Научная статья на тему 'Инновационные подходы к развитию финансово-экономического образования'

Инновационные подходы к развитию финансово-экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ФИНАНСОМИКА" / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / "FINANCOMICS" / FINANCIAL EDUCATION / FINANCIAL LITERACY / PRACTICAL ORIENTATION TRAINING / REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Ирина Анатольевна, Остапенко Ирина Николаевна, Кудрявцева Наталья Александровна

В статье представлены инновационные подходы к развитию финансово-экономического образования и основные направления формирования финансовой грамотности у молодежи на примере Кемеровского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова Ирина Анатольевна, Остапенко Ирина Николаевна, Кудрявцева Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO ENHANCING FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

The article presents innovative approaches to the development of financial and economic education and the main directions of formation of the financial literacy of youth on the example of Kemerovo Branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к развитию финансово-экономического образования»

дечно-сосудистой и дыхательной систем, приводит к снижению функциональных резервов. Оценка результатов в беге на 2,3 км (сентябрь] во многом прогнозирует функциональное состояние студентов в настоящее время [2].

В зависимости от оценки антропометрических и функциональных показателей, состояния осанки, развития двигательных качеств и уровня подвижности плечевых суставов нами разработаны индивидуальные рекомендации, содержащие комплексы упражнений, направленные на коррекцию фигуры, исправление дефектов осанки, развитие функциональных показателей и двигательных качеств.

Таким образом, мы получили возможность более эффективно управлять учебным процессом в методическом отделении волейбола. В дальнейшем мы предполагаем осуществлять многоуровневый контроль за физическим состоянием студентов отделения с последующим анализом результатов воздействия оздоровительной корректировки учебных занятий с учетом результатов объективных количественных

показателей, основанных на продолжении измерений. Это ведет к тому, что управление процессом занятий со студентами становится более совершенным.

1. Бумарскова Н. Н., Селюкова Е. А. Сравнительная оценка гибкости студенток 1-4 курсов // Проблемы и перспективы развития физического воспитания студентов : сб. материалов науч.-практ. конф., посвященной 90-летию образования МИСИ МГСУ. - М., 2001. - Вып. 4. - С. 68.

2. Крылова Л. М., Никишкин В. А. Использование информационно-диагностических систем в учебном процессе по физической культуре МГСУ // Материалы 1-й межвуз. науч.-техн. конф. Санкт-Петербургского морского технического университета по физическому воспитанию студентов. - СПб., 2013. - С. 53.

3. Лазарева Е. А. Совершенствование управления учебным процессом // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы : сб. науч.-метод. материалов конф. кафедр физического воспитания и спорта ассоциации строительных вузов. - М., 2009. - С. 29.

4. Профессиональная психофизическая подготовка студентов строительных вузов : учеб. пособие / В. А. Никиш-кин, Л. М. Крылова, Е. А. Лазарева, В. С. Гарник. - М. : МГСУ, 2015. - 326 с.

УДК/UDC 378:336.02 И. А. Кудряшова, И. Н. Остапенко,

Н. А. Кудрявцева

I. Kudryashova, I. Ostapenko, N. Kudryavtseva

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INNOVATIVE APPROACHES TO ENHANCING FINANCIAL AND ECONOMIC EDUCATION

В статье представлены инновационные подходы к развитию финансово-экономического образования и основные направления формирования финансовой грамотности у молодежи на примере Кемеровского института (филиала) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова».

The article presents innovative approaches to the development of financial and economic education and the main directions of formation of the financial literacy of youth on the example of Kemerovo Branch of Plekhanov Russian University of Economics.

Ключевые слова: «финансомика», финансово-экономическое образование, финансовая

грамотность, практикоориентированность обучения, региональная экономика.

Keywords: "financomics", financial education, financial literacy, practical orientation training, regional economy.

Вопросам подготовки будущих финансистов в Кузбассе уделяется первостепенное значение. И это не случайно, ведь современная модель развития экономики в большинстве ведущих стран отождествляется с таким понятием, как «финансомика» (финансовая экономика), и связана, главным образом, с возрастанием до гигантских объемов сделок на финансовом рынке, разнообразием приме-

няемых финансовых инструментов, ускорением перемещения капитала в географические точки мира. Все это делает финансовую сферу высокодоходной и весьма привлекательной для бизнеса, что в свою очередь предопределяет спрос на высококвалифицированных специалистов в финансовой области [1, с. 23].

Концептуальные подходы к формированию и развитию финансово-экономического образования в Кемеровском институте (филиале) Российского экономического университета (РЭУ) им. Г В. Плеханова базируются на следующих позициях:

• концепции человеческого капитала, который формируется, накапливается и увеличивается путем постоянного приобретения человеком новых знаний и умений [2, с. 30];

• концепции формирования общества, основанного на знаниях как трансформации традиционных экономических моделей в новую «знаниевую», интеллектуальную, инновационную экономику;

• теории перехода от научной к системной парадигме образования (вуз рассматривается в контексте открытой бизнес-системы с акцентом на практические методы обучения);

• теории становления сетевой парадигмы бизнес-образования, ориентированной на знание, заключающейся в переходе от пассивных к активным методам обучения, от стандартизированного к клиентоориентированному обучению, в развитии дискретного обучения до непрерывного;

• «компетентностной» концепции в обучении, системно рассматривающей единство знаний, умений и компетенций и направленной на формирование специалистов, готовых и способных принимать решения, выполнять профессиональные функции и др.

Финансово-экономическое образование в вузе имеет многоуровневый характер: довузовская подготовка — среднее профессиональное образование — высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) — дополнительное образование. Функционирование открытой системы непрерывной подготовки кадров обеспечивает доступность столичного образования и возможность присоединения к ней на любом образовательном уровне и в любом из структурных подразделений РЭУ имени Г В. Плеханова. Каждый человек имеет возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста путем обуче-

ния по основным и дополнительным образовательным программам с использованием новых образовательных технологий (в том числе технологий открытого образования, интерактивных форм обучения в режиме онлайн, проектных и других методов, предусматривающих повышение роли самостоятельного обучения), развития тьюторской поддержки посредством интерактивных лекций, широкого применения сase-study, групповых проектов, индивидуальных и групповых презентаций, технологий проблемного обучения, «гостевых» лекций профессоров отечественных и зарубежных вузов, научных семинаров.

Таким образом, студенты на основе компе-тентностного и междисциплинарного подходов широко используют свое право по завершении обучения в вузе получить несколько документов об образовании, что впоследствии выступает крепкой опорой при трудоустройстве, позволяя реализовать диверсифицированную бизнес-модель и, следовательно, снизить уровень безработицы среди молодежи.

В этой связи наиболее актуальной представляется проблема повышения степени практической ориентированности финансово-экономического образования за счет поиска новых организационных форм соединения бизнеса и науки, а также вовлечения вузов в процессы обновления существующих и формирования новых образовательных программ на основе компетентностного подхода с учетом требований конечного потребителя — работодателя.

Такими эффективно функционирующими схемами взаимодействия вуза и бизнеса являются стратегические соглашения о партнерстве и сотрудничестве с более 160 предприятиями и организациями Кемеровской области, в числе которых первые позиции занимают и финансовые организации (генеральное соглашение с ПАО «Сбербанк России», АО ХК «Сибирский Деловой Союз», АО «Газпромбанк», ПАО «Банк ВТБ 24», ПАО <Мос-облбанк», ООО «Сельскохозяйственная холдинговая компания», Палата налоговых консультантов и др.).

Повысить практикоориентированность обучения позволяет и функционирование базовых кафедр, созданных на предприятиях и в организациях города Кемерова. Так, в 2015 году базовая кафедра «Банковский сервис в АПК» создана в региональном филиале АО «Рос-сельхозбанк», что позволяет, с одной стороны, сотрудникам участвовать в программах допол-

нительного профессионального образования с учетом индивидуальных запросов в финансовой сфере, а с другой - студентам получить практические навыки в условиях моделирования профессиональной деятельности в учебных и профильных лабораториях банка.

На усиление взаимодействия образования и профессиональных сообществ направлено формирование эффективных схем сотрудничества вуза с бизнесом, органами власти и управления. В рамках данного направления деятельности в вузе состоялся цикл встреч с представителями Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Кемерове по проблематике популяризации финансовых знаний в рамках реализации собственных проектов финансовых организаций и органов власти городов и муниципальных образований Кемеровской области (темы: «Функционирование электронного правительства», «Спектр услуг МФЦ и его филиалов», «Создание и запуск нового проекта МФЦ под названием „Мобильный офис"»].

На наш взгляд, такие новые типы бизнес-структур способствуют достижению заданного качества профессиональной подготовки кадров, обеспечивают непрерывность образования. Расширение новых прогрессивных форм научного сотрудничества на международном и региональном уровнях с бизнес-структурами, научными организациями, торговыми и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-практических задач и внедрения инновационных разработок института в практическую сферу рассматривается не только как приоритетное направление деятельности вуза, но и как важнейший фактор модернизации национальной и региональной экономики.

Важнейшим фактором гармонизации образовательной деятельности с бизнесом выступает развитие научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов, направленное на решение следующих задач в финансовой сфере:

1] популяризация финансовых знаний среди молодежи, формирование финансово грамотных студентов и школьников путем организации и проведения научно-практических конференций, мастер-классов, форсайтов и прочего с привлечением школьников, представителей науки, власти и бизнеса;

2] массовое вовлечение молодых людей в движение «Финансовый ликбез» с целью при-

влечения внимания к вопросам финансового образования и воспитания среди сверстников, включая участие в работе молодежных объединений и сообществ (Молодежная академия наук);

3) отбор перспективных инновационных идей и проектов в финансовой сфере;

4) профильное практико-ориентированное обучение, приобретение молодыми людьми навыков управления финансами и ведения бизнеса;

5) создание механизмов, позволяющих преодолевать высокие издержки выхода предприятий на рынок (ресурсное обеспечение реализации бизнес-идей участников проекта);

6) поддержка начинающих студентов-предпринимателей путем организации участия в разноуровневых конкурсах, грантах и др.

Популяризация финансовых знаний и создание благоприятного образа молодых ученых и исследователей, будущих финансистов, обеспечиваются следующими традиционными и инновационными формами организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС):

— научные семинары, проводимые с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых и исследователей, «Визит профессора», недели науки, workshop, science slam, кве-сты и др.;

— серия региональных и межвузовских научно-практических семинаров «Молодежные инновации — бизнесу и региону»;

— разнообразие бизнес-тренингов и семинаров с практикующими бизнесменами и бизнес-тренерами: «100 вопросов боссу», «100 вопросов бизнес-леди»;

— фестивали молодежной науки;

— декады иностранных языков;

— серия интеллектуальных игр «Брейн-ринг»;

— заседания студенческих научных клубов;

— деловые интеллектуальные игры: «Школа юного инвестора» и «Школа юного профи» и т. д.

Молодежной проектной деятельности в рамках консультационного сопровождения, менторства и подготовки конкурсных заявок и научных работ для науки, бизнеса и социальной сферы в институте уделяется большое внимание, что позволяет эффективно формировать у студентов инновационные и предпринимательские компетенции, навыки разработки первых коммерческих проектов, а также активную жизненную позицию.

Среди наиболее значимых проектов института в продвижении финансовой грамотности среди населения следует назвать:

1. Проект «Время учиться!», реализуемый с 2013 года и направленный на повышение финансово-экономической, потребительской и правовой грамотности детей — воспитанников интернатов и детских домов города Кемерова. Актуальными темами семинаров, мастер-классов, проводимых преподавателями и студентами института, посвященных различным аспектам жизнедеятельности людей и направленных на социализацию ребят, стали:

«Как избежать зависимости от кредита»,

«Как избежать мошенничества через Интернет»,

«О возможностях современных платежных карт»,

«Как читать маркировку товаров»,

«Как правильно выбрать обувь» и др.

В проекте участвовали школы-интернаты № 100, 104, детские дома № 1, 105, возраст участников семинаров составил от 12 до 17 лет.

2. Проект «Финансовый ликбез — силами молодежи» выступил другим проявлением проекта «Время учиться» и проводился на уровне работников предприятий и организаций города Кемерова по темам:

«Осуществление платежей по онлайн-си-стеме «Сбербанк», «Киберпочта», интернет-банки»;

«Просмотр своей задолженности по налогам и штрафам»;

«Перечисление денежных средств за услуги и товары, приобретаемые у зарубежных поставщиков, по линии интернет-торговли и др.»;

«Общие подходы к получению кредита в банке. Кредитная история, кредитные бюро»;

«Реструктуризация задолженности перед банком»;

«Банкротство физических лиц, особенности, порядок и т. д. (комментарии федерального закона «О банкротстве физических лиц»)»;

«Возможности пластиковых карт. Пластиковая карта Сбербанка и ее возможности»;

«Онлайн-банк («Сбербанк» и др.). Оплата услуг через онлайн-банк (ЖКХ, штрафы, другие платежи)»;

«Покупка авиа-, железнодорожных билетов, регистрация (сайты, примеры, личный кабинет)»;

«Переводы денежных средств через онлайн-банк другому лицу»;

«Новые страховые продукты в страховании жизни, инвестиционные продукты в страховых компаниях»;

«Социальная защита с использованием инструментов страхования»;

«Новые банковские услуги (инвестиционные вклады)» и др.

В контексте «Финансового ликбеза» студенты в рамках учебной производственной практики приступили к реализации данного проекта на ряде предприятий и организаций нашего города и региона для популяризации финансовых знаний и передачи конкретных навыков в электронном документообороте.

3. В рамках федеральной программы «Ты — предприниматель» студенты вуза становятся ежегодными участниками ярмарок бизнес-идей и бизнес-проектов, различных тренингов и мастер-классов различной направленности: «Как обрести финансовую самостоятельность?», «Как уверенно идти к своим целям в ускоренном режиме и добиваться их?», «Как добиваться того, чего не могут другие?», «Тратить или копить? Эффективное управление личными финансами»? и др.

Используемый формат федеральной программы «Ты — предприниматель» легко интегрируется в собственные проекты студентов, например в программу «Вектор карьеры», направленную на цели трудоустройства, независимую оценку выпускников на рынке труда и занятости студентов в финансовом сегменте региональной экономики.

4. Основную задачу вуз как социально ответственная организация Кузбасса видит не только в оказании студентам качественных образовательных услуг, но и в воспитании у молодежи готовности помогать старшему поколению. Для решения задач, поставленных губернатором А. Г Тулеевым, по повышению финансовой грамотности ветеранов (пенсионеров) войны, труда наш институт и Кемеровское городское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов при поддержке банка-партнера вуза ПАО «МДМ Банк» разработали программу по работе с ветеранами, пожилыми людьми как самой уязвимой частью населения, нередко становящейся жертвами мошенников. Практика показала, что используемый формат встреч «Просто о сложном», на которых студенты, преподаватели, профессионалы банковского сектора освещали сложные вопросы финансовых отношений с разных

позиций, жизнеспособен и имеет положительные отзывы ветеранов.

5. Популярность у студентов получили научные чтения «Исследование проблем инвестиционной безопасности в рамках финансовой безопасности региона», а также семинары и уроки финансовой грамотности в рамках Всероссийской программы «День финансовой грамотности в учебных заведениях» на темы «Страхование жизни - необходимое условие успешной работы» и «Проблемы на рынке розничных банковских услуг» и др.

В ходе таких мероприятий освещены особенности тех или иных финансовых продуктов, предложено грамотное поведение лиц в сфере банковских, страховых и прочих финансовых услуг, особо акцентируются меры противодействия мошенничеству в банковской сфере, умения планировать бюджет, рассчитывать долговую нагрузку и оценивать свои финансовые риски и др.

6. Участие студентов во всероссийских и региональных олимпиадах по статистике направлено на формирование в научной студенческой среде навыков и умений анализировать статистические данные для выявления резервов улучшения финансового и социально-экономического положения субъекта РФ - Кемеровской области. Об эффективности такой работы позволяют судить высокие результаты участия в Открытой международной студенческой интернет-олимпиаде по статистике в 2016 году.

Студенты активно обсуждают финансово-экономические проблемы в рамках участия в научно-дискуссионных студенческих клубах: «Магистр», «Профессионал-бухгалтер», «Эхо планеты», «Финансист», «Меркурий», «Менеджер-профи», «Аналитик-исследователь» и др. Проводимые встречи и программы гармонируют и с реализуемым в вузе под руководством Молодежной академии наук (молодежным научным движением студентов и аспирантов вуза] проектом «Молодежные инновации -бизнесу и региону», способствующим активности молодежи в сфере предпринимательства и финансов, эффективной грантовой работе студентов.

Традиционным стало участие студентов и аспирантов Кемеровского института (филиала] РЭУ им. Г В. Плеханова в весьма рейтинговых и значимых конкурсах и олимпиадах, проводимых Молодежным союзом экономистов и финансистов РФ (МСЭФ). МСЭФ - общероссийская общественная организация под руководством молодых экономистов и фи-

нансистов, студентов экономических вузов и факультетов, молодых специалистов, ученых и преподавателей большинства регионов России. Она функционирует с 1997 года как инновационная площадка для формирования молодежного делового сообщества в интересах отраслей экономики РФ с опорой на национально-исторические особенности России с учетом новейших достижений науки и практики в сфере экономики, управления и финансов. Ежегодно МСЭФ реализует до двух десятков различных олимпиад, фестивалей и конкурсов общероссийского и международного уровней.

Студенты Кемеровского института (филиала] РЭУ им. Г В. Плеханова участвуют в работе организации с момента ее создания и занимают лидирующие позиции. Молодежь нуждается в общественных организациях, которые на деле заботятся о ее интересах, помогают молодым студентам становиться молодыми, но опытными специалистами: управленцами, экономистами и финансистами. Так, в 2015 году вуз стал седьмым из более 350 вузов России и стран СНГ в рейтинге МСЭФ «За лучшую организацию активного участия в Олимпиаде» и занял 9-е место в стране за лучшую организацию научно-исследовательской работы студентов. Благодаря стабильно высоким и лидирующим позициям вуза в регионе и активному участию студентов филиала в конкурсных мероприятиях и олимпиадах, проводимых под эгидой МСЭФ, Кемеровская область в 2015 году заняла 1-е место в Сибирском федеральном округе и 8-е место - в рейтинге субъектов Российской Федерации, победителей Олимпиады. Благодаря таким достижениям Кемеровский институт (филиал] РЭУ им. Г В. Плеханова получил право открытия и функционирования на своей базе регионального отделения МСЭФ, единственного на территории Кемеровской области и Сибири.

Проводимая таким образом работа способствует повышению уровня финансовой грамотности в регионе, внедрению массовых стереотипов принятия эффективных экономических решений, а в конечном счете и росту уровня благосостояния и финансовой безопасности студентов, школьников, выпускников и их семей.

1. Кудряшова И. А., Остапенко И. Н. К вопросу о формировании «финансомики» в России // Проблемы социально-экономического развития России. — 2016. — № 2 (24). — С. 23-29.

2. Левицкий М. Л., Хлебников К. В., Черкашин О. Ю. К вопросу о критериях оценки эффективности образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2016. — № 2 (22). — С. 29-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.