Научная статья на тему 'Выявление особенностей смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире у старшеклассников'

Выявление особенностей смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТИНА МИРА / WORLD PICTURE / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / REPRESENTATIONS / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / SEMANTIC SPHERE / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / SENSE OF LIFES ORIENTATIONS / SENIORS / INTELLIGENCE / PURPOSES AND TASKS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грачева Надежда Михайловна

В статье приводятся результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире среди подростков выпускных классов. На основе полученных данных производится деление респондентов на три группы, даются их краткие характеристики с описанием возможных дальнейших перспектив развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грачева Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Detection of features of sense of lifes orientations and ideas of about itself and the world at seniors

In article results of empirical research of sense of lifes orientations and ideas of and the world among teenagers of graduation classes are given. On the basis of the obtained data division of respondents into three groups is made, their short characteristics with the description of possible further prospects of development are given.

Текст научной работы на тему «Выявление особенностей смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире у старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И МИРЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Грачева Н. М.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования смысложиз-ненных ориентации и представлений о себе и мире среди подростков выпускных классов. На основе полученных данных производится деление респондентов на три группы, даются их краткие характеристики с описанием возможных дальнейших перспектив развития.

Ключевые слова: картина мира, смысложизненные ориентации, старшеклассники, представления, смысловая сфера, осмысленность, цели и задачи, идентификация.

В рамках нашей работы по изучению особенностей субъективной картины мира было проведено исследование смысложизненных ориентаций и представлений о себе и мире у старшеклассников. В современных условиях становится актуальной проблема изучения социальной картины мира, как основы психологической регуляции социального поведения, а также индивидуальных механизмов ее формирования. При этом особое значение приобретает психологическое исследование индивидуального структурирования взаимоотношений человека и общества современной молодежью. Так как степень ее включенности или невключенности в общественные процессы во многом определяет и общую ситуацию в стране, при этом именно молодежь обычно более отчетливо проявляет новые взгляды в переломные для страны периоды.

У каждого человека, независимо от его возраста, имеются собственные представления о себе, своих способностях и возможностях. Безусловно, внутренние представления человека о себе оказывают сильное влияние и на его характер, и на его отношения с другими людьми, и на те цели, которые он перед собой ставит, и на то, каким способом он их достигает.

Если у взрослого человека многие представления переросли в убеждения и определяют их отношение к жизни в целом, то у детей и подростков представления находятся в процессе формирования и поэтому на них можно и нужно воздействовать. По большому счету, воспитание как раз и есть процесс формирования необходимых представлений о себе, окружающем мире и о том, как с ним взаимодействовать [1].

Проблема обретения смыслов в понимании себя и мира особенно актуальна в подростковом возрасте,

в связи с готовящимся переходом в «самостоятельную жизнь». То, как определяет для себя ребенок или подросток по мере взросления эти составляющие, т. е. какие цели ставит и достигает в жизни, какое дело ему по душе и какая мечта движет его устремлениями, - все это в целом и придает направление формированию его личности. Чем яснее определены и осознаны подростком его цели, дела и мечты, тем осмысленнее его развитие.

Смысловая сфера подростков характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции. В процессе осмысления мира у подростка появляется собственное независимое мнение, стремление самостоятельно принимать жизненно важные решения и нести ответственность за их осуществление. Подросток самоопределяется и происходит выработка особых смысловых стратегий в процессе познания и взаимодействия с окружающим миром.

По основной направленности, мировосприятию, жизненным целям и иерархии ценностей само мировосприятие может быть отнесено либо к отражающим конструктивные (позитивные) представления о себе и своей будущей жизни, мире, либо к неконструктивным (негативным) представлениям. Конструктивными мы считаем те представления подростков, которые характеризуются целостностью, придают им силы и наполняют стремлением к самореализации, гармоничному взаимодействию с окружающим миром и в частности с близкими людьми. Внутренний стержень, устойчивое видение себя и происходящего вокруг позволяет таким личностям сохранять равновесие и двигаться в направлении своей цели, несмотря на возможные трудности. Согласно исследованиям

последних десятилетий, которые мы изучали при подготовке к выполнению этой исследовательской работы, сформированное^ таких взглядов напрямую не связана с возрастом и встречается как у младших, так и старших школьников [1].

В исследовании приняли участие ученики 9-11 классов г. Ростова-на-Дону в количестве 93 человек (50 девушек, 43 юноши). Практическое исследование было проведено с помощью методики СЖО Д. А. Леонтьева, теста «Кто я?» Куна, модифицированного самоотчета «Мой мир: 20 из 80», методики «Незаконченные предложения» Д. Сакса, модифицированной для подростков [4, 6, 8].

Предварительный анализ результатов по шкалам теста СЖО показал, что среднестатистические показатели испытуемых по субшкалам теста СЖО входят в норму только у 37 % юношей и 32 % девушек. То есть общий показатель соответствует осмысленности жизни, что говорит об их способности жить настоящим, определять цели, которые придают осмысленность, направленность, временную перспективу, и получать удовлетворение от их достижения, уверенности в своих способностях добиваться результатов. По шкалам: почти все 16-тилетние девушки (85 %) показали норму по шкале «локус контроля Я» и 15-ти-летние юноши (также 85 %) по шкале «локус контроля жизнь». В остальных возрастных группах нет столь же очевидной тенденции.

Результат ниже нормы по шкале «цели» в 27 % юношей и 16 % девушек говорит о тенденции жить сегодняшним или вчерашним днем. Выше нормы по этой шкале показали 25 % юношей и 30 % девушек, что говорит о целеустремленности в общем. Но при сочетании с другими параметрами может говорить о прожектерстве, т. е. ситуации, когда планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. В нашем случае эта тенденция наблюдается у 80 % юношей (из получивших баллы выше нормы), больше в группе 15-тилетних, и 50 % девушек, причем больше в группе 17-тилетних, что как раз-таки можно связывать с переходным этапом и ожиданиями того, что их ждет после окончания школы. Конечно, этот результат можно оправдать юношеским максимализмом и мечтательностью, характерными чертами этого возраста. Проблема возникает, если эта тенденция начинает сказываться на неудовлетворенности реальной реализацией в настоящем. Дальнейший наш анализ показал, что эти проблемы есть. Исходя из результатов других методик, это происходит в ущерб реальным событиям и отношениям молодых людей.

По шкале «процесс жизни», результат по которой говорит об интересе и эмоциональной насыщенности жизни и наполненности ее смыслом, ниже нормы показали 34 % юношей и 14 % девушек. То есть в их

восприятии происходящего есть неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Выше нормы показали 18 % юношей и 36 % девушек. Результат в группе юношей и девушек практически противоположный, из чего можно заключить, что девушки более мечтательны и оптимистично смотрят на свою жизнь и происходящее, юноши же более практичны и менее удовлетворены происходящим.

Результаты по шкале «результат жизни» мы рассматривали как дополнительный в связи со спецификой возраста.

По шкале «локус контроля Я» ниже нормы результат получился среди 21 % юношей и 6 % девушек, что свидетельствует о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни среди этих подростков. В 23 % случаев у юношей и 32 % у девушек наоборот - они видят себя в качестве сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, и представлениями о ее смысле.

Результат по шкале «локус контроля жизнь» ниже нормы показали 23 % юношей и 10 % девушек, что свидетельствует об убежденности во том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Напротив, в 11 % у юношей и 24 % девушек (опять противоположный результат) присутствует убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно воплощать их в жизнь. Что согласуется с полученными выше результатами.

Очевидна разнонаправленность в плане осмысленности и удовлетворенности происходящим в жизни между группами юношей и девушек.

Анализ результатов теста «Кто Я?» выявил очевидные затруднения с половой идентификацией подростков: 18 из 50 девушек и 14 из 43 юношей отметили принадлежность к социальной группе соответственно женщин и мужчин напрямую. В ответах 1 молодого человека, и 2 девушек вообще данная характеристика отсутствует, без указания имени невозможно было бы идентифицировать пол отвечающего . В ответах остальных она присутствует косвенно через окончания и обозначение ролей. Наличие и прямого, и косвенного вариантов эмоционально-положительного обозначения своего пола говорит о сформированности позитивной половой идентичности, возможном многообразии ролевого поведения, принятии своей привлекательности как представителя пола, и позволяет делать благоприятный прогноз относительно успешности установления и поддержания партнерских взаимоотношений с другими людьми. Причиной отсутствия обозначения пола в самоидентификационных

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

характеристиках может быть либо несформирован-ность целостного представления о полоролевом поведении на данный момент времени (недостаток рефлексии), либо неприятие своего статуса по тем или иным причинам, либо несформированность половой идентичности, наличие кризиса идентичности в целом. В нашем случае, судя по методике «Незаконченные предложения», речь идет о неприятии своего полоролевого статуса вследствие межролевых конфликтов в семье.

Успешность взаимодействия человека с окружающими предполагает относительную преемственность его прошлого, настоящего и будущего Я. Вопрос «Кто я?» в юности подразумевает оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить?

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих различным временным режимам (прошлое, настоящее и будущее), говорящих о временной интегрированности личности, встретились только в 3-х анкетах среди девушек и 5-ти - среди юношей. Будущее время в виде идентификационных характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями, намерениями, мечтами, относящиеся к различным сферам жизни встретились в 36 % анкет девушек и 25 % анкет юношей. В основном присутствуют характеристики настоящего времени, говорящие об активности и сознательности действий в текущий момент.

Чаше всего респонденты давали характеристику себя как субъекта социальной системы (семья, общество), субъекта общения и деятельности, да вая при этом качественные характеристики не всегда позитивные.

По результатам на основании выявленных особенностей, были выделены три группы.

Первая группа, для которой характерно наличие целей, удовлетворение самореализацией, способность ставить приоритеты, вера в способности добиваться результатов, активная жизненная позиция, направленность на принятие жизненных обстоятельств, положительная половая идентификация, ответственное отношение, четко прослеживается собственная позиция. Ее мы условно назвали «адекватное восприятие себя и мира», и в нее вошло 22 % девушек и 32,5 % юношей.

Второй группе характерно наличие ситуативных целей или их нечеткость, недостаточная уверенность в себе, неудовлетворенность настоящим при нацеленности на будущее, слабая дифференциация идентичности, в том числе половой, отсутствие собственной позиции. Ее мы условно назвали «в процессе самоопределения», и в нее вошло 60 % девушек и 41,9 % юношей.

В третью группу, получившую условное название «группа риска», вошли две категории респондентов. С одной стороны, те, кому характерны болезненная самокритичность, прожектерство (планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию), неудовлетворенность своей жизнью в настоящем при концентрации на прошлом и отсутствии положительных ожиданий от будущего, в большинстве случаев отсутствие прямой половой идентификации, негативное отношение к себе и миру (вплоть до радикальных высказываний). Например, такие описания, в которых будущее кажется «бессмысленным», «пустым», «жестоким», «мир устроен на лжи», он (мир) «не настоящий», наступит день когда «они заплатят за все», «я выскажу все и всем», мои одноклассники «через полгода для меня - никто», думаю я достаточно способен, чтобы «убить человека». С другой стороны, респонденты с прямой половой идентификацией, четкими представлениями и убеждениями на свой счет на фоне крайне негативного отношения к окружающему миру и его представителям обоих полов. Эту группу составили 18 % девушек и 25,6 % юношей.

Вот, к примеру, характеристики мира в котором живут по их представлениям подростки (см. табл. 1, 2). Уточним только, что работа с самоотчетом «Мой мир: 20 из 80» проходила в три этапа. На первом необходимо было из 80 характеристик выбрать 20 описывающих мир, в котором он живет. На втором этапе выбрать 5 самых главных характеристик, которые, по мнению подростка, подходят для описания мира, в котором он живет. На третьем этапе нужно было выбрать пять характеристик, которые описывали бы мир, в котором хотел бы жить. В табл. 1 и 2 мы приводим результаты первой и третьей групп по первым двум этапам задания. Результаты говорят сами за себя. В таблице мы приводим самые популярные характеристики.

Как видим, у юношей 3-ей группы представления об окружающем их мире довольно мрачные. У девушек, вошедших в третью группу, выражено менее мрачно, но это также имеет место.

В старшей школе существование большого количества неопределившихся, инфантильных или негативно направленных подростков является тревожным фактом, на который нельзя не обращать внимания ни родителям, ни педагогам, ни администрации школ.

Необходимо создать возможность перехода из одной группы в другую, основанную на динамике изменения представлений о себе и окружающем мире.

Таким образом, наше исследование подчеркивает значение осознания себя и своих индивидуальных смыслов, рефлексию своей картины мира и своего

места в нем в подростковом возрасте. Процесс объективации фрагментов собственной картины мира и работы с ними дает человеку возможность перевести в область осознания «проблемные зоны», прочувствовать их и в то же время «разотождествить-ся» с ними, переструктурировать и осуществить внутреннюю регуляцию своих представлений о действительности, изменить неконструктивные способы поведения [2].

Таблица 1

Характеристики мира, отмеченные юношами

Группа юношей Общая характеристика мира, в котором живет Главные 5 характеристик Не встречались (в отличие от другой группы)

1 группа «Адекватное восприятие себя и мира» большой интересный красивый меняющийся настоящий нужный особенный интересный большой нужный живой меняющийся альтруистический безнравственный запрещающий трагичный фальшивый

3 группа «Группа риска» агрессивный интересный мрачный трудный грязный жестокий большой жестокий агрессивный воинственный грязный несправедливый безмятежный безопасный восхитительный законный здоровый легкий неосознанный справедливый чистый

Таблица 2 Характеристики мира, отмеченные девушками

Группа девушек Общая характеристика мира, в котором живет Главные 5 характеристик Не встречались (в отличие от другой группы)

1 группа «Адекватное восприятие себя и мира» большой меняющийся живой запутанный увлекательный быстрый интересный меняющийся интересный большой нужный живой альтруистический запрещающий консервативный фальшивый

3 группа «Группа риска» запутанный интересный меняющийся большой жестокий меняющийся увлекательный агрессивный жестокий несправедливый бесконечный вечный доступный искусственный

Уже само участие в исследовании открыло для самих подростков актуальность этой проблематики. И часть из них (группа 1) утвердилась в своих актуальных представлениях о себе и мире, для второй группы необходимо расширение представлений о себе и мире и своих возможностях самопроявления в мире. Для группы 3 необходимо проводить психо-коррекционные тренинги, помогающие выстроить им адекватную их индивидуальным особенностям (часто нестандартным) картину мира. Речь, конечно же, не идет о подгонке их под единый стандарт, напротив, речь идет о гармоничном встраивании в социум, об осознании и раскрытии своего потенциала и возможности самореализации этих подростков. В противном случае есть опасность для представителей этой группы превратиться в бунтарей, которые как ограничивают свои индивидуальные возможности самореализации, так и могут явиться потенциальными разрушителями общественных норм и принципов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гобова Е., Игнатова О. Психологический портрет поколения. - URL: http: // psy.1september.ru / article.php?ID=200700612

2. Казачкова В. Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 154157.

3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики: учебник для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд. - М.: Смысл; Академия, 2008. - 288 с.

4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориента-ций (СЖО) 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.

5. Меркурьева Ю. В. Школьное образование в контексте кризиса техногенной цивилизации // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. I, Вып. 4.

6. Правник Д. Ю. Тендерная специфика образа мира: дис. ... канд. психол. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2007. - 268 с.

7. Субботский Е. В. Строящееся сознание. -М.: Смысл, 2007. - 423 с.

8. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Мак-Партленд; модификация Т. В. Румянцевой) // Т. В. Румянцева Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С. 82-103.

9. Ященко Е. Ф., Ященко Э. В. Особенности смысложизненных ориентаций студентов с разным уровнем самоактуализации на завершающем этапе обучения в вузе // Вестник ЮУрГУ. - 2012. -№ 31. - С. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.