Научная статья на тему 'Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона'

Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
324
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Петрова О. Н., Клевченков М. Г.

Развитие сферы туризма Псковской области будет способствовать решению многих социально-экономических проблем региона, позволит использовать его культурный потенциал, уникальные экологические условия, привлечь инвестиции в экономику области. Наиболее перспективным направлением является кластерный подход в развитии туристского комплекса, который создаст возможность обеспечения эффективного сотрудничества организаций, занятых производством туристского продукта в регионе, повышением его конкурентоспособности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Петрова О. Н., Клевченков М. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластер как инструмент обеспечения конкурентоспособности туристского комплекса региона»

13(148) - 2010

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

КЛАСТЕР КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

О. Н. ПЕТРОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры общепрофессиональныхдисциплин E-mail: [email protected]

М. Г. КЛЕВЧЕНКОВ, студент E-mail: [email protected] Великолукский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Развитие сферы туризма Псковской области будет способствовать решению многих социально-экономических проблем региона, позволит использовать его культурный потенциал, уникальные экологические условия, привлечь инвестиции в экономику области. Наиболее перспективным направлением является кластерный подход в развитии туристского комплекса, который создаст возможность обеспечения эффективного сотрудничества организаций, занятых производством туристского продукта в регионе, повышением его конкурентоспособности.

Ключевые слова: туризм, регион, конкурентоспособность, кластер.

Туризм представляет собой крупный сектор экономики, развитие которого в настоящее время является одним из приоритетных направлений во многих странах мира, в том числе и в России. Интерес к данной отрасли со стороны государства, частных инвесторов, ученых, а также общества в целом обусловливается прежде всего тем, что эффективное функционирование сферы туризма означает не только крупные налоговые поступления в бюджет, но и создание рабочих мест, сокращение безработицы, формирование и совершенствование социальной инфраструктуры.

Экономическую выгоду от успешного осуществления туристской деятельности может получить практически каждый житель российских регионов. Туристы, посещающие регион, создают платежеспособный спрос на определенные виды товаров и услуг, мотивируя местное население к созданию собственного бизнеса. Благодаря развитию туризма повышается уровень образования и культуры населения региона.

В настоящее время, когда последствия мирового финансового кризиса становятся все более заметными как для мирового хозяйства в целом, так и для отдельных стран, регионов, отраслей, включая и туристскую деятельность, актуальной проблемой становится обеспечение конкурентоспособности предприятий, образующих туристский комплекс Псковской области.

В общем случае под конкурентоспособностью понимается способность фирм конкурировать на рынках товаров и услуг по цене и качеству [2, с. 395]. Исходя из этого определения конкурентоспособность туристской организации представляет собой совокупность качеств, присущих ей и обеспечивающих ее превосходство наддругими туристскими фирмами.

Соперничество между туристскими организациями региона в условиях мирового финансового

кризиса характеризуется двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, вследствие сложившихся неблагоприятных условий на рынке остаются функционировать лишь наиболее экономически устойчивые и стабильные предприятия сферы туризма, следовательно, число конкурентов уменьшается. С другой стороны, из-за снижения потребительского спроса на туристские услуги между фирмами обостряется конкурентная борьба.

Обеспечение конкурентоспособности предприятий туристского комплекса региона особенно важно в связи с тем, что Псковская область является депрессивным регионом, с самым высоким уровнем безработицы среди регионов Северо-Западного федерального округа и наиболее низкими реальными доходами населения (около 18 % населения имеет доходы ниже величины прожиточного минимума).

В то же время Псковский регион обладает богатейшими туристско-рекреационными ресурсами, занимает выгодное географическое положение, располагает развитой транспортной инфраструктурой, соединяя российский рынок с рынками европейских стран. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 1100 км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием — 9 900 км. Аэропорт города Пскова является международным, он оборудован для обслуживания внутренних и международных рейсов.

Псковская область — единственный субъект Российской Федерации, который граничит одновременно с тремя иностранными государствами: на западе — с Эстонией и Латвией, на юге — с Республикой Беларусь.

Псковская область имеет богатую историю, насчитывающую более 1 100 лет. В регионе располагаются многочисленные памятники истории и архитектуры, том числе 372 памятника истории и культуры федерального значения и 2 876 объектов археологического наследия федерального значения. Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» и Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря включены в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Следует отметить, что Псковский регион является одним из самых экологически благополучных в России. Климатические условия области — довольно теплое лето и сравнительно мягкая зима — способствуют развитию в регионе как летнего, так и зимнего отдыха. В области сохранились обширные территории нетронутой природы с чистыми реками

и озерами, в которых водится более 40 видов рыб; сосновыми борами, богатыми грибами, ягодами и редкими лекарственными растениями.

Следовательно, в Псковской области можно успешно развивать практически все виды туризма, однако основным для региона в данный период является культурно-познавательный и паломнический туризм.

В настоящее время Псковскую область посещают иностранные туристы из 65 стран мира, в основном граждане Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Финляндии, Швеции и Германии, а также российские туристы, в числе которых преобладают жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей. В 2008 г. Псковский регион посетили порядка 250тыс. туристов.

В Псковской области существуют три основных туристских центра: Пушкинские горы, Псков, Изборск-Печоры.

Областной центр Псков — один из древнейших городов России, его история насчитывает 1 106 лет. Псков располагает уникальным ансамблем Псковского Кремля и Довмонтова города, комплексом гражданских построек ХУПв.: Поганкины палаты, палаты Русиновых, Поздноевых, Трубинских. Одной из главных достопримечательностей Псковской земли является уникальный Псково-Печерский монастырь, признанный одним из семи чудес России. Кроме того, Псковская область тесно связана с именем А. С. Пушкина. Именно здесь находятся дом-музей поэта, старинный усадебный парк с вековыми деревьями, атакже могилаА. С. Пушкина.

Псковская земля тесно связана и с именами таких выдающихся российских деятелей культуры и науки, как композиторы М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, писатели В. А. Каверин и Ю. Н. Тынянов, историк С. С. Татищев, первая в мире женщина профессор математики С. В. Ковалевская, академик И. М. Виноградов, мореплаватели братья Лаптевы.

Туристский бизнес в Псковской области в последнее время динамично развивался. Об этом свидетельствует появление в регионе новых отелей, туристских фирм, домов отдыха, туристских баз, ресторанов. Так, в 2005 г в Пскове открылся четырехзвездочный отель «Гелиопарк Олд Эстейт», восстановлен мотель «Балтия», реконструирована гостиница «Колос», введены в эксплуатацию загородный отель «Плесков», центр загородного отдыха «Лукоморье», коттеджный комплекс «Чудское подворье». В 2007 г. в Пушкинских горах появилась новая туристская база, которая уже успешно начала работать, под строи-

тельство второй уже выделен земельный участок, на территории заповедника построены туристские коттеджи. Сегодня в регионе работают 40 турфирм, 39 гостиниц, 19 санаториев и пансионатов, 637 спортивных сооружений.

По оценке Консалтинговой компании «CARL BRO» (Дания), общая емкость туристских ресурсов (возможность приема туристов) Псковской области составляет 10 млн чел.-дней в год, в том числе познавательных — 5,6 млн чел.-дней, спортивно-оздоровительных — 4,4 млн чел.-дней, т.е. около 2% от емкости всех туристских ресурсов России.

Однако большинство туристских фирм Псковской области являются малыми и, кроме того, они практически не взаимодействуют друг с другом, что создает определенные сложности для привлечения туристов из других государств, так как большинство из них доверяют лишь крупным и известным фирмам с большим опытом работы в сфере туризма.

Следует также отметить, что на протяжении ряда лет доля туристских услуг в общем объеме платных услуг остается неизменно низкой и соста-вилалишь 1,1 % в 1995г., 0,6%-в2008г. (рис. 1).

Поскольку большинство предприятий, принадлежащих к сфере туризма региона, относятся к малому бизнесу, то одной из главных проблем, на наш взгляд, является наличие препятствий, мешающих активному развитию малого предпринимательства в Псковской области, которое играет значительную роль в оказании туристских услуг населению. К данным препятствиям можно отнести:

• сложную систему оформления займов, отсутствие возможности взятия долгосрочного кредита, кредита на открытие фирмы, высокие процентные ставки;

• нехватку офисных помещений, высокие арендные ставки;

• предоставление предприятиям помещений сроком на 1 год, а не надлительные сроки;

• отсутствие у малого бизнеса свободного выбора системы налогообложения;

1995

-2008

Рис. 1. Структура платных услуг, предоставляемых населению Псковской области в 1995 и 2008гг. (по материалам Псковстата), %

• большую налоговую нагрузку.

К факторам, сдерживающим развитие туризма в регионе, можно также отнести:

• неразвитость инфраструктуры, в том числе логистической (недостаток гостиниц, объектов индустрии развлечений, отвечающих международным требованиям, низкий уровень транспортных услуг);

• неудовлетворительное состояние объектов притяжения туристов (для экскурсионного показа используется не более 20 % памятников истории и культуры);

• отсутствие опытных квалифицированных кадров, способных самостоятельно и на соответствующем уровне выстраивать отношения с клиентами;

• отсутствие комфортной информационной среды.

Кроме того, на развитии туристского комплекса региона негативным образом отразился и мировой финансовый кризис.

Наиболее чувствительным к кризису оказался региональный рынок въездного туризма. Так, в 2008 г. число иностранных туристов, желающих посетить регион, уменьшилось на 8,7%, что связано с высокими ценами на туристские услуги, а также довольно низким уровнем социальной инфраструктуры по сравнению с другими регионами и странами.

Финансовый кризис затронул и рынок выездного туризма: рост цен на энергоносители значительным образом повлиял на стоимость туристских путевок, а также спровоцировал задержки авиаперелетов, которые все чаще стали иметь место в последнее время.

В настоящее время многие потребители предпочитают либо воспользоваться наиболее дешевыми направлениями, либо отказаться от туров. Однако отказ от туристских услуг не означает отказа от отдыха, поэтому многие люди решают данную проблему самостоятельно, организуя собственный отдых без помощи туристских фирм.

Туристский продукт создается усилиями многих организаций, каждая из которых имеет свои собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. От координации деятельности хозяйствующих субъектов, формирую-щихтурпродукт, зависит его конкурентоспособность и соответственно эффективность работы всех организаций, участвующих в его создании.

Обеспечению конкурентоспособности предприятий туристского комплекса региона будет способствовать создание туристского кластера.

Опыт развития отдельных регионов и отраслей показывает, что именно кластерный подход способствует формированию и развитию их конкурентоспособности, основанной на мобилизации всех ресурсов, инновациях, высоких стандартах качества товаров и услуг, кооперации и сотрудничестве, которые являются стимулами к поиску новых, более совершенных, предпринимательских идей и решений.

Концепция кластеров является одной из наиболее успешных мировых стратегий использования преимуществ отраслевого расположения организаций и поддержки малого и среднего предпринимательства в различных сферах, в том числе и сфере туризма.

При этом еще А. Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», опубликованной в 1890 г., утверждал, что те преимущества, которые имеют крупные предприятия, также доступны предприятиям малого бизнеса, если они расположены в «промышленном регионе», — в связи с тем, что эти регионы отличаются большим резервом рабочей силы, большим числом поставщиков и посредников, специализирующихся в данной отрасли, а также обладают преимуществами в области технологий и специальных знаний [4, с. 368.].

В современной экономической литературе имеется множество определений понятия «кластер». Известный американский исследователь проблем конкурентоспособности М. Портер ука-

зывает, что кластер — это «...сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [6, с. 207]. Стремясь к достижению конкретного хозяйственного эффекта, они взаимодополняют друг друга и одновременно усиливают свои конкурентные преимущества.

Схожее с этим определение кластеров предлагает Лоурен Э. Янг: «Кластеры фирм — это группы компаний, расположенных рядом. В отдельных случаях такие сосредоточения образовывают группы компаний, которые принадлежат к одной и той же отрасли» [8, с. 167].

Российский исследователь В.М. Третьяк в своей работе «Кластеры предприятий» приводит следующее определение: «...кластер — это квазиинтегрированная структура, состоящая из юридически независимых малых предприятий, у которых отсутствует контроль за собственностью и сохраняется контроль за управлением активами» [7, с. 12].

При этом наличие кластеров предприятий характеризуется следующими признаками:

• на рынке товаров или услуг начинается заметное улучшение качества, повышаются требования к стандартам качества;

• появляется один или несколько гражданских институтов, регулирующих использование активов юридически независимых компаний;

• появляются схемы совместной закупки сырья и полуфабрикатов;

• используется преимущественно единая дистрибутивная сеть;

• начинается стремление к формированию коллективного брэнда;

• начинает действовать третейский суд;

• наблюдается наращивание экспортных операций.

Как показал анализ структуры туристского комплекса, потенциальными участниками регионального туристского кластера являются:

• организации непосредственного обслуживания (туристские фирмы, включая туроператоров и турагентов, гостиницы, транспортные предприятия, специализирующиеся на перевозке туристов, специализированные лечебно-оздоровительные комплексы, предприятия по изго-

товлению и торговле сувенирнои продукцией, информационные, рекламные и страховые предприятия, организации по оказанию дополнительных услуг туристам, т. е. гиды, автопрокатные фирмы, музейно-экскурсионный бизнес);

• высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие кадры для туристской индустрии, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся проблемами туризма;

• представители власти в лице администрации области и администраций муниципальных образований;

• организации-посредники (предприятия общественного питания вне гостиничного хозяйства, городские транспортные предприятия, предприятия торговли, банки, лечебные учреждения, предприятия бытового обслуживания);

• общественные организации;

• Координационный совет, состоящий из представителей власти, общественных организаций, предприятий непосредственного обслуживания туристов, научных и учебных учреждений, организаций-посредников, связанных со сферой туризма (рис. 2). В состав кластера могут

войти и местные жители, выступающие в роли частных арендодателей, жилые помещения которых будут использоваться для размещения туристов в популярных для отдыха районах, а также местах, расположенных рядом с достопримечательностями региона.

Кластер не является организационно-правовой формой и не выступает в качестве юридического лица. Участники кластера сохраняют юридическую и экономическую самостоятельность, взаимодействуютна основе устойчивых и долговременных договорных отношений, что создает возможность достижения сбалансированности интересов субъектов кластера, организации эффективной системы самоуправления.

Основными признаками туристского кластера явля-

ются: конкурентоспособность выпускаемого туристского продукта, концентрация предприятий, выпускающих турпродукт в одном регионе, их кооперация в единую технологическую цепочку на основе договорных отношений, конкуренция за завоевание и удержание клиента.

Формирование туристского кластера будет способствовать:

• созданию каналов эффективного сотрудничества организаций, предоставляющих гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, охранные, страховые, посреднические услуги, а также предприятий торговли, обслуживающихтуристов;

• поддержке появления новых участников туристского кластера;

• укреплению неформальных связей, способствующих появлению и внедрению в практику новых идей в бизнесе;

• образованию более совершенных информационных потоков внутри кластера.

Объединение на основе кластера материальных, финансовых, информационных, кадровых, инновационных и других ресурсов позволяет получить значительный синергический эффект.

Для создания в Псковской области туристского кластера наиболее приемлемым, по нашему мнению, является один из трех существующих типовых подходов к реализации этого процесса. Этот подход предполагает создание на основе специалистов администрации региона расширенной рабочей группы, участники которой в качестве экспертов могут привлечь представителей вузов, осуществляющих подготовку специалистов в сфере туризма, а также представителей различных региональных организаций, заинтересованных в формировании кластера.

Создание туристского кластера в регионе должно осуществляться в несколько следующих этапов:

• осуществление стратегического анализа с целью выявления экономической целесообразности создания; выявление факторов, влияющих на эффективность и устойчивость деятельности кластера; определение заинтересованных в образовании кластера субъектов; выявление целевых рынков;

• создание Координационного совета;

• разработка положений, правил и механизмов функционирования кластера;

• технико-экономическое обоснование организационного проекта кластера;

• оценка социально-экономической эффективности и перспектив деятельности кластера;

• разработка и подписание субъектами, входящими в кластер договора.

Мы разделяем мнение украинского экономиста, профессора М. П. Войнаренко о том, что для того, чтобы кластер состоялся как жизнеспособная, самодостаточная, успешная и эффективная организация, необходимо обеспечить пять условий:

1) инициатива — наличие инициативных и влиятельных людей из числа предпринимателей, структур власти, общественных организаций, учебных заведений, способных благодаря своим авторитету, уму, организаторским способностям и знаниям сплотить, заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самих их членов, так и для региона;

2) инновации — наличие новых технологий в организации производства, сбыта, управления, финансирования, способных реализовать новые возможности в конкурентной борьбе;

3) информация — доступность, открытость, обмен знаниями, создание баз данных и "№еЬ-стра-

ниц, позволяющих получать преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы;

4) интеграция — возможность использования новых кластерных технологий сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти;

5) интерес — основное условие жизнедеятельности предпринимательской или общественной структуры, которое обязательно предполагает наличие заинтересованности участников кластерных объединений и получение ими определенной экономической выгоды [1,с. 114].

В условиях финансового кризиса особую роль при формирования туристского кластера в регионе играют органы власти, которые должны проявлять инициативу и заинтересованность в повышении конкурентоспособности региона, поскольку именно кластерное устройство региональной экономики может обеспечить устойчивое развитие социальных процессов и повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, создавая возможность его инновационного развития.

Безусловно, там, где реализуется кластерный подход, «... кластер выступает как официально-экономическая парадигма развития территорий, так как он представляет собой инструмент самоорганизации хозяйственного сообщества для повышения выживаемости регионального бизнеса в условиях бескомпромиссной конкуренции» [3, с. 64].

Каждый кластер, в том числе и туристский, является точкой роста для развития экономики региона, вовлекая в орбиту своей деятельности другие отрасли. Все предприятия, деятельность которых тем или иным образом связана с региональным туристским комплексом, делают инвестиции в специализированные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому образованию новых предприятий-смежников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение проблем, связанных с формированием туристского кластера, предполагает реконструкцию значительного числа объектов культуры, развитие инфраструктуры в городах и других населенных пунктах области. Эти проблемы в настоящее время также невозможно решить без государственной поддержки.

Органом, осуществляющим государственное управление в области туризма в регионе, является отдел туризма, который входит в Комитет по инвестициям Администрации Псковской области.

Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности на территории области являются:

• координация деятельности всех органов и организаций в сфере туристской индустрии;

• лицензирование в туристской индустрии, сертификация туристских услуг и услуг средств размещения в соответствии с требованиями законодательства;

• осуществление налоговой политики в области туризма;

• заключение договоров о развитии сотрудничества с другими регионами в сфере туризма;

• создание единой информационной службы по всем объектам развития туристской индустрии;

• разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;

• разработка областных комплексных целевых программ по развитию туристской индустрии и обеспечение их реализации;

• развитие санаторно-курортной сети;

• рекламная и издательская деятельность в сфере туризма [5, с. 2].

Однако принимаемые органами власти региона меры по развитию индустрии туризма в области еще недостаточны.

Хотя в программе экономического и социального развития Псковской области на 2006—2010 гг и нашло отражение декларирование необходимости развития туристского кластера в регионе, в этом документе не указаны ни конкретные меры по его созданию, ни источники необходимыхдля этого средств.

Между тем именно кластер представляет собой модель системы, которая способна устойчиво генерировать новые технологии, ноу-хау, открытия, что позволяет повысить конкурентоспособность местного бизнеса и эффективность государственной политики в области экономики.

При этом усиливаются взаимосвязи внутри кластера, происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств среди его участников.

На наш взгляд, в рамках туристского кластера можно будет активнее развивать не только традиционные для Псковской области виды туризма, такие как познавательный и паломнический, но сравнительно новые направления в туристской деятельности — arpo- и экотуризм, экстремальный туризм.

Так, в частности, можно ускорить строительство так называемых гостевых деревень вблизи наибо-

лее примечательных частей историко-культурного ландшафта. Предполагается, что построенные в древнерусском архитектурном стиле коттеджные поселки будут оборудованы всем необходимым для обеспечения максимально комфортного размещения туристов, включая современные системы отопления, водоснабжения, кондиционирования воздуха.

Такое строительство и работа по обслуживанию деревень создадут дополнительные рабочие места для местного населения, дадут возможность реализации изготовленных местными жителями сувениров, а также дикорастущих ягод и грибов.

В области уже действуют гостевые деревни «Медовый хуторок», «Ольгин хутор», «Хутор художников» и «Хутор Сету».

В регионе имеются условия и для развития экстремального туризма, в частности подводного дайвинга, спелеологии.

В условиях финансового кризиса эти направления в туристской деятельности могут быть особенно привлекательными как для иностранных, так и для российских туристов.

Таким образом, сфера туризма Псковской области является одной из наиболее перспективных отраслей экономики региона. Создание регионального туристского кластера будет способствовать динамичному развитию туристской деятельности, увеличению доходности Псковского региона, повышению его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, позволитрешить проблемы занятости населения, роста качества его жизни.

Список литературы

1. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2005. 368 с.

2. Блэк Дж. Экономика: толковый англо-русский словарь. М.: Весь мир, 2000. 508 с.

3. Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 61—68.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки: т. 1, пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 416 с.

5. О туристской деятельности в Псковской области: Закон Псковской области от 14.07.1999 №48-03.1

6. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М. : Вильяме, 2005. 496 с.

7. Третьяк В. М. Кластеры предприятий. Иркутск: Изд-во Байкальского ун-та экономики и права, 2006. 347 с.

8. Янг Лоурен Э. Технопарки та кластеры ф1рм. Киев: ПЕРУ, 1995. 321 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.