Научная статья на тему 'Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза'

Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТОДИКА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS OF GRADUATES / TEACHING STRATEGY / METHODS OF HIGHER EDUCATION / PEDAGOGICAL TOOLS / TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена вопросам формирования конкурентоспособности выпускника вуза в методике высшего профессионального образования. Основное содержание исследования составляет поиск необходимого педагогического инструментария реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза, в ходе которого определён комплекс методов и средств взаимодействия преподавателя и студента в воспитательно-образовательном процессе профессионально-образовательного пространства вуза. Данный комплекс включает в себя методы активного и интерактивного обучения, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания, информационно-коммуникативные методы, мультимедийные средства обучения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING TOOLS FOR IMPLEMENTING THE PEDAGOGICAL STRATEGY OF HIGHER SCHOOL GRADUATES’ COMPETITIVENESS FORMATION

The paper is devoted to the formation of competitiveness of higher school graduates in the methodology of higher education. The main aim of the study is to find the necessary pedagogical tools implementing the educational strategies for building competitiveness in higher school graduates, during which a set of methods and means of interaction between teachers and students in the educational process and the vocational-educational space of the university was defined. The complex includes the methods of active and interactive learning, student-oriented teaching and educating methods, information and communication techniques, multimedia learning tools etc.

Текст научной работы на тему «Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза»

Информация об авторе:

Коноплянский Дмитрий Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Ленинск-Кузнецкий, [email protected].

Dmitry А. Konoplyansky - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of Leninsk-Kuznetsky branch of Tomsk State University of Architecture and Building.

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Д. А. Коноплянский

TEACHING TOOLS FOR IMPLEMENTING THE PEDAGOGICAL STRATEGY OF HIGHER SCHOOL GRADUATES' COMPETITIVENESS FORMATION

D. A. Konoplyansky

Статья посвящена вопросам формирования конкурентоспособности выпускника вуза в методике высшего профессионального образования. Основное содержание исследования составляет поиск необходимого педагогического инструментария реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза, в ходе которого определён комплекс методов и средств взаимодействия преподавателя и студента в воспитательно-образовательном процессе профессионально-образовательного пространства вуза. Данный комплекс включает в себя методы активного и интерактивного обучения, личностно-ориентированные методы обучения и воспитания, информационно-коммуникативные методы, мультимедийные средства обучения и др.

The paper is devoted to the formation of competitiveness of higher school graduates in the methodology of higher education. The main aim of the study is to find the necessary pedagogical tools implementing the educational strategies for building competitiveness in higher school graduates, during which a set of methods and means of interaction between teachers and students in the educational process and the vocational-educational space of the university was defined. The complex includes the methods of active and interactive learning, student-oriented teaching and educating methods, information and communication techniques, multimedia learning tools etc.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность, конкурентоспособный выпускник, педагогическая стратегия, методика высшего профессионального образования, педагогический инструментарий, методы обучения.

Keywords: higher education, competitiveness, competitiveness of graduates, teaching strategy, methods of higher education, pedagogical tools, training methods.

Актуальным для методики высшего профессионального образования остается и вопрос о том, что должно входить в комплекс характеристик выпускника, для того, чтобы он был в полной мере способен осуществлять свои профессиональные обязанности на качественно высоком уровне и насколько этот набор характеристик соответствует требованиям, которые предъявляют работодатели к выпускникам вузов. Кроме того, несомненным остается тот факт, что высшее учебное заведение оказывает значительное воздействие на формирование и развитие качеств, которые характеризуют конкурентоспособность выпускника вуза.

Для нашего исследования значима позиция В. И. Андреева, который делает заключение, что для динамичного общественного развития «следует формировать конкурентоспособную личность, которая в различных жизненных ситуациях подготовлена к выживанию в конкурентной борьбе... при этом обществу нужна личность, конкурентоспособность которой достигается цивилизованными средствами и методами» [1, с. 45].

Обратим внимание, что вуз, который нацелен на формирование конкурентоспособности своего выпускника, не может просто «предоставить», студенту набор необходимых качеств; конкурентоспособного

выпускника можно «получить» организацией такого профессионально-образовательного пространства вуза (представляющего собой совокупность и единство практико-профессиональной, социально-образовательной и инновационной сред), которое бы стало стратегическим фактором формирования конкурентоспособного специалиста. Мы исходим из того, что для достижения запланированного результата в методике высшего профессионального образования следует проработать комплекс методов и средств взаимодействия преподавателя и студента.

Что касается определения понятия «конкурентоспособный выпускник» в методике профессионального образования высшей школы, то здесь мы будем говорить о студенте, который посредством использования активных и интерактивных методов обучения к концу обучения формирует и развивает у себя конкурентоспособные преимущества, которые проявляются в глубоких профессиональных знаниях, развитых умениях и навыках решения профессиональных задач в современных социально-экономических условиях функционирования рынка труда [2, с. 251 - 255].

При определении педагогического инструментария реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вуза мы

Д. А. Коноплянский 55

исходим из того, что педагогический инструментарий представляет собой комплекс различных приемов и средств обучения и воспитания, которыми владеет преподаватель, и которые в воспитательно-образовательном процессе он активно применяет. Выделим следующие составляющие педагогического инструментария реализации педагогической стратегии:

- информационные, компьютерные и интернет-технологии, в том числе современные мультимедийные средства обучения;

- педагогические технологии, построенные на основе оптимизации управления и организации учебного процесса, в том числе технология перспективно-опережающего обучения;

- педагогическая технология саморазвивающего обучения студента, игровые технологии и пр.;

- инновационные технологии обучения.

Для раскрытия данного определения понятия «конкурентоспособный выпускник» в методике профессионального образования высшей школы следует уточнить некоторые положения и перевести их в плоскость реалий педагогической деятельности, а именно:

- применение активных и интерактивных методов обучения. Сущность таких методов состоит в опоре, прежде всего, на продуктивное, творческое мышление, поведенческие модели и коммуникативные навыки. Следует учитывать, что методы интерактивные обучения могут быть представлены как неимитационные (семинар-диспут, проблемная лекция и пр.) и имитационные модели (построение моделей изучаемого объекта) и предполагают высокий уровень внешней и внутренней активности студентов:

- дискуссионный метод, основанный на обсуждение спорного вопроса или проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других методов, применяемых в высшей школе, предстает аргументированность [10, с. 17 - 18];

- кейс-метод трактуется как один из современных методов деятельного обучения, основанный на организации преподавателем в высшей школы группе студентов обсуждения задания, являющего собой описание конкретной педагогической ситуации с явной или скрытой проблемой [4; 9; 11, с. 126 - 128];

- метод проектов позволяет строить обучение студентов на активной основе посредством обеспечения их целесообразной деятельности согласно личному интересу обучаемого именно в данном знании и определяет формирование учебно-познавательных навыков студентов, умений самостоятельно проектировать (конструировать) систему личностных знаний, подвергать анализу приобретенную информацию, высказывать предположения (гипотезы) и предлагать разнообразные приемы и средства по их реализации, а также, способствует эволюции критического мышления [10, с. 17 - 18];

- метод сообучения, по сути дела, педагогика сотрудничества в высшей школе, которая трактуется автором исследования как объединенная (совместная) работа профессорско-преподавательского состава высшей школы и студентов, организованная на следующих принципиальных основах, а именно: «субъ-ектно-субъектного» согласованного действия, совместного участия, совместного творчества и совместного управления. Педагогика сотрудничества в высшей школе представляет собой технологию «проникающе-

го» вида, так как она, в некоторой степени, предстает органичным элементом современных педагогических методов [8, с. 116 - 117];

- метод модерации представляет собой отражение академической теории с точки зрения реальных событий с целью повышения заинтересованности студентов в активном усвоении знаний (характеризующих различные ситуации) и формировании навыков сбора, обработки и анализа информационных данных и понимается как совокупность целенаправленного систематизированного процесса интеракции в студенческих группах с помощью вербализации и визуализации и как стиль активного участия всей группы (команды) в реализации реальных целей и задач педагогического процесса высшей школы [12; 13];

- метод синквейнов - это использование в ме-тодико-дидактическом обеспечении образовательного процесса высшей школы определенным образом структурированного информационного текста, представленного в виде пятистрочной поэтической формы (США, начало ХХ века; Россия - с 1997 г.). Высоко позитивный и оптимизирующий прием формирования и развития «образной речи» студентов, дающий возможность результативно и эффективно достичь желаемого результата [3];

- метод различных блиц игр, то есть совокупность приемов и средств блиц-игр, мини-игр и т. д., которые отличаются молниеносной (очень быстрой) организации и проведения разных игровых видов, которые используются как методы активизации деятельности студентов высшей школы в современном образовательном пространстве. К ним относятся: ролевые игры; ситуационные или деловые игры; риторические игры; «круглые столы»; заседания экспертных групп («панельная дискуссия»); форумы; симпозиумы; дебаты; «мозговой» штурм и т. д. [2, с. 254 - 255];

- при реализации методики формирования конкурентоспособности студента, на наш взгляд, целесообразно применять такие средства обучения, как:

- мультимедийные средства обучения - это синхронное многосредовое применение разных типов и видов информации и их анализа в интегрированном объекте-контейнере. Данные средства обучения основываются на использовании информационно-коммуникативных средств (аудио, видео и пр.) и программ, посредством которых обеспечивается передача студенту информации и формирование единого информационного поля. Иными словами, мультимедиа является самой современной педагогической компьютерной информационной технологией, дающей возможность интегрировать в обобщенной информационной среде разные виды данных, таких как: текст, графика, фотография, анимация, видео, звук, применяемых также и в педагогической практике высшей школы. Мультимедиа-средства представляют собой следующие типы образовательных мультимедиа-продуктов, а именно: слайд-шоу; мультимедиа-презентации; мультимедиа - доклады; мультимедиа -учебники; мультимедиа - лабораторные работы и т. д.

Основные средства мультимедиа - лазерные диски; видеокарты и т. д. [10].

- портфолио студентов, иными словами, «Веб-портфолио» (веб-портфель, web-portfolio), понимающегося а педагогической деятельности высшей школы

56 | Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2

как веб-базированный ресурс, показывающий подробное изменение динамических показателей учебно-познавательных (профессиональных) или иных достижений его создателя - студента вуза [7, с. 47 - 51].

- применение конкретных методов и средств обучения должно соответствовать определенным взаимосвязанным этапам формирования конкурентоспособного выпускника, каждый из которых ориентирован на развитие определенных личностных и профессиональных качеств, необходимых ему для успешного функционирования на современном рынке труда (соответствия требованиям работодателей);

- личностные и профессиональные качества, которые необходимы выпускнику для обретения успешности включают в себя:

- готовность к активной профессиональной деятельности;

- настойчивость в достижении жизненного успеха через профессиональную самореализацию;

- активная жизненная позиция;

- ориентация на высокое качество трудовой деятельности;

- стремление непрерывно совершенствовать свои профессиональные умения;

- выраженное чувство личной ответственности;

- способность планировать свой труд согласно условиям профессиональной деятельности;

- способность организовывать свою профессиональную деятельность;

- способность и желание соответствовать предъявляемым требованиям работодателя и т. д.

Кроме того, стоит отметить, что формирование конкурентных преимуществ выпускника вуза должно осуществляться в ходе всего периода обучения, для чего видится целесообразным сформировать основополагающие качества его конкурентоспособности, «погрузив» будущего специалиста в конкурентную образовательную среду. Формирование в процессе образовательно-воспитательной деятельности конкурентной среды позволяет развивать между студентами конкурентную активность и способствует раскрытию их личностного потенциала.

Создание условий конкурентной учебной среды вуза для формирования конкурентоспособности будущего специалиста предполагает применение балль-но-рейтинговой системы (БРС) оценивания образовательных результатов студентов на каждом из этапов данного процесса, поскольку БРС обеспечивает возможность здоровой конкуренции среди студентов. Задача преподавателя в этом случае заключается в том, чтобы не позволить перерасти здоровому чувству соперничества в грубое противостояние и стремление к победе любыми средствами.

Литература

1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 234 с.

2. Артемова Ю. В. Активные методы обучения в формировании конкурентоспособности будущих журналистов // Вестник ЕГУ им. И. А. Бунина. (Серия: Педагогика): в 2-х т. Т. I. Вып. 29. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2011. С. 251 - 255.

3. Баннов А. М. Учимся думать вместе: материалы для тренинга учителей. М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 178 с.

4. Беляева Е. Н. Использование кейс-метода в высшей школе. Казань: ТГГИ.

5. Гладилина И. П. Кейс-технология как инновационный подход к оказанию образовательных услуг // Материалы Международной научно-практической конференции, 26 - 28 января 2011 г. М.: Фонд развития регионов, 2011. С. 12 - 17.

6. Государев И. Б. Аспекты подготовки будущих инженеров по специальности «информационные технологии в образовании» // Наука и школа. 2007. № 3. С. 47 - 51.

7. Государев И. Б. Дистанционная поддержка обучения на основе веб-портфолио учителя // Развитие региональной образовательной информационной среды: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ЛОИРО, 2006. 144 с.

8. Ершова О. В. Парная работа студентов в аудитории как часть системы обучения // Alma-Mater (Вестник высшей школы). 2014. № 1. С. 116 - 117.

9. Каунов А. М. Учебные кейсы в техническом и профессиональном образовании. Волгоград: Перемена, 2010. 197 с.

10. Магазинник Л. Т. Новые формы, технологии и методы обучения в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 5. С. 17 - 18.

11. Никитина М. А. Использование кейс-метода как средства повышения качества современных образовательных результатов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3(40). С. 126 - 128.

12. Ткаченко Г. Модерация в тренинге и проектных группах // HRMagazine. 2008. № 4. 211 с.

13. Hausmann G., Stunner H. Zielwirksame Moderation. Renningen - Malmsheim, 1994. 218 p.

Информация об авторе:

Коноплянский Дмитрий Алексеевич - кандидат педагогических наук, доцент, директор филиала Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Ленинск-Кузнецкий, [email protected].

Dmitry А. Konoplyansky - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Director of Leninsk-Kuznetsky branch of Tomsk State University of Architecture and Building.

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.