Научная статья на тему 'Сохраняя традиции, создаем будущее, или плехановская модель торгово-товароведного образования'

Сохраняя традиции, создаем будущее, или плехановская модель торгово-товароведного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛЕХАНОВКА / ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ / ТОВАРОВЕДЕНИЕ / ЦИКЛ ДИСЦИПЛИН / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PLEKHANOVKA / TRADE INDUSTRY / COMMODITY RESEARCH / CYCLE OF DISCIPLINES / UNIVERSITY / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкин Анатолий Викторович

В статье широко представлена история РЭУ им. Г. В. Плеханова с момента его образования и до сегодняшних дней. Освещены замечательные традиции вуза, позволившие современной Плехановке быть известным и востребованным университетом. Особое внимание уделено становлению и развитию торгово-товароведного направления подготовки высококвалифицированных специалистов. Автором сделана попытка увязать учебно-образовательный процесс в Плехановке по торговому направлению с основными этапами социально-экономического развития России и отдельными отраслями народного хозяйства. Обозначена преемственность традиций, а также контуры современной модели подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шишкин Анатолий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the history of the Plekhanov University from the moment of its formation to the present day. The wonderful traditions, which allowed Plekhanovka to become famous and popular, are highlighted. Special attention is paid to the growth and development of trade and commodity areas of higher education process. The author attempts to connect the Plekhanov educational process in trade area with the main stages of socio-economic development of Russia and specific sectors of its economy. The continuity of traditions, as well as the features of the contemporary model of education process are pointed out.

Текст научной работы на тему «Сохраняя традиции, создаем будущее, или плехановская модель торгово-товароведного образования»

РЭУ им. Г. В. Плеханова - 110 лет

СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ, СОЗДАЕМ БУДУЩЕЕ,

ИЛИ ПЛЕХАНОВСКАЯ МОДЕЛЬ ТОРГОВО-ТОВАРОВЕДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шишкин Анатолий Викторович

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры маркетинга, главный научный сотрудник - директор образовательно-научного центра «Торговля» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: shishkin.av@rea.ru

В статье широко представлена история РЭУ им. Г. В. Плеханова с момента его образования и до сегодняшних дней. Освещены замечательные традиции вуза, позволившие современной Плехановке быть известным и востребованным университетом. Особое внимание уделено становлению и развитию торгово-товароведного направления подготовки высококвалифицированных специалистов. Автором сделана попытка увязать учебно-образовательный процесс в Плехановке по торговому направлению с основными этапами социально-экономического развития России и отдельными отраслями народного хозяйства. Обозначена преемственность традиций, а также контуры современной модели подготовки специалистов.

Ключевые слова: Плехановка, торговая отрасль, товароведение, цикл дисциплин, университет, образовательная система.

BY ADHERING TO TRADITIONS WE BUILD UP OUR FUTURE OR PLEKHANOV MODEL OF TRADE AND COMMODITY-RESEARCH

EDUCATION

Shishkin, Anatoly V.

Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department for Marketing, Chief Researcher -Director of the Trade Scientific Centre of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: shishkin.av@rea.ru

The article presents the history of the Plekhanov University from the moment of its formation to the present day. The wonderful traditions, which allowed Plekhanovka to become famous and popular, are highlighted. Special attention is paid to the growth and development of trade and commodity areas of higher education process. The author attempts to connect the Plekhanov educational process in trade area with the main stages of socio-economic

development of Russia and specific sectors of its economy. The continuity of traditions, as well as the features of the contemporary model of education process are pointed out. Keywords: Plekhanovka, trade industry, commodity research, cycle of disciplines, university, educational system.

Стодесятилетняя годовщина Плехановского университета - знаменательное событие не только для самих плехановцев разных поколений, но и для наших друзей. А их у Плехановки за более чем вековой период образовалось немало. Да и география наших связей весьма широка - мы успешно сотрудничаем с более чем 80 университетами мира.

Чтобы говорить о традициях, обратимся к истории. 19 февраля 1907 г. министром торговли и промышленности Российской империи был подписан приказ о создании Московского коммерческого института (МКИ), в состав которого вошли Мужское коммерческое училище (сегодня I корпус университета), удостоенное имени цесаревича Алексея, и Женское коммерческое училище (сегодня здание IV корпуса с домовым храмом во имя Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»). В создании института активная роль принадлежала крупнейшему московскому банкиру Алексею Семеновичу Вишнякову, чей бюст установлен в рекреационном зале I корпуса университета.

Следует заметить, что МКИ создавался в Замоскворечье по инициативе передового российского купечества и на его деньги. И хотя он относился к ведомству Министерства торговли и промышленности, деньги из казны не получал.

Создание первого высшего экономико-коммерческого учебного заведения было не данью моде, а социальным запросом на высококвалифицированные кадры инженеров, экономистов, товароведов и других специалистов для быстроразвивающейся экономики России того периода.

Действительно, экономика России в начале XX в. находилась на подъеме. Среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 9%, что выше, чем в таких

странах, как Германия, США, Англия. Во многих отраслях народного хозяйства, в том числе в торговле, значительную роль играл иностранный капитал, для которого установление в 1897 г. золотого стандарта служило определенной гарантией успешности бизнеса в России.

Премьер-министр С. Ю. Витте не только поддерживал отечественные вложения, но и способствовал ассимиляции иностранных вложений. Для иностранцев российский рынок сбыта был привлекательным как с позиций масштаба, так и прибыльности.

С 1907 по 1913 г. активно развивалась торговая отрасль. К 1913 г. внутренний оборот товаров вырос в 1,5 раза и составил 19,6 млрд рублей (в пересчете на сегодняшние цены - это около 20 трлн рублей). Внешнеторговый оборот также увеличился и составил 2,6 млрд рублей (в сегодняшних ценах - около 3 трлн рублей), в том числе 1,5 млрд рублей - экспорт. Традиционно экспортными товарами для России являлись сырье и сельскохозяйственная продукция. Россия была одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире [2].

С самого начала своего создания МКИ был нацелен на удовлетворение потребности в высококвалифицированных кадрах с широким кругозором и творческим началом, умеющих сочетать теорию и практику, применять полученные знания в конкретных делах. В МКИ серьезные знания экономики и права опирались на глубокую общеобразовательную базу.

Первоначально существовали два отделения (факультета): экономическое и ком-мерческо-техническое. В этом состояла специфика МКИ, сочетавшего коммерческое и техническое направления подготовки, разнообразные дисциплины в учебном плане, в отличие от традиционного деле-

ния на гуманитарные и технические вузы. Большое внимание уделялось языковой подготовке. По крайней мере, один иностранный язык был обязательным на выпускных экзаменах.

На экономическом факультете помимо экономики и финансов в учебном плане значительное место отводилось правовым дисциплинам, а также языковой подготовке (немецкий, французский, английский, итальянский, персидский, сартский).

В основе программы коммерческо-технического отделения лежало изучение таких дисциплин, как высшая математика, физика, химия, кристаллография, бактериология, ботаника и зоология, механика, электротехника, а также блока экономико-правовых дисциплин.

Следует отметить, что учебные планы и программы того времени отличались продуманностью и насыщенностью, что позволяло готовить высококвалифицированных специалистов широкого профиля, эрудированных личностей и граждан России. Этому способствовало то, что к разработке учебных программ привлекались не только профессора различных учебных заведений Москвы, но и, что очень важно и сегодня, профессионалы-практики соответствующих видов деятельности.

Уже тогда в цикле изучаемых дисциплин четко прослеживалась торговая направленность. Российские купцы-предприниматели для развития торговли серьезное внимание уделяли зарубежному опыту подготовки коммерческих кадров.

Специальные циклы дисциплин устанавливались для лиц, «ищущих специальной научной подготовки к преподаванию товароведения». Важно отметить, что востребованным был цикл «торговаго агентства для лицъ, которыя имЪють въ виду въ будущемъ непосредственное участае въ торгово-промышленной деятельности какъ въ Россш, такъ и за границей, а также и возможное примкнете своихъ познанш на служба общественной и государственной» [3].

Первый выпуск коммерческого отделения состоялся в 1912 г. Его выпускник Н. И. Козин впоследствии стал заведующим кафедрой товароведения продовольственных товаров МИНХа им. Г. В. Плеханова. Высокий уровень образования обеспечивался строгим отбором преподавательского состава. Помимо высшего образования требовался известный опыт в научной, педагогической и практической деятельности.

Так, курс товароведения и технологии органических веществ вел известный ученый, академик В. Р. Вильямс, курс политической экономии - А. А. Мануйлов, крупный экономист. Ф. В. Церевитинов читал курс товароведения органических веществ, Я. Я. Никитинский - товароведения и технологии пищевых продуктов.

Деятельность института не ограничивалась только учебной работой. Преподавателями МКИ были видные ученые, которые активно развивали научно-исследовательскую работу, в том числе вовлекали в научную работу студентов.

В соответствии с решением III Государственной Думы (февраль 1912 г.) институту был присвоен статус государственного высшего учебного заведения. Первым директором Московского коммерческого института назначается П. И. Новгородцев. 3 июня 1912 г. Устав МКИ утверждает Николай II.

I и II корпуса (их строительство было завершено к 1912 г.) института были соединены подземным переходом. Комплекс зданий, по мнению специалистов, по «изяществу, удобствам и применению всех новейших достижений науки и техники является образцом среди таковых не только в России, но и в Западной Европе» [4].

Цель института была четко определена уставом: «Давать высшее коммерческое и политико-экономическое образование». Профессор П. И. Новгородцев вспоминал: «Всего более мы стремились к тому, чтобы связать науку с жизнью» [1].

Октябрьская революция 1917 г. затронула всю систему образования, но наибо-

лее ощутимо сказалась на высшей школе, в том числе и Московском коммерческом институте. Жизнь института, как и всей страны, была трудной.

По решению Наркомпроса РСФСР 2 апреля 1919 г. институт стал называться Московским институтом народного хозяйства имени К. Маркса. В 1924 г. ВЦИК РСФСР присвоил институту имя Г. В. Плеханова.

Выработка профиля, стабилизация учебных планов в начале 1930-х гг. проходили одновременно с реорганизацией самого института.

В 1934/35 гг. институт перешел в ведение Наркомвнуторга СССР. Были выделены три основных факультета: торгово-экономический, учетно-экономический и товароведный. С 1935 г. МИНХ им. Г. В. Плеханова стал готовить специалистов для советской торговли. На отделении внутренней и внешней торговли слушатели изучали экономику торговли, торговую статистику, торговое право, торговое счетоводство, организацию и технику экспорта и импорта и др. Товароведное отделение готовило высококвалифицированных химиков-товароведов.

МИНХ по-прежнему занимал лидирующие позиции в подготовке специалистов для торговли и общественного питания. Различные факультеты института становились базой при создании других вузов или их факультетов, например, МВТУ, МЭИ, МГЭИ. На базе кооперативного отделения был создан Институт советской кооперативной торговли. Сегодняшнее объединение с МЭСИ - повторный акт вливания студентов этого вуза в МИНХ в 1942 г.

Ведомственная принадлежность в течение почти 50 лет республиканскому министерству торговли обеспечила приоритетную подготовку специалистов для торговли и общественного питания всего Союза. По окончании института по торговой специальности выпускники работали в планово-экономических структурах союзных и республиканских министерств и ве-

домств, директорами торговых предприятий, заведующими торговыми отделами, оптовых контор, объединений и др.

В институте успешно работали кафедры соответствующего профиля: экономики торговли, организации и техники торговли, товароведения продовольственных и промышленных товаров, права, планирования, бухучета и др.

К концу 60-х гг. ХХ в. МИНХ им. Г. В. Плеханова стал ведущим торгово-экономическим вузом страны, хотя существовали и другие вузы торгового профиля (ДВИСТ, ЗИСТ). Причем лидерство и авторитет Плехановки в торгово-товароведной сфере признаются и сегодня.

В МИНХе того периода ведущим был торгово-экономический факультет. На кафедрах экономики торговли и организации и техники торговли занятия вели крупные ученые, профессора М. М. Лиф-шиц, П. В. Пирогов, С. С. Васильев, С. В. Серебренников, Г. Ф. Орлов, А. П. Половников и др. Эти два факультета внесли значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства.

Росла и международная известность Плехановки, что способствовало притоку иностранных студентов из Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. По существу, МИНХ им. Г. В. Плеханова сформировался как учебное заведение университетского типа. Усилилась математическая подготовка, а в 1970 г. был открыт факультет экономической кибернетики.

70-80-е гг. ХХ в. характеризуются активным развитием института практически по всем направлениям: учебно-методическому, научно-исследовательскому, материально-техническому. В 1971 г. было принято Постановление Правительства СССР о строительстве «Большого МИНХа».

Преподаватели и студенты принимали активное участие в подготовке и проведении Олимпиады-80 в Москве. В этот же период был построен III корпус и Конгресс-центр МИНХа.

Распад СССР негативно сказался на системе отечественного высшего образования. 13 августа 1991 г. Постановлением Совета Министров РСФСР МИНХ был преобразован в Российскую экономическую академию имени Г. В. Плеханова. На наш взгляд, это был шаг назад, поскольку уже тогда Плехановка, по сути, была вузом университетского типа.

В совершенствовании учебного процесса большое значение приобретает внедрение информационных технологий. Актуальным направлением становится интеграция образования и науки. В академии начали складываться научные школы. Активно шла подготовка кандидатов и докторов наук через аспирантуру и докторантуру. В то время в академии функционировало 13 докторских и кандидатских диссертационных советов.

100-летний юбилей Российская экономическая академия имени Г. В. Плеханова широко отметила в Кремлевском дворце съездов. Приветствие в адрес академии поступило от Президента России В. В. Путина.

Новая страница в истории Плехановки была перевернута с приходом в 2008 г. В. И. Гришина. Единогласно избранный ректором Виктор Иванович Гришин активно включился в многогранную работу на новом посту.

К 110-й годовщине РЭУ им. Г. В. Плеханова подошел с замечательными достижениями в учебной и научно-исследовательской работе. Университет занимает достойные места в общемировых рейтингах, например, таких, как QS Stars University Ranking, QS UniversityRanking, QS BRICS и др.

Многие образовательные программы прошли аккредитацию в Европейском совете по бизнес-образованию (ECBE), Ассоциации программ МВА (АМВА).

Сплоченный коллектив Плехановского университета в настоящее время трудится в отреставрированных исторических зданиях I, II, IV корпусов, а также модернизированных и вновь построенных III, V, VI

корпусах. Преподаватели и студенты гордятся своей преображенной альма-матер.

В продолжение замечательных традиций Плехановского института не случайно в РЭУ им. Г. В. Плеханова был создан образовательно-научный центр «Торговля», который первоначально объединял 9 кафедр. Не будем здесь вступать в дискуссию, нужен или нет подобный формат, а остановимся на концептуальных положениях плехановской модели подготовки специалистов для торговой отрасли, или, как сейчас принято говорить, на видах деятельности, которые будут делать будущее. Понятно, что сейчас другое время, другая ситуация, другие требования. Но тогда должна быть и иная образовательная концепция. Мы как послушные дети вступили в Болонский процесс. Отрываться от мировых образовательных трендов не надо, но не надо забывать и свой опыт, свои отечественные наработки.

Российская образовательная система была нацелена на подготовку широкоэрудированных, мыслящих специалистов, достойных граждан своей страны. Сейчас культивируются высокотехнологичный учебный процесс, оперативная передача информации (знаний) и тестовый контроль успешности этой передачи. Возможно, такие специалисты тоже нужны, скажем, на уровне бакалавриата.

Продолжая торгово-товароведческие традиции, считаем, что в РЭУ им. Г. В. Плеханова должен быть центр, курирующий и развивающий дисциплины этого направления. Будет ли это ОНЦ или другая форма - не принципиально. Важен набор дисциплин, необходимых современному специалисту, а также современные образовательные технологии. Любой учебный план и любая образовательная программа должны быть итогом совместной работы преподавателей и работодателей.

Очевидно, что возрастает роль работодателя в подготовке специалистов (бакалавров или магистров). Работодатель - это реальный заказчик нашей продукции.

Плехановка с момента основания всегда была ориентирована на связь с практикой. Практико-ориентированными должны быть и современные учебные планы. Меняется также роль преподавателя. В большей степени он становится помощником-консультантом при более свободном режиме работы и самостоятельной траектории получения знания студентами.

Торговля была и остается важнейшей отраслью экономики. В ВВП она занимает достойное место. Поэтому Российскому экономическому университету имени Г. В. Плеханова как старейшему заслуженно уважаемому вузу, сохранившему торго-во-товароведное направление, необходимо и в будущем выступать лидером на рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Каталог научного потенциала РЭА им. Г. В. Плеханова. - М. : РЭА им. Г. В. Плеханова, 2007.

2. Кулишер И. М. История русской торговли и промышленности / сост. А. В. Куряев. -Челябинск : Социум, 2003.

3. Московский коммерческш институтъ. Краткий обзоръ преподавания на 1914/15 академическш годъ. - Брошюра, 1914.

4. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. Страницы истории: становление, развитие и современность / под общ. ред. А. В. Шишкина. - М. : ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2011.

5. Скрипникова М. И., Смирнов Ю. И. Роль ученых Московского университета в становлении Московского коммерческого института // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 1 (85). - С. 3-9.

References

1. Katalog nauchnogo potentsiala REA im. G. V. Plekhanova [The Catalogue of Academic Potential of the Plekhanov Russian Academy of Economics]. Moscow, Plekhanov Russian Academy of Economics, 2007. (In Russ.).

2. Kulisher I. M. Istoriya russkoy torgovli i promyshlennosti [History of Russian Trade and Industry], compiled by A.V. Kuryaev. Chelyabinsk, Sotsium, 2003. (In Russ.).

3. Moskovskiy kommercheskiy institut#. Kratkiy obzor# prepodavaniya na 1914/15 akademicheskiy god# [The Moscow Commercial Institute. Brief Review of Teaching for 1914-1915 Academic Year]. Booklet, 1914. (In Russ.).

4. Rossiyskiy ekonomicheskiy universitet imeni G. V. Plekhanova. Stranitsy istorii: stanovlenie, razvitie i sovremennost' [The Plekhanov Russian University of Economics. Pages of History: Setting-Up, Development and Present Day], edited by A. V. Shishkin. Moscow, The Plekhanov Russian University of Economics, 2011. (In Russ.).

5. Skripnikova M. I., Smirnov Yu. I. Rol' uchenykh Moskovskogo universiteta v stanovlenii Moskovskogo kommercheskogo instituta [The Role of Moscow University Academics in Establishing the Moscow Commercial Institute]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 1 (85), pp. 3-9. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.