3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. - Воронеж, 2000. - 175 с.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. - М., 1983. - С. 94-232.
5. Новиков А. М. Основания педагогики / пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М., 2010. - 208 с.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. - Страсбург,
2001. - МГЛУ, 2005. - 247 с.
7. Титова С.В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М., 2009. - 240 с.
8. Тюрина С.Ю. English for Computer Science Graduates. Course book. Английский язык в сфере информационных и компьютерных технологий: учебное пособие для магистрантов. - М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 114 с.
9. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - 4-изд. - М., 1989. - С. 729.
УДК 378
Яновская Татьяна Эдуардовна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации
vagsquality@mail. ш
Пэк Татьяна Николаевна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации
Жилкина Валентина Александровна
Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации
К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА-МЕНЕДЖЕРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (на материале Астраханской области)
В ходе проведенного исследования были определены параметры модели выпускника-менеджера муниципальной службы на материале Астраханской области. Результаты позволят скорректировать процесс подготовки профессиональных кадров для муниципальной службы, находящейся в процессе своего становления, и повысить востребованность выпускников на региональном рынке труда.
Ключевые слова: модель, компетентностный подход, компетентностная модель.
Обострившаяся за последнее время проблема трудоустройства выпускников вузов подтверждает существование разрыва между рынком труда и системой профессионального образования, а также повышает ответственность образовательного учреждения за последующее трудоустройство его выпускников. Поэтому возникает необходимость в более точном описании требований, предъявляемых к выпускнику реальными условиями производства и спецификой регионального рынка труда.
В 2011 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, смыслообразующими конструктами которого являются компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит усилить диалог между высшей школой и рынком труда и углубить сотрудничество между вузом и потребителями его услуг.
В настоящее время в педагогике и психологии профессионального образования существуют различные направления описания содержания, сущности, структуры и иерархии понятий и категорий компетентностного подхода.
По мнению Богословского Е.В., Татура Ю.Г. [1; 6] и др., модель - это описание набора компетен-
ций, которыми должен обладать выпускник вуза, профессиональных функций, к выполнению которых он должен быть подготовлен, и степени его подготовленности. Очевидно, что модель по конкретному направлению подготовки будет отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.
Необходимо отметить мнение некоторых авторов [2; 3; 4] о том, что компетентностная модель не может в полной мере являться моделью выпускника, поскольку компетентность связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может. Поэтому, рассматривая формирование компетенций выпускника в системе вузовского образования, можно говорить лишь о его готовности к социально-профессиональной деятельности.
В ФГОС ВПО представлена модель выпускника вуза, сконструированная на основе его будущей профессиональной деятельности, имеющая бинарную структуру компетентности с выделением общекультурных и профессиональных компетенций.
© Яновская Т.Э., Пэк Т.Н., Жилкина В.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
159
Совершенствование компетентностной модели выпускника, сопоставление результатов ее практической проверки с основными теоретическими характеристиками, позволяет скорректировать модель, адаптировать её к определенным условиям. Поэтому не вызывает сомнений актуальность прикладных научных исследований, позволяющих выявить компетенции выпускника, определяющие его дальнейшую успешную профессиональную деятельность, делающие его более востребованным на рынке труда региона.
В данном исследовании мы преследовали цель сравнить мнения работодателей-управленцев и сту-дентов-выпускников Астраханского филиала РАНХиГС в оценке качества подготовки управленцев (менеджеров) в вузе. В нашем исследовании респондентами являлись студенты - выпускники филиала, прошедшие практику в сельских муниципальных образованиях региона, и менеджеры муниципальной службы сельских муниципальных образований Астраханской области. Поясним наш выбор данной категории служащих.
В нашей стране становление и развитие муниципальной службы было связано с серьезными историческими кризисами и перерывами в развитии. Создаваемая с 90-х годов ХХ века муниципальная служба как профессия недостаточно развита. Неподготовленный кадровый состав муниципальной службы, недостаточный уровень его профессиональной культуры являются характерными проблемами профессии, находящейся в процессе своего становления. Поэтому вопрос о подготовке профес-
сиональных кадров для осуществления данного вида деятельности является актуальным.
Основным методом исследования являлся метод опроса. Был разработан опросный лист, представленные в нем компетенции соответствовали параметрам модели ФГОС ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Респондентам предлагалось определить необходимый уровень каждого компонента компетентности по следующей схеме: 10 баллов -компонент компетентности очень важен, 1 балл -имеет минимальное влияние на результативность труда. Согласно теории статистики, оптимально значимой является оценка 7,5-10 баллов, допустимой 5-7,5 баллов и пренебрегаемой - ниже 5 баллов. Общая процедура исследования состояла в оценке и определении степени важности компетенции из предложенного списка. Очевидно, что компетенции со средним значением выше 8 можно считать определяющими для успешности менеджера сельского муниципального образования.
На основании сравнительного анализа опрошенных групп респондентов (работодателей, выпускников вуза), были выявлены следующие параметры модели выпускника-менеджера муниципальной службы на материале Астраханской области (табл. 1, табл. 2).
В таблице 1 представлены средние значения оценок общекультурных компетенций, являющихся определяющими для успешной профессиональной деятельности менеджера муниципальной службы с точки зрения работодателей-управленцев [7].
Таблица 1
Параметры модели (общекультурные компетенции)
Компетенции Среднее значение оценки
работодатели студенты- выпускники
ок-14 способность к критическому анализу своих возможностей 8,52 7,60
ок-8 владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, способностью воспринимать и обобщать информацию 8,83 8,04
ок-9 способность к эффективному общению, публичным выступлениям, переговорам 8,83 8,92
ок-13 способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю 8,90 8,20
ок-16 владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовывать свой труд 8,96 8,12
ок-4 умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы 8,98 7,84
ок-7 способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения 9,19 8,44
ок-2 обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения 9,43 8,38
ок-10 способность к работе в коллективе 9,49 8,52
ок-1 стремление работать на благо общества 9,64 8,28
Высокую оценку работодателей получили следующие общекультурные компетенции:
- стремление работать на благо общества (ОК-1);
- способность к работе в коллективе (ОК-10);
- обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2).
Выпускники выделили как наиболее приоритетные следующие параметры модели:
- способность к эффективному общению, публичным выступлениям, переговорам (ОК-9);
- способность к работе в коллективе (ОК-10);
- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7).
Попарно сравнивая оценки общих компетенций, мы видим, что в целом работодатели дали более высокие оценки, чем выпускники. Причем работодатели отдают приоритет социально-личностным и межличностным компетенциям. На первом месте - ОК-1 («стремление работать на благо общества»). Подтверждая тем самым, что менеджер муниципальной службы как представитель данной профессии должен иметь как определенный набор знаний, умений и навыков, так и нравственные
и ценностные ориентиры. Оценка ОК-1 занимает у выпускников лишь пятую позицию среди общекультурных компетенций.
Выпускники считают важнейшими для успешности инструментальные и межличностные компетенции. По мнению работодателей, среди инструментальных компетенций особо значима ОК-4, по мнению выпускников - ОК-13.
В таблице 2 представлены средние значения оценок профессиональных компетенций, являющихся, по мнению работодателей, определяющими для успешной профессиональной деятельности менеджера муниципальной службы [7].
Сравнивая, мы также констатируем, что работодатели оценили профессиональные компетенции выше, чем выпускники.
Работодатели - менеджеры сельских муниципальных образований поставили высокую оценку следующим профессиональным компетенциям:
- умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51);
- умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды (ПК-11).
Таблица 2
Параметры модели (профессиональные компетенции)
Компетенции Среднее значение оценки
работодатели студенты- выпускники
пк-41 готовность участвовать в реализации программы организационных изменений 8,02 6,76
пк-14 наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота 8,13 8,28
пк-18 умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти 8,16 6,79
пк-9 способность свободно ориентироваться в правовой системе России 8,51 7,96
пк-50 способность оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач 8,54 7,60
пк-34 способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности 8,57 7,64
пк-49 владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов 8,58 8,00
пк-10 умение правильно применять нормы права 8,63 8,52
пк-35 способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению 8,78 7,56
пк-30 умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание 8,79 8,21
пк-2 умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения 8,90 8,48
пк-31 умение находить основы для сотрудничества с различными органами государственной власти РФ, институтами гражданского общества 8,92 7,48
пк-11 способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды 8,96 7,56
пк-3 умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения 8,96 8,36
пк-51 умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями 9,20 8,36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
161
Выпускники оценили параметры модели иначе, признавая исключительно важными инструментальные компетенции:
- умение правильно применять нормы права (ПК-10);
- умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
- умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);
- умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).
Среди межличностных компетенций выпускники выделили как определяющую ПК-51. У работодателей эта компетенция имеет самую высокую оценку.
Хочется отметить, что муниципальная служба относится к типам профессий «человек-человек», по Е.А. Климову [6]. Данный тип профессий характеризуется общением с другими людьми и умением их понимать, навыками взаимодействия и понимания взаимоотношений между ними, речевой культурой, наблюдательностью, высоким уровнем самоконтроля. Перечисленные навыки муниципальных служащих способствуют осуществлению управленческой деятельности.
Определяющей системной компетенцией выпускники считают ПК-49. Компетенции ПК-31, ПК-18 и ПК-41, без которых, по мнению работодателей, невозможна успешная профессиональная деятельность в качестве менеджера муниципальной службы, у выпускников имеют только допустимые значения.
Существенные расхождения в оценках являются показателем несформированности или неразвитости компетенции. Анализируя другие составляющие модели выпускника, можно сделать вывод, что студенты-выпускники недостаточно проинформированы о требованиях, предъявляемых современным рынком труда к менеджеру муниципальной службы сельского муниципального образования, а, следовательно, недостаточно готовы к профессиональной деятельности в этом качестве.
В заключении отметим, что в проведенном исследовании выявлены актуальные параметры ком-петентностной модели выпускника-менеджера сельского муниципального образования Астраханского региона. Эти данные позволят скорректировать образовательный процесс (уточнить программу практики и содержание учебных программ по циклу профессиональных дисциплин, разработать курсы дисциплин по выбору в рамках вариативной части и др.), целенаправленно формировать ком-петентностного выпускника-менеджера муниципальной службы, повышая его востребованность на рынке труда региона.
Библиографический список
1. Богословский В., Караваева Е., Шехонин А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: ком-петентностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 3-9.
2. Иваненко И.А. Различные подходы к моделированию компетенций при разработке программ подготовки менеджеров // Высшее образование сегодня. - 2010. - №10. - С. 36-39.
3. Ильязова М.Д. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО // Современные наукоемкие технологии. - 2006. - № 3 - С. 77-78.
4. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. -Владивосток, 2007. - 200 с.
5. Сборник психологических тестов. Часть III. / сост. Е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт. -ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.
6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
7. Яновская Т.Э., Пэк Т.Н., Жилкина В.А. Компетенции менеджера муниципальной службы (на материале Астраханской области) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - №1. - С. 121-124.