Научная статья на тему 'Воспитательная работа в вузе как система'

Воспитательная работа в вузе как система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа в вузе как система»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ КАК СИСТЕМА

В. А. Матвиенко, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ГОУ «КРИРПО», руководитель Центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

Кемеровского института (филиала) РГТЭУ О. С. Габинская, канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе Кемеровского института (филиала) РГТЭУ

Статья посвящена вопросам воспитательной работы в вузе. В КемИ РГТЭУ выстроена целостная система подготовки не только грамотного специалиста, но и высококультурного человека с активной жизненной позицией.

Ключевые слова: воспитание, куратор, вуз, самоуправление.

The article is devoted to the issues of socializing activities at the Higher Educational Institution. The integral system of training both a well-educated specialist and a highly cultured, socially active person is formed PSUE.

Keywords: socialzing activities.

Известный российский педагог В. А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы. Первая группа - это критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности вуза, наличие сложившегося единого коллектива, единство воспитательных воздействий. Вторая группа - критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы и ее эффективность. К ним относятся степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, общий психологический климат, стиль отношений в коллективе, самочувствие студентов и преподавателей, внутренний комфорт, уровень воспитанности выпускников.

В последние годы наметился отчетливый вектор возрождения государственной молодежной политики как самостоятельной отрасли государственного управления. Показателями этого являются принятие Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, поддержка государством многочисленных молодежных организаций, объявление 2009 года Годом молодежи.

Социально-культурная среда вуза - управляемый педагогический процесс приобщения студенческой молодежи к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

Получение высшего образования является добровольным делом, но если человек поступает в вуз, то учебное заведение принимает на себя обязанность сформировать не только грамотного специалиста, но

и высококультурного человека с активной жизненной позицией.

В Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ придают большое значение общественному, социальному, гуманитарному, физическому развитию молодежи. Формы и методы воспитательной работы меняются от курса к курсу. Если со студентами младших курсов основной акцент делается на организацию воспитательной работы с помощью кураторов (это студенты 4-5-х курсов) и преподавателей, то со студентами старших и выпускных курсов воспитательный процесс организован в рамках научно-исследовательской работы, участия в конкурсах, грантах, международных программах и студенческих отрядах.

Важной составляющей эффективности системы воспитательной деятельности является развитие студенческого самоуправления. В Рекомендациях по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ акцентируется внимание на то, что современное студенческое самоуправление должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов. В современных условиях необходимы новые концептуальные идеи развития студенческого самоуправления, связанные с подготовкой молодых специалистов с образованием, отвечающим современным требованиям социально-экономической ситуации на рынке труда, где востребованными, безусловно, окажутся специалисты с определенным набором таких личностных качеств, как компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, адаптивность, доброжелательность, работоспособность.

В вузе работают студенческие советы института факультетов, общежития, студенческое научное общество, студенческий спортивный клуб, функционирует студенческий отряд охраны правопорядка. Сформирован актив студентов - уполномоченных по менеджменту качества от факультетов, ребята активно привлекаются к мероприятиям, направленным на повышение качества образования.

По инициативе студенческого совета института сформирован педагогический отряд, который проводит профориентационную работу среди 25 школ Ле-

нинского и Заводского районов Кемерова и курирует 6 детских домов и школ-интернатов. Это День именинника, Осенние забавы, Новогодний огонек, «Я леплю из пластилина», краеведческая игра «История в картинках», уроки рисования, Майские чаепития, спортивные мероприятия (веселые старты, футбол).

С 2007 года более 40 студентов принимают участие в работе летних и зимних школ студенческого актива РГТЭУ. Все они впоследствии становятся участниками институтской школы актива.

Формирование мировоззрения и системы базовых ценностей является ключевой задачей в процессе становления личности. Государственная молодежная политика направлена на выявление, продвижение, поддержку активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что дает возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России.

Целенаправленное формирование у студентов гражданственности, патриотизма, исторического сознания и системы базовых ценностей осуществляется в учебном процессе на курсах гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин, таких как Отечественная история, История Кузбасса, Культурология, Теория и история государства и права, Педагогика. С 2007 года студентам 1-го курса преподается дисциплина Валеология, в рамках которой формируются навыки физической культуры и здорового образа жизни.

Основной целью проекта «Успех в твоих руках» государственной молодежной политики является выявление и продвижение талантливой молодежи, использование продуктов ее инновационной деятельности.

В институте действуют 28 научных студенческих клубов. В 2008-2010 гг. 47 студентов стали победителями олимпиад и конкурсов, проводимых под эгидой МСЭФ (Молодежного союза экономистов и финансистов), г Москва. Два студента специальности «юриспруденция» получили дипломы победителей в номинации «За актуальность исследования» на VIII Международном конкурсе эмпирических исследований молодых ученых «Бизнес и преступность».

Более 100 студентов за активное участие и особые достижения в научной работе награждены медалями, дипломами, грамотами и благодарственными письмами. 9 человек, добившихся значительных успехов на российских и международных олимпиадах, конкурсах и конференциях, приняли участие во Всерос-

сийском Молодежном Форуме Победителей 2009 года «Прорыв».

Студенты ежегодно участвуют во всероссийских и региональных конкурсах на получение именных стипендий. В 2010 г. студенту 5-го курса за выдающиеся успехи в учебе и научных исследованиях назначена стипендия Президента РФ, в 2009 г. студентке 4-го курса - специальная государственная стипендия Правительства РФ, 56 студентов награждены губернаторской стипендией.

В настоящее время в институте обучаются студенты, получающие именные стипендии РГТЭУ, Б. И. Хомякова - крупного организатора торговли в Кузбассе, В. А.Сотникова - первого президента ЗАО «Сибирский колос», П. Н. Антонова - первого руководителя УКП ЗИСТ в Кемерово, ООО «Холдинговой компании «РОСГОССТРАХ», ОАО «УРСАБАНКА», ОАО «Куз-бассэнерго», муниципальные стипендии.

За активное участие в научной и общественной жизни университета, высокие учебные показатели, проявленные творческие и интеллектуальные способности 25 студентов филиала награждены Серебряным Памятным Знаком РГТЭУ «Честь и слава». За последние пять лет 328 студентов удостоены областных наград. За активное участие в творческих мероприятиях и общественной жизни города и области 23 студента награждены медалями «За веру и добро», «Надежда Кузбасса», «За служение Кузбассу», «65 лет Кемеровской области», 58 студентов награждены бесплатными путевками в ОАЭ, Грецию.

Учитывая, что в последнее время социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание молодежи, а также проявляется утрата у молодежи традиционного российского патри-

отического сознания, весьма важной представляется проблема патриотического воспитания студентов вузов.

В наглядной и доступной форме в «Путеводителе первокурсника» и на информационных стендах деканатов института размещена государственная символика РФ и символика РГТЭУ (эмблема, герб и флаг).

Студенты института активно участвуют в ежегодной патриотической акции «Георгиевская ленточка», в областной акции «1418 шагов к Победе». В 2009 г. студенты участвовали в создании первого документального исторического фильма к 90-летию г. Кемерово «Борьба за мечту».

Волонтерство - новая грань реализации возможностей студентов, осуществляющих деятельность на добровольных началах. На факультетах действуют отряды волонтеров «Надежда на завтра» (поддержка детей с онкологическими заболеваниями), «Забота» (сбор вещей и игрушек, проведение праздников для детей из Дома малютки №1), «Богатыри» (помощь общественной организации творческой реабилитации инвалидов «Созвучие», строительство снежных городков), сформирован отряд для помощи инвалидам и ветеранам.

Волонтеры института оказывали помощь во Всероссийской переписи населения 2010 года, они ежегодно организуют акцию «Кровь во имя жизни», в которой принимают участие 70-90 студентов. Социальные студенческие проекты высоко оценены администрацией Кемеровской области. 26 студентов получили грант губернатора на социально значимые проекты.

С декабря 2009 г. студенты работают в составе мобильных «групп заботы», созданных администрацией Кемеровской области для выявления условий проживания ветеранов Великой Отечественной войны и помощи им в сборе документов для оформления жилья и земельных участков, первокурсники участвуют в проекте «От солдата до генерала. Воспоминания о войне» научного учреждения «Академия исторических наук». 75 студентов работают над формированием материалов для публикации тома воспоминаний ветеранов-кузбассовцев о Великой Отечественной войне. Эта работа как никакая другая формирует устойчивые нравственные принципы, учит милосердию, доброте, отзывчивости.

Ситуация в области духовно-нравственного состояния российского общества характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций, увеличением масштабов социальных и духовно-нравственных деформаций в среде молодежи, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России.

В Кемеровской области с 2007 г. функционирует Кузбасский межвузовский совет по духовно-нравственному образованию и воспитанию студенческой молодёжи, членом которого является и Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ Одним из направлений де-

ятельности Кузбасского межвузовского совета является разработка оптимальной модели взаимодействия образовательных структур с Кемеровской и Новокузнецкой епархией Русской православной церкви. Юбилейные Иоанновские образовательные чтения, посвященные 15-летию Епархии, сыграли большую роль в деле налаживания сотрудничества между Церковью и научно-педагогической общественностью Кузбасса. Студенты совершают паломнические поездки в Томск, где знакомятся с достопримечательностями старинного сибирского города, посещают православные храмы, музеи и исторические памятники.

По инициативе Общественной палаты Кемеровской области на базе Кемеровского института (филиала) РГТЭУ прошли общественные слушания по проблеме духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи с участием депутатов Совета народных депутатов Кемеровской области, руководителей департаментов администрации области, совета старейшин, совета ректоров, представителей областного межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию граждан в Кемеровской области, Кемеровской и Новокузнецкой епархии, правоохранительных органов, общественных организаций, Молодежного парламента Кузбасса, председателей студенческих советов вузов. Наряду с высокой оценкой работы института отмечены проблемы по привитию молодежи потребности в здоровом образе жизни, формированию системы медицинских, социально-психологических, правовых знаний о наркотиках и последствиях наркотизации, использованию системы информирования студентов о механизме действия и привыкания к психоактивным веществам, участию студентов во Всероссийской акции - студенческом марафоне «Сочи - Победа - 2014», проводимом Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков совместно с Олимпийским комитетом России при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках реализации национальной программы «Неприкосновенный запас - дети Отечества», и правового воспитания. Сегодня субъектами воспитательной системы вуза могут стать и родители, особенно студентов младших курсов.

С другой стороны, не менее важной проблемой является формирование системы кадрового обеспечения молодежной политики, где все сильнее проявляется тенденция к бюрократизации. Как отмечают молодежные активисты, у работников преобладают установки на приоритет формальных показателей деятельности, на указания руководства, а также в объяснении просчетов внешними факторами. Усиление бюрократических тенденций неизбежно в силу включенности органов по молодежной политике в структуру государственного и муниципального управления, тем не менее, инновационный кадровый менеджмент воспитания молодежи необходимо внедрять и развивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.