УДК 378.2:339.137.24
М. И. Шилова, И. Л. Белых ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Данная статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности у выпускников вуза. Предложены определение и модель конкурентоспособности специалиста, а также модель конкурентоспособности выпускника вуза. Зависимость уровня конкурентоспособности от качества высшего образования, успешного управления формирования конкурентоспособности выпускников вуза.
Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, выпускники.
Поскольку рабочая сила выступает реальным товаром на рынке труда, естественным считается принцип конкуренции, основная его цель - соответствие товара спросу. Условием соответствия спросу выступает конкурентоспособность товара, составляющими которой являются хорошие качество, оформление и реклама (самореклама). Однако понятие конкурентоспособности специалиста недостаточно разработано в отечественных гуманитарных науках, и причиной служат особенности исторического и политического развития страны.
Именно оптимальное сочетание профессионализма и универсализма может обеспечить личности и будущему специалисту конкурентоспособность на рынке труда. Согласно современным представлениям об экономическом содержании образования, выпускника вуза можно назвать продуктом производства в сфере образовательных услуг. Рыночные условия ставят задачу повышения конкурентоспособности выпускников вузов. Следствием повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда будет также повышение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образовательных услуг.
Необходимо помнить, что конкурентоспособный специалист - это не только продукт производства учебного заведения, но и личность, обладающая определенными качествами. Б. Д. Парыгин определяет конкурентоспособность как «комплексное свойство, имеющее свои ресурсы (психофизическое здоровье, возраст, внешность, способности, талант, уровень интеллекта, запас энергии) и нравственные аспекты (иерархия ценностей, система верований, наличие запретов и личных ограничений)» [1]. Основные ее составляющие - профессионализм, психологическая готовность к участию в конкуренции и социальные особенности (история страны, политический строй и т. д.) [2].
Когда речь идет о конкурентоспособности личности, то имеется в виду не только высокое качество результатов ее деятельности, но и ее способность выстоять и победить в конкурентной борьбе. Среди множества качеств, которые определяют конкурентоспособность личности, В. И. Андреевым выделены десять стержневых и приоритетных. «Конкурен-
тоспособность личности характеризует синтез таких качеств, как четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношений к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда» [2]. Данная идеальная модель конкурентоспособной личности позволяет выделить базовые компоненты: мотивационно-потребностные, деловые, организационно-волевые, общекультурные, нравственные качества, интеллект, психологическую, коммуникативную структуру самосознания.
Поскольку современным подходом к решению проблемы трудоустройства молодых специалистов является реализация принципа личностно-ориентированного трудоустройства, при котором не только профессиональные, но и личностные характеристики выпускника увязываются с настоящими и перспективными кадровыми потребностями предприятия, проблема конкурентоспособного специалиста обретает особую актуальность. По мнению авторов, именно формирование конкурентоспособности является выходом из сложившейся ситуации с трудоустройством молодежи.
На основе понятия конкурентоспособности выведем следующее определение. Конкурентоспособный специалист — это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач и наличия определенных личностных качеств.
Формирование конкурентоспособного специалиста и профессионала начинается с детства. В задачи данной статьи не входит рассмотрение влияния воспитания на степень конкурентоспособности личности, ее цель - рассмотреть влияние основных социальных институтов на конкурентоспособность специалиста. На рис. 1 представлена схема профориентационного влияния как система, состоящая из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Рис. 1. Схема профориентационного воздействия
Таким образом, для социологической науки субъектом профориентационного влияния являются социальные институты, формами влияния - все формы профориентационного воздействия, объектом - личность молодого человека, которая в современных условиях должна обладать качеством конкурентоспособности.
На основе вышесказанного строится схема процесса подготовки конкурентоспособного специалиста в современном обществе (рис. 2).
Профориентационное воздействие
__________________¥__________________
Обоснованный профессиональный выбор
Качества
Знания, умения, навыки конкурентоспособной
личности
Конкурентоспособный
специалист
Рис. 2. Подготовка конкурентоспособного специалиста
Таким образом, именно обоснованность профессионального выбора считается необходимой составляющей конкурентоспособности специалиста. Обоснованный выбор профессии является необходимым результатом профориентационного воздействия социальных институтов. Отсутствие обоснованности негативно отражается и на личностных качествах будущего специалиста, деформируя качества конкурентоспособной личности: снижает или искажает потребность в самореализации, отражается на деловых качествах (трудолюбие, дисциплинированность), организационно-волевых (актив-
ность, целеустремленность) и т. д. Естественным следствием выступает негативное влияние на усвоение профессионально важных знаний.
Результаты социологических исследований показывают, что хотя современная молодежь имеет в большинстве своем высокую самооценку и стремится к высоким результатам, она не представляет себе требований профессии, соответствия ей своих возможностей и умений, а также спроса на рынке труда.
Рассмотрим процесс формирования конкурентоспособного специалиста на дальнейшем этапе обучения. Вуз оказывает сильное влияние на формирование личности и, в частности, качеств, характеризующих конкурентоспособность.
Как уже отмечено выше, важное значение для «качества» выпускника вуза имеет качество самого образования, обусловливающее не только степень готовности к профессиональной деятельности, но и опосредованно-личностное, мировоззренческое и гражданское развитие. Под качеством образования понимают ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. Это понятие охватывает все его функции: содержание образовательных программ, результативность научных исследований, укомплектованность преподавательскими кадрами и студентами. Все вышеперечисленные условия считаются важными, но недостаточными для формирования конкурентоспособной личности профессионала. Используя маркетинговый подход, можно отметить, что целевыми потребителями образовательных и сопутствующих им услуг являются:
- государство, учреждающее и финансирующее образовательное учреждение;
- учреждения, предприятия и организации, выступающие соучредителями учебных заведений и одновременно потенциальными работодателями;
- остальные работодатели.
Сегодняшние выпускники в процессе учебы получают достаточно знаний и навыков, но проблема заключается в отсутствии необходимой связи между рынком образования и рынком труда. Общеизвестно, что набор большого количества студентов является положительным фактором для вуза, однако важно также значение этого для экономики региона. Усилившиеся за последнее время проблемы с трудоустройством молодежи сделали важным фактор ответственности образовательного учреждения за последующее трудоустройство его выпускников. Отсюда возникает необходимость в более точном описании требований, предъявляемых к выпускнику реальными условиями производства и спецификой местного рынка труда (профессия, навыки, квалификация), а также в проектировании системы адаптации студентов к этим условиям. Одним из традиционных способов разрешения проблемы взаимосоответствия рынков образовательных услуг и труда выступает заключение долгосрочных договоров учебного заведения с органи-зацией-работодателем и привлечение ее к учебному процессу.
Таким образом создается сотрудничество, взаимодействие сфер труда и обучения, устанавливаются тесные контакты с работодателями на основе рыночных механизмов. Конкурентоспособность будущих специалистов во многом определяет и конкурентоспособность учебного заведения, которое в данном случае выступает производителем товара. Однако конкурентоспособность учебного заведения, на взгляд авторов, является более пролонгированной характеристикой, и качество конкурентоспособности выпускников обеспечивает ему престижность в течение длительного времени. Качество конкурентоспособности учебного заведения - двойственная характеристика: оно определяется и одновременно определяет конкурентоспособность молодого человека. Вместе с тем возникают повышенные требования к организации жизнедеятельности учебного заведения, и оценку конечного продукта дает не только потребитель, но и производитель (преподавательский состав и управленческий персонал).
Поскольку учебное заведение является производителем, в идеальном варианте оно должно иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста. Ориентация на эту модель выполнит сразу две функции:
1) повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда и, как следствие, облегчит проблему трудоустройства;
2) повысит конкурентоспособность самого учебного заведения.
В качестве базовых элементов модели конкурентоспособности будущего специалиста можно предложить: объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста), требования к личностным качествам будущего специалиста, требования к умениям, навыкам и способам деятельности.
Ниже рассмотрено, в какой степени учебное заведение реализует компоненты конкурентоспособного специалиста.
Элемент 1 - структура культуры специалиста. Современная молодежь получает достаточно теоретических знаний и навыков. Она адаптирована к современным нормам и ценностям. Однако молодежи свойственна эмоциональность и идеализм, что соответствует возрастной норме, но является качеством, снижающим конкурентоспособность.
В современных условиях информационного общества все больше требований предъявляется к эффективной коммуникации и речевой культуре. Именно владение культурой речи и коммуникативными навыками выступает требованием современного специалиста, демонстрируя одновременно уровень его духовного, общекультурного и интеллектуального развития. Кроме усвоенных социокультурных знаний от современного специалиста требуется готовность к изменяющимся условиям, умение адаптироваться и реализовывать свой потенциал. Идеалом становится мультикультурный человек, что требует от будущего специалиста знания иностранных языков, особенностей невербальной коммуникации и символики других народов. Согласно исследованиям, 16 % студентов считают, что межкультурная коммуникативно-профессиональная компетентность обеспечивает рост профессиональной карьеры, но 84 % опрошенных выражают неудовлетворенность своим уровнем подготовки в этой области.
Элемент 2 - требования к структуре личности будущего специалиста. Элемент 2 является, по мнению авторов, особенно важным. Как уже было сказано ранее, выпускники школ обладают высоким уровнем притязаний и завышенной самооценкой, а также стремлением к лидерству. Этих качеств недостаточно для соответствия структуре личности конкурентоспособного специалиста.
Ниже представлено, в какой степени вуз формирует личность вообще и конкурентоспособную личность в частности.
Формирование личности осуществляется вузом через воспитательную деятельность и психологопедагогическую поддержку личностного развития.
Воспитательная функция считается необходимой и так или иначе осуществляется во всех учебных
заведениях. Однако большинство качеств, важных для конкурентоспособности специалиста, закладываются и формируются еще в детстве, поэтому нецелесообразно рассматривать способы их формирования вузом. Более важной является психологопедагогическая поддержка личности.
Необходимость психолого-педагогической поддержки выступает прямым следствием реализации личностно-развивающего подхода и в последнее время рассматривается как исходная норма профессиональной деятельности педагога высшей школы. В центре внимания всех проводимых в вузе мероприятий оказывается не специальность, а конкретный студент. Важнейший аспект вузовского образования - личностное становление студента, после этого и на основе этого идет поиск путей реализации будущего специалиста в профессиональной среде.
Задача психолого-педагогической поддержки -возвращение студенту ответственности за самого себя и формирование самостоятельности. Для этого используются две стратегии: анализ собственных интересов, ценностей, представлений, с одной стороны, и построение жизненной перспективы - с другой. Такой подход еще раз подчеркивает важность изучения жизненных планов молодежи и их соотношения с возрастной нормой.
Элемент 3 - требования к умениям, навыкам и способам деятельности. Обратимся к ряду исследований, посвященных жизненным стратегиям и планам студентов, чтобы рассмотреть степень их соответствия модели конкурентоспособного специалиста. Исследования показывают, что такие важные для специалиста качества, как общительность, склонность к взаимодействию с людьми, широта взглядов, богатое воображение, склонность к теоретическим рассуждениям и экспериментированию, готовность к новому и необычному, демонстрируют 17.2 % студентов. Им также характерна установка на высокий уровень социальной мобильности, стремление стать дипломированным специалистом в узкой области, завести полезные знакомства и связи. Им характерен наиболее прагматичный настрой.
Отмечено, что студентам с высоким уровнем профессиональных притязаний свойственны проявление в поступках логичности, точности и объективности, ориентация на активный и творческий образ жизни, уверенность в своих способностях, хладнокровие и трезвый расчет. Таких студентов 5.1 %.
Общительность коррелирует с высоким уровнем материальных притязаний, но и одновременно с низкой ценностью образования и содержания труда. Таких студентов 81.1 %. Очевидно, что на высокий уровень социальной и профессиональной мо-
бильности ориентировано меньшинство студентов, и, соответственно, меньшинство демонстрирует наличие определяющих конкурентоспособность качеств.
Из вышесказанного очевидно, что теоретической модели конкурентоспособного специалиста не соответствует большинство выпускников школ. Их профессиональный выбор является необоснованным и опирается на показатели престижности профессии. Несмотря на то что вуз обладает большими возможностями для формирования конкурентоспособности, в настоящее время социокультурной теоретической модели конкурентоспособного специалиста соответствует не более 17.0 % студентов.
В документах по модернизации образования говорится о том, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкуль-турному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое процветание [8, с. 22].
Именно личностные показатели являются гарантом конкурентоспособности, т. е. собственно рыночных качеств, характеристик, имеющих ярко выраженную направленность на определенные целевые группы инвесторов и потребителей [4, с. 48].
Исследования показывают, что к качествам, определяющим конкурентоспособность специалиста, относятся гибкость и профессиональная мобильность, умение презентовать себя; владение методами решения большого класса профессиональных задач, способность справляться с различными профессиональными проблемами, уверенность в себе, ответственность, ориентация на успех, готовность постоянно обогащать свой опыт [10, с. 15]. Эти качества формируются под влиянием глубокого интереса к выбранной специальности, определяются профессионализмом преподавателей, производственной практикой, активностью в самообразовании, скоростью восприятия, понимания и прочного усвоения больших массивов сложно организованного знания [9, с. 15].
С точки зрения рынка профессионал предлагает, «продает» себя, ощущает себя товаром. Рынок определяет, сколько стоят те или иные человеческие качества. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств [12]. Поэтому формирование специалистов, чьи профессиональные и личностные качества получат спрос на рынке труда, - главная задача вузов.
Например, квалифицированному инженеру требуются экономические знания, знания основ
менеджмента и практического маркетинга, психологические и социологические знания.
У любого специалиста в его карьере, благосостоянии большую роль играет профессиональный успех. По результатам исследований, студенты считают, что для достижения успеха необходимы такие качества, как упорство, целеустремленность, терпение, самообладание, выдержка, уверенность в себе, трудолюбие, работоспособность, решительность, общительность, справедливость, сноровка, сила, воспитание, энергичность и др. [7, с. 90].
Исследования показывают, что существует взаимосвязь объективной индивидуальной успешности и особенностей личностных свойств [3, с. 1112]. В содержание успешности входят: высокие результаты, высокий социометрический статус (эмоциональный, интеллектуальный, профессиональный).
Личностные свойства - это уровень притязаний, особенности эмоционально-ценностного отношения к себе (глобальное самоотношение, самоуважение). Успешность связана с таким качеством, как предприимчивость, способность находить нужные решения и использовать соответствующие действия в нужный момент. Это качество выражается в находчивости, практичности, изобретательности, инициативности [2, с. 65].
Предприимчивость - одна из ярких черт лидера, которому также присущи сила характера, воля, решительность, интуиция. Лидер должен обладать и нравственными качествами: благородством, честностью, заботой о людях. Лидеру свойственны и профессиональные качества: аналитические способности, умение быстро ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению, компетентность, профессиональное честолюбие, чувство профессионального долга [5, с. 34]. Для характеристики специалиста используются и такие интегральные понятия, как профессиональная направленность, профессиональная готовность, профессиональная компетентность, профессиональная мобильность.
Предпринятый анализ сущности, содержания указанных выше имеющих структурный характер личностных образований позволяет выделить в личности специалиста - профессионала комплекс социально важных и профессионально значимых качеств.
К социально важным качествам научные исследования (Э. Ф. Зеер, В. В. Краевский, А. А. Вербицкий, Р. С. Немов, В. А. Сластенин, С. В. Шевченко и др.) относят: гражданскую зрелость, законопослушность, социальную активность, социальный оптимизм, высокий уровень ценностных ориентаций; развитость умственных и практических способностей; чувство достоинства; ориентацию
на достижение успеха; социальную мобильность; способность к конструктивному разрешению конфликтов; способность к адаптации, сотрудничеству, способность брать на себя ответственность.
К профессионально важным качествам относят: владение профессиональными умениями и навыками (компетентность, профессионализм); способность самостоятельно планировать, выполнять и контролировать работу; обладание определенной квалификацией; профессиональная мобильность; предприимчивость; владение новыми технологиями, понимание сферы их применения, их силы и слабости; готовность к непрерывному самообразованию, повышению квалификации; коммуникабельные умения и навыки, умение вести переговоры.
В системе социально значимых и профессионально важных качеств в особую группу можно выделить комплекс интеллектуально-эвристических умений: умение анализировать, обобщать, абстрагировать, моделировать, прогнозировать, генерировать идеи, воображение, видение противоречий, проблем, способность отказываться от ошибочных идей, критически мыслить; независимость суждений.
К профессиональным ценностным ориентациям специалиста относятся: престиж профессии, имидж места работы, условия труда, зарплата, творческий характер деятельности; масштабы властных функций и принимаемых решений, возможности для культурно-досуговой деятельности и наличие свободного времени; степень самостоятельности и независимости; сила, авторитет профессиональной корпорации; возможность для профессионального роста, построение карьеры.
На характер профессиональной деятельности специалиста оказывают влияние его психические свойства: воля, чувства, восприятие, память, мышление, а также биопсихические свойства: темперамент, половые и возрастные свойства, состояние здоровья [6, с. 6].
В обобщенном виде качества и свойства специалиста можно выразить посредством интегрального понятия - трудовой потенциал. В содержание данного понятия в качестве подсистемных входят следующие элементы:
- психофизиологический потенциал: способности и склонности, работоспособность, здоровье, выносливость, выдержка;
- квалификационный потенциал: объем общих и специальных знаний, умений, навыков, обусловливающих способность к труду определенного качества;
- личностный потенциал: уровень гражданского сознания и социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности, запросы в сфере труда, представление о карьере.
Специалист достигает успеха, если обладает профессиональной мобильностью, профессиональной компетентностью, профессиональным мастерством.
В этой связи актуальность и социально-педагогическая целесообразность, необходимость введения приобретает понятие «конкурентоспособность личности специалиста», т. е. способность специалиста выдерживать конкуренцию на рынке труда.
Конкурентоспособный специалист - это работник-профессионал, способный на рынке труда предложить себя как товар и спросить за это достойную цену, обеспечивающую благополучие ему и его семье. Конкурентоспособный специалист -это тот, в ком сегодня есть потребность в обществе (востребованность).
Выявленные в ходе теоретического анализа свойства и качества, определяющие конкурентоспособность специалиста, позволяют посредством обобщения, моделирования спроектировать модель конкурентоспособной личности специалиста.
В имеющихся научных работах модель специалиста преимущественно носит описательный характер, включает очень широкий спектр качеств, выраженных посредством нередко разноплановых, нерядоположенных понятий: профессиональная подготовка, такие личностные качества, как физическое, психическое и нравственное здоровье, образованность, общекультурная грамотность [11, с. 27].
На рис. 3 представлена авторская модель конкурентоспособного специалиста.
В систему социально значимых и профессионально важных качеств входят компетентность, профессионализм, самостоятельность в принятии решений, профессиональная мобильность, предприимчивость, владение новыми технологиями, понимание сферы их применения, готовность к непрерывному самообразованию, коммуникабельность, умение вести переговоры, творческий подход к делу.
В понятие «профессиональная компетентность» входят профессиональные знания, умение быть полезным и нужным людям.
Интеллектуальная компетентность предполагает высокое интеллектуальное развитие личнос-
Рис. 3. Модель конкурентоспособного специалиста
ти, интеллектуальную инициативу, самоорганизацию.
Коммуникативная компетенция предполагает умение контактировать с представителями других культур, языков, религий, а также с людьми, стоящими на иных позициях; умение убеждать, влиять на людей; способность налаживать тактически необходимые взаимоотношения; способность справляться с конфликтной ситуацией, негативными эмоциями.
Компетенция социальной ответственности конкурентоспособной личности предполагает: успешность в учебе, работе, умение быстро адаптироваться в социуме; способность применять теоретические знания на практике; способность к научным исследованиям; умение решать материальные проблемы; способность брать на себя ответственность, корректировать свою деятельность в соответствии с требованиями ситуации; умение распределять и делегировать свои полномочия; способность довести до окружающих собственное видение проблемы; умение выстраивать доказательства правильности своей точки зрения; умение быстро приобретать новые навыки и применять их на практике.
Список литературы
1. Практикум по социально-психологическому тренингу / под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000. С. 51-52.
2. Безрукова В. С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург: СиПИ, 1992. 93 с.
3. Белых В. А. Взаимосвязь индивидуальной успешности и личностных особенностей // Региональные проблемы образования: конф.
(апрель 1998). Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. С. 11-12.
4. Белов В. Система оценки качества образования // Высш. образ. в России. 2002. № 1 С. 44-49.
5. Гундарь О. Н. Лидерство в образовании // Качество образования как социальная проблема: мат. рег. науч. конференции (21 марта
2002). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. С. 33-36.
6. Зеер Э. Ф. Инженер педагог как субъект профессиональной деятельности // Социально-психологические особенности инженера педагога. Свердловск: СИПИ, 1988. С. 6-19.
7. Зенина Д. Цель или средства? // Высш. образование в России. 2002. № 2. С. 87-92.
8. Образовательная политика на современном этапе: из доклада Государственному Совету РФ // Высш. образование в России. 2002. № 1. С. 20-30.
9. Паронджанов В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высш. образование в России. 1997. № 2. С. 9-18.
10. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высш. образование в России. 2001. № 2. С. 10-17.
11. Скок Г. Б. К проблеме качества образования // Качество образования: концепции, проблемы оценки, управления. Ч. 1. Тез. Всерос. науч.-метод. конф. Новосибирск, 1998. C. 20-28.
12. Фромм Э. Анатомия человеческой деятельности. М., 1994.
Шилова М. И., доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.
Сибирский государственный технологический университет.
Пр. Мира, 85, г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660017.
E-mail: Kaa.06@list.ru
Белых И. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Сибирский государственный технологический университет.
Пр. Мира, 85 , г. Красноярск, Красноярский край, Россия, 660017.
E-mail: Kaa.06@list.ru
Материал поступил в редакцию 18.01.2010.
M. I. Shilova, I. L. Belykh FORMATION OF COMPETITIVENESS OF THE UNIVERSITY GRADUATES
This article is devoted to the problem of competitiveness forming among university graduates. We have given the definition of a competitive specialist and made up the model of competitiveness of University graduates. In our research work we have proved the dependence of competitiveness level from the quality of higher education, from successful management of competitiveness forming of University graduates.
Key words: competitiveness, higher education, graduates.
M. I. Shilova.
Siberian State Technological University.
Pr. Mira, 85, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk krai, Russia, 660017.
E-mail: Kaa.06@list.ru
I. L. Belykh.
Siberian State Technological University.
Pr. Mira, 85, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk krai, Russia, 660017.
E-mail: Kaa.06@list.ru