педагогика профессионального образования
6. Табаков М. Прогрессивная школа обучения игре на трубе: в 4 ч. М., 1953.
7. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе: учеб. пособие. М.: Музыка, 1984.
8. Arban Jean-Baptiste. Complete Celebrated Method for the Trumpet or Cornet. 3rd ed. New York: Fischer, 1984.
9. Stamp James, Warm-up + Studies. Switzerland: BIM,1978, 1981.
10. Thompson James. The Buzzing Book. Switzerland: BIM, 2001.
11. Vining David. The Breathing Book. Mountain Peak Music, 2009.
* * *
1. Balasanjan S. Shkola igry na trube. M.: Muzyka, 2005.
2. Bolotin S. V. Metodika prepodavanija igry na trube v muzykal'noj shkole. M.: Muzyka, 1980.
3. Dokshicer T.A. Put' k tvorchestvu. M.: Izd. dom «Muravej», 1999.
4. Orvid G. Shkola dlja truby (ili korneta). M.: Muzgiz, 1933.
5. Seljanin A. Rol' «bazinga» v ezhednevnyh zanjatijah trubacha. Voprosy muzykal'noj pedagogiki. Vyp. 4. M.: Muzyka, 1984.
6. Tabakov M. Progressivnaja shkola obuchenija igre na trube: v 4 ch. M., 1953.
7. Usov Ju.A. Metodika obuchenija igre na trube: ucheb. posobie. M.: Muzyka, 1984.
Research results in revealing the effectiveness of the innovation methodology of trumpet instrumental music skills development
There is created the innovation methodology of trumpet instrumental music skills development in children's music school. The main components of the new educational approach are: basis on the physiologic peculiarities of pupil's embouchure in the choice of the individual lessons; the use of the principle of "directed breath" when playing the instrument; long planning of individual classes. The efficiency of the methodology was tested in the pedagogic experiment that resulted in statistic information ofpupils' mastering of the basic trumpet skills that proved the efficiency of the innovation methodology of trumpet instrumental music skills development in children's music school.
Key words: embouchure, trumpet, experiment, methodology, performing skills, teaching methods of playing the trumpet.
(Статья поступила в редакцию 10.08.2015)
О Щербакова М.В., Чайка Е.Ю., 2015
ПЕДАГОГИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
М.в. Щербакова, е.ю. чайка
(воронеж)
конкурентоспособность выпускника как показатель качества высшего лингвистического образования
Обозначены проблемы формирования конкурентоспособности выпускников вуза еще до начала их трудовой деятельности. Готовность к конкурентному поведению на рынке труда рассматривается как профессионально значимое личностное качество. Представлены результаты исследования конкурентоспособности выпускников факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. С позиций компетентностного подхода определено содержание подготовки будущего магистра педагогического образования в сфере языкового образования.
Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональная карьера, поведение на рынке труда, конкурентоспособность преподавателя иностранного языка.
В последнее десятилетие Минобрнауки России активизирует деятельность по совершенствованию взаимодействия профессионального образования с работодателями в целях повышения качества образования, определения необходимых компетенций в какой-либо области деятельности, обеспечения потребностей рынка труда. Становится традиционным проведение «круглых столов» представителей профессионального педагогического сообщества с работодателями для обсуждения острых проблем развития высшего профессионального образования, требований к содержанию подготовки студентов, исследования потребностей регионов в кадрах, решения актуальных задач развития системы образования.
Говоря о современном профессиональном образовании, уже мало кто воспринимает в качестве его результата только сумму профессиональных знаний. Образование сегодня -
это средство для достижения той цели, которую перед собой ставит человек, это то, что само по себе дает наилучшие шансы в жизни и оправдывает претензию на преимущества перед другими, т.е. позволяет будущему специалисту быть конкурентоспособным. Конкурентоспособность выступает основным условием профессиональной и социальной успешности человека. Это условие, в свою очередь, обеспечивается уровнем образования и степенью проявления будущим специалистом своего личностного потенциала. Особая роль образования в современном мире как чрезвычайно важной составляющей человеческой деятельности актуализирует проблему качества подготовки будущих специалистов, а развитие и саморазвитие их конкурентоспособности становятся одной из приоритетных педагогических проблем.
Научное сообщество увлеченно занимается толкованием и интерпретацией понятий «конкурентоспособность выпускника» и «конкурентоспособность специалиста» [2; 3; 5-7; 9; 10], пытаясь прийти к общему пониманию. Нам кажется очевидным, что общего взгляда на проблему не может быть, поскольку каждый исследователь фокусируется на разных свойствах и особенностях субъекта конкуренции.
Большинство авторов трактуют конкурентоспособность как способность к конкуренции [2; 3; 5-7; 10]. Однако главное различие заключается в характеристике субъекта конкурентоспособности. В зависимости от поставленных задач будущий специалист может рассматриваться как:
- личность - носитель социально-психологических черт;
- работник - субъект экономической деятельности;
- обучающийся - субъект педагогического взаимодействия;
- представитель социума - член определенной социальной или профессиональной группы.
В рамках психологического подхода [4; 8] конкурентоспособность предстает как свойство личности, в социологии [9] учитываются социальные факторы, образовательная составляющая учтена в педагогическом подходе [2; 5; 10], с точки зрения экономического подхода [3; 6; 7] конкурентоспособность характеризует качество рабочей силы.
Различные характеристики носителя конкурентных качеств обусловливают трактовку понятия конкурентоспособности. На основе
этого возникают разные модели исследуемого феномена. Однако среди всего многообразия работ мы не обнаружили таких, в которых авторы обращаются к оценке конкурентоспособности выпускников еще до начала трудовой деятельности и исследуют будущее (вероятностное) поведение молодежи на рынке труда. Исследуются либо свойства личности, которые никак не связываются с конкурентной ситуацией на рынке труда (психологический подход), либо наблюдаемые факты реализованной конкурентоспособности (экономический, социологический подходы). Экономические и социологические работы, как правило, базируются на таких фиксируемых событиях, как изменение статуса, дохода, места жительства, в то время как сам момент вступления в конкурентную среду - первые шаги на рынке труда - концептуально в моделях анализа не представлены.
Еще одна важная особенность рассмотренного теоретического материала касается уровня обобщения результатов исследований, которые идут по двум направлениям: 1) узконаправленные прикладные работы для изучения выпускников конкретных образовательных учреждений, специальностей, программ обучения; 2) научно-теоретические изыскания фундаментального характера.
При этом следует отметить крайне малое количество прикладных моделей, результаты которых можно было бы использовать для выстраивания социальной политики в области образования с целью подготовки конкурентоспособных специалистов.
Остаются насущными вопросы разработки и формирования диагностического инструментария для оценки результатов образовательно-воспитательной работы в сфере овладения навыками конкурентного поведения. В свете этих проблем может быть полезным исследование потенциальной готовности выпускников к конкуренции еще на этапе профессиональной подготовки.
Поскольку готовность к конкурентному поведению на рынке труда формирует дальнейшую стратегию действий при будущем трудоустройстве и карьерном росте выпускников, важно не только диагностировать уровень конкурентоспособности, но и влиять на процесс становления этого интегрального качества личности в процессе обучения.
Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и цен-
- ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИ
ностного отношения к выбранной специальности. Мы исходим из того, что конкурентоспособность - это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной конкурентной борьбе свои преимущества, особые профессионально значимые личностные качества.
Показателями качественной подготовки современного специалиста выступают, на наш взгляд, два основных интегральных критерия:
1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии с профилем своей подготовки;
2) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.
Кроме того, необходимо исследовать комплекс личностно значимых профессиональных качеств будущего специалиста, который бы позволял ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовы-вать свой внутренний потенциал.
Исследование конкурентоспособности выпускников факультета романо-германской филологии (РГФ) Воронежского государственного университета (ВГУ), которое проводилось в 2013-2015 гг., позволило определить качество подготовки студентов и соотнести его со стремлением к карьерному росту и готовностью к конкуренции на рынке труда. В опросе приняли участие 66 студентов 5-го курса (специалитет) и 51 студент 4-го курса (бакалавриат), обучающихся по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур». Студентам было предложено ответить на ряд вопросов, направленных на выявление оценки собственной конкурентоспособности, сформированности представления о конкурентоспособном специалисте на рынке труда, определение качества полученного образования для будущего карьерного роста.
Анализ полученных данных показал, что большинство студентов (65%) начинают планировать свою карьеру в возрасте 20 лет, т.е. до поступления в университет молодые люди не задумываются о будущем трудоустройстве или имеют о нем смутные представления. Об этом свидетельствуют и результаты социологических опросов абитуриентов, согласно которым: 1) до 40% учащихся заканчивают школу, не сделав свой профессиональный выбор; 2) 45% абитуриентов профессиональной шко-
[ального образования -
лы не уверены, что выбор их правильный; 3) каждый третий выпускник вузов не удовлетворен своей специальностью [12].
Наши эмпирические данные позволяют говорить о том, что выпускники вузов не имеют четкого представления о состоянии рынка труда, не способны правильно оценить соответствие своих запросов возможностям их удовлетворения. Однако полученные данные свидетельствуют о том, что большинство выпускников сознательно подходят к выбору места трудоустройства, соотнося свои возможности и способности с требованиями работодателя.
На вопрос, как часто они задумываются о том, каков их уровень конкурентоспособности на рынке труда, 12,1% студентов 5-го курса ответили «очень часто»; 57,2% - «часто»; 30,3% редко задумываются о своей конкурентоспособности. Студенты 4-го курса ответили так: 19,6% - задумываются «очень часто»; 52,9% -«часто»; 27,4% - «редко».
Далее студентам предлагалось выбрать те варианты ответов, которые отражали бы их представление о конкурентоспособном специалисте. Анализ полученных данных позволил выявить, что для студентов выпускных курсов (117 человек) конкурентоспособный специалист - это «специалист, способный к достижению цели в быстро меняющейся ситуации и к выполнению любого задания с использованием различных методов» - 66,67% (78 выборов), а также это «специалист с обширными знаниями, базирующимися на его личном опыте» - 59,83% (70 выборов). 75 раз (64,1%) выпускники указали, что это «специалист, быстро адаптирующийся к новой ситуации и технологиям». Всего 35,9% (42 человека) респондентов выбрали ответ «востребованный специалист». К мнению, что такой специалист должен обладать необычными способностями и качествами, присоединились 17,9% респондентов (20 человек).
Учитывая, что конкурентоспособность в большей степени зависит от полученного образования, мы решили выяснить, какие области знаний и умений, по мнению студентов, играют важную роль в построении их будущей карьеры.
Подавляющее большинство студентов 4-го курса (90,2% - 46 респондентов) считают, что для успешной карьеры важны, прежде всего, специальные предметные знания, т.е. языковые и речевые. На втором месте, с небольшим отставанием, стоят теоретические знания -68,6% (35 студентов), затем знание техноло-
гий решения профессиональных проблем -64,71% (33 студента); знание методики преподавания иностранных языков - 54,9% (28 студентов); знание этики профессионального общения - 45,1% (23 человека).
Оценивая свои перспективы на рынке труда, выпускники факультета РГФ ВГУ «смотрят в будущее с оптимизмом» (51% опрошенных выпускников 4-го курса и 35% выпускников 5-го курса, принявших участие в анкетировании). Однако думают, что для них «поиск работы будет непростым испытанием», 30% респондентов 4-го курса и 40 % - 5-го курса.
Наиболее значимыми исследованиями в системе подготовки конкурентоспособных специалистов являются «Анкета выпускника ВГУ» и «Оценка работодателями качества подготовки выпускников ВГУ». С целью изучения уровня профессиональной подготовленности молодых специалистов и разработки рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда необходимо было проанализировать три основных блока вопросов, которые нашли отражение в названных исследованиях.
В первый блок вошли вопросы, связанные с оценкой выпускниками роли факультета в их подготовке как специалистов. Организацию учебного процесса в целом положительно оценили 85,4% респондентов. 12,8% опрошенных дали оценку «удовлетворительно». 2,56% выпускников затруднились оценить учебный процесс.
Далее студентам было предложено в свободной форме высказать предложения по улучшению организации учебного процесса. Затруднились с ответом 10,25%, не ответили 1,7% опрошенных выпускников. Ответы остальных 88,03% выпускников (103 человека) были проанализированы и сгруппированы.
Учебный процесс на факультете РГФ полностью устраивает 19,4% респондентов, и предложений по его улучшению они не высказали. 40,7% выпускников предложили улучшить организацию педагогической практики. Предложения скорректировать учебные планы (внести дополнительные дисциплины или увеличить количество аудиторных часов на изучение отдельных дисциплин) и расписание сформулировали 35,9% опрошенных. Интересным является тот факт, что 10,2% студентов были заинтересованы в обновлении материально-технической базы: увеличении количества учебных аудиторий, использовании современных технических дидактических средств, учебной и научной литерату-
ры. Во внедрении новых технологий в обучение (электронные ресурсы лекционного материала, мультимедийные лекции, общение с преподавателем через Интернет) были заинтересованы 20,5% выпускников. Среди других предложений - совершенствование работы кафедр и деканата со студентами, помощь в трудоустройстве, более тесное сотрудничество с потенциальными работодателями.
Из ответов на вопрос «Как вы оцениваете уровень образования, полученного в ВГУ?» выяснилось, что большинство выпускников довольны уровнем полученного образования: 52,9% респондентов (62 человека) оценили его на «хорошо»; 41% (48 человек) - на «отлично». На «удовлетворительно» оценили уровень своего образования 5,9% выпускников (7 человек), «неудовлетворительных» оценок респонденты не выставили.
Несмотря на высокую оценку полученного образования, у многих выпускников, по результатам исследования, возникло желание продолжить обучение. На вопрос «Хотели ли бы вы продолжить обучение?» большинство выпускников (64,9%) ответили, что планируют продолжить образование. Не планировали дальше учиться 15,3% респондентов (18 человек), а 19,65% выпускников (23 человека) на момент анкетирования уже получали дополнительное образование.
Далее выпускникам было предложено в свободной форме указать причины, по которым они заинтересованы в получении дальнейшего образования. Ответы выпускников были проанализированы и сгруппированы.
Среди причин, по которым выпускники были заинтересованы в получении дальнейшего образования, следующие: повышение конкурентоспособности на рынке труда, карьерный рост (79,2%); самореализация (18,1%); разностороннее развитие как специалиста (12,1%); желание заниматься научно-исследовательской деятельностью (7%).
На вопрос «В какой форме вы планируете продолжать образование?» 40,7% респондентов ответили, что хотели бы получить второе высшее образование; 9,2% раздумывают о продолжении обучения в аспирантуре; 47,3% собираются продолжать обучение в магистратуре.
Таким образом, на основе анализа ответов студентов выпускных курсов можно констатировать, что большинство выпускников довольны организацией образовательного процесса на факультете РГФ. Однако с целью повыше-
- ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИ
ния уровня своей профессиональной готовности они высказывают конкретные предложения по его улучшению. Оценивая уровень полученного образования, большинство выпускников намерены продолжать обучение, т.к. не чувствуют полной уверенности в успешном трудоустройстве и своей конкурентоспособности как специалистов на современном рынке труда.
Второй блок вопросов был связан с исследованием ключевых компетенций молодых специалистов с точки зрения как выпускников, так и работодателей. В рамках исследований обеим группам респондентов - работодателям (15 организаций) и выпускникам (117 человек) - были заданы вопросы относительно того, какие характеристики личности (компетенции) важны для эффективного трудоустройства по профилю полученной специальности. В перечень ключевых компетенций, которые были проанализированы, вошли три основные группы - личностные, социальные и специальные компетенции молодых специалистов.
Профессионально значимые личностные компетенции включают такие характеристики, как ответственность, готовность к постоянному профессиональному росту, широкий кругозор, инициативность, самостоятельность. Наиболее важной из характеристик личностной компетенции для всех работодателей (100%) явилось чувство ответственности за выполняемую работу. В ситуации, когда работодатели готовы принимать выпускников без опыта работы и обучать молодых специалистов у себя в организации, особую роль приобретают «готовность и способность самих выпускников к дальнейшему обучению, профессиональному росту» (80% респондентов).
Опрос потенциальных работодателей показал, что они хотят видеть у молодого выпускника вуза активную жизненную позицию, высокую мотивацию, склонность к саморазвитию, трудолюбие, нацеленность на результат, развитые коммуникативные навыки и склонность к здоровому образу жизни.
Оценивая себя как будущих профессионалов, выпускники расставили личностные компетенции, которыми они, по их мнению, обладают, в следующей последовательности: 1) ответственность за выполняемую работу (85,4%); 2) готовность к постоянному профессиональному росту (83,7%); 3) широкий кругозор и способность приобретать новые знания (71,7%); 4) проявление инициативы в ра-
[АЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
боте и творческой самореализации (52,9%); 5) самостоятельность в принятии решения в нетипичных ситуациях (46,1%).
Рассматривая приоритеты работодателей и выпускников среди личностных компетенций, можно сделать вывод, что выпускники вполне понимают, какими способностями они должны обладать, чтобы быть успешными на рынке труда и заинтересовать работодателя в качестве конкурентоспособного специалиста.
В третьем блоке были рассмотрены мнения работодателей и выпускников относительно социальных компетенций, т.е. навыков социального взаимодействия с обществом и коллективом. В группе социальных компетенций работодатели отметили наиболее значимые коммуникативные навыки: умение работать в команде и достигать коллективных целей, способность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, коммуникабельность, умение договариваться с людьми. Менее половины респондентов отметили такие качества, как организаторские способности и умение передавать опыт.
Ответы выпускников о наличии у них социальных компетенций распределились следующим образом: выпускники считают, что умеют работать в команде и достигать коллективных целей (89,7%); умеют договариваться с людьми (85,4%), а также успешно сотрудничать с коллегами (82%); 53,8% опрошенных выпускников обладают, по их мнению, организаторскими способностями; могут уже сейчас передавать свой профессиональный опыт (41%).
Специальные профессиональные компетенции подразумевают умения и навыки, которые выпускник будет непосредственно использовать в работе, выполняя различные функции. Мнения работодателей относительно профессиональных качеств выпускников (четвертый блок) распределились следующим образом: респонденты ценили в сотрудниках навыки работы с компьютерными программами; навыки поиска и обработки информации; способность к освоению новых технологий и умение планировать и оценивать деятельность.
Выпускники, отвечая на данный вопрос, отметили, что способны освоить новые технологии (94%); обладают навыками поиска и обработки информации (100%); умеют планировать и оценивать деятельность (74,3%).
Уровень подготовки студентов факультета РГФ оценивается работодателями как до-
статочный для осуществления профессиональной деятельности. Они намерены и в дальнейшем принимать выпускников факультета на работу. К основным достоинствам и преимуществам профессиональной подготовки выпускников работодателями отнесены: 1) высокий уровень теоретических знаний; 2) желание к саморазвитию и самообразованию; 3) готовность к быстрому реагированию в нестандартных ситуациях; 4) владение коммуникативными навыками.
Среди часто упоминаемых респондентами критических замечаний в адрес молодых специалистов следует назвать: 1) «достаточно поверхностные знания»; 2) «отсутствие систематизированного мышления»; 3) «неспособность самостоятельно ставить и анализировать проблему». Причиной снижения навыков самостоятельного аналитического мышления, творческого подхода к решению проблем является, в том числе, распространение потребительской культуры среди молодежи в условиях бурного развития информационно-коммуникационных технологий, импортируемых из развитых стран. В результате происходит нарастание навыков использования уже готового продукта, а мотивация творческой самореализации постоянно падает.
Среди причин неудовлетворенности профессиональным уровнем выпускников ВГУ названы также: 1) слабая ориентация на трудоустройство (поиск стабильной работы); 2) сильно завышенная самооценка, высокие амбиции.
Итак, рассматривая конкурентоспособность, можно утверждать, что она является не только профессиональной, но и, в значительной мере, индивидуально-личностной характеристикой будущего специалиста. Конкурентоспособность характеризуется нами как интегральное качество личности, представляющее совокупность ключевых компетенций и ценностных ориентаций, позволяющих данной личности успешно функционировать в социуме и решать проблемы профессионального роста. Развитие конкурентоспособности носит системный характер и представляет собой сложный, многоаспектный, протекающий поэтапно процесс, требующий создания определенных условий или среды, в которой осуществляется деятельность и происходит личностно-профессиональное развитие будущего специалиста.
Несомненно, определяющее значение в повышении конкурентоспособности выпуск-
ника языкового вуза имел переход с государственного стандарта второго поколения на федеральный стандарт третьего поколения (ФГОС 3), а затем на ФГОС 3+. Как известно, отличительной особенностью ФГОС ВПО третьего поколения выступают компетенции, в структуре которых объединены не только знания, умения и навыки, но и личностные характеристики, а также опыт профессиональной деятельности. В результате обучения в вузе студент должен овладеть способом приобретения знаний, умений, уровнем образованности, способствующим личностной самореализации, нахождению... своего места в мире. Вследствие этого образование должно обеспечить востребованность личностного потенциала обучающегося, способствовать признанию личности окружающими и осознанию ею самой собственной значимости [1].
Сопоставление зафиксированных в Положениях об итоговой государственной аттестации требований к результату подготовки выпускника специалитета (5 лет) и выпускника бакалавриата (4 года) наглядно демонстрирует следующее смещение акцентов: на смену приобретению базовых знаний и сведений, соответствующих умений и навыков использовать освоенные знания на основе определенных способов обучения приходит, прежде всего, осознанная необходимость освоения всего того, что является личностно значимым не только для обучающихся, но и для общества. А это не только знания, но и обязательный опыт деятельности по отношению к изучаемым объектам.
Выпускник специалитета Выпускник бакалавриата
Организационно-управленческая сфера деятельности
Владеет необходимыми лингвистическими знаниями о языковой системе как о целостном функциональном образовании, о социальной природе языка; сведениями о связи языка, истории и культуры народа, национальной специфике стран изучаемого иностранного языка; знаниями в области педагогики и психологии, а также других смежных наук и умениями использовать данные знания для решения проблем преподавания иностранного языка
Ориентируется на
рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности. Владеет навыками организации групповой и коллективной деятельности для достижения общих целей трудового коллектива
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИ
Окончание табл.
Научно-исследовательская сфера деятельности
Владеет знаниями из Умеет структурировать
истории лингвистических и интегрировать знания
наук, об отечественных и из различных областей
зарубежных методических профессиональной
научных школах и деятельности и
направлениях, а также о использовать понятийный
современном состоянии аппарат философии,
данных и смежных с ними теоретической и
наук. прикладной лингвистики,
Основными методами лингводидактики и
научного исследования; теории межкультурной
профессиональным коммуникации
лингвистическим в ходе решения
терминологическим профессиональных задач.
аппаратом. Умеет видеть
Умеет творчески междисциплинарные
использовать связи изучаемых
теоретические знания дисциплин и понимает
при решении конкретных их значение для будущей
лингвистических / профессиональной
методических проблем деятельности.
Умеет выдвигать
гипотезы и
последовательно
развивать аргументацию
в их защиту; обладает
способностью оценить
качество исследования
в данной предметной
области, соотнести
новую информацию с
уже имеющейся, логично
и последовательно
представить результаты
собственного
исследования
Научно-методическая сфера деятельности
Владеет аналитическими Умеет использовать
умениями адекватно учебные пособия и
анализировать дидактические материалы
собственную по иностранному языку
профессиональную для разработки новых
деятельность и учебных материалов.
деятельность коллег. Умеет использовать
Умеет критически достижения
оценивать учебно- отечественного
методическую литературу и зарубежного
на предмет соответствия/ методического
несоответствия наследия, современных
конкретному варианту методических
обучения ИЯ, направлений и концепции
особенностям группы обучения иностранным
обучаемых. языкам для решения
Участвует в разработке конкретных методических
учебных материалов, задач практического
дидактических пособий по характера
иностранному языку
Отличительной особенностью учебных планов основных образовательных программ
[АЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
(ООП), реализуемых в настоящее время, стало то, что ФГОС определяет практически только количество зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ). Суммарная трудоемкость подготовки бакалавра в ФГОС равна 240 ЗЕТ, магистра - 120. Трудоемкость подготовки специалиста составляет 300 ЗЕТ. Однако в учебных планах для специалитета был обозначен достаточно обширный перечень обязательных дисциплин подготовки в каждом из блоков (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД и ДС). Сегодня на вуз полностью возлагается ответственность в определении перечня учебных дисциплин по ООП и по отдельным циклам дисциплин. Необходимо распределить заданную в ФГОС суммарную трудоемкость программы и циклов дисциплин по отдельным дисциплинам или семестровым модулям.
В результате, как показывают наши опросы выпускников, в программах бакалавриата ощутим перевес теоретических дисциплин и недостаток количества учебных часов для практических занятий, в частности по тем дисциплинам, которые призваны готовить к овладению будущей профессией. Студенты отмечают «недоработки в учебных планах бакалавриата, мешающие им стать профессионалами», «недостаточное количество академических часов обучения методике преподавания иностранных языков на выпускном курсе», «отсутствие практических занятий по методике обучения иностранным языкам» и т.д. Несмотря на то, что выпускники в целом достаточно высоко оценивают уровень развития своих педагогических умений (проектировочные -48 из максимальных 60, организационные -40 из 50, коммуникативные - 24 из 30, гностические - 39 из 50, исследовательские - 22 из 30), их замечания следует признать обоснованными, особенно в части, касающейся организации производственных практик: количество времени, отводимого на познание сути профессионально-педагогической деятельности, освоение новых социальных ролей, изучение различных сторон педагогического труда и т.д., сократилось ровно втрое. Сопоставление учебных планов специалитета и бакалавриата по специальности / профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» позволило выявить следующее существенное уменьшение общей трудоемкости (а следовательно, часов на аудиторные занятия и самостоятельную работу студентов) по специальным предметам:
№ п/п Специальные дисциплины Трудоемкость подготовки в специалитете, час Трудоемкость подготовки в бакалавриате, час
1 Педагогическая антропология 86 108
2 Введение в специальность 48 -
3 Теория обучения иностранным языкам 100 108
4 Лингводидакти-ческие основы обучения иностранным языкам 110 72
5 Современные технологии в обучении иностранным языкам / Дистанционное обучение иностранным языкам 88 72
6 Практикум по учебной работе 32 -
7 Актуальные проблемы преподавания иностранных языков 100 -
8 Обучающая педагогическая практика 3 недели 2 недели
9 Стажерская педагогическая практика 5 недель 2 недели
Становится очевидным, что освоение дисциплин учебного плана бакалавриата не может быть признано достаточным для приобретения в полном объеме профессионального опыта в таких видах деятельности, как учебная, учебно-практическая, учебно-исследовательская и учебно-профессиональная [13]. Способствовать формированию готовности к профессионально-педагогической деятельности, профессиональному становлению будущего компетентного преподавателя иностранного языка призвана новая магистерская программа «Преподавание иностранных языков с использованием онлайн-технологий» по направлению «Педагогическое образование», цель которой - обеспечить теоретическую подготовку и развитие практических навыков обучения иностранным языкам в контексте деятельност-ного подхода.
В результате освоения данной магистерской программы выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи в различных видах деятельности. Условием до-
стижения данной цели является, прежде всего, установление и реализация междисциплинарных связей лингвистического и психолого-педагогического циклов. Эта взаимосвязь важнейших составляющих профессиональной подготовки будущего преподавателя иностранных языков представлена ниже.
Таким образом, конкурентоспособность выпускника понимается нами как специально формируемая, обретенная и освоенная в процессе профессионального образования компетенция. Она изучается нами не столько для того, чтобы охарактеризовать личность выпускника, а для того, чтобы выяснить, насколько готовы обучающиеся действовать в современных рыночных условиях. С этой целью необходимо в образовательном процессе вуза формировать такие качества будущего специалиста, которые позволят ему учитывать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности и реализовывать свой профессионально-образовательный потенциал.
Вид деятельности Учебные дисциплины Трудоемкость, час
Педагогическая Современные технологии обучения и воспитания 144
Педагогика и 108
психология высшей
школы
Лингводидактика 72
профильной школы
Научно- Современные
исследовательская проблемы 108
педагогической науки и образования
Методология и 72
методы научного
исследования
Инновационные 108
процессы в образовании
Социокультурные 72
аспекты языкового
образования
проектная Проектирование процесса обучения иностранному языку 108
Технология
проектирования
индивидуальных образовательных 72
траекторий
методическая Методология
обучения в 108
лингвистическом
образовании
Технологии 72
оценивания учебных
достижений
Наши выводы базируются на предположении, что конкурентные качества выпускников являются результатом профессионального образования. В вузе молодые люди, вступая в мир трудовых отношений, не только обретают профессию, но и получают основы определенных моделей поведения на рынке труда, приобретают первый трудовой опыт в процессе производственной практики. Именно здесь они «учатся быть» конкурентоспособными работниками, ведь само по себе получение профессионального образования еще не гарантирует трудоустройства. Уровень конкурентоспособности выпускников может выступать также показателем качества высшего образования и оценкой работы педагогических коллективов вузов.
В заключение отметим, что на основании полученных нами результатов исследований можно сформулировать следующие рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности молодых специалистов, выпускников языковых факультетов вузов:
- учитывать результаты анкетирования выпускников факультета РГФ ВГУ и их предложения по организации и корректировке учебного процесса, связанные с совершенствованием организации производственной (педагогической) практики; увеличением количества часов практических занятий по дисциплинам психолого-педагогического цикла;
- организовать профориентационную работу среди выпускников по направлениям подготовки бакалавриата о возможностях дальнейшего их обучения в магистратуре по направлению «Педагогическое образование»;
- привлекать представителей работодателей к проведению семинаров, мастер-классов и деловых игр по профильным предметам с целью подготовки конкурентоспособных специалистов для сферы образования региона.
Список литературы
1. Андрушко В.В. Требования работодателей к профессиональной компетентности выпускников-менеджеров // Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eduherald.ru/119-11844.
2. Белых И.Л., Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 4 (94). С. 39-45.
3. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.
4. Гнеушева А.В. Развитие профессионализма руководителя в образовательном процессе (психо-
логические аспекты) [Электронный ресурс]. URL: http://education.rekom.ru/2_2006/34.html.
5. Данилова Т.А. Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе вуза // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 12 (88). С. 270-276.
6. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Омск, 2007.
7. Козлов А.В. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда // Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления: сб. науч. ст. СПб.: Институт бизнеса и права, 2009.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. М.; Воронеж, 2002.
9. Сотникова С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 95-107.
10. Тенилов Е.А. Формирование конкурентоспособного будущего специалиста-педагога в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 1. С. 63-66.
11. Хазова С.А. Конкурентоспособность специалистов и профессионализм: сопоставление феноменов [Электронный ресурс]. URL: http://www. fan-nauka.narod.ru/2008-1.html.
12. Щербакова М.В., Фененко Н.А. Роль Летней лингвистической школы ВГУ в профессиональном самоопределении абитуриента // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2014. № 3. С. 101-105.
13. Щербакова М.В., Фененко Н.А. Модель формирования готовности будущего преподавателя иностранного языка к профессионально-педагогической деятельности // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2010. № 2. С. 52-60.
* * *
1. Andrushko V.V. Trebovanija rabotodatelej k professional'noj kompetentnosti vypusknikov-menedzherov // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.eduherald.ru/119-11844.
2. Belyh I.L., Shilova M.I. Formirovanie konkurentosposobnosti vypusknika vuza // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. Vyp. 4 (94). S. 39-45.
3. Virina I.V. Formirovanie i razvitie konkurentosposobnosti molodyh specialistov na rynke truda: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. M., 2007.
4. Gneusheva A.V. Razvitie professionalizma rukovoditelja v obrazovatel'nom processe (psiholo-gicheskie aspekty) [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// education.rekom.ru/2_2006/34.html.
5. Danilova T.A. Formirovanie konkurentospo-sobnoj lichnosti v obrazovatel'nom processe
vuza // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2008. № 12 (88). S. 270-276.
6. Kirzhbaum O.V. Povyshenie konkurento-sposobnosti vypusknikov vuzov na rynke truda: organizacionnyj aspekt: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk. Omsk, 2007.
7. Kozlov A.V. Konkurentosposobnost' vypusknika vuza na rynke truda // Global'nyj jekonomicheskij krizis: realii i puti preodolenija: sb. nauch. st. SPb.: Institut biznesa i prava, 2009.
8. Mitina L.M. Psihologija razvitija konkurento-sposobnosti lichnosti. M.; Voronezh, 2002.
9. Sotnikova S.I. Konkurentosposobnost' rynka truda: genezis social'no-jekonomicheskogo soder-zhanija // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2006. № 2. S. 95-107.
10. Tenilov E.A. Formirovanie konkurentospo-sobnogo budushhego specialista-pedagoga v vuze // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2010. № 1. S. 63-66.
11. Hazova S.A. Konkurentosposobnost' specia-listov i professionalizm: sopostavlenie fenomenov [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.fan-nauka. narod.ru/2008-1.html.
12. Shherbakova M.V., Fenenko N.A. Rol' Letnej lingvisticheskoj shkoly VGU v professional'nom samoopredelenii abiturienta // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Problemy vys-shego obrazovanija. 2014. № 3. S. 101-105.
13. Shherbakova M.V., Fenenko N.A. Model' formirovanija gotovnosti budushhego prepodavatelja inostrannogo jazyka k professional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Problemy vysshego obrazovanija. 2010. № 2. S. 52-60.
Competitiveness of a pupil as the sign of higher linguistic education quality
There are marked out the issues of formation of higher school graduates' competitiveness before their working career. Readiness for competitive behavior at the labour market is regarded as a professionally important quality that should be influenced in the course of professional education. There are represented the research results of graduates of the Romance and German Philology Faculty of the Voronezh State University. From the positions of the competence approach there is determined the training contents for future masters in the sphere of linguistic education.
Key words: competitiveness, professional career, behavior at the labour market, competitiveness of a foreign language teacher.
(Статья поступила в редакцию 16.07.2015)
л.А. АКиМовА (оренбург)
здравотворческая культура бакалавра педагогического
образования: теоретические представления и опыт формирования (в контексте исследований Д.С. Новикова, И.В. Власюк)
Представлен анализ диссертационного исследования Д.С. Новикова «Формирование здра-вотворческой культуры бакалавра педагогического образования» (науч. рук. - И.В. Власюк), в котором обоснованы философско-педагогические истоки современного здра-вотворческого идеала в образовании; уточнены сущностные характеристики понятия «здравотворческая культура бакалавра педагогического образования» как результата профессиональной подготовки в вузе; обоснованы логика и педагогические средства исследуемого процесса.
Ключевые слова: здравотворческая культура, здравотворческая культура бакалавра педагогического образования, калокагатия, теория и практика здравотворческого педагогического образования.
Современная ситуация неблагополучия населения России в области здоровья и, как следствие, всё возрастающие требования к системе образования по ее преодолению со стороны личности, общества, государства актуализируют потребность в подготовке бакалавров педагогического образования, способных к осуществлению здравотворческой деятельности, обеспечивающей реализацию здоровьесози-дающей стратегии в нормативном, профессиональном и личностном аспектах. Нормативный аспект отражает необходимость исполнения закрепленных в нормативно-правовой основе функционирования образовательных организаций (ФГОС нового поколения) требований к сохранению, укреплению, формированию здоровья обучающихся, отражающих системный характер организационно-педагогических инноваций в данном направлении [1; 10]. Профессиональный аспект концептуализирован осознанием, с одной стороны, паритета здоровья и образованности, с другой - миссии педагога как носителя и транслятора культуры [2]. Реализация здоровьесозидающей стратегии
О Акимова Л.А., 2015