120
УДК 378
© Евченко В.К., 2014 © МинаковаО.А.,2014
© Тарасова Н.Я., 2014 © Высоцкая М.Е., 2014
ЕВЧЕНКО Виктория Константиновна,
старший преподаватель,
МИНАКОВА Ольга Александровна,
старший преподаватель,
ТАРАСОВА Надежда Яковлевна,
старший преподаватель,
кафедра Изобразительного искусства, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь
ВЫСОЦКАЯ Марина Евгеньевна, учит ель высшей категории, МБОУСОШ№22, Ставрополь
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
Встатье поднимается вопрос педагогического обеспечения развития целевой готовности к профессиональному самообразованию студентов, умеющих развивать в себе внутреннюю и внешнюю самоорганизацию в качестве будущего специалиста, готовность активно преобразовать получаемую им информацию, способность выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Ключевые слова: профессиональное самообразование; формирование познава-тельныхспособностей;ориентация в потоке информации.
Главной особенностью в подготовке обучающихся в педагогических вузах является развитие навыков самостоятельной работы и стремление во время учебы и после окончания института повышать свою профессиональную квалификацию. В связи с этим возникает необходимость в организации самообразовательной деятельности студентов уже в вузе. В целом, самостоятельная работа студентов является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся. Это и самостоятельный отбор материала; определение стратегии и тактики его изучения; самостоятельное его изучение; решение проблем, познавательных задач, которые возникают при наличии различных точек зрения на один и тот же предмет; самостоятельное преодоление противоречий; формирование своего собственного видения этого предмета, собственного мировоззрения, самоизменения [4, с. 50].
Под самообразовательной деятельностью понимается деятельность, в процессе которой субъект имплицитно ориентирован на целеполагание, самосовершенствование личностных позиций, мотивов саморазвития, личностно и социально значимых ценностей и умений. В качестве средства, формирующего познавательные способности студента, их направленность на непрерывное самообразование и тем самым актуализирующий ресурс самообразовательной деятельности, многими авторами рассматривается самостоятельная учебная работа, в процессе которой студент постепенно превращается в самообучающегося субъекта. Изучение программ курсов специальных дисциплин обучения изобразительному искусству предусматривает наряду с аудиторными занятиями значительный объём часов самостоятельной работы студентов. Курсы носят прак-тико-ориентированный характер и построены на овладении студентами в процессе выполнения самостоятельных работ умениями по разработке и проведению уроков в моделированных ситуациях и в пространстве современных образовательных учреждений.
Самостоятельная работа студентов при изучении данных курсов выступает важнейшей и основной формой их подготовки, что обусловлено наличием большого количества проблемных и дискуссионных вопросов, требующих творческого подхода, широкого использования специальной литературы и необходимости её осмысления. Самостоятельная работа предполагает выполнение студентом заданий, творческих работ и других, определяемым преподавателем, а также работы по самообразованию и самопроверке.
Методологическую основу самостоятельной работы студентов составляет компетентный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умения решать типовые и нетиповые зада-
чи, т.е. реальные ситуации, где студентам надо проявить способность демонстрировать владение полученными знаниями. Методически обеспечить самостоятельную работу студентов - значит составить перечень форм и тематику самостоятельных работ, сформулировать цели и задачи каждого из них, разработать инструкции или методические указания, подобрать учебную, справочную, методическую и научную литературу.
Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе - выполнение выпускной квалификационной работы. Отношение времени, отводимого на аудиторную работу, к времени, отводимому на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.
Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов в вузе - это одно из направлений, позволяющих перейти от знаниевой парадигмы образования к ком-петентностной, - от варианта "дать образование" к варианту "получить образование". При этом самостоятельная работа - это не только познавательная деятельность, связанная с усвоением профессиональных знаний. Это переживание практического опыта в контексте формируемых компетенций [5, с. 101]. При повышении активности самостоятельной работы с позиций компетентностного подхода предполагается формулировать, прежде всего, образовательные результаты (компетенции), а затем соответствующие им содержание и деятельность. Такая последовательность принципиально важна, как студентам, так и преподавателям, понимание предельных ориентиров обучения, наивысшей цели своих действий, придающей определенный смысл этим действиям. В противном случае полученные студентом знания, умения и навыки, социальные нормы, мотивы и ценности приводят к возникновению внутреннего отторжения информации как "избыточной".
Большое количество студентов испытывают некоторые затруднения, связанные с отсутствием таких навыков, как анализировать, конспектировать лекционный материал, работы с первоисточниками, умения чётко и ясно из-
лагать свои мысли, планировать внеурочное время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности.
Педагогическая помощь студентам в самостоятельной учебно-познавательной деятельности - это методические комплексы (УМК) по отдельным дисциплинам, которые создают преподаватели отделения. Поскольку самостоятельная работа является важнейшей формой учебного процесса, преподаватели акцентируют внимание студентов на ее неотъемлемом влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение не только активно влиять на ситуацию, но и прогнозировать её. Студенты должны видеть положительные результаты своего труда, и чтобы успех в обучении способствовал трансформации опосредованного обучения в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе обучающихся. Со стороны преподавателя руководство самостоятельной работой студентов должно постепенно переходить в самоорганизацию и самоуправление студента как субъекта обучения.
Для стимулирования и постоянного поддержания у студентов интереса к получению новых знаний, нужно больше уделять внимания обучению их системе самообразования. Они должны быстро и адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию, контролировать и оценивать знания, владеть основными и отдельными конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с различными видами литературы, уметь излагать учебный материал, составлять системы дифференцированных заданий и управлять ими в процессе решения поставленной задачи; использовать различные приемы постановки опроса. Важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов является проблемное обучение, которое представлено равноправным участником учебного процесса, и организовать его позволит разработка методического комплекса. К такому комплексу можно отнести содержание лекций, различные виды методических и наглядных пособий,лабораторные работы, банки заданий и задач, сформированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит
■ Ом
£
Ё
121
организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
В последние годы в организации самостоятельной работы студентов используются разнообразные формы контроля. Наряду с традиционными - коллоквиумами,зачетами, экзаменами, - достаточно широко вводятся новые методы на основе современных образовательных технологий, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал - обращение студента к ресурсам Интернет: защита презентаций, проектов, проверка решения задач, проверка рабочих тетрадей и др.
В качестве данной технологии в современной практике высшего профессионального образования используется рейтинговая система обучения, которая дает возможность студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.
Рейтинговая система обучения представляет собой балльное оценивание знаний студентов, но это не простой переход от пятибалльной системы оценивания, а возможность максимально точно отразить в баллах индивидуальные способности студентов, их трудовые затраты, потраченные на выполнение того или иного вида самостоятельной работы. Существуют большие возможности для создания ряда дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою стоимость в баллах.
В систему рейтинговой оценки добавляются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или рассмотрению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеаудиторной работе (выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов участие в олимпиадах, конференциях; участие в работе научного кружка и т.д.).
Рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению сил студентов в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает систематическую работу без "авралов" во время сессии, поэтому большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки. Значительное количество разнообразных заданий, предлагае-
мых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания дают возможность студенту следить за своими успехами, и при необходимости у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы) до итоговой аттестации.
Организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты образования студентов, по сравнению, в традиционной вузовской системе обучения и это показывает анализ итогов опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны.
Все шире и шире проникают в учебный процесс автоматизированные обучающие и обу-чающе-контролирующие системы, которые дают большие возможности студенту самостоятельно изучать ту или иную учебную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
Тестовый контроль знаний и умений студентов, может быть весьма полезным: экономит время преподавателя и освобождает его от рутинной работы, позволяет ему в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений. Такая форма контроля дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.
При самостоятельной работе студентов весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив на тестовое задание, студенту дается подсказка, разъясняющая логику задания, и выполняет его второй раз.
Определенные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, и поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Они помогают преподавателю организовать свою творческую систему самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов в вузе, организованная в рамках реализации компе-тентностного подхода, смещает акценты с по-
зиции превращения внешней информационной сферы во внутреннюю сферу на позицию созидания самим студентом собственной внутренней сферы в условиях переживания практического опыта. Возникает диалектическое сочетание фундаментальности подготовки и его практической направленности. При этом самостоятельная работа студента является непрерывным накоплением собственных способностей, для создания новых возможностей при освоении более сложных знаний, умений, приобретение опыта.
В современных вузах педагоги обязаны учитывать, что его выпускники в будущем будут сталкиваться со значительным числом практических проблем,которые не учитывались в вузе в силу их новизны. Поэтому главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности. В связи с этим, очень важным аспектом организации учебной деятельности являлась организация самостоятельной работы, под которой мы понимали самообучение в совокупности с организацией и переживанием практического опыта применения полученного знания. Способность развивать и реали-зовывать собственные навыки и умения является итогом самостоятельной работы, выступает готовностью и способностью студента понимать, анализировать и оценивать возможные пути своего развития в личной, трудовой и общественной жизни. Самостоятельная работа в этом случае развивает, наря-
ду с профессиональными знаниями и умениями, такие свойства, как независимость, критические способности,уверенность в себе, ответственность и чувство долга, что позволяет характеризовать выпускника вуза как компетентного специалиста.
В целом, самостоятельная работа студентов является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса, педагогическую конструкцию организации и управления деятельностью обучающихся.
Примечания:
1. Богдан H.H., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское образование: практика и анализ. - 2009. - № 6.- С. 23 - 30.
2. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: проблема качества образования // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №5. - С. 32 - 34.
3. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление: психолого-акмеологический подход. - Томск: ТПУ, 2007. -201 с.
4. Миняева Н.М. Самообразование студента в вузе в свете ключевых идей гуманитарных наук / Н.М. Миняева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 7. - C. 49-54.
5. Одинцова В.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов / В.А. Одинцова // Инновации в образовании. -2009.- № 11.-C. 98-103.
6. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов, пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого.- 2-е изд. - М.: Российское пед. агенство,1996. - 309 с.
7. Самостоятельная работа студентов: метод. указания / сост.: A.C. Зенкин, В.М. Кирдяев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.-35 е.-С.8-11.
8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
IN
4L
!
■.—I
■ Ом
£
е
123
FOREIGN LANGUAGE AND ITS ROLE IN COMPETENCE-BASED APPROACH TO TRAINING OF STUDENTS OF A MAGISTRACY OF NOT LANGUAGE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
PavlenkoSvetlanaAnatolyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor,Chair of Humanitarian,Social and Economic Disciplines, Stavropol Institute ofCooperation, Stavropol E-mail: [email protected]
In article the role of a foreign language in competence-based approach to training of students of a magistracy of not language higher education institutions is considered.
Keywords: master; foreign language; competence-based approach; not language higher education institution; cross-cultural communication; information technologies.
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ЕГО РОЛЬ УДК 372.881.1
В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ МАГИСТРА ТУРЫ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
В статье рассматривается роль иностранного языка в компетентностном под- © Павленко С.А., 2014 ходе к обучению студентов магистратуры неязыковых вузов.
Ключевые слова:магистр; иностранный язык; компетентностный подход; неязыковой вуз;межкультурная коммуникация; информационные технологии.