Научная статья на тему 'Формирование гражданско-патриотической позиции специалиста основа процветания государства'

Формирование гражданско-патриотической позиции специалиста основа процветания государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1975
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОВНИ СОЗНАНИЯ (ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / РАЦИОНАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ / ДУХОВНЫЙ)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Метелев Сергей Ефимович, Ефимова Светлана Владимировна

В качестве инновационного основания формирования гражданско-патриотической позиции показана корпоративная вузовская культура, позволяющая выстроить единую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданско-патриотической позиции специалиста основа процветания государства»

Метелев Сергей Ефимович,

д.э.н., профессор, директор e-mail: metelev-ce55@mail.ru Ефимова Светлана Владимировна,

к.ф.н., доцент, заведующий кафедрой e-mail: efimova-sv@yandex.ru Омский институт (филиал) РГТЭУ 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СПЕЦИАЛИСТА -

ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ГОСУДАРСТВА

В качестве инновационного основания формирования гражданско-патриотической позиции показана корпоративная вузовская культура, позволяющая выстроить единую систему.

Ключевые слова: корпоративная организация, гражданско-патриотическое воспитание, уровни сознания (чувственно-эмоциональный, рационально-идеологический, духовный).

В эпоху информационного общества, в котором рефлексия перестает осуществляться в связи с огромным количеством информации, критика уступает место расширению источников знания и т.п. актуальным становится обращение к выстраиванию и обнаружению в сознании молодежи высших человеческих ценностей, формирование активности, направленной на сохранение мира, среды обитания людей, человеческой культуры так как новая эпоха предъявляет новые требования к развитию межгосударственных отношений, а соответственно - к воспитанию новых поколений. В этом ряду приоритетов особое место занимает воспитание гражданско-патриотической позиции. Наличие гордости за свою Родину, стремление к повышению ее престижа должно стать неотъемлемой компетенцией молодого специалиста.

Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Общие вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания поставлены в документах:

- Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [3].

- Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г. [4]

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.

Гражданско-патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко

снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Сегодня ощущается потребность в новой методологии, ориентированной на эффективность воспитания юных поколений в духе патриотизма, ответственности перед обществом и миром.

Решение этих масштабных задач, стоящих перед идеологами высшего образования, сопряжено с необходимостью учета и разрешения следующих объективных социальных и теоретических противоречий:

- между потребностью в патриотическом воспитании граждан РФ и ориентацией на старые формы и методы патриотического воспитания из-за отсутствия современных ориентиров и новой технологии;

- между потребностью в создании современной системы патриотического воспитания и отсутствием ее концептуальной основы;

- между развитием современной общенаучной методологии и сохранением приверженности прежним формам воспитания патриотизма;

- между потребностью общества в уважении к своей стране и неспособностью системы образования к воспитанию патриотизма с целью реализации этой потребности;

- между необходимостью разработки новых технологий воспитания патриотизма и отсутствием методологической культуры.

Гражданско-патриотическое воспитание включает три уровня сознания (чувственноэмоциональный, рационально-идеологический, духовный).

Основой гражданско-патриотической позиции личности студента и студенческого коллектива является корпоративная культура вуза, в рамках которой формируется корпоративная социальная ответственность.

Корпоративная культура определяется осознанием ответственности: вуз готовит

специалистов, чей профессиональный уровень и, главное, компетенции будут определять будущее, а, следовательно, будущее целиком зависит от того, что будет заложено сегодняшним профессорско-преподавательским составом в студентов, какой урок гражданской позиции получат выпускники.

В Омском институте (филиале) РГТЭУ сформирована система воспитания гражданско-патриотической ответственной личности. В этой работе задействованы все подразделения вуза: администрация, Студенческий совет, кафедры, библиотека, учебный отдел, бухгалтерия.

Система формирования гражданской патриотической направленности определяется субъект-субъектными воздействиями разного уровня, что предусматривает: воздействие на личность, воздействие на группу и коллектив в целом.

Таким образом, говоря о воспитании гражданско-патриотической позиции студентов, необходимо иметь основания для этой деятельности, прежде всего - гражданскую позицию руководства и профессорско-преподавательского состава.

Руководство реализует ее в позиционировании института во внутренней и внешней среде:

внутреннее позиционирование - создание условий для комфортной работы и учебы (создание современных интерьеров учебных аудиторий, оснащение вуза современными средствами связи, технического оснащения и т.п.); изыскание возможностей для повышения квалификации преподавателей, командирования преподавателей и студентов на научные конференции и т.п.; проведение мероприятий, связанных с поддержанием традиций вуза (встречи ветеранов, приглашение ветеранов и представителей внешней среды на значимые институтские мероприятия - День знаний, вручение дипломов, Встречи выпускников и пр.); регулярное включение в научные конференции, в том числе и студенческие, тематики, отражающей гражданскую позицию студентов. Таким образом, проявляется заинтересованность в личности сотрудника и студента, что мотивирует к проявлению активной гражданской позиции и, по сути, является гражданским и патриотическим проявлением;

внешнее позиционирование - с 2005 года вуз активно инициирует разработки стратегии развития города, в частности торговой отрасли, осознавая, что в ситуации изменения экономических приоритетов торговля становится одной из динамично развивающихся сфер (разработка экономических моделей развития привела к проведению регулярных научно-

практических конференций - торгово-экономических чтений, в том числе и студенческих. По мере углубления исследований, становится очевидным обсуждение конкретных проблем, определяющих развитие экономики и требующих всестороннего обсуждения: экономического, социально-политического, правового. Конференции становятся тематическими); происходит активное сотрудничество с бизнес-средой. В 2005 году создан Центр развития профессиональной карьеры, призванный осуществлять не только работу, связанную с трудоустройством выпускников вуза, но и оказание им и другим субъектам экономической деятельности помощи в будущем, обучая новым технологиям; изыскиваются слабые места в подготовке специалистов торговой отрасли, выход в крупные организации и формирование в них корпоративных групп клиентов (работники Торгового центра «Омский», сотрудники УФСИН по Омской области; жители трех сельских муниципальных образований: Большеуковского, Большереченского, Саргатского); активизируются и укрепляются связи с негосударственными и общественными организациями, связанными с торговой отраслью: Торгово-промышленной палатой Омской области; Союзом работников торговли г.Омска и Омской области, Союзом предпринимателей и др.; для участия в аттестации выпускников приглашаются практики отраслей.

Важной составляющей при внутреннем и внешнем позиционировании является фирменный стиль: футболки, галстуки, обложки печатных изданий, визитные карточки, ручки, блокноты, календари и т. п.

Профессорско-преподавательский состав реализует систему формирования гражданско-патриотической ответственной личности через воздействие в рамках учебного процесса (дидактический блок), в рамках вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность (научный блок), через участие в учебном процессе специалистов-практиков (профессиональный блок). Подкреплением этой деятельности является просветительско-пропагандистская работа библиотеки института, которая устраивает тематические книжные выставки к государственным и памятным датам, к значимым для института событиям и т. п., выпускает информационные листки, виртуальные обзоры публикаций.

Дидактический блок - на занятиях рассматриваются исторические, экономические, политические, социальные, этические, правовые, технические воздействия на формирование ценностей общества, принципы действия отдельных политических, профессиональных, социальных групп граждан. Формируется понимание детерминированности социальноэкономических, политических и правовых проблем общества и отдельных отраслей.

Научный блок - научная деятельность преподавателей, их собственный научный интерес предполагает вовлечение студентов в деятельность по уточнению и расширению исследовательской базы преподавателя; ежегодно студенты принимают участие в научнопрактических конференциях различного уровня - от институтского (Омского института) до региональных с российским или международным статусом.

Профессиональный блок - особая роль данного блока связана с ориентацией на формирование социальной ответственности в профессиональной сфере, осмысление примеров практической деятельности предприятий, вызывающих тот или иной социальный или профессиональный резонанс. Кроме привлечения к работе специалистов-практиков, учебный отдел, преподаватели, заведующие кафедрами продумывают систему дисциплин для выбора студентов, которые давали бы более глубокие познания по процессам гражданской, правовой и других видов ответственности. В рамках данных курсов активно используются кейс-стадии, метод самостоятельных проектов и т.п. При работе над курсовыми и дипломными проектами сравниваются национальные и международные стандарты экономической, предпринимательской, управленческой деятельности; является обязательным использование статей Конституции РФ, норм федеральных и международных законов, касающихся тематики работы; обязательным является разработка рекомендаций и предложений по оптимизации деятельности предприятия, повышения их доходности, надежности и стабильности на рынке.

Все три блока действуют параллельно, что позволяет получать положительные результаты в виде побед и достижений студентов в конкурсах различного уровня как показатель гражданской и корпоративной ответственности (Городской конкурс студенческих публицистических работ «Омск глазами молодежи», окружной литературный фестиваль «Откровение», 2-е места в IX и Х региональных конкурсах студенческих работ по гуманитарным дисциплинам, организованных ГУ Омской области «Региональный центр по связям с общественностью»; места в десятке лучших при проведении спортивных соревнований между вузами; конкурс трейдеров (3-е командное

место и первое в номинации «Лучший портфельный управляющий»); международная интернет-олимпиада по математике (2 место) и информатике (3 место) и др.).

Особая роль в формировании гражданско-патриотической позиции принадлежит студенческому самоуправлению (Студенческий совет). Его можно определить как блок

самоуправления и социально-активной деятельности. В рамках этой деятельности Студенческий совет организует студентов на реализацию стратегии института, их участие в социальных проектах вне вуза, эту деятельность можно определить тремя направлениями: внутривузовская деятельность; социальное партнерство с общественными движениями в регионе; социальные контакты со студенческим сообществом.

Вузовская деятельность: работа отряда антитеррористической деятельности и деятельности по предотвращению чрезвычайных ситуаций; активное участие в профориентационной работе на международных, региональных и городских ярмарках; организация концертов для ветеранов войны, в детских больницах; сбор подарков для детей детских домов; мероприятия по формированию неравнодушного, порядочного, активного, нравственно-ориентированного образа современного человека (Мисс и Мистер Омского института РГТЭУ и др.).

Социальное партнерство с общественными движениями и организациями: участие в антиалькогольных акциях; акциях «Здоровье молодежи - богатство России», «Биатлон против наркотиков», «Спорт против наркотиков» и др. Особое место в данном направлении играет возможность общения студентов с общественными и политическими деятелями различного уровня и различной политической ориентации, что позволяет им выработать собственное независимое видение проблем: кандидатами в депутаты местного уровня, мэром г. Омска, депутатами Государственной Думы: С.М.Мироновым; О.Н. Смолиным, и, конечно, с ректором РГТЭУ профессором С.Н.Бабуриным.

Социальные контакты со студенческой молодежью: участие в школах актива РГТЭУ, участие в конкурсах, таких как «Краса РГТЭУ», участие в круглых столах «СССР, 20 лет спустя», в конкурсе листовок и буклетов по экологии и др.

Прошедшую в апреле 2011 года конференцию «Вузовская корпоративная культура и гражданское общество» в рамках празднования 50-летия вуза вполне можно рассматривать как показатель результативности мероприятий и действий по формированию гражданско-патриотической позиции студентов [2].

В то же время следует отметить и то, что не всегда студенты ориентированы на восприятие учебного процесса в полном объеме, сложности, возникающие как результат недостаточной общеобразовательной подготовки, приводят студента к пропускам занятий, нерегулярностью подготовки в связи с отсутствием навыков самостоятельной работы, возникает необходимость поиска дополнительной мотивации для студента.

Любовь к Родине не возникает сама по себе. Необходимо целенаправленно воздействовать на человека. Зарождаясь из любви к своим родным, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознания любви к своему Отечеству.

В течение двух лет студенты института привлекаются к написанию летописи военного поколения, если можно так определить эту деятельность [1,5]. Целью организуемых мероприятий является соединение всех трех уровней сознания (чувственно-эмоционального, рациональноидеологического, духовного). Задачами этого направления становятся:

- воспитание гордости за своих родных;

- привитие любви к своей малой Родине;

- воспитание трепетно-бережного отношения к национальным традициям;

- формирование гражданского потенциала и гражданского самоопределения, приобщение к нравственным, культурным и духовным ценностям;

- воспитание правовой культуры, личного достоинства;

- осознанное формирование у студентов социально приемлемого образа жизни;

- повышение уровня коммуникативной культуры студентов;

- создание условий для формирования творческой воспитывающей среды, популяризация студенческого творчества;

- эффективное использование в учебно-воспитательной деятельности исторических традиций региона;

- расширение воспитательного пространства.

Содержание мероприятий охватывает все уровни воспитательной деятельности: поисковоисследовательская работа студентов в архивах, изучение истории России периода Великой

Отечественной войны в печатных изданиях, написание очерков о ветеранах войны и их публикация, подготовка стендов с биографиями ветеранов, освещение результатов в средствах массовой информации.

Духовным стержнем мероприятий, безусловно, являются традиции вуза, которые играют интегрирующую роль, способствуют сближению студентов различных курсов и специальностей, вырабатывают общую ценностную основу.

Формирование социально активных студентов - граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в вузе, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь высшего профессионального образования с социальноэкономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.

Живая память, реальное уважение к личности, признание ее ценности воспитывает живую гражданственность и патриотизм.

Патриотизм - это страстное стремление человека к совершенствованию своего отечества. Гражданское и патриотическое воспитание студентов в процессе обучения, жизни в институте, подготовки книг очерков, выставок, встреч с ветеранами - это скромный дар вуза в подготовку будущих специалистов экономического профиля, патриотов родной Земли, своего Отечества.

Литература

1. Вам юности крылья войной опалило...: биографический сборник / сост. Ефимова С.В. -Омск, Издание Омского института (филиала) РГТЭУ. - 2011. - 157 с.

2. Вузовская корпоративная организация и гражданское общество: материалы

международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, практиков. - Омск: Издательство Омский институт (филиал) РГТЭУ. - 2011. - 416 с.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2001- 2005 годы». - М., 2001.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской

Федерации на 2005- 2010 годы». - М., 2007.

5. Славим подвиги дедов своими делами: Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов - Омск: Издатель Омский институт (филиал) РГТЭУ. - 2010.

- 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.