Научная статья на тему 'Перспективные направления развития Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТ ЭУ»'

Перспективные направления развития Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТ ЭУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективные направления развития Кемеровского института (филиала) ГОУ ВПО «РГТ ЭУ»»

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЕМЕРОВСКОГО ИНСТИТУТА (ФИЛИАЛА) ГОУ ВПО «РГТЭУ»

Е. г. казанцева, канд. экон. наук, доцент, первый проректор и. А. кудряшова, канд. экон. наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе

Сегодня Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) - крупный учебный научно-образовательный комплекс с развитой инфраструктурой. В 28 филиалах и в головном университете обучается свыше 60 тыс. человек, из них в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ, крупнейшем структурном подразделении, - более 5 тыс. студентов по 13 специальностям.

Нашими приоритетами являются:

1. Повышение качества образования. В январе 2007 года мы сертифицировали систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Развитие СМК дает институту новые пути развития, связанные с повышением гибкости организационной структуры, совершенствованием системы информирования, повышением оперативности снабжения и обслуживания основных и управляющих процессов; проведением согласованного мониторинга деятельности вуза, повышением качества управленческих решений и как следствие - повышение качества образования. Значительную роль СМК мы видим в адаптации вуза к основным положениям Болонского процесса.

2. Развитие кадрового потенциала. На протяжении последних лет на региональном рынке образовательных услуг торгово-экономического профиля институт отличает стабильно высокий уровень качества образовательных услуг, обеспечиваемый высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Учебно-воспитательный процесс осуществляют преподаватели 20 кафедр, среди которых 63 % имеют ученые степени и звания. Среди преподавателей вуза - ведущие специалисты Кузбасса в области коммерции, маркетинга, экономики, права, экспертизы товаров, менеджмента. Это позволяет обеспечить сочетание академического и практико-ориентирован-ного подходов к образованию.

3. Научные исследования и разработки. Научно-исследовательская работа в вузе ведется по 15 направлениям: в области товароведения и экспертизы товаров, бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, права, международной торговли, проблем экономической безопасности, развития рынка труда и т. д. В рамках соглашений о стратегическом партнерстве студенты под руководством преподавателей участвуют в инновационных проектах, реализуемых Кузбасским технопарком, предприятиями и организациями области.

4. Развитие материально-технической базы.

Институт располагает необходимой для учебного процесса материальной и учебно-лабораторной базой, которая включает лаборатории сертификации потребительских товаров, химии, физики, криминалистическую лабораторию, кабинет торговой техники и контрольно-кассовых машин, компьютерные классы. К услугам студентов имеются библиотека с тремя читальными залами, актовый и спортивный залы, столовая и буфеты. Для иногородних студентов вуз предлагает проживание в общежитии. Имеется доступ в Интернет. За последние годы существенно модернизирована материальная база. В 2005 году завершено строительство и введен в эксплуатацию корпус экономической информатики, реконструировано здание юридического факультета.

5. Внедрение современных образовательных технологий. В учебном процессе используются средства и методы активизации познавательной деятельности, презентационное оборудование. Институт включен в единую информационную сеть РГТЭУ в частности, имеет доступ к виртуальной библиотеке, включающей электронные учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы по дисциплинам, методические материалы по инновационным методам обучения. Преподаватели и студенты имеют возможность использования данных материалов посредством вхождения на портал. В институте сформирован собственный электронный банк учебных и учебно-методических материалов. Использование в учебном процессе информационных технологий и современных методик, сочетание теоретического и практического обучения позволяют готовить квалифицированных специалистов, способных успешно работать в условиях рыночной экономики.

6. Развитие многоуровневой, непрерывной системы подготовки кадров путем реализации программ довузовского, вузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Система довузовского образования и профессиональной ориентации включает экономические гимназии, базовые и опорные школы, школы-партнеры, экономико-коммерческие лицеи, в которых проходят профильную и предпрофильную подготовку более 600 учащихся. Получает развитие многовариантная интеграция вуза с учреждениями начального и среднего профессионального образования. В системе дополнительного профессионального образования вуза действуют 11 аккредитованных учебно-методи-

ческих центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, в которой в среднем за год проходит обучение свыше тысячи человек по 30 образовательным программам. В институте работает аспирантура. Институт видит перспективы своего дальнейшего развития в качестве регионального центра подготовки кадров для торгово-экономической сферы.

Если подвести итог то наш глобальный приоритет -качество подготовки специалистов на основе сохранения фундаментальности образования и в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

информационные технологии в кемеровском институте (филиале) ргтэу

Кемеровским институтом (филиалом) РГТЭУ внедрены в учебный процесс современные информационные технологии и программное обеспечение.

Динамика развития материально-технической базы показывает, что за последние пять лет количество компьютеров увеличилось на 60 %.

В библиотеке института имеются электронные варианты курсов лекций по различным дисциплинам.

В рамках единого информационного пространства головного университета и филиалов, обеспечения открытости информации и объективного информирования потребителей образовательных услуг, повышения эффективности внутреннего информационного обмена активно используются информационные ресурсы портала Российского государственного торгово-экономического университета, в частности раздела «Виртуальная библиотека».

Кроме того, существует официальный сайт Кемеровского института (филиала) РГТЭУ (http://kirsute.ru/).

На официальном сайте в разделе «В помощь студенту» размещены учебные и учебно-методические материалы.

В Кемеровском институте (филиале) сформирован электронный банк (электронная библиотека) учебных и учебно-методических материалов, который доступен сотрудникам и преподавателям в методическом кабинете. Банк данных содержит все учебные и учебно-методические разработки по дисциплинам, преподаваемым в вузе.

Студенты всех форм обучения, а особенно заочной формы, используют учебно-методические комплексы на дисках, которые содержат такие учебно-методические разработки института по дисциплинам определенного курса и специальности, как: учебные пособия, практикумы, методические указания по выполнению контрольных и курсовых работ и т. п.

Преподавателями института разработаны электронные учебники: «Россия: поиск исторической перс-

пективы (IX-XIX вв.)», «Мотивация трудовой деятельности», «Менеджмент: теоретический аспект», «Логика», «Прямые формы продаж», «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности», «Предмет и методы экономической теории», «Мировые цены». 3 электронных учебных пособия имеют государственную регистрацию.

Институт не только разрабатывает, но и приобретает электронные учебники, сотрудничает с издательством «КноРус», электронные учебники которого создаются на базе издаваемых учебников и учебных пособий. Приобретены 37 электронных учебников и учебных пособий.

Электронные учебники используются в учебном процессе и доступны для всех заинтересованных в библиотеке и методическом кабинете.

Объем электронной библиотеки составляет около 800 ед.

В институте в учебном процессе используются следующие обучающие программы: «Защита информации», «Эскизное проектирование», «Работа с динамическими структурами данных», «Работа с системой CLIPS», «Алгоритмизация и программирование», ОКП «Выбор поставщика», ОКП «АВС и XYZ анализ товарного ассортимента».

С 2008 г. подписано Стратегическое соглашение о сотрудничестве между КемИ (филиалом) РГТЭУ и Кузбасским технопарком, в рамках которого научным коллективом с привлечением студентов 5-го курса факультета ВЭД в качестве дипломной работы подготовлен бизнес-проект по подземной газификации угля с использованием программного продукта «Project Expert» и адаптацией бизнес-предложения на английском языке для иностранных инвесторов.

организация и участие в научных мероприятиях

Научно-исследовательскую деятельность в институте возглавляет проректор по научной и инновационной работе, а также координирует отдел науки аспирантуры, в который входят научно-исследовательский сектор и две научно-исследовательские лаборатории при кафедрах товароведения и экспертизы товаров, финансов и кредита. Для выполнения хоздоговорной тематики в институте создаются временные творчески коллективы.

Для коллективного решения вопросов научно-исследовательской работы в институте создан Общественный совет по научным исследованиям и разработкам, в состав которого входят представители всех кафедр института.

Высокой оценки заслуживает научно-исследовательская работа студентов, добившихся высоких результатов:

1. По итогам олимпиад, конкурсов за 2007 г, проводимых под эгидой МСЭФ, в апреле 2008 г, наш вуз занял 7-е место среди вузов России по рейтингу МСЭФ за лучшую организацию активного участия в Олимпиаде и 8-е место за организацию научно-исследовательской работы студентов, обеспечив Кемеровской области 8-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации. Под руководством преподавателей вуза победителями стали 23 студента и 1 школьница профильной гимназии № 17, заняв 25 призовых мест на VIII Всероссийской и V Международной олимпиадах, проводимых под эгидой МСЭФ в г Москва (что намного больше, чем в других вузах Кузбасса).

2. Два студента факультета внешнеэкономической деятельности Мустафин Ахтам и Аглеков Евгений заняли 1-е место в XI Всероссийском конкурсе научных работ молодежи «Экономический рост России» среди студентов и слушателей вузов России (г. Москва).

3. Команда студентов нашего института (факультета менеджмента) под руководством Т. Ю. Осиповой одержала победу в Новосибирске в PR-конкурсе специальности «Управление персоналом» в рамках I Сибирского кадрового форума в апреле 2008 г. и награждена Дипломом II степени «За лучшее экономическое решение HR-проблемы».

4. Команда нашего вуза одержала победу в III Региональной студенческой олимпиаде по страхованию (при организации и под руководством преподавателей кафедры финансов и кредита).

5. Две команды студентов нашего института заняли 2 и 3-е места в общекомандном зачете в I Региональной студенческой олимпиаде по рынку ценных бумаг (учредители - Администрация Кемеровской области и финансовые компании Кузбасса).

6. Личное первенство среди участников I Региональной студенческой олимпиады по рынку ценных бумаг выиграл студент экономического факультета Герасимов Михаил.

7. Сахабутдинова Анна, выпускница экономического факультета, заняла 1-е место в Открытом конкурсе на лучшую студенческую работу студентов вузов по естественным, техническим, гуманитарным наукам с темой «Добровольное пенсионное страхование в России на примере негосударственных пенсионных фондов», она удостоена медалью «За лучшую научную работу» по разделу «Экономические науки». Научный руководитель: Ольга Николаевна Козлова. В настоящее время Анна трудится в департаменте экономического развития Кемеровской области.

8. Халимова Софья, выпускница 2007 г. по специальности «Маркетинг», победила в номинации «Маркетинг в торговле» на Всероссийской студенческой олимпиаде по маркетингу в г. Владивостоке. Научный руководитель: Ирина Валерьевна Сандракова.

9. Студентка специальности «Юриспруденция» Каравай Татьяна удостоена звания лауреата III Всероссийского заочного конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу по теме «Моя законотворческая деятельность», посвященного 100-летию создания Государственной Думы в России. Научный руководитель: И. Д. Кузьмина.

10. Бубенчикова Наталья, студентка юридического факультета, стала дипломанткой конкурса, организованного Уполномоченным по правам человека РФ в регионе, «Смертная казнь: за и против». Научный руководитель: В. Д. Адаменко.

Грант Губернатора Кемеровской области для поддержки молодых ученых в 2008 г. получила кандидат экономических наук Е. Н. Балаганская - доцент кафедры мировой экономики.

К числу значимых научных мероприятий, организованных по инициативе института в 2008 г., следует отнести:

1. Сибирский торговый форум «Торговля в XXI веке» и VI Международную научно-практическую конференцию «Трансформационные процессы в торговле» (28 января - 1 февраля 2008 г.).

2. Международную научно-практическую конференцию «Высшее профессиональное образование: традиции и инновации» (март 2008 г.).

3. III Региональную студенческую олимпиаду по страхованию и региональный симпозиум «Страхование в XXI веке», проведенные совместно с Администрацией Кемеровской области и представительством Всероссийского союза страховщиков в Сибирском федеральном округе (на базе кафедры финансов и кредита).

4. Открытый региональный конкурс «Лучшая выпускная квалификационная работа», проводившийся с целью создания организационных и экономических условий для раскрытия творческих способностей молодежи в области научной деятельности, дальнейшего взаимодействия всех уровней профессионального образования, дальнейшей интеграции бизнеса и образования. В конкурсе приняли участие выпускники Кемерова и Омска.

научные школы кемеровского института (филиала) ргтэу

Основные научные направления деятельности института определяются задачами подготовки кадров соответствующих профилей и дисциплин, тематикой исследований, заказами Администрации Кемеровской области, практическими запросами, предъявляемыми бизнес-сообществами, предприятиями, организациями и коммерческими структурами.

Ведущие научные школы в институте активно развиваются по следующим направлениям:

• «Рациональное природопользование и производство экологически чистых продуктов питания» (возглавляет доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член Российской экологической академии Ольга Александровна Рязанова);

• «Маркетинг торговых каналов» и «Маркетинг коммуникации в местах продаж» (возглавляет доктор технических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы, член Гильдии маркетологов России Владимир Михайлович Киселев);

• «Правовой режим объектов недвижимости» (возглавляет доктор юридических наук, профессор Ирина Дмитриевна Кузьмина);

• «Концептуальные подходы к управлению инвестиционной привлекательностью предприятий» (возглавляет доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Международной академии организационных наук Ольга Петровна Иванова) и др.

За последние пять лет сотрудники института защитили 6 докторских и 33 кандидатских диссертации.

ГОУ ВПО «КОПИ ИМ. Н. М. ГОЛЯНСКОй»

с. в. Моцарь, канд. психол. наук, проректор по учебной работе

Кузбасский областной педагогический институт имени Н. М. Голянской создан 26.04.2001 г. распоряжением коллегии Администрации Кемеровской области.

В марте 2007 года институт успешно прошел комплексную оценку деятельности, подтвердив соответствие аккредитационным требованиям.

В настоящее время институт имеет свидетельство о государственной аккредитации (серия АА №001055, действительно по 16.07.2012 г.), лицензию на право ведения образовательной деятельности (серия А № 283246, действительна по 27.07.2012 г.).

ГОУ ВПО «КОПИ им. Н. М. Голянской» осуществляет поэтапный переход на многоуровневую систему подготовки: в апреле 2008 года институт прошел лицензирование программ бакалавриата по направлениям: 540600 Педагогика, 540300 Филологическое образование.

В настоящее время в вузе обучаются 426 студентов очной формы, 145 студентов очно-заочной формы обучения.

Миссия института - подготовка высококвалифицированных кадров, способных эффективно адаптироваться к условиям системы образования Кузбасса.

За шесть лет с момента создания института решены следующие задачи перспективного плана развития:

- сформирован квалифицированный состав преподавателей;

- определены научные направления деятельности профессорско-преподавательского состава, сформирована система НИРС и УИРС;

- приобретено необходимое учебное и научно-исследовательское оборудование;

- расширена современная информационная и компьютерная база;

- изданы собственные учебные и методические разработки;

- освоено достаточное количество учебных и обеспечивающих учебный процесс площадей;

- существенно обновлена материально-техническая база, обеспечивающая учебный процесс и научно-исследовательскую деятельность;

- реализуются инновационные технологии в образовательном процессе;

- налажены и укреплены учебные и научные связи внутри России.

Стратегическими задачами развития института выступают:

- создание новых кафедр, факультетов и открытие новых специальностей (направления подготовки), что позволило бы поднять институт на качественно новый уровень;

- динамичное развитие научных школ и направлений в рамках и вне рамок собственных научных школ;

- внедрение в учебный процесс инновационных подходов (балльно-рейтинговой системы оценки знаний, индивидуально-ориентированных траекторий обучения, кредитно-модульной структуры образовательных программ);

- дальнейшее совершенствование системы воспитательной работы в соответствии с современными требованиями;

- определение позиции института в качестве системообразующего компонента образовательной, социокультурной, научной среды региона;

- дальнейшее совершенствование системы управления институтом с целью повышения ее эффективности и создания оптимальных условий для своевременного принятия обоснованных управленческих решений;

- сохранение, развитие и повышение качества кадрового потенциала института;

- создание стабильной финансово-ресурсной базы, опирающейся на широкий спектр внешних источ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.