туризм и культурное наследие
УДК 379.85(470.25)
Е. С. Турченко
оценка развития въездного туризма
В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ГОСТЕЙ РЕГИОНА ЛЕТОМ 2014 ГОДА)
В статье представлены результаты проведённого летом 2014 г. социологического опроса, посвящённого развитию въездного туризма в Псковской области. Было опрошено 120 гостей г. Пскова, включая иностранных граждан и туристов, прибывших из самых разных регионов России. Итоги опроса представлены в виде диаграмм и таблиц. В ходе опроса были выявлены основные регионы, которые предоставляют туристов в Псковскую область. К их числу относятся Северо-Западный и Центральный федеральный округа. Проведён анализ туристского потока по возрастам, целям посещения и длительности пребывания туристов на территории региона. С помощью опроса удалось выяснить, какой информацией обладают туристы перед поездкой в Псковскую область. Также были выявлены основные достопримечательные объекты, пользующиеся наибольшим спросом у приезжающих в Псковский регион. К ним относятся Псковский кремль, Мирожский и Снетогорский монастыри в г. Пскове, а также расположенные на территории области Псково-Печерский монастырь, Старый Изборск и Пушкинский заповедник. На основе данных, полученных в результате опроса, оценено состояние гостиничного комплекса г. Пскова. Результаты исследования могут быть востребованы для совершенствования организации туристской сферы в Псковской области.
Ключевые слова: внутренний туризм, въездной туризм, Псковская область, динамика туристского потока, социологический опрос.
Введение. Сфера туризма приобретает всё более существенную роль в мире. Подтверждением этого является туристский бум, который начался в конце XX столетия и продолжает нарастать в начале XXI в. Уже сейчас число международных туристов приближается к 1 млрд. в год, то, согласно оценкам, к 2020 г. их количество может достигнуть 1,6 млрд. [2]. Если сейчас совершает международные поездки ежегодно каждый седьмой житель планеты (эта цифра условна, т. к. в реальной жизни один человек может совершить несколько зарубежных поездок в год), то в 2020 г. это будет уже каждый четвёртый-пятый житель Земли [6].
Туристская отрасль превратилась ныне в одну из наиболее прогрессирующих отраслей мировой экономики [5]. В сфере туризма в настоящее время занято огромное количество людей. Каждое седьмое рабочее место в мире сейчас приходится на долю туристского бизнеса, что доказывает важную роль туризма в экономике как развитых, так и развивающихся стран [7]. Развитие туризма плодотворно сказывается на развитии других отраслей экономики: транспорта, торговли, сельского хозяйства и т. д.
Показатель развитости внутреннего туризма является важным для каждой страны. Внутренний туризм в России — это быстро и активно развивающаяся отрасль
экономики. Естественно, каждый человек в своей жизни ставит перед собой цель посетить те или иные страны, познакомиться с культурой и бытом этих государств, попробовать кухню и увидеть значимые достопримечательности. Но не у каждого человека есть возможность поехать за границу. Россия обладает достаточным количеством и разнообразием туристских объектов для отдыха, как пляжного, так и познавательного. Огромным преимуществом внутреннего туризма является отсутствие таможенно-визовых формальностей, языкового барьера для передвижения по стране, короткий период акклиматизации по прибытию на место отдыха.
В новых условиях перед туристкой отраслью в России встала задача поиска путей повышения конкурентоспособности страны на мировом туристском рынке, в т. ч. переориентации туристских потоков - возвращения россиян и привлечения иностранных туристов в российские туристские центры. Также стоят и другие задачи: формирования высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в разнообразных туристских продуктах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики России, в т. ч. за счёт увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Россия обладает большим многообразием культурно-исторических объектов и уникальными природными святынями. Однако, по оценкам 2013 г., Россия занимает лишь 63-е место в мире по туристской привлекательности [4; 11]. Развитие туризма в России сдерживает ряд проблем. Во-первых, это слабо развитая туристская инфраструктура, которая проигрывает по качеству зарубежной. Во-вторых, это несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую отрасль. Причём всё это касается большинства регионов России. К сожалению, Псков не является исключением. Тем не менее, надо прилагать все усилия, чтобы создать позитивный туристский образ Псковского региона с целью стимулирования посещения его как со стороны российских, так и иностранных граждан.
Степень изученности темы. Как отмечает А. И. Зырянов, «географии принадлежат одно из центральных мест в совокупности научных знаний о туризме» [3, с. 4]. Знания по географии способствуют хорошей организации туризма, эффективному построению туристской инфраструктуры и маршрутов. При этом, как самостоятельное научное направление «география туризма» сформировалась сравнительно недавно [1]. В частности, география туризма изучает закономерности и факторы территориальной организации туризма как одного из видов отдыха, так и соответствующей отрасли экономики.
Одним из направлений исследований географии туризма является изучение туристских потоков на уровне регионов, стран и мира в целом. Применительно к территории Псковской области, анализу въездного и выездного туризма, как международного, так и внутрироссийского, посвящена серия наших исследований, охватывающих период с 2002 по 2013 гг. [8-10]. Согласно результатам этих исследований, Псковская область является достаточно привлекательной территорией для туристов с точки зрения географического расположения, экологической обстановки и культурно-исторического наследия.
Туристский сезон в Псковской области приходится на период с мая по октябрь. Основными месяцами приёма туристов являются май и июнь. Данный пик связан с
проведением масштабных событийных мероприятий и наличием праздничных выходных дней. Основными потребителями туристских услуг в Псковской области являются жители Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Из других регионов России въездной туристский поток незначителен [8; 9]. Основной поток иностранных граждан представлен туристами из стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва), Финляндии, США, Германии, Франции, Швеции [10].
цель статьи — представить результаты опроса гостей Псковской области, приехавших в регион с целью туризма и отдыха в середине 2014 г. Опрос касался выявления причин, по которым туристы предпочитают Псковский регион как объект посещения, определения регионов, из которых идёт основной поток туристов, условий проживания туристов в Псковской области, достопримечательностей, которые выбирают туристы в качестве основных объектов посещения и др.
Всего было опрошено 120 гостей Псковской области. Опрос проводился летом 2014 г. в г. Пскове. Анкета и программа исследования были разработаны совместно ООО «ИнТур» (г. Псков) и Центром регионологических исследований (Естественно-географический факультет ПсковГУ). В качестве интервьюеров выступили А. С. Спиридонов и С. С. Яковлев — студенты 3-го курса естественно-географического факультета ПсковГУ (бакалавриат, направление «География»). Респондентам было предложено ответить на 19 вопросов, учитывающих специфику туризма в Псковской области.
Результаты опроса представлены ниже в виде диаграмм и таблиц. Как видно на диаграмме, отображённой на рис. 1, несколько чаще посещают г. Псков и Псковскую область люди среднего возраста (особенно от 30 до 50 лет). Туристы данных возрастных групп тяготеют к спокойному и размеренному отдыху, а Псковская область как раз является именно таким регионом. Он привлекателен своей умиротворенностью, благоприятным климатом, красивой природой, интересными историко-культурными достопримечательностями. Молодёжь и люди пожилого возраста посещают Псковский регион несколько реже. Также необходимо отметить, что большинство опрошенных гостей города уже бывали в Псковской области, и некоторые из них — многократно.
Также на основе данных, полученных в результате опроса, было выявлено, что основной поток туристов идёт из регионов Центрального и Северо-Западного федерального округов. Главная причина этого связана с географическим положением Псковской области. Лидером данного потока в Центральном федеральном округе являются Москва и Московская область, в Северо-Западном федеральном округе — Санкт-Петербург, Ленинградская и Новгородская области. Поток из остальных регионов и иностранных государств незначителен (рис. 2).
Диаграмма на рис. 3 свидетельствует, что в целом туристы, которые едут в Псков, достаточно плохо знают регион. Большей информацией о Псковской области обладают люди старшего возраста (от 60 лет и старше). Туристы возрастных групп 18-39 и 40-49 хуже знают г. Псков и его окрестности. К сожалению, именно слабая информированность туристов о регионе относится к одной из проблем развития туристской сферы в Псковской области.
Распределение ответов респондентов в зависимости от региона их проживания позволило сделать следующие выводы: наибольшей информацией о Псковской области обладают туристы из Москвы и областей Центрального федерального округа. При этом меньше всего информированы о регионе иностранцы, туристы из Санкт-Петербурга и других регионов страны.
14 12 10 8 6 4 2 0
i i
11
i ii
i i
I Нет
I Только в Пскове I Да, но и в других регионах
Да, и в Пскове, и в других регионах
40-49 лет 60 лет и более
18-39 лет 50-59 лет
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Были ли вы раньше в Пскове и Псковской области?» по возрастным группам респондентов
16 14 12 10 8 6 4 2 0
1
. 1
. ■
ч ■ ш г 1 ■ г 1 ■
I Нет
I Только в Пскове I Да, но и в других местах
Да, и в Пскове, и в других регионах
СЗ ФО ЦФО Ост. регионы
СПБ Москва Иностранцы
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Были ли вы раньше в Пскове и Псковской области?» по регионам проживания респондентов
25
20
15
10
I Нет
I Затрудняюсь ответить Да, не очень I Хорошо
40-49 лет 60 лет и более
18-39 лет 50-59 лет
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Хорошо ли вы знаете Псковскую область?» по возрастным группам респондентов
Анализируя ответы респондентов на вопрос «Изучали ли вы какую-нибудь информацию о Пскове и области перед поездкой?» можно увидеть, что более тщательно к этому вопросу подходят туристы в возрасте 50-59 лет. При этом в качестве основного источника получения информации о регионе, особенно для группы респондентов в молодых и средних возрастах, выступает Интернет. Согласно результатам опроса, меньше всего изучают информацию о регионе перед поездкой люди в возрасте старше 60 лет.
5
0
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос: «Изучали ли вы какую-нибудь информацию о Пскове и области перед поездкой?» по возрастным группам респондентов
■ Нет
■ Да
СЗ ФО
ЦФО
Ост. регионы
СПб
Москва
Иностранцы
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Изучали ли вы какую-нибудь информацию о Пскове и области перед поездкой?» по регионам проживания респондентов
Судя по всему, Интернет при подготовке к поездке в Псковскую область чаще используют иностранцы, жители Москвы, Центрального федерального округа и других удалённых от Пскова территорий. А вот жители Санкт-Петербурга и областей Северо-Западного федерального округа редко изучают информацию о регионе перед поездкой в него (рис. 5). Это во многом объясняется тем, что респонденты из Санкт-Петербурга и областей СЗФО уже бывали ранее в Псковской области (см. рис. 2).
Цели поездок в г. Псков и Псковскую область весьма разнообразны. Более половины опрошенных, и особенно люди старшего возраста, в качестве цели поездки называли осмотр достопримечательных объектов истории и культуры. Каждый пятый респондент приехал в регион, чтобы посетить родственников, друзей и знакомых. Респонденты в возрасте до 49 лет несколько чаще называли в качестве цели поездки бизнес. И лишь один из опрошенных назвал целью посещения региона посещение зрелищных и культурно-развлекательных мероприятий (табл. 1).
Также благодаря ответам респондентов удалось выяснить, как различаются цели поездки в Псковскую область для туристов из разных регионов. Иностранные туристы стараются познакомиться, в первую очередь, с памятниками истории и культуры. Эта же причина является основной для приезда туристов из отдалённых от Пскова регионов России. Гости из регионов Северо-Западного федерального округа чаще приезжают в Псков к друзьям, родственникам и знакомым. Многие жители столичного региона приезжают с деловыми целями. Меньше всего туристы приезжают в Псковскую область с целью посещения своей малой Родины, научных командировок, осмотра зрелищно-культурных мероприятий, отдыха на природе и паломничества.
В большинстве туристы готовы потратить на поездку в Псковскую область 1-2 дня (табл. 2). Особенно это касается категории туристов в возрасте от 18 до 49 лет. Люди в возрасте 60 лет и более готовы потратить разное количество дней на пребывание в Пскове, в т. ч. и более недели.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Какова цель вашей поездки в Псковскую область?» по возрастным группам респондентов
№ Цель поездки 18-39 40-49 50-59 60 и бо- Итого
лет лет лет лее лет
1. Заехал по дороге в другой регион 2 2 2 0 6
2. Заехал за покупками 0 0 0 0 0
3. Приехал на свою Родину 1 1 1 2 5
4. Приехал в гости к друзьям, родственникам, знакомым 6 8 5 5 24
5. Бизнес, деловая поездка 5 6 2 0 13
6. Научная или образовательная командировка 2 0 0 0 2
7. Научная или образовательная командировка 0 0 0 0 0
8. Отдохнуть на природе 0 1 2 0 3
9. Приехал на спортивные соревнования 1 0 0 1 2
10. Паломничество в Псково-Печерский монастырь и другие святые места 0 0 1 0 1
11. Купил тур в ваш регион 0 0 0 0 0
12. Посмотреть объекты истории и культуры 19 16 14 15 64
13. Посетить зрелищные и культурно-массовые мероприятия 0 0 1 0 1
14. Люблю приключения и экстрим 0 0 0 0 0
Итого 36 34 28 22 120
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Сколько времени вы планируете потратить на поездку?» по возрастным группам респондентов
№ Возраст респон- 1 2 3 4 5 6 7 8 дней и Итого
дентов день дня дня дня дней дней дней более
1. 18-39 лет 15 10 1 4 0 0 3 3 36
2. 40-49 лет 15 7 6 1 3 1 1 0 34
3. 50-59 лет 11 4 3 3 1 1 2 3
4. 60 лет и старше 8 2 4 2 1 0 1 4 22
Итого 49 23 14 10 5 2 7 10 120
Сроком на 1-2 дня чаще других приезжают в г. Псков туристы из Санкт-Петербурга и Москвы. Этому способствует близкое расположение Пскова к столичным регионам, а также удобство и дешевизна транспортного сообщения. Многие туристы обращаются в турагентства, покупая туры выходного дня. Они достаточно удобны для людей, т. к. являются организованными и спланированными, позволяют за короткий период увидеть наиболее важные достопримечательные объекты регио-
на. Привлекательны такие туры и демократичными ценами, и вместе с тем достаточно комфортным проживанием.
Наибольшей популярностью в г. Пскове в качестве объекта посещения у туристов, независимо от возраста и региона проживания, пользуется Псковский кремль (Кром). Снетогорский и Мирожский монастыри наиболее интересны туристам из более удалённых от Пскова регионов, особенно в возрасте от 18 до 39 лет (благодаря организованным турам) и старше 60 лет. Меньший интерес для посещения вызывают: храм Александра Невского, памятник Александру Невскому и храм Николая Чудотворца (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Какие объекты вы планируете посетить?»
по регионам проживания респондентов
Объекты Санкт-Петербург СЗФО Москва Иностранные туристы ЦФО Другие регионы РФ Итого
Псковский 26 26 21 16 22 6 117
кремль (Кром)
Мирожский 5 7 5 6 7 3 33
монастырь
Снетогорский 3 4 2 3 7 1 20
монастырь
Храм Алексан- 1 2 2 0 2 0 7
дра Невского
Памятник 2 0 0 1 0 0 3
Александру
Невскому
Храм Николая 0 0 0 0 1 0 1
Чудотворца
На областном уровне наибольший интерес для посещения у туристов вызывают Псково-Печерский монастырь, Изборская крепость и Пушкинский заповедник. Печоры и Изборск несколько чаще посещают люди старшего возраста, а Пушкинские Горы — относительно более молодое поколение (табл. 4). Вероятно, это связано с тем, что поездка в Пушкинские Горы чаще бывает организована турфирмами, при этом на посещение Пушкинского заповедника затрачивается целый день и данная поездка сопровождается достаточным количеством пеших прогулок.
Большинство респондентов вполне удовлетворено сервисом в псковских гостиницах. Лишь один турист в возрастной группе старше 60 лет выразил недовольство (рис. 6).
При выборе гостиниц в г. Пскове гости учитывают их расположение, комфортность и цены. Наиболее привлекательны для туристов дешёвые отели в центре города, а также те гостиницы, которые располагаются рядом с историческими памятниками, живописными местами и популярными заведениями для отдыха. Учитывая потребности и возможности путешественников, в центре города можно найти и отели эконом-класса, и гостиницы «4 звезды». Несмотря на то, что в регионе не так много гостиниц, они обладают достаточно комфортными условиями для размещения гостей.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Какие объекты вы планируете посетить (или уже посетили) в Псковской области?» по возрастным группам респондентов
№ Объекты 18-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60 и более лет Итого
1. г. Печоры 12 12 6 10 40
2. пос. Изборск 12 8 7 9 36
3. пос. Пушкинские Горы 11 5 9 4 29
4. Чудское озеро 0 5 2 0 7
5. г. Остров 1 1 0 0 2
6. г. Пыталово 2 0 0 0 2
7. погост Выбуты 0 0 1 0 1
8. г. Великие Луки 0 0 1 0 1
9. пос. Кривск 0 0 0 1 1
10. Монумент на месте Ледового побоища 0 0 0 1 1
Итого 38 31 26 25 120
40-49 лет 60 лет и более
18-39 лет 50-59 лет
I Нет
I Затрудняюсь ответить Да
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Если вы остановились в гостинице, то нравится ли обслуживание в ней?» по возрастным группам респондентов
Цены псковских гостиниц удовлетворяют 90 % опрошенных. Лишь несколько респондентов высказали свою неудовлетворённость в этом плане. В основном это оказались туристы из Москвы и Санкт-Петербурга (рис. 7, 8).
40-49 лет
18-39 лет
60 лет и более 50-59 лет
I Нет
I Затрудняюсь ответить Да
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Если вы поселились в гостинице, то устраивает ли вас цена за неё?» по возрастным группам респондентов
I Нет
I Затрудняюсь ответить Да
СЗ ФО ЦФО Ост. регионы
СПб Москва Иностранцы
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Если вы поселились в гостинице, то устраивает ли вас цена за неё?» по регионам проживания респондентов
5
4
3
2
0
6
5
4
3
2
0
20 18 16 14 12 10
I Один I С семьей С группой
СЗ ФО ЦФО Ост. регионы
СПб Москва Иностранцы
Рис. 9. Распределение ответов на вопрос: «Как вы приехали в наш регион?» по регионам проживания респондентов
8
6
4
2
0
■ Один
■ С семьей
■ С группой
18-39 лет 40-49 лет
50-59 лет 60 лет и более
Рис. 10. Распределение ответов на вопрос: «Как вы приехали в наш регион?» по возрастным группам респондентов
Большинство туристов предпочитают путешествовать с семьей (рис. 9, 10). Это касается всех возрастных групп и мало зависит от регионов проживания опрошенных. При этом сравнительно мало приезжих предпочитает организованный туризм. Среди тех, кто отдаёт приоритет организованным турам, преобладают люди старшего возраста. Молодое поколение более очевидно склоняется к поездкам с семьёй.
Выводы. В ходе социологического опроса 120 гостей г. Пскова, состоявшегося летом 2014 г., было выявлено, что наибольшее число туристов приезжает в Псковскую область из соседних регионов, представляющих Северо-Западный и Центральный федеральный округа. Поток иностранных туристов и гостей из более отдалённых регионов России значительно проигрывает этим двум направлениям. В целом туристы, которые приезжают в Псковскую область, достаточно плохо знают регион. Наибольшей информацией о Псковском регионе обладают туристы из Москвы и Центрального федерального округа. При этом меньше всего информированы о регионе иностранцы и туристы из Санкт-Петербурга. В качестве основного источника получения информации о регионе, особенно в группах респондентов молодого и среднего возраста, выступает Интернет. Интернет при подготовке к поездке в Псковскую область чаще других используют иностранцы, жители Москвы, Центрального федерального округа и других удалённых от Пскова территорий. А вот жители «северной столицы» и областей Северо-Западного федерального округа редко изучают информацию о регионе перед поездкой в него, что в значительной степени объясняется тем, что многие туристы из этих регионов уже неоднократно бывали в Псковской области.
Более половины опрошенных, и особенно люди старшего возраста, в качестве цели поездки называли осмотр достопримечательных культурно-исторических объектов. Каждый пятый респондент приехал в регион, чтобы посетить родственников, друзей и знакомых. Респонденты среднего возраста несколько чаще называли в ка-
честве цели поездки бизнес. Иностранные туристы стараются познакомиться, в первую очередь, с памятниками истории и культуры. Эта же причина является основной для приезда туристов из отдалённых от Пскова регионов России. Гости из регионов Северо-Западного федерального округа чаще приезжают в Псковскую область к друзьям, родственникам и знакомым. Многие жители столичного региона приезжают в г. Псков с деловыми целями.
В большинстве случаев туристы готовы потратить на поездку в Псковскую область 1-2 дня. Наибольшей популярностью в г. Пскове в качестве объекта посещения у туристов, независимо от возраста и региона проживания, пользуется Псковский кремль (Кром). На областном уровне наибольший интерес для посещения у туристов вызывают Псково-Печерский монастырь, Изборская крепость и Пушкинский заповедник.
Подавляющее большинство респондентов вполне удовлетворено сервисом в псковских гостиницах. Цены псковских гостиниц устраивают 90 % опрошенных. Большинство туристов, прибывающих в Псковскую область, предпочитают путешествовать с семьей. Это касается всех возрастных групп и мало зависит от регионов проживания опрошенных. При этом сравнительно мало приезжих предпочитает организованный туризм. Среди тех, кто отдаёт приоритет организованным турам, преобладают люди старшего возраста.
Литература
1. Александрова А. Ю. Теоретические основы географии туризма // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2002. С. 10-18.
2. Воскресенский В. Ю. Международный туризм. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 255 с.
3. Зырянов А. И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь, 2013. 158 с.
4. Кръстев В. География на туризма. Варна: Издателство «Наука и икономика», Икономически университет, 2014. 356 с.
5. Манаков А. Г. География международного туризма и Всемирного наследия ЮНЕСКО: взгляд сквозь призму концепции «центр-периферия» // Псковский регионологический журнал. № 8. Псков: ПГПУ, 2009. С. 63-74.
6. Манаков А. Г. Туристские регионы мира. География культурного наследия. Псков: ПГПУ, 2011. 264 с.
7. Примерова О. Туризм: стимулы и перспективы // Обозреватель, 2010, № 3. [Электронный ресурс]: URL: http://observer.materik.ru/observer/N3_2010/090_098.pdf (дата обращения 12.11.2014).
8. ТурченкоЕ. С., Виснапу Т. В. География выездного и въездного российского туризма: анализ динамики и основных направлений в 2002-2012 гг. // Псковский регионологический журнал. № 16. Псков: Псковский государственный универсиетет, 2013. С. 163-168.
9. Турченко Е. С. Въездной и выездной внутрироссийский туризм в Псковской области в 2004-2013 гг. // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 4. Псков: Псковский государственный университет, 2014. С. 79-86.
10. Турченко Е. С. География и динамика международного въездного и выездного туризма в Псковской области в 2004-2012 гг. // Псковский регионологический журнал. № 18. Псков: Псковский государственный универсиетет, 2014. С. 56-67.
11. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013. World Economic Forum. Geneva, 2013. [Электронный ресурс]: URL: http://www.lettere.uniroma1.it/sites/default/files/584/WEF_TT_Competitiveness_Re-port_2013_0.pdf (дата обращения 15.11.2014).
Псковский регионологический журнал № 21 2015 Об авторе
Турченко Елена Сергеевна — аспирантка кафедры географии, естественно-географический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: [email protected]
Е. Turchenko
ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF INBOUND TOURISM
IN THE PSKOV REGION (A SURVEY OF VISITORS OF THE REGION IN SUMMER 2014)
The article represents the results of social survey (summer 2014) devoted to the development of inbound tourism in the Pskov region. 120 guests of Pskov (foreign tourists and tourists who came from different parts of Russia) were interviewed. The conclusions of the survey are presented as diagrams and tables. It was revealed that most part of the tourists come from North-Western and Central Federal districts. The survey analyzes the tourists' age, aims of visiting and the duration of staying and the information the tourist had before travelling to the Pskov region. We also identified the most popular attractions. They are the Pskov Kremlin, Mirozhsky monastery and Snetogorskiy nunnery in Pskov, also the sights that are situated in other districts of the region: Pskovo-Pechersky monastery, Old Izborsk and Pushkin reserve. According to the survey, the article considers hotel complexes of Pskov. The results of the research can be useful for further improvement in tourism of the Pskov region.
Key words: inner tourism, inbound tourism, Pskov region, dynamics of tourists stream, social survey.
About the author
Elena Turchenko, PhD student, Department of Geography, Pskov State University, Russia.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.12.2014 г.