Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности выпускника вуза'

Формирование конкурентоспособности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫПУСКНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постнова М. В., Брыкина Н. В.

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Предложено определение данного понятия и модель конкурентоспособности специалиста. Анализ факторов формирования конкурентоспособности базируется на результатах исследований среди работодателей, старшекурсников УГСХА, а также выпускников школ Ульяновской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article is devoted to the problem of formation of competitiveness of university graduates. The definition of the given concept and model of competitiveness an the expert has been offered. The analysis of factors of formation of competitiveness is based on the results of researches among employers, undergraduates of Ulyanovsk state academy of Agriculture, and also the school leavers of the Ulyanovsk region conducted by the department on quality of educational process of USAA and the author in 2008-2011

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности выпускника вуза»

экономика и организация сельского хозяйства

УДК 378.2

формирование конкурентоспособности выпускника вуза

М.В. Постнова, к.э.н., доцент, завкафедрой «Экономика и управление на предприятиях АПК», Ульяновская ГСХА.

Н.В. Брыкина, старший преподаватель кафедры «Математика и физика», Ульяновская ГСХА, 8-84231-51100, Ульяновская область, п.Октябрьский, ул.Студенческая, 24-49, e-mail: yashina73@mail.ru

Ключевые слова: конкурентоспособность, трудовой потенциал, компетентность, компетенции, выпускники.

Статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Предложено определение данного понятия и модель конкурентоспособности специалиста. Анализ факторов формирования конкурентоспособности базируется на результатах исследований среди работодателей, старшекурсников УГСХА, а также выпускников школ Ульяновской области.

Механизм обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами как первоочередного условия вывода его из кризиса заключается в решении триединой задачи: формирование конкурентоспособности специалистов-аграриев, повышение их востребованности на производстве за счет целесообразной профессиональной подготовки и закрепление специалистов в сельской местности. Решение первых двух может быть обеспечено на основе сформированного единого подхода к подготовке специалистов, принятия вузом и работодателями некого «стандарта конкурентоспособности».

Предпринимательская деятельность вуза, рыночная ориентация этой деятельности требует расширения и обновления перечня специальностей в соответствии с изменениями на рынке труда и производства комплекса образовательных продуктов, которые пользуются спросом, отличаются видовым разнообразием и возможностью комбинирования. Набор большого количества студентов является положительным и желанным результатом для образовательного учреждения, но проблемы с трудоустройством выпускников усиливают ответственность вуза за уровень конкурентоспособ-

ности своих выпускников. Возникает необходимость в точном описании требований, предъявляемых специалисту спецификой и реальными условиями производства, в проектировании системы адаптации обучающихся к этим условиям. При таком подходе модели конкурентоспособных специалистов выступают в качестве цели функционирования образовательных структур, и понятие конкурентоспособности может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности.

Основные подходы к определению и содержанию категории «конкурентоспособность специалиста» заключаются в понимании необходимости рассматривать данную категорию в социальном и психологическом плане. То есть конкурентоспособность такая профессиональная характеристика субъекта, которая определяется не только объективными обстоятельствами, но и субъективными, личностными особенностями специалиста и его поведения на рынке труда и в профессиональной деятельности.

Б.Д.Парыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии)

и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [1]. На наш взгляд, в обобщенном виде свойства и качества человека можно выразить посредством понятия «трудовой потенциал», в состав которого входят, во-первых, уровень образования, профессионально-квалификационная подготовка, уровень трудовых навыков и умений, определяющих способность к труду соответствующей квалификации; во-вторых, качества, отражающие психологический и физиологический потенциал, такие как способность и склонность работника к труду, состояние его здоровья, выносливость, тип нервной системы определяют, например, творческий потенциал и мобильность человека; в-третьих, социальные свойства людей: нравственность, духовность, определяющие уровень сознания и ответственности, социальной зрелости и идейной убежденности.

для достижения специалистом успеха необходимо учитывать способность личности победить в конкурентной борьбе. В.И.Андреев среди множества качеств выделяет десять приоритетных: «способность к постановке четких целей и выработке ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к лидерству, желание непрерывного саморазвития, стрессоустойчивость, стремление к

ключевые общие компетенции специалистов

непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда» [2]. В этом подходе личностные характеристики выпускника составляют основу профессионально значимых качеств.

таким образом, конкурентоспособность специалиста зависит от его ресурсов и предполагает активную позицию самого субъекта. Интеграция знаний, умений и личностных качеств лежит в основе формирования компетенций, определяющих готовность индивида успешно решать профессиональные задачи в постоянно меняющихся условиях, в том числе способность изменить свою траекторию личностного развития, способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью. По мнению Н.К.Нуриева, «конкурентоспособный специалист обладает профессиональной компетентностью, то есть соответствующим стандартом знаний, умений и навыков на уровне, достаточном для решения профессиональных задач, а также набором специальных способностей, соответствующих актуальному востребованному уровню развития их в социуме» [3]. В этом определении характеристики специалиста увязываются с потребностями общества. Как замечает Э.Фромм, если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, «то у него нет вообще никаких качеств» [4].

«Производство» специалистов, чьи

Таблица 1

Перечень ключевых, (по мнению работодателей) общих компетенций выпускника Процент от общего числа респондентов, %

2008 г 2009 г

1 Способность работать в коллективе (команде) 80,6 92,9

2 Уровень практических умений и навыков 66,7 71,4

3 Способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи 58,3 64,3

4 Уровень профессиональной и общетеоретической подготовки 47,2 64,3

5 Навыки управления персоналом и уровень базовых знаний и навыков 36,1 50

6 Эрудированность и общая культура, в том числе осведомленность в смежных областях специальности, компьютерная грамотность и т.п 27,8 42,9

7 Готовность к дальнейшему обучению - 57,1

8 Способность эффективно представлять себя и результаты своего труда - 35,7

9 Владение иностранным языком - 14,3

профессиональные и личностные качества получат спрос на рынке труда - главная задача вузов. Формирование конкурентоспособной личности является результатом непрерывного образования, как процесса развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека, и задаются в виде набора определенного состава и уровня компетенций, которые должен освоить и продемонстрировать работник. Образовательный процесс в вузе должен ориентировать студента на овладение совокупностью ключевых компетенций - профессиональных, коммуникативных, информационных, социально-культурных, здоровьесберегающих, что обеспечит ему конкурентные преимущества в дальнейшей профессиональной деятельности. Основным документом, разрабатываемым вузом и выносимым им на рынок образовательных услуг, является образовательная программа подготовки специалиста определенного уровня по конкретному направлению, основой для разработки которой служат требования к результатам образования, определенные в виде профессиональных компетенций с учетом реально сложившегося рынка труда. для разработки подобных моделей вузу необходимо иметь информацию для своих выпускников, отражающую мнение потенциальных работодателей об их требованиях и пожеланиях по отношению к уровню подготовки кадров.

В ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия», начиная с 2008 года, проводятся исследования среди работодателей, руководителей сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области, а также среди выпускников с целью выявления удовлетворенности качеством формирования у выпускников компетенций, соответствующих требованиям к уровню подготовки специалиста. Мы проанализировали мнение 50 респондентов - работодателей, которые дали оценку 590 выпускникам УГСХА, работающим на предприятиях АПК Ульяновска и области.

распределим предложенные для оценивания общие компетенции по степени их влияния на эффективность профессиональной деятельности, с точки зрения опрашиваемых. В таблице 1 указан процент от общего числа работодателей, участвовавших в исследовании, отметивших данную характеристику выпускника как необходимую в работе.

Анализируя результаты данного исследования, заметим, что все большее число работодателей обращают внимание на уровень профессиональной и общетеоретической подготовки молодых специалистов. Современные требования к уровню профессионализма включают высокую степень восприятия работником новой информации, а также способности и желания учиться всю жизнь. Экономические трудности, содержащие в себе опасность оказаться безработным, обязывают повышать свою квалификацию и, кроме распространения компьютерной грамотности, все возрастающее значение приобретает способность ориентироваться в смежных областях специальности. Более половины работодателей ценят в своих работниках высокий уровень общей эрудиции и готовность учиться далее. Обратим внимание на выбор такой характеристики выпускника, как способность работать в команде, практически всеми респондентами, участвовавшими в анкетировании, проводимом в УГСХА. Это подтверждает мнение о том, что трудовое поведение человека оценивается проявлением и профессиональных и личностных

Компетенции в соответствии с нумерацией в таблице

Рис. 1. - Оценка работодателями уровня подготовки выпускников УГСХА - специалистов АПК.

Мотивы выбора профессии старшеклассниками Ульяновской области.

Ваш выбор профессии связан с тем, что %

профессия соответствует личным склонностям и способностям; 59,5

профессия пользуется спросом на рынке труда; 49

профессия дает возможность иметь приличный заработок, занять приличное положение в обществе; 43

профессия дает возможность проявлять инициативу и самостоятельность; 11

выбор профессии связан со стремлением учиться в определенном вузе; 11

мой профессиональный выбор не вполне осознан, случаен, профессию я еще не выбрал, сначала надо получить образование. 24,8

качеств. Формирование умения работать в команде относится к наращиванию потенциала коммуникативных связей, при этом работа в команде не умаляет способности самостоятельно работать, определять проблемы, находить пути их решения, распределять свое время и нести ответственность.

В ходе анкетирования респонденты также дали оценку уровню подготовки выпускников по вышеназванным критериям. Полученные результаты оказались в пределах от 4,7 до 7,7 по десятибалльной шкале (рис.1.).

Сделанный анализ опирался только на рассмотрение общих компетенций, совокупность которых определяет «идеал выпускника», в соответствии с новой парадигмой образования. Но для каждой профессии существует своя компетентностная модель, которую формируют еще и предметно-специальные компетенции, где определяющим является профессиональный контекст.

Современная система высшего профессионального образования еще не готова в полном объеме удовлетворить актуальные запросы рынка труда. Для того чтобы приблизить высшее образование к рынку труда, необходимо подготовить прогноз потребности в специалистах с заданными характеристиками. Именно этой цели служат развитие систем мониторинга и маркетинга на рынке образовательных услуг, в рамках которых проводятся исследования, подобные приведенным выше. Если работодатели смогут более активно участвовать в формировании заказа на молодых специалистов, студенты будут получать профессии, востребованные на рынке труда. Участие работодателей в формировании образовательных программ будет способствовать отражению реальных потребностей экономики в подготовке кадров.

Самооценка собственной конкурентоспособности выпускником и осознание недостаточности полагаться только на удовлетворение требованиям вуза, т.е. государственного образовательного стандарта, приводит к необходимости самому анализировать конкурентную среду и пытаться соответствовать требованиям работодателей. Студент должен быть ориентирован на объективную оценку своих сильных и слабых сторон для выстраивания своей профессиональной карьеры. Необходимой составляющей конкурентоспособности является обоснованность профессионального выбора. В исследовании, проведенном отделом качества образовательного процесса УГСХА, в 2008-2011 годах приняли участие 1115 четверокурсников. На вопрос: «Если бы Вам пришлось выбирать специальность, как бы Вы поступили?» в анкетировании 2008- 2009 учебного года, 67% снова выбрали бы свой вуз, хотя 13,7% из них выбрали бы другую специальность в этом же вузе, а 21% - сменили бы и вуз, и специальность. Несколько улучшились эти показатели в дальнейшем. В 2010-2011 году уже 75,7% студентов выбирают свой вуз, 61,8% из них осознанно выбрали специальность и не хотят ее менять, и 18,4% сменили бы и специальность, и учебное заведение. Отсутствие обоснованности в выборе профессии снижает потребность личности в самореализации, негативно отражается на деловых и организационных качествах, подкрепляет неуверенность в востребованности своей специальности, деформируя личностные качества конкурентоспособной личности, и следствием является неусвоение таким студентом профессионально важных знаний. таким образом, в состав конкурентных преимуществ специалиста должно входить такое качество, как интегрированное виде-

Рис. 2. - Схема конкурентоспособности специалиста.

ние профессиональной среды и себя в ней.

В исследовании, проводимом в средних школах Ульяновской области в мае 2010 года с целью изучения мотивов выпускников школ при выборе профессии, принимали участие 270 старшеклассников. Результаты ответов выпускников на вопрос: «С чем связан Ваш выбор будущей профессии?» представлены в таблице 2.

Почти треть участвовавших в анкетировании выпускников (28,4%) не определились с выбором профессии. Сельские школьники не имеют в должной мере знаний, необходимых для профессионального самоопределения, о самом себе, о потребностях своего региона в специалистах, о возможных путях продолжения своего образования. Анализируя результаты данного исследования, мы приходим к выводу, что процессы социального становления личности происходят в основном спонтанно, а могут регулироваться целенаправленным влиянием на ее развитие социально-педагогической деятельностью. Одним из направлений на пути достижения поставленной цели является реализация идеи непрерывного образования, обеспечение преемственности между основной школой и учреждениями профессионального образования.

В оценке собственных перспектив на рынке труда большинство респондентов -четверокурсников УГСХА (37,5%), готовы работать там, где смогут больше заработать, независимо от специальности, 34,7% оптимистично оценивают свои шансы в трудоустройстве по специальности, 17,9% испытывают неуверенность, 9,9% - будут работать там, где устроятся. Мотивы выбора профессии характеризуются чаще стремлением удовлетворить свои материальные потребности, чем стремлением приносить пользу семье и обществу и т.п., что свидетельствует о недостаточном развитии личностных, гражданских и нравственных качеств. Хотя современные молодые люди в большинстве обладают высокой самооценкой и желанием самореализоваться в

профессии, зачастую они не представляют себе требований профессии, своего соответствия этим требованиям. Большое значение при оценке уровня конкурентоспособности специалиста имеет качество образования, обуславливающее степень готовности к профессиональной деятельности, включая мировоззренческое и гражданское развитие.

Таким образом, основными элементами конкурентоспособности специалиста мы считаем совокупность компетенций, включающих знания, умения, навыки, личностные, субъективные и социальные качества, с учетом требований работодателей и рынка труда (рис. 2.).

решить проблему обеспечения конкурентоспособности специалистов наиболее эффективно позволит взаимодействие всех заинтересованных сторон: школ, осуществляющих базовую подготовку будущих абитуриентов и дающих начало формированию личностного потенциала человека; ВУЗов и ССУЗов, обеспечивающих воспитательную, научную, исследовательскую работу, направленную на формирование компетенций будущего специалиста; предприятий-рабо-тодателей, являющихся целевыми потребителями образовательных услуг и дающих производственное обучение, опыт практической деятельности; и государства, учреждающего и финансирующего образовательное учреждение.

Библиографический список

1. Безносов С.П. Практикум по социально экономическому тренингу / Волков И.П., Воронина О.В. и др.; под ред. Б.Д.Парыгина. СПб., 2000.- 352 с.

2. Андреев В.И. Конкурентология.

Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: ЦИТ, 2004.- 268 с.

3. Нуриев Н.К. Оценка уровня конкурентоспособности специалиста // Высшее

образование в России.- 2005. - №12. С.109-113.

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деятельности.- М: АСТ, 2004.- 621 с.

УДК 334.72 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕКЛОСАХАРНОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.А. Дозорова доктор экономических наук, профессор И.А. Авдонина, аспирант

ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия» тел. 8(8422(55-95-01

Ключевые слова: сахарная свёкла, региональный кластер «Сахар», паритетная цена.

В статье рассмотрен экономический механизм взаимоотношений сельхозпроизводителей сахарной свёклы и сахарным заводом, разработаны направления его совершенствования на основе создания регионального кластера «Сахар» и оптимизации распределения доходов между участниками кластера посредством использования паритетных цен.

Низкая эффективность свеклосахарного производства обусловлена не только ухудшением его материально-технического состояния, финансового и кредитного обеспечения, но и отсутствием эффективного механизма стимулирования производства сахарной свёклы и сахара. Сложившиеся в настоящее время экономические взаимоотношения с сахарными заводами не стимулируют сельхозтоваропроизводителей к увеличению объемов производства сахарной свёклы.

В Ульяновской области действует один сахарный завод - ОАО «Ульяновскса-хар», поставщиками сырья являются сельскохозяйственные организации региона. За последние годы наблюдается тенденция ухудшения условий их сотрудничества: возрос давальческий процент переработки сырья с 35 до 40%, уменьшилось возмещение сахарным заводом транспортных расходов сельскохозяйственным товаропроизводителям, ужесточились графики приемки сырья, увеличился относимый на товаропроизводителей процент потерь сахарной свёклы при хранении ее в кагатах на заводах. Заводом односторонне установлены штрафные санк-

ции за несвоевременную выборку сахарного песка и патоки, взимаются пени в размере 0,5% от стоимости невыбранного песка и патоки за каждый день просрочки. Не учитывается мнение сельхозпроизводителей при установлении штрафных санкций, не учитываются форс-мажорные обстоятельства. Штрафные санкции диктует завод, они составляют 2% от недовыполненного плана поставки и при этом не учитываются причины недовыполнения. Кроме того, сельхозтоваропроизводители не имеют возможности осуществлять контроль за качеством сдаваемой свёклы и оспаривать результаты.

Имея значительные складские помещения, завод всегда хранил сахар на своих складах до начала весенне-полевых работ, тем самым создавал возможности для реализации сахара по более высоким ценам. Это способствовало повышению заинтересованности свеклосеющих организаций в сохранении производства продукции отрасли. В настоящее время подобная услуга оказывается только на коммерческой основе.

Сложившиеся в настоящее время экономические отношения в свеклосахарном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.