФО, наряду с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, в качестве одного из основных факторов повышения конкурентоспособности, туризм определён также в Карелии, Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях.

По данным ИТАР-ТАСС со ссылкой на госкомитет по туризму Карелии, доход от въездного туризма в Карелии за 2013 год составил 6 млрд рублей, увеличив результат 2012 года на 8,7%. Всего в 2013 году край лесов и озер посетили 595 тысяч человек. Более половины из них, жители Москвы и Санкт-Петербурга. Количество занятых в сфере туризма выросло с 2890 в 2012 до 3130 человек в 2013 году. По имеющимся данным за 2014 г. можно констатировать увеличение потока гостей на 10-15%. Для обслуживания растущего объёма посещений ежегодно в стадии строительства или реконструкции находится

50

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕЙ

40-50 объектов туристской инфраструктуры. По итогам 2013 года общий объём инвестиций в этот сегмент отрасли составил 630 млн рублей. В Петрозаводске введены в строй крупные гостиничные комплексы международного класса «Онего Палас» и Park Inn. По результатам завершившегося весной 2014 года голосования в ходе присуждения одной из наиболее престижных туристских премий в России -«Звезда Travel.ru» - республика заняла первые места в номинациях «Лучшее место для активного отдыха» и «Лучшее место для зимнего отдыха».

По данным британского издания Metro в рейтинге лучших «секретных» направлений Европы 15 место занял ещё один субъект СЗФО - Калининград. Авторы списка изучили «неизвестные и неисследованные» места, где нет сотен туристов и где можно хорошо отдохнуть. Согласно отчётным данным правительства Калининграда, ежегодный прирост туристического потока на российское побережье Балтики составляет от 5 до 10%, а в 2013 году он увеличился на 15% и достиг 550 тыс. туристов. По прогнозам эта тенденция сохранится и в текущем сезоне. Второе место после российских туристов в области занимают польские, правда в основном они не пользуются услугами туристического сервиса (ночевки в отелях и санаториях). Площадь всех муниципальных пляжных зон в 2014 г. увеличена в два раза в сравнении с прошедшим годом. На оснащение муниципальных пляжей Светлогорский, Балтийский, Пионерский и Янтарный всей необходимой инфраструктурой из бюджета области было выделено 10 млн рублей. Туристов готовы принять более 250 отелей Калининградской области, включая 21 санаторий и 17 детских оздоровительных лагерей. В 2013 году инвестиции в туристскую индустрию в целом (в области) составили более 4,5 млрд руб., номерной фонд в гостиницах был увеличен более чем на 240 единиц, было построено три отеля. Средний турист оставляет в регионе от двух до трех тысяч рублей в сутки. В целом, доход о туристов за 2013 год составил около 5 млрд руб.

По предварительным итогам первого полугодия 2014 года, общее число гостей, проживавших на гостиничной базе Великого Новгорода, составило 92 310 человек. Это на 6,9% больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Число российских граждан увеличилось до 81 770 человек (+10,7%), но уменьшилось количество иностранцев до 10 540 человек (-15,5%). Доля иностранцев в турпотоке составляет около 10%. По данным «Центра развития туризма «Красная Изба», зарубежных гостей в первую очередь интересуют рестораны русской кухни, достопримечательности в историческом центре (Кремль, Ярославово дворище), монастыри (Юрьев, Хутынский, Николо-Вяжищский), крупные мероприятия в Кремле («Новгородское вече», «Княжья братчина») и в музее «Витославлицы».

Туристские дестинации Северо-Западного федерального округа имеют значение и для реализации Постановления Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 18.02.2014) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)», согласно которому одним из современных институтов развития в нашей стране объявлен кластерный подход. В рамках подготовки вышеуказанной Программы были отобраны перспективные туристские регионы, имеющие высокий туристский потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов. В их числе и субъекты Северо-Западного федерального округа: Республика Карелия, Вологодская область, Калининградская область, Новгородская область.

В частности, на территории Калерии планируется создание туристского кластера «Южная Карелия», формирование которого уже началось: соглашение о вхождении в проект подписали около двадцати предпринимателей. Некоторые объекты начали строиться, а один введён в строй: речь идёт о туркомплексе премиум-класса «Ладожская усадьба». Общий объём ожидаемых инвестиций в «Южную Карелию» составляет около 6,5 млрд рублей.

В ходе формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг. Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристскорекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, тем самым обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций.

На сегодняшний день в системе туризма нашей страны происходят изменения. Во-первых, увеличился туристский потенциал за счёт территории Крыма, который уже долгое время является признанным туристским центром, при этом состояние многих туристских объектов полуострова таково, что они нуждаются в государственной поддержке и инвестировании. Во-вторых, развитие информационных

Карпова Г.А., Валеева Е.О.

51

технологий, необходимость адаптироваться и быстро реагировать на различные рыночные изменения предъявляют повышенные требования к управлению туристскими фирмами, к разработке конкурентоспособной политики; отсутствие гибкости приводит к экономическим просчётам и, в конечно итоге, банкротству. В-третьих, недостаточный контроль со стороны соответствующих государственных органов власти за качеством туристских продуктов приводит к тому, что всё большее количество туристов самостоятельно организуют собственные путешествия.

В связи с кризисной ситуацией, в сфере туризма необходима более глубокая проработка таких вопросов как законодательное регулирование туризма. На сегодняшний день разработан проект нового федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации». В частности, законопроект содержит в себе следующие предложения: новое определение турпродукта - с целью повысить значимость и ответственность турагента в формировании турпоздки; создание реестра турагентств; увеличение размера фингарантий туроператоров; увеличение взноса в фонд «Турпомощь»; создание фонда персональной ответственности туроператора; создание реестра договоров о реализации турпродуктов; создание законодательной базы для он-лайн продаж; разграничение ответственности турагентов и туроператоров; введение требований к деловой репутации туроператоров и турагентств; установление дополнительных мер государственного надзора и контроля за туроператорской и турагентстской деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшая реализация туристско-рекреационного потенциала субъектов СЗФО может ускорить их экономическое развитие, повысить конкурентоспособность и существенно улучшить социальноэкономические условия проживания для населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валеева Е.О. Развитие индустрии туризма в регионе. СПб.: Издательство «Астерион», 2008.

2. Карпова Г.А., Лаврова Т.А. Особенности развития туризма и исследование туристского потенциала в Санкт-Петербурге. СПб., 2007.

3. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года N 488 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы».

4. Туризм в Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lentravel.ru (дата обращения 01.09.2014 г.).

5. Туризм в цифрах. 2013. М.: ИИЦ «Статистика России», 2013.

6. Якунин В.Н. Проблема повышения роли туризма в развитии Самарской области и г. Тольятти // Вестник Национальной Академии туризма. 2008. № 2.

7. Travel and tourism impact. WTTC, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.