ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Литература
1. World Tourism Organization (2009) UNWTO World Tourism Barometer, 7(1). World Tourism Organization, Madrid.
2. Reducing Barriers to Economic Growth and Job Creation. The Travel & Tourism Competitiveness Report. The World Economic Forum. (2013). URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TT_Competitiveness_Report_2013.pdf (дата обращения: 05.03.2013).
3. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). Федеральная целевая программа. Утв. Постановлением Правительства РФ №644 от 02.08.2011 // Федеральное агентство по туризму. URL: http://www.rg.ru/ pril/60/73/76/644_fcp.pdf (дата обращения: 14.09.2013).
4. Vetitnev A., Romanova G., Matushenko N., Kvetenadze E. Factors Affecting Domestic Tourists’ Destination Satisfaction: The Case of Russia Resorts //World Applied Sciences Journal. — 2013. — 22 (8). — pp. 1162-1173.
5. Романова Г.М., Матющенко Н.С. Опыт проведения статистических исследований туристской деятельности в курортной зоне Краснодарского края // Вестник СГУТиКД. — 2009. — № 1 (7). — С. 23-35.
6. Романова Г.М., Матющенко Н.С., Каплюченко И.В. Информационное обеспечение системы регионального управления сферы туризма и рекреации на основе социологических исследований // Вестник СГУТиКД. — 2011. — № 3 (17). С. 86-94.
7. Гончаров В.В. Туристский мультипликатор как инструмент регионального управления // Вестник ИНЖЕКОНа. — 2009. — Вып. 1(28). С. 277-280.
8. Помелова Е.В. Применение теории мультипликатора для расчета косвенного влияния туризма на экономику региона // Вестник ИНЖЕКОНа. — 2012. — Вып. 5(56). — С. 51-55.
9. Глинский В.В., Серга Л.К., Щербак И.В. Оценка мультипликативного эффекта туристической индустрии на региональном уровне // Вопросы статистики. — 2012. — № 1. — С. 48-52.
10. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 с.
11. Якубовская Н.А. Проблемы учета косвенного влияния туризма на российскую экономику // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2008. — № 61. — С.325-329.
12. Марков Д.Н. Экономическая оценка туристской деятельности на региональном уровне (на примере Хабаровского края): автореф. канд. экон. наук. — Владивосток: ДФУ, 2013. — 24 с.
13. Tourism Satellite Account: Recommended Methodological Framework 2008 // United Nations Publication. Sales No. E.08.XVII.27: Luxembourg, Madrid, New York, Paris, 2008.
14. Money Generation Mode. Version 2 // Michigan State University. URL: http://web4.canr.msu.edu/mgm2/default.htm (дата обращения: 05.05.2009).
15. Мозговая О. Туристский мультипликатор в оценке экономического вклада экологического туризма в развитие региона // Журнал международного права и международных отношений. — 2009. — № 2. — С. 85-90.
16. Экономика и стратегия развития туризма в регионе: аналитическая база, современные требования и подходы / Под общ. ред. Ю.В.Савельева, Е.Г. Немковича. — Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2002. — 143 с.
17. Управление развитием туризма в регионе / Под ред. Ю.В.Савельева, О.В. Толстогузова. — Петрозаводск: Изд-во КарНЦ РАН, 2008. — 141 с.
18. Научно-методическое обеспечение и проведение исследований в сфере рекреации и туризма // Отчет по НИР № 43-1 -12/11. — Сочи: СГУ, 2011. — 105 с.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА* (НА ПРИМЕРЕ СФЕРы ТУРИзМА)
И.Н. Корабейников,
заведующий отделом региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
И.Л. Полякова,
научный сотрудник НИИ региональной экономики Оренбургского государственного университета
В статье проанализированы особенности использования кластерного подхода для обеспечения пространственного развития региона на примере туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» Оренбургской области. Представлена широкая классификация понятийного аппарата, определяющего различные пространственные формы организации сферы туризма. Определены современные формы развития туризма на примере туристско-рекреационного кластера (ТРК) «Соленые озера» Оренбургской области.
Ключевые слова: Оренбургская область, туризм, пространственное развитие региона, территориальная организация туризма, кластерный подход
УДК 332.1:379.85:332.142.4(470.56) ББК 65.04
Аспекты, связанные с пространственной организацией, ее структурой и развитием, являются важными для региональной экономики. Формирование региональной политики, отвечающей современным требованиям к эффективности и обоснованности принимаемых решений, невозможно без решения
* Работа выполнена в рамках гранта РГНФ-Урал, проект № 13-12-!
вопросов обеспечения пространственной организации региона и его характеристик.
Современная территориальная структура регионов Российской Федерации обусловлена принципами размещения производства, используемыми в советский период. В связи с
313 а(р)
355
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
этим в современной экономике актуален вопрос пространственных диспропорций внутри отдельных регионов страны, для устранения которых важна характеристика взаимодействий хозяйствующих субъектов в регионе.
В связи с тем, что в настоящее время развитие экономики регионов имеет выраженную социальную ориентацию, одной из функций государства является развитие туризма как создание условий для полноценного удовлетворения потребности граждан в отдыхе. Туристская индустрия играет большую роль в улучшении качества и повышении уровня жизни населения, так как обеспечивает восстановление физических и духовных сил населения, поддержание работоспособности, повышение имиджа территории и т.д.
Рациональная территориальная организация туризма является важным направлением развития сферы туризма. Рациональное географическое размещение предприятий и объектов туризма — залог эффективного использования имеющихся в регионе ресурсов (рекреационных, финансовых, трудовых и т.д.) и удовлетворения туристско-рекреационных потребностей населения региона и страны. Эффективное размещение и управление позволяет решать как экономические, так и социальные
задачи развития регионов и муниципальных образований: обеспечение отдыха, рекреация и восстановление работоспособности населения регионов; увеличение занятости населения; привлечение иностранных инвестиций в регион и т.п.
Анализ научных источников по результатам зарубежных и отечественных исследований регионального развития туризма выявил большое количество определений и понятий, характеризующих территориальную организацию туризма, таких как: «система», «район», «регион», «комплекс», «кластер» и другие. Подходы к исследованию регионального развития туризма и пространственных форм организации сферы туризма представлены в табл. 1.
Большинство терминов подчеркивают сложность и много-компонентность форм организации туристской деятельности. Некоторые исследователи уделяют внимание географическому положению предприятий туристской индустрии — территориальной целостности (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, Е.А. Котляров, А.С. Макекадырова, А.Х. Сенова и др.) [7, 10, 12, 18].
Другие авторы уделяют внимание такой особенности, как территориальная характеристика туризма, в связи с привязкой туристско-рекреационных ресурсов к конкретной территории.
Таблица 1
Характеристика пространственных форм организации сферы туризма
Понятие Определение Автор
Территориально- рекреационный комплекс Сочетание рекреационных учреждений и сопутствующих предприятий инфраструктуры, объединенных тесными производственными и экономическими связями, а также совместным использованием географического положения, природных и экономических ресурсов территории, занимаемой комплексом. Котляров Е. А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. — М.: Мысль, 1978. — 238 с.
Сложное хозяйство, куда входят лечебные и оздоровительные учреждения (санатории, водо- и грязелечебницы, пансионаты, дома отдыха, турбазы, мотели, кемпинги, пионерские лагеря), обслуживающие предприятия и сопутствующие отрасли (предприятия торговли, общественного питания, бытовые, культурные и спортивные учреждения, экскурсионные объекты, дорожнотранспортная сеть, сувенирное производство и др.) Теоретические основы рекреационной географии / Ред. В.С. Преображенский — М.: Наука, 1975. — 260 с.
Территориальная рекреационная система / Турист-ско-рекреацион-ная система Социальная географическая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем: природных и историко-культурных комплексов, инженерных сооружений, обслуживающего персонала, отдыхающих (рекреантов), органа управления. Система характеризуется функциональной и территориальной целостностью. Преображенский В. С. Теоретические основы рекреационной географии / Ред. В.С. Преображенский — М.: Наука, 1975. — 260 с. Пирожник И.И. Основы географии туризма и экскурсионного обслуживания. — Минск «Университетское», 1985. — 160 с.
Туристский комплекс 1) замкнутая сеть сооружений, предназначенная для обслуживания туристов, включающая базы для ночлега, для питания и сопутствующих услуг; 2) хозяйственно-организационное и территориальное объединение группы туристских предприятий — гостиниц, ресторанов, турбаз, кемпингов и др. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь-справочник/ под редакцией Л.П. Воронковой. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 стр.
Курортно-туристский комплекс Совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих воспроизводство (производство, распределение, обмен и потребление) всего спектра курортно-туристских услуг во всем их современном многообразии. В узком смысле — это санатории, гостиницы, туркомплексы, дома отдыха, молодежные лагеря, турбазы и другие учреждения отдыха, основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы, которые задействованы в обслуживании туристов. В широком смысле — это вся совокупность тесно взаимосвязанных отраслей, обслуживающих курортно-туристский комплекс, рассматриваемый в узком смысле. Шарафутдинов В.Н. Курортно-туристский комплекс Сочи: развитие в условиях рынка. М.: Институт экономики РАН, 2000 г. — 222 с.
Совокупность всех предприятий и отраслей, охватываемых понятием туристская индустрия страны, расположенных на территории курортов, курортных регионов, или лечебно-оздоровительных местностей. Абрамова Т.В. Основы и механизм управления развитием курортно-туристского комплекса России Дис. канд.экон.наук. — Москва, 2004. — 174 с.
Рекреационная территория Участок суши и/или водной поверхности, предназначенный для отдыха людей, восстановления их здоровья и трудоспособности Реймерс Н.Ф. Природопользование. — М.: Мысль, 1990. — 637 с.
Туристско-рекреационный кластер Туристский кластер — это совокупность различных по видам деятельности экономических агентов, географически сконцентрированных и взаимодействующих в производстве и реализации туристского продукта по единой цепи: производители туристских услуг — поставщики специализированных услуг — поддерживающие организации — потребители туристских услуг (основной целью кластера является формирование и функционирование конкурентоспособной туристской индустрии). Бойко, А.Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: Автореф. дис. канд.экон.наук. — Новосибирск: 2011. — 24 с.
Туристская индустрия Межотраслевой комплекс предприятий, фирм и организаций по производству товаров и услуг для туризма Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 272 с.
356
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Окончание таблицы 1
Понятие Определение Автор
Туристский регион Административно-территориальная единица, особенностью которой является территориальный комплекс природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенный общей воспроизводственной и финансовой инфраструктурой и рассматриваемый как целостный объект регионального управления. Калашаова М.К. Активизация развития туристскорекреационного комплекса: факторы и регуляторы (на материалах Республики Адыгея) Дис. канд.экон. наук. — Майкоп, 2009. — 173 с.
Туристская де-стинация Социально-географическая местность, которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки, располагающая всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений Николаев С.С.Стратегия формирования единого туристского пространства. авторефрерат дисс. канд. экон. наук. — Санкт-Петербург. — 2000.
Направление, привлекающее туристов рекреационными ресурсами и обеспеченное условиями для размещения, транспортировки, питания и развлечения туристов Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма, 2000
Часть общего хозяйственного комплекса региона (территории), представляющая собой сочетание туристских, рекреационных и сопутствующих предприятий и организаций, деятельность которых координируется государственными и (или) иными структурами и направлена на создание, продвижение и реализацию уникального турпродукта с учетом оптимального использования туристско-рекреационного потенциала территории Коблова, А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». — 2005. — № 2.
Туристско-рекреационный комплекс 1) Совокупность технологически и экономически взаимосвязанных, пропорционально развивающихся производств и предприятий, подчиненных органам управления федерального, регионального и муниципального значения, сосредоточенных на ограниченной территории и использующих ее ресурсы и единую инфраструктуру. 2) Совокупность профильных предприятий (туристских, рекреационных, гостиничных), функционирующих на базе таких комплексообразующих структурных компонентов как производственная, технологическая, ресурсная и инфраструктурная подсистемы, взаимодействующих на основе общих процессов туристско-рекреационного производства и предоставления населению качественных туристских и рекреационных услуг. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона. Дис. д-ра.экон. наук. — Майкоп, 2008. -346 с.
Рекреационный комплекс Единая система услуг: природных, спортивно-туристских, лечебно-оздоровительных, и социально-культурных, характеризующихся функциональной взаимосвязанностью и территориальной целостностью, связанной с сопряженными с ней отраслями (сельским хозяйством и пищевой промышленностью, пассажирским транспортом и связью, торговлей и общественным питанием) Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность / Под общ. ред. В.А. Шульги. М.: Издательство Рос. экон. акад., 2002.
Совокупность взаимосвязанных отраслей, сформированных на базе комплексного использования рекреационных ресурсов определенных территорий и направленных на удовлетворение социально своеобразных потребностей населения. Низамиев А.Г. Формирование и развитие рекреационного комплекса Кыргызстана в рыночных условиях. Дис. канд.экон.наук. — Ош, 1998. — 150 с.
Рекреационный район — территория, пригодная для организации отдыха и туризма в силу наличия рекреационных ресурсов природного или антропогенного характера; — территория со специализацией на рекреационном обслуживании. Галачиева Л.А. Формирование и развитие территориально-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарии: Дис. канд.геогр.наук. — Ставрополь, 2006. — 160 с.
Туристско-рекреационный район Территория, сформированная туристским и рекреационным спросом, обладающая туристско-рекреационными ресурсами и условиями, а также необходимой степенью развития туристско-рекреационной инфраструктуры. Джанджугазова Е.А. Формирование стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса. Дис. д-ра.экон.наук. — Москва, 2005. — 256 с.
Региональные ресурсы отражают потенциал и возможность развития конкретной территории региона и чаще всего ограничены, а способность региона удовлетворять потребности туристов определяется именно составом и состоянием ресурсов и факторов для развития туризма на данной территории. М.К. Калашаова, А.А. Коблова, Е.С. Богомолова, Н.Г. Шаповалова в своих определениях уделяют внимание такой особенности сферы туризма как управление развитием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. [5, 8, 1, 21].
Территориальная рекреационная система (ТРС) является одной из межотраслевых разновидностей социально-экономических геосистем. Понятие ТРС введено эконом-географом
В.С. Преображенским в 60-х годах ХХ века, который обосновал ее как основную форму территориальной организации рекреационного хозяйства. Под ТРС он понимал «социальную географическую систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем: природных и культурных сооружений, обслуживающего персонала, органа управления и, наконец, отдыхающих
(рекреантов), характеризующуюся как функциональной целостностью (состояние подсистем определяется социальной функцией системы в целом), так и территориальной» [17]. Ю.А. Веденин, рассматривая ТРС, выделял демо-графические и ресурсно-графические системы, различающиеся в принципах территориальной организации: в первом случае основу создает «территориальная дифференциация потребностей в рекреации», а во втором — наличие конкретных определенных ресурсов. [3].
Основными приоритетами в изучении ТРС являлись: строение, функционирование, управление, размещение производственных (в данном случае рекреационных) объектов на определенной территории. Вопросам взаимодействия данных территориальных образований с другими функциональными системами, с другими территориями не придавалось большого значения, в связи с разработкой и применением данных теорий во время плановой административно-командной экономики. На практике ТРС являлись закрытыми системами, с высокой
357
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
сопряженностью связей внутри системы и практически отсутствующими внешними связями.
Понятие ТРС постепенно сменилось понятием туристскорекреационного комплекса. В современной экономической литературе традиционно рассматривается понятие туристского комплекса как совокупности элементов: средств размещения, объектов общественного питания, транспортных средств, познавательного, развлекательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [20].
Несмотря на то, что в научной литературе понятие ТРК используется достаточно часто, единства подходов к его содержанию в настоящее время нет. Расхождения точек зрения имеется как в понимании сущности ТРК, так и в отношении состава включаемых в него отраслей и предприятий.
В настоящее время исследователи для характеристики развития туризма на той или иной территории, все чаще используют понятие «кластер». Территориальную и отраслевую ориентацию к применению кластеров на уровне региона впервые применил М. Портер [16]. Кластер — совокупность взаимосвязанных однородных элементов, объединение которых выступает в виде самостоятельной единицы, которой присущи определенные свойства.
Кластерный подход в туристской сфере предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [15].
В табл. 2 представлены подходы авторов к определению «туристский кластер».
Таблица 2
Особенности интерпретации понятия «туристский кластер»
Автор Интерпретация понятия «туристский кластер»
Митрофанова А.В. [14] Региональный туристский кластер — это форма пространственной организации туризма, представленная совокупностью предприятий сферы туристского обслуживания и сопряженных отраслей, объединенных горизонтальными связями, синергия которых приводит к повышению эффективности функционирования совокупности в целом и ее отдельных предприятий, возникновению эффекта инновационности, способствует усилению внутри- и межрегионального разделения труда.
Коль О.Д. [9]. Туристский кластер — это комплекс территориально локализованных и взаимосвязанных предпринимательских структур различных отраслей хозяйства крупного города, деятельность которых направлена на создание условий для духовных и эмоциональных переживаний потребителя туристских услуг, и повышение конкурентоспособности города на отечественном и международном туристских рынках.
Бойко А.Е. [2] Туристский кластер — совокупность различных по видам деятельности экономических агентов, географически сконцентрированных и взаимодействующих в производстве и реализации туристского продукта по единой цепи: производители специализированных услуг — поддерживающие организации — потребители туристских услуг.
Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. [11] Туристско-рекреационный кластер — сконцентрированная на определенной территории группа социальных институтов сферы туризма и гостеприимства: туроператоры, турагенты, средства размещения, организации общественного питания, транспортные компании, вузы, научно-исследовательские институты, органы государственной власти и др., взаимодополняющие и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компонентов и кластера в целом.
На наш взгляд, в настоящее время на теоретическом уровне происходит смешение понятий туристского комплекса и туристского кластера. В табл.3 представлен сравнительный анализ основных характеристик комплекса и кластера [6].
Анализируя выделенные А.А. Катанским характеристики комплекса и кластера и проводя параллели с практикой развития туризма, как на территории РФ, так и за рубежом, можно сделать вывод о том, что происходит создание туристско-рекреационных комплексов, но с использованием кластерного подхода.
Использование кластерного подхода в туризме направлено на решение таких проблем как низкая степень развития внутреннего туризма, слабая активность инвесторов, несоответствие развития туристской и обеспечивающей инфраструктуры требованиям современных потребителей, и т.д.
Таблица 3
Сравнение основных характеристик комплекса и кластера [6]
Харак- терис- тики Комплекс Кластер
Характер внутренних связей Вертикальные связи, взаимоподчиненность и иерархия элементов, отсутствие конкуренции между элементами Горизонтальные связи, параллельная стадийность, автономность отдельных блоков, одновременные конкуренция и партнерство между элементами
Характер внешних связей Закрытая система. Выполнение всего комплекса туристских услуг в рамках ТПК Открытая система. Вынесение не основных производственных процессов сторонним фирмам
Специа- лизация Узкая специализация, масштабность производства туристских услуг Дифференцированность услуг, гибкость при производстве туристских услуг
Структу- ра Статические, неделимые структуры, состоят из крупных предприятий Мобильные структуры, состоят из малых и средних предприятий
Создание туристского кластера способствует формированию современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей местного населения, российских и иностранных граждан в туристских услугах, внесение значительного вклада в развитие экономики, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия [2].
Создание конкурентоспособного туристского продукта — одна из важных задач, стоящих перед туристско-рекреационным комплексом любого уровня. В связи с этим, кластерный подход является оптимальным инструментом для обеспечения пространственного развития региона. Особенностью данного подхода является ориентация на создание конкурентных преимуществ участников кластера, способствующая разработке и внедрению инновационных проектов в туристскую индустрию.
Кластеры создаются в соответствии с рыночными условиями, предъявляемыми к любой хозяйственной деятельности: инициаторами формирования кластера может быть и государство (федеральный или муниципальный уровень), однако без поддержки инвесторов, местного населения и туристского спроса кластерный подход не эффективен.
В качестве примера можно привести создаваемый в настоящее время на территории Соль-Илецкого района Оренбургской области туристско-рекреационный кластер «Соленые озера».
Туристско-рекреационный комплекс на базе курорта местного значения «Соленые озера» включен в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Правительством Оренбургской области был подготовлен пакет документов для реализации данного проекта, которые были рассмотрены Федеральным агентством по туризму Российской Федерации. Включение укрупненного инвестиционного проекта в федеральную
358
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
программу предполагает получение средств для развития обеспечивающей инфраструктуры курорта (объем средств из федерального, регионального и местного бюджетов в основной капитал объектов обеспечивающей инфраструктуры — 1241,6 млн руб.). Для получения федеральных средств необходимы крупные частные инвестиции непосредственно в туристскую инфраструктуру курорта (объем внебюджетных инвестиций в основной капитал средств размещения, лечения, питания, отдыха и развлечений, транспортного обслуживания, привлеченных в ходе реализации проекта — 4 491,9 млн рублей).
Совокупный эффект от реализации мероприятий проекта можно рассматривать как сочетание имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов [4].
Результатом формирования кластера должно стать:
• увеличение туристского потока в г. Соль-Илецк за счет реализации проекта в 1,7 раза — с 225 тыс. в 2012 г. до 380 тыс. человек в год к 2018 г.;
• увеличение общей площади объектов гостиничной инфраструктуры в 2,2 раза — на 62 тыс. кв. метров;
• увеличение количества дополнительно созданных кой-ко-мест в коллективных средствах размещения в 2 раза — на 3 200 ед.;
• увеличение объема туристских услуг на 507,6 млн руб. (с 210 млн руб. в 2012 году до 717,6 млн руб. в 2018 году);
• увеличение объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 2402,9 млн руб. (с 420 млн руб. в 2012 году до 2822,9 млн руб. в 2018 году);
• объем внебюджетных инвестиций в основной капитал средств размещения, лечения, питания, отдыха и развлечений, транспортного обслуживания, привлеченных в ходе реализации проекта — 4 491,9 млн рублей;
• объем средств из федерального, регионального и местного бюджетов в основной капитал объектов обеспечивающей инфраструктуры — 1 241,6 млн рублей;
• количество дополнительно созданных рабочих мест на объектах туристической инфраструктуры — 1 600.
Использование кластерного подхода для пространственного развития региона основывается на таких составляющих как конкурентоспособность и инновационность, которые обеспечивают устойчивое развитие региона в целом и отдельных его территорий. Кластерный подход широко применятся в туристской индустрии для развития локальных и региональных туристско-рекреационных комплексов — структуры, состоящие из малых и средних предприятий обеспечивают мобильность, гибкость при производстве туристских услуг, одновременно конкуренция и партнерство между туристскими предприятиями способствуют формированию конкурентоспособного туристского продукта.
Литература
1. Богомолова Е.С. Теоретико-методологические основы управления развитием туристско-рекреационного комплекса региона. Дис. д-ра.экон.наук. — Майкоп, 2008. — 346 с.
2. Бойко А.Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: Автореф. дис. канд.экон.наук. — Новосибирск: 2011. — 24 с.
3. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем. — М., 1982 — 160 с.
4. Ермакова Ж.А. Финансовое обеспечение формирования туристско-рекреационного кластера «Соленые озера» // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации: Сб.ст. междунар. научн.-прак. форума. — Пермь, 2013. — С. 333-337.
5. Калашаова М.К. Активизация развития туристско-рекреационного комплекса: факторы и регуляторы (на материалах Республики Адыгея): Дис. канд. экон. наук. — Майкоп, 2009. — 173 с.
6. Катанский А.А. Управление развитием туристско-рекреационного комплекса региона (на примере Ростовской области): дис. канд. экон. наук. — СПб., 2010. — 193 с.
7. Квартальнов В.А., Зорин И.В. Энциклопедия туризма, 2000.
8. Коблова А.А. Рекреационно-туристский комплекс как объект регионального управления // Сборник научных трудов Сев-КавГТУ. Сер. «Экономика». — 2005. — № 2.
9. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. — 2010. — № 1(33).
10. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. — М.: Мысль, 1978. — 238 с.
11. Лысикова О.В., Лукьяненко Е.В. Саратовский туристско-рекреационный кластер: предпосылки создания и развития [Электронный ресурс] // Елецкий государственный университет. [сайт]. URL: http://elskst.ucoz.ru/publ/rossijskie_konferencii/osobye_ ehkonomicheskie_zony_turistsko_rekreacionnogo_tipa/lysikova_o_v/4-1-0-77 (дата обращения 19.07.2013).
12. Макекадырова А.С. Развитие системы управления формированием и функционированием туристско-рекреационного комплекса России: дис. док-ра экон. наук. — М., 2008. — 266 с.
13. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Г. Рекреационная география. — М.: МГУ, 1981.
14. Митрофанова А.В. Региональный туристский кластер как форма пространственной организации туризма (на примере Калининградской области): Автореф. дис. канд. геогр. наук. — Калининград, 2010. — 25 с.
15. Поклонова Е.В., Загора И.П. Экономико-статистический анализ туристской отрасли Красноярского края как основы формирования кластера в регионе // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — № 15 (270). — С. 47-57.
16. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина. — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — 454 с.
17. Преображенский В.С. Теоретические основы рекреационной географии. — М.: Наука, 1975. — 260 с.
18. Сенова А.Х. Региональные особенности развития туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской республики: Дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2011. — 146 с.
19. Теоретические основы рекреационной географии / Под ред. В.С. Преображенского — М.: Наука, 1975. — 260 с.
20. Чудновский, А.Д., Жукова, М.А. Менеджмент туризма. — М.: Финансы и статистика: 2002. — 356 с.
21. Шаповалова Н.Г. Совершенствование управления ресурсным обеспечением туристско-рекреационного комплекса (на материалах Республики Адыгея): Дисс. ... канд. экон. наук. — Майкоп 2006 — 141 с.
359