ностных ориентаций учащейся молодежи, мы использовали опросник «Значимость различных сфер жизни» [5, с. 10], адаптированный нами к современным условиям жизни. Мы выявили, что для обучающихся важнейшей сферой жизни является семья (85 %), на втором месте стоит сфера коммуникации: «общение» и «друзья» (по 61,66 %). Далее ими выделяются сферы: «здоровье» (58, 33 %), «учеба» (48,33 %), активный отдых («прогулки на свежем воздухе») (46,66 %), музыка (36,66 %). Неважными оказались сферы информатизации («компьютер», «общение в соцсе-тях» — по 8,33 %). Интернет юноши и девушки (21,66 %) используют как составляющую учебной и познавательной деятельности для выполнения школьных заданий, проектов.
Все значимые сферы жизни, указанные обучающимися, несомненно, влияют на формирование их жизненных ценностных установок, составляя основу мировоззрения. Таким образом, к отмеченным выше факторам, влияющим на формирование жизненных ценностных ориентаций, мы могли бы добавить отдых («активный отдых», «прогулки на свежем воздухе», «отдых дома»), спорт, хобби и музыку.
Для девушек менее важным, чем для юношей, оказалась спортивная сфера (девушки — 20,93 %, юноши — 47 %).
Для формирования жизненных ценностных ориентаций юношей и девушек малую роль играют такие сферы, как интернет-общение, телевидение и радио, чтение книг по школьной программе; наличие компьюте-
ра воспринимается учащейся молодежью как неотъемлемая часть учебной и познавательной деятельности. Социальная сфера («общественная работа») не привлекает юношей и девушек, соответственно, считается ими не важной, не влияющей на их жизнь.
Таким образом, можно сделать вывод, что современный представитель учащейся молодежи имеет сформированные жизненные ценностные ориентации: семья, друзья, здоровье, — которые он считает важнейшими факторами дальнейшего благосостояния.
1. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М., 2003. — 672 с. — URL: http://slovan.wonld-psychology.nu/ vozrast/.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Стандарты второго поколения. — М. : «Просвещение», 2013. — 24 с.
3. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
4. Касаткина Н. Э., Семенкова Т. Н. Ценности здоровья студентов вуза в условиях современного образовательного учреждения // Вестник КемГУКИ. — 2011. — № 17/1. — С. 140-147.
5. Организация психологической службы в школе : метод. реком. / под ред. Е. И. Дымова. — Курск, 1989. — 84 с.
6. Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.knemlin.nu/news/17118.
7. Путин В. В. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.knemlin.nu/news/19825.
8. Руднева Е. Л. Педагогические основы формирования жизненных и профессиональных ориентаций у студентов: монография /под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. — 308 с.
УДК/uDC 339:377:378 Ю. Н. Клещевский, М. А. Николаева, О. А. Рязанова
Yury Kleshchevsky, Maria Nikolaeva, Olga Ryazanova
актуальные проблемы подготовки торговых КАДРОВ: федеральный и региональный аспекты
actual PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS FOR COMMERCE: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS
В статье рассмотрены актуальные проб- дерального закона «Об образовании в Россий-
лемы, стоящие перед профессиональным ской Федерации».
обучением специалистов в области торговли The article deals with the actual problems
с учетом требований, изложенных в ФГОС (для facing professional training of specialists for
СПО и ВО), и их изменений после принятия Фе- the sphere of commerce, which should meet
the requirements of federal state educational standards for secondary professional education and for higher education and follow the changes declared by the Federal law «About education in Russian Federation».
Ключевые слова: торговое образование, подготовка кадров, товароведы, среднее профессиональное образование, высшее образование.
Keywords: education in commerce, training, goods manager, secondary professional education, higher education.
В системе профессионального образования России происходят серьезные перемены, обусловленные потребностями рынка труда. Вполне закономерными являются пересмотр места и роли профессионального образования в образовательной системе страны, оптимизация структуры и управления системой, совершенствование содержания (государственных образовательных стандартов), методов, форм и технологий педагогического процесса.
Актуальны эти проблемы и в сфере профессионального обучения торговому делу. Поэтому подготовка кадров для торговой деятельности, или торгового дела, должна осуществляться с учетом указанной направленности, хотя возможна и более узкая профи-лизация подготовки кадров только для оптовой и розничной торговли.
В настоящее время подготовка специалистов для торговой деятельности осуществляется в системе СПО (среднее профессиональное образование) по специальностям «коммерция» и «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», а также в системе высшего образования — на ступени «бакалавриат» по двум направлениям: «Торговое дело» и «Товароведение». Направление «Торговое дело» имеет пять профилей: «Коммерция», «Маркетинг в торговле», «Реклама в торговле», «Торговая логистика», «Товароведение и экспертиза потребительских товаров». Указанные профили охватывают подготовку должностных лиц торговых организаций, обеспечивающих товародвижение по логистическим цепям и маркетинговое продвижение товаров с учетом их товароведных характеристик до конечного потребителя. Подготовка бухгалтеров и экономистов проводится по направлению «Экономика».
Направление «Товароведение» имеет четыре профиля, в рамках которых производится подготовка товароведов не только для
предприятий оптовой и розничной торговли, но и для промышленных и сельскохозяйственных организаций, где эти специалисты также востребованы. Неслучайно подготовка товароведов по направлению «Товароведение» осуществляется в более чем 80 вузах страны, в том числе технологических и сельскохозяйственных.
При разработке ФГОС ВПО третьего поколения в направление «Товароведение» был включен новый профиль «Товарный менеджмент» с целью подготовки товароведов-менеджеров. Принятию такого решения предшествовал мониторинг рынка труда в форме анализа запросов торговых и иных организаций специалистов-товароведов и менеджеров по работе со СМИ, Интернетом, а также опросов руководителей торговли и бывших выпускников товароведных факультетов. Установлено, что по востребованности первое место занимают менеджеры по продажам, по закупкам, менеджеры отделов, причем во многих объявлениях — приглашениях на работу — обозначенные должностные обязанности включали товароведную подготовку. Для этой работы не подходили «чистые» менеджеры, не знающие или недостаточно знающие товар и особенности торговой деятельности.
В крупных торговых организациях (например, в торговых сетях) изменились и функции товароведов. Так, в логистических центрах таких организаций требуются товароведы-эксперты с хорошим знанием товара, умениями идентифицировать и оценивать поступающие товары, обеспечивать их сохраняемость. В магазинах торговых сетей требуются либо менеджеры, в том числе категорийные, либо приемщики товаров (например, в «Метро»), или товароведы с узкими функциями (приемка товаров по количеству, обеспечение кратковременного хранения, в том числе в торговом зале, а также ведение документооборота). Поэтому профиль «Товарный менеджмент» оказался востребованным в Москве и ряде других крупных городов России. К тому же для молодых людей, абитуриентов вузов, будущая специальность менеджера более привлекательна, чем специальность товароведа.
В то же время в ряде региональных вузов или институтах — филиалах столичных вузов (Кемерово, Пермь и др.) — профиль «Товарный менеджмент» оказался менее востребованным, чем профиль «Товароведение и экспертиза товаров», вследствие чего снизился прием студентов на направление «Товароведение».
Об этом свидетельствует опыт работы Кемеровского института Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова.
Подготовку специалистов товароведного профиля в Кемеровской области осуществляют учебные заведения: вузы, техникумы
Как видно из данных таблицы, за 11 лет, с 2005 по 2015 г, подготовлено 524 человек: по очной форме — 207, по заочной — 317, что составило 39,5 и 60,5 % соответственно.
Максимальный выпуск специалистов-товароведов отмечен в 2009 и 2012 гг. — 64 и 65 человек соответственно, что обусловлено завершением учебы студентами заочной формы обучения из Новокузнецка. К сожалению, сейчас набора там нет. В последние два года отмечается снижение количества выпускаемых специалистов как очной, так и заочной форм обучения, что связано с демографической ситуацией в стране и обусловлено падением интереса и престижа данной специальности.
Что касается трудоустройства выпускников после окончания института, то основная масса выпускников испытывает определенные проблемы в этом плане: в лучшем случае трудоустраиваются продавцами-консультантами или кассирами, в худшем — в другие сферы экономического сектора.
В настоящее время в Кузбассе складывается парадоксальная ситуация: на внутренний рынок поступает огромное количество контрафактной продукции, а с другой стороны — нет спроса на подготовку товароведных кадров. С одной стороны, специалисты требуются, а с другой — вузы соответствующего профиля не могут набрать студентов.
Указанные региональные особенности подготовки бакалавров для торговой деятельности требуют выявления на рынке труда востребованности специалистов определенных профилей и быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка. Наличие разных
и колледжи. Одним из ведущих вузов экономического и товароведно-коммерческого профиля является Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г В. Плеханова. Данные по выпуску специалистов-товароведов представлены в таблице.
профилей в двух направлениях подготовки бакалавров-товароведов позволяет вузам выбирать те из них, которые более востребованы у абитуриентов и работодателей.
Проблема обеспечения плана приема из всех профилей направлений «Торговое дело» и «Товароведение» возникает в основном для товароведных профилей. Профили «Коммерция», «Маркетинг», «Логистика», «Реклама» достаточно привлекательны для молодежи, да и перечень дисциплин в учебном плане более легкий, по сравнению с товароведными профилями, в учебные планы которых включены физические и химические дисциплины. Вместе с тем именно эти дисциплины совместно с дисциплинами товароведного цикла развивают конкретное мышление будущих специалистов, что помогает им в дальнейшей профессиональной деятельности быстро реагировать на возникающие проблемы и принимать конкретные решения.
При подготовке торговых, в том числе и товароведных, кадров имеется ряд актуальных, но нерешенных проблем.
Во-первых, нарушение принципа непрерывности товароведного образования на разных его уровнях. Профессиональное образование в области подготовки товароведов может осуществляться на уровне среднего профессионального образования (СПО), который, в свою очередь, имеет две ступени: базовую и углубленную, а также на уровне высшего образования (ВО), который имеет три ступени: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Последняя была отнесена к 3-й ступени высшего образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») [1].
Таблица
Количество специалистов (товароведов-экспертов), выпускников институтов с 2005 по 2014 г.
Форма обучения 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Всего
Очная 28 19 12 19 25 15 17 24 15 14 19 207
Заочная 24 29 15 33 39 44 45 41 24 23 — 317
Всего: 52 48 27 52 64 59 62 65 39 37 19 524
Несовпадение начинается с названий специальности: СПО — «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»; ВО — направление «Товароведение»; аспирантура — специальность 05.18.15. «Технология и товароведение пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и общественного питания». Сравнение названий специальности СПО и направления ВО показывает, что на уровне СПО за 2-3 года, в зависимости от базовой или углубленной ступени, нужно подготовить эксперта-товароведа, то есть компетентного специалиста высшего класса, в то время как просто товароведа или товароведа-менеджера нужно учить в вузе 4 года. Сложность возникает и в том, что в большинстве систем экспертизы и экспертных организаций (например, Система сертификации ГОСТ Р или Система товарной экспертизы Торгово-промышленной палаты, где могут работать товароведы-эксперты) одно из важнейших предъявляемых к ним требований — наличие высшего образования в области товароведения или технологии.
Когда обсуждался проект Перечня специальностей СПО, ряд образовательных учреждений (Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли — разработчик ГОС I и II поколений по специальности «Товароведение» и ФГОС 3-го поколения, РЭУ им. Г В. Плеханова (кафедра товароведения и товарной экспертизы) — разработчик ФГОС ВПО III поколения по направлению «Товароведение») возражали против включения в этот перечень товароведов-экспертов на уровне СПО, а в название специальности термина «экспертиза». Однако в Министерстве образования и науки проигнорировали такие возражения.
В результате этого проведенный нами мониторинг трудоустройства выпускников ряда московских и региональных колледжей последних лет показал, что их выпускники по специальности «товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» не работают экспертами, а наиболее часто начинают свою карьеру с рабочей профессии продавца.
По нашему мнению, при переработке Перечня специальностей СПО необходимо вернуть прежнее название специальности «товароведение» с двумя специализациями «товароведение продовольственных товаров» и «товароведение непродовольственных товаров», так как за 2 года невозможно подготовить товароведа, который в должной степени знает товары указанных классов. В ГОС 2-го
поколения эта проблема решалась за счет изучения на базовой ступени одного из указанных классов, а на углубленной — другого.
Непрерывность образования на уровнях СПО и ВО оказалась разрушенной еще и из-за того, что в ФГОС СПО единую дисциплину «Товароведение» искусственно разделелили на два модуля «Управление ассортиментом» и «Оценка и экспертиза качества товаров». Это было сделано вопреки согласованному с вузами и торговыми организациями окончательному варианту проекта ФГОС, где модуль «Товароведение» был как единый и самостоятельный. В результате возникло противоречие в перечне дисциплин учебных планов СПО и ВО, что затрудняет прием выпускников СПО на III курс образовательных учреждений ВО по сокращенной программе из-за невозможности перезачета, по сути дела, разных дисциплин.
Во-вторых, в деле подготовки товароведов на уровне ВО проведено сокращение сроков обучения (бакалавриат) на 1 год, при этом во многих профилях, в том числе «Товарный менеджмент», предусмотрена подготовка товароведов широкого профиля, то есть по продовольственным и непродовольственным товарам. Как следствие, резко сократилось количество часов для теоретического и практического обучения по важнейшим разделам товароведения. Если учесть, что на современном этапе развития торговли значительно увеличился ассортимент товаров, а также возросли риски для жизни и здоровья людей вследствие увеличения потоков фальсифицированных и контрафактных товаров, то указанное сокращение бюджета времени на изучение товароведения неизбежно приводит к снижению уровня подготовки и компетентности выпускников.
В-третьих, при подготовке товароведов выявляется несоответствие нормативных документов Минообразования и Минтруда. Введенные в ФГОС указанные ранее ступени СПО и ВО не находят отражения в Квалификационном справочнике руководителей, специалистов и рабочих профессий (2008), утвержденном Минтруда РФ [2]. В этом справочнике предусмотрены три категории товароведов: товаровед I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа II категории не менее 3 лет; товаровед II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности товароведа не менее 3 лет; товаровед: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное
образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 3 лет.
Отсутствие регламентации ступеней образования на уровнях СПО и ВО в Квалификационном справочнике делает непривлекательным их высшие ступени: углубленную подготовку в СПО и магистратуру [3]. Поэтому у многих колледжей возникает проблема с набором студентов на углубленную ступень, а в большинстве торговых вузов — в магистратуру. Выпускники не видят смысла в продолжении обучения, если это не сулит им определенного карьерного роста.
В-четвертых, проблема подготовки молодых педагогических кадров. Отсутствие специальности ВАК по товароведению непродовольственных товаров грозит в дальнейшем нехваткой преподавателей и пополнением профессорско-преподавательского состава за счет лиц, не имеющих профильной подготовки (например, технологов), вследствие чего возникает риск искажения товароведения, его переориентации в сторону технологии. Для решения этой проблемы необходимо создание единой специализации ВАК «Товароведение продовольственных, непродовольственных товаров и технология продукции общественного питания».
Для решения указанных проблем, на наш взгляд, необходимо внести изменения в Перечень специальностей СПО, оставив старое название «Товароведение», и Перечень направлений ВО, дополнив название направления «Товароведение» словами «и экспертиза товаров». Кроме того, целесообразно изменить название специальности ВАК на «Товароведение
продовольственных, непродовольственных товаров и технология продукции общественного питания».
В заключение следует отметить актуальность указанных проблем, решение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию подготовки торговых кадров. Это обусловлено тем, что в современных условиях развития рыночных отношений товаропроизводителей и потребителей увеличение объемов производства новых и нетрадиционных для человека видов пищевой продукции, организация контроля за ее качеством требуют, с одной стороны, от органов государственной власти и местного самоуправления усиления контроля над торговой деятельностью и качеством товаров, поступающих в торговую сеть, их сохранности и безопасности для здоровья человека, а с другой — усиления роли профессионального торгового образования. От того, насколько специалисты торговли обладают профессиональными компетенциями, будет зависеть не только достаточный уровень обеспеченности населения высококачественными и безопасными товарами, но и успех коммерческой деятельности отрасли в целом.
1. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: http://www. consultant.nu/document/cons_doc_LAW_71916/ ?fname=2#p516.
2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (в ред. от 12.02.14). — URL: http://mvf.klenk.nu/spn/spn116_170.htm.
3. Менеджмент качества образовательного процесса : учеб. пособие / под ред.: Э. В. Минько, М. А. Николаева и др. — М. : Норма, ИНФРА-М, 2013.
УДК/uDC 378 О. В. Игумнова
Olga Igumnova
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ
к групповому взаимодействию в образовательном процессе
(пилотный ЭКСПЕРИМЕНТ)
THE DEFINITION OF CADETS' READINESS FOR GROuP INTERACTION IN EDuCATIONAL PROCESS (PILOT EXPERIMENT)
Готовность курсантов ведомственных вузов к групповому взаимодействию рассматривается в качестве комплексного образования, позволяющего будущему офицеру решать раз-
нообразные профессионально ориентированные задачи. В статье представлены авторская трактовка данного феномена, психолого-педагогические характеристики готовности курсан-