Научная статья на тему 'Роль компетентности преподавателей военного вуза и ее влияние на профессиональную успешность выпускников'

Роль компетентности преподавателей военного вуза и ее влияние на профессиональную успешность выпускников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МУЛЬТИКОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Возилова Е. В.

Подготовка военных кадров особенно остро нуждается в том, чтобы базовый кадровый состав был представлен компетентными преподавателями. Поэтому учебный процесс в вузах военного профиля должен быть связан в большей мере не с общими педагогическими условиями, в которых помещаются курсанты, а с личностными и профессиональными установками самого преподавателя, обладающего должным уровнем компетентности и личной конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль компетентности преподавателей военного вуза и ее влияние на профессиональную успешность выпускников»

специалиста-международника требованиям. Общенаучное основание выражается в координации понятийно-категориального тезауруса (виды речевых высказываний, типы текстов, виды речевого поведения, общеязыковые понятия и стилистические категории, психолингвистические и социолингвистические реалии профессиональной среды специалиста.) Гносеологические основания отражают целостное представление о взаимодействии лингвистических, психолингвистических, социолингвистических, культурологических и психологических знаний [5, с. 732].

Разработанная нами оптимальная модель языковой подготовки специалиста по международным отношения прошла апробацию на факультете международных отношений Белорусского государственного университета в период с 2007 по 2016 гг. Результаты экспериментального обучения позволяют утверждать, что выбранная стратегия интенсификации и профессионализации языковой подготовки специалиста-международника является научно-обоснованной и эффективной. Список использованной литературы:

1. Васильева, О. В. Операционный состав речевого поведения специалиста-международника в переговорном процессе // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Междунар. науч.-практ. конф. (31 января 2015 г., г. Уфа). - Уфа : Аэтерна, 2015. - С. 33 - 36. ISBN 978-5-906790-04-0

2. Васильева, О. В. Принципы и задачи языкового образования специалиста в сфере международных отношений // Проблемы современного образования. / Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск N° 10. / Науч. ред. В.И. Казаренков. - Москва: РУДН, 2011. - С.89 - 96.

3. Васильева, О. В. Принципы формирования обучающей среды для реализации задач языковой подготовки специалиста по международным отношениям // Вестник МГЛУ, серия 2, № 1 (23) / 2013. - С. 89 - 96.

4. Васильева, О.В. Психолингвистические особенности речевой деятельности специалиста по международным отношениям // Теория и методика профессионального образования. Сборник материалов международного научного е-симпозиума. Россия, г. Москва, 28-29 мая 2014 г. [Электронный ресурс] под ред. проф. В.С. Шиловой. - Электрон. текст. дан. (1 файл 1,7 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 51 - 62. ISBN 9785-00090-012-3.

5. Васильева, О. В. Пути интенсификации языковой подготовки специалиста-международника / О. В. Васильева // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., 1819 апреля 2013 г., г. Москва, РУДН, / Науч. ред. В. И. Казаренков: в 2 ч.: РУДН, 2013. - С.731 - 734.

© Васильева О.В., 2016

УДК 378

Е.В. Возилова, к.п.н.

Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Челябинск, Российская Федерация

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ

Аннотация

Подготовка военных кадров особенно остро нуждается в том, чтобы базовый кадровый состав был представлен компетентными преподавателями. Поэтому учебный процесс в вузах военного профиля должен быть связан в большей мере не с общими педагогическими условиями, в которых помещаются курсанты, а с личностными и профессиональными установками самого преподавателя, обладающего должным уровнем компетентности и личной конкурентоспособности.

Ключевые слова

Компетентность, компетенции, мультикомпетенции

Вопросы компетентности не теряют актуальности уже на протяжении нескольких лет во многих сферах и отраслях науки. Этот интерес особенно остро встает сегодня в области экономических преобразований, в области социальных и психологических исследований, а также в области педагогики, где этот феномен изучен максимально глубоко.

Компетентность сегодня рассматривается и как результат образовательной деятельности и как основа экономического успеха и потенциала многих современных компаний в секторе реального бизнеса.

Именно поэтому актуальность вопроса, связанного с формированием, развитием и сохранением компетентности, сохраняется в базовых отраслях развития и функционирования общества и находит новые пути развития в вузах военного профиля. Подготовка военных кадров особенно остро нуждается в том, чтобы базовый кадровый состав был представлен компетентными преподавателями.

Если военную отрасль не обособлять, а рассмотреть ее как одно из направлений современного образования, то требования, цели и задачи к преподавателям военных вузов, можно проанализировать с точки зрения общих педагогических методов и подходов.

В связи с этим мы отмечаем, что проблема формирования компетентности широко исследовалась в общей и профессиональной педагогике (С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, С.Е. Матушкин, А.М. Новиков, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скатин, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова и др.).

Анализ исследований показал, что подходы к определению понятий «компетенция» и «компетентность» различны.

Нами было выявлено более 50 таких определений. Мы отразили в таблице 1 лишь некоторые из них, на наш взгляд, более подходящие к сути и особенностям военного вуза.

В качестве родового определения понятия «компетентность» (Л.В. Львов), нами принято считать, что компетентность - это интегративное качество личности, способность и готовность эффективно выполнять деятельность и ее виды. Компетентность является родовым понятием к компетенции и включает ее в свой объем. Компетенция - это поддающаяся оценке система знаний, навыков, умений и обобщенных способов действий, проявленная в деятельности. Такая трактовка является максимально приближенной к результату подготовки в вузах военного профиля.

Однако, в данном случае мы бы хотели сделать акцент на понимании компетентности не обучаемых курсантов, а на роли и значении компетентности самих преподавателей военных вузов.

В связи, с чем мы поднимаем данный вопрос? Ответ тут становится очевидным, если мы рассматриваем военную сферу не как автономную и локализованную для государственного заказа, а как единую область экономического и образовательного пространства.

Проблемы формирования нового кадрового потенциала для инновационной экономики сегодня никто не отрицает [1]. Исследования на эту

Таблица 1

Основные определения компетентности

Автор Определения «компетентность»

С.Я. Батышев Компетентность - это способность к деятельности со «знанием дела», применяется к лицам определённого социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых задач и разрешаемых проблем

А.С. Белкин Компетентность - это совокупность, прежде всего, знаниевых компонентов в структуре сознания человека, т.е. система информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие, о способах реализации своих компетенций

А.Н. Дахин Компетентность (образовательная) - это способность учащегося к сложным видам деятельности, сложившееся личностное качество

Э.Ф. Зеер Компетентность - это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности

И.А. Зимняя Компетентность - это актуальные, деятельностью проявления компетенций. Компетентность - это четырехступенчатая модель развития специалиста: знать (онтологический уровень); уметь

(поведенческо-деятельностный уровень); владеть (способностный уровень); быть (личностный уровень)

В.В. Краевский Компетентность - это способность и готовность нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества

Л.В. Львов Профессиональная компетентность - это интегративное качество специалиста, способность и готовность выпускника к профессиональной успешности, конкурентоспособности и социально-профессиональной мобильности, состоящее из системы проявленных компетенций, включающих подсистемы адекватных знаний, навыков, профессиональных умений, освоенных обобщённых способов профессиональных действий и профессионально важных качеств

А.К. Маркова Компетентность: свойство личности; индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии; психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно; обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции; способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации

Л.М. Митина Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приёмы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности

тему указывают, что проблемы в этой области чаще всего связаны с отсутствием экспертов в области экономической подготовки, то есть, нет компетентных специалистов, готовых обучать новое поколение экономистов.

Соответственно, в военных отраслях источником проблем также становится дефицит компетентных кадров, готовых делиться опытом и знаниями с вновь преходящими курсантами.

Изменения в социально-экономических процессах сегодня потребовали от вузов гражданского профиля особого подхода к пониманию образовательных задач. К примеру, бизнес-задачи вузов в экономике и управлении нового времени сегодня существенно отличаются от классических задач советского образца [2].

Сегодня успех профессиональной реализации более вероятен для того выпускника, у которого сформирована не одна-две ключевых компетенции, а сформирована определенная группа компетенций, например, управленческие компетенции, кадровые компетенции, финансовые компетенции и т.д. Либо вузом сформированы компетенции, характерные для руководящего состава.

К примеру, многие исследования и опросы работодателей показали сегодня следующий результат (таблица 2).

Таблица 2

Перечень наиболее востребованных компетенций

Компетенции Содержание компетенций

Системное и аналитическое мышление Эффективная работа с информацией: комплексный и системный подход к анализу проблем, продумывание потенциальных рисков и мер их минимизации

Координация и организация Решение рабочих задач, оптимальная координация работы других сотрудников

Планирование Оптимальное планирование работ, координирование ресурсов

Управление исполнением Эффективно осуществление управления исполнением: обеспечение правильного понимания исполнителем поставленной задачи, осуществление контроля, своевременной и сбалансированной обратной связи

Влияние Активное влияние на других, продвижение своих идей в процессе коммуникации, устойчивость к давлению

Построение отношений Установление и поддержание необходимых контактов и доверительных отношений с другими; диалог, уважение по отношению к собеседнику

Управление людьми Руководство другими людьми, обеспечение достижения целей организации. Мотивирование подчиненных, знание их индивидуальных особенностей и потребностей

Ответственность за результат Ориентирование на достижение амбициозных целей. Сохранение высокой работоспособности в сложной ситуации, настойчивость в преодолении препятствий

Обучаемость Адаптация к переменам, самостоятельная оптимизация методов работы, интегрирование нового опыта в практику

Мы видим, что перечень востребованных компетенций достаточно разнообразен и, можно сказать, универсален, так как их наличие у любого специалиста будет существенно повышать уровень его

квалификации и влиять на общую компетентность. Но сформировать такой набор компетенций не сможет тот педагог, который сам не обладает хотя бы третью таких характеристик.

Набирает сегодня популярность такой термин как «мультикомпетенции». Данный феномен мультикомпетентности сегодня уже находит отражение в научных исследованиях по современной педагогике.

Наиболее подробно мультикомпетенции рассматриваются в практике профессиональной сферы менеджмента [3]. Мультикомпетентность рассматривается в данном исследовании как фактор повышенной гарантии на рынке труда у менеджеров. Но, несомненно, что наличие мультикомпетенций и у специалистов другого профиля будет составлять их очевидное профессиональное преимущество.

Снова возникает вопрос к уровню и качеству педагогов в вузах. Обладают ли они сами такими мультикомпетенциями?

В разрезе нашего исследования мы задались вопросом: возможно и нужно ли такую мультикомпетентность формировать у выпускников военных вузов и какие задатки к мультикомпетентности должны иметь преподаватели в вузах военного профиля?

Ответ здесь очевиден. Роль экономических перемен сегодня нашла отражение не только в системе профессиональной подготовки менеджеров, но и в системе профессиональной подготовки специалистов из самых разноплановых отраслей [4].

Роль компетентности преподавателей военного вуза и ее влияние на профессиональную успешность выпускников, таким образом, будет зависеть не только от цели и мотивационных установок военных курсантов, но и от мотивационных установок самих преподавателей.

Многие ученые, такие как: Резник С.Д., Коновалова Е.С., Сочилова А.А., Сергеева М. Г., считают, что основой компетентности педагога любой сферы является его личная конкурентоспособность [5].

Данный вопрос подробно изложен ими во многих трудах [5, 6, 7], суть которых сводится к однозначной прямой связи личностных установок самих преподавателей с их возможностью и готовностью формировать такие качества у студенческой молодежи России.

Опыт и проблемы, исследованные в данном контексте, показали, что и вузы военного профиля полностью встраиваются в предложенную модель подготовки курсантов. Важность в учебном процессе в вузах военного профиля, в связи с этим, связана в большей мере не с общими педагогическими условиями, в которых помещаются курсанты, а с личностными и профессиональными установками самого преподавателя, обладающего должным уровнем компетентности и личной конкурентоспособности. Список использованной литературы:

1. Ерохина Е.В. Проблемы формирования нового кадрового потенциала для инновационной региональной экономики / Е.В. Ерохина // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 23-33.

2. Перевозова О.В. Бизнес-задачи вузов в экономике и управлении нового времени // Экономика и управление нового времени: проблемы, тенденции, перспективы: монография / под ред. Т.И. Бухтияровой -Челябинск: Челябинский Дом печати, 2015. - 172 с.

3. Перевозова О.В. Мультикомпетенции менеджера как фактор повышенной гарантии на рынке труда // Научное периодическое издание «CETERIS PARIBUS». - 2015.- № 3 (3). - г. Москва.

4. Перевозова О.В. Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета». - 2015. - № 2. - С. 98-105.

5. Резник С.Д., Основы личной конкурентоспособности: учеб. пособие / С.Д. Резник, А.А. Сочилова. - М.: Инфра-М, 2010. - 312 с.

6. Резник С.Д.,. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России. Опыт, проблемы, перспективы / С.Д. Резник, Е.С. Коновалова, А.А. Сочилова. - М.: Инфра-М, 2013. - 213 с.

7. Сергеева М.Г. Подготовка специалистов экономического профиля по средствам разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения/ М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - №2(16). - С. 63-68.

© Возилова Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.