Научная статья на тему 'Инновационная среда вуза – важнейший фактор модернизации региональной экономики'

Инновационная среда вуза – важнейший фактор модернизации региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная среда вуза – важнейший фактор модернизации региональной экономики»

вания, совместное осуществление инновационной деятельности;

- участие в деятельности международных организаций, в международных образовательных, научно-исследовательских и научно-технических проектах, конгрессах, симпозиумах, конференциях, семинарах или самостоятельное проведение этих мероприятий, а также обмен учебно-научной литературой.

Таким образом, реализованный в ГОУ «КРИР-ПО» подход к определению содержания и орга-

низации научной деятельности соответствует нормам, установленным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Принятие этого закона знаменует собой только начало системной модернизации нормативно-правовой базы российского образования, помимо Конституции РФ и данного закона. В соответствии с изменениями нормативно-правовой базы организация научной деятельности нашего института корректируется и совершенствуется.

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА - ВАЖНЕИШИИ ФАКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ю. Н. Клещевский, д-р экон. наук, профессор, директор Кемеровского института (филиала) РГТЭУ

Инновационное развитие России и ее регионов становится одним из приоритетов государственной политики. В условиях растущей глобализации необходимость перехода экономики на инновационную социально ориентированную модель развития диктуется требованиями и вызовами современного мирового рынка. Среди них ускорение технологического развития мировой экономики; усиление и ужесточение в мировом масштабе конкурентной борьбы за высококвалифицированные человеческие ресурсы и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания технологии и компетенции.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года отметил: «Глобальное развитие становится все более неравномерным. Ужесточается конкуренция за ресурсы, ... не только за металлы, нефть и газ, а прежде всего за человеческие ресурсы, за интеллект».

Указанные вопросы диктуют необходимость развития кадрового потенциала в сфере науки,

образования, технологий и инноваций, формирования устойчиво развивающегося сектора исследований и коммерциализации разработок, развития наукоемкого производства и повышения инновационной активности бизнеса.

Наиболее актуальной для современной системы высшего профессионального образования является проблема повышения степени его практической ориентированности за счет поиска новых организационных форм соединения бизнеса и науки, а также вовлечения вузов в процессы обновления существующих и формирования новых образовательных программ на основе компетентностного подхода с учетом требований конечного потребителя - работодателя.

Одной из основных задач при формировании инновационной сферы вуза является создание условий для выработки у студентов компетенций инновационной деятельности, прежде всего таких, как:

- способность к критическому мышлению;

- способность и готовность к разумному риску;

- креативность и предприимчивость;

- умение и готовность работать в команде и в высококонкурентной среде;

- способность к непрерывному образованию, профессиональной мобильности и т. д.

Вузы и в части содержания, и в части методов и технологий обучения должны быть ориентированы на формирование и развитие таких компе-

тенций, создание условий для свободы научного творчества и самовыражения.

В вузе сформированы основы функционирования и оценки системы управления качеством научной и инновационной деятельности в рамках созданной организационной структуры, закрепления и распределения функций планирования и контроля, организации и мотивации. Разработан и воплощается сквозной механизм реализации процессов управления научно-инновационной деятельностью с использованием в системе менеджмента качества оценочных показателей, позволяющих добиваться следующих целей в области инновационной деятельности:

• наращивание компетенций и исследовательских мощностей, обеспечивающих позицию ведущей площадки для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики;

• генерирование прикладных идей и разработок;

• формирование ключевой площадки для развития инновационного предпринимательства как наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления в регионе.

К осуществлению инновационной деятельности в институте активно привлекаются молодые преподаватели и студенты института через научное студенческое общество (НСО), совет молодых ученых (СМУ), являющийся структурным подразделением совета молодых ученых Кузбасса.

С этой целью в вузе сформированы и функционируют новые типы бизнес-структур, способствующие системному формированию у молодежи индивидуальных траекторий, интеллектуальных самоорганизующих, коммуникативных начал и позволяющие успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом и культурном контекстах. Среди них научные и инновационно-образовательные центры (НОЦ): НОЦ «Центр мониторинга инновационного развития», НОЦ «Внедрение молодежных инноваций» на базе ОАО «Кузбасский технопарк», НОЦ «Корпоративная юриспруденция» на базе Городского бизнес-инкубатора Му-

ниципального некоммерческого фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово, НОЦ «Центр комплексных исследований проблем экономики Кузбасса в условиях вступления в ВТО».

На наш взгляд, такие новые типы бизнес-структур способствуют достижению заданного качества по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, формированию у студентов ключевых жизненных установок, моделей поведения и личностных качеств для инновационного предпринимательства, таких

как мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска и др.

Важнейшим элементом инновационной инфраструктуры вуза является система стратегического партнерства, эффективность функционирования которой создает условия для повышения его инновационной, инвестиционной привлекательности и, соответственно, конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. В настоящее время заключено около 140 соглашений о стратегическом партнерстве с учебными заведениями профильной сферы, академическими научно-исследовательскими институтами и ОАО «Кузбасский технопарк», компаниями региона и Сибири. Они предусматривают участие представителей высокотехнологичного бизнеса в формировании и реализации образовательных программ вуза, его управлении на основе вхождения в состав ученого совета, совета работодателей, деятельности кафедр и лабораторий вуза, создаваемых на базе предприятий высокотехнологичных отраслей экономики региона.

Основными видами инновационной деятельности в институте являются следующие:

• формирование и реализация инновационной политики в рамках СМК;

• поиск и отбор перспективных новшеств;

• развитие инфраструктуры обслуживания инноваций;

• привлечение ресурсов для реализации инновационных проектов и программ;

• подготовка, сопровождение, экспертиза и реализация инновационных проектов;

• информационная поддержка и организация участия предприятий вуза, преподавателей, студентов и аспирантов в инновационных выставках и мероприятиях регионального, национального и международного уровней;

• развитие инновационной активности в студенческой среде;

• подготовка кадров для инновационной деятельности.

Особое значение в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ уделяется вопросам комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Кемеровской области. Участие студентов в составе рабочих групп по разработке и корректировке стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований Кемеровской области, реализации инновационных проектов по модернизации экономики и социальной сферы дает возможность подготовки практико-ориентированных специалистов и включения молодежи в решение актуальных проблем. За конкретные предложения по решению острых проблем социально-экономического развития и по итогам областного конкурса по разработке комплексных программ социально-экономического развития и инвестиционных проектов муниципальных образований, курируемых на уровне Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и администрации Кемеровской области, и в рамках окружного конкурса «Малая родина» в 2012 г. вуз стал победителем в двух номинациях из четырех в регионе: в номинации «Новые возможности» и «Инновационный подход».

Реализация новых прогрессивных форм научного сотрудничества на международном и региональном уровнях с бизнес-структурами, научными организациями, торговыми и промышленными предприятиями с целью совместного решения важнейших научно-практических задач и внедрения инновационных

разработок института в практическую сферу рассматривается в Кемеровском институте РГТЭУ не только как приоритетное направление деятельности вуза, но и как важнейший фактор модернизации региональной экономики.

Инновационный путь развития предполагает также и серьезную активизацию инновационного предпринимательства, расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов «инновационного лифта». Для укрепления связи с работодателями и совершенствования научно-образовательной деятельности была проведена серьезная систематическая и целенаправленная работа по организации взаимодействия с ОАО «Кузбасский технопарк», являющимся основным оператором реализации инновационной политики в Кемеровской области. В целях содействия приоритетным направлениям становления и развития данного важнейшего регионального института в инновационной сфере соответствующим образом были скорректированы научные исследования ученых, магистрантов и аспирантов вуза, а также тематика курсового и дипломного проектирования студентов.

В настоящее время в рамках реализации национального проекта «Образование» подписано и действует соглашение о сотрудничестве между институтом и ОАО «Кузбасский технопарк» для подготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента, согласно которому также осуществляется совместная разработка и патронирование инвестиционных проектов, имеющих первоочередное значение для региональной экономики, студенты под руководством преподавателей разрабатывают бизнес-планы. Одновременно им предоставлена возможность получения базовых знаний в сфере технологий и технологического менеджмента в рамках образовательных программ по экономическим и управленческим направлениям высшего образования.

Основой для наращивания прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.

В целях продвижения идей инновационного развития региона и в рамках уже действующего соглашения о стратегическом партнерстве с Институтом экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук на базе вуза создан НОЦ «Центр мониторинга инновационного развития», являющийся элементом инфраструктуры инновационной деятельности института и функционирующий на основе его взаимодействия с организациями и предприятиями различных отраслей и сфер деятельности в области научно-исследовательской, образовательной и профессиональной деятельности для обеспечения содействия реализации приоритетных направлений развития национальной и региональной экономики за счет проведения фундаментальных и прикладных исследований в сфере экономики, подготовки высококвалифицированных кадров, обеспечения консалтингового сопровождения проектов и др.

Новой для нашего вуза организационной формой, в рамках которой органично соединяются интересы работодателей и повышение качества подготовки бизнес-ориентированных специалистов, явился проект, связанный с созданием в 2011 г. Молодежной академии наук (МАН), в рамках которого для студентов главным слоганом стало: «Самое интересное, самое важное, самое «крутое» - это заниматься НАУКОЙ!». Основные цели создания и функционирования МАН направлены на содействие повышению качества подготовки и воспитания конкурентоспособных специалистов с высшим образованием, совершенствование студентами, аспирантами и молодыми учеными навыков научно-исследовательской и инновационной деятельности для создания молодежного научного «фундамента». Эти формы и механизмы способствуют созданию благоприятных условий и стимулов для прихода и закрепления в науке талантливой молодежи, склонной к исследовательской и инновационной деятельности, отработке и внедрению новых моделей обучения аспирантов с ориентацией на оправдывающие себя

мировые практики; поддержке существующих и новых научных школ, а также преемственности в их развитии.

Отличительной особенностью вуза по активизации самостоятельной научно-практической деятельности студентов является организация практически на всех кафедрах научно-дискуссионных студенческих клубов. На сегодняшний день около 850 студентов являются членами 22 научно-дискуссионных клубов.

Активизацией инновационной составляющей как приоритетного направления научной

деятельности вуза объясняется и повышение результативности и эффективности студенческой науки. Наиболее значимыми результатами научно-исследовательской работы студентов в вузе в 2012 г. стали 1-е место в областном конкурсе «Инновационный конвент 2012» в секции «Экономика и инновационное предпринимательство», 1-е место за участие в программе «Boot Camp Microsoft», г. Томск; два призовых места в городском конкурсе инновационных проектов за социально значимый проект «Кемерово индустриальный» (1-е место) и «Патруль качества» (3-е место), 5-е место в РФ за организацию научно-исследовательской работы студентов по рейтингу МСЭФ из 400 вузов страны, представляющих 83 региона России.

Приоритеты развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах обозначены в ряде программных и концептуальных документов, в которых курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования, а также в системе дополнительного профессионального образования. В вузе реализуется свыше 40 образовательных программ обучения взрослых, в том числе в области повышения квалификации специалистов и их подготовки по смежным специальностям. Программы повышения квалификации персонала включают изучение инструментов инно-

вационной деятельности, отработку навыков предпринимательства, а также в сферах экономики, права, компьютерных технологий и др.

Разрабатываются образовательные программы с включением в них модулей обучения инновационному предпринимательству. Они рассчитаны на выпускников вузов и предусматривают не только теоретическое обучение, но и практическую часть, в том числе стажировку на инновационных предприятиях и самостоятельное выполнение индивидуальных и групповых проектов.

Предполагается дальнейшее расширение и развитие в рамках социального партнерства деловых связей вуза на договорной основе с органами государственной власти, профессиональными объединениями работодателей, общественными организациями и другими заинтересованными структурами города и региона. В результате возрастет в целом влияние вуза на региональную политику развития системы профессионального торгово-экономического образования на инновационных принципах.

На создание в вузе инновационной среды, в которой станет возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической, воспитательной и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям регионального, российского и международного образовательного пространства, направлен и перспективный план развития Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, нацеленный на реализацию приоритетных направлений развития Кемеровской области и Сибирского федерального округа, прежде всего в части подготовки кадров и проведении научно-исследовательских и инновационных разработок.

Весьма перспективным представляется формирование модели исследовательского центра, в рамках которого вузы становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании их через инновационную деятельность. Принципиальными особенностями этой модели являются:

■ освоение студентами базовых компетенций исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики, переход к рациональной идее обучения студентов через научное исследование;

■ полноценный переход на уровневую систему «бакалавриат - магистратура», предполагающую активное использование магистрантов в качестве важнейшей «рабочей силы» для исследований и разработок;

■ вовлечение большей части преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая рассматривается как приоритетная по отношению к преподавательской работе;

■ углубление сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;

■ полидисциплинарность исследований и разработок;

■ формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий;

■ интернационализация научной деятельности, публикации в международных журналах, организация интернациональных исследовательских коллективов.

Важным условием развития многоуровневой системы подготовки кадров и сотрудничества вуза с органами власти по обеспечению торгово-экономической сферы и базовых отраслей региона высококвалифицированными специалистами, по нашему мнению, является формирование единого пространства образовательного кластера торгово-экономического профиля распределенного типа.

Основное назначение кластера видится в построении научно-инновационного, образовательного и воспитательного пространства на основе территориально-отраслевого партнерства с целью содействия устойчивому развитию региональной торгово-экономической сферы за счет развития технологий, внедрения инноваций, повышения эффективности использования ресурсов, повышения уровня профессионализма работников.

В состав кластера, помимо Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, целесообразно вхождение научно-исследовательских учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования профильной сферы, крупнейших торговых предприятий, страховых, финансовых организаций и т. п.

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ в рамках создания кластера видится центром подготовки высококвалифицированных специ-

алистов, накопления и расширенного воспроизводства идей, знаний, новых интеллектуальных и научных технологий, способных влиять на развитие торгово-экономической сферы региона во взаимной связи и контакте с органами власти, бизнес-сообществом, заинтересованными деловыми и общественными кругами.

Создание образовательного кластера торгово-экономического профиля распределенного типа для региона способствует:

- созданию единого научно-инновационного, образовательного пространства в торгово-экономической сфере региона;

- повышению качества, доступности, вариативности профессионального образования торгово-экономического профиля;

- диверсификации видов, направлений и форм профессионального обучения;

- реализации модели непрерывного профессионального торгово-экономического образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

- усилению кадрового, образовательного и научного потенциала торгово-экономической сферы региона;

- созданию единой информационной системы потребности в специалистах торгово-экономической сферы;

- обеспечению четкого взаимодействия органов власти, бизнес-среды и базовых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для торгово-экономической сферы;

- формированию торгово-экономического вуза инновационного типа, обеспечивающего клиентоориентированность основных и дополнительных образовательных программ и научно-исследовательской деятельности;

- внедрению механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов, повышение мотивации софинансирования инновационной, образовательной, воспита-

тельной и научной деятельности вуза со стороны предприятий торгово-экономической сферы.

При формировании образовательного кластера торгово-экономического профиля распределенного типа Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ становится своеобразным «мозговым центром» развития потребительского рынка Кузбасса, региональным центром инновационного развития потребительского рынка, выполняющего научные, образовательные, консалтинговые функции.

Формирование образовательного кластера торгово-экономического профиля рассредоточенного типа, развитие системы непрерывного торгово-экономического образования откроют возможности для увеличения количества обучающихся, а также значительно повысят качество подготовки студентов и слушателей с учетом потребностей современного рынка труда, повысят их гражданскую и социальную ответственность.

Инновационная среда торгово-экономического кластера будет способствовать научно-педагогическим работникам и студентам применить свои профессиональные, исследовательские и социокультурные компетенции для решения актуальных задач развития Кузбасса.

Таким образом, реализация кластерной политики будет способствовать росту конкурентоспособности вуза за счет эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географическим близким расположением, расширению доступа к инновационным технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также реализации совместных кооперационных проектов.

Реализация поставленных задач в области инновационной и научной деятельности обеспечит разработку, трансфер и коммерциализацию результатов научно-инновационной деятельности, отвечающих возрастающим потребностям сферы обращения и базовых отраслей экономики региона в условиях присоединения России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.