Научная статья на тему 'Кластерный подход в развитии туризма (на примере Хабаровского края)'

Кластерный подход в развитии туризма (на примере Хабаровского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
784
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / CLUSTER APPROACH / DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM / TOURIST-RECREATION CLUSTER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мирзеханова З. Г.

Рассматриваются некоторые специфические признаки, проблемы и пути реализации кластерного подхода в развитии туризма. Выделены особенности территориальнорекреационной системы как прототипа туристско-рекреационного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Мирзеханова З. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CLUSTER APPROACH TOTOURISM DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF KHABAROVSK TERRITORY)

The article is devoted to features, problems and implementation of the cluster approach to tourism development. The features of the territorial recreation system as a prototype of tourist recreation clusterare defined.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход в развитии туризма (на примере Хабаровского края)»

УДК 91 1.3 (571.62)

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)*

*

Z. G. Mirzekhanova

Рассматриваются некоторые специфические признаки, проблемы и пути реализации кластерного подхода в развитии туризма. Выделены особенности территориально-рекреационной системы как прототипа туристско-рекреационного кластера. Ключевые слова: кластерный подход, развитие регионального туризма, туристско-рекреационный кластер.

The article is devoted to features, problems and implementation of the cluster approach to tourism development. The features of the territorial recreation system as a prototype of tourist — recreation clusterare defined.

Key words: cluster approach, the development of regional tourism, tourist-recreation cluster.

^терная политика» в туризме, «туристский кластер» — модные и наиболее часто упо-

создается впечатление, что только ленивый не говорит о необходимости формирования разнообразных кластеров. Несмотря на множество определений кластера, в их основе — теоретические представления М. Портера, согласно которым кластер — это «группа географически соседствующих и взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [11, с. 207]. Определяющими моментами в формировании кластера являются: объединение размещенных на ограниченной в географическом смысле территории предприятий и организаций (участников кластера); наличие объединяющей участников кластера мотивации (экономической, научной, производственной, социальной, и др.), отлаженного механизма координации деятельности и межотраслевой кооперации; реальные перспективы экономической результативности деятельности каждого участника вследствие их взаимодействия.

Перейдя из производственной сферы, термин, введенный М. Портером [11] — основоположником теории кластеров в экономике, нашел широкое применение в туризме [1-10 и др.]. Этому есть определенное объяснение, но об этом позже. Вначале следует отметить, что «кластерная» идея в сфере отдыха принадлежит советскому ученому В. С. Преображенскому. Его публикации по территориальной организации отдыха в начале 70-х гг. прошлого столетия послужили основой формирования новой отрасли знания — рекреационной географии [12-13]. Разработанная им вместе с коллегами модель территориально-рекреационной системы (ТРС) является, на наш взгляд, своеобразным прототипом туристско-рекреационного кластера (ТРК).

ТРС, по мнению разработчиков, представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных подсистем (группы отдыхающих, природных и культурных комплексов (ресурсов), инженерных устройств, обслуживающего персонала, органа управления), характеризующуюся функциональной и территориальной целостностью в рамках некоторого территориального масштаба [13].

требляемые понятия в современной научной литературе, посвященной рекреации, а также в публицистике. Судя по объему литературы, в которой рассматриваются эти вопросы,

Работа выполнена при поддержке проектов РАН в рамках программы «Дальний Восток» № 15-1-6-018 и № 1 5-1-6-002о.

Важнейшие свойства ТРС можно определить следующим образом:

— она имеет сложную структуру, при этом составляющие подсистемы связаны между собой целевыми установками;

— совокупность целевых связей между подсистемами преобразуется в территориальную ресурсно-технологическую структуру, которая отличает конкретную ТРС от других;

— отличается территориальной и функциональной целостностью: значительная часть свойств рекреационной системы испытывает особое территориальное преломление;

— на входе в систему — потребности потребителей в отдыхе, на выходе — эффективность ее функционирования;

— антропоцентрический характер системы предопределяет соподчиненность функционирования ее подсистем, направленных на человека;

— создание ТРС базируется на учете рекреационных потребностей граждан, для чего необходимо их предварительное изучение;

— системная основа предопределяет иерархию ТРС и др.

В 90-х гг прошлого века исследования ТРС проводились все реже, в настоящее время предпочтения отданы кластерному подходу исследовательских работ. Его популярность объясняется необходимостью повышения конкурентоспособности уже существующих рекреационных центров и формирования новых, создания новых туристских продуктов, новых направлений исходя из спроса и предпочтений их потребителей.

Таким образом, следует признать, что кластерный подход в туризме — это подход с позиции бизнеса, конкурентных преимуществ (региона, продукта).

Значение кластеров для развития регионального туризма очевидно. В теоретическом отношении существует масса примеров их формирования, в пределах отдельных регионов выделены приоритетные аспекты кластерного подхода в рекреации, показаны варианты развития ТРК. Однако в большинстве случаев практическую реализацию их вклада в успех развития регионального туризма пока заметить сложно. Исключение, пожалуй, могут составить кластеры, активно поддерживаемые на национальном уровне, — Кавказские Минеральные воды, Горный Алтай и др. Поэтому при всем желании разработчиков кластеры не могут возникнуть вследствие директивных указаний и программных целевых установок (в программах развития многих регионов задекларирован этот процесс). Значит, необходима конкретная мотивация к объединению потенциальных участников этого образования, которые относятся к различным отраслям хозяйства. Их интерес к интеграции можно объяснить, на наш взгляд, двумя составляющими: благоприятностью создаваемой для бизнеса среды в регионе и возможностью получения дивидендов, и не только в экономическом смысле. Согласно А. Ю. Александровой, кооперация в системе накопления стоимости может рассматриваться основным моти-вационным моментом в интеграционном процессе кластерного объединения предприятий. Но они, осознавая свою роль в развитии кластера, «продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктовых и технологических обновлений» [1, с. 21].

Рассмотрим значение кластеров для развития туризма в Хабаровском крае.

Кластеры — продукт рыночной экономики, новые экономические отношения ставят проблему конкурентных позиций региона в рыночной среде. Поскольку в основе формирования кластера — ресурсные возможности конкретного региона, то его территориальная основа обеспечивает уникальность этого образования: «Образ одноименного кластера в одном регионе будет отличаться от образа кластера в другом регионе» [7, с. 204]. Более того, даже в одном регионе в зависимости от вида туристской деятельности, определяемой мотивационными предпочтениями отдыхающих, основа формирующих кластеров существенным образом различается. Это и обеспечивает кластерам конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.

Хабаровских край обладает множеством предпосылок для развития туристской деятельности: это и богатый ресурсный потенциал, и выгодное географическое положение, и этнокультурная уникальность территории, и наличие образовательной развивающей базы. Край привлекателен своими разнообразными природными богатствами, уникальной флорой и фауной, многочисленными ландшафтами, сохранившимися в естественном состоянии, а также историко-археологиче-скими объектами.

В целях активизации развития туризма в регионе Правительством Хабаровского края утверждена Государственная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)» [14]. В ней особая роль отведена кластерному подходу, который предусматривает объединение в рамках определенной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Оценка территории Хабаровского края в целях определения наиболее перспективных для создания ТРК направлений основывалась на учете следующих факторов: демографическая ситуация и географическое положение отдельных районов; наличие и состояние туристских ресурсов (объектов показа, достопримечательностей и т. д.); наличие базовой инфраструктуры; транспортная доступность; обеспеченность местами размещения; уровень развития экономики. Учитывая вышеуказанные факторы, для обоснования и реализации кластерной политики были выделены наиболее значимые территории. Они расположены в пределах Хабаровской, Комсомольской и Советско-Гаванской агломераций — здесь перспективы создания ТРК наиболее очевидны.

Различия в концентрации определенных видов рекреационных ресурсов на этих территориях предполагают целесообразность создания следующих ТРК.

1. Хабаровский ТРК. На территории г. Хабаровска, Хабаровского муниципального района и других соседствующих территориях, планируемых к объединению в кластер, находятся основные памятники культурно-исторического наследия края, поэтому специализацией кластера является спектр культурно-познавательных направлений туризма. Расположенные на указанной территории другие туристские объекты формируют такие сопутствующие виды туризма, как горнолыжный, этнографический, экологический. Хабаровский кластер ориентирован в равной степени как на въездной, так и на внутренний туризм.

2. Комсомольский ТРК. Учитывая, что на территории г. Комсомольска-на-Амуре, Комсомольского, Солнечного и Амурского муниципальных районов расположено несколько горнолыжных баз, основной специализацией создаваемого кластера является горнолыжный вид туризма. Сопутствующими видами являются экстремальный (приключенческий/спортивный) и этнографический туризм. Преимущественную долю туризма в Комсомольском кластере, предположительно, составит внутри-краевой.

3. Советско-Гаванский ТРК. Расположенные на территории Ванинского и Советско-Гаванского муниципальных районов уникальные термальные источники предопределяют основу специализации рекреации. Это лечебно-оздоровительный вид туризма, формирование кластера предусмотрено исходя из направленности освоения бальнеологических ресурсов и востребованности населения в лечебно-оздоровительном отдыхе. Сопутствующими видами туризма на территории кластера являются пляжный и экологический туризм, спортивная рыбалка и охота. Кластер ориентирован преимущественно на внутрикраевой туризм.

4. Кроме того, анализ потребительских предпочтений при выборе видов отдыха указывает на большую популярность среди туристов речных круизов. По экспертным оценкам, круизы по Амуру пользуются спросом и у иностранных туристов. В связи с этим четвертым кластером на территории края определен «Речной круиз по Амуру», который ориентирован на развитие въездного туризма.

Проблемы и пути реализации рекреационной кластерной политики

в Хабаровском крае

В регионе туристский кластер, согласно классификации А. Е. Шаститко [16], формируется «с нуля». Для его создания и последующего функционирования необходимы определенные условия, которые пока нельзя назвать благоприятными. Мало того, что в крае огромное количество нерешенных проблем, препятствующих развитию туризма [15], так и не проработаны некоторые вопросы, непосредственно касающиеся организации регионального ТРК. Среди первоочередных следует выделить:

1. Отсутствие достаточной информации о процессах потребления туристского продукта в регионе и тенденциях спроса, являющейся стимулом для кооперации подсистем кластера. Структура туристского рынка служит основой определения всей совокупности фирм, работающих в данной сфере. Следовательно, можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей,

условия функционирования рынка, реализуемые продукты, что имеет важнейшее значение для анализа деятельности каждого предприятия и планирования его маркетинговой деятельности.

2. Размыты и четко не разработаны цели как в стратегическом, так и в тактическом отношениях.

3. В крае, как, впрочем, и в России, нет полноценной законодательной основы для выделения кластеров, что приводит к проблемам, связанным с дефицитом и/или разрозненностью источников финансирования. Это, в частности, касается возможностей государственного финансирования инициатив в рамках развития кластерного комплекса сферы отдыха.

4. Границы планируемых кластеров, как и границы использования туристских ресурсов, составляющих их ядро, достаточно размыты. Не выделены основные и вспомогательные объекты туристской привлекательности.

5. Отсутствует иерархия в вертикальной соподчиненности и горизонтальной взаимосвязи кластеров в региональном развитии рекреации и т. д.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта, пути реализации кластерной инициативы в регионе можно представить в виде поэтапного процесса определения его структуры, формирования, развития и деятельности.

На первом этапе при оценке и анализе перспектив региона определяются и формулируются те его фактические преимущества, использование которых будет способствовать повышению конкурентоспособности территории, а также выявляются сдерживающие факторы.

Второй этап — проектирование регионального, а внутри него — локальных кластеров. В его основе — маркетинговые исследования, широкий спектр статистических методов анализа, анализа кадастра туристских ресурсов региона, анализ информационной обеспеченности и др.

На третьем этапе необходимо выделить цели и задачи, стоящие перед кластерами локального уровня, определить основных участников, входящих в них, и функции, которые они будут выполнять.

Заключительный этап подразумевает экономическую оценку влияния деятельности каждого кластера на конкурентоспособность хозяйства региона.

I Этап «Аналитический»

1. Анализ ПРП для определения возможности формирования

лотк

2. Характеристика курортной местности и определение дополнительных природных объектов

£

3. Эколого-рекреационное и функциональное зонирование территории будущего кластера

4. Разработка экологического регламента с установлением норм нагрузки для каждой зоны кластера

II Этап «Организационный»

5. Назначение ответственного лица и создание управляющей группы. Определение комплекса управленческих решений по каждой зоне кластера

6. Создание благоприятных условий для расширения сферы услуг кластера

7. Определение участников кластера ЛОТ, начало образования кооперативных связей между ними

/ / 1 III Этап «Функциональный»

8. Усиление совместной деятельности участников, развитие партнерских сетей —► 9. Соблюдение нормативно-правовых актов и экологических регламентов для поддержания устойчивого развития ЛОТК 10. Реализация совместных проектов участников кластера для продвижения турпродукта на рынке

у

Рис. 1. Основные этапы формирования ЛОТК (по: [6])

Если о ТРК в Хабаровском крае пока говорить рано (идея его создания все еще остается на бумаге и довольно вяло обсуждается не только в кругу лиц, принимающих решения, но и ученых, и практиков), то о специализированных (ресурсных и мотивационных) кластерных проектах следует упомянуть.

Теоретические наработки по формированию целевых кластеров были воплощены в Хабаровском крае в практические результаты. Так, опираясь на методические основы геоэкологического анализа, разработаны проект лечебно-оздоровительного туристского кластера «Тумнин», базирующегося на использовании источников термальных радоновых вод («Горячий ключ», «Теплый ключ» [5; 6; 9], а также проект целевого регионального туристского кластера (ЦРТК) под потребителя в пределах трансграничных территорий (ТТ), названный «Амур Батюшка» [8; 10].

Лечебно-оздоровительный туристский кластер (ЛОТК) — территориальное образование, включающее совокупность природных объектов, обладающих необходимыми запасами лечебных ресурсов, а также предприятия туризма, санаторно-курортные учреждения, органы местной власти, деятельность которых основана на партнерских отношениях и направлена на эффективное развитие ЛОТК в целях рационального освоения рекреационных возможностей территории [6]. Основная концепция ЛОТК «Тумнин» — возможность совмещения отдыха и лечения. Формирование его проходит в несколько этапов, координирующую роль при этом выполняют региональные органы власти (рис. 1).

Учитывая специфику функционирования ЛОТК, выражающуюся в его безальтернативной приуроченности к бальнеологическим ресурсам, особую роль в формировании кластера играют исследования, обозначенные на I этапе. Они опираются на методические подходы, развиваемые в рамках геоэкологического анализа природно-рекреационного потенциала (рис. 2) [6; 9].

Как было отмечено, любой кластер, в том числе и ЛОТК, представляет собой кооперацию предприятий с обозначенным механизмом координации деятельности. Структура ЛОТК состоит из трех уровней, наиболее важны для его успешного функционирования горизонтальные взаимосвязи на микроуровне и вертикальные между мезо- и микроуровнями (рис. 3).

Для формирования ЛОТК «Тумнин» были тщательно исследованы и рекомендованы для эффективного использования туристские ресурсы [6], а также обоснованы перспективы объединения в кластер основных участников.

В основе целевого регионального туристского кластера (ЦРТК) под потребителя в пределах ТТ — не просто имеющиеся ресурсы и условия на конкретной территории, а тщательно подобранные элементы туристского потенциала с учетом спроса, предпочтений и пожеланий потребителей из соседних стран. Формирование ЦРТК под потребителя в пределах ТТ предусматривает последовательное выполнение комплекса задач в рамках определенных этапов (рис. 4), а базовую основу его структуры определяют предпочтения потенциальных потребителей (рис. 5).

Ядром кластера под потребителя являются туристские ресурсы, тщательно подобранные для удовлетворения спроса конкретного потребителя и соответствующие определенным требованиям. Они формируют основу туристского продукта [8]. Кластер предполагает гибкую структуру в наполнении элементов, т. е. он может расширяться, дополняться новыми элементами, но основа его будет оставаться без изменений. Первый и второй уровни туристского кластера под потребителей из Китая, Японии и Республики Корея на территории Хабаровского края будут иметь как общие, так и различные составляющие ввиду некоторых отличий в туристском спросе путешественников из этих стран.

Основные преимущества в реализации кластерного подхода в крае состоят в том, что:

— осуществляется концентрация финансов, выделенных на развитие туризма в конкретных направлениях с четкой территориальной привязкой;

— обеспечивается возможность получения синергетических эффектов при создании и предложении интегрированных продуктов в сфере туризма. По справедливому утверждению Н. С. Мар-тышенко, «сегодня каждый район и город пытаются решить свои проблемы самостоятельно, но вместо объединения усилий наблюдается разобщение...» [7, с. 204]. Избежать этой ситуации возможно при осознанной заинтересованности участников кластерного процесса;

— активизируется деятельность более эффективного использования рекреационных ресурсов, формирующих ядро кластера, и др.

Рис. 2. Алгоритм геоэкологического анализа природно-ресурсного потенциала территории для развития лечебно-оздоровительного туризма

Рис. 3. Структура ЛОТК (по: [6])

Рис. 4. Алгоритм формирования целевого регионального туристского кластера под потребителя в пределах трансграничных территорий (по: [8; 10])

Рис. 5. Структура целевого регионального туристского кластера под потребителя в пределах трансграничных территорий (по: [8; 10])

Внешняя среда, способствующая практическому воплощению кластерного подхода в развитии рекреации, должна обеспечить заинтересованность потенциальных участников к объединению в кластер. Важно содействие как в экономическом, так и в организационно-управленческом аспектах, например, создание благоприятного инвестиционного климата, формирование активной кредитной политики со стороны исполнительной власти территории, содействие государства в развитии внешних связей между малым и средним бизнесом региона и иностранных государств, максимально полное использование возможностей по созданию привлекательного «туристского образа» региона и отдельных его центров и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2007. — № 1. — С. 51-61.

2. Александрова А. Ю. Устойчивое развитие туризма: теоретические подходы к исследованию // Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации : материалы II Междун. науч.-практ. конф., 2325 мая 2007 г. — Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2007. — С. 20-27.

3. Арютюнов Ю. А. Формирование региональной инновационной системы на основе кластерной модели экономики региона // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. — 2008. — Вып. 4.

4. Ковалев Ю. П. Туристские кластеры: теоретические и методологические вопросы формирования: монография. — Смоленск : Универсум, 2009. — 192 с.

5. Кольцова А. А. Формирование модели лечебно-оздоровительного туристического кластера в структуре территориального хозяйства регионов нового освоения (на примере Ванинского района) // Материалы XV совещания географов Сибири и Дальнего Востока (г. Улан-Удэ, 10-13 сентября 2015 г.). — Иркутск : Изд-во Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. — С. 277-279.

6. Кольцова А. А. Природные рекреационные ресурсы лечебно-оздоровительного туризма: геоэкологический анализ использования в Хабаровском крае : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. — Хабаровск, 2015. — 26 с.

7. Мартышенко Н. С. Принципы формирования туристского кластера в Приморском крае // Экономика региона. — 2009. — № 1. — С. 204-208.

8. Мирзеханова Д. Г. Особенности формирования туристического продукта в пределах трансграничных территорий (на примере Хабаровского края : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. — Калининград, 2013. — 27 с.

9. Мирзеханова З. Г., Кольцова А. А. Геоэкологический анализ использования рекреационного потенциала для развития лечебно-оздоровительного туризма на примере Хабаровского края // Проблемы региональной экологии. — 2013. — № 6. — С. 203-208.

10. Мирзеханова З. Г., Мирзеханова Д. Г. Туристический кластер в пределах трансграничных территорий: особенности формирования // Рекреационная география и инновации в туризме : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (г. Иркутск, 22-25 сентября 2014 г.). — Иркутск : Изд-во ИГ СО РАН, 2014. — Т. 1. — С. 43-46.

11. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. под ред. Я. В. Заблоцкого. — М. : Изд. Дом. «Вильямс», 2002. — 496 с.

12. Преображенский В. С. Поиск в географии : книга для учителя. — М. : Просвещение, 1986. — 224 с.

13. Преображенский В. С., Веденин Ю. А., Зорин И. В., Мухина Л. И. Территориально-рекреационные системы как объект изучения географической науки // Изв. АН СССР. Сер. Географ. — 1974. — № 2. — С. 34-42.

14. Туристический портал Хабаровского края [Электронный ресурс]. — URL: http://www. travel.khv.ru/news.php.

15. Туристическое районирование территории (на примере Хабаровского края) / З. Г. Мирзеханова, И. Д. Дебелая, Н. С. Карья, В. А. Масличенко. — Хабаровск ; Владивосток : ДВО РАН, 2009. — 192 с.

16. Шаститко А. Е. Кластеры как дискретная альтернатива управления трансакциями // Балтийский регион. — 2009. — № 2. — С. 26-43.

УДК 94: 27-57

ОБЪЕКТЫ ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Е. В. Носова

Кыргызско-Российско-Славянский университет, Бишкек, Киргизская Республика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORTHODOX PILGRIMAGE OBJECTS IN CENTRAL ASIA

E. V. Nosova

В статье повествуется об объектах христианского (православного) паломничества в Центральной Азии.

Ключевые слова: паломничество, паломник, религия, православие, монастырь, апостол, церковь, Центральная Азия.

The article tells about the objects of Christian (Orthodox) pilgrimage in Central Asia.

Key words: pilgrimage, pilgrim, religion, Orthodoxy, monastery, Apostle, ^urch, Сentral Asia.

Со времен существования христианской церкви верующие старались совершать путешествия в места, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, святых мучеников.

В 325 г. император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в Вифлееме на месте рождения Спасителя и в Иерусалиме над Гробом Господним, а территорию Палестины объявил Святой Землей. Вскоре были построены два храма: в Хевроне (у Мамврийского дуба)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.