Научная статья на тему 'Инновационное обновление в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и Псковский кластер'

Инновационное обновление в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и Псковский кластер Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
534
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННАЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валеева С.В.

В статье проанализированы условия развития туристско-рекреационной деятельности в мировом масштабе, в Российской Федерации и в ее регионах (на примере Псковской области). Сформулированы рекомендации по интенсификации процесса развития туристско-рекреационного кластера, основанные на анализе культурно-исторических и географических особенностей региона. Показано, что инновационное обновление повысит конкурентоспособность региона в сфере туризма и будет способствовать социально-экономическому росту и развитию региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное обновление в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и Псковский кластер»

УДК 379.8

инновационное обновление

в сфере туризма: мировые тенденции, российские реалии и псковский

кластер

С. В. ВАЛЕЕВА,

аспирант кафедры менеджмента инвестиций и инноваций, помощник члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации E-mail: vsabira@mail. ru

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

В статье проанализированы условия развития туристско-рекреационной деятельности в мировом масштабе, в Российской Федерации и в ее регионах (на примере Псковской области). Сформулированы рекомендации по интенсификации процесса развития туристско-рекреационного кластера, основанные на анализе культурно-исторических и географических особенностей региона. Показано, что инновационное обновление повысит конкурентоспособность региона в сфере туризма и будет способствовать социально-экономическому росту и развитию региона в целом.

Ключевые слова: инновационное обновление, региональный кластер, инновационная туристско-рекреационная деятельность, конкурентоспособность региона.

Для инновационного обновления в регионе необходимо вести целенаправленную деятельность по созданию благоприятных условий для осуществления инновационных процессов, в том числе по формированию инновационного мышления, новой бизнес-среды. В современных условиях экономика не может быть полноценной и конкурентоспособной без осуществления инновационной деятельности. В российской практике поддержки инновационного развития наряду с организационными, финансовыми и информационными механизмами в ряде регионов получили распространение комплексные

инновационные субъекты, призванные стать центрами новой экономики [1, 3—5].

Без инновационного обновления немыслимо и развитие туризма как одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся сфер мирового хозяйства. По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) 1, количество туристов на планете к 2020 г. возрастет втрое и будет составлять примерно 1 602 млн чел. (табл. 1). Самые высокие темпы роста числа прибытий ожидаются в странах Восточной Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых (табл. 2). Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 78,1 % в 1998 г. до 62,6 % в 2020 г. Одновременно ожидается возрастание доходов от туризма: с 444,7 млрд долл. в 1998 г. до 1 248 долл. в 2020 г. [2, 10].

На конференции ВТО в Лиссабоне по результатам международного исследования «Туризм: 2020

1 Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) — учреждение Организации Объединенных Наций. Ведущая международная организация в сфере туризма создана в 1925 г. как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций в Гааге. Генеральная ассамблея ВТО утвердила новое сокращенное название своей организации — ЮНВТО (UNWTO), добавилось сокращение ООН (UN, United Nations). Штаб-квартира в Мадриде (Испания). Всемирная туристская организация занимается развитием устойчивого и общедоступного туризма. По состоянию на май 2013 г, членами организации ЮНВТО являются 154 государства.

* Прогнозные значения показателей. Источник: [2].

Таблица 2

Прогноз самых популярных туристских направлений к 2020 г.

Таблица 1

Количество туристов в регионах мира в 1995—2020 гг., млн чел.

Регион 1995 2000 2005 2020* 2020 г. к 1995 г., %

Европа 335 390 527 717 214

Восточная Азия/ Тихий океан 80 116 231 438 547,5

Америка 111 134 195 285 256,8

Африка 20 27 46 75 375

Средний Восток 14 19 37 69 492,9

Южная Азия 4 6 11 19 475

Итого... 564 692 1 047 1 602 284

Страна Количество туристских прибытий, млн Доля на мировом туристском рынке, % Динамика роста в 1995—2020 гг., %

США 102,4 6,4 3,5

Франция 93,3 5,8 1,8

Испания 71,0 4,4 2,4

Гонконг 59,3 3,7 7,3

Италия 52,9 3,3 2,2

Великобритания 52,8 3,3 3,0

Мексика 48,9 3,1 3,6

Россия 47,1 2,9 6,7

Чешская Республика 44,0 2,7 4,0

Итого... 708,8 44,2 3,8

Источник: [2].

Предвидение» (Tourism: 2020 Vision) провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI в. [2]:

1) приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манят самые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта. Будет продолжена организация походов на самые высокие горные вершины мира. С 1985 г. в целях туризма начата эксплуатация 46 подводных лодок, причем в 1996 г. в путешествиях на подводных лодках участвовали более 2 млн туристов, что принесло туроператорам доход в 147 млрд долл. В мире начато производство субмарин с прозрачным корпусом, что дает прекрасный обзор подводных глубин. В августе 1998 г. такая субмарина проложила свой курс в Северной Атлантике к месту крушения «Титаника». Подобный вид туризма считается перспективным и в настоящее время. Самая привлекательная точка края Земли — Антарктида. 10 тыс. туристов уже посетили этот ледовый континент. Стоимость тура в Антарктиду — от 10 до 16 тыс.

долл. Вопрос о превращении трех своих исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры решает Австралия. Отметим, что Россия, Великобритания и Новая Зеландия открыли в Антарктиде базы для путешественников, прибывающих туда водным транспортом;

2) круизы. Этот сектор туризма развивается феноменально быстрыми темпами. Ежегодно на круизных судах по морским и речным маршрутам путешествуют более 10 млн чел., причем рынок продолжает расти примерно на 10 % каждый год;

3) экотуризм. Главная цель экотуризма — сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы;

4) культурно-познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Для небольших групп туристов можно организовывать познавательные туры в виде однодневных экскурсий с посещени-

ем памятников культуры. В связи с повышением интереса к познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры. Требуется применение эффективных мер по сохранению памятников культуры и управлению туристскими потоками;

5) тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климату местности, превалирующему над остальными туристскими мотивами. Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строится несколько таких парков) будет возрастать с каждым годом.

По мнению экспертов ВТО, инновационное обновление в туризме может быть связано как с явными факторами, так и с теми, которые проявляются с течением времени. Так, это могут быть изобретения (такие как новый тип реактивных самолетов или компьютерные системы бронирования). Другие факторы, которые будут влиять на поездки и туризм, связаны с применением новых технологий (электронные системы информации и коммуникаций). Все это в полной мере относится и к условиям российских регионов.

Туристы платят немалые деньги за туристский продукт и требуют соответствующего обслуживания. Потребительская культура людей выросла. Вопрос цены и качества является определяющим. Поэтому достаточно развитая инфраструктура (гостиницы, транспортные услуги, аэропорты, электронная связь) имеет большое значение. По оценкам Всемирной туристской организации, Россия могла бы принять примерно 70 млн иностранных туристов при соответствующей подготовке инфраструктуры. Само по себе наличие инфраструктуры является лишь одним из элементов конкурентоспособности наряду с востребованным на рынке турпродуктом. Развитие инфраструктуры должно быть синхронизировано с подготовкой кадров, с уровнем логистики, с формированием и продвижением турпродукта с учетом жесткой конкуренции на российском и мировом рынке туруслуг.

Так, в настоящее время в Псковской области реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010—2016 годы» [9]. Задачей программы является развитие туристско-рекреационного кластера «Псковский», развитие туристской инфраструктуры, развитие кластера творческих индустрий (обновление и продвиже-

ние кластера творческих индустрий: организация ярмарок, выставок, создание системы продвижения продукции, поддержка местных производителей), информационное продвижение туристского продукта и развитие событийного туризма.

Исследование туристских предпочтений обосновывает необходимость развития инновационной туристско-рекреационной деятельности, которая представляет собой тесно связанные процессы по формированию, продвижению инновационного туристского продукта, а также по финансовому обеспечению этих процессов. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности, на улучшение туристского сервиса, сюда относится и организация новых видов туристской деятельности, таких как сельский туризм, караванинг.

Основой развития туристско-рекреационной деятельности в Псковской области является культурный потенциал региона. Как известно, 2014 год объявлен в России Годом культуры. Проведение Года культуры направлено на «привлечение внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» [7]. Правительству Российской Федерации, согласно Указу Президента РФ от 22.04.2013 № 375, поручено образовать организационный комитет по проведению Года культуры; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры. Развитию туризма в этом плане предполагается уделять первостепенное внимание (табл. 3).

Псковская область продолжает работы по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» [8]. Последствия мирового финансового и экономического кризиса заставили переоценить значение туризма в экономике Псковской области как наиболее устойчивого сектора экономики области. Аргументы в пользу этого суждения очевидны.

Псковская область, расположенная на Северо-Западе Российской Федерации, обладает территорией размером в 55,3 тыс. км2, включая 2,1 тыс. км2 озер. Население области сравнительно небольшое и составляет 668,6 тыс. чел., что обусловливает наличие не тронутых человеком экологически чистых

Таблица 3

Реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» *, млн руб.

Мероприятия,направления расходов, источники финансирования 2011 -2018 гг., всего В том числе

I этап II этап

2011 2012 2013** 2014** 2015** 2016** 2017** 2018**

Общий объем финансирования, всего 332 000 8 001,7 9 564,9 9 902,5 16 766,3 39 691,7 66 723,1 97 176,1 84 173,7

В том числе:

— федеральный бюджет 96 000 2 000 2 500 2 500 4 900 11 600 19 500 28 400 24 600

— бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты 25 000 419,4 543,4 543,6 1 293,5 3 062,1 5 147,5 7 496,8 6 493,7

— внебюджетные источники 211 000 5 582,3 6 521,5 6 858,9 10 572,8 25 029,6 42 075,6 61 279,3 53 080

Всего по задаче 327 551,9 7 511,7 9 120,8 9 515,2 16 299,6 39 145,7 66 097,8 96 471,5 83 389,6

В том числе:

— капитальные вложения, всего 327 226,9 7 438,2 9 095 9 494,1 16 275,3 39 113,1 66 056,9 96 422,3 83 332

— федеральный бюджет (межбюджетные субсидии) 92 985,6 1 650 2 220 2 240 4 588,6 11 231,9 19 075,2 27 918,5 24 061,4

— бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты 23 842,7 291,2 431,6 447 1 174,3 2 920,4 4 983,3 7 310,1 6 284,8

— внебюджетные источники 210 398,6 5 497 6 443,4 6 807,1 10 512,4 24 960,8 41 998,4 61 193,7 52 985,8

— прочие расходы (федеральный бюджет) 325 73,5 25,8 21,1 24,3 32,6 40,9 49,2 57,6

* В ценах соответствующих лет. ** Прогнозные значения показателей. Источник: [8].

мест. В регионе имеются два относительно больших экономических центра: город Псков в центральной части и город Великие Луки на юге области.

Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Так, Псковская область имеет:

• внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-Западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации;

• внешние границы с Белоруссией, Эстонией и Латвией.

Благодаря исключительно благоприятному геополитическому месторасположению (расстояние от Пскова до Москвы — 689 км, до Санкт-Петербурга — 280 км, до Риги — 275 км, Таллинна — 254 км), а также наличию границы со странами Евросоюза Псковская область, по сути, является «въездными воротами» в Российскую Федерацию. В Россию через Псковскую область только сухопутным транспортом въезжают более 500 тыс. иностранных граждан в год. Средний период пребывания туристов на территории области — 1—3 дня, в связи с чем

туристская инфраструктура региона, несмотря на высокий потенциал, не получает должного развития.

Псковская область обладает высоким потенциалом с точки зрения дальнейшего развития культурно-познавательного туризма, а также развития нового для области вида туризма — событийного туризма. Обладая значительным культурно-историческим наследием, Псковская область в состоянии занять лидирующее положение в Северо-Западном федеральном округе в культурно-познавательном и событийном видах туризма, стать одним из историко-культурных центров России.

К настоящему времени в области накоплен опыт продвижения событийного туризма. Создан привлекательный для различных групп событийный календарь, направленный на выравнивание сезонных колебаний туристского потока: Всероссийская масленица, праздники эпохи средневековья Исаборг и Хельга, ежегодный «Город мастеров» в Псковском Кремле; международный военно-исторический праздник «Ледовое побоище», кузнечный фестиваль «День Скобаря».

Развитие эксклюзивного анимационного обслуживания в жанре исторической реконструкции,

-25

сопровождаемой созданием столь же эксклюзивной копийной сувенирной продукции, — весьма перспективное направление развития, которое сможет сыграть ключевую роль и придать новый импульс росту рынка въездного туризма.

Во время Всероссийской масленицы в Пскове работает ремесленная ярмарка, где мастера представляют лоскутное шитье, керамику, резьбу по дереву, плетение из кукурузных листьев, глиняную игрушку, деревянные ложки, изделия из бересты, авторскую и тряпичную куклу, изделия из кожи, кожгалантерею и сувенирную продукцию. Для участия в ярмарке приглашаются мастера народного творчества, самодеятельные художники, творческие объединения, дома ремесел, предприятия традиционных художественных промыслов России и ближнего зарубежья. Событийный ряд дополняет календарь театральных событий и постановок под открытым небом.

Наличие событийных туров придает туристской инфраструктуре особенную смысловую окраску. Чудское и Псковское озера, река Великая связаны в сознании туриста с историческими фигурами и региональными праздниками.

Целью создания туристско-рекреационного кластера «Псковский» является рост уровня доходов регионального бюджета от туриндустрии, увеличение доли Псковской области в туристском потоке Северо-Западного федерального округа (табл. 4).

Следует отметить, что увеличению конкурентности туристического рынка города Пскова и ускоренному развитию туризма в регионе будет

способствовать реализация следующих мероприятий: развитие общественных пространств; разработка комплекса туристических маршрутов — как пешеходных, так и с использованием автомобильного транспорта; функциональное зонирование города — деление города на части различного назначения по признаку ведущей функции (труд, общественная жизнь, быт, отдых). Чередование жизненных циклов труда, быта и отдыха является основой городского уклада жизни.

Администрация области считает весьма важной задачей, направленной на улучшение туристского имиджа Пскова, создание современного городского пространства, Особенно в местах прохождения популярных туристских маршрутов: создание торговых улиц в центральной части города, реконструкция центральной парковой зоны, реконструкция набережных реки Псковы и реки Великой. В настоящее время усилия администрации области направлены на развитие культурно-познавательного, паломнического и событийного туризма. Псковская область, наряду с Санкт-Петербургом, Ленинградской, Новгородской и Архангельской областями и Республикой Карелией, входит в Серебряное кольцо России. Регионы Серебряного кольца, в частности Псковская область, обладают значительным потенциалом роста. В Псковской области потенциально перспективными направлениями являются сельский туризм и караванинг.

На российском рынке практически не развит караванинг — путешествия в передвижных «домах на колесах». Рост автомобилизации в стране может способствовать популярности этого направления

Таблица 4

Создание туристско-рекреационного кластера «Псковский» в Псковской области*, млн руб.

Мероприятия, направления расходов, источники финансирования 2011 -2018 гг., всего В том числе

I этап II этап

2011 2012 2013** 2014** 2015** 2016**

Капитальные вложения, всего 6 451,3 1 468,9 1 706,1 1 599,7 1 092 319,7 264,9

В том числе:

— федеральный бюджет (межбюджетные субсидии) 1 832 547,3 415,7 400,1 367,2 55 46,7

— бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты 323,3 96,6 73,4 70,6 64,8 9,7 8,2

— внебюджетные источники 4 296 825 1 217 1 129 660 255 210

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные результаты Создан туристско-рекреационный кластер «Псковский»; организовано более 3,8 тыс. дополнительных рабочих мест; увеличен туристский поток более чем в 2 раза (до 700 тыс. туристов в год)

* В ценах соответствующих лет. ** Прогнозные значения показателей. Источник: [8].

среди российских туристов, в том числе получит развитие такое перспективное направление туризма, как «туризм выходного дня», наименее подверженный сезонным колебаниям. Для этого необходима организация хотя бы минимальной инфраструктуры караванинга, учитывая географическое положение Псковской области. Развитие кемпингов для караванных маршрутов европейского уровня и соответствующей инфраструктуры с оборудованием санитарных и вспомогательных зон, стоянок для гостей, зон отдыха и барбекю (к услугам гостей — прокат велосипедов, палаток, мангалов) приведет к увеличению количества зарубежных туристов.

Организация автотуристского кластера может стать еще одной точкой роста развития Псковской области и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Учитывая пограничное положение Псковской области, пролегание по территории области федеральных трасс, дороговизну внутренних перевозок и наличие большого количества мест, представляющих туристский интерес, развитие автотуристского кластера является перспективным.

Таким образом, в целях развития данного направления туризма приоритетным направлением является поддержание в надлежащем состоянии автодорог, проходящих по основным туристским маршрутам области (Печоры, Изборск, Пушкинские Горы, Псков), и расположенным на подходах к пограничным пунктам пропуска.

Следует подчеркнуть необходимость информационно-пропагандистской компании (в том числе и за рубежом), создание системы продвижения регионального туристского продукта. Для решения проблем, связанных с продвижением туристского продукта Псковской области за ее пределами, необходимо развивать создание электронных туров, электронных навигационных систем, форумов, галерей, а также единую систему электронного бронирования. Для решения проблем, связанных с продвижением туристского продукта Псковской области за ее пределами, необходимо развивать сеть внешних представительств области, для того чтобы ее турпродукты можно было бы приобрести иначе, чем через небольшое число агентов псковских туроператоров, чтобы они стали доступнее для возможно более широкого круга потенциальных туристов.

Важную роль в решении задачи продвижения Псковского региона могут сыграть высшие

учебные заведения Пскова, такие как Псковский филиал Российской международной академии туризма, Псковский государственный университет и др. Помимо формирования квалифицированного экскурсоводческого корпуса, они могли бы внести существенный вклад в процесс модернизации всего комплекса экскурсионного обслуживания. Выпускники и специалисты вузов могут крайне положительно повлиять на качество предоставления туристских и информационно-туристских услуг как в регионе, так и за его пределами. Профессионально подготовленные кадры должны помочь туристическим фирмам в решении вопроса правильного позиционирования того или иного турпродукта в каждом конкретном случае.

В рамках целевой долгосрочной программы «Развитие культурно-познавательного туризма в Псковской области на 2010—2016 годы» [9] в Псковской области ежегодно проходит конкурс «Эко0тдых-2012», где отбирается лучший объект сельского туризма в Псковской области. К участию представляются усадьбы, подворья, гостевые дома, базы отдыха и заповедники. По результатам конкурса издается буклет об объектах сельского туризма в Псковской области, где размещена информация о победителях.

Суть сельского туризма заключается в отдыхе в сельской местности. Привлекательными чертами сельского туризма являются чистый воздух, домашняя атмосфера, природа, натуральные продукты. Сельский туризм способствует формированию альтернативного вида занятости и предпринимательства в сельской местности, дополнительному источнику заработка сельских домохозяйств, сокращению безработицы и повышению уровня жизни на селе.

В связи с ростом интереса к сельскому туризму, увеличению количества людей, путешествующих на своем автотранспорте и учитывая уникальные природные особенности Псковской области, представляется целесообразным создание туристической деревни.

Такой деревни, где можно будет попробовать себя в роли стряпухи в бревенчатой избе и испечь в русской печке блины, а на пасеке продегустировать пахучий чай из трав и целебный мед. Где туристы смогут узнать, как пчелы делают мед, а также самостоятельно добыть себе лакомство, посетить русскую баню по-черному, отведать свежеиспеченного хлеба, поработать на ткацком станке и за гончарным

кругом, расписать деревянную елочную игрушку. Создание подобного объекта в дополнение к имеющимся на территории области памятникам истории и культуры будет способствовать формированию современного, востребованного и конкурентоспособного турпродукта.

Следует отметить, что наиболее действенным способом решения поставленных задач в сфере туризма является применение программно-целевого метода и механизмов частно-государственного партнерства. В соответствии с законом Псковской области от 09.12.2011 N° 1119-оз «Об участии Псковской области в государственно-частном партнерстве» объектами соглашений о государственно-частном партнерстве являются объекты транспортной инфраструктуры, объекты культуры, туризма, рекреации, объекты социально-культурного назначения и др.

В бюджете Псковской области приоритетом на 2014 г. в сфере культуры определено возрождение сельских домов культуры, причем запланирована самая масштабная за последнее десятилетие поддержка культуры на селе. Найдут поддержку в областном бюджете Всероссийская масленица, Пушкинский театральный фестиваль, Пушкинский праздник поэзии, Международный музыкальный фестиваль Crescendo, Фестиваль русской музыки, Международный этнокультурный фестиваль «Сетомаа. Семейные встречи», фестивали исторической реконструкции «Ледовое побоище» и «Железный град».

В следующем году завершится реконструкция набережной Великой в Пскове. Набережные Псковы также будут реконструированы: от Троицкого моста до Кузнецкого моста, включая ул. Милицейскую, Воровского, часть ул. Карла Маркса.

Внимание законодательной власти Псковской области к инвестиционной деятельности, в том числе направленной на развитие туристской инфраструктуры региона, подтверждает наличие закона о налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области от 12.10.2005 № 473-оз.

Привлечение инвестиций представляет собой один из механизмов оживления региональной экономики. Поддержка инвесторов в Псковской области является гарантом для инвестиций и позитивным примером для потенциальных инвесторов. Налоговые льготы при поддержке инвестиционных проектов выгодны для развития экономики Псковской области. Всего на сопровождении в администра-

ции области находится 47 инвестпроектов на сумму 45 млрд руб. Среди них ключевое место занимает проект развития региональной транспортной инфраструктуры, в том числе реконструкция аэропорта Пскова (2,4 млрд руб.).

Следует отметить особую важность правильного выбора приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики из бюджетных источников и грамотной координации деятельности органов власти и предпринимателей при реализации кластерных проектов.

Развитие туризма является одним из инструментов оздоровления нации, восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, способствуя созданию дополнительных рабочих мест, росту занятости и повышению благосостояния населения. Туризм влияет на развитие таких видов экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание и другие сферы, выступая катализатором социально-экономического развития территории.

Таким образом, основой развития туризма в Псковской области является культурный потенциал региона с богатым событийным рядом. Однако следует отметить необходимость диверсификации туристического продукта области за счет развития инновационных видов туризма, которые будут поддерживать культурно-познавательный туризм.

Установление стабильных взаимоотношений между разрозненными инновационно активными элементами и превращение их в единый комплекс будет способствовать усилению имеющегося инновационного потенциала. Следует отметить важность включения в инновационный процесс всех заинтересованных субъектов, независимо от масштаба и степени развитости, а также привлечения новых ресурсов, в том числе инвестиций. В этом плане необходимо укреплять сотрудничество с соседними территориями, также обладающими значительным инновационным потенциалом.

Список литературы

1. Барзыкин Ю. Турист — это маленький инвестор // Бизнес России. 2013. № 3 (145). С. 34—39.

2. Всемирная туристская организация (UNWTO). URL: http://www. unwto. org.

3. Калинина Л. Е. Планирование туризма как элемент программно-целевого метода государственного управления // Туризм: право и экономика. 2013. № 2. С. 25—26.

4. Калинина Л. Е. Государственное управление туризмом: традиционно вместе со спортом? // Туризм: право и экономика. 2008. № 3.

5. Киричук С., Силин А. Особенности туризма в северных регионах // Вестник Совета Федерации. 2013. № 6—7. С. 82—87.

6. Ливиц Л. Туризм: что говорят в Интернете? // Бизнес России. 2013. № 3 (145). С. 56—59.

7. О проведении в Российской Федерации Года культуры: Указ Президента РФ от 22.04.2013 № 375.

8. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644.

9. Об утверждении областной долгосрочной целевой программы «Развитие культурно-познавательного туризма Псковской области на 2010—2016 годы»: утверждено постановлением администрации Псковской области от 05.07.2010 № 260 (с изм. на 20.06.2013).

10. Суворова А. В. Дифференцированный подход к пространственному развитию региона: инновационный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 40 (319). С. 9—14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.