Научная статья на тему 'Особенности интерактивных технологий в вузах военного профиля'

Особенности интерактивных технологий в вузах военного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возилова Елена Владимировна

Интерактивные технологии в обучении позволяют максимально приблизить слушателя к условиям, изложенным в учебном материале, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности интерактивных технологий в вузах военного профиля»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

коммуникативного опыта. Также с целью предупреждения развития радикальных настроений у курсантов и слушателей в системе подготовки должна пропагандироваться идея равенства всех народов Крыма и России. Естественно любые проявления экстремизма в системе ОВД требуют незамедлительного пресечения. Однако если речь идет о радикализме, то стратегия предупреждения его развития в системе подготовки курсантов и слушателей системы МВД РФ должна основываться на любви к культурному многообразию Крыма и уважении истории своей многонациональной Родины. Только тогда чувство толерантности, противостоящее экстремистским настроениям, будет граничить не с безразличием и беспринципностью, а приобретет осмысленный характер и позволит укрепить положительный имидж сотрудников правоохранительных органов.

Список использованной литературы:

1. Буткевич С.А. Обеспечение общественной безопасности в Республике Крым: проблемы теории и практики // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. Под общей редакцией С.А. Буткевича. - Симферополь, 2015. - С. 185-191.

2. Веремьев А.С. Роль спорта в развитии толерантности // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. - № 2 (28). - С. 116-120.

3. Коноплева А.А. Регулирование межэтнических взаимоотношений в Республике Крым в рамках профилактики развития экстремизма // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 72-75.

4. Светличный Е.Г. Профессиогенез как фактор развития профессиональной культуры будущего специалиста в области юриспруденции // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 48-1. - С. 255-259.

5. Смирнова М.И. Развитие критического мышления как основы информационной культуры курсантов образовательных организаций системы МВД России в условиях информационной войны // Противодействие экстремизму и терроризму в крымском федеральном округе: проблемы теории и практики Крым. - 2015. -С. 223-234.

6. Чудина-Шмидт Н.В. Воля к власти как условие формирования экстремального поведения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 11-2 (61). - С. 204-207.

© Веремьев А.С., 2016

УДК 546

Возилова Елена Владимировна

канд. пед. наук, доцент Филиала ВУНЦ ВВС «ВВА», г. Челябинск, РФ

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация

Интерактивные технологии в обучении позволяют максимально приблизить слушателя к условиям, изложенным в учебном материале, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

Ключевые слова

Интерактивные технологии, интерактивная модель, конкурентоспособность выпускников.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Успешность в профессиональной деятельности любого выпускника связана с тем, какой уровень и какое качество образовательного процесса обеспечивал вуз. Вне зависимости от профиля вуза -гражданский, военный - многое зависит от того, какие формы и технологии обучения являются приоритетными. Успех закреплен за теми вузами, которые уходят от пассивных форм и реализуют в рамках инновационных образовательных технологий интерактивное обучение.

Особенностями пассивной модели является то, что студенты усваивают материал из слов преподавателя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий.

Эта модель самая традиционная и довольно часто используется, хотя современными требованиями к структуре занятия является использование активных методов.

Активные методы предполагают стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности обучаемых. Эта модель видит общение в системе «студент - преподаватель», наличие творческих (часто домашних) заданий как обязательное.

В последнее время получил распространение термин «интерактивные технологии». Он означает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, преподавателем, тренером, руководителем). По существу, они представляют один из вариантов коммуникативных технологий: их классификационные параметры совпадают.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие студента в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Интерактивная модель в этом случае своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все студенты активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Понятно, что структура интерактивного занятия будет отличаться от структуры обычного занятия, это также требует профессионализма и опыта преподавателя. Поэтому в структуру занятия включаются только элементы интерактивной модели обучения - интерактивные технологии, то есть включаются конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным. Хотя можно проводить полностью интерактивные занятия.

Интерактивную работу можно применять и на занятиях усвоения материала (после изложения нового материала), и на занятиях по применению знаний, на практических занятиях, а также делать её вместо опроса или обобщения.

Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все студенты имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всей аудитории. Кроме того, никто из студентов не будет просиживать время на занятии, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.

Интерактивные технологии в образовании сегодня явление не новое и достаточно распространенное в практике подготовки современных выпускников. Классические формы обучения в формате «лекция -семинар» сегодня не обеспечивают главную задачу социума и экономики - подготовку конкурентоспособного специалиста.

В исследованиях, посвященных практикам формирования конкурентоспособных выпускников, отмечается, в первую очередь, ее связь с видами, методами, средствами и формами обучения [1].

Эти методы максимально эффективны, так как ориентированы не только на активизацию процесса обучения, но и на его прямую связь с реальными ситуациями из профессиональной жизни. Если рассмотреть коэффициент подобия, реализующийся в классических и интерактивных формах, то можно увидеть, что практическая ориентированность и степень подобия в интерактиве более высокая (таблица 1).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Таблица 1

Коэффициент подобия классических и интерактивных методик

Вид обучения Метод Средство Форма Коэффициент подобия

Сообщение Лекция 0,2

Традиционное обучение Сообщающий Доклад Семинар 0,4

Диалога Тренировочные Практика 0,7

Обсуждения задания низкого Тренинговые 0,6

уровня сложности элементы

Тренировочные

задания

среднего уровня Тренинг 0,8

Тренингово-игровой Интегративно- сложности Проблемные

Интерактивное обучение интерактивныи ситуации

Тренингово-аналитический Тренировочные задания Управленческие поединки по

Интегративный, проблемно-игровой высокого уровня сложности Кейсы Проблемные ситуации компетенциям Деловые игры Дебаты Аналитические методики 0,9

Мы видим, что коэффициент подобия при интерактивной форме почти приближен к единице.

Степень важности и актуальности обучения в данном случае становится особенной, если говорить о вузах военного профиля, где подобие и реалистичность ситуации становятся особенно ценными в практике подготовки курсантов на аудиторных занятиях.

Особенности интерактивных технологий в вузах военного профиля, несомненно, связаны и с новым качеством получаемых знаний. В данном случае мы отмечаем инновационный уровень знаний как обязательный критерий для курсантов, претендующих на высокий уровень профессионализма.

Роль и значение новых подходов к качеству знаний более полно отражены в исследованиях Б.З. Мильнера [2].

Многие вузы сегодня нацелены на активизацию знаний в их непосредственном преломлении в интерактивном формате обучения, так как у большинства выпускников, по мнению работодателей, существенным недостатком становится пассивность знаний, их накопительное свойство. Эти качества знаний (их накопление и пассивность) мешают осваивать те стратегически значимые профессии в обществе, в которых в основе всего лежит оперативный характер профессиональной деятельности.

Сегодня конкурентоспособность выпускников в системе современного социально-экономического пространства предполагает следование всем требованиям государственного заказа [3].

Для выпускников военных вузов это требование особенно актуально, так как формирует их знания, навыки и личностные качества (таблица 2).

Мы видим, что классические методики в основном ориентированы на формирование знаний и незначительную часть личностных качествах. В то время как интерактивные методики влияют на знания, навыки и личностные характеристики в полном их объеме.

Таблица 2

Значение сочетания традиционных и интерактивных методов в вузах военного профиля

Вид подготовки (обучения) Этапы формирования конкурентоспособности

Знания Навыки Личностные качества

Традиционное обучение 80% - 15%

Интерактивное обучение 20% 40% 85%

Непременным условием, на наш взгляд, реализации интерактивных технологий в вузах военного профиля становится и особый подход к самому процессу обучения.

Важность инновационно-ориентированного подхода в подготовке управленческих кадров мы уже находили во многих педагогических исследованиях, в которых отмечалась прямая зависимость между качеством организации обучения и прямым его результатом, выраженным в эффективном применении своих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

способностей у выпускников в реальном секторе бизнеса [4].

Считаем, что и военная отрасль сегодня требует таких подходов. В вузах военного профиля также важны новые подходы в подготовке специалистов. Эти требования сегодня заявлены как государством -конечным заказчиком в подготовке военных кадров, так и социумом - конечным потребителем всех благ, гарантий и безопасности.

На сегодняшний момент педагогические науки доказали свою актуальность и целесообразность в реализации новых педагогических технологий для преодоления адаптивного перехода на новые пути развития экономики и общества.

Экономико-педагогические последствия реформ современного образования в условиях глобальных изменений сегодня также стратегически важны [5]. Мы соглашаемся с мнением таких исследователей, как: Кирилюк О.М., Миляева Л.И., Расторгуева Л.Ф. в том, что качество образования - залог конкурентоспособности [1, 3, 7].

Все исследования данных ученых посвящены сегодня новым формам, подходам к организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Однако специфика реализации интерактивных методик в вузах военного профиля представлена более узким кругом исследований, то есть является менее изученной.

Задачи современного образования в условиях глобальных социально-экономических изменений и реформ обязывают вузы военного профиля обращать внимание на военную отрасль, как самостоятельный педагогический объект исследования [6].

Сегодня в вузах военного профиля внедряются такие интерактивные методики, которые в гражданских вузах являются «обкатанными» и приносят положительные результаты в формировании профессиональных компетенций. Примером такой методики является метод «ПОПС», аббревиатура которого складывается из слов П - предположение (я считаю..), О - обоснование (потому что ...), П - пример (могу доказать тем, что ..), С - следствия (делаю выводы ..). Целью такого метода является развитие аналитических навыков и исследовательских компетенций, которые формируют профессиональное аналитическое мышление курсантов.

Эти навыки особенно необходимы для дальнейшей профессиональной деятельности, так как обогащают личностные характеристики выпускника и делают его более успешным специалистом в случае возникновения ситуаций, требующих глубокого осмысления и оперативного анализа.

Резюмируя сказанное, отметим еще раз, что к особенностям интерактивных технологий в вузах военного профиля можно отнести и целевые установки, и задачи, и средства реализации методик.

Важно, что интерактивные технологии позволяют в учебно-игровом поле слушателям проиграть разнообразные должностные и личностные роли и освоить их, создавая будущую модель взаимодействия людей в гражданской ситуации, в ситуациях военного характера.

Применение интерактивных технологий в обучении позволяет максимально приблизить курсанта к условию учебного материала, включить в изучаемую ситуацию, побудить к активным действиям, переживать состояние успеха и соответственно мотивировать своё поведение.

Для вузов военного профиля эти методики, соответственно, представляют дополнительную как педагогическую, так и методическую ценность.

Интерактивных форм сегодня в практике военных вузов достаточно. Все они развиваются и совершенствуются, и на текущий момент времени можно сказать, что к числу наиболее продуктивных методик в военных вузах относят семинары, конференции по обмену опытом, аукционы идей, интерактивные игры.

Таким образом, вузы военного профиля сегодня нацелены на формирование конкурентоспособности выпускников с учетом современного турбулентности социально-экономического пространства и потребности государственного заказа в высоко квалифицированных военных кадров.

Список использованной литературы:

1. Кирилюк О.М. Формирование конкурентоспособного выпускника вуза // Ректор вуза. - 2008. - № 1. - С. 24-38.

2. Мильнер Б.З. Инновационная экономика знаний // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - №

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

6. - С. 37- 6.

3. Миляева Л.И. Конкурентоспособность выпускников в системе современного социально-экономического пространства // Управление качеством. - 2008. - № 4. - С.16-28.

4. Перевозова О.В., Лазарева В.Н. Инновационно-ориентированный подход в подготовке управленческих кадров // Социум и власть. - № 2 (52). - 2015.

5. Перевозова О.В. Экономико-педагогические последствия реформ современного бизнес образования в условиях глобальных изменений // Новая наука: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (04 июня 2015г., г. Стерлитамак). - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. - 238 с.

6. Перевозова О.В. Задачи современного образования в условиях глобальных социально-экономических изменений: реформы, проблемы, перспективы // Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация: сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции (27 -30 апреля 2015 года) / Челябинский филиал Финуниверситета, - Челябинск, 2015. - 242 с.

7. Расторгуева Н.Ф. Качество образования - залог конкурентоспособности // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 32-38.

© Возилова Е.В., 2016

УДК 159.9.072.432

Ворожцова Лилия Александровна,

педагог дополнительного образования,

г.Абакан, [email protected] научный руководитель Халимова Надежда Михайловна, профессор кафедры психолого-педагогического образования, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РХ, Почетный работник народного образования, г.Абакан

[email protected]

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЮНОШЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОПЕКАЕМЫХ И КРОВНЫХ СЕМЬЯХ

Аннотация

В статье изучен и проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций юношей, проживающих в кровных и опекаемых семьях. Проанализированы результаты проведенного эмпирического исследования на базе Сельскохозяйственного колледжа БГБОУ ВПО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» по данной проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова:

Ценностные ориентации, юношеский возраст, опекаемые семьи, кровные семьи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, терминальные ценности, ценности-цели, инструментальные ценности, ценности-средства.

Современная наука имеет разные точки зрения на природу и сущность ценностей. Ценность - это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности [3].

Исследованием ценностей и ценностных ориентаций занимались Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов, Ж. Пиаже, К. Левин, В.А. Ядов Д.А. Леонтьев и другие. Большинство исследователей (В.С. Мухина, И.М. Попова) склоняются к мнению о том, что ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением. Понятие «ценностные ориентации» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, нации, социальной системы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.