Научная статья на тему 'Проблема формирования конкурентоспособности студентов архитектурно-строительного вуза'

Проблема формирования конкурентоспособности студентов архитектурно-строительного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / РЫНОК ТРУДА / РАБОТОДАТЕЛИ / GRADUATES / COMPETITIVENESS / STRATEGY OF COMPETITIVENESS FORMATION / LABOUR MARKET / EMPLOYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

В статье рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда с учетом удовлетворения потребностей работодателей, отмечается их актуальность, даются рекомендации по их разрешению; представлены некоторые аспекты педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING THE LABOUR MARKET COMPETITIVENESS OF THE STUDENTS OF UNIVERSITIES OF ARCHITECTURE AND BUILDING

The paper is devoted to the basic problems of graduatescompetitiveness in the labour market, tailored to meet the needs of employers. The relevance of this challenge is explained, and the paper makes recommendations for their resolution; some aspects of the teaching strategy for forming competitive graduates are presented.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования конкурентоспособности студентов архитектурно-строительного вуза»

УДК 378

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА Д. А. Коноплянский

THE PROBLEM OF FORMING THE LABOUR MARKET COMPETITIVENESS OF THE STUDENTS OF UNIVERSITIES OF ARCHITECTURE AND BUILDING

D. A. Konoplyansky

В статье рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда с учетом удовлетворения потребностей работодателей, отмечается их актуальность, даются рекомендации по их разрешению; представлены некоторые аспекты педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза.

The paper is devoted to the basic problems of graduates' competitiveness in the labour market, tailored to meet the needs of employers. The relevance of this challenge is explained, and the paper makes recommendations for their resolution; some aspects of the teaching strategy for forming competitive graduates are presented.

Ключевые слова: выпускник вуза, конкурентоспособность, стратегия формирования конкурентоспособности, рынок труда, работодатели.

Keywords: graduates, competitiveness, strategy of competitiveness formation, labour market, employers.

Формирование конкурентоспособности личности для современного российского общества имеет широкое социальное значение. В связи с этим появилась необходимость адаптации выпускников вузов, в том числе и архитектурно-строительных, к быстро меняющимся условиям жизни, потребность в их социальной защите от возможных жизненных трудностей.

Критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений выступает профессиональная компетентность, о чём сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения. Согласно этому документу выпускник вуза должен быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда. Это целенаправленно ориентирует высшие образовательные учреждения на оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, на участие студентов в самоуправлении, во внеаудиторной и других видах деятельности, которые являются составляющими образовательного пространства вуза [3, с. 4].

Мы согласны с тем, что конкурентоспособность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебной, профессиональной и внеучебной деятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [1, с. 34].

В системе высшего архитектурно-строительного образования представляется необходимым:

- наличие государственных образовательных стандартов на базе компетентностного подхода к обучению и воспитанию студентов;

- перспективы взаимосвязанного развития рынков труда и образовательных услуг [2, с. 24];

- разработка специального психолого-педагогического и социального сопровождения студентов и выпускников вузов на рынке труда, предполагающего семинары, тренинги, мастер-классы, круглые столы

по вопросам трудоустройства и навыка поиска работы;

- помощь развитию центра (отдела) профориентации и содействия трудоустройству выпускников

вуза;

- организация и проведение научно-методических, научно-практических конференций, научно-информационных семинаров по обмену опыта взаимодействия вуза и работодателей, «Дней выбора профессии», «Дней открытых дверей» и «Ярмарок вакансий», организация учебно-производственных практик и стажировок;

- обеспечение участия работодателей в процессе подготовки студентов-выпускников вуза;

- достижение нового качества содержания основных образовательных программ с учетом требований работодателей;

- создание необходимых условий для обеспечения эффективного трудоустройства выпускников университета;

- совершенствование деятельности студенческих и вузовских структурных подразделений в отношении повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и использования их возможностей для проведения мониторинга занятости выпускников;

- развитие государственно-частного партнёрства [6, с. 123].

Исследования Т. А. Жданко показывают, что конкурентоспособность недостаточно сформирована, как правило, у студентов-первокурсников. Они не умеют прогнозировать собственное развитие, не владеют навыками целеполагания, «теряются» в стрессовых ситуациях, редко проявляют инициативу и т. п. [4, с. 69].

В рамках выполнения Государственного задания № 8.5591.2011 «Наука» на 2012 - 2014 гг., получившего субсидию Министерства образования и науки РФ и являющегося победителем в конкурсах 2012 г. на тему: «Построение открытой системы образования в техническом университете на основе естественной

технологии учебно-познавательной деятельности». На базе Томского государственного архитектурно-строительного университета и его филиалов в г. Ле-нинске-Кузнецком, г. Белово и г. Новокузнецке реализуется научно-исследовательский проект «Педагогическая стратегия формирования конкурентоспособности выпускников вуза: механизмы и условия реализации», цель которого - определение и обоснование теоретических и методических положений, а также разработка механизмов, «дорожной карты», технологии и условий реализации стратегии формирования конкурентоспособности студента как будущего выпускника в период обучения в вузе.

В рамках данного проекта было проведено исследование практики повышения конкурентоспособности выпускников вуза, в котором приняли участие более 600 студентов ТГАСУ, его филиалов в г. Ленинске-Кузнецком, г. Белово и г. Новокузнецке.

Мы сделали попытку исследовать и разработать педагогическую стратегию, обеспечивающую конкурентоспособность студента на современном рынке труда. Конечно, в реальной жизни все сложнее, чем в предлагаемой стратегии, и тем не менее наша педагогическая стратегия опирается на следующие положения.

1. Конкурентоспособность личности - это инте-гративное свойство личности, проявляющееся в стремлении к собственному стилю поведения, творчеству и самостоятельности, к смене видов деятельности, освоению новых профессий, к обладанию рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни и нахождению эффективных решений; в умении легко адаптироваться в системе социальных и трудовых отношений, а также быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в обществе, проявляя при этом компетентность в разрешаемой ею проблеме.

2. В контексте рассматриваемой нами проблемы под компетентностным подходом в развитии конкурентоспособности студентов в условиях вуза мы понимаем подход, который заключается в создании практико-профессиональной и социально-образовательной среды, в которой студентам помогают самостоятельно развивать ключевые компетенции личности, обобщенные и прикладные предметные умения и жизненные навыки, раскрывать свой творческий и деятельностный потенциалы и переживать опыт успешной самостоятельной и ответственной деятельности. Мы имеем в виду, что на соответствующем образовательном поле обучение должно ориентироваться не на передачу определенной суммы готовых знаний, а на развитие способности человека действовать в различных проблемных ситуациях, иначе говоря, на развитие компетенций (это совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним), способствующих формированию конкурентоспособной личности.

3. Под конкурентоспособностью студента мы понимаем его способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда иметь к моменту завер-

шения обучения в вузе гарантированную работу по своей специальности и перспективы успешного профессионального роста.

4. Основными компонентами педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза являются следующие факторы:

А) факторы стратегического поведения студента;

Б) факторы тактического поведения студента.

К стратегическим факторам формирования конкурентоспособности студента мы относим: стремление к успеху, развитие организаторских качеств, ознакомление с элементами будущей профессиональной деятельности, умение налаживать деловые связи, умение составлять и реализовывать свой жизненный план и профессиональную карьеру и др.

К факторам тактического поведения студента в период его обучения в нашей стратегии относятся следующие: освоение инновационных технологий обучения в вузе, стремление к самоорганизации, самосовершенствованию, самоутверждению, развитие личной коммуникабельности, владение системой организационного планирования и другие.

Наша педагогическая стратегия - действующая. По каждому фактору, во-первых, студенту предложены соответствующие технологии, а во-вторых, созданы условия для их реализации.

В течение нескольких лет мы отрабатывали и отрабатываем принципы и механизмы взаимодействия выпускающих кафедр со студентами, их родителями и предприятиями-работодателями, повышения на этой основе качества подготовки специалистов, уровня их востребованности работодателями. Таким образом, уже с первого курса, с первого дня учебы начинается ориентация нашего студента на клиента, на рыночные условия жизни.

Важнейшей особенностью такой подготовки первокурсников является то, что она имеет четкую практическую направленность. Это означает, что все изучаемое в рамках курса «Психология и педагогика» предлагается сразу применять в реальной жизни студента. Например, уже в первом семестре каждый студент готовит и защищает курсовую работу «Моя карьера».

Во втором семестре в рамках курса «Введение в специальность» проходит учебно-ознакомительная бизнес-практика «Технология карьеры», в задачи которой входит сбор информации о предприятиях, посещение их и собеседование с работодателем с использованием своего резюме с целью получить возможность посещать в свободное от учебы время данное предприятие и выполнять какие-либо поручения. Заканчивается практика «Технология карьеры» летом. За это время студенты-первокурсники приобретают реальные навыки: поиска нужного им предприятия, собеседования с работодателем в целях трудоустройства, первоначальное знакомство со сферой будущей деятельности, а также контакты с несколькими предприятиями, что очень важно для самостоятельного нахождения мест прохождения последующих практик с учетом своих профессиональных интересов. Отметим, что некоторым студентам в силу их индивидуальных способностей удается уже на первом курсе получить приглашения на работу на платной основе, а

также на прохождение последующих практик, курсового и дипломного проектирования на данном предприятии. Эти продвинутые студенты в дальнейшем и сами активно участвуют в системе интенсивного введения в специальность своего студенческого окружения.

Внеучебный модуль нашей стратегии реализуется в следующих формах: индивидуальное собеседование администрации вуза и филиала с абитуриентами, работа психологической службы, деятельность студенческого научного общества «Интеллектуал», проведение встреч с родителями, посвящение в первокурсники в группах и выборы старост групп, экскурсии по университету и его филиалу, подготовка и проведение «Дня первокурсника», «Дня открытых дверей», «Дня строителя», конкурсов «Алло, мы ищем таланты», «КВН», «Первый снег», «Студенческая весна» и др.

Система взаимодействия выпускающей кафедры вуза с предприятиями - работодателями рассматривается нами значительно шире, чем помощь в налаживании контактов между студентами и предприятиями [5, с. 108].

В ходе проведения круглого стола «Взаимодействие с предприятиями-работодателями: опыт и перспективы» и на основе анализа и учёта взаимных интересов мы определили оптимальные формы взаимодействия ЛКФ ТГАСУ с предприятиями-работодателями. Этот анализ позволил нам разработать концепцию взаимодействия филиала ТГАСУ в г. Ленинске-Кузнецком, выпускающими кафедрами ТГАСУ с предприятиями-работодателями, включающую актуальность проблемы партнёрства вуза и предприятий-работодателей, цель и задачи концепции, принципы реализации и направления деятельности.

Для планирования своего профессионального и жизненного пути человеку необходимо постоянно проводить анализ своих качеств, способностей, возможностей, а также факторов, которые влияют на достижение целей. Проведённое нами исследование оценки сильных и слабых сторон при обучении в вузе показало, что только 36 % студентов планируют свой профессиональный и жизненный путь, а 43 % - не знают об этом. При анализе выяснилось, что только 34 % девушек анализируют свои возможности, среди парней проводят самоанализ 48 %. Если мы проанализируем фактор «самоанализа сторон» в зависимости от направления (профиля) подготовки, то можно увидеть, что самоанализ присущ 62 % экономистам-менеджерам, 42 % инженерам-строителям, 16 % автомобилистам, 15 % инженерам-механикам.

При анализе выяснилось, что достижению успеха в учебной деятельности при обучении в вузе, по мне-

нию студентов, способствуют: 54 % - отличная учеба, 11 % - тяга к новым знаниям, 28 % - участие в конференциях, семинарах, 7 % - победы в олимпиадах.

Однако большинство студентов отметили, что залогом успеха в вузе все же остается активное проявление себя в учебной, научной, а самое главное - в инновационной деятельности, а также во внеучебной деятельности вуза.

По мнению 50 % студентов им необходимо заниматься самообразованием. Помимо образования в вузе эти студенты получают дополнительное образование. 45 % студентов считают, что вуз дает достаточно знаний, поэтому нет необходимости в дополнительном образовании. Этот факт огорчает, сами 60 % работодателей отмечают, что студенчеству необходимо дополнительное образование, считая, что вуз не дает достаточного уровня навыков и практических знаний.

На основе данных проведенного исследования создан социально-экономический портрет современного студента, обучающегося в ТГАСУ и его филиалах в г. Ленинске-Кузнецком, г. Белово и г. Новокузнецке. Прежде всего, студенты ориентированы на такие ценности, как здоровье (1 место), работа (2 место) и семья (3 место). Для студентов имеет большое значение высокий заработок. 67 % студентов постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, понимая, что хорошие связи - важнейший фактор успешного трудоустройства.

Отрицательной тенденцией является то, что 26 % студентов не имеют совсем планов своего дальнейшего жизненного пути и 41 % не знают, где искать работу. 29 % студентов считают, что у них есть хорошие способности к предпринимательству. 43 % студентов активно участвуют в организации различных мероприятий и считают себя хорошими организаторами, способными проявить себя при любой возможности. Заниматься планированием будущей карьеры во время обучения в университете считают целесообразным и необходимым 71 % студентов.

На основании результатов проведённого исследования нами были разработаны научно-методические рекомендации и «пакет указаний» для руководства вуза по использованию стратегического планирования конкурентоспособности выпускника вуза в практике профессионального образования, а также обоснованы перспективы практического применения стратегического планирования конкурентоспособности выпускника в условиях реформирования высшей школы.

Литература

1. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Владыкина Л. Б. Формирование конкурентоспособного человеческого капитала предприятия. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. 132 с.

2. Бодьян Л. А. Развитие конкурентоспособности студентов технического вуза на основе контекстно-модульного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2009.

3. Головачев А. С., Головачева М. А. Повышение конкурентоспособности подготовки специалистов - важнейшая задача современности // Инновационные образовательные системы. 2012. № 1(29). С. 4 - 12.

4. Жданко Т. А. Формирование конкурентоспособности личности студента в образовательно-профессиональном пространстве вуза // Современные проблемы науки и образования. М.: Академия естествознания, 2008. № 4. С. 69 - 70.

5. Полоневич Т. Б. Адаптация выпускника вуза к условиям рынка труда: проблема конкурентоспособности // Социология. 2011. № 2. С. 105 - 112.

6. Резник С. Д., Коновалова Е. С., Сочилова А. А. Менеджеры: как повысить свою конкурентоспособность. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России: опыт, проблемы, перспективы / под ред. С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2013. 292 с.

Информация об авторе:

Коноплянский Дмитрий Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Ленинске-Кузнецком, [email protected].

Dmitry А. Konoplyansky - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of Leninsk-Kuznetsky branch of Tomsk State University of Architecture and Building.

Статья поступила в редколлегию 30.04.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.