Научная статья на тему 'Российское образование в Монголии: Плехановский филиал (к 15-летнему юбилею Улан-Баторского филиала российского экономического университета им. Г. В. Плеханова)'

Российское образование в Монголии: Плехановский филиал (к 15-летнему юбилею Улан-Баторского филиала российского экономического университета им. Г. В. Плеханова) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛАН-БАТОРСКИЙ ФИЛИАЛ РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА / ULAANBAATAR BRANCH / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / УЧЕБНЫЙ И НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / RESEARCH CENTER / PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS / HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS / ACADEMIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дугаржав Лувсанцэрэнгийн

Предмет/тема. Статья посвящена Улан-Баторскому филиалу Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, его достижениям и проблемам, его руководителям, преподавателям и воспитанникам. Цели/задачи. Целью статьи является систематизированный анализ становления и развития Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Задачи, решаемые в статье, заключаются в выявлении тенденций в развитии российско-монгольского сотрудничества в сфере образования на основе анализа сотрудничества СССР и России с Монголией в сфере образования. Методология. Для решения поставленной задачи в статье используются методы логического исторического исследования, анализа и синтеза. Новизной статьи является выявление современных тенденций в развитии российско-монгольского сотрудничества в сфере образования. Результаты. В статье показано, что Монголия в течение ХХ в. сделала исторический скачок в своем развитии благодаря помощи и поддержке Советского Союза и России. Монголам была предоставлена исключительно редкая возможность именно при всесторонней помощи и поддержке России организовать народное просвещение, создать национальную систему образования, подготовить основную часть национальных кадров в ведущих учебных заведениях России. В Монголии давно и хорошо знают такие крупные вузы России, как Коммунистический университет трудящихся Востока, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, Российский университет театрального искусства (ГИТИС) в Москве, Уральский Политехнический институт, Сибирский финансово-экономический институт в Иркутске, в которых выпала большая честь и счастье учиться лучшим представителям Монголии благодаря традиционным дружеским отношениям России и Монголии. Среди российских вузов за последние 15 лет именно РЭУ им. Г.В. Плеханова стал особенно близок Монголии и многим монгольским семьям. Выводы/значимость. Сделан вывод, что в настоящее время РЭУ им. Г.В. Плеханова является крупнейшим учебным и научным центром по подготовке и переподготовке специалистов высшей квалификации в области экономики, товароведения, техники и технологии, который имеет 34 филиала, из них 3 зарубежных. В их числе и являющийся российским учебным заведением Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. Очевидно, чтобы и в дальнейшем сохранить в Монголии российское присутствие, со стороны России необходимо в первую очередь поддержать российские учреждения путем принятия необходимых политических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian education in Mongolia: a Branch of the Plekhanov Russian University of Economics (For the 15th anniversary of the Ulaanbaatar Branch of the Plekhanov Russian University of Economics)

Importance The article is devoted to the Ulaanbaatar branch of the Plekhanov Russian University of Economics, its achievements and issues, leaders, teachers and students. Objectives The research pursues a systematized analysis of setting up and developing the Ulaanbaatar branch of the Plekhanov Russian University of Economics. The research deals with the following objectives: to identify trends in the development of the Russian-Mongolian cooperation in education by reviewing cooperation between the USSR/Russia and Mongolia in education. Methods To perform the above objective, the article uses methods of logical and historical research, analysis and synthesis. As its novelty, the research identifies the current trends in the development of the Russian-Mongolian cooperation in the field of education. Conclusions and Relevance The article concludes that the USSR and Russia substantially supported and assisted Mongolia in the field of education, as a whole, and in setting up its national system of education, in particular.

Текст научной работы на тему «Российское образование в Монголии: Плехановский филиал (к 15-летнему юбилею Улан-Баторского филиала российского экономического университета им. Г. В. Плеханова)»

НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

УДК 378.1

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОНГОЛИИ: ПЛЕХАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

(к 15-летнему юбилею Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова)

Дугаржав Лувсанцэрэнгийн,

доктор исторических наук, профессор, первый заместитель директора Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Улан-Батор, Монголия р1. ёидаг@уаЬоо. сот

Предмет/тема. Статья посвящена Улан-Баторскому филиалу Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, его достижениям и проблемам, его руководителям, преподавателям и воспитанникам.

Цели/задачи. Целью статьи является систематизированный анализ становления и развития Улан-Баторского филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Задачи, решаемые в статье, заключаются в выявлении тенденций в развитии российско-монгольского сотрудничества в сфере образования на основе анализа сотрудничества СССР и России с Монголией в сфере образования.

Методология. Для решения поставленной задачи в статье используются методы логического исторического исследования, анализа и синтеза. Новизной статьи является выявление современных тенденций в развитии российско-монгольского сотрудничества в сфере образования.

Результаты. В статье показано, что Монголия в течение ХХ в. сделала исторический скачок в своем развитии благодаря помощи и поддержке Советского Союза и России. Монголам была предоставлена исключительно редкая возможность именно при всесторонней помощи и поддержке России организовать народное просвещение, создать национальную систему образования, подготовить основную часть национальных кадров в ведущих учебных

заведениях России. В Монголии давно и хорошо знают такие крупные вузы России, как Коммунистический университет трудящихся Востока, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, Российский университет театрального искусства (ГИТИС) в Москве, Уральский Политехнический институт, Сибирский финансово-экономический институт в Иркутске, в которых выпала большая честь и счастье учиться лучшим представителям Монголии благодаря традиционным дружеским отношениям России и Монголии. Среди российских вузов за последние 15 лет именно РЭУ им. Г.В. Плеханова стал особенно близок Монголии и многим монгольским семьям.

Выводы/значимость. Сделан вывод, что в настоящее время РЭУ им. Г.В. Плеханова является крупнейшим учебным и научным центром по подготовке и переподготовке специалистов высшей квалификации в области экономики, товароведения, техники и технологии, который имеет 34 филиала, из них 3 зарубежных. В их числе и являющийся российским учебным заведением Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова. Очевидно, чтобы и в дальнейшем сохранить в Монголии российское присутствие, со стороны России необходимо в первую очередь поддержать российские учреждения путем принятия необходимых политических решений.

Ключевые слова: Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, русский язык, образование, Монголия, подготовка специалистов высшей квалификации, учебный и научный центр

Среди первых российских вузов, принявших на учебу монгольских представителей после победы народной революции в Монголии в 1921 г., был Московский институт народного хозяйства - МИНХ им. Г.В. Плеханова (Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова в 1991-2010 гг., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова с 2010 г.). Первым студентом из Монголии был Цэрэн-Очирын Дамбадорж, один из соратников Сухэ-Батора. Хотя ему было 30 лет, за его плечами была пройдена насыщенная жизнь революционера, в 1932 г. он стал первым дипломированным экономистом в истории Монголии [2].

В период пика обучения монгольской молодежи в СССР в 1980-х гг., когда в Москве действовали около 80 вузов, в 50 из них учились представители Монголии, в целом больше 1 000 чел. При этом необходимо отметить, что для миллионов советских граждан из разных городов и сел страны было достаточно трудно поступить в московские учебные заведения, и только благодаря братской дружбе наших стран для молодежи Монголии предоставлялась такая возможность. Вообще Монгольская народная республика (МНР) тогда занимала 1-е место среди зарубежных стран по количеству студентов, обучающихся в СССР.

Интересно, что в те времена в Монголии столицу СССР называли Золотой Москвой, которая действительно представлялась для наших земляков сказочным городом. Автору статьи, мальчику, выросшему в юрте простого степного пастуха, выпала счастливая судьба учиться в Москве в 1970-х гг., в одном из самых элитных учебных заведений - Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ.

В то время МИНХ им. Г.В. Плеханова был одним из первых среди московских вузов по количеству обучающихся из МНР, институт выпустил из своих стен около 500 монгольских специалистов разных профессий, больше 20 монголов защитили ученую степень кандидатов и докторов наук.

Среди широкой общественности Монголии Плехановская академия давно пользуется заслуженной репутацией как надежная кузница кадров руководителей, управленцев высокой квалификации. Учеба в ведущем российском учебном заведении очень многое дала монгольским юношам и девушкам не

только в плане повышения профессионального и общекультурного уровня, но и во многом определила их жизненный путь, предоставила возможность занять достойное положение в обществе.

Среди тех, кто обучался в Плехановской академии: Л. Цэнд - выпускник и аспирант МИНХ им. Г.В. Плеханова, первый кандидат экономических наук в Монголии (1954), работал первым заместителем председателя Правительства МНР (1957-1962); П. Дамдин - выпускник (1958), а с 1960 г. - министр легкой промышленности, секретарь ЦК партии (1979-1990); Ч. Молом - выпускник (1962), министр пищевой промышленности (1963-1968), министр торговли и заготовки (19801984), председатель Комитета народного контроля (1989-1990); Р. Амаржаргал - выпускник (1982), премьер-министр Монголии (1999-2000), член Великого Государственного Хурала (1996-2000, 2004 -по н/в); У. Барсболд - выпускник (1986), министр природы и окружающей среды (2000-2006); Ц. Цогт - выпускник (1979), министр торговли и промышленности (1990-1992); Б. ТYмэн - выпускник (1978), доктор экономических наук, руководитель Администрации первого президента Монголии (с 1992 г.); Е. Гэрэлчулуун - член Великого Государственного Хурала (1996-2000), глава администрации г. Улан-Батора (с 2012 г.); Д. Урианхай - выпускник (1964), известный писатель и философ; Д. Дашдорж -выпускник (1984), советник Президента Монголии (с 2012 г.); Ж. Октябрь - выпускник (1979), директор Института торговли и промышленности, доктор наук, профессор, президент Ассоциации монгольских поваров и многие другие.

Филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова в Улан-Баторе, Монголия. До сегодняшнего дня РЭУ им. Г.В. Плеханова осуществляет подготовку национальных кадров для Монголии не только в стенах самого университета в Москве, но и в Улан-Баторе. Первым из российских вузов РЭА им. Г.В. Плеханова в 1999 г. открыла зарубежный филиал в Улан-Баторе при поддержке Министерства образования и науки РФ и Министерства просвещения Монголии.

Филиал за 15 лет существования сформировался как российский образовательный комплекс, в который входят общеобразовательная школа, вуз и подготовительный факультет. В настоящее время в данной структуре обучаются около 1 200 студентов и учащихся, работают более 150 преподавателей и сотрудников.

То, что крупный московский вуз учредил свой филиал в Улан-Баторе, его ведущие преподаватели

-19 (304) - 2015-

ежегодно приезжают для проведения занятий со студентами, а монгольским студентам предоставляется возможность в Улан-Баторе получать такой же диплом, как и в Москве, является уникальным явлением, не имеющим аналогов в истории и современной практике российско-монгольских отношений. В Москве за обучение такой же специальности «Экономика» необходимо оплачивать 268 тыс. руб., а в Улан-Баторе - 70 тыс., что предоставляет большие возможности для молодежи Монголии.

Следует отметить, что ни одна зарубежная страна пока не привлекала в сферу образовательных услуг Монголии такого большого научного потенциала, как это делает Плехановский университет уже в течение 15 лет, несмотря на расстояние от Улан-Батора почти в 6 000 км. Именно преподаватели университета поддерживают его дух в стенах филиала, продолжают лучшие плехановские традиции в Монголии. В Улан-Баторе уже побывали свыше 200 преподавателей университета, причем большинство из них приезжали по нескольку раз. Например, только один из них, профессор А.С. Чуйко, 25 раз приезжал в филиал. Говорят, что если человек один раз побывал в Монголии, то обязательно еще раз приедет, очевидно, такая особая энергетика притягивает людей сюда. Отметим, что в Улан-Батор приезжали лучшие профессоры Плехановки, в том числе многие заведующие кафедрами, директора институтов. В их числе действительный член четырех академий наук, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории Г.П. Журавлева; директор Центра социально-гуманитарного обучения академии, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук, профессор Ш.М. Мунчаев; заведующий кафедрой финансов, доктор экономических наук, профессор В.Л. Слепов; заведующий кафедрой институциональной экономики, член Европейской экономической ассоциации, доктор экономических наук, профессор Р.М. Нуриев; заведующий кафедрой «Государственного управления и прикладного менеджмента», член российских и международных нескольких академий наук, доктор экономических наук, профессор А.В. Орлов; член нескольких академий наук, профессор нескольких ведущих вузов, доктор физико-математических наук С.Г. Харченко и многие другие. Преподаватели университета активно поддерживают филиал, очень любят приезжать в Монголию. Справедливости ради все же отметим, что в последние годы преподаватели стали

реже приглашаться, т.к. на первый план вышли соображения экономии.

За это время Плехановский филиал в Улан-Баторе 12 раз выпускал своих воспитанников. Около 400 высококвалифицированных специалистов успешно работают в банковско-финансовой сфере, в совместных учреждениях России и Монголии. Специалист с Плехановским дипломом и знанием русского языка очень востребован.

Учеба в Плехановском филиале представляет собой значительные интеллектуальные инвестиции в развитие человеческого капитала и образования в Монголии и в дело укрепления традиционной дружбы России и Монголии [1, 9, 10, 18, 19]. Здесь деятельность Плехановского университета вполне смогла стать образцом и в других сферах наших отношений. В ситуации общества рыночных отношений донести до людей и убедить, что действительно так можно и нужно делать, оказывается сложнее: никто, кроме русских, не проявил бы такой бескорыстной щедрости в отношении монголов.

Авторами такого почти единственного проекта России в Монголии за последние 25 лет, требовавшего прозорливости ума и политической воли, были искренние друзья Монголии: в то время ректор Плехановской академии профессор В.И. Видя-пин, директор Финансового института профессор А.И. Басов. Директором Улан-Баторского филиала работал кандидат исторических наук М.А. Попов (в настоящее временя - Н.В. Фалилеева).

В образовательном комплексе филиала имеется общеобразовательная школа, которая также была открыта в 1999 г. Данная структура филиала имеет большое значение, является одной из двух школ в Монголии, где выпускникам выдаются аттестаты российского образца. Школа пользуется достаточно большой популярностью среди населения Монголии. Вызвано это тем, что на рынке образования в Монголии стабильно сохраняются потребности со стороны родителей в том, чтобы дать детям знание русского языка.

В филиале в основном учатся дети и внуки выпускников советских вузов. Преподают в школе специалисты, приглашенные из многих городов России и СНГ, таких как Новосибирск, Иркутск, Томск, Улан-Удэ, Минск, Москва, Киев и т.д. Среди них можно назвать многих педагогов, которые в течение многих лет плодотворно работают для того, чтобы дети учились хорошо и стали образованными людьми. Среди них учителя русского языка, являющиеся почетными работниками общего об-

-19 (304) - 2015-

разования РФ, отличниками образования Монголии Э.Н. Золтоева и С.И. Зандаков; учитель английского языка Т.Г. Скрипник; учителя начальных классов Л.А. Битуева, О.В. Доржиева; начальник Управления общего образования Г.Н. Корнушкова; завуч начальных классов Т.П. Кобелева и др. Как мудро подмечено однажды известным государственным деятелем, «кадры решают все». Если человек сумеет искренне относиться к монгольской земле, тогда в этой мистической стране его ждет большой успех.

В филиале, кроме российских педагогов, работает и монгольский персонал в количестве более 70 чел., принимающих участие в организации образовательного процесса. Это учителя монгольского языка Б. МягмарсYрэн, Л. Уранчимэг, А. Эл-бэгжаргал, врач Т.И. Цыренова, физрук Б. СYхбат, администратор, исключительно добросовестная Б. Номинбаяр, которые, кроме основной работы, часто вынуждены принимать на себя обязательства в безвозмездной помощи учителям из России, переводить, работать с родителями. Тем самым они оказывают существенную поддержку работе коллектива. Хочется сказать словами руководителя народной революции Д. Сухэ-Батора: «Для нормального функционирования филиала требуется личное усилие каждого сотрудника». Филиал уже 15 лет успешно действует благодаря таким добросовестным, ответственным сотрудникам, как советник директора Р. Гэгээнжаргал, начальник отдела НИР Б.Д. Цыдыпова, заведующая библиотекой Л.В. Ма-цюра, начальник хозяйственно-эксплуатационного управления Е.А. Моисеева, инженер Д. Эрдэнбат, заведующая столовой М. Жаргал, самый первый сотрудник филиала Б. Батсух и многих других, на которых всегда можно положиться в ответственном деле.

Отличительной особенностью филиала является то, что здесь всегда было комфортно как для обучающихся, так и для сотрудников, превалировал дух доверительного отношения друг к другу, уважения обычаев и традиций каждого народа, неукоснительного соблюдения законов Монголии и России. Такая демократичная атмосфера определила стиль общей работы. Наверное, поэтому из тех учащихся, которые переводятся в другие школы, многие часто просятся обратно. Так нередко бывает и с сотрудниками филиала.

Наше общее главное стремление - честная и правильная организация учебного процесса. Важно, чтобы дети учились хорошо, чтобы четко соблюдались их интересы. Хотя обучение платное,

у филиала нет возможности накопить прибыль, да и нет такой необходимости.

2015 г. у нас юбилейный, школа совершила 15-й выпуск. А это значит, что за прошедший период более 400 детей получили аттестаты о среднем образовании в стенах нашего филиала. Выпускники показывают блестящие итоги в результатах российского ЕГЭ, имеют более высокие баллы по монгольскому ЕГЭ по всем предметам по сравнению с соответствующими средними уровнями в Улан-Баторе и Улан-Баторском районе, по Монголии в целом. Это является показателем качества обучения, которое для всех должно быть главным. Около 70% выпускников уверенно поступают в зарубежные вузы, в том числе большая часть едет в Россию по правительственным квотам. Среди лучших выпускников и учащихся с гордостью и благодарносью следует отметить: Октябрийн Менхдаваа, Квон Ги Хунь (Республика Корея), Баасансурэнгийн Тувшинтегс, Ганбаатарын Долгоон, Эрдэнэбаатарын Оюундарь, Ганбаатарын Энхмаа, Сухбаатарын Номин-Эрдэнэ, Болдбаатарын Анударь, Нямдоржийн Ананд, Слу-хова Дарья, Шурыгин Борис, Зандакова Виктория, Будын Алтжин, Лхагвасурэнгийн Ичинхорлоо, одних из лучших юношей-шахматистов Цогт-Очирын Тэнгис, Одгэрэлийн Анударь, Алтанзулын Сарангэрэл, Сухбаатарын Тэмуулэн. Для учебного заведения и педагогов нет больше награды и признания, чем успехи их воспитанников [4-5].

Кузница дружбы. Филиал не только осуществляет обучение подрастающего поколения, но и выполняет важную миссию неофициального представительства российского образования на монгольской земле, никогда не отказываемся помогать другим организациям. Вообще, все, кто искренне преследуют цель продвижения российского образования, должны объединить усилия, поддержать каждого, кто с тобой рядом.

Для содействия популяризации русского языка и продвижения российского образования проводится актвивное сотрудничество с ведущими вузами, научными учреждениями Монголии, с сельской школой Эрдэнэлай (Л. Буянтогтох), также с Министерством образования Иркутской области (С.Н. Ахнина), Министерством образования Республики Бурятия, Институтом экономики Уральского отделения РАН (А.Г. Щеломенцев), Издательским домом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» в Москве (В.А. Горохова) и др. Особенно большой поддержкой пользуется сотрудничество в сфере научной работы [17]. Это содействие проявляется в публикации научных

-19 (304) - 2015-

трудов в России и Монголии, организации научных конференций1, помощи аспирантам и докторантам, осуществлении совместных проектов. Филиалу как комплексу российского образования по просьбе монгольской стороны часто приходится представлять Россию при организации международных мероприятий.

Особо значимым представляется для развития сотрудничества в сфере образования приезд ведущих профессоров РЭУ им. Г.В. Плеханова. Они всегда являются самыми почетными гостями в ведущих вузах Монголии. Профессоры Ш.М. Мунчаев, Р.М. Нуриев, Л.А. Чайковская, А.В. Орлов стали научными руководителями многих монгольских аспирантов и докторантов, которые успешно защитились в РЭУ им. Г.В. Плеханова в Москве. Следует специально отметить постоянную помощь и поддержку начальника отдела организации научных мероприятий РЭУ им. Г.В. Плеханова Е.В. Александровой как куратора-волонтера в организации научной работы в филиале.

На базе филиала при постоянном и активном участии, совместно с Посольством РФ в Монголии, Российским центром науки и культуры в Монголии во главе с большим другом Монголии Е.Г. Михайловым и Обществом монголо-российской дружбы ежегодно проводятся традициционные мероприятия, которые пользуются неизменной популярностью. В числе таких мероприятий можно отметить следующие: месячник Российско-Монгольской дружбы; День Победы 9 мая; встреча и прием высоких гостей из России; организация различных выставок, конкурсов и олимпиад, которые зачастую приурочены к праздникам и знаменательным событиям в жизни наших народов. Филиал является коллективным членом Общества монголо-российской дружбы [7].

Благодарность за особое доверие. Филиал в настоящее время существует исключительно благодаря поддержке монгольских родителей и их оплате за обучение детей. То, что у нас учатся в основном дети элитной части монгольского общества, говорит о многом. Известные уважаемые люди доверяют педагогам самое дорогое в их жизни - судьбу своих детей. Это ко многому нас, педагогов, обязывает, возлагает большую ответственность за будущее наших учащихся. Очень приятно, что в филиале

1 Филин С.А. Инновации и инновационный процесс: материалы Международной конференции «Профессор, багш нарын «Багшийн эрдэм» эрдэм шинжилгээний хурлын эмхэтгэл» // Улаанбаатар. 2009. № 2. С. 85-91.

и школе учатся дети и внуки многих выпускников МИНХ им. Г.В. Плеханова. Так, здесь училась правнучка первого монгольского студента Плехановского института Ц. Дамбадоржа.

С особой благодарностью хочется отметить то, что правительство, Министерство образования и науки, органы государственной власти Монголии всегда благосклонно относятся к филиалу, оказывают необходимую помощь. Русский язык, российское образование находят горячую поддержку с монгольской стороны [6]. В частности, между филиалом и администрацией района БаянзYрх (глава администрации Д. Щрэвдаваа), на территории которого находится филиал, поддерживается активное сотрудничество. Местная администрация очень хорошо и доброжелательно относится к филиалу.

В своей повседневной работе работники филиала стремятся действовать в тесной связи с Посольством РФ в Монголии2. Пользуясь случаем, необходимо выразить искреннюю благодарность Чрезвычайному и Полномочному послу РФ в Монголии Эскандеру Кубаровичу Азизову за постоянное внимание и активную поддержку. Мы также благодарны представителю авиакомпании «Аэрофлот», большому другу Плехановского университета Д.Б. Бурнинову. Филиал надеется на дальнейшее эффективное продолжение нашего многолетнего сотрудничества с ФГУП «Госзагрансобственность» (С.С. Жилинский).

Следует отметить, что филиал в течение 15 лет благополучно осуществляет деятельность благодаря поддержке широкой общественности, в том числе выпускников филиала: Р. Амаржаргала, Ч. Барс-болда, экс-президента Академии наук Б. Чадраа, министра труда Д. Санжмятава, осуществляющего государственный подход к подготовке специалистов, и многих других.

Президент России В.В. Путин и Плехановский филиал. Деятельность РЭУ им. Г.В. Плеханова в Монголии пользуется популярностью не только в Монголии, но известна в России на всех уровнях государственного управления. Здесь нельзя не отметить, что филиал Плехановского университета волей судеб несколько раз попадал в поле зрения высшего руководства России, что благотворно сказывалось на его дальнейшем развитии. Остановимся на этих фактах более подробно.

После первого избрания Президентом РФ В.В. Путин в 2000 г. прибыл в Монголию с пер-

2 Посольство Российской Федерации в Монголии. иКЬ: http://mongolia.mid.ru/press_382.html.

На фото: Президент РФ Д.А. Медведев во время посещения Улан-Баторского

филиала РЭА им Г.В. Плеханова. Справа от Д.А. Медведева - ректор РЭА им. Г.В. Плеханова В.И. Гришин, директор фонда «Русский мир» В.А. Никонов, директор филиала М.А. Попов, слева - генеральный директор ГК «Ростехнологии» С.В. Чемезов, руководитель Федерального агентства по образованию РФ Н.И. Булаев

вым зарубежным визитом. Имеется исторические свидетельства того, что состоялось парафирование совместного документа центральных органов, курирующих вопросы образования двух государств об оказании поддержки Плехановскому филиалу, причем к тому времени прошел всего лишь 1 год с момента его учреждения в Улан-Баторе.

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фдерации С.М. Миронов в мае 2007 г. посетил филиал, причем вместе с ним из Москвы прибыло руководство Плеханоской академии во главе с профессором В.И. Видяпиным (который был ректором в тот период).

Во время визита премьер-министра РФ В.В. Путина в Монголию в мае 2009 г. филиалу было уделено соответствующее внимание в программе визита.

Своеобразным апогеем, т.е. доказательством того, что Плехановский филиал занимает свою достойную нишу на рынке образовательной системы Монголии, стал исторический момент, когда в августе 2009 г. Президент РФ Д.А. Медведев во время государственного визита в Монголию посетил наш филиал (см. фото). Высокого гостя сопровождали руководитель Федерального агентства по образованию РФ Н.И. Булаев, директор фонда «Русский мир» В.А. Никонов и ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова В.И. Гришин. На мероприятии присутство-

вал министр образования, культуры и науки Монголии Е. Отгонбаяр. В истории РЭУ им. Г. В. Плеханова это был фактически первый случай его посещения главой Российской Федерации, причем в филиале в Улан-Баторе (если не считать выступления В.И. Ленина в его стенах в 1919 г.).

В мае 2010 г. филиал посетил губернатор Свердловской обл. С.А. Мишарин, в октябре 2010 г член фракции партии «Единая Россия» в Государственной думе РФ М.А. Мукабенова.

Указом Президента РФ В.В. Путина в декабре 2012 г. первый заместитель директора филиала Л. Дугаржав был награжден за заслуги и большой вклад в дело продвижения и распространения российского образования и русского языка за рубежом высшей государственной наградой -медалью А.С. Пушкина, которая была вручена Чрезвычайным и Полномочным послом РФ в Монголии В.В. Самойленко [13]. Данный факт является достойной оценкой деятельности всего коллектива нашего филиала.

А теперь обратимся к недавним событиям. В заявлении для прессы Президента РФ В.В. Путина во время визита в Монголию по случаю 75-летия победы на р. Халхин-Гол отмечается: «В ходе переговоров особое внимание было уделено и гуманитарным вопросам, гуманитарным связям. Имею в виду и образование, и культурные связи, взаимный выезд граждан. Мы знаем, что в Улан-Баторе пользуется большой популярностью филиал одного из ведущих вузов - Российского экономического университета имени Плеханова». Эти слова Президента В.В. Путина стали ярким выражением достойной оценки деятельности нашего филила, были услышаны по всей Монголии. Вклад филиала в развитие сотрудничества двух государств получил высокую оценку, что возлагает на наш коллектив еще большую ответственность. Воля лидера России должна реализовываться в практических делах. В составе делегации, сопровождавшей Президента РФ В.В. Путина, был и ректор РЭУ им. Г.В. Плеха-

нова В.И. Гришин. Во время посещения филиала ректор встретился с коллективом филиала, им были определены вопросы дальнейшего развития филиала [15].

Вместо послесловия. За последние 90 лет исторического развития Плехановский университет пришел во многие уголки Монголии. Перечитывая книгу «Аугаа тYYхтэй Алтан тээл нутаг мину»3, посвященную 90-летию сомона Зэрэг аймака Ховд, начинаешь ясно представлять, насколько Плехановский университет глубоко проник в жизнь и историю монголов, занял в них поистине достойное место. Экс-премьер-министр Монголии Р. Амаржаргал, один из наиболее известных государственных деятелей, в настоящее время член Великого Государственного Хурала, окончил в Москве Плехановскую академию, родом из сомона Зэрэг. Автор указанной солидной книги, посвященной юбилейной дате, руководитель Исследовательского института при Парламенте Монголии, доктор Ц. Норовдондог также является представительницей сомона Зэрэг. Она защитила в Москве диссертацию под руководством профессора Р.М. Нуриева, известного не только в стенах Плехановского университета, но и широко в России и за рубежом.

Самбуу - в народе прославленный как Отец ноен, по завещанию ноена Нямдэлэг, а также по волеизъявлению народных масс, вопреки тому, что он был выходцем из народа, был в 19001925 гг. удостоен титула местного князя. Его правнук Хархуугийн Галзагд успешно учится в 10-м классе Плехановского филиала. Выражаю искреннюю надежду, что список людей, которые родом из сомона Зэрэг, связанных с Плехановкой, и дальше будет продолжаться.

Это только пример одного сомона, расположенного в одном из самых отдаленных краев нашей просторной родины. Нельзя не подчеркнуть еще раз тот знаменательный факт, что из дорогой для монгольского народа Москвы филиал одного из авторитетнейших вузов России был открыт в Улан-Баторе. При этом в филиале по сей день успешно ведется образовательная деятельность, в нем обучаются более 1 200 студентов и школьников.

Следует отметить положительное решение на уровне правительств двух государств вопросов, связанных с обеспечением учебного корпуса филиала, являющегося собственностью Российской Федерации. Происходит систематическое обнов-

3 Аугаа туухтэй Алтан тээл нутаг мину (Великая история Золотых документов моей родины).

ление материально-технической базы филиала, пересмотр и согласование правовых основ деятельности, гармоничное сочетание особенностей и различий законодательства Российской Федерации и Монголии, касающихся деятельности филиала. Все это способствует консолидации сил руководства и коллектива филиала для достижения единой цели: филиал при своем 15-летнем опыте работы, накопленном интеллектуальном, научном и образовательном потенциале вносит достойный вклад в дальнейшее развитие сотрудничества между Россией и Монголией в сфере образования и науки [3, 12, 14, 16, 17, 20].

Улан-Баторский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова является российским учебным заведением, достойно выполняющим поставленные ответственные задачи. И это вызывает чувство законной гордости у всего коллектива филиала. Очевидно, что для того, чтобы и в дальнейшем сохранить в Монголии российское присутствие, со стороны России необходимо в первую очередь поддержать российские учреждения [8, 11] путем принятия необходимых политических решений.

Список литературы

1. Бадарч Д., Ганболд А., Лундэнбазар Х., Попов М.А., Якушев А.Ж., Филин С.А. Прямые иностранные инвестиции как наиболее эффективная форма зарубежных инвестиций в экономике государства // Инвестиции в России. 2006. № 12. С. 13-22.

2. ДугаржавЛ. На перекрестке судьбы российско-монгольских отношений: филиал Плехановки // Монголия сегодня, 18.10.2014.

3. Дугаржав Л., Филин С.А., Фалилеева Н.В., Ерофеева И.А. Проблемы взаимодействия России и Монголии в сфере образования // Mongolia. 2013. № 46. С. 207-224.

4. Дугаржав Л., Филин С.А. Взаимодействие России и Монголии в сфере образования: монография. Монголия, Улан-Батор: АДМОН, 2012. 305 с.

5. Дугаржав Л., Филин С.А. Инновационное взаимодействие России и Монголии: монография. Монголия, Улан-Батор: АДМОН. 2014. 510 с.

6. Дугаржав Л., Филин С.А. Россия и Монголия: Крым и события на Украине // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 39. С.32-49.

7. Дугаржав Л. Фронт Цэгмид - символ вечной и нерушимой дружбы народов Монголии и России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 15. С. 7-21.

8. Дугаржав Л. Актуальные проблемы сотрудничества Монголии и России в области образования // Мир образования - образование в мире. 2010. N° 4. С.81-90.

9. Дугаржав Л. Иностранные инвестиции в человеческий капитал в Монголии // Инвестиции в России. 2007. № 10. С. 3-9.

10. Дугаржав Л., Бадарч Д., Ганболд А., Лун-дэнбазар Х., Попов М.А., Якушев А.Ж., Филин С.А. Российские инвестиции в Монголии // Инвестиции, инновации и экономическая безопасность. Труды секции «Инвестиции и экономическая безопасность». Вып. 10. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова,

2006. 153 с.

11. Дугаржав Л. Актуальные проблемы развития российско-монгольских отношений // Инвестиции в России.2009.№ 7. С. 3-5.

12. Зангеева С.Б., Попов М.А. Сотрудничество России и Монголии в сфере малого предпринимательства и образования // Инвестиции в России.

2007. № 9. C. 3-9.

13. Медведев Д.А. Россия будет инвестировать в развитие русского языка / ИТАР-ТАСС, 03.11.2012. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=949637.

14. Попов М.А., Филин С.А., Попов К.М. Проблемы взаимодействия России и Монголии в сферах бизнес-консалтинга и образования // Национальные

интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 25. С. 7-19.

15. Параскева С.Б., Филин С.А. Состояние и перспективы российско-монгольского делового сотрудничества в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 3. С. 41-49.

16. Параскева С.Б., Попов М.А. Сотрудничество России и Монголии в сфере бизнеса и образования // Инвестиции в России. 2007. № 4. С. 3-9.

17. Параскева С.Б. Интеграционное взаимодействие России и Монголии: многостороннее сотрудничество и расцвет культур // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 4. С. 56-67.

18. Попов М.А., Дугаржав Л., Бадарч Д., Ганболд А., Лундэнбазар Х., Филин С.А. Монголия: иностранные инвестиции в человеческий капитал в государстве инновационного типа // Высшее образование сегодня. 2009. № 1. С. 32-37.

19. ПоповМ.А., Якушев А.Ж., Филин С.А. Инвестиционный климат и зарубежные инвестиции в Монголии // Инвестиции в России. 2006. № 11. С. 3-12.

20. Фалилеева Н.В., Филин С.А., Дугаржав Л., Ерофеева И.А. Проблемы взаимодействия России и Монголии в сфере образования // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 12. С.10-22.

National Interests: Priorities and Security Scholar Dispute

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE RUSSIAN EDUCATION IN MONGOLIA: A BRANCH OF THE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS (For the 15th anniversary of the Ulaanbaatar Branch of the Plekhanov Russian University of Economics)

dugarzhav LUVSANTSERENGIIN

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Importance The article is devoted to the Ulaanbaatar branch of the Plekhanov Russian University of Economics, its achievements and issues, leaders, teachers and students.

Objectives The research pursues a systematized analysis of setting up and developing the Ulaanbaatar branch of the Plekhanov Russian University of Economics. The research deals with the following objectives: to identify trends in the development of

the Russian-Mongolian cooperation in education by reviewing cooperation between the USSR/Russia and Mongolia in education.

Methods To perform the above objective, the article uses methods of logical and historical research, analysis and synthesis. As its novelty, the research identifies the current trends in the development of the Russian-Mongolian cooperation in the field of education. Conclusions and Relevance The article concludes that the USSR and Russia substantially supported and

assisted Mongolia in the field of education, as a whole, and in setting up its national system of education, in particular.

Keywords: Ulaanbaatar branch, Plekhanov Russian University of Economics, Russian language, education, Mongolia, training, highly qualified specialists, academic, research center

References

1. Badarch D., Ganbold A., Lundenbazar Kh., Popov M.A., Yakushev A.Zh., Filin S.A. Pryamye in-ostrannye investitsii kak naibolee effektivnaya forma zarubezhnykh investitsii v ekonomike gosudarstva [Foreign direct investment as the most effective form of foreign investment in the economy of the State]. In-vestitsii v Rossii = Investments in Russia, 2006, no. 12, pp.13-22.

2. Dugarzhav L. Na perekrestke sud'by rossiisko-mongol'skikh otnoshenii: filial Plekhanovki [At the crossroads of the Russian-Mongolian relations: a 'Ple-khanovka' branch]. Mongoliya segodnya = Mongolia Now, 2014, December 18.

3. Dugarzhav L., Filin S.A., Falileeva N.V., Ero-feeva I.A. Problemy vzaimodeistviya Rossii i Mongolii v sfere obrazovaniya [Issues of cooperation between Russia and Mongolia in education]. Mongolica, 2013, no.46, pp. 207-224.

4. Dugarzhav L., Filin S.A. Vzaimodeistvie Rossii i Mongolii v sfere obrazovaniya: monografiya [Cooperation between Russia and Mongolia in education: a monograph]. Ulaanbaatar, ADMON, 2012, 305 p.

5. Dugarzhav L., Filin S.A. Innovatsionnoe vza-imodeistvie Rossii i Mongolii: monografiya [Innovative cooperation between Russia and Mongolia: a monograph]. Ulaanbaatar, ADMON, 2014, 510 p.

6. Dugarzhav L., Filin S.A. Rossiya i Mongoliya: Krym i sobytiya na Ukraine [Russia and Mongolia: the Crimea and events in Ukraine]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'=National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 39, pp. 32-49.

7. Dugarzhav L. Front Tsegmid - simvol vechnoi i nerushimoi druzhby narodov Mongolii i Rossii [The front of Tsegmid is a symbol of eternal and indestructible friendship of the peoples of Mongolia and Russia]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2012, no. 15, pp. 7-21.

8. Dugarzhav L. Aktual'nye problemy sotrud-nichestva Mongolii i Rossii v oblasti obrazovaniya [Actual issues of cooperation between Mongolia and

Russia in education]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire = The World of Education - Education in the World, 2010, no. 4, pp. 81-90.

9. Dugarzhav L. Inostrannye investitsii v chelovecheskii kapital v Mongolii [Foreign investment in human resources of Mongolia]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2007, no. 10, pp. 3-9.

10. Dugarzhav L., Badarch D., Ganbold A., Lundenbazar Kh., Popov M.A., Yakushev A.Zh., Filin S.A. [The Russian investment in Mongolia]. Investitsii, in-novatsii i ekonomicheskaya bezopasnost': materialy konferetsii [Proc. Sci. Conf. Investments, Innovation and Economic Security]. Moscow, Plekhanov State University of Economics Publ., 2006, vol. 10, 153 p.

11. Dugarzhav L. Aktual'nye problemy razvitiya rossiisko-mongol'skikh otnoshenii [Actual issues of developing the Russian-Mongolian relations]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2009, no. 7, pp. 3-5.

12. Zangeeva S.B., Popov M.A. Sotrudnichestvo Rossii i Mongolii v sfere malogo predprinimatel'stva i obrazovaniya [Cooperation between Russia and Mongolia in small entrepreneurship and education]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2007, no. 9, pp. 3-9.

13. Medvedev: Rossiya budet investirovat'v razvi-tie russkogo yazyka [Medvedev: Russia will invest in the development of the Russian language]. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=949637. (In Russ.) (accessed 03.11.2012).

14. Popov M.A., Filin S.A., Popov K.M. Problemy vzaimodeistviya Rossii i Mongolii v sferakh biznes-konsaltinga i obrazovaniya [Issues of cooperation between Russia and Mongolia in business consulting and education]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost '=National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 25, pp. 7-19.

15. Paraskeva S.B., Filin S.A. Sostoyanie i per-spektivy rossiisko-mongol'skogo delovogo sotrud-nichestva v innovatsionnoi sfere [The status and prospects of the Russian-Mongolian business cooperation in innovations]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 3, pp. 41-49.

16. Paraskeva S.B., Popov M.A. Sotrudnichestvo Rossii i Mongolii v sfere biznesa i obrazovaniya [Cooperation between Russia and Mongolia in business and education]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2007, no. 4, pp. 3-9.

17. Paraskeva S.B. Integratsionnoe vzaimodeistvie Rossii i Mongolii: mnogostoronnee sotrudnichestvo i rastsvet kul'tur [Integration cooperation between Russia

-19 (304) - 2015-

and Mongolia: multilateral cooperation and flourishing of the cultures]. Natsional'nye interesy:prioritety i be-zopasnost'=National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 4, pp. 56-67.

18. Popov M.A., Dugarzhav L., Badarch D., Ganbold A., Lundenbazar Kh., Filin S.A. Mongoliya: inostrannye investitsii v chelovecheskii kapital v go-sudarstve innovatsionnogo tipa [Mongolia: foreign investment in human capital in the innovative State]. Vysshee obrazovanie segodnya = Higher Education Today, 2009, no. 1, pp. 32-37.

19. Popov M.A., Yakushev A.Zh., Filin S.A. Inves-titsionnyi klimat i zarubezhnye investitsii v Mongolii [Investment climate and foreign investment in Mongo-

lia]. Investitsii v Rossii = Investments in Russia, 2006, no. 11, pp. 3-12.

20. Falileeva N.V., Filin S.A., Dugarzhav L., Erofeeva I.A. Problemy vzaimodeistviya Rossii i Mongolii v sfere obrazovaniya [Issues of cooperation between Russia and Mongolia in the field of education]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 12, pp.10-22.

Dugarzhav LUVSANTSERENGIIN

Ulaanbaatar Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Ulaanbaatar, Mongolia pl.dugar@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.