Научная статья на тему 'Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций'

Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1152
458
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / ВЫПУСКНИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / ПРЕДДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / COMPETITIVENESS / GRADUATE / VOCATIONAL EDUCATION / WILLINGNESS / PREACTIVITY / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутейницына Татьяна Григорьевна

В статье систематизированы и проанализированы теоретические и эмпирические публикации, посвященные исследованию конкурентоспособности выпускников системы профессионального образования. Предложена авторская интерпретация теоретического конструкта конкурентоспособности как готовности к эффективному поведению в условиях конкуренции на рынке труда, раскрывается содержание и операционализация понятия конкурентоспособности выпускника профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKERS COMPETITIVENESS: REVIEW OF THE NATIVE PUBLICATIONS

The article deals with the analyses of the theoretical and empirical studies of the vocational education graduates competitiveness. The author construes competitiveness as willingness of the effective activity on the labor market in competitive environment. It reveals the content of the concept of the vocational education graduates competitiveness.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций»

УДК 316.342

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА: КРИТИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Кутейницына Татьяна Григорьевна,

ведущий научный сотрудник, кандидат социологических наук

Приволжский филиал Федерального института развития образования,

г. Самара, Россия kuteinit@mail. ru

В статье систематизированы и проанализированы теоретические и эмпирические публикации, посвященные исследованию конкурентоспособности выпускников системы профессионального образования. Предложена авторская интерпретация теоретического конструкта конкурентоспособности как готовности к эффективному поведению в условиях конкуренции на рынке труда, раскрывается содержание и операционализация понятия конкурентоспособности выпускника профессионального образования.

Ключевые слова: конкурентоспособность специалиста; выпускник;

профессиональное образование; готовность; преддеятельность; рынок труда.

WORKERS COMPETITIVENESS: REVIEW OF THE NATIVE

PUBLICATIONS

Tatiana Kuteinitsyna,

leading research assistant, candidate for Sociologic sciences,

Volga branch of the institute Federal Education Development Institute,

Samara, Russia kuteinit@mail. ru

The article deals with the analyses of the theoretical and empirical studies of the vocational education graduates competitiveness. The author construes competitiveness as willingness of the effective activity on the labor market in competitive environment. It reveals the content of the concept of the vocational education graduates competitiveness.

Keywords: competitiveness; graduate; vocational education; willingness; preactivity; labor market.

Переориентация экономики России в сторону рыночных отношений, экспансия глобализационных процессов, социальный и научно-технический прогресс предъявляют новые требования к человеческим ресурсам. Работник обязан быть конкурентоспособным профессионалом, помимо владения определенными навыками и умениями должен уметь выгодно представить себя, ориентироваться на рынке труда, выдерживать соперничество с другими соискателями рабочих мест. Соответственно, система профессионального образования должна ориентироваться на подготовку именно таких конкурентоспособных специалистов.

Конкурентоспособность выпускника не замыкается на личности индивидуума, а зависит от деятельности разных акторов - профессионального образования, экономики (бизнеса), семейного окружения, рынка труда. На разных этапах профессионального становления человека, данные институты не только вносят посильную лепту в развитие конкурентоспособности, но и пользуются результатами сформированных компетенций и заинтересованы в том, чтобы уровень конкурентоспособности специалистов был как можно выше. Выпускники не способные конкурировать на рынке труда либо занимают рабочие места более низкой квалификации, нежели полученной в учебном заведении, либо пополняют ряды безработных. И в том и в другом случае последствия имеют негативный характер. Система профессионального образования демонстрирует свою неэффективность, происходит девальвация

имиджа профессионального образования как гаранта трудоустройства и успешной профессиональной самореализации. Государство несет дополнительные бюджетные расходы на выплату пособий и переобучение, бизнес и экономика лишаются возможности обеспечить полноценный кадровый ресурс для развития. Низкие шансы интеграции в кадровую структуру экономики, сказываются на социальном самочувствии молодежи. Нереализованные ожидания и возникающая фрустрация способствуют маргинализации и девиантному поведению юного поколения, что приводит к росту социальной напряженности. Обстоятельства указывают на актуальность изучения феномена конкурентоспособности выпускника, необходимость систематизации и анализа теоретических и эмпирических публикаций, посвященных исследованию данной проблемы.

В настоящей работе мы рассмотрели и структурировали коннотации понятия «конкурентоспособность выпускника», существующие в отечественной научной литературе и предприняли попытку разработать собственную модель ее изучения, опираясь на имеющийся опыт1.

Специфика конкурентоспособности выпускника учреждения профессионального образования

Термин конкурентоспособность работника (специалиста) - не устоявшееся понятие, в научных кругах не прекращается полемика по поводу процесса формирования, факторов влияния, содержания, разновидностей, векторов развития и других аспектов данного конструкта. Отличительной особенностью конкурентоспособности рабочей силы от конкурентоспособности товара считается ее возобновляемый, воспроизводимый характер. Конкурентоспособность товара исчерпывается с

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта «Конкурентоспособность специалиста, как показатель эффективности адаптационных стратегий поведения на рынке труда», проект № 05-03-26300а/В; исследование продолжено в рамках научно-исследовательского проекта при финансовой поддержке РГНФ «Символическое потребление на рынке труда», проект РГНФ № 10-03-00457а.

его реализацией, а конкурентоспособность рабочей силы не завершается трудоустройством - работник и дальше может использовать данное качество как в процессе исполнения трудовых функций, карьерного роста, профессионального продвижения, так и в случае перемены места работы. Специфика обретения конкурентоспособности воспитанником учреждения профессионального образования, как будущего работника, заключается в возможности модификации, развития данного качества, которое может, как наращиваться за счет овладения новыми навыками, получения дополнительного образования, самообразования, так и уменьшаться по причине отсутствия опыта работы, перерывов в трудовой биографии, устаревания имеющихся знаний и умений. Конкурентоспособность молодежи имеет отличительную черту - она носит непроявленный (латентный) характер. Обращаясь к выпускникам в период, когда они находятся на пороге рынка труда, зачастую еще не имея профессионального опыта, мы можем оценить лишь их потенциальную способность конкурировать, что требует особенного подхода и в методическом, и в теоретическом плане.

Обращение к данной проблематике объясняется слабой теоретической разработанностью понятия конкурентоспособности выпускника профессионального образования. Анализ литературных источников показал, что термин «конкурентоспособность» достаточно широко используется применительно к человеку, как субъекту экономической жизни и как научное понятие рассматривается различными областями знания - экономическими, управленческими, психологическими, педагогическими, социологическими, философскими, внутри каждой области выделяются свои признаки и определения. В качестве синонимичных конструкций авторы используют понятия - «конкурентоспособность работника», «конкурентоспособность персонала», «конкурентоспособность трудового потенциала»,

«конкурентоспособность рабочей силы», «конкурентоспособность трудовых ресурсов». Подобные различия в трактовке обусловлены способами

формирования конкурентоспособности, которые концентрируются соответственно трем уровням: 1) личностный - персональный, индивидуальный уровень отдельного работника, 2) социально-групповой - уровень организации, предприятия, 3) ментальный - стереотипы массового сознания на макроуровне региона, государства. Иерархия выстроена по аналогии с экономической трактовкой конкурентоспособности, где последовательно рассматривается конкурентоспособность товара, услуги, продукта, далее конкурентоспособность товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов, и на макроуровне

конкурентоспособность экономик регионов, стран, государств. Мы разделяем мнение проф. Ю.Кормнова, который утверждает: «универсального определения конкурентоспособности нет и быть не может, а все зависит от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно относится» [1].

Исследовательские подходы к изучению конкурентоспособности

выпускника

Рассмотрим работы, которые посвящены изучению вопроса

конкурентоспособности выпускника профессионального образования на индивидуальном уровне. Обзор публикаций показывает, что интересы научного сообщества, как правило, сосредоточены на проблемах высшей школы -объектом подавляющего большинства исследований являются студенты вузов. Данное утверждение, на наш взгляд, не нуждается в основательных доказательствах. Красноречивым свидетельством является небольшой

эксперимент: набрав в любой поисковой системе Интернета словосочетание «конкурентоспособность выпускника»2, полученные результаты в трех случаях из четырех посвящены выпускникам учреждений высшего образования.

Дальнейшая детализация и ограничение поиска работами в области экономики, педагогики, социологии лишь подтверждают обозначенную тенденцию.

2 мы использовали Yandex, Google, Rambler, Mail.

Особенности научной деятельности в нашей стране таковы, что большая часть теоретических изысканий проводится сотрудниками высшей школы. Изучением феномена конкурентоспособности занимаются преподаватели вузов и наиболее доступной экспериментальной группой для них являются собственные студенты. В результате описание и анализ конкурентоспособности выпускника фиксируется только для одного уровня профессионального образования - высшего. В то время как численность выпускников довузовского профессионального образования (НПО и СПО) не меньше студентов

-3

институтов, университетов и академий .

Справедливости ради отметим, что во всех публикациях авторы не скрывают, что речь идет лишь о конкурентоспособности студентов вузов [2]. Ограничение выбора субъекта - обладателя конкурентных преимуществ -является свидетельством того, что исследователи допускают несхожесть данного конструкта для других групп молодых специалистов. В таком случае правомерно утверждать, что конкурентоспособность выпускника начального профессионального образования будет отличаться от конкурентоспособности студента вуза и по содержанию, и по структуре, и по направленности. Данное ограничение не позволяет распространять результаты изысканий на всю когорту выпускников профессионального образования, что обедняет проблематику и оставляет открытым вопрос сопоставимости трудовой мотивации и стратегии поведения на рынке труда различных категорий молодежи.

Важным аргументом в пользу изучения конкурентоспособности выпускников довузовского профессионального образования является их большая уязвимость с точки зрения трудоустройства, выпускники именно этих

3 Например, по данным ведомственной статистики, численность выпускников довузовского профессионального образования в Самарской области в 2009 году почти на треть больше закончивших дневные отделения вузов (22656 и 16824 человека, соответственно).

уровней профессионального образования чаще пополняют ряды безработных4, что свидетельствует о низком уровне их конкурентоспособности и актуализирует задачу изучения данной проблемы на уровне этой когорты.

Следующие наблюдения, сделанные в результате обзора литературных источников, касаются содержательного анализа понятия

конкурентоспособности выпускника. Основные теоретические подходы к осмыслению данного конструкта разнятся в зависимости от того, какие характеристики исследователи определяют основополагающими, чаще всего это либо психологические, либо профессионально-экономические референции.

Исследования, которые мы объединили в рамках психологического подхода, анализируют модели, структуры, компоненты конкурентоспособности через призму личности - мотивы, направленность деятельности, индивидуально-типологические свойства и качества человека. Профессионально-экономический подход объединяет работы, которые идентифицируют конкурентоспособность с качеством рабочей силы и рассматривают такие аспекты, как уровень владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, квалификация, профессиональное мастерство, компетенции, а личностные характеристики, в свою очередь, играют роль сопровождения деятельности. Еще один подход - назовем его ситуативный -имеет интегративный, комплексный характер, включает в модель, как элементы профессиональной деятельности, так и характеристики личности специалиста как равнозначные компоненты. Рассмотрим некоторые примеры, которые иллюстрируют выделенные направления.

Психологический подход

В работе С.И. Тарасовой и Е.В. Тарановой [3] выделяются сущностные признаки5 и основные компоненты6 конкурентоспособности. Авторы

4 Так, в 2008 году общая численность выпускников профессионального образования в Самарской области, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 661 человек, из них: ВПО - 29% (194 человека), СПО - 51 % (339 человек), НПО -20% (128 человек).

подчеркивают, что систематизация качеств личности выпускника не имеет своей целью теоретического конструирования, однако, на наш взгляд, представленный материал являет собой попытку академического осмысления понятия конкурентоспособности выполненного в рамках психологического подхода. В заявленных конструктах исследователи фокусируются на основных свойствах личности, а результаты работы предполагают использовать для усовершенствования психолого-педагогической поддержки студента в учебном процессе вуза.

Социологическое исследование томских ученых, представленное в статье А.А. Малышевой и И.В. Невраевой [4], направлено на выявление компетенций повышающих конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда с точки зрения работодателей. Изучение мнений работодателей проводилось методом структурированного интервью руководителей и менеджеров по персоналу предприятий бизнеса, торговли, производства7. Требования работодателей к молодым специалистам авторы объединили в три блока - особые личностные качества, рыночные умения и корпоративные компетенции, которые понимаются как качества персонала, обеспечивающие конкурентоспособность предприятия. Перечень представленных качеств показывает, что за различными характеристиками конкурентоспособности - личностными, корпоративными, рыночными - исследователи в большинстве случаев полагают те или иные свойства личности. Так, к рыночным компетенциям отнесены «активная жизненная позиция», «серьезность мотивации к профессии», «склонность к саморазвитию», «трудолюбие и желание работать», «навыки коммуникации», «нацеленность на результат», «здоровье». Общие корпоративные компетенции объединяют «системность мышления», «высокий

5 Интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, интернальность, нравственный императив.

6 Парадигмально-прогностический, информационно-содержательный, операциональнодеятельностный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой.

7 15 предприятий в г.г. Томск, Бийск, Челябинск и Ульяновск.

профессионализм», «восприимчивость к новому», «командность»,

«стрессоустойчивость», «умение соответствовать корпоративным нормам», «результативность», «добросовестное отношение к работе», «активная жизненная позиция». Хотя в материалах отмечается важность профессионального компонента в понятии конкурентоспособность, однако авторы сосредотачивают свое внимание на его личностной составляющей. Конкурентоспособность раскрывается через индивидуальные психологические особенности и исследование являет пример реализации психологического подхода.

Еще один образец подобного взгляда - работа Г.В. Лаврентьева, Н.Б. Лаврентьевой, Н.А. Неудахиной [5]. Авторы рассматривают конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества вузовской подготовки и предлагают собственную «концепцию модели конкурентоспособности для использования ее конкурентными преподавателями в читаемых ими курсах». Структура модели включает три базовых элемента: объекты освоения; требования к личностным качествам; требования к умениям, навыкам и способам деятельности специалиста. Авторы осмысливают конкурентоспособность с точки зрения педагогического процесса и рассматривают формы, условия, требования к формированию конкурентоспособных навыков и умений в рамках учебной деятельности. Основополагающими понятия конкурентоспособности принимаются следующие свойства личности: трудолюбие, способность к риску,

независимость, стрессоустойчивость, способность к непрерывному профессиональному росту, лидерские качества, четкость целей, творческое отношение. Таким образом, среди свойств личности выделяются те качества, которые свидетельствуют, по представлениям исследователей, о конкурентоспособности, но в целом структура понятия тесно связана с индивидуальными особенностями специалиста.

Методической особенностью концепций, базирующихся на психологическом подходе, является широкое использование тестовых и специальных психологических методик: мотивационно-ценностных (опрос-интервью, анкетирование); когнитивных (лингводидактические тесты, клоуз-тесты); эмоционально-волевых (включенное и опосредованное наблюдение, тест на оценку шкалы тревожности) [6].

В целом, исследования в рамках психологического подхода фокусируются на личностных качествах будущего работника, не выделяя характеристик, приобретенных в процессе социализации, и факторов формирования конкурентных преимуществ, в частности, компетенции, осваиваемые в процессе профессионального обучения.

Профессионально-экономический подход

Профессионально-экономический подход иллюстрируют исследования, в которых конкурентоспособность специалиста рассматривается как совокупная составляющая качества рабочей силы. Для определения меры конкурентных преимуществ на рынке труда С.И. Сотникова использует такие характеристики специалиста как квалификация, профиль подготовки, возраст, пол. В своей работе автор сопоставляет интегральные характеристики для разных конкурирующих рабочих сил в любой форме: персонала, работника, трудовых ресурсов [7]. Исследователь приводит две концептуальные схемы, отражающие различные точки зрения на объект конкурентоспособности на рынке труда, формы его организации. В первом случае конкурентоспособность рассматривается как специфический вид товарной конкурентоспособности, который определяется потребительской стоимостью реализуемого товара, его качественной определенностью. Во втором - конкурентоспособность рабочей силы анализируется с учетом социально-экономических и производственнотехнических условий, соответствия требованиям работодателя и согласования потребностей работника и работодателя, а также с учетом минимизации совокупных затрат в течение периода трудовой активности. И в той и в другой

схеме речь идет о рабочей силе, однако во втором случае характеристики соотносятся с требованиями рабочих мест, рассматривается экономический эффект достигнутый от использования конкурентных преимуществ.

Подобного взгляда придерживается А.Г. Шатохин, утверждая, что конкурентоспособность специалиста в широком смысле - это степень полезности качеств рабочей силы потенциальному покупателю - работодателю, а в узком - обладание такой профессией (специальностью) и такими качествами, которое дают работнику преимущество в борьбе с конкурентами за вакантное рабочее место [8]. Автор подчеркивает, что данное определение обусловлено особенностями товара рабочая сила, которые неотделимы от его собственника - человека, поскольку предметом купли-продажи является не работник, а его способность к труду.

Результаты исследований конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений, изложенные в работах О.В. Борисовой и Л.Г. Миляевой [9], фокусируются на процессе трудоустройства. Разработанная методика многоуровневого анализа трудоустройства выпускников сопряжена с оценкой фактического, профильного и конкурентного трудоустройства. Конкурентоспособность понимается как показатель качества рабочей силы, отражающий степень соответствия индивидуальных особенностей специалиста требованиям конкретной профессиональной деятельности. В качестве основного параметра конкурентоспособности определен уровень профессиональной подготовки.

Ф.С. Исмагилова [10] определяет конкурентоспособность как показатель качества вузовской подготовки и возможность реализации профессиональных и личностных качеств выпускника в интересах современного производства, организации, учреждения.

Работы профессионально-экономического плана зачастую трактуют конкурентоспособность применительно к совокупной рабочей силе, либо профессиональных групп и редко касаются конкретных носителей тех или

иных конкурентных преимуществ. Большинство из них посвящено изучению экономических эффектов от применения конкурентоспособности и эффективности использования тех или иных профессиональных навыков, умений, компетенций работников.

Ситуативный подход

Ситуативный (интегративный, комплексный) подход включает в модель конкурентоспособности специалиста и профессиональную и личностную составляющие. Для данного понимания присуще стремление как можно полнее охватить всевозможные параметры и характеристики конкурентоспособности, которые, по мнению исследователей, формируют этот конструкт: научное мировоззрение, гуманитарная, лингвистическая, профессиональная компетентность, компьютерная грамотность, нравственная культура, стремление к саморазвитию, организаторские, коммуникативные качества. Ситуативность подхода выражается в компиляции разнородных показателей, важных и значимых либо для конкретной специальности (например, исследуется конкурентоспособность менеджеров), учебного заведения (конкурентоспособность выпускников негосударственных вузов), предприятия или отрасли. Работы, выполненные в данном ключе, как правило, решают прикладные задачи. Авторы по-разному называют собственные теоретические подходы - интегративный, комплексный, полипарадигмальный, компетентностно-контекстный и т.д. На наш взгляд, все эти построения представляют собой различные комбинации областей психологического, экономического знания, реже педагогического и социологического направления теоретико-методологические возможности которых используются в зависимости от поставленных задач.

И.В. Вирина [11] обосновывает авторское толкование конкурентоспособности работников на основе типизации определенных свойств, присущих рабочей силе. Конкурентоспособность рассматривается как социально-экономическая категория, характеризующая потенциальные

способности человека к труду и представляет собой три уровня способностей. Первый уровень - совокупность качеств, характеризующих способности к труду; второй - владение навыками поиска работы, умения убедить работодателя в своих преимуществах, и третий уровень - соответствие качества рабочей силы требованиям рабочего места.

В работах Б.Д. Парыгина конкурентоспособность определяется как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [12]. В качестве основных составляющих выделены: профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности. По мнению О.В. Киржбаум, конкурентоспособность - интегративная характеристика личности, обеспечивающая эффективность профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях и представляющая собой предельный случай эволюционного развития в условиях рыночной экономики [13].

На наш взгляд, ярким примером реализации ситуативного подхода является работа Л.В. Львова и О.В. Перевозовой «Феномен конкурентоспособности в профессиональном образовании менеджеров» [14]. Наряду с анализом существующих подходов и теоретических аспектов понятий конкурентоспособность, компетентность, конкурентоспособный специалист, авторы высказывают собственные взгляды на проблему. Предложенный подход рассматривает конкурентоспособность как одну из компетенций, обеспечивающую социально-профессиональную мобильность выпускника. Структура конкурентоспособности представлена тремя компонентами -когнитивным, деятельностным и личностным. По мнению авторов, конкурентоспособный специалист - это выпускник, способный и готовый реализовывать свои профессионально личностные качества и соответствовать

требованиям рынка труда, претендуя на занятие вакансии и успешную профессиональную деятельность. Авторское понимание

конкурентоспособности основывается на сочетании категорий, используемых в педагогике (компетентность, когнитивный, деятельностный компоненты), психологии (личностный компонент и личностные качества), экономике и социологии (соответствие требованиям рынка труда, успешное трудоустройство, профессиональные качества).

Итоги обзора публикаций Научное сообщество увлеченно занимается толкованием, интерпретацией, операционализацией понятий «конкурентоспособность выпускника» и «конкурентоспособность специалиста», но до сих пор не пришло к общему знаменателю, эта мысль звучит со страниц работ многих авторов. Для нас очевидно, что общего взгляда на проблему и не может быть, поскольку каждый фокусируется на разных особенностях субъекта конкуренции. Большинство исследователей трактуют конкурентоспособность как способность к конкуренции, однако главное различие заключается в интерпретации субъекта конкурентоспособности. В зависимости от поставленных задач выпускник или специалист может рассматриваться: как личность - носитель социальнопсихологических черт, как субъект экономической деятельности, как учащийся, студент, ученик - объект педагогического воздействия, как представитель социума, социальной или профессиональной группы. В рамках психологического подхода конкурентоспособность предстает как свойство личности, социологический взгляд учитывает социальные факторы, образовательная составляющая учтена в педагогическом подходе, с точки зрения экономического подхода конкурентоспособность характеризует качество рабочей силы. Различные толкования носителя конкурентных качеств обуславливают понимание исследователей самого понятия конкурентоспособности, так возникают разные модели и конструкции.

Однако среди всего многообразия трактовок и операционализаций рассматриваемого понятия мы не обнаружили работ, которые обращаются к оценке конкурентоспособности выпускников еще до начала трудовой деятельности и исследуют будущее (вероятностное) поведение молодежи на рынке труда. В литературных источниках исследуются либо свойства личности, которые никак не связываются с конкурентной ситуацией на рынке труда (психологический подход), либо наблюдаемые факты реализованной конкурентоспособности (экономический, социологический подход). Экономические и социологические работы, как правило, базируются на таких фиксируемых событиях как изменение статуса, дохода, места жительства, в то время как сам момент вступления в конкурентную среду - первые шаги на рынке труда - не то, чтобы не изучаются, но концептуально не представлены в моделях анализа.

Еще одна важная особенность рассмотренного материала касается уровня генерализации результатов проводимых исследований. Отмечаются две ориентации - узконаправленные прикладные работы, обращенные к изучению выпускников конкретных образовательных учреждений, специальностей, программ обучения и научно-теоретические изыскания фундаментального характера. Довольно мало прикладных моделей, результаты которых можно использовать для выстраивания социальной политики в области образования с целью подготовки конкурентоспособных специалистов. Остаются насущными вопросы разработки и формирования адекватного инструментария для замера результатов образовательно-воспитательной работы в сфере овладения навыкам конкурентного поведения. В свете этих проблем может быть полезным обращение к исследованию потенциальной готовности выпускников к конкуренции еще на этапе обучения. Поскольку готовность к конкурентному поведению на рынке труда, формирует дальнейшую стратегию действий при будущем трудоустройстве и карьерном росте выпускников, важно не только

замерить уровень конкурентоспособности, но и влиять на процесс ее (конкурентоспособности) обретения в процессе обучения.

Опираясь на имеющийся опыт исследований [15; 16; 17], мы разработали модель изучения конкурентоспособности выпускника, сфокусированную на временном промежутке, обозначенном в западных исследованиях как «переход учеба - работа», где акцент сделан на начале трудовой биографии, а операционализация теоретической конструкции соотнесена с определенным этапом жизненного пути.

Модель изучения конкурентоспособности выпускника профессионального

образования

В представляемом подходе, принципиально важным является учет социализационных факторов и педагогических компонентов, поскольку конкурентоспособность изучается нами не столько для того, чтобы охарактеризовать личность, но понять насколько готовы учащиеся действовать в рыночных условиях: в ситуации конкурентной борьбы, выбора рабочих мест, устройства на работу и переговоров с работодателями. В этих целях необходимо исследовать качества будущего специалиста, которые позволяют ему учитывать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности и реализовать свой профессионально-образовательный потенциал. Личностные факторы рассматриваются лишь в той мере, когда они выступают побуждающим мотивом поведения, а конкурентоспособность понимается как социально формируемая, обретенная и освоенная в процессе социализации компетенция.

Наши построения базируются на предположении, что конкурентные качества выпускников являются результатом профессионального образования . Учреждение профессионального образования является

8 Мы понимаем ограничения такого подхода и осознаем, что на формирование конкурентоспособности оказывает влияние множество факторов и акторов - семейное окружение, школа, референтная группа, а также макроэкономические факторы, этническая ментальность, религиозные взгляды и т.д.

последним форпостом на пути молодых людей в мир трудовых отношений, здесь они не только обретают профессию, но и получают основы

определенных моделей поведения на рынке труда, приобретают первый

трудовой опыт в процессе производственной практики или подработки. Именно здесь они «учатся быть» конкурентоспособными работниками, ведь само по себе получение профессионального образования (высшего, среднего или начального) еще не гарантирует трудоустройства. Изучение конкурентоспособности может выступать также оценкой работы

педагогических коллективов учебных заведений и использоваться в

программах профориентации и профконсультирования учащихся и студентов.

Понять эффективность трудового поведения выпускника учреждения профессионального образования возможно только после того, как он совершит хотя бы первые шаги на рынке труда. Наша же задача оценить эффективность его подготовки еще до того, как эти шаги будут сделаны, что дает возможность скорректировать процесс профессионального обучения, не дожидаясь ситуации, когда станет ясно, что подготовка специалиста имеет существенные недостатки. Конкурентоспособность в предлагаемой модели изучается в рамках теории деятельности. В связи с таким подходом мы склонны трактовать готовность как «преддеятельность» - состояние, когда действие еще не совершено, но с высокой степенью вероятности должно произойти вполне определенным образом. Подобное поминание близко к термину «попытка самоубийства», например, в анкетном опросе его использовал А.Ю.Мягков [18]. Однако попытка (несовершенное действие) не тождественна готовности (преддеятельности). Готовность должна быть подкреплена не только знанием будущей ситуации, но и определенным опытом (в том числе виртуальным, воображаемым, проигранным - так или иначе интериоризированным) поведения в аналогичных, сопоставимых ситуациях. Обратимся к более подробному определению понятия и его операционализации.

Рассматривая конкурентоспособность как готовность к эффективному поведению на рынке труда, мы априори предполагаем, что соискатели рабочих мест окажутся в рыночной ситуации, которая характеризуется наличием трех составляющих. Во-первых, должен существовать рынок рабочих мест, когда работник может выбирать то или иное место трудоустройства, в большей или меньшей степени соответствующее его представлениям и желаниям. В противном случае, если работнику определено только одно место трудоустройства, обусловленное полученной квалификацией и другими характеристиками, если у работника нет выбора - нет рынка рабочих мест. Во-вторых, необходим рынок рабочей силы, то есть на одно и то же рабочее место может претендовать более, чем один человек. Когда рабочее место создается под конкретного человека, или, например, должность заместителя или секретаря предопределена только для избранника директора (он приходит вместе с директором), то конкурентная ситуация не наступает. В-третьих, должна присутствовать договорная процедура найма, работник и работодатель должны иметь возможность вести согласование своих интересов: один по вопросам продажи своей рабочей силы, другой - в получении товара (работника) надлежащего качества. В противном случае - когда работники соглашаются на любые условия труда, либо работодатели принимают любого работника - нет конкурентной среды взаимодействия работника и работодателя. Хотя мы понимаем, что изначально эти субъекты неравноправны, тем не менее, ситуация «торга» - важный элемент рынка.

Именно через призму этих характеристик рыночной ситуации мы рассматриваем конкурентоспособность выпускника системы

профессионального образования, оценивая уровень готовности к действию в условиях выбора места трудоустройства, взаимодействия с конкурентами и взаимодействия с работодателями (ситуация «торга»). Анализируя готовность, мы понимаем ее как социальную готовность, обеспеченную предыдущим опытом деятельности, и психологическую, как психологический настрой

действовать (желание). Показателями социальной готовности выступают: во-первых, знания и представления о ситуации и, во-вторых, определенный опыт действия в аналогичных ситуациях, наличие предыдущих шагов, которые приводят к этому знанию ситуации. Эти составляющие (знание и опыт) обеспечивают выработку определенной стратегии поведения, которая будет реализована в конкурентной ситуации и должны обеспечивать не абстрактные, умозрительные оценки своего будущего поведения, но максимально приближенные к дальнейшим реальным поступкам. Психологическую готовность можно замерить через оценку (самооценку) поведения в прожективной ситуации.

Схема операционализации понятия «конкурентоспособность» (рис. 1) отражает нашу логику анализа предлагаемого теоретического конструкта.

Конкурентоспособность

(готовность к конкурентному поведению на рынке труда)

■рйнічіВ" ситуации

Рынок рабочих мест

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рынок рабочей силы

..Цзаимм..! .ейс*&и©'Н

с

■■■конкур®!"!

нтами

Договор

о найме

|.Ирг..."с..и

!ріабфДІІ

телем

Рис. Схема операционализации понятия «конкурентоспособность».

По этой схеме (знаю - могу - буду) каждая из ситуаций, характеризующая рыночные условия: выбор места работы, взаимодействие с конкурентами и

взаимодействие с работодателями может быть конкретизирована следующим образом.

Выбор места работы.

Считается, что именно в ситуации выбора наиболее ярко проявляются такие характеристики, как: совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Знание о предложении рабочих мест складывается из информированности о возможных местах будущего трудоустройства, о способах поиска этих рабочих мест и представлениях о возможных трудностях при приеме на работу. Опыт предыдущих «выборов» может оцениваться через мотивацию выбора профессии обучения, когда учащийся отдает предпочтение определенным характеристикам: престижная, высокооплачиваемая,

интеллектуальная, творческая, сложная, «свободная» работа, или выбор мест подработки: его прошлые действия, которые привели его к знанию о существующих способах поиска работы. Намерение, желание действовать тем или иным способом при поиске и выборе места будущего трудоустройства возможно замерить, предложив варианты поведения в прожективной ситуации поступления на работу при различных условиях, например: опасная работа, неудобное расположение предприятия, работа по специальности. Профессиональные и карьерные устремления также могут оценить критерии и психологическую готовность к выбору мест трудоустройства.

Взаимодействие с конкурентами.

Знание о конкурентной ситуации и необходимости взаимодействия с претендентами на занятие рабочих мест исследуется через оценку возможностей трудоустройства, осознание собственных конкурентных преимуществ, самооценку уровня профессиональной подготовки. Опыт предыдущих действий в условиях «максимально приближенных к конкурентным» возможно рассматривать как практику разрешения спорных

ситуаций в учебной группе. Аналогом может выступать характер и способы взаимодействия с однокурсниками как с «конкурентами» в учебном процессе. Готовность, намерение конкурировать оценивается через выбор способа поведения в конкурентной ситуации: подавление претендентов, отказ от борьбы, выход из игры или выработка совместных действий.

Торг с работодателем.

По мнению некоторых экономистов, смысл конкурентной борьбы заключается, в первую очередь, в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против соперников. Для этого необходимо обладать определенными преимуществами на рынке, уметь создавать факторы превосходства над конкурентами [19]. В нашей интерпретации умение «продать» себя рассматривается как важное условие ведения переговоров с работодателем. Знание о возможности ведения переговоров с работодателем, в том числе, оценивается как информированность о размере заработной платы и условиях труда по профессии обучения, знание требований к квалификации на предполагаемом месте работы. Часть учащихся имела возможность обретения опыта переговоров с работодателями, поскольку уже подрабатывали или искали место трудоустройства. Аналогичные переговоры об условиях продажи своих знаний, умений могли вестись и в других случаях. Прожективная ситуация - намерение торговаться - должна осветить внутренний настрой учащихся договариваться о размере зарплаты и условиях труда, готовы ли вести переговоры, отстаивать требования, соглашаться на любые условия.

Представленная операционализация понятия конкурентоспособности специалиста применительно к выпускнику профессионального образования представляет логическую схему анализа и, на наш взгляд, позволяет разработать адекватный инструментарий исследования выпускников учреждений профессионального образования.

Результаты исследования конкурентоспособности выпускников могут использоваться как инструмент оценки эффективности деятельности образовательных учреждений профессионального образования, а анализ прогнозных сценариев поведения выпускников на рынке труда позволит выделить факторы эффективности стратегий поиска рабочих мест, на которые возможно воздействовать в период профессионального обучения. В этом случае можно не только оценивать деятельность профессионального образования в плане подготовки конкурентоспособной рабочей силы, но и оперативно реагировать, исправлять проблемные зоны, вносить коррективы в образовательные программы, учебные планы.

Исследование конкурентоспособности выпускников позволяет оценить эффективность работы учебных заведений в этом направлении. Результаты подобного исследования призваны прояснить, насколько успешно справляются с этой задачей учреждения профессионального образования, какие возникают проблемы, в какой области образовательной деятельности имеются недоработки и т.д. Полученная информация позволяет увидеть насколько успешно молодежь может дебютировать на рынке труда и дает возможность региональными органами управления образованием и учреждениями профессионального образования использовать ее в целях оптимизации работы по подготовке конкурентоспособных специалистов.

Литература

1. Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность / Ю. Кормнов // Экономист. 1997. №2. С. 33-48.

2. Белых И.Л., Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза / И.Л. Белых, М.И.Шилова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. вып. 4 (94). С. 39-45.

3. Тарасова С.И., Таранова Е.В. Исследование процесса формирования конкурентоспособности выпускника вуза / С.И. Тарасова, Е.В. Таранова // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 9-1. С. 92-108.

4. Малышева А.А., Невраева И.В. Компетенции молодых выпускников вузов глазами работодателей / А.А. Малышева, И.В. Невраева // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309. № 8. С. 225-229.

5. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2004. - 156 С.

6. Данилова Т.А. Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе вуза / Т.А. Данилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб. 2008. № 12(88). С. 270-276.

7. Сотникова С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис

социально-экономического содержания / С.И. Сотникова // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. №2. С. 95-107.

8. Шатохин А.Г. Теоретическая модель конкурентоспособности

работника /А.Г. Шатохин// Вестник Костромского государственного

университета им. Н.А. Некрасова. 2000. № 2. С. 26-31.

9. Борисова О.В., Миляева Л.Г. Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗов на рынке труда / О.В. Борисова, Л.Г. Миляева // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2009. № 5(67). С. 157-161.

10. Исмагилова Ф.С. Управление конкурентоспособностью в

инновационной среде /Ф.С. Исмагилова// Среднее профессиональное

образование, 2009. № 3. С. 19-21.

11. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Автореф. дис. ... канд. эк. наук, М. 2007. - 24 с.

12. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б.Д. Парыгина. Изд. 3-е, испр., доп. СПб., 2001. - С. 352.

13. Киржбаум О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект. Автореф. дисс. ... канд. эк. наук. Омск. 2007. - 26 с.

14. Львов Л.В., Перевозова О.В. Феномен конкурентоспособности в профессиональном образовании менеджеров / Л.В. Львов, О.В. Перевозова // Мир науки, культуры, образования. № 1(20). 2010. С. 169-178.

15. Алашеев С.Ю. Рейтинг - 2002 учреждений начального

профессионального образования Самарской области. / С.Ю. Алашеев, А.В. Антипова, Т.Г. Кутейницына и др. Самара: Изд-во «Профи», 2002. - 98 с.

16. Алашеев С.Ю. Конкурентоспособность выпускника определяет рейтинг учреждения профобразования / С.Ю. Алашеев, А.В. Антипова, Т.Г. Кутейницына и др. Самара: Изд-во «Профи», 2004. - 104 с.

17. Алашеев С.Ю. Выпускники довузовского профессионального образования Самарской области: портрет на фоне кризиса / С.Ю. Алашеев, Т.Г. Кутейницына, Е.Г. Репринцева. Самара: ЦПО, 2010. - 76 с.

18. Мягков А.Ю., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. Суицидальное поведение молодежи: масштабы, основные формы и факторы / А.Ю. Мягков, И.В. Журавлева, С.Л. Журавлева // Социологический журнал. 2003. №1. С. 5153.

19. Чумак В.Г. Рынок образовательных услуг / В.Г. Чумак // Состояние, проблемы, перспективы- М., 1999. - 220 с.

Рецензент:

Готлиб А.С., доктор социологических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.