Научная статья на тему 'Стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускника вуза'

Стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ ВЫПУСКНИК / СТРАТЕГИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / HIGHER EDUCATION / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE GRADUATE / STRATEGY / APPROACHES TO COMPETITIVE GROWTH IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноплянский Дмитрий А.

Статья посвящена актуальной проблеме формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Целью данной статьи является определение последовательности формирования стратегии повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и оценка альтернатив формирования этой стратегии в условиях построения инновационной экономики. Проведен анализ основных факторов, которые оказывают влияние на повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, а также SWOT-анализ процесса повышения конкурентоспособности выпускников вузов. Предложены стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC APPROACHES TO COMPETITIVE GROWTH OF GRADUATES OF ACADEMIC INSTITUTIONS

The article features the topical issue of competitive growth of graduates of higher educational institutions. Its aim is to define the succession in which the strategy of improving competitiveness of graduates on the market should be applied and to assess the possible alternatives to this strategy in the context of innovative economy development. An analysis of the main factors that encourage competitiveness in graduates on the market has been conducted as well as a SWOT-analysis of the process of competitive growth of graduates. The article offers some strategic approaches to competitive growth of graduates of academic institutions.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускника вуза»

УДК 378

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Дмитрий А. Коноплянский1' @

1 Филиал Томского государственного архитектурно-строительного университета в г. Ленинске-Кузнецком, Россия, 652500, г. Ленинск-Кузнецкий, пер. Кишиневский, 21а @ [email protected]

Поступила в редакцию 28.10.2016 г. Принята к печати 31.11.2016 г.

Ключевые слова: высшее образование, конкурентоспособность, конкурентоспособный выпускник, стратегия, направления повышения конкурентоспособности.

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования конкурентоспособности выпускника вуза. Целью данной статьи является определение последовательности формирования стратегии повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда и оценка альтернатив формирования этой стратегии в условиях построения инновационной экономики. Проведен анализ основных факторов, которые оказывают влияние на повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, а также SWOT-анализ процесса повышения конкурентоспособности выпускников вузов. Предложены стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов.

Для цитирования: Коноплянский Д. А. Стратегические направления повышения конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 9 - 13.

Определяющим приоритетом дальнейшего развития российского общества является формирование инновационной национальной экономики. Весомую роль в достижении этой стратегической цели должны играть высокопрофессиональные специалисты. При этом чрезвычайно актуальным является обеспечение подготовки конкурентоспособных выпускников вуза - молодых специалистов, поскольку они, как правило, наиболее гибко реагируют на инновации и нововведения, способные внедрять новейшие достижения науки и техники в практическую деятельность, генерировать и распространять принципиально новые знания [1, с. 113].

Вопросы повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений приобретает особую значимость в контексте обеспечения конкурентных преимуществ национальной экономики. В то же время высокая конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда должна способствовать росту их доходов, повышению уровня жизни и формированию среднего класса в стране. Таким образом, вопрос повышения конкурентоспособности выпускников вузов как ключевого фактора обеспечения общегосударственных и личностных предпочтений целесообразно решать на долгосрочную перспективу, применяя методы и приемы стратегического планирования и управления. Это предполагает создание концепции, в которой сочетаются целевой и интегративный подходы к деятельности субъекта, что позволяет устанавливать цели его развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) и приводить их в соответствие за счет разработки и реализации педагогической стратегии [2, с. 39 - 40].

Таким образом, последовательность реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускников вузов в условиях становления

инновационной экономики может быть отражена с помощью схемы (рис.).

Всестороннего анализа требуют основные факторы, которые оказывают влияние на повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда [3 - 10]. К таким факторам необходимо отнести: демографические, социально-культурные, экономико-географические, природно-климатические и экологические, институциональные, профессионально-образовательные, социально-экономические, научно-технологические, международные (глобализационные).

Следующим шагом на пути разработки эффективной педагогической стратегии является проведение SWOT-анализа процесса повышения конкурентоспособности выпускников вузов в условиях глобализации, то есть оценка возможностей и угроз внешней среды и сильных и слабых сторон на государственном уровне.

Это позволило нам определить стратегические альтернативы в этой сфере, оценить альтернативы и выбрать наиболее целесообразную из них как основу для разработки стратегии, а затем - и организационный механизм повышения конкурентоспособности выпускников вузов.

Характеризуя степень влияния основных факторов конкурентоспособности выпускников вузов и особенности разработки педагогической стратегии в этой сфере, следует отметить следующие аспекты.

Во-первых, сейчас существенно усиливается действие именно международных (глобализационных) факторов как на рынке труда, так и в сфере развития высшего образования.

Во-вторых, важной является потребность в преодолении территориальных диспропорций в пределах регионов.

В-третьих, требуют решения вопросы о перспективах развития кадрового обеспечения на отраслевом уровне в средне- и долгосрочном периодах.

АБИТУРИЕНТ

-N -У

СТУДЕНТ

-N

ВЫПУСКНИК --

Факторы, оказывающие влияние на выбор абитуриента:

1) контактная аудитория (родители, друзья и др.);

2) личностные характеристики, предпочтения;

3) финансовое положение;

4) место жительства;

5) СМИ;

6) уровень владения информацией о рынке ВО;

7) опыт работы;

8) наличие бюджетных мест в вузе;

9) материально-техническая база;

10) форма обучения.

Факторы, оказывающие влияние на формирование знаний, навыков, умений у студента в процессе обучения:

1) образовательная программа;

2) профессорско-преподавательский состав;

3) личностные характеристики (знания, навыки, усидчивость, ответственность и др.);

4) практика;

5) материально-техническая база вуза;

6) дополнительное образование (курсы во время получения высшего образования).

Факторы, оказывающие влияние на дальнейшее будущее выпускника:

1) рынок труда;

2) личностные характеристики (знания, навыки, связи);

3) СМИ;

4) возможность продолжения образования в вузе;

5) финансовые возможности;

6) вуз (имидж, трудоустройство).

Рис. Последовательность формирования педагогической стратегии повышения конкурентоспособности выпускников вузов

Fig. The sequence offormation the pedagogical strategy of competitive growth ofgraduates of higher educational institutions

Исходя из вышеизложенного, определение стратегических направлений повышения конкурентоспособности выпускников вузов должно базироваться на изучении условий функционирования рынка образовательных услуг и рынка труда в глобальном среде, состояния и особенностей регулирования этого процесса [11, с. 67].

Для обеспечения конкурентоспособности ресурсного потенциала, по мнению преподавателей, высшему учебному заведению необходимо иметь современную материально-техническую базу, развитую научную деятельность и международное сотрудничество. Исследование показало, что среди выпускников большинство опрошенных выделили необходимость наличия в вузе современного оборудования, включая средства ИКТ, и практического опыта преподавателей, включая их педагогическую компетентность. С точки зрения работодателей более конкурентоспособным ресурсный потенциал высшего учебного заведения делает наличие современной компьютерной техники, научное сотрудничество с предприятиями и организациями и эффективная маркетинговая деятельность.

Основными влиятельными факторами на стратегическом уровне управления конкурентоспособностью респондентами были названы: удельный вес трудоустроенных выпускников в общем количестве выпущенных высшим учебным заведением специалистов; численность студентов, обучающихся на подготовительном отделе-

нии, и численность абитуриентов, зачисленных на первый курс. Знания, умения и навыки, которые получили выпускники, являются основными критериями при оценке результативности деятельности высшего учебного заведения потенциальными работодателями.

На сегодня экономики стран мира сталкиваются с новыми социальными, экономическими и культурными вызовами как следствием глобализации. Основополагающим понятием экономики знаний является убеждение в том, что значительные конкурентные преимущества достигаются путем обеспечения высокой добавленной стоимости за счет инноваций, технологического развития, творческого потенциала, и ключевым источником таких преимуществ является знание. Поэтому создание, обработка, анализ и передача знаний становятся ключевым фактором производства, заменяя землю, труд и капитал в качестве фундаментальных источников производительности экономики. В рамках этого сценария именно вузы должны играть ведущую роль как основные очаги выработки знаний, которые становятся центральным фактором экономического успеха.

Не менее важное значение приобретает задача создания эффективной системы последипломного образования, предусматривающая мотивацию граждан к непрерывному профессиональному и личностному совершенствованию и др.

Если есть необходимость развивать знания как источник конкурентных преимуществ в глобальной экономике, достигается через инвестиции в человеческий капитал, одновременно появляются потенциальные противоречия в государственной политике. В то время как экономический успех, очевидно, зависит от масштабов инвестиций в образование как важное направление общественного развития, глобальные экономические ограничения лимитируют способность национальных правительств генерировать доход от прогрессивного налогообложения, а следовательно, и объемы роста государственных инвестиций в образование [12, с. 61]. Решение этого вопроса в развитых странах мира достигается путем трансформации государственной политики, в которой стратегическое государственное регулирование высшего образования остается важным, однако стремительно растут объемы финансирования за счет инвестиций частного сектора. Тогда как государство играет все более доминирующую роль в создании окружающей среды, в которой функционируют высшие учебные заведения, одновременно поощряется автономность университетов на конкурентном предпринимательском рынке. При этом высшие учебные заведения все большую часть средств для собственного расширения получают от частного сектора в виде не только оплаты за обучение студентов, но и средств от обслуживания и консультирования предприятий реального сектора экономики, выполнения исследований и научных разработок.

Итак, при условии избрания первой альтернативы -экстенсивного направления развития, при котором страна, скорее всего, будет играть роль поставщика дешевого сырья и низкокачественной продукции для развитых стран, а в социально-экономической жизни будут происходить стагнация и упадок, возможна реализация первой альтернативы - низкое качество высшего образования и рабочих мест на рынке труда. При этом практически невозможным является формирование инновационной экономики вследствие снижения конкурентоспособности национальной экономики и отечественной рабочей силы в международном масштабе.

Вторая альтернатива - повышение качества высшего образования в условиях низкого качества рабочих мест, реализация которой в наибольшей степени присуща нашему государству в текущий момент, позволит обеспечить низкие темпы экономического развития и формирования инновационной модели экономики чрезвычайно медленными темпами. Будет происходить постепенная потеря отечественного трудового потенциала за счет высокой текучести наиболее конкурентоспособных кадров вследствие их выезда за границу, концентрации в наиболее развитых регионах. Такая альтернатива отражает

смешанный (экстенсивный и интенсивный) направление развития.

Обеспечить же интенсивный (инновационно-ориентированный) характер развития отечественной экономики ускоренными темпами возможно только на основе третьей альтернативы - сбалансированного развития рынков труда и высшего образования, одновременного повышения качества образовательных услуг и рабочих мест. За счет этого будет обеспечен рост конкурентоспособности как национальной экономики в целом, так и отечественной рабочей силы, что будет способствовать повышению благосостояния специалистов с высоким образовательным уровнем и формированию среднего класса в стране.

Однако, в случае избрания этой альтернативы, следует учитывать значительные отраслевые и региональные асимметрии. Поэтому она может служить основой для разработки стратегии повышения конкурентоспособности выпускников вузов только на общегосударственном уровне и на долгосрочную перспективу [13, с. 549]. На тактическом и оперативном уровнях необходимо оценить тенденции и перспективы обеспечения кадровых потребностей в специалистах с высшим образованием по основным видам экономической деятельности страны в целом и учитывать территориальные особенности развития.

Таким образом, стратегическими направлениями повышения конкурентоспособности выпускников вузов должны стать:

- совершенствование механизма финансирования высшего образования за счет целевого использования государственных и частных средств;

- повышение роли высшего образования в формировании инновационной экономики;

- выполнение высококачественных исследований и разработок.

Не менее важным является также преодоление количественного и качественного дисбаланса на национальном и региональных рынках труда, обеспечения кадровых потребностей отраслей, усиление роли регионов в формировании конкурентных преимуществ выпускников вузов на основе дифференцированного подхода.

Реализация стратегии сбалансированного развития рынков труда и образовательных услуг требует разработки и внедрения соответствующих действенных мер на тактическом и оперативном уровне. Для конкретизации разработанной стратегии в должной мере организованных практических действиях необходимо внедрение и обеспечение эффективного функционирования современного инновационного организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности выпускников вузов.

Литература

1. Осипова Н. А. Факторы конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда // Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития сборник научных трудов: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ухта: Ухтинский государственный технический университет. 2016. С. 112 - 115.

2. Коноплянский Д. А., Невзоров Б. П. Формирование конкурентоспособного выпускника российского вуза в теории и практике образования: анализ основных подходов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 3(19). С. 36 - 42.

3. Вильчинская М. А., Волохова С. Г. Некоторые аспекты конкурентоспособности выпускников на рынке труда // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 216 - 220.

4. Аветисян В. П., Шишкина Е. С. Конкурентоспособный выпускник вуза глазами работодателя // Основы экономики, управления и права. 2014. № 3 (15). С. 77 - 82.

5. Голованова Л. А., Бондаренко Н. А., Сюпова М. С. Системная оценка конкурентоспособности выпускников вузов // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2015. № 1 (36). С. 199 - 210.

6. Дмитриева Ю. А. Повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности "управление персоналом" на рынке труда: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. 175 с.

7. Иванова А. Я. Применение метода квалиметрии для оценки коэффициента конкурентоспособности студентов // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. 2014. Т. 325. № 6. С. 81 - 86.

8. Киржбаум О. В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: организационный аспект: дис. ... канд. экон. наук. Омск, 2007. 218 с.

9. Миляева Л. Г., Борисова О. В. Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. 2009. № 5. С. 157 - 161.

10. Шишкина Е. С., Аветисян В. П. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5 (11). С. 55 - 60.

11. Коноплянский Д. А. Проблема формирования конкурентоспособности студентов архитектурно-строительного вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2. Т. 3. С. 67 - 70.

12. Вилоп Л. Э. Повышение конкурентоспособности выпускников технического вуза // Перспективные информационные технологии: труды Международной научно-технической конференции. 2016. С. 60 - 62.

13. Сурженко Л. В. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза как психолого-педагогическая проблема // Научное обеспечение агропромышленного комплекса / отв. за вып. А. Г. Кощаев. Кубанский государственный аграрный университет, 2016. С. 549 - 550.

STRATEGIC APPROACHES TO COMPETITIVE GROWTH OF GRADUATES OF ACADEMIC INSTITUTIONS

Dmitry A. Konoplyansky1, @

1 Branch of Tomsk State University of Architecture and Building in Leninsk-Kuznetsky, 21а, lane Kishinevskiy, Russia, Leninsk-Kuznetsk, Russia, 652500 @ [email protected]

Received 28.10.2016. Abstract: The article features the topical issue of competitive growth of gra-

Accepted 31.11.2016. duates of higher educational institutions. Its aim is to define the succession

in which the strategy of improving competitiveness of graduates on the market should be applied and to assess the possible alternatives to this strategy Keywords: higher education, competitive- in the context of innovative economy development. An analysis of the main ness, competitive graduate, strategy, ap- factors that encourage competitiveness in graduates on the market has been con-proaches to competitive growth improve- ducted as well as a SWOT-analysis of the process of competitive growth ment. of graduates. The article offers some strategic approaches to competitive growth

of graduates of academic institutions.

For citation: Konoplyansky D. A. Strategicheskie napravleniia povysheniia konkurentosposobnosti vypusknika vuza [Strategic approaches to competitive growth of graduates of academic institutions]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 9 - 13.

References

1. Osipova N. A. Faktory konkurentosposobnosti vypusknika vuza na rynke truda [Factors of competitiveness of the graduates on the labour market]. Nauka, obrazovanie i dukhovnost' v kontekste kontseptsii ustoichivogo razvitiia sbornik nauchnykh trudov: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Science, education and spirituality in the context of the concept of sustainable development collection of scientific papers: Proc. All-Russian Sc.-Prac. Conf.]. Ukhta: Ukh-tinskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet, 2016, 112 - 115.

2. Konoplynsky D. A., Nevzorov B. P. Formirovanie konkurentosposobnogo vypusknika rossiiskogo vuza v teorii i prak-tike obrazovaniia: analiz osnovnykh podkhodov [Forming graduates' competitiveness in theory and practice of higher education: basic approaches analysis]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional education in Russia and abroad, no. 3(19) (2015): 36 - 42.

3. Vil'chinskaia M. A., Volokhova S. G. Nekotorye aspekty konkurentosposobnosti vypusknikov na rynke truda [Some aspects of competitiveness of graduates on the labour market]. Sovremennyeproblemyprofessional'nogo obrazovaniia: opyt i puti resheniia: materialy Pervoi vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Modern problems of professional education: experience and ways of solution: Proc. First All-Russian Sc.-Prac. Conf, with Intern. participation]. 2016, 216 - 220.

4. Avetisian V. P., Shishkina E. S. Konkurentosposobnyi vypusknik vuza glazami rabotodatelia [Competitive graduate through the eyes of the employer]. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava = Basics of economy, management and law, no. 3(15) (2014): 77 - 82.

5. Golovanova L. A., Bondarenko N. A., Siupova M. S. Sistemnaia otsenka konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov [Systematic assessment of competitiveness of graduates]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Pacific state University, no. 1(36) (2015): 199 - 210.

6. Dmitrieva Iu. A. Povyshenie urovnia konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov po spetsial'nosti "upravlenie persona-lom " na rynke truda. Diss. kand. ekon. nauk [Increasing the level of competitiveness of graduates on a speciality "personnel management" in the labor market. Cand. econ. Sci. Diss.]. Moscow, 2010, 175.

7. Ivanova A. Ia. Primenenie metoda kvalimetrii dlia otsenki koeffitsienta konkurentosposobnosti studentov [Application of the method of qualimetry for the evaluation of the coefficient of competitiveness of the students]. Izvestiia Tomskogo poli-tekhnicheskogo universiteta. Inzhiniring georesursov = Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Engineering of geo-resources, 325, no. 6 (2014): 81 - 86.

8. Kirzhbaum O. V. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizatsionnyi aspekt: orga-nizatsionnyi aspect. Diss. kand. ekon. nauk [Improving the competitiveness of graduates in the labor market: organizational aspects: organizational aspect]. Omsk, 2007, 218.

9. Miliaeva L. G., Borisova O. V. Osnovnye napravleniia povysheniia konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda [The main directions of improving the competitiveness of graduates in the labour market]. Izvestiia Baik-al'skogo gosudarstvennogo universiteta = Proceedings of the Baikal state University, no. 5 (2009): 157 - 161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Shishkina E. S., Avetisian V. P. Faktory, vliiaiushchie na povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov vuzov [The factors affecting the competitiveness of graduates]. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava = Basics of economy, management and law, no. 5(11) (2013): 55 - 60.

11. Konoplynsky D. A. Problema formirovaniia konkurentosposobnosti studentov arkhitekturno-stroitel'nogo vuza [The problem of forming the labour market competitiveness of the students of Universities of architecture and building]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 3, no. 2 (2015): 67 - 70.

12. Vilop L. E. Povyshenie konkurentosposobnosti vypusknikov tekhnicheskogo vuza [Improving the competitiveness of graduates of technical University]. Perspektivnye informatsionnye tekhnologii: trudy Mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii [Advanced information technology: Proc. Intern. Sc.-Techn. Conf.]. 2016, 60 - 62.

13. Surzhenko L. V. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza kak psikhologo-pedagogicheskaia problema [Formation of competitiveness of the graduates as psychological and pedagogical problem]. Nauchnoe obespechenie agropromyshlenno-go kompleksa [Scientific provision of agroindustrial complex]. Kuban State Agrarian University, 2016, 549 - 550.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.