Научная статья на тему 'Модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов'

Модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / УМЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ / ТЕХНИК-ПРОГРАММИСТ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМООБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / SELF-EDUCATION / SELF-EDUCATION SKILLS / TECHNICIANS-PROGRAMMERS / MODEL OF SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атяскина Татьяна Викторовна, Кузнецов Владимир Викторович

В условиях развития глобальной информатизации умение человека самообразовываться становится фактором информационного общества и требует повышенного внимания к процессу формирования умений самообразования обучающихся. Исследование процесса формирования умений самообразования будущих техников-программистов обусловлено низким уровнем мотивации самообразования данных студентов и недостаточным уровнем сформированности умений и навыков самообразовательной деятельности. На современном этапе развития компьютерной техники и информационных технологий необходима подготовка компетентного и мобильного IT-специалиста среднего звена, умеющего самостоятельно находить и использовать информацию для эффективного и творческого решения профессиональных задач. В статье описана теоретическая модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов, используя личностный, деятельностный и компетентностный подходы. Авторы определяют понятие «умения самообразования будущих техников-программистов» и выделяют: организационные, информационно-аналитические и рефлексивные умения самообразования. Электронные ресурсы рассматриваются как эффективное средство формирования вышеуказанных умений. Практическая реализация модели формирования умений самообразования будущих техников-программистов в профессиональном колледже позволит более эффективно подготовить специалистов среднего звена в области программирования в компьютерных системах к будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SELF-EDUCATION SKILLS FORMATION FOR FUTURE TECHNICIANS-PROGRAMMERS

Under existing conditions of global informatization ability of the person to self-education becomes the information society factor and demands increased attention to modeling the self-education skill process. Forming the process of self-education research of the future technicians-programmers is stipulated by low level of motivations to self-education of those students and insufficient level of acquiring self-education abilities and skills. At present moment of computer and information society development the competent and mobile IT-specialist of average level preparation that is able independently to find and use the information for the effective and creative professional tasks solving is necessary. In the article the theoretical model of self-education skills formation for future technicians-programmers using personal, functional and competent approach is described. The authors determine the concept “self-education skills for future technicians-programmers” and underline organizational, information-analytical and reflexive skills of self-education. Electronic resources are considered as effective means for these skills’ formation. Practical realization model of self-education skills formation for future technicians-programmers of presented in professional college would make it possible more efficiently prepare average level specialists in the sphere of programming computer systems for their future independent professional activity.

Текст научной работы на тему «Модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов»

УДК 377

Атяскина Т.В., Кузнецов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected] ; [email protected]

модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов

В условиях развития глобальной информатизации умение человека самообразовываться становится фактором информационного общества и требует повышенного внимания к процессу формирования умений самообразования обучающихся. Исследование процесса формирования умений самообразования будущих техников-программистов обусловлено низким уровнем мотивации самообразования данных студентов и недостаточным уровнем сформированности умений и навыков самообразовательной деятельности. На современном этапе развития компьютерной техники и информационных технологий необходима подготовка компетентного и мобильного IT-специалиста среднего звена, умеющего самостоятельно находить и использовать информацию для эффективного и творческого решения профессиональных задач.

В статье описана теоретическая модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов, используя личностный, деятельностный и компетентностный подходы. Авторы определяют понятие «умения самообразования будущих техников-программистов» и выделяют: организационные, информационно-аналитические и рефлексивные умения самообразования. Электронные ресурсы рассматриваются как эффективное средство формирования вышеуказанных умений.

Практическая реализация модели формирования умений самообразования будущих техников-программистов в профессиональном колледже позволит более эффективно подготовить специалистов среднего звена в области программирования в компьютерных системах к будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образование, самообразование, умения самообразования, техник-программист, модель формирования умений самообразования.

При современных темпах развития компьютерной техники и информационных технологий возрастает потребность в 1Т-специалистах, способных к творческому поиску и непрерывному самообразованию, самостоятельно и непрерывно пополняющих свои знания, совершенствующих свои умения и профессиональное мастерство. Способность к самообразованию рассматривается как важнейшее профессиональное качество современного техника-программиста.

Актуальность исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между:

- существующим социальным заказом на подготовку высококвалифицированных специалистов среднего звена в области программирования в компьютерных систем, умеющего непрерывно самосовершенствоваться и саморазвиваться, и недостаточным уровнем сформи-рованности умений самообразования будущих техников-программистов;

- возросшей значимостью педагогической теории и практики, направленной на повышения уровня самообразования обучающихся и отсут-

ствием теоретико-методологической разработанности основ формирования умений самообразования будущих техников-программистов.

Целью формирования умений самообразования будущих техников-программистов является повышение уровня самообразовательной деятельности выпускников специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, ориентированной на поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

При решении проблемы повышения уровня самообразовательной деятельности будущих техников-программистов была спроектирована теоретическая модель формирования умений самообразования данных студентов профессионального колледжа.

Опираясь на исследования В.И. Загвя-зинского, В.В. Краевского, А.М. Новикова, Г.П. Щедровицкого и других, определим модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов как систему эле-

ментов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования. Построение модели происходит на основании общих данных об изучаемом процессе, посредством выявления и обобщения основополагающих принципов, этапов, уровней развития или иных характеристик [6], [13], [16], [21].

Предлагаемая нами модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов основана на личностном (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.В. Краев-ский, В.В. Сериков), деятельностном (Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, Л.С. Рубинштейн) и компетент-ностном подходах (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, И.Д. Белоновская, Дж. Равен, Н.С. Сахарова, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской).

При формировании умений самообразования личностностный подход предполагает ориентацию на формирование личностных ориентиров и установок будущего техника-программиста, направленных на самообучение и самообразование таких как: целеустремленность, ответственность, трудолюбие, увлеченность, учебная рефлексия, творчество, самостоятельность мышления, любовь к будущей профессии, умения и навыки самообразования, самокритичность, самоорганизация, самоконтроль и т. п. [14, с. 72-74].

В то же время формирование умений самообразования, в нашем исследовании, рассматривается как деятельность, которая будет состоять из ряда действий при самообразовательной деятельности, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. В профессиональном образовании проблема деятельности служит основой формирования личностных качеств и способностей будущих специалистов.

Предполагается, что при данном подходе будущий техник-программист обучится самостоятельной постановке цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Компетентностный подход основан на овладении студентами компетенций - способность обучающихся решать профессиональные задачи, применяя полученные знания, умения и личностные качества в условиях профессио-

нальной деятельности [2], [19]. В ходе реализации компетентностного подхода, при формировании умений самообразования, у будущих техников-программистов будет формироваться самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности в постоянных и изменяющихся условиях.

Рассматриваемые подходы позволяют выдвинуть на первый план не информированность студента, а опыт решения им проблем профессиональных задач, в соответствии с личностным развитием в ходе самообразовательной деятельности.

Основополагающим элементом разработанной модели, который влияет на ее направленность, содержание, структуру, на выбор средств, методов и форм, а также на предполагаемый результат, является ее цель - формирование умений самообразования будущих техников-программистов.

Под умениями самообразования будущих техников-программистов мы понимаем способность данных выпускников к осуществлению самообразовательной деятельности, направленной на разработку кода программных модулей с помощью современных языков программирования и на создание объектов баз данных в современных системах управления базами данных (СУБД) [1].

К формируемым нами умениям самообразования будущих техников-программистов мы отнесли три группы умений:

- организационные (умение самостоятельно ставить главные цели самообразовательной деятельности по разработке программных модулей и созданию объектов баз данных в современных СУБД; умение планировать самообразовательную деятельность, связанную с разработкой программного кода);

- информационно-аналитические (умение осуществлять поиск и выбор источников информации для проектирования, разработки программных модулей; умение находить и применять специализированные программные средства с помощью электронных ресурсов для оптимизации программного кода);

- рефлексивные (умение самостоятельно сравнивать результат в виде кода программных модулей и объектов баз данных с поставленными целями и задачами) [1].

Для реализации поставленной цели нами были намечены следующие задачи:

- организовать мотивационно-ценностное отношение будущих техников-программистов к самообразовательной деятельности;

- обеспечить самообразовательную деятельность будущих техников-программистов с использованием системы электронных ресурсов образовательного назначения;

- определить и реализовать формы и методы учебной деятельности, способствующие формированию умений самообразования будущих техников-программистов;

- создать организационно-педагогические условия для эффективного формирования умений самообразования будущих техников-программистов.

При решении задач нами использовались принципы, которыми мы руководствовались в ходе реализации построенной модели: адаптивности, последовательности, сознательности и творческой активности, наглядности, доступности, интерактивности, гибкости. Все эти принципы взаимосвязаны и лежат в основе формирования умений самообразования и организации самообразовательной деятельности будущих техников-программистов.

Рассмотренные принципы обуславливают отбор средств, методов и форм для формирования умений самообразования будущих техников-программистов.

В разработанной нами модели, эффективными средствами самообразовательной деятельности студентов, способствующие формированию умений самообразования будущих техников-программистов, являются электронные ресурсы.

Электронные ресурсы рассматриваются нами как сложная целостная динамическая система, состоящая из множества компонентов в виде электронных учебников, электронных учебных пособий, электронных учебно-методических комплексов дисциплин, электронных тестов, электронных образовательных ресурсов нового поколения, образовательных порталов и сайтов, электронных библиотек, находящихся в отношениях и связях между собой и характеризующихся единством общей цели функционирования, направленной на поиск и использование информации, необ-

ходимой в самообразовательной деятельности будущих техников-программистов.

Успешное достижение целей любой деятельности, в том числе и самообразовательной деятельности обучающихся, во многом зависит от используемых в ней методов. По мнению ученых (Е.А. Милерян, А.М. Новиков, К.К. Платонов и др.), основным методом обучения умениям являются упражнения. Данный метод строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений [16].

Установлено, что для успешного формирования умений самообразования для обучающихся должны быть разработаны специальные задания, которые будут направлены на активный самостоятельный поиск оптимальных способов выполнения действий [14]. При использовании системы электронных ресурсов к таким заданиям мы относим: поиск и обработку студентами информации (подготовить доклад, сообщение, презентацию); создание веб-страницы или веб-квеста; нахождение дополнительных специализированных программных средств или программных компонентов для усовершенствования программных модулей; решение профессионально-ориентированных задач в области компьютерных систем; выполнение творческих заданий по профессиональной проблеме.

При выполнении упражнений необходимо использовать проблемно-поисковый метод, который предполагает изначальное выделение проблемы или создание проблемной ситуации. Данный метод предусматривает самостоятельную деятельность обучающихся по определению путей решения поставленной или возникшей проблемы, отбору информации с помощью электронных образовательных ресурсов, необходимой для ее решения, выбор способов демонстрации решения, оценивание результата выполнения задания, определения круга дальнейших проблем.

При формировании умений самообразования будущих техников-программистов используется метод проектов, реализующийся в виде курсового проектирования по дисциплинам, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Нами было рассмотрено курсовое проектирование по дисци-

плине «Математические методы». Результат курсового проекта - программный продукт, написанный на одном из языков программирования и реализующий математический метод решения практико-ориентированной задачи. При разработке курсового проекта реализуется активно-деятельностная форма организации самообразовательной деятельности будущего техника-программиста. Студент сам определяет цели и задачи проекта, результат и планируемый продукт деятельности, способ достижения поставленной цели (выбирает математический метод решения практико-ориентированной задачи, язык программирования), планирует порядок своих действий, использует необходимые ресурсы (в том числе электронные образовательные ресурсы), работает с информацией (осуществляет поиск, сбор, систематизацию и анализ информации), пишет программный код на одном из языке программирования, осуществляет контроль, проводит оценку своей деятельности и продукта, презентует программный продукт.

В ходе такой деятельности будущий техник-программист становится активным участником формирования своих организационных, информационно-аналитических и рефлексивных умений самообразования.

Одной из ведущих форм организации самообразовательной деятельности, способствующей формированию у будущих техников-программистов умений самообразования посредством системы электронных ресурсов, является индивидуальная самостоятельная работа. При самостоятельной работе с электронными ресурсами, будущий техник-программист может: выбрать необходимую информацию для изучения своей задачи или проблемы; выполнить лабораторные и практические работы; проанализировать и построить модели в виртуальных лабораториях; составить конспекты, рефераты, проекты и т. д.; подготовить выступления и презентации; подготовиться к конкурсам, олимпиадам; отработать умения и навыки; выполнить учебно-исследовательскую работу; провести тестирование как форму контроля и самоконтроля [11, с. 17].

Широкое использование методов, видов, форм самостоятельной работы, формирует столь важное личностное качество студента

как самостоятельность [12], [14], [16]. На наш взгляд, чем выше развита самостоятельность студентов, тем выше возможности самообразования обучающихся. Все это способствует ускорению формирования умений самообразования будущих техников-программистов при соблюдении ряда организационно-педагогических условий.

К организационно-педагогическим условиям формирования умений самообразования будущих техников-программистов посредством системы электронных ресурсов можно отнести:

- формирование положительной мотивации и ценностного отношения к самообразовательной деятельности будущих техников-программистов;

- подготовка и самообразование преподавателей колледжа, направленная на организацию самообразовательной деятельности обучающихся средствами системы электронных ресурсов;

- оснащение информационно-образовательной среды колледжа системой электронных ресурсов и организация самостоятельной работы будущих техников-программистов в данной среде.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков [15].

Применение системы электронных ресурсов при самообразовательной деятельности будущих техников-программистов в информационно-образовательной среде позволяет осуществить информационное взаимодействие между тремя субъектами: будущий техник-программист, преподаватель, система электронных ресурсов (рис. 1).

Система электронных ресурсов в информационном взаимодействие позволяет осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь источником учебной информации зна-

ступает в роли педагога-консультанта, главная цель которого научить «как учиться».

К основным функциям преподавателя можно отнести: формирование побуждающих мотивов к самообразованию; участие на первоначальных этапах в постановке целей и задач, проведение организационной деятельности, осуществление поиска и подбора электронных образовательных ресурсов; разработка методики и инструктивно-методической документации по использованию электронных образовательных ресурсов в целях формирования умений самообразования будущих техников-программистов; контроль процесса и результата самообразовательной деятельности студентов; определение форм отчетности, объема работы, срока сдачи; определение видов консультационной помощи и критерии оценок.

Формирование умений самообразования будущих техников-программистов - процесс поэтапный. Он включает в себя следующие этапы:

1 этап - подготовительный (1 курс обучения в колледже). Происходит знакомство обучающихся с основами самообразования в области компьютерной техники и информационных технологий, применяются простейшие виды самостоятельной работы с такими электронными ресурсами, как электронный учебник, электронные учебно-методические комплексы, электронные образовательные ресурсы нового поколения, образовательные сайты.

2 этап - формирующий (2 и 3 курсы обучения в колледже). Обучающиеся приобретают опыт оформления рефератов, докладов, сообщений, аннотаций, что требует анализ и обработку информации с электронных порталов, электронных библиотек. Далее происходит вовлечение студентов в самостоятельную проектную деятельность - в процессе

Рисунок 1 - Информационное взаимодействие между подг°т°вки курс°в°г° пр°-

будущим техником-программистом, преподавателем екта, выполнения творческих

и системой электронных ресурсов в информационно-образовательной среде колледжа заданий, п°дг°т°вки к °лим-

чительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию. Электронные ресурсы могут корректировать действия обучающегося и преподавателя, осуществлять обратную связь в режиме интерактивного диалога.

Будущий техник-программист при данном информационном взаимодействии становится не только потребителем фактографической учебной информации, он переходит на более сложный путь самостоятельного поиска, выбора информации, ее обработки и передачи. Специфика профессиональной деятельности будущего техника-программиста позволяет данным студентам не только использовать электронные ресурсы при самообразовательной деятельности, а принимать непосредственное участие при их разработке. Под руководством преподавателей студенты могут создавать электронные учебники, электронные интерактивные задачники, электронные учебно-методические комплексы, самостоятельно разрабатывать электронные тесты и т. д.

Роль преподавателя в рассматриваемом информационном взаимодействии смещается в направлении кураторства и наставничества, «он становится некоторым «навигатором» в информационно-образовательной среде» [11], [16], [17]. При организации самообразовательной деятельности студента преподаватель вы-

пиадам и конкурсам профессионального мастерства, что предполагает углубления знаний в области программного обеспечения компьютерных систем. Этот этап можно охарактеризовать пиком творческо-поисковой активности, что благоприятно влияет на формирование умений самообразования будущих техников-программистов.

3 этап - завершающий (4 курс обучения в колледже). Закрепляются умения самообразования будущих техников-программистов при выполнении выпускной квалификационной работы (ВКР). Сформированность умений самообразования будущего техника-программиста во многом способствует подготовке его ВКР, где необходимы организационные умения самообразования, чтобы четко поставить цели, задачи и спланировать свою работу; информационно-аналитические умения самообразования, чтобы осуществлять поиск и выбор источников информации для разработки и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем, найти и применить специализированные программные средства с помощью электронных ресурсов для оптимизации программного кода; рефлексивные умения самообразования, чтобы самостоятельно сравнить результат в виде кода программных модулей и объектов баз данных с поставленными целями и задачами. От уровня сформированности умений самообразования зависит успешность выполнения ВКР.

С целью оценки уровня сформированности умений самообразования будущих техников-программистов выделены следующие критерии и показатели:

- мотивационно-ценностный (положительное отношение к самообразованию, осознание значимости и ценности самообразовательной деятельности для успешной профессиональной деятельности и самореализации личности; стойкий познавательный интерес в обла-

сти программного обеспечения компьютерных систем);

- деятельностный (рациональность планирования и организации самообразовательной деятельности, умение приобретать знания из различных источников электронных ресурсов, состав и качество выполняемых действий, их осознанность, полнота, осмысленность при самостоятельной разработке программных продуктов);

- рефлексивно-оценочный (способность проводить самоанализ и самооценку деятельности, осуществлять самоконтроль).

Опираясь на педагогический опыт (А.К. Гром-цевой, В.А. Корвякова, Н.М. Миняевой, А.М. Новикова, В.В. Кузнецова, Б.Ф. Райского, Г.Н. Серикова и др.) и с учетом представленных критериев и показателей, были выделены три уровня сформированности умений самообразования будущих техников-программистов: низкий (репродуктивный), средний (частично-поисковый), высокий (продуктивно-творческий).

Итак, разработанная нами модель формирования умений самообразования будущих техников-программистов лежит в основе опытно-экспериментальной работы, проводимой на базе Университетского колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет». Результатом функционирования данной модели может стать повышение уровня образования будущих техников-программистов за счет сформированных у них умений самообразования. Практическая реализация данной модели в образовательном процессе профессионального колледжа позволит осуществить подготовку квалифицированных 1Т-специалистов среднего звена к самостоятельной профессиональной деятельности более эффективно.

06.09.2016

Список литературы:

1. Атяскина, Т.В. Формирование умений самообразования будущих техников-программистов в профессиональном колледже / Т.В. Атяскина // Среднее профессиональное образование. - 2015. - №7. - С. 45-47.

2. Белоновская, И.Д. Формирование инженерной компетентности специалиста: предпосылки, тенденции и закономерности / И.Д. Белоновская // Вестник ОГУ. - 2006. - Январь, Том 1. - С.95-100.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: изд-во АСТ: Астрель, 2008. - 672 с.

4. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

5. Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учебное пособие / А.К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2010. - 208 с.

7. Зборовский, Г.Е. Самообразование - парадигма XXI века / Г.Е Зборовский, Е.А. Шуклина // Высшее образование в России. -2003 - №5.- С. 25-32.

8. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2006. - 170 с.

9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2003. - 384 с.

10. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Па-нюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова ; под ред. И.В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

11. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: научно-методические материалы / Бордовский Г.А.и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 31 с.

12. Корвяков, В.А. Формирование самообразовательной деятельности студента: монография / В.А. Корвяков. - М.: Университетская книга, 2006. - 140 с.

13. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.

14. Кузнецов, В.В. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие / В.В. Кузнецов. М.: Юрайт, 2016. - 140 с.

15. Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза / С.А. Назаров // Научная мысль Кавказа. Спецвыпуск. - 2006. - №2. - С. 69-71.

16. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2006. - 488 с.

17. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах / А.В. Осин. - М.: Социальный проект, 2007. - 28 с.

18. Формирование навыков творческого саморазвития личности учащихся и учителя как условие повышения качества образования: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.М. Миняевой. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 167 с.

19. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: учебное пособие / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004. - 541 с.

20. Шуклина, Е.А. Технологии самообразования: Социологический аспект / Е.А. Шуклина // Общественные науки и современность. - 1999.- №5. - С. 140-151.

21. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции) / П.Г. Щедровицкий - M.: Эксперимент, 1993. -155 с.

Сведения об авторах:

Атяскина Татьяна Викторовна, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, заместитель директора по учебной работе Университетского колледжа Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел.: (3532) 372584, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.