Научная статья на тему 'Молодежное движение в начальном профессиональном образовании'

Молодежное движение в начальном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежное движение в начальном профессиональном образовании»

дерациями и союзами по видам спорта, увеличивается количество проводимых в Кузбассе соревнований.

В 2006 году около 750 спортсменов участвовали в различных соревнованиях всероссийского и международного уровней. Только более 500 спортсменов, воспитанников СДЮШОР и ДЮСШ, приняли участие во всероссийских соревнованиях.

Более 120 спортсменов области являются членами сборных команд России по различным видам спорта.

Увеличилось количество проводимых на территории Кемеровской области соревнований и турниров регионального, всероссийского и международного уровней.

Важнейшим фактором привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом в Кемеровской области является проведение спортивно-массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, таких как спартакиады вузов, ОУ СПО и НПО.

В целях совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса, кандидатов в сборные команды РФ в 2006 году в Кузбассе открыта областная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по лыжным гонкам.

Важнейшим направлением в работе с детьми является организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства. Сегодня в Кузбассе 177 клубов, в которых занимаются свыше 20 тысяч детей и подростков.

Во исполнение поручения Губернатора области А. Г. Тулеева по организации активного отдыха, досуга и оздоровления детей и молодежи в летний период на территории Кемеровской области функционируют более 1000 спортивных площадок.

В целях популяризации физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни, подде-

ржки молодых спортсменов ежегодно проводятся областные спортивно-массовые мероприятия, среди которых областные конкурсы: «Молодая спортивная семья Кузбасса», «Спортивный журналист года».

В эфире ГТРК «Кузбасс» транслируются спортивные программы: «Овертайм», спортивные выпуски программы «Молодость Кузбасса», домашние и выездные матчи команды «Кузбасс» по хоккею с мячом, всероссийские и международные турниры по боксу и тайскому боксу, проходящие на территории Кемеровской области.

Ежегодно по итогам спортивного года награждаются лауреаты конкурса «Десятка лучших» в шести номинациях. На основании распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области ведущие спортсмены, члены сборных команд России и Кузбасса, получают питание, стипендию.

Материал предоставлен департаментом молодежной политики и спорта Кемеровской области http://www.dmps.ru

молодежное движение в начальном профессиональном образовании

Т. М. Титорова, методист Областного дома техники НПО

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Эффективным средством формирования личной активной позиции молодых людей во всех видах их общественно полезной деятельности является широкое развитие самоуправления в ученическом кол-

лективе. Это направление воспитательной работы в учреждениях НПО является наиболее актуальным, так как от общественной активности обучающегося во многом зависит его дальнейшее социальное благополучие. Учреждения НПО, учащиеся которых представляют все слои общества, способны чутко реагировать на нужды социально незащищенных групп населения и взять на себя часть заботы о них.

Стимулирование активных действий органов самоуправления по вовлечению молодежи в общественную деятельность, активизация деятельности администраций образовательных учреждений, на-

правленной на поддержку разнообразных форм активности учащихся, формирование системного подхода к определению стратегии государственной поддержки молодежи на этапе жизненного старта являются необходимым условием развития профессионального образования в Российской Федерации, Кузбассе. Самоуправление - это не самоцель, а средство осуществления задач по подготовке молодых специалистов с определенным набором личностных качеств, таких как: компетентность, инициативность, коммуникабельность, толерантность, - которые отвечают современным требованиям рынка труда.

Анализ ситуации в учреждениях начального профессионального образования показывает, что у обучающихся растет понимание собственной роли в делах образовательного учреждения. Ребята готовы к участию в различных сферах общественной жизни. Работа в органах ученического самоуправления формирует у молодых людей умения принимать самостоятельные решения, брать ответственность за результаты работы коллектива и за свое профессиональное становление. Самостоятельность и активность молодых специалистов, прошедших практику самоуправления, вполне отвечают современным требованиям рынка труда.

Сегодня в учреждениях НПО отмечается многообразие форм ученического самоуправления. Это профсоюзные организации, советы (комитеты) учащихся, общественные объединения, молодежные общественные организации, научные общества, движение студенческих отрядов, отряды охраны правопорядка, клубы по интересам, творческие объединения, советы в общежитиях, волонтерские дружины и другие.

Департаментом образования и науки Кемеровской области проводится систематическая работа по развитию общественной активности учащихся, формированию их гражданской позиции.

Можно говорить о повышении общественной активности обучающихся. Так, если в 2006/2007 учебном году в органах самоуправления было занято 1 773 обучающихся, то в 2008/2009 учебном году - 2 175.

Практически во всех учреждениях начального профессионального образования созданы советы учащихся, проводится конкурс на лучшую группу. Есть опыт проведения областных школ актива по обмену опытом работы. На базе ПУ № 14 и 17 г. Ленинска-Кузнецкого проведены областные школы актива.

Департамент образования и науки является координатором работы образовательных учреждений по сотрудничеству с общественными организациями Кузбасса по привлечению молодежи к участию в областных и всероссийских акциях гражданской направленности. В рамках Всероссийской акции «Мы - граждане России» в учреждениях начального профессионального образования преподавателями истории, обще-ствознания, правоведения проведены уроки на тему «Права человека», классные часы «Конституция РФ», «Символика РФ», «Символика Кемеровской области», открытые внеклассные мероприятия «Мы - граждане России!», концертные программы под девизом «Живи, Россия, здравствуй!». Также состоялся просмотр и обсуждение художественных фильмов гражданско-патриотической направленности. В ходе мероприятий уделено особое внимание содействию воспитания уважения к основным правам и свободам человека, заключенным во Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ, развитию чувства гордости по отношению к государственной символике и символике Кемеровской области, гордости за государство. В акции приняли участие 22 тыс. учащихся из 51 ОУ НПО. К основным результатам проведения акции можно отнести высокую заинтересованность и внимание учащихся к темам мероприятий, повышение уровня информированности ребят о правах и свободах молодежи.

Ежегодная общероссийская неделя добровольцев проводится в России с 1997 года. В 2009 году она посвящена Году молодежи, в ее рамках 25 апреля 2009 года состоялось празднование Дня молодых добровольцев России, целью которого является продвижение молодежного добровольчества и признание роли и вклада молодых людей в социальное и экономическое развитие России. Добровольчество - это возможность для ребят повысить свою самооценку, убедиться в собственной нужности, получить практический опыт общения и взаимодействия в коллективе, а также определенные профессиональные навыки, которые могут сыграть положительную роль при трудоустройстве в условиях социально-экономического кри-

зиса. Результатом проведения Весенней недели Добра - 2009 в Кемеровской области стало множество общественно полезных мероприятий и проектов, включающих благоустройство микрорайонов, территорий, посадку деревьев, очистку скверов, парков; проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей; проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым, одиноким людям, детям, инвалидам.

Во всех образовательных учреждениях развивается волонтерское движение. Постоянные отряды волонтеров работают в 42 ОУ. В них объединено 2 100 человек, которые организуют волонтерскую работу в целом. К участию в волонтерских акциях привлечено более 20 000 человек.

В рамках благотворительной программы и по инициативе ОАО «Кузбассэнерго» в октябре 2008 года проведен областной конкурс добровольческих инициатив «Энергия молодых». В конкурсе приняли участие 77 образовательных учреждений. Из них 26 - учреждения начального профессионального образования. Победители: профессиональное училище № 55 г. Юр-ги и профессиональное училище № 31 г. Гурьевска -награждены денежными премиями. Большинство образовательных учреждений награждено за эффективную работу по развитию волонтерского движения почетными грамотами администраций районов, городов, области.

В 2008/2009 учебном году 2 100 человек явились организаторами волонтерского движения.

Во всех ОУ НПО разработан определенный механизм деятельности органов самоуправления, внедряются и разрабатываются специальные программы по самоуправлению.

Например, в профессиональном лицее № 79 пгт. Тяжинский разработана программа «Лидер», направленная на организацию работы среди учащихся по формированию активной гражданской позиции. Организована еженедельная работа по участию активистов лицея в Дне самоуправления администрации Тя-жинского района, где учащимся предлагается попробовать свои организаторские и профессиональные способности на месте руководителя сельской территории, главного бухгалтера администрации района, главы района. По данной программе в 2008 году занималось 125 человек. Совет актива лицея разрабатывает план мероприятий на учебный год, который обсуждается и принимается на собрании совета лицея, который проводится один раз в полгода. Один из членов совета актива лицея входит в состав совета молодых специалистов района, принимающий решение о награждении учащихся. В лицее и на территории лицея действует молодёжная лицейская дружина по охране правопорядка «МоЛоДость» в составе 72 че-

ловек. В лицее продолжают работать центры юношеской ассоциации «Доброе дело - добрыми руками»:

- творческо-эстетический центр (ВИА «Перемена», кружки кройки и шитья, вязания, «Изготовление изделий из бересты и дерева»;

- информационно-телевизионная студия;

- пресс-центр, выпускающий газету «Ступенька»;

- хореографическая студия «Весна»;

- театральная студия.

В 2008/2009 учебном году начал работать совет нравственного воспитания. Его работа направлена на воспитание культуры речи.

По инициативе отдела молодежной политики и спорта района на базе лицея проходят занятия школы актива с участием представителей отдела молодежной политики и спорта. Администрацией Тяжинского района был объявлен конкурс на лучшую группу года и 5 лучших обучающихся года. Группе-победителю вручена премия в размере 20 000 рублей (юноши с 23 по 27 июня отдыхали на озёрах Хакасии), а учащимся-победителям вручена персональная премия в размере 5 000 рублей (каждому).

Разработана и действует программа «Молодёжное профессиональное агентство». Ее цель - организация занятости учащихся в свободное от учёбы время, трудоустройство, стройотряды, сбор информации по успешному карьерному росту выпускников лицея. В течение учебного года было трудоустроено 108 учащихся, из них 30 трудились в стройотряде, 5 - в бригадах по благоустройству посёлка, 10 участвовали в организации игр с детьми на дворовых площадках, 5 - в развлекательном детско-юношеском центре «Хуторок», 40 работали на уборке снега, 18 - у частных предпринимателей. Активисты лицея сотрудничают с моло-

дёжной биржей труда Тяжинского района, центром занятости, отделом молодёжной политики и спорта района. Большая и эффективная работа проводится по программе «Забота» (волонтерская практика). В реализации данной программы в 2008 году приняли участие 184 лицеиста, оказана помощь 43 семьям нуждающихся. В течение года лучшие волонтёры лицея дважды награждались администрацией Тяжинского района денежными премиями по 500 рублей (каждый).

25 учащихся входят в организацию «Молодая гвардия» - отделение партии «Единая Россия».

Очень важно направить усилия образовательных учреждений на создание условий формирования и развития у учащихся чувства хозяина поселка, города, области, страны.

Этому способствует целенаправленная работа по созданию студенческих отрядов и организация работы ремонтных бригад.

Каждый учебный год количество обучающихся системы НПО, занятых в стройотрядах, составляет порядка 700-800 человек.

С 2002 года строительный отряд «Маяк» профессионального училища № 14 г Ленинска-Кузнецкого работает по заявке администрации города на отделке фасадов зданий и отделке квартир новых домов. В ноябре 2008 года стройотряд «Маяк» стал лауреатом губернаторской премии «Молодость Кузбасса». Участие в реальных делах повышает ответственность учащихся за результат порученного дела.

По инициативе образовательных учреждений при взаимодействии с центрами занятости создаются бригады учащихся, которые занимаются ремонтом зданий образовательных учреждений, подготовкой их к новому учебному году. В 2008/2009 учебном году участниками ремонтных бригад должны стать почти 2 000 обучающихся.

В настоящее время хорошее воспитание (воспитанность) не рассматривается значительной частью общества как важное условие достижения высокого качества жизни отдельного человека и общества в целом. Вместе с тем хорошее образование (воспитание и обучение) является ключевым параметром, определяющим качество жизни. Именно образование создает широкие возможности для развития внутреннего потенциала личности.

Под руководством департамента образования и науки Кемеровской области областной Дом техники начального профессионального образования инициирует работу образовательных учреждений по участию в мероприятиях, направленных на повышение качества профессионального образования, на формирование конкурентоспособного рабочего, воспитание у ребят чувства сопричастности к совместной деятельности коллектива. В областных конкурсах и фестивалях в 2008 году приняли участие 3 200 обучающихся.

Ежегодный областной фестиваль «Арт-Профи-Фо-рум» направлен на создание условий для развития технических, творческих способностей молодых людей, повышение уровня профессиональных знаний. Ежегодно фестиваль привлекает все больше участников, расширяется ассортимент и перечень изделий, улучшается качество продукции, представляемой на выставку.

Если в 2006/2007 учебном году участниками фестиваля «Арт-Профи-Форум» были 54 ОУ НПО и СПО (1 600 человек), то в 2008/2009 учебном году - 2 010 человек.

В 2007 году четыре обучающихся ОУ НПО (три -из ПУ № 14 и один из ПЛ № 70) получили гранты по федеральной программе «Государственная поддержка талантливой молодежи». В 2008 году гранты по федеральной программе получили учащаяся из ПУ № 14 и учащийся из ПУ № 55.

Развитию предпринимательской активности и профессионального творчества обучающихся способствует также проведение областных конкурсов «Профессиональный потенциал Кузбасса» и «Молодо-зелено».

Эффективным стимулом активизации технического и профессионального творчества учащихся, повышения качества профессионального образования являются областные конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся и мастеров производственного обучения, проходящие ежегодно по различным профессиям.

В ОУ НПО созданы центры содействия трудоустройству и адаптации учащихся. С целью их развития и организации эффективно функционирующей системы содействия трудоустройству и адаптации на рынке труда выпускников учреждений НПО Кемеровской области проведен областной конкурс «Карьера». Чем выше уровень профессионального мастерства, чем увереннее в своих знаниях обучающийся, тем успешнее он адаптируется в современном мире, на рынке труда. Всего в областных конкурсах профессионального мастерства в 2008 году приняли участие 114 обучающихся выпускных групп. Победитель областного конкурса профессионального мастерства Андрей На-уменко из ПЛ № 79 п. Тяжинский стал победителем всероссийского конкурса!

Образовательные учреждения ведут большую работу по формированию гражданской позиции учащихся, готовности и способности молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества в целом, достойно отвечать на «вызовы» современного мира. Патриотизм предполагает осознание и прочувствование человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей Родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.

Культурно-просветительским и методическим центром по формированию разносторонне развитой личности обучающегося, обладающей чувством патриотизма, национальной гордости, историческим самосознанием, высоким эстетическим вкусом, является Областной музей истории начального профессионального образования. Музеем систематически проводится ряд мероприятий, направленных на развитие общественной активности молодежи и формирование гражданской позиции.

С целью пропаганды художественного и технического творчества в системе начального профессионального образования, связи поколений через передачу опыта старшего поколения молодежи проведен областной конкурс-выставка среди учащихся учреждений начального профессионального образования и их семей на тему «Художественное и техническое творчество моей семьи». На конкурс были представлены 43 работы учащихся.

С целью привлечения учащихся к поисково-исследовательской деятельности через расширение знаний

истории родного края, воспитания учащихся на героических и трудовых примерах лучших представителей кузбасской профшколы Областным музеем истории НПО была организована и проведена областная краеведческая конференция «Роль профессионального образования в развитии промышленного Кузбасса с 1941 года до наших дней». На областную конференцию было представлено 30 поисково-исследовательских работ из 30 образовательных учреждений НПО.

При Областном музее истории НПО в течение года работает школа экскурсоводов, проходят тематические занятия с учащимися-активистами музеев учреждений начального профессионального образования.

Участие молодежи в общественной деятельности содействует становлению их активной жизненной позиции, разработке позитивной жизненной стратегии молодого человека. Очень важно сегодня уделить особое внимание оживлению этой работы в образовательных учреждениях, изжить формальное отношение и подход к организации работы общественных организаций и органов самоуправления.

формирование лидерских качеств будущего педагога.

Итоги экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

М. И. Губанова, доктор педагогических наук, профессор, ГОУ ВПО «КемГУ» Г. В. Угляница, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»

Социально-политические и экономические преобразования, происходящие в российском обществе, потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности.

Инициативу качественных преобразований в обществе и целенаправленное управление процессом нововведений могут взять на себя настоящие лидеры. Поэтому важным аспектом стратегии государственной молодежной политики является подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в которой лидерские качества, предприимчивость, коммуникабельность и неординарность мышления играют большую роль. В связи с этим особенно актуальны и востребованы научно-практические исследования, призванные разработать и экспериментально проверить систему методов и средств, способствующих формированию у молодежи лидерских качеств.

Реальный путь формирования личности молодого энергичного лидера - подготовка педагога-лидера, ибо справиться с задачей формирования воспитанника-лидера сможет только педагог, осознавший важность этой проблемы еще в годы своего профессионального образования, знающий, как развивать

лидерские качества у себя, а в будущем - у своего ученика, и целенаправленно работающий над этим. Эти идеи были положены в основу экспериментальной работы в ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж», посвященной исследованию проблемы формирования лидерских качеств будущих педагогов.

В процессе эксперимента нами были выявлены концептуальные подходы к исследованию проблемы лидерских качеств педагога и норм лидерства в педагогической деятельности, на основе педагогического проектирования разработана и апробирована технология формирования лидерских качеств студентов педагогического колледжа в процессе их социально-профессионального самоопределения.

Анализ методологических подходов (структурный, функциональный, поведенческий, ситуационный, многофакторный), известных теорий и концепций лидерства (теория черт лидера, лидерских ролей, лидерства как функции группы, стилей лидерства, лидерства как функции ситуации, вероятностная модель эффективного лидера, личностно-ситуативная теория лидерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.