Научная статья на тему 'Развитие и управление торгово-экономическим образованием: Федеральный и региональный аспекты (на примере Кемеровской области)'

Развитие и управление торгово-экономическим образованием: Федеральный и региональный аспекты (на примере Кемеровской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ ВЫСШЕГО КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TRADE AND ECONOMIC EDUCATION / HISTORY OF COMMERCIAL EDUCATION / THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS OF COMMERCIAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клещевский Ю.Н., Рязанова О.А., Николаева М.А.

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития и становления торгово-экономического образования на федеральном (на примере РЭУ им. Плеханова) и региональном (на примере Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова) уровнях. Цель статьи рассмотрение тенденций в развитии и становлении торгово-экономического образования в России, в том числе Сибири, а также характеристика деятельности вышеуказанных вузов на современном этапе. Методология. Исследование проводилось на основании методов сбора, анализа и синтеза информации по основным видам деятельности РЭУ им. Г. В. Плеханова и его крупнейшего филиала в Кемерове. Результаты представлены ретроспективой развития торгово-экономического образования как в целом в стране, так и в регионах (на примере Кемеровской области). Заключение. Авторами отмечается, что торгово-экономическое образование в России прошло длительный и сложный путь развития и становления. Ведущим вузом торгово-экономического профиля в стране является РЭУ им. Г.В. Плеханова, а его Кемеровский институт (филиал) располагает всем необходимым для успешной реализации различных образовательных программ и выпуска высококвалифицированных специалистов для экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клещевский Ю.Н., Рязанова О.А., Николаева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF TRADE AND ECONOMIC EDUCATION: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION)

Introduction. The research on a problem of development and formation of trade and economic education on federal (on the example of REU of Plekhanov) and on regional (on the example of the Kemerovo institute (branch) of REU of G. V. Plekhanov) levels is presented in article. Article purpose consideration of trends in development and formation of trade and economic education in Russia, including and in Siberia and also characteristic of activity of the above-stated higher education institutions at the present stage. Methodology. The research was conducted on the basis of methods of collecting and the analysis of information on primary activities of REU n. a. G. V. Plekhanov and his largest branch in Kemerovo. Results consist in the presented retrospective of development of trade and economic education in general in the country, and in regions (as exemplified by the Kemerovo region). Conclusion. Authors note that trade and economic education took place a long and difficult way of development and formation in Russia. The leading higher education institution of a trade and economic profile in the country is REU n. a. G. V. Plekhano-va, and his Kemerovo institute (branch) has all necessary for successful implementation of various educational programs and release of highly qualified specialists for region economy.

Текст научной работы на тему «Развитие и управление торгово-экономическим образованием: Федеральный и региональный аспекты (на примере Кемеровской области)»

13. Romanova M. V. K voprosu organizacii processa obucheniya pnedstavitelej "cifrovogo pokoleniya" inostnannomu yazyku v vuze [On the issue of organizing the process of teaching the representatives of the "digital generation" a foreign language at a university]. Collection of articles on the materials of the XIX International Scientific and Practical Conference "Pedagogy and Psychology. No. 6 (19). Moscow, 2018, pp. 32-39. (In Russian).

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki FGOS (3++) 210000 prikladnaya geologiya, gornoe delo, neftegazovoe delo i geodeziya (po napravleniyam specialiteta i bakavriata). [Federal State Educational Standard of Higher Education FGOS (3++) 210000 geology, mining, oil and gas]. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/153/150/26. (In Russian).

15. Careva L. M. Principy i tekhnologii razvitiya professional'noj inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii v medicinskom vuze [Principles and technologies for the development of professional foreign language communicative competence in a medical school]. Modern problems of science and education, 2017, no. 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=26435. (In Russian).

16. Barlow J. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. Interface: The Journal of Education, Community and Values, 2009, vol. 8, pp. 256-260.

17. Brunetti A. J., & Petrell R. J., Sawada B. Team project-based learning enhances awareness of sustainability at the University of British Columbia, Canada. International Journal of Sustainability in Higher Education, 2003, no. 4 (3), pp. 210-217.

18. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001, 260 p.

19. Fried-Booth Diana L. Project Work. Oxford: Oxford University Press, 2002, 127 p.

20. Hutchinson Tom. Project English: Introduction to Project Work. Oxford University Press, 1991, 20 p.

21. Kloppenborg T. J., Baucus M. S. Project management in local nonprofit organizations: Engaging students in problem-based learning. Journal of Management Education, 2004, no 28, pp. 610-630.

22. Piligrims Longman Resource Books. ESP Ideas. Recipes for teaching academic and professional English. Randal Holme. Longman, 1996, 114 p.

23. Solomon G. Project-based learning: A primer. Technology & Learning, 2003, no. 23 (6), pp. 20-30.

24. Srikrai P. Project-based learning in an EFL classroom. Journal of Humanities and Social Sciences, Khon Kean University, 2008, no 25, pp. 85-111.

25. Stoller F. L. Project Work. A means to promote language and content. English Teachers' Journal (Israel), 2002, vol. 54, pp. 9-17.

26. Stoller F. L. Establishing a theoretical foundation for project-based learning in second and foreign language contexts. Beckett Gulbahar H., Miller Paul Chamness Project-based second and foreign language education: past, present, and future. Greenwich, CT, Information Age, 2006, pp. 19-40.

27. Willie S. L. Project - based learning with multimedia. San Mateo County Office of Education, 2001.

УДК/UDC 378:339(571.17) Ю. Н. Клещевский, О. А. Рязанова,

М. А. Николаева

U. Kleschevkii, O. Ryazanova, M. Nikolaeva

РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF TRADE AND ECONOMIC EDUCATION:

FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS (ON THE EXAMPLE OF THE KEMEROVO REGION)

Введение. В статье представлено исследование по проблеме развития и становления торгово-экономического образования на федеральном (на примере РЭУ им. Плеханова) и региональном (на примере Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г В. Плеханова) уровнях. Цель статьи — рассмотрение тенденций в развитии и становлении торгово-экономического образования в России, в том числе Сибири, а также характеристика деятельности вышеуказанных вузов на современном этапе.

Методология. Исследование проводилось на основании методов сбора, анализа и синтеза информации по основным видам деятельности РЭУ им. Г В. Плеханова и его крупнейшего филиала в Кемерове.

Результаты представлены ретроспективой развития торгово-экономического образования как в целом в стране, так и в регионах (на примере Кемеровской области).

Заключение. Авторами отмечается, что торгово-экономическое образование в России прошло длительный и сложный путь развития и становления. Ведущим вузом торгово-экономического профиля в стране является РЭУ им. Г В. Плеханова, а его Кемеровский институт (филиал) располагает всем необходимым для успешной реализации различных образовательных программ и выпуска высококвалифицированных специалистов для экономики региона.

Introduction. The research on a problem of development and formation of trade and economic education on federal (on the example of REU of Plekhanov) and on regional (on the example of the Kemerovo institute (branch) of REU of G. V. Plekhanov) levels is presented in article. Article purpose — consideration of trends in development and formation of trade and economic education in Russia, including and in Siberia and also characteristic of activity of the above-stated higher education institutions at the present stage.

Methodology. The research was conducted on the basis of methods of collecting and the analysis of information on primary activities of REU n. a. G. V. Plekhanov and his largest branch in Kemerovo. Results consist in the presented retrospective of development of trade and economic education in general in the country, and in regions (as exemplified by the Kemerovo region).

Conclusion. Authors note that trade and economic education took place a long and difficult way of development and formation in Russia. The leading higher education institution of a trade and economic profile in the country is REU n. a. G. V. Plekhano-va, and his Kemerovo institute (branch) has all necessary for successful implementation of various educational programs and release of highly qualified specialists for region economy.

Ключевые слова: торгово-экономическое образование, история коммерческого образования, федеральный и региональный уровни высшего коммерческого образования.

Keywords: trade and economic education, history of commercial education, the federal and regional levels of commercial education.

Введение

В статье представлено исследование по проблеме развития и становления торгово-экономического образования в России на федеральном и региональном уровнях. Целью статьи является выявление современных тенденций в области развития и становления торгово-экономического образования в России, в том числе и в Сибири (на примере Кемеровской области). Данной проблематике посвящен ряд трудов следующих авторов: Ю. К. Исаев, 1995; Т. А. Катцина и др., 2014; М. А. Николаева и др., 2014; И. М. Попруга, 2011; Н. Г Цукрова и др., 2004.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. Заметно повысилась сегодня и социальная роль образования: от его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития общества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса [17].

Высшее образование, как один из ведущих общественных институтов, претерпевает постоянные изменения в соответствии с динамикой общественных процессов — экономических, политических, культурных, социальных. Эти изменения напрямую связаны с тем, что происходит в обществе, экономике, политике и геополитике. Глубочайший экономический кризис, неблагоприятные геополитические факторы, ужесточение санкционного режима, регрессивные тенденции, обусловленные изменениями характера государственного управления в стране, — все это неизбежно ведет к корректировке хода реформирования образования, к появлению новых программных документов, в которых отражаются потребности государства, связанные прежде всего с необходимостью оптимизировать финансовые затраты [18].

Современное образование в России представляет собой сложную комплексную систему подготовки специалистов по всем отраслям российской экономики, в том числе торговли. Именно торгово-экономическому образованию принадлежит важнейшая роль в деле подготовки квалифицированных специалистов для отрасли, поскольку от их квалификации и профессионального

мастерства зависит не только успех коммерческой деятельности предприятий, но и стабильное функционирование всей экономической сферы; именно торговля вносит огромный вклад в экономическое процветание любой страны [1; 2; 10; 11].

Торгово-экономическое образование — одно из старейших направлений в сфере профессионального образования, предназначенное для подготовки кадров для коммерческой деятельности организаций оптовой и розничной торговли, общественного питания, а также смежных областей деятельности сбытовых и маркетинговых подразделений сельскохозяйственных и промышленных предприятий, экспертных организаций, предприятий сферы других видов услуг, кроме перечисленных. Выпускники вузов, получившие торгово-экономическое образование, успешно работают в органах государственного, регионального управления и местного самоуправления.

Управление торгово-экономическим вузом имеет свою специфику, которая обусловлена особенностями подготовки специалистов для сферы товарного обращения и экономики страны. Система управления вузами торгово-экономического профиля формировалась десятилетиями, и процесс ее дальнейшего развития и совершенствования носит постоянный и непрерывный характер, на что влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, социально-экономические условия отдельных регионов, стандартизация образовательного процесса, нормативно-правовая база сферы образования, финансовое и материально-техническое обеспечение образовательных учреждений (ОУ) и степень интеграции ОУ разного уровня и др.

Торгово-экономическое образование в процессе становления прошло длительный и тернистый путь. Рассмотрим краткие исторические сведения о путях его развития на федеральном и региональном уровнях (на примере Кемеровской области).

Методология

Исследование проводилось на основании общенаучных методов: сбора, анализа и синтеза информации — с учетом анализа кратких исторических сведений в хронологической последовательности и путей развития и становления торгово-экономического образования, а также по основным видам деятельности ведущего вуза экономического профиля в стране (РЭУ им. Г. В. Плеханова) и его крупнейшего филиала в г. Кемерово. Приведены сведения об объектах исследования — РЭУ им. Г В. Плеханова и его филиала в Кемерове, а также представлены краткие сведения о результатах их деятельности в деле подготовки высококвалифицированных кадров для экономики страны и региона.

Результаты

Проведен краткий ретроспективный анализ развития и становления торгово-экономического образования в целом в России, в том числе в Кемеровской области. Показаны типы и уровни образовательных учреждений торгово-экономического образования в России: СПО и НПО (среднее профессиональное и начальное профессиональное образование); ВО (высшее образование) с тремя ступенями (степенями) обучения: бакалавриат, магистратура и аспирантура; дополнительное образование.

Краткая историческая справка о развитии и становлении торгово-экономического образования. Историю возникновения и развития коммерческого образования в России целесообразно условно подразделить на три этапа: первый — дореволюционный — включает период до 1917 г., второй — советский — с 1917 г. до 1992 г. и третий — современный — с 1992 г. по настоящее время.

Коммерческое образование в России имеет глубокие исторические корни. До 1890 г. на всей территории России существовало всего восемь учебных заведений, готовивших коммерсантов: Санкт-Петербургское и Московское коммерческие училища ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны, Петровское училище Санкт-Петербургского купеческого общества, Александровское коммерческое училище, Практическая академия коммерческих наук в Москве (в ведении Министерства финансов), Одесское коммерческое училище, частные коммерческие училища Видемана и Штюрмера и частные курсы коммерческих наук и коммерческих знаний в Санкт-Петербурге.

Началом возникновения коммерческого образования в России можно считать 1771-1772 гг. Одной из важных первопричин возникновения, как отмечалось в сочинениях политико-экономического содержания (Ю. Крижанича в «Политичныя думы»), явилось невежество русских купцов,

которые зачастую не умели ни читать, ни писать, и наша торговля существенно страдала от конкуренции иностранцев.

Среди иностранных купцов бытовало мнение, что с русскими трудно торговать: они часто пытаются обмануть, но еще проще обмануть их самих. Еще при Екатерине I была организована Комиссия о коммерции под председательством Остермана, которая занималась обсуждением вопросов, в число которых входил вопрос о том, «как посылать в чужие края купеческих детей для изучения коммерческих дел и кредита».

Развитие капиталистического способа производства и торговли в России в XVIII и XIX вв. вызвало потребность в специалистах, знающих технологию производства и торговлю. В 1772 г в Москве было открыто первое в России коммерческое училище. По мнению русских историков, это было первое коммерческое училище, которое появилось в то время, когда в других странах не существовало ни одной коммерческой школы. В этом училище обучались 100 мальчиков из купеческих семей. В 1799 г. было переведено в Петербург [5].

В Москве в 1804 г., при Александре I, по просьбе Московского купеческого общества были учреждены Московское коммерческое училище, а в 1810 г. — Московская практическая академия коммерческих наук. При Николае I был введен новый устав Петербургского и Московского коммерческих училищ, а в Петербурге основан Высший коммерческий пансион. В 1851 г. Московское коммерческое училище подготовило свыше тысячи специалистов прикладной экономики и коммерции [5; 6].

В истории развития коммерческого образования особо выделяется 1896 г. В этом году было издано новое Положение о коммерческом образовании. По этому положению все вновь открываемые коммерческие учебные заведения подчинялись Департаменту торговли и мануфактур Министерства финансов. В этом положении указаны следующие типы учебных заведений: коммерческие училища, торговые школы, коммерческие курсы и торговые классы. С 1896 г. начинают появляться коммерческие учебные заведения всех типов в главных торговых и промышленных центрах России.

Коммерческое образование широко распространилось в России после отмены крепостного права. К концу XIX в. в России насчитывалось 98 средних коммерческих училищ, из которых 37 являлись частными. Кроме того, работало около сотни торговых классов и курсов коммерческих знаний. Для коммерческих учебных заведений нужны были преподаватели специальных дисциплин, разработанные учебные планы, программы, учебники и прочее, то есть, говоря современным языком, коммерческие учебные заведения нуждались в полном методическом обеспечении [9; 16].

В дореволюционной России и СССР торгово-экономическое образование осуществлялось на трех уровнях: начальном профессиональном (НПО), среднем профессиональном (СПО) и высшем профессиональном (ВПО). При этом в дореволюционной России, как будет показано ниже, преобладали коммерческие училища, гимназии и курсы, готовившие продавцов, приказчиков и товароведов. Эти учебные заведения давали в основном начальное и среднее профессиональное образование. Высшие коммерческие учебные заведения со статусом института начинают открываться лишь в начале XX в: Коммерческий институт московского общества распространения коммерческого образования (Московский коммерческий институт — МКИ, 1907 г.) был преобразован из Мужского коммерческого училища (1901 г.) и Женского коммерческого училища (1902 г.).

В 1907 г. в Петербурге учреждаются высшие коммерческие курсы, которые в 1910 году преобразуются в Петербургский институт высших коммерческих знаний. В 1917 г. он был переименован в Петроградский коммерческий институт. Однако под этим названием институту фактически работать не пришлось. В 1919 г. он возобновляет работу под названием Петроградский институт народного хозяйства, а в 1930 г. его преобразуют в Ленинградский институт советской торговли.

Ленинградский институт советской торговли им. Ф. Энгельса в 1992 г. был переименован в СПбТЭИ. В 2016 г. СПбТЭИ присоединен к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», при котором создан Торгово-экономический университет.

В 1916 г. образуется Xарьковский коммерческий институт, созданный на базе вечерних Высших коммерческих курсов, которые действовали при Xарьковском коммерческом училище. В 1912 г. статус института получает Киевский коммерческий институт, предшественником которого были частные Высшие коммерческие курсы (1906 г.). После революции это учебное заве-

дение было преобразовано в Киевский институт народного хозяйства имени Д. С. Коротченко (после — Киевский торгово-экономический институт).

После Октябрьской революции, в годы Гражданской войны, некоторые коммерческие институты и училища приостанавливали или совсем ненадолго прекращали свою деятельность (например, Петроградский коммерческий институт). Однако по мере активизации различных отраслей народного хозяйства, в том числе и торговли, в торгово-экономическом образовании страны происходят значительные преобразования. От ряда институтов народного хозяйства отделяются в качестве самостоятельных учебных заведений новые вузы, в частности — из Московского института народного хозяйства им. Г В. Плеханова (МИНХ) выходят Московский пищевой институт (ныне — Московский государственный технологический университет пищевых производств), Московский кооперативный институт (МКИ), Дальневосточный институт советской торговли (ДИСТ).

На территории РФ и союзных республик создаются новые вузы народного хозяйства, советской торговли и кооперативной торговли. К их числу относятся Всероссийский заочный институт советской торговли (ВЗИСТ — 1937 г., позднее Заочный институт советской торговли (ЗИСТ), затем Московский коммерческий институт (МКИ), который был переименован в Российский торгово-экономический институт (РГТЭУ); в 2014 г. в результате укрупнения вузов РГТЭУ вошел в состав РЭУ им. Г. В. Плеханова), Минский институт народного хозяйства, Ростовский институт народного хозяйства и др.

Из состава ЗИСТ вышли в качестве самостоятельных вузов его бывшие филиалы и учебно-консультационные пункты (УКП): Азербайджанский, Одесский, Алмаатинский институты народного хозяйства, Донецкий институт советской торговли. В 80-е и 90-е гг. прошлого века на базе филиалов ЗИСТ получают статус институтов: Орловский, Нижегородский коммерческие институты, Красноярский торгово-экономический институт (до этого он был передан из ЗИСТ в ЛИСТ в качестве филиала).

Кроме того, ряд учебно-консультационных пунктов и филиалов ЗИСТ были переданы в ведение университетов союзных республик в составе СССР (Кишиневский филиал, Рижский УКП, Самаркандский УКП, Махачкалинский УКП, Хабаровский филиал и другие), в которых на торгово-экономических товароведных факультетах осуществлялось торгово-экономическое образование.

Подготовку кадров для кооперативной торговли осуществляли Московский, Новосибирский, Поволжский и другие кооперативные институты страны, а также Львовский торгово-экономический институт (кооперативной торговли).

Таким образом, в советское время практически вся территория страны была охвачена вузами торгово-экономического образования (более 30 вузов).

В современной России торгово-экономическое образование осуществляется на трех уровнях:

1) среднее профессиональное образование включает, согласно ФЗ «Об образовании», и НПО;

2) высшее образование с тремя ступенями (степенями) обучения: бакалавриат, магистратура и аспирантура;

3) дополнительное образование.

Основными специальностями коммерческого профиля среднего профессионального образования являются: товароведение и коммерция, а также менеджмент (специализация «Менеджмент в торговле или общественном питании»). Кроме того, на этом уровне СПО осуществляются подготовка рабочих профессий: продавец, коммерсант, коммерческий агент, повар, мерчендайзер и др.

Основными специальностями высшего торгово-экономического образования на ступени бакалавриата являются: товароведение, торговое дело, экономика (профиль «Экономика торговли»), маркетинг (профиль «Маркетинг в торговле»), менеджмент (профиль «Менеджмент в торговле»), технология продукции и организация общественного питания. Специалитет по направлениям торгово-экономического образования не предусмотрен. В российских вузах реализуется также ряд магистерских программ (например, в РЭУ им. Г В. Плеханова — «Товарная политика»).

Дополнительное профессиональное торгово-экономическое образование осуществляется в российских вузах на факультетах повышения квалификации или дополнительного образования, бизнес-школах и в других структурных подразделениях. С 1993 по 2015 г. функционировал Отраслевой центр повышения квалификации работников торговли, присоединенный в 2015 г. к РЭУ имени Г. В. Плеханова.

Одним из крупнейших в нашей стране центров дополнительного образования является РЭУ им. Г В. Плеханова. Ежегодно в нем по программам дополнительного образования, в том числе

и программам МВА (Международного бизнес-образования), обучаются около 6 тысяч человек. Ведущими факультетами, реализующими дополнительные образовательные программы, являются: факультет дополнительного профессионального образования, факультет «Плехановская школа бизнеса «Интеграл», факультет дистанционного обучения, факультет «Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства».

В настоящее время торгово-экономическое образование в России осуществляется в образовательных учреждениях следующих типов и уровней:

1) профильные торговые экономические колледжи, техникумы и лицеи (уровень СПО);

2) профильные торговые экономические университеты и институты (уровни ВО и ДПО (дополнительного профессионального образоания)), осуществляющие обучение только по торговым направлением и профилям (Орловский коммерческий институт, Нижегородский коммерческий институт, Российский университет потребкооперации и др.);

3) многопрофильные университеты, институты и академии, осуществляющие подготовку кадров для различных отраслей народного хозяйства, в том числе и по направлениям торгово-экономического образования (РЭУ им. Г В. Плеханова, РАНХиГС, ВШКУ и др.);

4) непрофильные институты и университеты (уровень ВО), в которых наряду с основными направлениями подготовки открыто обучение по некоторым направлениям торгово-экономического профиля (например, МГУПП, КемТИПП (с 2018 г. присоединен к КемГУ), Кубанский технический университет, Таможенная академия — направление «Товароведение» и др.);

5) высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для международной торговли (Всероссийская академия внешней торговли, созданная в 1931 г. по инициативе наркома (министра) по внешней и внутренней торговли СССР А. И. Микояна).

Значительное количество вузов разных типов, осуществляющих торгово-экономическое образование, обусловлено его высокой привлекательностью для абитуриентов, а также востребованностью выпускников на рынке труда.

В рамках данной статьи мы рассмотрим федеральные и региональные аспекты торгово-экономического образования на примере его ведущего вуза — РЭУ им. Г В Плеханова и его территориального подразделения — филиала в Кемерове.

Ведущим вузом страны, который на протяжении многих лет готовит коммерческие кадры, является Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. На протяжении более чем столетнего периода существования университет всегда был тесно связан с национальной экономикой: развитие коммерции и технологии пищевых производств в начале XX в., затем становление товароведения, рост кооперативного движения, создание государственной экономической статистики и системы планирования, экономические реформы 1965-1970 гг., макроэкономические и отраслевые исследования в 1980-х гг., содействие формированию рыночных структур в 1990-х гг. и т. д.

Научная школа университета (академики Л. Абалкин, А. Аганбегян, В. Маевский, Л. Гринберг, В. Макаров, П. Бунич, В. Ивантер, В. Кулешов, член-корреспондент Р. Гринберг) долгое время была ядром академического экономического сообщества России. Высокая практическая направленность образования и его связь с реалиями экономической ситуации в стране на протяжении многих лет являются уникальной характеристикой университета. В 2012-2015 гг. произошло укрупнение РЭУ за счет присоединения к нему Саратовского государственного социально-экономического университета, Российского государственного торгово-экономического университета и Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

В настоящее время в РЭУ им. Г. В. Плеханова обучение осуществляется по всему спектру образовательных программ: от среднего общего образования до подготовки аспирантов и докторантов. Обучение в РЭУ организуется в Москве и 22 филиалах, расположенных в городах Российской Федерации (Брянск, Волгоград, Воронеж, Иваново, Кемерово, Краснодар, Оренбург, Пермь, Пятигорск, Саратов, Севастополь, Смоленск, Тула, Уфа, Ярославль), и за рубежом (Армения, Беларусь, Узбекистан, Монголия). В РЭУ по программам высшего образования обучаются свыше 50 тысяч студентов и 780 аспирантов, работают 2 500 преподавателей, в том числе в головном вузе — свыше 20 тысяч студентов и 580 аспирантов, 1200 преподавателей. В РЭУ по программам среднего профессионального образования обучаются 8 400 студентов и работают свыше 400 преподавателей, в том числе в головном вузе — 3 500 студентов и 150 преподавателей [12; 18].

Развитие коммерческого образования в Сибири. 15 апреля 1896 г. министр финансов России С. Ю. Витте подготовил Положение о коммерческих учебных заведениях. Положение позволило проводить целенаправленную политику по развитию сети коммерческих учебных заведений, унифицировало их в соответствии с потребностями государства и российской экономики.

В Сибири перед Первой мировой войной насчитывалось шесть коммерческих училищ: в Тюмени, Омске, Томске, Чите, Иркутске, Владивостоке. Старейшее из них — Томское. Мысль об его учреждении возникла еще в 1896 г., когда местное купеческое общество установило сбор средств в фонд будущего открытия подобного училища. Крупные купеческие пожертвования дали возможность уже в 1901 г. открыть двери заведения для учеников.

Учебные предметы в сибирских коммерческих училищах с семиклассным курсом обучения были разбиты на семь групп: религия; грамота и словесность; математика и счетоводство; природоведение и география; общественные науки; графика; гимнастика. Каждая группа предметов еще делилась на общеобразовательные и специальные подгруппы. Первых было 15, вторых — 9. На общеобразовательные предметы в учебном плане отводилось 86,6 % времени, на специальные — 13,25 %. Срок обучения составлял восемь лет, из которых в течение шести лет в коммерческих училищах Сибири, как и по всей России, изучали общеобразовательные дисциплины: закон Божий, русский язык и словесность, историю, географию, математику, физику, иностранные языки, естественную историю. И только два последних года изучались специальные дисциплины: коммерческая арифметика, техническая химия, товароведение, бухгалтерия, законоведение, политическая экономия, корреспонденция, история торговли, коммерческая география [7; 8].

Следовательно, можно утверждать, что подобные учебные заведения являлись общеобразовательными с незначительным профессиональным коммерческим уклоном.

После 1910 г. в Сибири наряду со средними коммерческими учебными заведениями открываются низшие — торговые школы и классы (Омск, Тобольск, Томск, Иркутск, Красноярск). Все они возникли благодаря инициативе обществ распространения коммерческого образования. Низшие коммерческие учебные заведения также превращались в обычную общеобразовательную школу, сохраняя за собой специальность лишь в названии, да в присоединении к учебному плану некоторых специализированных предметов [3; 7; 8].

В Кемеровской области подготовкой специалистов занимались в школах торгово-кулинар-ного ученичества, техникуме советской торговли в г. Сталинске (ныне — Новокузнецк), его филиале в г. Кемерово и профессионально-техническом училище (ПТУ) № 6. Молодые специалисты прибывали также из Новосибирского, Краснодарского, Томского, Ачинского техникумов советской торговли, а также Ленинградского института советской торговли им. Ф. Энгельса, МИНХ им. Г В. Плеханова [4].

Помимо традиционного высшего, коммерческое образование осуществляется посредством подготовки специалистов среднего звена для отрасли. Выпускники СПО имеют возможность продолжить свое образование в стенах вуза. Всего на территории Кемеровской области функционируют более 60 техникумов и колледжей, которые готовят специалистов среднего звена коммерческой направленности для экономики и народного хозяйства Кузбасса. Основными учебными заведениями СПО, которые готовят специалистов коммерческой направленности, являются кооперативный техникум в Кемерове, торгово-экономический техникум в Новокузнецке, техникум индустрии питания и сферы услуг и пищевой колледж — как опорное учебное заведение КемГУ (все в Кемерове), а также профессиональные образовательные организации Белова, Прокопьевска и др.

Из средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля первым в Кемеровской области в 1961 г. был открыт техникум советской торговли в г. Новокузнецке, который осуществлял подготовку специалистов среднего звена для торговли и общественного питания. На первоначальном этапе коллектив преподавателей составлял всего 15 человек.

В 1964 г. в техникуме открылись механическое и бухгалтерское отделения. В настоящее время техникум предлагает абитуриентам девять специальностей в очной и заочной формах обучения не только в области торговли и общественного питания, но и в сфере гостиничного сервиса и туризма, а также земельно-имущественных отношений.

Наряду с основными специальностями студенты получали рабочие профессии: продавец, повар, официант-бармен, электромеханик. За время существования техникума было подготовлено более 27 тысяч специалистов для отраслевых предприятий Кемеровской области.

Название техникума неоднократно менялось: советской торговли, торгово-коммерческий, с 1995 г. — торгово-экономический [15].

В 1974 г открылся кооперативный техникум, поскольку в Кемеровской области остро ощущалась потребность в специалистах для предприятий и организаций потребительской кооперации. В настоящее время в Кемеровском кооперативном техникуме готовят специалистов по самым престижным и востребованным специальностям. Более чем за 40 лет успешной работы техникум подготовил свыше 12 тысяч специалистов для различных предприятий и организаций, в том числе и для системы потребительской кооперации Кемеровской области [14].

По завершении обучения в системе СПО многие выпускники продолжают свое образование в системе высшего образования, поступая в Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г В. Плеханова. Ряды студентов нашего вуза также пополняют выпускники университетского техникума информационных технологий, экономики и права (г. Кемерово).

Необходимо отметить также, что подготовку специалистов торгово-коммерческого профиля в стране в настоящее время осуществляют более чем в 80 вузах и 200 колледжах и техникумах страны [6]. В учебных заведениях отрасли работают более 4500 штатных преподавателей, в том числе около 1000 кандидатов наук, более 160 докторов наук или со званием профессора. Все учебные заведения министерства имеют лицензии и государственную аккредитацию [10].

Таким образом, краткая историография коммерческих учебных заведений свидетельствует о том, что основная часть их открывалась преимущественно в центральных областях России. Однако бурное развитие капиталистических отношений, ускоренное строительство Сибирской железной дороги, связанное с промышленным освоением Сибири, определило значительные количественные и качественные сдвиги в состоянии низшего и среднего специального образования. Если в 90-х гг. XIX в. в Западной Сибири низшее и среднее профессиональное образование было представлено единичными учебными заведениями, то в начале XX в. в крае уже функционировали учительские институты и семинарии, коммерческие, сельскохозяйственные, железнодорожные училища, акушерско-фельдшерские и ветеринарно-фельдшерские школы и др. [9].

Большое распространение коммерческое образование получило в советское время. Уже к 1917 г. в России существовала развернутая сеть коммерческих учебных заведений. Коммерческие училища при этом являлись наиболее совершенным типом средних учебных заведений, дававшим своим воспитанникам основательную специальную и общеобразовательную подготовку.

Наряду с МИНХ им. Г В. Плеханова, подготовку коммерческих кадров для страны осуществлял Заочный институт советской торговли (ЗИСТ), который был основан в 1937 г.

Общая характеристика вуза. Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г В. Плеханова ведет свою историю с 1963 г., когда был открыт учебно-консультационный пункт Заочного института советской торговли (Кемеровский УКП ЗИСТ). В декабре 1994 г. он получил статус института и вот уже более полувека выпускает высококвалифицированные кадры для базовых отраслей и сферы товарного обращения Кузбасса. За весь период существования номенклатура вуза неоднократно изменялась (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г В. Плеханова предлагает обучающимся широкие возможности для реализации своих творческих и профессиональных устремлений в рамках многоуровневой системы непрерывного профессионального образования: довузовское образование; среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат, специали-тет, магистратура, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре (экономика); дополнительное профессиональное образование. В состав института входят четыре факультета (экономический, управления и бизнеса, юридический, заочного обучения), техникум информационных технологий, экономики и права, девять кафедр, четыре центра и девять отделов. В вузе обучаются более 3 тысяч студентов по программам среднего профессионального и высшего образования. Успешно работает аспирантура, ежегодно свыше тысячи слушателей повышают свою квалификацию. Интеллектуальным ядром вуза являются высококвалифицированные преподаватели, из числа которых более 80 % имеют ученые степени и звания, опыт практической работы [13].

Сложившаяся организационная структура управления вузом содержит все необходимые структурные элементы, характерные для вузов экономического профиля, что во многом предопределяет специфику выполняемых профессорско-преподавательским составом и сотрудниками функций в рамках служебных полномочий.

Рис. 1. Изменение номенклатуры вуза (с момента основания по настоящее время)

Материально-техническая база института включает здания и помещения, находящиеся на правах оперативного управления и безвозмездного пользования, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В комплекс института входят: главный учебно-административный корпус; шесть учебных корпусов; два здания (корпуса) общежития; гараж. Общая площадь зданий и помещений составляет 38 814 м2, общая площадь учебно-лабораторных помещений — 28 744 м2, в том числе учебная — 15 153 м2.

Институт располагает необходимыми учебными аудиториями для проведения занятий лекционного и семинарского типов, курсового проектирования, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещениями для самостоятельной работы и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Данные помещения укомплектованы специализированной мебелью и ТСО (техническими средствами обучения).

Институт располагает необходимыми специализированными кабинетами и лабораториями: лаборатории товароведения и экспертизы товаров; криминалистики; инструментальных средств разработки; системного и прикладного программирования; два спортивных и концертных зала.

Кроме того, создана единая информационная среда вуза, объединяющая все учебные корпуса, а также студенческие общежития в единую инфраструктуру.

Для самостоятельной подготовки каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в вузе соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Таким образом, институт имеет современную инфраструктуру, которая позволяет осуществлять эффективную образовательную и культурно-просветительную деятельность, развивать творческий потенциал студентов и т. д.

Характеристика ППС. Кадровый состав института призван обеспечить высокий уровень преподавания и организации образовательного процесса. При этом общее число лиц с ученой степенью составляет 82,1 %.

Кроме того, образовательный процесс по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам на условиях внешнего совместительства или по договору возмездного оказания услуг осуществляют высококвалифицированные руководители и специалисты хозяйствующих субъектов, представители государственных и муниципальных органов.

Следовательно, кадровый состав отвечает требованиям ФГОС в части наличия у ППС ученых степеней и званий, что позволяет осуществлять образовательную деятельность на достаточном научном и профессиональном уровне.

Наши выпускники. Многие выпускники нашего вуза занимают руководящие должности в различных областях деятельности и являются востребованными специалистами как в органах государственной власти региона, так и в сфере экономики, а именно: Е. П. Латышенко — полномочный представитель по правам предпринимателей Кемеровской области; В.В. Трихина — доктор технических наук, начальник департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области; А.В. Фомин — глава Кемеровского муниципального района; С.А. Син — директор и учредитель ООО «Азот-сервис»; А.А. Степанов — коммерческий директор ЗАО «Теле2-Кемерово»; Л.А. Стратиеко — директор по маркетингу и рекламе АО «Гулливер», И.Л. Сельская — генеральный директор ПАО «Кемеровский универмаг» и многие другие.

С момента основания вуза в 1963 г. перед его руководством возникла серьезная проблема, связанная с обеспечением образовательного процесса преподавательскими кадрами. Для лекционных и семинарских занятий по общеобразовательным дисциплинам приглашались преподаватели других вузов города, а по спецдисциплинам — преподаватели соответствующих кафедр головного вуза (ЗИСТ). Ведущие профессора и доценты головного вуза составляли и Государственную экзаменационную комиссию, которая подтверждала довольно высокий уровень знаний выпускников [4].

Ряд выпускников, окончивших вуз в разные годы, стали нашими штатными преподавателями. Среди первых выпускников, пришедших работать в УКП ЗИСТ, была Т.Н. Кулик (Иванова), которая в 1981 г. стала кандидатом, а в 1996 г. — доктором технических наук. В настоящее время Тамара Николаевна работает в Орловском государственном университете им. И. С. Тургенева.

Наш вуз в разные годы оканчивали такие ведущие преподаватели, как Е. Н. Балаганская — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики; О. С. Габинская — доктор

технических наук, доцент, заместитель директора по УВР; В. В. Копеин — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и банковского дела; О. А. Рязанова—доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры менеджмента и бизнес-технологий; И. В. Сандракова — кандидат технических наук, доцент, декан ФЗО; Я. В. Формулевич — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической безопасности, учета и аудита и др.

Всего в разные годы и по разным специальностям вуз окончили 66 человек, которые сегодня входят в число как ППС, так и сотрудников и административно-управленческого аппарата.

Заключение

Таким образом, торгово-экономическое образование в России прошло длительный и сложный путь развития и становления. Ведущим вузом торгово-экономического профиля в стране является РЭУ им. Г В. Плеханова. Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г В. Плеханова располагает достаточной материально-технической базой, соответствующим кадровым потенциалом профессорско-преподавательского состава, что позволяет реализовывать различные образовательные программы и выпускать высококвалифицированных специалистов для экономики региона. Сложившаяся организационная структура управления по качественному составу элементов соответствует вузам экономического профиля, что во многом предопределяет специфику выполняемых профессорско-преподавательским составом и сотрудниками функций в рамках их служебных полномочий.

Литература

1. Исаев Ю. К., Жуков К. С. Коммерческое образование в России (1773-1917 гг.). История. Традиции. Опыт. Иркутск, 1995. 47 с.

2. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... Что ожидает высшую школу? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73-82.

3. Катцина Т. А., Мариненко Л. Е., Лисина С. А. Становление профессионального коммерческого образования в Сибири (1900-1919 гг.) // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 144-151.

4. Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета. История становления и развития / Н. Г. Цукрова, Г. Т. Девяткин, М. М. Кисляков, Г. П. Носикова, Н. М. Песняк. Кемерово, 2004. 200 с.

5. Николаева М. А., Калугина С. А., Лебедева Т. П. История развития коммерческого образования в дореволюционной России // Товаровед продовольственных товаров. 2018. № 5. С. 64-79.

6. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров. Ч. 1. Модуль I. Теоретические основы товароведения. М., 2014. С. 35.

7. Очерки истории профессионального коммерческого образования в Сибири / Т. А. Катцина и др. Красноярск, 2007. 185 с.

8. Попруга И. М. Становление системы коммерческих учебных заведений в Сибири в конце XIX - начале ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14). Часть IV. С. 165-167.

9. Сковородина И. С. Развитие низшего и среднего профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX -начале XX вв. : дис. ... канд. ист. наук. Омск, 2003. 179 с.

10. Балыкин А. Н. О системе торгового образования [Электронный ресурс]. URL: http://old.nasledie.ru/ obraz/ 72/722/. php?art=60.

11. Грудцына Л. Ю. Инновационные процессы в современном российском образовании [Электронный ресурс] // Правовая инициатива. 2013. № 10. URL: http://49e.ru/ru/2013/10/9.

12. История развития РЭУ им. Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/Pages/History.aspx.

13. Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова [Электронный ресурс]. URL: https://kemerovo.rea.ru/.

14. Кемеровский кооперативный техникум [Электронный ресурс]. URL: http://kemerovo.cataloxy.ru/.

15. Новокузнецкий торгово-экономический техникум [Электронный ресурс]. URL: http://www.nvkztet.ru/tehnikum/.

16. О коммерческом образовании в России: история вопроса [Электронный ресурс]. URL: http:// kapitrus.ru/articles/ article/o_vospitatelnoj_rabote_v_kommercheskih_uchebnyh_zavedeniyah_istoriya_vopros/.

17. Современные тенденции развития высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://mylektsii.ru/7-86463.html.

18. Тенденции развития современной системы высшего образования в России [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/ article/197076/ tendentsii-razvitiya -obrazovaniya-v-rossii-tendentsii-razvitiya-sovremennoy-sistemyi-obrazova-niya-v-mire-tendentsii-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya.

19. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rea.ru/ru/Pages/About.aspx.

References

1. Isaev Yu. K., Zhukov K. S. Kommercheskoe obrazovanie v Rossii (1773-1917 gg.). Istoriya. Tradicii. Opyt [Commercial education in Russia (1773-1917). History. Traditions. Experience]. Irkutsk, 1995. 47 p. (In Russian).

2. Krasinskaya L. F. Modernizaciya, optimizaciya, byurokratizaciya... Chto ozhidaet vysshuyu shkolu? [Modernization, optimization, bureaucratization ... What expects the higher school?]. Higher Education in Russia, 2016, no. 3, pp. 73-82. (In Russian).

3. Catzina T. A., Marinenko L. E., Lisina S. A. Stanovlenie professional'nogo kommercheskogo obrazovaniya v Sibiri (1900-1919 gg.) [Formation of professional commercial education in Siberia (1900-1919)]. Higher Education in Russia, 2014, no. 1, pp. 144-151. (In Russian).

4. Cukrova N. G., Devyatkin G. T., Kislyakov M. M., Nosikova G. P., Pesnyak N. M. Kemerovskij institut (filial) Rossijskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. Istoriya stanovleniya i razvitiya [Kemerovo institute (branch) of the Russian state trade and economic university. History of formation and Development]. Kemerovo, 2004, 200 p. (In Russian).

5. Nikolaeva M. A., Kalugina S. A., Lebedeva T. P. Istoriya razvitiya kommercheskogo obrazovaniya v dorevolyutsionnoy Rossii [The history of the development of commercial education in pre-revolutionary Russia]. Goods Manager of Food Products, 2018, no. 5, pp. 64-79. (In Russian).

6. Nikolaeva M. A. Teoreticheskie osnovy tovarovedeniya i ekspertizy tovarov. Ch. 1. Modul' I. Teoreticheskie osnovy tovarovedeniya [Theoretical fundamentals of merchandizing and examination of goods. Part 1. Module I. Theoretical fundamentals of merchandizing]. Moscow, 2014, pp. 35. (In Russian).

7. Catzina T. A. et al. Ocherki istorii professional'nogo kommercheskogo obrazovaniya v Sibiri [Essays on the history of vocational education in Siberia]. Krasnoyarsk, 2007, 185 p. (In Russian).

8. Popruga I. M. Stanovlenie sistemy kommercheskih uchebnyh zavedenij v Sibiri v konce HH - nachale HH veka [Formation of a system of commercial educational institutions in Siberia at the end XX- the beginning of the XX century]. Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice, 2011, no. 8 (14), part V, pp. 165-167. (In Russian).

9. Skovorodina I. S. Razvitie nizshego i srednego professional'nogo obrazovaniya v Zapadnoj Sibiri v konce XIX - nachale XX vv. [Development of the elementary and secondary professional education in Western Siberia at the end of XIX — the beginning of the 20th centuries]. Ph. D. thesis. Omsk, 2003, 179 p. (In Russian).

10. Balykin A. N. O sisteme torgovogo obrazovaniya [About the system of trade education]. Available at: http://old.nasledie.ru/ obraz/ 72/722/.php?art=60. (In Russian).

11. Grudtsyna L. Yu. Innovacionnye processy v sovremennom rossijskom obrazovanii [Innovative processes in modern Russian education]. The Legal Initiative, 2013, no. 10. Available at: http://49e.ru/ru/2013/10/9. (In Russian).

12. Istoriya razvitiya REU im. G. V. Plekhanova [History of development of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov]. Available at: https://www.rea.ru/ru/Pages/History.aspx. (In Russian).

13. Kemerovskij institut (filial) REU im. G. V. Plekhanova [Kemerovo Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanov]. Available at: https://kemerovo.rea.ru/. (In Russian).

14. Kemerovskij kooperativnyj tekhnikum [Kemerovo Cooperative College]. Available at: http://kemerovo.cataloxy.ru/. (In Russian).

15. Novokuzneckij torgovo-ekonomicheskij tekhnikum [Novokuznetsk Trade and Economic College]. Available at: http://www. nvkztet.ru/tehnikum/. (In Russian).

16. O kommercheskom obrazovanii v Rossii: istoriya voprosa [On commercial education in Russia: background]. Available at: http:// kapitrus.ru/articles/article/o_vospitatelnoj_rabote_v_kommercheskih_uchebnyh_zavedeniyah_istoriya_vopros/. (In Russian).

17. Sovremennye tendencii razvitiya vysshego obrazovaniya [Current trends of development of the higher education]. Available at: http://mylektsii.ru/7-86463.html. (In Russian).

18. Tendencii razvitiya sovremennoj sistemy vysshego obrazovaniya v Rossii [Trends of development of the modern higher education system in Russia]. Available at: http://fb.ru/article/197076/ tendentsii-razvitiya -obrazovaniya-v-rossii-tendentsii-razvitiya-sovremennoy-sistemyi-obrazova-niya-v-mire-tendentsii-razvitiya-vyisshego-obrazovaniya. (In Russian).

19. Federal'noe gosudarstvennoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Rossijskij ekonomicheskij universitet imeni G. V. Plekhanova" [Federal State Educational Institution of Higher Education "Russian Economic University named after G. V. Plekhanov"]. Available at: https://www.rea.ru/ru/Pages/About.aspx. (In Russian).

УДК/UDC 37.048.45 С. Ю. Печерская, Р. С. Фомичев

S. Pecherskaya, R. Fomichev

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

PROFESSIONAL TRIALS AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Введение. В статье представлено исследование по проблеме профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Цель статьи — обосновать значимость профессионального самоопределения обучающихся на основе выполненных ими профессиональных проб и личностных предпочтений.

Методология. Исследование проводится методом теоретического анализа нормативных правовых документов и педагогической литературы, синтеза, обобщения и классификации.

Результаты. Авторами выделены особенности профессиональных проб, разработана обще-развивающая программа «Я и моя профессия», конкретизированы образовательные результаты обучающихся после выполнения профессиональных проб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.