Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Эрик Рис. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 256 с.
2. Глухих П.Л. Основы предпринимательства [Текст] : учебное пособие / П. Л. Глухих ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. -140 с.
3. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. Альпина Паблишер. 2013. -288 с.
4. Стратегическая канва - инструмент поиска прорывных бизнес-моделей стартапа [Электронный ресурс]. URL: http://startuplean.ru/2013/08/13/strategicheskaya-kanva-instrument-poiska-proryvnyx-biznes-modelej-startapa/ (доступ: 02.04.2015).
5. Customer development [Электронный ресурс]. URL: http://dimaslennikov.ru/services/customer-development-2/
Денисова А.Б.
ВЛИЯНИЕ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА ТРУДА НА РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Московский технический университет связи и информатики
Ключевые слова: рынок труда, трудоустройство, социальная компетентность.
Keywords: the labour market, employment, and social competence
Аннотация: В условиях общедоступности высшего образования трудоустройство - важнейший фактор социализации выпускника, поэтому проекция требований современного рынка к молодому специалисту детерминирует требования к образовательному процессу.
Abstract: In terms of accessibility of higher education employment is the most important factor in the socialization of the graduate, so the projection of the requirements of the modern market to the young specialist determines the requirements to the educational process.
Успешное трудоустройство выпускников образовательного учреждения как оценка предприятиями подготавливаемых специалистов является единственной объективной оценкой качества образовательных услуг. Поэтому со стороны будущих абитуриентов повышенное внимание уделяется именно вопросам трудоустройства и
16
Территория науки. 2015. № 5
будущей карьере.
За несколько десятилетий в нашей стране кардинально поменялось отношение к профессиональной деятельности. Яркой иллюстрацией периода 70-80хх годов ХХ века является к/ф Э.Рязанова «Служебный роман», где работа для служащего находится на последнем месте в длинной веренице личных, семейных, бытовых проблем. Задерживаются на работе только люди с несложившейся личной жизнью, работа - это не призвание или карьера, а досадная помеха для жизни или замена ее. В период перестройки ценность коллективных усилий сменилась ценностью личного успеха, сопровождаемого часто пренебрежением к нравственным ценностям. Сегодня успешность человека измеряется, прежде всего, его самореализацией, и именно профессия дает возможность человеку раскрыться, найти призвание, место в жизни, реализовать свои способности.
С изменением отношения к карьере, восприятия ее как позитивной ценности вырастает конкуренция и требования к личности, ориентированной на профессиональный успех. Переход предприятий и фирм на работу с европейскими стандартами качества требуют не только знания этих требований от выпускников, но и умений организовать свою деятельность и работу организации на уровне этих требований. В описании компетенций сотрудников выделяются уровни:
- корпоративные компетенции;
- менеджерские компетенции;
- профессионально-технические компетенции;
- компетенции личной эффективности [1,2].
При вхождении в новый коллектив необходимо быстрое усвоение морально-этических правил, норм поведения и взаимоотношений в коллективе, должны быть сформированы навыки общения,
ответственность за результаты своего и коллективного труда и т.п. Образ члена компании включает в себя знание социального контекста профессиональной деятельности, системы ценностных ориентаций, норм отношений и социальных действий, то есть успешность профессиональной адаптации зависит от сформированности
корпоративных качеств, которые включаются в понятие
профессиональной компетентности и фиксируют факт присвоения личностью ценностно-нормативной шкалы профессионального
сообщества, идентификации себя с этой социальной группой.
Таким образом, успешность послевузовской деятельности
определяется не только профессиональной, но и социальной
мобильностью, умением выполнять специфические профессиональные
17
Территория науки. 2015. № 5
и социальные роли, быстрой адаптацией, как к производству, так и к корпоративной культуре организации. От выпускников вузов требуются в равной степени, как профессиональные знания, так и развитая до потребности личности активность и социальная компетентность (социально значимые качества, знание законов существования в обществе и т.д.), позволяющие реализовать в социуме собственные жизненные планы.
Профессиональный потенциал выпускника технического вуза связан непосредственно с профессиональной мобильностью, которая становится фактором социальной защищенности. Сегодня широко практикуется многофункциональность сотрудников (расширение числа обязанностей, функций, зон ответственности), что предполагает не только профессионализм, но и психологическую и социальную готовность к развитию, самообразованию, ориентацию на более высокий уровень квалификации, поведенческой и социальной мобильности, способствующих профессиональному и личностному становлению и росту.
Известный специалист в области управления персоналом М.Амстронг вводит термин «ролевой подход», исходящий из того, что большинство видов деятельности носит командный характер и требует обладания множеством навыков, не вписывающихся в должностные инструкции. Понятие «роль» лучше отражает новые реалии, чем понятие «должность», так как оно «намного шире, потому что ориентировано на людей и на их поведение - оно связано с тем, что люди делают и как они это делают, а не с пристальным вниманием к содержанию работы» [2].
Мы можем наблюдать рождение новых специальностей, находящихся на стыке технических и управленческих сфер знаний, требующих, помимо интеллектуальных способностей, организаторские, лидерские качества, позволяющие действовать в условиях неопределенности, инициативность, самостоятельность, умения работать в команде, брать на себя ответственность и другие необходимые качества индивида, основанные, по мнению А.М.Новикова, на шести группах способностей: общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать, творить [3].
Работодатели уже столкнулись с дефицитом универсальных специалистов: в компаниях присутствует «кадровый голод» в области продаж и ведения проектов - чтобы продать оборудование или услугу, быть руководителем проекта мало обладать профессиональными знаниями, необходимо не только хорошо знать предметную область, но и уметь эффективно управлять временными, человеческими и
18
Территория науки. 2015. № 5
материальными ресурсами. Поэтому для работодателей важными характеристиками специалиста является наличие коммуникативных и управленческих навыков (управления командой, реализации проектов и др.).
Позитивный опыт совместной деятельности специалистов разных профилей, территориальной принадлежности в едином проекте, растущая популярность формы работы «фриланс» требуют постоянного роста эффективности удаленного взаимодействия. Отпадает необходимость физического офиса, однако возрастает потребность в координаторе - человеке, который успешно общается, взаимодействует с участниками проекта, аккумулируя на себе рабочую информацию, являясь узловым элементов всех производственных процессов - то есть в профессионале, обладающем навыками управления, коммуникации, организации.
С.Д. Резник и А.А. Сочилова, на основании проведенного исследования, перечисляют характеристики конкурентоспособности выпускника: мыслительные качества - аналитические способности, системность мышления, способность работать с большим объемом информации, быстро переключаться и решать сложные задачи в стрессовых ситуациях; коммуникативные навыки - умение вести переговоры, взаимодействовать с людьми, увлекать, объяснять, аргументировать свою точку зрения в споре; организационные способности - умение планировать, проектировать, ставить задачу, контролировать ее выполнение, ориентироваться в экстремальной ситуации; личностные качества - работоспособность, инициативность, исполнительность, ответственность, напористость и т.д. [4].
Эти исследования еще раз доказывают изменения, происходящие, как на рынке труда, так и в обществе в целом. Эффективность современного образования определяется количеством инициативных организаторов труда, устраняющих стереотипизацию из сфер своей деятельности, способных к рационализаторским решениям. Человек, обладающий праксиологическими управленческими навыками, может эффективно управлять различными процессами, в том числе уметь организовывать собственную деятельность.
Однако современные учебные программы пока не отвечают требованиям рынка и продолжают готовить узкоспециализированных профессионалов, которым для карьерного роста приходится самостоятельно, путем проб и ошибок, на ощупь, осваивать науку управления, приобретать коммуникативные умения, а функции образования бизнес вынужден решать внутри себя.
Учитывая ограниченность часов дисциплин гуманитарного цикла в
19
Территория науки. 2015. № 5
технических вузах и специфический образ мышления и темперамента людей технического склада ума, которые чаще предпочитают взаимодействовать с механизмами, а не с людьми, приобретение социальных компетенций для инженеров становится определенной проблемой.
Список литературы:
1. Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу. -М., 2009.
2. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. - М., 2005.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с. - С.312-313.
4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.
5. Резник С.Д., Сочилова А.А. Работодатели и студенты: о путях формирования конкурентоспособности студенчества//Университетское управление - 2010 - №3. - С.70-77.
Дьяченко С.А.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: самообразование компетентностный подход, мотивация, целеполагание.
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы к построению модели самообразования студентов при изучении математических дисциплин. Основой построения модели является компетентностный подход.
Key words: self-education competence approach, motivation, goal setting.
Abstract: the article considers the main principles for the construction of a model of self-education students in learning mathematical disciplines. The basis of constructing the model is the competence approach.
В настоящее время в связи с интенсивным развитием образования большое внимание уделяется не просто увеличению объема знаний, которыми владеет будущий специалист, и как следствие увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения. Основной
20