Научная статья на тему 'Инновации в организации научно-исследовательской деятельности в Омском институте (филиале) РГТЭУ'

Инновации в организации научно-исследовательской деятельности в Омском институте (филиале) РГТЭУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1088
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) РГТЭУ / ПОЛИТИКА ВУЗА В СФЕРЕ НИД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стратилатова Елена Николаевна, Ванюкова Наталия Николаевна

В статье рассматриваются современное состояние высшего профессионального образования, его проблемы и тенденции развития на примере Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета; использование инновационных технологий, обеспечивающих эффективную научно-исследовательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновации в организации научно-исследовательской деятельности в Омском институте (филиале) РГТЭУ»

Стратилатова Елена Николаевна,

к.ф.-м.н., доцент, доцент Ванюкова Наталия Николаевна,

аспирант, начальник научно-методического отдела

e-mail: nnp-87@mail.ru Омский институт (филиал) РГТЭУ 644009, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 195, кор.18

р.т.8(3812) 69-29-86

ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОМСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) РГТЭУ

В статье рассматриваются современное состояние высшего профессионального образования, его проблемы и тенденции развития на примере Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета; использование инновационных технологий, обеспечивающих эффективную научно-исследовательскую деятельность.

Ключевые слова: научная деятельность, инновации в образовании, Омский институт (филиал) РГТЭУ, политика вуза в сфере НИД.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, разработанной Минэкономразвития России Москва, приоритетом в образовании должна стать реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в вузах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями...

В XXI веке осуществляется переориентация системы высшего образования на новые ценности, определяемые гуманизацией педагогического процесса и межличностными отношениями. Выпускник высшей школы должен стать конкурентоспособной личностью, что предполагает высокий уровень общего развития, владения коммуникативными умениями, высоким профессионализмом, умениями принимать самостоятельные решения, нестандартно мыслить и адаптироваться в изменяющихся условиях. В связи с этим, в процессе обучения в высшей школе приоритетными являются творческая деятельность, индивидуальный подход, предполагающий развитие активности, инициативы и самоуправления. Система профессиональной подготовки специалистов должна соответствовать потребностям общества, учёт которых в профессиональной подготовке связан с образованием.

Использование инновационных технологий для активизации учебного процесса повлекло за собой и изменение структуры его организации, что привело к внедрению в вузовскую практику модульного обучения, обусловившего изменения в системе профессиональной подготовки специалистов (разработку новых программ, стандартов, тестов и др.).

Современное состояние профессионального образования: проблемы и тенденции развития, стремительное реформирование российского социума отразилось на всех сферах жизнедеятельности российского общества, в первую очередь на социально-образовательной сфере. Образование вступает в XXI век с оптимизмом и в то же время с целым рядом проблем, которые еще ждут своего решения. Оптимизация педагогического процесса в вузе является важным вопросом, от решения которого зависит функционирование всей системы российского образования.

Главными задачами вуза в сфере науки и инноваций являются:

- проведение научных исследований мирового уровня;

- интеграция образовательного процесса с процессами исследований и инновационной деятельности;

- развитие инновационной составляющей деятельности института, направленной на усиление влияния университета на модернизацию экономики и социальной сферы региона, обеспечение финансовой устойчивости.

Научная деятельность - это деятельность, направленная на получение, уточнение и производство новых знаний, во-первых, и, во-вторых, - на применение их на практике. Основу инновационной деятельности составляют отношения, возникающие в процессе получения новых знаний и капитализации интеллектуального потенциала. Не секрет, что многие полезные для

общества идеи оказывались нереализованными только из-за того, что их потенциал не был раскрыт и представлен. Государство как субъект отношений по управлению инновационной деятельностью и ее поддержке со своей стороны Федеральным законом 217 позволило вузам учреждать малые инновационные предприятия. Грядущее усиленное слияние вузов, ликвидация «избыточной» сети образовательных учреждений ставит перед вузами задачу реализации этого права на первый план, поскольку наличие малых предприятий будет одним из важнейших показателей их научной работы. На базе Омского института (филиала) РГТЭУ в конце декабря 2010 года было создано два малых предприятия: ООО «Консалтинг-Экспресс» и ООО «Успех», учредителями являются сотрудники и студенты института. Однако остаются объективные организационные и правовые проблемы, связанные с его реализацией. На совещаниях и круглых столах, где обсуждаются вопросы, связанные с созданием предприятий при вузах, озвучиваются одни и те же проблемы: нет официально зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, создание предприятий приводит к уменьшению объёмов НИР вуза, что ухудшает аккредитационные показатели его деятельности. «Важнейшим фактором, определяющим развитие инновационных процессов в конкретной стране, является наличие платежеспособного спроса на научно-технический продукт и реального интеллектуального потенциала, способного удовлетворить такой спрос» [1] . Однако, наработанные в «благополучные годы» связи с крупными промышленными предприятиями, с которыми бы и работать в данном направлении, оборвались, их низкая инновационная активность тоже объяснима.

Высшее образование всегда рассматривалось как исторически сформировавшийся социальный институт, ответственный за наследование, накопление и воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и норм, но распределение деятельности вузов между научной и образовательной увеличивается в последние годы в сторону последней. Имеет место тенденция к увеличению аудиторной нагрузки преподавателей. Новые подходы к качеству образования связаны с задачами интеграции России в общеевропейское и мировое пространство высшего образования, и объективно требуют развития ключевых профессиональных компетенций преподавателей, обучение их информационным и инновационным педагогическим технологиям, использованию электронных библиотечных научно-образовательных ресурсов и баз данных, иностранным языкам и др. А это означает дополнительную нагрузку - более интенсивное повышение квалификации, касающееся методики преподавания. К тому же многие вынуждены подрабатывать «на стороне». На научную, инновационную деятельность у «стареющих» преподавателей-исследователей просто не хватает времени и сил. Привлечение студентов к этой деятельности также зачастую ограничено: перспективные молодые люди либо имеют свое дело, которое уже в данный момент приносит доход, несравнимый с будущим гипотетическим доходом от научно-инновационной деятельности, либо, имея финансовые трудности (а многие самостоятельно оплачивают свою учебу) опять-таки подрабатывают. В вузах отсутствуют стимулирующие механизмы для авторов и разработчиков идей, да они просто не обладают должными средствами для материального стимулирования инновационной деятельности, не хватает стартового капитала. К тому же масштабные новшества и радикальные нововведения могут вызывать неприятие или даже конфликты в коллективе.

Однако, «динамичное социально-экономическое развитие многих стан мира, их рывок в будущее стали окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер. Россия вынуждена принять инновационный вызов. Сегодня вопрос стоит следующим образом: либо сокращение экономического, промышленнопроизводственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развития от высокоразвитых стран» [2]. Конкуренция, основанная на инновациях, их качестве и

своевременности, является важным параметром выживаемости вузов, служит решающим фактором ускорения разработки и реализации новых научных продуктов. Вузы теперь выступают не только как центры передовой науки и образования, но и как важнейшие субъекты инновационной деятельности, ориентированные на коммерциализацию научных результатов. При этом необходимым является сохранение научного потенциала вузовского сектора науки, и превращения его в крупную самоуправляемую подсистему интегрированного научнотехнического комплекса. В результате вузовская наука должна сохранить возможность проведение фундаментальных исследований с конкурентоспособными разработками, позволяющими занять

вузовской науке прочное место на мировом рынке научно технической продукции и вести подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований.

В стране накоплен достаточный «опыт» проведения преобразований различного масштаба при отсутствии ясных ориентиров. В связи с этим очень важна продуманная концепция реформирования вузовского сектора науки.

Механизмы обеспечения эффективной научно-инновационной деятельности:

- формирование эффективного сегмента инновационной деятельности вуза,

- эффективное планирование, учет, анализ и управление научно-инновационной деятельностью,

- эффективное использование научного фонда как мотивационного и ресурсного механизма стимулирования научно-инновационной деятельности,

- введение внутренней грантовой поддержки научных исследований, в т.ч.

фундаментальных и прикладных в завершающей стадии работ (с выходом в инновационновнедренческую стадию),

- внедрение системы конкурсов на проведение творческих работ, участие в конференциях, издание статей и монографий и т.п.,

- целевое повышение квалификации научно-педагогических кадров в мировых исследовательских центрах,

- введение регрессивной шкалы накладных расходов по выполнению хоздоговорных работ,

- премирование за активное участие в конкурсах на проведение НИР и НИОКР,

- премирование за публикации в индексируемых мировых научных изданиях и др.

Порядок осуществления инновационной деятельности в Российском государственном

торгово-экономическом университете (РГТЭУ) регламентируется Положением, разработанным в соответствии с Миссией и Политикой РГТЭУ в области обеспечения качества образования с учетом актуальных национальных задач и международных тенденций. Основными целями инновационной деятельность в РГТЭУ являются:

- обеспечение условий для инновационного развития отрасли торговли и сферы услуг путем подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, а также проведения инновационных научных исследований и разработок прикладного характера, востребованных современной экономикой;

- переход РГТЭУ к инновационной модели развития;

- внедрение инновационного стиля руководства - системы управления знаниями сотрудников и обучаемых, способных к инновациям и поиску наиболее эффективных путей решения поставленных задач;

- внедрение современной модели образования, объединяющей обучение, воспитание, исследования и инновации;

- коммерциализация результатов научных исследований и усиление инвестиционной привлекательности РГТЭУ, формирование пакета конкурентоспособных идей и разработок для отрасли торговли и сферы услуг.

Одной из поставленных Университетом стратегических целей является достижение позиций интеллектуального, научного и образовательного лидера применительно к сфере товарного обращения и услуг, а также связанных с ними направлений науки и образования. Для ее достижения необходима консолидация сил руководства, структурных подразделений головного вуза и его филиалов. Омский институт (филиал) РГТЭУ уже 50 лет готовит специалистов торгово-экономического профиля. Повышение качества подготовки ведется посредством эффективного использования научного потенциала вуза, применения результатов научных исследований в учебном процессе, совершенствования научной квалификации профессорско-преподавательского состава через прохождения различных форм повышения квалификации, использования творческого потенциала студентов для решения актуальных проблем науки и практики.

Методы планирования, контроля и организации научно-исследовательской деятельности в Омском институте (филиале) РГТЭУ разработаны в соответствии концепцией развития Института. Научная деятельность координируется Советом филиала, она включена в область применения Системы менеджмента качества, разработанной и внедренной с 2006 года. Общее руководство научной деятельностью осуществляет заместитель директора по научно-методической работе. В организационную структуру научно-методического направления входят научно-методический, редакционно-издательский отделы, научно-методический центр развития народного творчества,

центр научных студенческих исследований. Для оперативного решения вопросов на кафедрах утверждены ответственные за научно-исследовательскую работу (НИР) и научноисследовательскую работу студентов (НИРС). Основными видами деятельности научного сектора являются организация и проведение научных конференций, конкурсов, подбор и направление сотрудников в аспирантуру и докторантуру, контроль и организация повышения квалификации, перспективное и текущее планирование научно-исследовательских работ, отчетность, связь с внешней средой.

Чтобы выявить перспективные направления исследований, установить междисциплинарные связи, тем самым наиболее эффективно использовать «распределенное» знание, необходимо понимать смысл научных задач, решаемых сотрудниками института, обладать полной информацией о научном потенциале кафедр, включая как ведущих ученых, так и начинающих свою деятельность в науке сотрудников, талантливых студентах, для этого регулярно проводятся межкафедральные круглые столы, анализ отчетов и планов ППС, обсуждения проблем и результатов научной деятельности.

В активе института - значительный кадровый потенциал для проведения научных исследований: здесь работают академики и члены-корреспонденты Международной Академии наук экологии, безопасности человека и природы, Международной академии ноосферы. Из 114 преподавателей 20 имеют докторскую степень, 70 - кандидаты наук. Ученые института являются членами шести диссертационных советов, членами редакционных советов и коллегий ведущих научных журналов: «Проблемы современной экономики», «Региональные проблемы

преобразования экономики», «Налоги и финансовое право», франко-германского журнала

«Европейский журнал иностранных дел» («European Union Foreign Affairs Journal»), французского журнала «Ля ревю дефанс насьональ» («La Revue Defence Nationale»).

Остепененность ППС выше аккредитационных требований, предъявляемых к университетам, на 19 %. Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научнопедагогического персонала за 5 лет согласно аккредитационным показателям для университета -не менее трех. Сотрудниками нашего института за период 2006 - 2010 годы защищено 35 диссертаций на соискание степени доктора и кандидата наук. В настоящее время 3 человека обучаются в докторантуре РГТЭУ, 4 соискателя самостоятельно работают над докторскими диссертациями, 31 - аспиранты. В 2011 году успешно прошли защиты 2 докторских диссертаций.

Активна позиция института в системных мероприятиях, проводимых администрациями города и области, общественными организациями: участие в заседаниях Координационного совета по стратегии развития города Омска при мэре г. Омска, регионального междисциплинарного семинара «Омские экономические чтения», Омского Дома ученых, регионального отделения Русского географического общества, Омского отделения МАНЭБ, руководство Комитетом по инновационной деятельности при Омской торгово-промышленной палате, Омским методологическим клубом, Научным обществом учащихся Омской области.

Профессорско-преподавательский состав выполняет научные исследования как по индивидуальным планам, так и в рамках научно-исследовательских работ, включенных в кафедральные и общеинститутские планы НИР, создавая для этого временные творческие коллективы.

Научная деятельность в институте проводится по 9 научным направлениям, соответствующим 6 отраслям наук, в том числе:

- Методологические, онтологические, гносеологические основы управления.

- Социально-философские проблемы миграции.

- Институциональные преобразования в России и развитие рыночной инфраструктуры.

- Правовое обеспечение коммерческой деятельности. Гражданское право. Правовое регулирование государственной службы РФ.

- Повышение качества профессионального образования в условиях реформирования российского общества.

По данным научным направлениям за последние 5 лет было издано 25 монографий и опубликовано 60 статей в ведущих научных изданиях. В рамках указанных научных направлений за последние 5 лет защищены 2 докторские и 10 кандидатских диссертаций.

Тенденция к уменьшению бюджетной поддержки вузовской науки и снижение платежеспособного спроса на научно-исследовательские работы в хозяйствующем секторе приводят к необходимости более активного использования системы грантов. Здесь работа связана

с информированием кафедр об объявляемых грантах, конкурсах и консультативная помощь при оформлении конкурсной документации.

В 2008 году проводились научные исследования при поддержке РГНФ по региональной целевой программе в сфере туризма и за счет средств местного бюджета. В 2009 году выигран индивидуальный грант по программе Эразмус-Мундус, на совместные с университетом г. Ундина (Италия) научные исследования по оценке конкурентоспособности промышленных предприятий. В 2010 году освоен грант ректора РГТЭУ на издание монографий, учебников и учебных пособий. Три индивидуальных мини-гранта от принимающих сторон в текущем году выделены преподавателям Института для их участия в Международных конференциях в РФ и Германии.

Системными мероприятиями, проводимыми Институтом, являются ежегодные научные конференции различного уровня, которые традиционно собирают работников вузов, предприятий города, представителей общественных организаций страны, ближнего и дальнего зарубежья. В целом за 5 лет на базе института проведено более 60 научных мероприятий, в том числе в период с 2007 по 2011 годы:

- Международная научно-практическая конференция «V Омские торгово-экономические чтения» IV Международная конференция «Реки Сибири».

- VI Международная научно-практическая конференция «Повышение

конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые и коммерческие аспекты».

На базе института проведена Международная научно-практическая конференция «Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире»; Международная конференция «Россия и Европа. Единое экономическое пространство»; Международная конференция «Вузовская корпоративная организация и гражданское общество».

В работе конференций принимали участие делегаты как зарубежных государств: США, Франции, Германии, Чехии, Казахстана, Монголии, Алжира, Бурундии, Гвинеи, Йемена, Иордании, Лаоса. Кубы, Мъянмы, Никарагуа, Черногории, так и интеллектуальная элита российских регионов, ученые, аспиранты, преподаватели омских вузов, представители бизнес-сообщества, региональной и муниципальной власти.

По инициативе кафедр института проводятся другие научные мероприятия, в рамках которых проходят выставки научных работ участников.

Проведение подобных мероприятий, несомненно, способствует развитию научноисследовательской работы и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, обогащению учебного процесса, установлению и упрочению связей с внешней средой.

Такие же задачи решаются посредством участия в научных мероприятиях, проводимых внешними организациями. В 2010 году в общей сложности 229 преподавателей приняли участие в 114 конференциях, выставках, круглых столах и т.д.

Результатом участия явились не только обмен опытом, выступления с докладами и публикации, но и заслуженные дипломы, грамоты, присвоения почетных званий. Это, например, почетные дипломы победителей Российских конкурсов «Менеджер года», «лучший менеджер структурного подразделения», проводимых Вольным экономическим обществом и международной Академией менеджмента. По итогам Всероссийской выставки-презентации учебно-методических изданий «Золотой фонд отечественной науки» РАЕ получены четыре учебных пособия отмечены дипломами «Лучшее учебно-методическое издание в отрасли», Решением Президиума РАЕ доцентам троим из авторов присвоены Почетные звания «Заслуженный работник образования и науки». На выставке предпринимателей «Свое дело - твой успех», проводимой в рамках I Областного Форума предпринимателей дипломом были отмечены презентации научно-исследовательских проектов преподавателей кафедр «Финансы и кредит», «Менеджмент и маркетинг». Институт стал дипломантом VII и VIII казахстанских Международных выставок «Образование и наука XXI век» (г. Астана). Интересен опыт участия преподавателей и студентов в он-лайн конференциях, общественно-политических чтениях, проводимых РГТЭУ (г. Москва), Научно-инновационным центром (г. Красноярск) и др. Международная конференция «Россия и Европа. Единое экономическое пространство» (Омский институт) транслировалась в 20 территориальных подразделениях РГТЭУ. Данный опыт необходимо развивать, что позволит вовлекать в научные обсуждения по возможности большее количество участников.

Законодательно-нормативная база образования (федеральные законы: «Об утверждении Федеральной программы развития образования» - организационная основа государственной

политики в области образования на 2000-2005 гг., «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ, «Концепция научной, научнотехнической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 20012005 гг.», утвержденная приказом Минобразования России, Приказ Минобразования «О координации и государственной поддержке научных исследований студентов и молодых ученых» (№ 2695 от 16.07.2001), приказ Минобразования «О состоянии и развитии научноисследовательской работы студентов вузов» (№2859 от 03.07.2003) и другие нормативно-правовые акты) определяет, что участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представление работ для публикации, бесплатное пользование услугами научных подразделений, свободное развитие личности есть неотъемлемое право каждого студента.

В институте действует непрерывная форма организации научно-исследовательской работы студентов, предусматривающая их участие в научных исследованиях на протяжении всего периода обучения. Система НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научноисследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности, способности быстро ориентироваться в социальных и экономических ситуациях. Целью работы со студентами является выявление молодежи, способной к научной деятельности, воспитание постоянно обучающегося студента, максимально творчески использующего свой потенциал. Важным в работе со студентами является стимулирование их научной деятельности как материальное (привлечение студентов к выполнению НИР с оплатой труда, выделение средств для участия в научных мероприятиях и т.д.), так и моральное. Например, студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: молодой человек видит

результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность. По результатам работы ежегодно студентами публикуются более 100 научных работ. Конечно, большая часть из них - результаты работы в студенческих научных кружках, апробированные на заседаниях кружков и посредством участия в научных семинарах, конференциях, конкурсах и олимпиадах. Отсюда и особое внимание к организации деятельности научных кружков, где студент сам себе выбирает интересную тему для работы, преподаватель же принимает роль организатора. При этом необходимым условием является высокая квалификация преподавателя. Важно использовать возможности «кружковой» работы для укрепления междисциплинарных связей: рынке труда востребован прежде всего тот специалист, который решая свои узкие задачи, способен разобраться и с неизбежно возникающими смежными проблемами. Традиционно в течение учебного года в институте организуется работа 12-15 научных кружков, таких как: «Актуальные проблемы социальной и политической жизни», «Методология управления», «Современные проблемы управления», «Начинающий исследователь», «Экология», «Этика и этикет в деловых отношениях», «Естествознание», «Эксперт» и др.

В течение учебного года кафедрами проводятся конкурсы студенческих работ по преподаваемым дисциплинам, лучшие - рекомендуются к участию в общеинститутском конкурсе и в открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов РГТЭУ, Южно-Уральского, Красноярского госуниверситетов. В рамках мероприятий с участием студентов проводятся выставки научно-исследовательских работ, только в прошедшем году было организовано 14 выставок, из них 11 - международного и всероссийского уровня. Ежегодно студенты принимают участие в Международной научной студенческой конференции «Преемственность и новаторство» в рамках Румянцевских чтений, проводимых РГТЭУ, а также в студенческих научных конференциях, проводимых другими образовательными учреждениями (Поморский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, Хабаровская Академия экономики и права, Пятигорский, Южно-Сахалинский, Волгоградский филиалы РГТЭУ, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омский государственный технический университет, Омский государственный аграрный университет и др.).

В рамках «Недели науки» в 2010 г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Славим подвиги дедов своими делами» посвященная 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В работе конференции приняли участие более 262 человека: студенты, аспиранты, профессорско-преподавательский состав Омского института (филиала) РГТЭУ, Орловского государственного аграрного университета, Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омского государственного технического университета, Омского государственного аграрного университета, Омского государственного института сервиса, колледжа торговли, экономики и сервиса и других учебных заведений. Обсуждались современные проблемы суверенитета, фальсификаторы истории о

Великой Победе, социокультурный, экономический и военный потенциал регионов в годы Великой Отечественной войны, нравственно-правовые проблемы экономики, военнопатриотическое воспитание в России и зарубежных странах.

По материалам конференции выпущен сборник, содержащий 148 научных статей студентов и аспирантов. В апреле 2011 года в институте состоялась Международная научная конференция «Вузовская корпоративная организация и гражданское общество», в рамках которой силами студентов, аспирантов и старшеклассников организованы выставка и круглый стол «Наука. Космос. Молодежь». Научно-исследовательская работа играет важную роль в формировании гражданской позиции студентов. Их силами к 66-й годовщине Победы подготовлен библиографический сборник о ветеранах великой Отечественной войны «подшефного» округа.

Конкуренция, основанная на инновациях, их качестве и своевременности, является важным параметром выживаемости вузов, служит решающим фактором ускорения разработки и реализации новых научных продуктов. Грядущее усиленное слияние вузов, ликвидация «избыточной» сети образовательных учреждений ставит перед вузами задачу реализации этого права на первый план, поскольку наличие малых предприятий будет одним из важнейших показателей их научной работы.

Принципы формирования инфраструктуры развития инноваций:

- ставка на людей;

- партнерство с инвесторами;

- наличие постоянно действующего процесса капитализации инноваций;

- активная продажа решений;

- ориентация на действующий бизнес;

- мобилизация технологического оборудования;

- популяризация инноваций.

Активное участие приняли наши преподаватели в формировании коллективных монографий «Торговля в инновационной экономике» и «Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект», изданных по инициативе Кемеровского института (филиала) РГТЭУ. В настоящее время готовится к выпуску номер журнала СТЭЖ, посвященный инновациям, и коллективная монография «Инновации в образовании».

С 2005 года проводится руководство работой Комитета по инновационной деятельности Омской ТПП, составлен и реализуется план работы Комитета на 2011 год. Разработаны замечания и предложения к Федеральному законопроекту «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», которые отправлены в ТПП РФ и Государственную Думу ФС РФ. Ежегодно, начиная с 2005 года, сотрудники института принимают активное участи в подготовке и работе конкурсной комиссии Сибирского промышленно-инновационного форума «ПРОМТЕХЭКСПО». Совместно с Омской экономической лабораторией Института экономики и организации промышленного производства СО РАН с 2002 года проводятся подготовка и проведение постоянно действующего регионального семинара «Омские экономические чтения», где в частности обсуждаются вопросы развития инновационного предпринимательства в Омске и Омской области. Институт плодотворно сотрудничает с редакционным Советом нового научного журнала «Национальные приоритеты России», деятельность которого связана с реализацией поставленных руководством страны задач модернизации и инновационного развития российского общества.

Политика вуза в сфере научно-инновационной деятельности заключается:

- в поддержке проведения фундаментальных и поисковых исследований, направленных на получение новых знаний, принятых и оцененных мировым научным сообществом, достижение лидирующего положения на отечественном и международном уровнях;

- в формировании тематики прикладных исследований и разработок, совершенствовании инновационной деятельности исходя из государственных научно-технических приоритетов и критических технологий, стратегии развития института;

- в развитии научно-инновационной инфраструктуры как технологической и организационной основы обеспечения конкурентоспособности и оперативности реагирования университета на вызовы инновационной экономики.

Для усиления научно-исследовательского блока как первоочередные поставлены задачи:

- Активизировать участие ППС в грантах различного уровня.

- Организовать ежегодное достижение возрастающего уровня и объемов научных исследований и разработок профессорско-преподавательского состава.

- Активнее привлекать представителей бизнеса, профильных специалистов, представителей академической науки к образовательной и инновационно-научной деятельности.

- Улучшить качество публикаций (процент учебников и учебных пособий с грифами УМО, Министерства образования и науки РФ и др., статей в журналах, рекомендованных ВАК, входящих в Российскую или международные системы цитирования)

- Увеличить количество стажировок ППС в зарубежных школах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Активизировать деятельность малых предприятий при институте.

Все сказанное выше позволяет с уверенностью сказать, что одним из важнейших приоритетов деятельности вуза является его развитие как высшего учебного заведения инновационного типа, предполагающего инновационный подход ко всем сферам деятельности, обеспечивающий его устойчивое развитие.

Литература

1. Волынкина М.В., Инновационное законодательство и гражданское право: проблемы

соотношения// Журнал российского права, 2005, № 1 [Электронный ресурс]. URL

http://www.juristlib.ru/book_3193.html.

2. Ильин В. В., Основы инновационной деятельности в вузе//Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество» [Электронный ресурс]. URL http://journal.sakhgu.ru/ work. php?id=6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.