Научная статья на тему 'Оценка трудоустройства выпускников: компетентностный подход к развитию высшего экономического образования'

Оценка трудоустройства выпускников: компетентностный подход к развитию высшего экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВЫПУСКНИК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалкина Е.В.

В статье рассмотрена проблема конкурентоспособности выпускников на рынке труда, осуществлена оценка потенциала трудоустройства выпускников экономического факультета Южного федерального университета на основе компетентностного подхода к развитию высшего экономического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка трудоустройства выпускников: компетентностный подход к развитию высшего экономического образования»

13 (178) - 2010

высшего-

ОЦЕНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. МИХАЛКИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления человеческимиресурсами Е-таИ:т1кНаЫпа_е@таИ.ги Южный федеральный университет

В статье рассмотрена проблема конкурентоспособности выпускников на рынке труда, осуществлена оценка потенциала трудоустройства выпускников экономического факультета Южного федерального университета на основе компетентностного подхода к развитию высшего экономического образования.

Ключевые слова: высшее образование, компетенция, выпускник, конкурентоспособность, трудоустройство, рынок труда, занятость молодежи.

Инновационные процессы в российской социально-экономической практике невозможны без соответствующей модернизации российской модели высшего образования. Модернизация подразумевает не только включение России в единое европейское образовательное пространство, но, прежде всего, качественное совершенствование самого процесса формирования знаний, их трансформации в реальный сектор с целью создания конкурентоспособного, востребованного современным рынком труда выпускника. Ключевые составляющие модернизационного процесса: - изменение концептуального подхода к определению миссии и функций высшего образования, что требует пересмотра роли и задач Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в обеспечении создания качественных образовательных услуг;

- создание адаптированной к российским условиям многоуровневой системы подготовки кадров в области экономики и управления;

- совершенствование системы образования, основанной на компетентностно ориентированном подходе к освоению учебного материала. Содержание компетентностной модели подготовки выпускников вузов по различным направлениям призвано стать нормой качества результатов учебного процесса, адекватной современным требованиям науки, мировым тенденциям развития образования, экономики, рынка труда, а также личностным ожиданиям выпускников российских вузов. Трудоустройство выпускников связано с наличием необходимых компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяет категорию «компетенция» как «способность применять полученные знания, умения и личностные качества для успешной профессиональной деятельности в определенной области» [3].

Формирование компетенций будущего выпускника зависит от многих факторов: организационно-технологических аспектов образовательного процесса, содержания и качества образовательных продуктов, методов обучения, педагогических приемов, стиля взаимодействия преподавателя со студентами, качества стажировок и практик и т.д.

Реформа обрг^айлЯи^.

13(178) - 2010

В самом общем виде выделяют три группы компетенций:

- социально ориентированные компетенции (общекультурные);

- способность и готовность к профессиональной деятельности (профессиональные компетенции);

- конкретные правила выполнения профессиональных обязанностей (инструментальные компетенции).

Раскрывая содержательную составляющую компетенции, выделяют нормативный и функциональный подходы. Согласно первому основу образовательного процесса формируют профессиональные стандарты, в соответствии с которыми определяются минимальные требования к подготовке специалистов (бакалавров и магистров). При этом реализуется принцип «сверху вниз». В соответствии с функциональным подходом реализуется принцип «снизу вверх», т.е. на основе изучения опыта и практик деятельности успешных компаний (фирм)

формируются поведенческие компетенции. Реализация компетентностного подхода предполагает не только структурирование совокупности формируемых компетенций, но и выделение области, объектов и видов профессиональной деятельности. Компетентностно ориентированная многоуровневая модель высшего образования представлена в табл. 1.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, определяются вузом совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Согласно ФГОС ВПО компетенции выпускников делятся на социально ориентированные (общекультурные) и профессиональные.

Общая классификация компетенций выпускника, получающего степень магистра, представлена в табл. 2.

Переход от традиционного к компетентнос-тному подходу при формировании требований к образовательной программе или рабочему плану

Область профессиональной деятельности Объект профессиональной деятельности Вид профессиональной деятельности

Бакалавр Магистр Бакалавр Магистр Бакалавр Магистр

Экономика

Экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности, финансовые, кредитные и страховые учреждения, органы государственной и муниципальной власти, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, учреждения системы образования Поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы Расчетно-эко-номическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая, педагогическая Научно-исследовательская, проект-но-экономическая, аналитическая, организационно-управленческая, педагогическая

Научно-исследовательские процессы

Менеджмент

Организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня; органы государственного и муниципального управления; структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело Процессы управления организациями различных организационно-правовых форм; процессы государственного и муниципального управления Организационно-управленческая, информационно-аналитическая, предпринимательская Организационно-управленческая; аналитическая, научно-исследовательская, педагогическая

Научно-исследовательские процессы

Научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем; учреждения системы образования

Таблица 1

Компетентностно ориентированная многоуровневая модель высшего образования

Реформа 6-исшега обрг^о^г^и^.

13 (178) - 2010

Таблица 2

Компетенции магистра в соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения

Универсальные, социально ориентированные Профессиональные

Социально-личностные Общенаучные (мировоззренческие) Инструментальные

Личностные

Способность развивать свой интеллектуальный и культурный уровень Способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных разделов магистерской программы Способность и готовность проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований Способность демонстрировать профессиональные навыки в соответствии с различными видами профессиональной деятельности

Общеобразовательные

Готовность к принятию решений, разрешению нестандартных проблемных ситуаций Готовность формировать и расширять свое научное мировоззрение, самостоятельно приобретать новые знания и умения Анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию Способность аккумулировать знания

Деятельностно-функциональные

Способность использовать на практике навыки и умения в организации исследовательских и производственных работ Использовать углубленные знания правовых и этических норм при разработке и осуществлении социально-значимых проектов, способность демонстрировать навыки работы, ориентироваться в постановке задач и средств их решения Способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования Способность использовать конкретные профессиональные навыки и умения в соответствующих областях профессиональной деятельности

должен способствовать взаимопониманию с зарубежными коллегами, реализации мобильности как студентов, так и преподавательского состава, обеспечивая тем самым высокое качество образовательных услуг. Таким образом, компетентностный подход — это, прежде всего, способ обеспечения конкурентоспособности выпускника на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса особенно актуально сочетание государственных мер поддержки молодежной занятости и мер по продвижению адаптационных программ, реализуемых вузами.

Системными мерами, обеспечивающими поддержку молодежной занятости на рынке труда силами вузов, являются:

- маркетинг потребностей в образовательных услугах. Рынки образовательных услуг и труда функционируют обособленно, не учитывая потребностей субъектов реального и образовательного сегментов экономики — предпринимателей и учебных заведений. В связи с этим необходимо создание системы согласования интересов. Добиться согласованности требований академического сообщества и работодателей позволяет асинхронный образовательный процесс, предполагающий формирование индивидуальных учебных планов обучающихся, в результате чего достигается более эффективная адаптация будущих специалистов к сложившимся условиям трудоустройства;

- развитие адаптационных программ в вузах. Эти программы являются тем звеном в цепочке «вуз—программы адаптации—рынок труда», которое обеспечит повышение конкурентоспособности выпускника на рынке труда;

- внедрение модели обеспечения качества образования;

- продвижение идеи корпоративного университета (партнерства образовательных учреждений и бизнес-сообщества). Направлениями взаимодействия вузов и бизнес-сообщества в реализации идеи корпоративного университета должны стать: создание единой системы профессиональных стандартов; участие бизнес-сообщества в составлении рейтинга учебных заведений; создание корпоративных учебных центров переподготовки работников на базе системы профессионального образования.

Вместе с тем в российской практике сложились институциональные системные провалы в осуществлении эффективного взаимодействия. Среди них можно выделить такие как разрыв в концептуальных установках в осуществлении образовательного процесса; временной лаг в подготовке специалиста (4—6 лет плюс 3 года диссертационное исследование); бюрократизация процесса принятия решений (вузы — бюрократические организации); сложности с доступом к эмпирической базе исследования (компании не желают распространять коммерческую информацию, являющуюся базой исследова-

Реформа обрл^айл^и^.

13(178) - 2010

ний); ориентация на свободное распространение идей через обучение и публикации (ограничение средств на доведение инновационных идей до потенциальных потребителей); несовершенство законодательства в области интеллектуальной собственности.

В современных условиях необходимо не только отслеживать процесс формирования компетенций у обучающихся, но и обеспечивать коррелирование набора этих компетенций с актуальными требованиями, предъявляемыми работодателями к молодым специалистам. Ведь именно работодатели являются конечной инстанцией, решающей, соответствует ли выпускник определенным требованиям и будет ли он успешно трудоустроен.

В рамках исследования конкурентоспособности выпускников Южного федерального университета на рынке труда, осуществленного совместно с центром карьерного роста экономического факультета, было проведено анкетирование потенциальных работодателей г. Ростова-на-Дону. В предложенных работодателям анкетах (табл. 3 и 4) представлен, с одной стороны, перечень факторов, оказывающих влияние на трудоустройство, а с другой стороны, перечень компетенций выпускников. Видовое многообразие анализируемых компетенций соответствует стандартам третьего поколения программы подготовки менеджеров. Однако подбор осуществлялся с учетом универсальности для выпускников финансово-экономического профиля. Работодателям было необходимо оценить как факторы, так и компетенции по шкале от 0 до 10 по степени влияния: 0 не влияет, 10 влияетмаксимально.

В исследовании приняли участие 47 компаний, 14 из которых осуществляют свою деятельность в сфере производства (ОАО «Донской табак», ЗАО «Эмпилс», ОАО «Глория Джине», ОАО «Аква-Дон» и др.). Другие осуществляют деятельность в непроизводственной сфере, включая финансовую, маркетинговую, коммерческую, консалтинговую (ОАО «Аэрофлот-Дон», ОАО «Вымпелком» (Билайн), ООО «Пенсионный капитал» и др.).

Исследование позволило выявить определенные закономерности в формировании предпочтений работодателей при оценке претендента на рабочее место в современных условиях.

Обработка полученных результатов осуществлялась на основе статистического инструментария. В силу того, что полученные данные представляют собой экспертные оценки, то к ним невозможно применить обычные способы корреляционно-регрессионного анализа.

Таблица 3

Оценка уровня конкурентоспособности выпускника: факторы, влияющие на трудоустройство

Фактор Балл

Текущая успеваемость выпускника (качество диплома)

Ступень высшего профессионального образования (специалист, бакалавр, магистр)

Опыт работы

Личностно-психологические качества (моральная устойчивость, воспитанность)

Восприимчивость к внутрифирменным мотивационным факторам

Общий мировоззренческий уровень

Стремление к карьерному росту (амбиции)

Способность к корпоративному обучению

Престижность вуза в регионе

Таблица 4 Оценка уровня конкурентоспособности выпускника: компетенции выпускников Южного федерального университета

Компетенция Балл

Культура мышления, способность к восприятию информации

Способность к обобщению и анализу информации

Владение иностранным языком

Использование навыков делового общения (умение проводить публичные выступления, переговоры и т.д.)

Навыки работы с компьютером

Умение критически оценивать личностные достоинства и недостатки

Владение методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений

Умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (способность к разрешению конфликтных ситуаций)

Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

Способность принимать эффективные организационно-управленческие решения

Для изучения тесноты связи между качественными переменными применяются методы непараметрической статистики, и в первую очередь методы ранговой корреляции. В результате полученные ответы респондентов были обработаны с использованием коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кэнделла.

Сами коэффициенты имеют следующий вид:

• коэффициент Спирмена:

1 (X(к) - X, ^ [1],

к П - П и

• коэффициент Кэнделла:

Реформа &исшега

13 (178) - 2010

Л, =1 -

4v(xk-1, xJ))

n(n -1)

где n — число оцениваемых факторов; x(k), x/J) — ранжировки факторов; v(x/k), x()) — минимальное число обменов соседних элементов последовательности, необходимых к ее упорядочиванию. После внесения соответствующих данных и их обработки с помощью программы Statistics, были получены значения коэффициентов (см. рисунок).

Далее необходимо было выделить наличие умеренных и сильных связей между ординальными переменными. Эти связи идентифицируются при значениях коэффициентов Спирмена (С) и Кэн-делла (К) на уровне 0,4—0,7 для умеренных связей и0,7—1 для сильных.

При этом в анализе исходили из двух номинальных переменных, относительно которых и были сгруппированы респонденты: сначала за основу была взята метка «сфера деятельности», затем — «пол».

При анализе анкет работодателей, занятых в сфере производства, было выявлено большое количество сильных связей между переменными, причем как положительных, так и отрицательных. В результате были выделены самые значимые факторы, имеющие наибольшее число связей с другими переменными, и установлен ряд закономерностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spearman Rank Ol der Correlations (производство.sta)

Как показало исследование, большое значение при приеме на работу выпускника придается его диплому. При этом наличие диплома хорошего качества подразумевает, по мнению респондентов, владение иностранным языком (С= 0,872082, К= 0,737865), умение критически оценивать личностные достоинства и недостатки (С= 0,820783, К= 0,737865), наличие способности принимать эффективные организационно-управленческие решения (С= 0,740436, К= 0,686414). Также, по мнению работодателей, чем выше качество диплома, тем лучше выпускник использует навыки делового общения (С= 0,872082, К= 0,737865).

Данные взаимосвязи вполне легко объяснимы, так как наличие у выпускника диплома хорошего качества подразумевает то, что он овладел определенными навыками и компетенциями.

Фирмы-респонденты в качестве другого фактора, влияющего на трудоустройство, выделяют опыт работы. Приобретение опыта работы способствует формированию у выпускника умения критически оценивать личностные достоинства и недостатки (С= 0,974679, К= 0,948683), способности использовать навыки делового общения (С = 0,894737, К= 0,777778), атакже способности принимать эффективные организационно-управленческие решения на конкретном рабочем месте, в конкретных условиях (С= 0,888523, К= 0,816497). Однако в ходе анализа были выявлены и отрицательные взаимосвязи данного фактора с другими

Continue...

riD pairwise deleted

Var iable VARI VAR2 VAR3 VAR4 VAR5 VAR 6 VAR7 VAR8 VAR9

Il 1,000000 -, 917663 ,789474 ,344124 -, 605263 -, 23 6842 -, 23 6842 ,573539 -,236842

VAR2 -, 917663 1,OOOOOO -, 573539 -, 500000 ,344124 ,344124 ,344124 -, 750000 ,573539

VAR3 ,789474 -, 573539 1,OOOOOO -,229416 -, 921053 -, 500000 -, 500000 ,057354 -, 02 6316

VAR4 ,344124 -, 500000 -, 229416 1,000000 ,229416 ,45883 1 ,45883 1 ,500000 -,229416

VAR5 -, 6052 63 ,344124 -, 921053 ,229416 1,OOOOOO ,3 68421 ,3 6842 1 ,286770 -, 157895

VAR6 -, 23 6842 ,344124 -, 500000 ,458831 ,3 6842 1 1,000000 1, 000000 -, 057354 ,684211

VAR7 -, 23 6842 ,344124 -, 500000 ,458831 ,3 6842 1 1,OOOOOO 1, OOOOOO -, 057354 ,684211

VAR8 ,573 53 9 -, 750000 ,057354 ,500000 ,286770 -, 057354 -, 057354 1,000000 -,516185

VAR9 -, 23 6842 ,573539 -, 02 6316 -,229416 -, 157895 ,684211 ,684211 -,516185 1,000000

VARIO -, 917663 ,750000 -, 860309 0,000000 ,630893 ,286770 ,286770 -, 500000 ,057354

VAR 11 -, 181369 О,OOOOOO -, 725476 ,790569 ,725476 ,725476 ,725476 ,395285 0,000000

VAR 12 -, 181369 О, OOOOOO -, 725476 ,790569 ,725476 ,725476 ,725476 ,395285 0,000000

VAR 13 ,872082 -, 670820 ,666886 ,447214 -, 615587 ,205196 ,205196 ,335410 ,205196

VAR 14 ,9473 68 -, 802955 ,894737 ,229416 -, 815789 -, 289474 -, 289474 ,286770 -, 131579

VAR 15 , 6052 63 -, 344124 ,394737 ,344124 -, 342105 ,552 632 ,552 63 2 ,286770 ,552 632

VAR 16 ,820783 -, 670820 ,974679 -, 2 23 607 -, 820783 -, 615587 -, 615587 ,2 23 607 -,205196

VAR 17 ,286770 -, 500000 ,344124 0,000000 -, 286770 -, 860309 -, 860309 ,125000 -,660309

VAR 18 ,725476 -, 790569 ,544107 0,OOOOOO -, 181369 -, 544107 -, 544107 ,790569 -,544107

VAR 19 ,405554 -, 707107 -, 16222 1 ,707107 ,405554 -, 081111 -, 081111 ,883863 -,729996

VAR2 0 ,131579 -, 229416 ,289474 -, 573539 0,OOOOOO -, 789474 -, 789474 ,344124 -, 52 6316

VAR2 1 ,74043 6 -, 645497 ,888523 0,000000 -, 888523 -, 592349 -, 592349 0,000000 -,296174

тт

Результаты обработки данных программой Statistics

Реформа высшего обрл^айл^и^.

13(178) - 2010

переменными. Так, приобретение опыта работы студентом снижает восприимчивость к внутрифирменным мотивационным факторам, владение культурой мышления и способность к восприятию информации, а также способность к обобщению и анализу информации.

Первое можно объяснить тем, что при получении опыта работы в разных организациях человек становится разборчивее и способен сравнивать и ранжировать мотивационные факторы, предлагаемые различными фирмами. Что касается способностей к восприятию и анализу информации, то можно предположить, что если студент не посещает занятий, приобретая при этом опыт работы, то в его подготовке могут возникнуть некоторые пробелы, что, как выяснилось, вполне осознается работодателями. Они отдают предпочтение сформировавшимся специалистам, а не выпускникам вузов, впервые выходящим на рынок труда.

Среди всех компетенций работодателями особенно ценятся культура мышления, способность к восприятию информации, способность обобщать и анализировать доступную информацию.

В качестве наименее значимых факторов относительно остальных выступают: способность к корпоративному обучению (это подтверждает предположение о том, что данные фирмы предпочитают нанимать «готовых» специалистов и не нести дополнительных расходов на обучение выпускников).

При анализе ответов фирм-респондентов, занятых в непроизводственной сфере, было получено большое количество умеренных связей (как положительных, так и отрицательных) между ординальными переменными и гораздо меньшее количество сильных связей по сравнению с ответами фирм-производителей. Это может быть объяснено, с одной стороны, большим числом опрошенных организаций, а с другой стороны, тем, что в совокупности респондентов имеются фирмы различных видов деятельности. Однако можно установить определенные закономерности.

Работодатели, занятые в непроизводственной сфере, большее значение придают именно компетенциям выпускников, нежели общим факторам, влияющим на трудоустройство (в отличие от предприятий сферы производства, руководствующихся традиционными критериями, такими как качество диплома и опыт работы). Качеству диплома здесь придается определенное значение, но отнюдь не решающее. Об этом свидетельствует наличие умеренной связи лишь с двумя переменными — личными психологическими качествами выпускника

(С= 0,654169, К= 0,568914), восприимчивостью к внутрифирменным факторам (С= 0,66329).

Гораздо большее значение придается ступени высшего профессионального образования выпускника (бакалавр, специалист, магистр), при этом она умеренно коррелирует с общим мировоззренческим уровнем выпускника (С= 0,441376, К= 0,400709), стремлением к карьерному росту (С= 0,420892, К = 0,443323), умением использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (С = 0,424157, К= 0,457496) и, что самое интересное, тесно связывается работодателями с престижностью вузаврегионе (С= 0,749732, К= 0,71234).

Интересно, что последнему фактору придается гораздо большее значение, нежели среди предприятий производственной сферы. Возможно, это объясняется большим числом соискателей экономико-финансового профиля в непроизводственной сфере, которых оценивают, в том числе, и по данному критерию (примером может послужить скептическое отношение некоторых работодателей к выпускникам Ростовского государственного экономического университета).

Среди компетенций особое значение респондентами придается умению использовать навыки делового общения, которое умеренно коррелирует с наличием опыта работы (С = 0,541671, К= 0,462435), культурой мышления (С= 0,452007, К= 0,415407), владением иностранным языком (С= 0,673866, К= 0,593981), умением критически оценивать личностные достоинства и недостатки (С= 0,423905, К= 0,519849). Данная компетенция тесно связывается работодателями с готовностью к кооперации с коллегами (С= 0,710776, ^ = 0,643678) и умением находить и оценивать новые рыночные возможности (С= 0,76839, К= 0,651207).

Умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею также, по результатам опроса, является важной компетенцией. По мнению респондентов, уметь находить и оценивать новые рыночные возможности специалист умеет тем лучше, чем больше он овладевает методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений (С= 0,797464). И, чем лучше он оценивает рыночные возможности, тем эффективнее принимает организационно-управленческие решения (С= 0,907125, К= 0,816308).

Также, по мнению работодателей, человек, стремящийся к карьерному росту, должен быть юридически подкован и уметь использовать в своей деятельности нормативно-правовые акты (С= 0,758276).

Реформа ß-исшего

13 (178) - 2010

После проведения анализа ответов респондентов, ядром которого была номинальная переменная «Сфера деятельности», за основу исследования была взята новая номинальная переменная — «пол», относительно которой и были перегруппированы респонденты-представители фирм, непосредственно отвечавшие на вопросы.

В результате было выявлено несколько значимых закономерностей. Выяснилось, что мужчины придают большее значение качеству диплома, чем женщины. А женщины больше ценят наличие у выпускников опыта работы. Также женщины-работодатели больше внимания уделяют общему мировоззренческому уровню выпускника. Для них более важна способность выпускника к корпоративному обучению, чем для руководителей-мужчин. Интересно и то, что именно женщины обращают внимание на престижность вуза, а мужчины, наоборот, относятся к этому фактору негативно (о чем свидетельствует большое количество отрицательных связей данного фактора с другими). Женщины гораздо выше, чем мужчины, ценят такие компетенции, как использование навыков делового общения, умение критически оценивать личностные достоинства и недостатки, готовность к кооперации с коллегами. В ответах руководителей-мужчин гораздо больше отрицательных связей между ординальными переменными.

Проведенное исследование показывает, насколько различаются приоритеты потенциальных

Список литературы

работодателей, осуществляющих свою деятельность в производственной и непроизводственной сферах. Более того, критерии оценки выпускника, претендующего на рабочее место, зависят и от пола человека, ответственного за наем персонала.

В любом случае мнения и требования работодателей должны учитываться, следовательно, в практику должна быть внедрена определенная модель взаимодействия системы профессионального образования и бизнес-сообщества. Согласно такой модели необходимо создание определенного органа, выполняющего посредническо-рефлективные функции между вузом и рынком труда, обеспечивающим принцип обратной связи.

В качестве такого органа можно представить центр стратегического партнерства вуза, который может быть организован как на базе высшего учебного заведения, так и на региональном уровне в качестве общественной организации [2].

Таким образом, конкурентоспособность выпускника на рынке труда зависит не только от тех компетенций, которые он получает в процессе образования и накопления практического опыта, но и оттого, соответствуют ли данные компетенции реальным требованиям работодателей. Постоянный мониторинг соответствия интересов сферы высшего профессионального образования и рынка труда является необходимым условием подготовки и выпуска на рынок труда действительно востребованных специалистов.

1. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М.: ЮНИТИ, 1998.

2. Савиных В. П., Фукин В. А. Анализ российского образовательного рынка для международного сотрудничества //Университетское управление: практика и анализ, 2004. № 1.

3. Федеральный портал «Российское образование»//URL: http://www.edu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.