Научная статья на тему 'К вопросу о модели выпускника-менеджера муниципальной службы(на материале Астраханской области)'

К вопросу о модели выпускника-менеджера муниципальной службы(на материале Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / MODEL / COMPETENCY APPROACH / COMPETENCY MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновская Татьяна Эдуардовна, Пэк Татьяна Николаевна, Жилкина Валентина Александровна

В ходе проведенного исследования были определены параметры модели выпускника-менеджера муниципальной службы на материале Астраханской области. Результаты позволят скорректировать процесс подготовки профессиональных кадров для муниципальной службы, находящейся в процессе своего становления, и повысить востребованность выпускников на региональном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновская Татьяна Эдуардовна, Пэк Татьяна Николаевна, Жилкина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On municipal service manager graduates model (on the base of Astrakhan Region evidence)

During the performed research terms of the municipal service manager graduates model on the base of Astrakhan Region evidence. Results will allow correcting training of personnel for municipal service, which is in progress now, and increase graduates competitive ability on the regional labour market.

Текст научной работы на тему «К вопросу о модели выпускника-менеджера муниципальной службы(на материале Астраханской области)»

3. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. - Воронеж, 2000. - 175 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. - М., 1983. - С. 94-232.

5. Новиков А. М. Основания педагогики / пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М., 2010. - 208 с.

6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. - Страсбург,

2001. - МГЛУ, 2005. - 247 с.

7. Титова С.В. Информационно-коммуникативные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. - М., 2009. - 240 с.

8. Тюрина С.Ю. English for Computer Science Graduates. Course book. Английский язык в сфере информационных и компьютерных технологий: учебное пособие для магистрантов. - М. : Издательский дом Академии Естествознания, 2012. - 114 с.

9. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - 4-изд. - М., 1989. - С. 729.

УДК 378

Яновская Татьяна Эдуардовна

Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации

vagsquality@mail. ш

Пэк Татьяна Николаевна

Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации

TPek-N@yandex.ru

Жилкина Валентина Александровна

Астраханский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте российской Федерации

zdu@afvags.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА-МЕНЕДЖЕРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ (на материале Астраханской области)

В ходе проведенного исследования были определены параметры модели выпускника-менеджера муниципальной службы на материале Астраханской области. Результаты позволят скорректировать процесс подготовки профессиональных кадров для муниципальной службы, находящейся в процессе своего становления, и повысить востребованность выпускников на региональном рынке труда.

Ключевые слова: модель, компетентностный подход, компетентностная модель.

Обострившаяся за последнее время проблема трудоустройства выпускников вузов подтверждает существование разрыва между рынком труда и системой профессионального образования, а также повышает ответственность образовательного учреждения за последующее трудоустройство его выпускников. Поэтому возникает необходимость в более точном описании требований, предъявляемых к выпускнику реальными условиями производства и спецификой регионального рынка труда.

В 2011 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, смыслообразующими конструктами которого являются компетенции. Реализация компетентностного подхода позволит усилить диалог между высшей школой и рынком труда и углубить сотрудничество между вузом и потребителями его услуг.

В настоящее время в педагогике и психологии профессионального образования существуют различные направления описания содержания, сущности, структуры и иерархии понятий и категорий компетентностного подхода.

По мнению Богословского Е.В., Татура Ю.Г. [1; 6] и др., модель - это описание набора компетен-

ций, которыми должен обладать выпускник вуза, профессиональных функций, к выполнению которых он должен быть подготовлен, и степени его подготовленности. Очевидно, что модель по конкретному направлению подготовки будет отличаться целями, функциями, компетенциями, качествами, знаниями, решающими правилами и критериями достижения цели, информационным обеспечением. Модель выступает системообразующим фактором для отбора содержания образования и форм его реализации в учебном процессе.

Необходимо отметить мнение некоторых авторов [2; 3; 4] о том, что компетентностная модель не может в полной мере являться моделью выпускника, поскольку компетентность связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в вузе студент в должном объеме приобрести не может. Поэтому, рассматривая формирование компетенций выпускника в системе вузовского образования, можно говорить лишь о его готовности к социально-профессиональной деятельности.

В ФГОС ВПО представлена модель выпускника вуза, сконструированная на основе его будущей профессиональной деятельности, имеющая бинарную структуру компетентности с выделением общекультурных и профессиональных компетенций.

© Яновская Т.Э., Пэк Т.Н., Жилкина В.А., 2013

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

159

Совершенствование компетентностной модели выпускника, сопоставление результатов ее практической проверки с основными теоретическими характеристиками, позволяет скорректировать модель, адаптировать её к определенным условиям. Поэтому не вызывает сомнений актуальность прикладных научных исследований, позволяющих выявить компетенции выпускника, определяющие его дальнейшую успешную профессиональную деятельность, делающие его более востребованным на рынке труда региона.

В данном исследовании мы преследовали цель сравнить мнения работодателей-управленцев и сту-дентов-выпускников Астраханского филиала РАНХиГС в оценке качества подготовки управленцев (менеджеров) в вузе. В нашем исследовании респондентами являлись студенты - выпускники филиала, прошедшие практику в сельских муниципальных образованиях региона, и менеджеры муниципальной службы сельских муниципальных образований Астраханской области. Поясним наш выбор данной категории служащих.

В нашей стране становление и развитие муниципальной службы было связано с серьезными историческими кризисами и перерывами в развитии. Создаваемая с 90-х годов ХХ века муниципальная служба как профессия недостаточно развита. Неподготовленный кадровый состав муниципальной службы, недостаточный уровень его профессиональной культуры являются характерными проблемами профессии, находящейся в процессе своего становления. Поэтому вопрос о подготовке профес-

сиональных кадров для осуществления данного вида деятельности является актуальным.

Основным методом исследования являлся метод опроса. Был разработан опросный лист, представленные в нем компетенции соответствовали параметрам модели ФГОС ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Респондентам предлагалось определить необходимый уровень каждого компонента компетентности по следующей схеме: 10 баллов -компонент компетентности очень важен, 1 балл -имеет минимальное влияние на результативность труда. Согласно теории статистики, оптимально значимой является оценка 7,5-10 баллов, допустимой 5-7,5 баллов и пренебрегаемой - ниже 5 баллов. Общая процедура исследования состояла в оценке и определении степени важности компетенции из предложенного списка. Очевидно, что компетенции со средним значением выше 8 можно считать определяющими для успешности менеджера сельского муниципального образования.

На основании сравнительного анализа опрошенных групп респондентов (работодателей, выпускников вуза), были выявлены следующие параметры модели выпускника-менеджера муниципальной службы на материале Астраханской области (табл. 1, табл. 2).

В таблице 1 представлены средние значения оценок общекультурных компетенций, являющихся определяющими для успешной профессиональной деятельности менеджера муниципальной службы с точки зрения работодателей-управленцев [7].

Таблица 1

Параметры модели (общекультурные компетенции)

Компетенции Среднее значение оценки

работодатели студенты- выпускники

ок-14 способность к критическому анализу своих возможностей 8,52 7,60

ок-8 владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, способностью воспринимать и обобщать информацию 8,83 8,04

ок-9 способность к эффективному общению, публичным выступлениям, переговорам 8,83 8,92

ок-13 способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю 8,90 8,20

ок-16 владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовывать свой труд 8,96 8,12

ок-4 умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы 8,98 7,84

ок-7 способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения 9,19 8,44

ок-2 обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения 9,43 8,38

ок-10 способность к работе в коллективе 9,49 8,52

ок-1 стремление работать на благо общества 9,64 8,28

Высокую оценку работодателей получили следующие общекультурные компетенции:

- стремление работать на благо общества (ОК-1);

- способность к работе в коллективе (ОК-10);

- обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2).

Выпускники выделили как наиболее приоритетные следующие параметры модели:

- способность к эффективному общению, публичным выступлениям, переговорам (ОК-9);

- способность к работе в коллективе (ОК-10);

- способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК-7).

Попарно сравнивая оценки общих компетенций, мы видим, что в целом работодатели дали более высокие оценки, чем выпускники. Причем работодатели отдают приоритет социально-личностным и межличностным компетенциям. На первом месте - ОК-1 («стремление работать на благо общества»). Подтверждая тем самым, что менеджер муниципальной службы как представитель данной профессии должен иметь как определенный набор знаний, умений и навыков, так и нравственные

и ценностные ориентиры. Оценка ОК-1 занимает у выпускников лишь пятую позицию среди общекультурных компетенций.

Выпускники считают важнейшими для успешности инструментальные и межличностные компетенции. По мнению работодателей, среди инструментальных компетенций особо значима ОК-4, по мнению выпускников - ОК-13.

В таблице 2 представлены средние значения оценок профессиональных компетенций, являющихся, по мнению работодателей, определяющими для успешной профессиональной деятельности менеджера муниципальной службы [7].

Сравнивая, мы также констатируем, что работодатели оценили профессиональные компетенции выше, чем выпускники.

Работодатели - менеджеры сельских муниципальных образований поставили высокую оценку следующим профессиональным компетенциям:

- умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51);

- умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

- способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды (ПК-11).

Таблица 2

Параметры модели (профессиональные компетенции)

Компетенции Среднее значение оценки

работодатели студенты- выпускники

пк-41 готовность участвовать в реализации программы организационных изменений 8,02 6,76

пк-14 наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота 8,13 8,28

пк-18 умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти 8,16 6,79

пк-9 способность свободно ориентироваться в правовой системе России 8,51 7,96

пк-50 способность оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач 8,54 7,60

пк-34 способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности 8,57 7,64

пк-49 владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов 8,58 8,00

пк-10 умение правильно применять нормы права 8,63 8,52

пк-35 способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению 8,78 7,56

пк-30 умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание 8,79 8,21

пк-2 умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения 8,90 8,48

пк-31 умение находить основы для сотрудничества с различными органами государственной власти РФ, институтами гражданского общества 8,92 7,48

пк-11 способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды 8,96 7,56

пк-3 умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения 8,96 8,36

пк-51 умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями 9,20 8,36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013

161

Выпускники оценили параметры модели иначе, признавая исключительно важными инструментальные компетенции:

- умение правильно применять нормы права (ПК-10);

- умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);

- умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3);

- умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-51).

Среди межличностных компетенций выпускники выделили как определяющую ПК-51. У работодателей эта компетенция имеет самую высокую оценку.

Хочется отметить, что муниципальная служба относится к типам профессий «человек-человек», по Е.А. Климову [6]. Данный тип профессий характеризуется общением с другими людьми и умением их понимать, навыками взаимодействия и понимания взаимоотношений между ними, речевой культурой, наблюдательностью, высоким уровнем самоконтроля. Перечисленные навыки муниципальных служащих способствуют осуществлению управленческой деятельности.

Определяющей системной компетенцией выпускники считают ПК-49. Компетенции ПК-31, ПК-18 и ПК-41, без которых, по мнению работодателей, невозможна успешная профессиональная деятельность в качестве менеджера муниципальной службы, у выпускников имеют только допустимые значения.

Существенные расхождения в оценках являются показателем несформированности или неразвитости компетенции. Анализируя другие составляющие модели выпускника, можно сделать вывод, что студенты-выпускники недостаточно проинформированы о требованиях, предъявляемых современным рынком труда к менеджеру муниципальной службы сельского муниципального образования, а, следовательно, недостаточно готовы к профессиональной деятельности в этом качестве.

В заключении отметим, что в проведенном исследовании выявлены актуальные параметры ком-петентностной модели выпускника-менеджера сельского муниципального образования Астраханского региона. Эти данные позволят скорректировать образовательный процесс (уточнить программу практики и содержание учебных программ по циклу профессиональных дисциплин, разработать курсы дисциплин по выбору в рамках вариативной части и др.), целенаправленно формировать ком-петентностного выпускника-менеджера муниципальной службы, повышая его востребованность на рынке труда региона.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богословский В., Караваева Е., Шехонин А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: ком-петентностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 3-9.

2. Иваненко И.А. Различные подходы к моделированию компетенций при разработке программ подготовки менеджеров // Высшее образование сегодня. - 2010. - №10. - С. 36-39.

3. Ильязова М.Д. Модель выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО // Современные наукоемкие технологии. - 2006. - № 3 - С. 77-78.

4. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: Дис. ... канд. пед. наук. -Владивосток, 2007. - 200 с.

5. Сборник психологических тестов. Часть III. / сост. Е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт. -ЭНВИЛА, 2006. - 120 с.

6. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

7. Яновская Т.Э., Пэк Т.Н., Жилкина В.А. Компетенции менеджера муниципальной службы (на материале Астраханской области) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2012. - №1. - С. 121-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.