Территория науки. 2015. № 5
технических вузах и специфический образ мышления и темперамента людей технического склада ума, которые чаще предпочитают взаимодействовать с механизмами, а не с людьми, приобретение социальных компетенций для инженеров становится определенной проблемой.
Список литературы:
1. Самоукина Н.В. Настольная книга директора по персоналу. -М., 2009.
2. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции at work. Модели максимальной эффективности работы. - М., 2005.
3. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с. - С.312-313.
4. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.
5. Резник С.Д., Сочилова А.А. Работодатели и студенты: о путях формирования конкурентоспособности студенчества//Университетское управление - 2010 - №3. - С.70-77.
Дьяченко С.А.
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: самообразование компетентностный подход, мотивация, целеполагание.
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы к построению модели самообразования студентов при изучении математических дисциплин. Основой построения модели является компетентностный подход.
Key words: self-education competence approach, motivation, goal setting.
Abstract: the article considers the main principles for the construction of a model of self-education students in learning mathematical disciplines. The basis of constructing the model is the competence approach.
В настоящее время в связи с интенсивным развитием образования большое внимание уделяется не просто увеличению объема знаний, которыми владеет будущий специалист, и как следствие увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения. Основной
20
Территория науки. 2015. № 5
упор в обучении делается на осознание значимости деятельности будущего специалиста в рамках компетентностного подхода, и в связи с этим необходимость развития целеполагания и мотивации учебной деятельности, развитие навыков самообразования. Поэтому задачей преподавателя является такое построение учебного процесса, которое нацеливало бы студента на осознание своей деятельности, мотивов обучения. Студент должен научиться самостоятельно выстраивать и корректировать свою деятельность по изучению различных предметов.
Анализ педагогических взглядов на проблему самообразования приводит к выводу о том, что моделирование развития самообразования студента должно начинаться с постановки целей и осознания мотивов. В связи с этим можно определить самообразовательную компетентность студента как комплексную деятельность, направленную на самостоятельное осознанное выполнение и улучшение определенной сферы деятельности. Такая деятельность должна быть основана на профессиональном опыте, приобретённом в процессе обучения, основанном на соответствующей теоретической и практической подготовке. С другой стороны она обеспечивается эмоционально-личностным ориентиром в самообразовательной деятельности и основывается на социальном опыте, способствующем непрерывному продолжению собственного образования в профессиональной области.
Учитывая, что модель является мысленно реализуемой системой и отражает общие черты процесса и не совпадает с ним, моделирование процесса самообразования рассмотрим как совокупность подходов, методических приемов, направленных на приобретение студентами навыков владения приемами, способствующими развитию и улучшению самообразовательной деятельности.
Такая модель должна строиться исходя из следующих принципов:
- целостность, означающая единство всех компонентов в достижении поставленной цели;
- последовательность, предполагающая постепенное развитие у студента необходимых умений и навыков в самообразовательной деятельности;
- личностная ориентированность, направленная на учет индивидуальных особенностей и потребностей студента, выстраивание индивидуальной траектории развития;
- результативность, сочетающую в себе направленность на конечный результат и учитывающую промежуточные успехи студента.
В модели самообразования можно выделить следующие блоки:
21
Территория науки. 2015. № 5
- мотивационный, связанный с непрерывной мотивацией деятельности студента по изучению математических понятий и терминов;
- содержательный, включающий содержание обучения; блок формируется преподавателем и дополняется и корректируется по мере потребностей студента;
- организационный, предполагающий наличие разработанной системы оценки знаний, в том числе рейтинговой оценки результатов усвоения дисциплины студентом в процессе самообразования;
- компетентностный, означающий ориентацию всего процесса обучения и отдельных его компонентов на формирование и развитие компетенций, определенных Федеральным образовательным стандартом по изучаемой дисциплине;
- коммуникационный, включающий процесс организации коммуникационного взаимодействия преподавателя и студента, непосредственно в процессе изучения дисциплины через написание контрольных и самостоятельных работ, творческих заданий практического содержания и в опосредованной форме с помощью электронной почты и ресурсов Интернет.
Рассмотренный подход определяет структуру выстраиваемой нами модели и характер взаимосвязи ее компонентов (Рисунок 1).
Основным системообразующим компонентом модели самообразования студента при изучении курса математики является цель обучения. Она интегрирует требования Федерального государственного образовательного стандарта и цели усвоения дисциплины. Цель формулируется преподавателем, исходя из компетентностного подхода, и принимается студентом. Для успешной организации деятельности студента общая цель может формулироваться как система подцелей, взаимообусловленных между собой и направленных на достижение общего результата.
Структура самообразовательной деятельности, основанная на выделенных выше блоках и принципах, рассматривается нами как взаимосвязанная система. Без реализации каждого компонента невозможно осуществление полноценного процесса усвоения дисциплины. При этом важным этапом является организация преподавателем оценочной деятельности студента, направленным на рефлексию студентом своей самообразовательной деятельности. Исходя из того, что каждый этап деятельности студента должен быть основан на выставлении адекватной оценки, преподаватель в начале обучения четко формулирует оценочные требования, систему рейтинговой оценки знаний студента и требования по итоговому
22
Территория науки. 2015. № 5
оцениванию деятельности студента. Оценивания развитие компонентов самообразовательной деятельности студента, определяется текущий уровень, а также способность и возможность студента к осуществлению самостоятельной траектории обучения на основе имеющихся знаний и компетенций, а также развития познавательной самостоятельности.
Самообразовательная деятельность студента
ЛГ ЛГ
Содержательный Компетентностный Коммуникационный
блок блок блок
Мотивационный Организационный
блок блок
Рис. 1. Структура модели самообразования студента
Построение модели самообразования студента может предполагать опору на элементы личностно-ориентированного подхода в обучении. Поэтому при реализации модели достаточное внимание должно уделяться учету личностных и индивидуальных характеристик студента и различных характеристик его внутренней самореализации, направленных на личностное развитие будущих специалистов.
Такой подход помогает определить процесс самообразования
23
Территория науки. 2015. № 5
студента в процессе изучения математических дисциплин как интегрированный, необратимый и многофакторный процесс развития личностных и иных характеристик деятельности студента, основанный на установлении взаимосвязей блоков построенной нами модели, направленный на развитие компетенций, необходимых для
эффективного осуществления будущей профессиональной
деятельности.
Модель самообразовательной деятельности студента ориентирует на развитие общих и профессиональных компетенций и позволяет сформулировать задачи процесса обучения, среди которых:
- организацию регулярных индивидуальных консультаций студентов по вопросам, вызывающим затруднения;
- расширенное использование учебных пособий и учебно -методической литературы;
- адекватное использование ресурсов Интернет по математическим дисциплинам;
- организация системы тестирования для определения текущих достижений;
- развитие научно-исследовательской деятельности на основе получаемых знаний.
Помимо оценивания результатов изучения математических дисциплин преподавателем может быть проведено диагностическое оценивание развитие навыков самообразования у студентов и выявлена взаимосвязь личностных характеристик и уровня развития компетенций.
Опираясь на выделенный нами принцип результативности обучения, разработаны критерии оценивания знаний студентов по результатам организации самообразовательной деятельности. Такие критерии основаны на реализации рейтинговой оценки знаний студентов. Критерии формулируются преподавателем заранее и сообщаются студентам в начале изучения курса. Студент, проектируя конечную цель обучения, самостоятельно выстраивает траекторию образовательной деятельности.
Построенная модель самообразовательной деятельности студента представляет собой взаимосвязанную образовательную систему, в которой в качестве входной величины рассматривается исходный уровень развития знаний и компетенции студента по дисциплине, а в качестве конечного результата - достаточный уровень развития навыков самообразования и конечный результат усвоения дисциплины, соответствующий рейтинговой оценке знаний, выставленной преподавателем.
24
Территория науки. 2015. № 5
Список литературы
1. Бурханова И.Ю. Субъект метазнания как целевой ориентир образовательной деятельности// Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 50-53.
2. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Самостоятельная работа студента в системе личностно-профессионального развития будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-335.
3. Полухина О.П., Иголкин С.Л. Отношенческий компонент в структуре профессионально-личностной позиции студента-психолога// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 244-248.
4. Пронин М.В. Изучение самосознания индивидуально-типологических особенностей студентов в учебной деятельности // Территория науки. 2014. Т 2. № 2. С. 21-25.
5. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Эмоционально-смысловая организация образовательного процесса: сущность и специфика// Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 71-75.
Звонова Е.В.
СИМВОЛИЗАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Московский педагогический государственный университет
Ключевые слова: символизация, психолого-педагогическая модель, образование, искусство.
Keyword: symbolization, psychology and pedagogical model, education, art.
Аннотация: в статье рассматривает психологический механизм символизации в контексте образования.
Abstract: in article considers the psychological mechanism of symbolization in the context of education.
Современные исследования в области психолого-педагогической науки демонстрируют большой интерес к гуманистическим идеалам, традиционным для российской научной школы [2]. Особое внимание уделяется поиску, исследованию и описанию социальнопсихологических, психолого-педагогических условий развития молодого специалиста, изучению психологического механизма освоения специальных знаний и формированию профессионально
25