Научная статья на тему 'Компетенции менеджера муниципальной службы (на материале Астраханской области)'

Компетенции менеджера муниципальной службы (на материале Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE / COMPETENCY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яновская Мая Григорьевна, Пэк Т. Н., Жилкина В. А.

Использование компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей в формировании заказа на выпускника вуза, а именно состава компетенций, которыми он должен обладать. Выявленные в ходе исследования наиболее значимые для успешной профессиональной деятельности компетенции менеджеров муниципальной службы (на материале Астраханской области) позволят подготовить выпускников, востребованных на региональном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яновская Мая Григорьевна, Пэк Т. Н., Жилкина В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Municipal office managers’ competencies (on the facts from astrakhan region)

Use of competence approach assumes obligatory participation of employers in formation of the order for a graduate a manager, namely which competencies the latter should have. The list of most important competencies for municipal managers’ successful career (in Astrakhan region) allows us to prepare graduates in demand in the regional labor market.

Текст научной работы на тему «Компетенции менеджера муниципальной службы (на материале Астраханской области)»

Т. Э. Яновская, T. H. Пэк, В. А. Жилкина. Компетенции менеджера муниципальной службы.

новых образовательных результатов в преподавании технологии;

- поиск необходимой информации с помощью телекоммуникаций, её эффективное применение в профессиональной деятельности на уроках технологии;

- проектирование образовательного процесса по технологии на основе методически обоснованного использования электронных образовательных ресурсов;

- разработка новых или экспертная оценка и адаптация уже существующих электронных образовательных ресурсов по технологии с использованием различных способов обработки информации (текстовой, числовой, звуковой и видео) на различных носителях информации, в том числе сети Интернет;

- эффективное использование современных аудиовизуальных технических средств обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера) в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии;

- организация новых форм и видов информационного взаимодействия учителя с учениками с использованием сетевых сервисов Интернета и средств телекоммуникации;

- осуществление мониторинга и контроля качества знаний с использованием контролирующих программных средств, в том числе с использование ресурсов сети Интернет;

- управление внеклассной деятельностью учащихся и привлечение их в учебные сетевые сообщества по технологии.

Полагаем, что решение выявленных профессиональных задач в совокупности будет напрямую влиять на функцию управления образовательным процессом и подчеркивать роль учителя технологии в этом процессе. В настоящее время важно сформировать у современного учителя технологии готовность использовать ресурсы и средства информационно-коммуникационной среды технологического образования для достижения новых образовательных результатов.

Примечания

1. Богатырев А. Н. Основные направления разработки методики информационно-технологической подготовки будущих учителей технологии // Технология. Творчество. Личность: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во КГУ, 2003. С. 8.

2. Там же. С. 10.

3. Морозов А. Н. Профессионализация информационно-технологической подготовки будущих учителей технологии в процессе применения программных средств по предпринимательству: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. Брянск, 2001. С. 34.

4. Четверикова А. Г. Игровые программные средства в профессиональной подготовке учителя технологии в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. Киров, 2003. С. 48.

5. Некрасова Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: монография. М.: Изд-во «Школа будущего», 2004. С. 39.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).

УДК 378

Т. Э. Яновская, Т. Н. Пэк, В. А. Жилкина

КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

(НА МАТЕРИАЛЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Использование компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей в формировании заказа на выпускника вуза, а именно состава компетенций, которыми он должен обладать. Выявленные в ходе исследования наиболее значимые для успешной профессиональной деятельности компетенции менеджеров муниципальной службы (на материале Астраханской области) позволят подготовить выпускников, востребованных на региональном рынке труда.

Use of competence approach assumes obligatory participation of employers in formation of the order for a graduate - a manager, namely which competencies the latter should have. The list of most important competencies for municipal managers' successful career (in Astrakhan region) allows us to prepare graduates in demand in the regional labor market.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход.

Key words: competence, competency approach.

Реформы, проходящие в отечественной высшей школе, являются закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречие между требованиями, предъявляемыми к качеству образовательных услуг, и его объективными результатами.

Анализ ряда правительственных документов, определяющих стратегию развития высшего образования в нашей стране: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [1], федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установле-

© Яновская Т. Э., Пэк Т. Н., Жилкина В. А., 2012

ния уровней высшего профессионального образования)» [2] и др., - показал, что основной категорией задания целей и определения результатов, а соответственно, и качества высшего образования становится профессиональная компетентность выпускника.

В 2011 году принят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, смыслообразующими конструктами которого являются компетенции. В настоящее время в педагогике и психологии профессионального образования существуют различные направления к описанию содержания, сущности, структуры и иерархии понятий и категорий компетентностного подхода. Основные идеи ком-петентностного подхода изложены в работах отечественных и зарубежных исследователей В. И. Бай-денко, И. А. Зимней, Б. К. Коломийца, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Н. А. Селезневой, А. И. Су-бетто, Ю. Г. Татура, Дж. Равенна, С. Уиддета, W. Böttcher, H. Pechar, R. W. White и др. Анализ литературы показывает, что «компетентность/компетенция» - сложное, многокомпонентное, междисциплинарное понятие, имеющее в научной литературе множество различных дефиниций. Общим для перечисленных выше авторов является то, что под компетентностью понимают некую интегральную характеристику личности, способствующую решению комплекса задач и проблем, возникающих в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях. Компетентностный подход не сводится, но и не противопоставляется ЗУНовскому, а дополняет его, кроме действенности и практической ориентации, личностными, ценностными, мотивационными аспектами.

В ФГОС ВПО, базирующемся на компетентно-стном подходе, представлена модель выпускника вуза, сконструированная на основе его будущей профессиональной деятельности. Проблема постоянного совершенствования модели выпускника любого направления подготовки актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамично развивающегося общества. Моделирование как метод научного познания позволяет представить и материально реализовать систему (модель), воспроизводящую существенные для определенной цели познания стороны объекта исследования (элементы, свойства, отношения, параметры). Сопоставление результатов практической проверки модели с её основными теоретическими характеристиками позволяет скорректировать модель, адаптировать её к определенным условиям. В связи с этим огромное значение приобретают прикладные научные исследования, позволяющие выявить компетенции выпускника, определяющие его дальнейшую успешную профессиональную деятельность, делающие его более востребованным на рынке труда и ори-

ентирующие вуз на определенный результат подготовки, с учетом особенностей региона.

Все вышеизложенное определило направление нашего исследования: выявить компетенции модели выпускника (на примере бакалавра по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»), являющиеся наиболее значимыми для успешной профессиональной деятельности в качестве менеджера муниципальной службы (на примере сельских муниципальных образований Астраханской области).

Проблема профессиональной компетенции российских государственных гражданских и муниципальных служащих приобретает в современных условиях особую актуальность. Для России муниципальная служба является новой формой службы, ибо раньше она трактовалась как часть государственной службы, а муниципальный служащий рассматривался как государственный служащий, работающий в органах местного самоуправления. Современный этап развития местного самоуправления характеризуется превращением муниципальной службы в профессиональную деятельность и, следовательно, влечет появление новых профессий и специальностей, формирование слоя профессиональных муниципальных служащих. Муниципальная служба как профессиональная деятельность имеет свою специфику. Форма управленческого труда представлена, в основном, действиями по выполнению многочисленных функций планирования, организации, мотивации, регулирования, анализа и контроля за состоянием дел в организации и направлена на решение вопросов жизнедеятельности населения.

Актуальность процесса подготовки компетентных муниципальных служащих связана с тем, что общество нуждается в немногочисленном, но эффективно работающем аппарате.

В ФГОС ВПО третьего поколения на основе видов профессиональной деятельности предложена бинарная структура компетентности с выделением общекультурных и профессиональных компетенций (их содержание несколько различается в зависимости от уровня - бакалавр, магистр). Общекультурные компетенции профессионально значимы, поскольку составляют основу для профессиональных компетенций, позволяют им более полноценно реализовываться.

У бакалавра по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» формируется готовность к следующим видам деятельности:

• организационно-управленческая,

• информационно-методическая,

• коммуникативная,

• проектная,

• вспомогательно-технологическая (исполнительская) [3].

Т. Э. Яновская, Т. Н. Пэк, В. А. Жилкина. Компетенции менеджера муниципальной службы...

Определяющие общекультурные компетенции Таблица 1

Компетенции Среднее

Ок-14. Способность к критическому анализу своих возможностей 8,52

Ок-8. Владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, способностью воспринимать и обобщать информацию 8,83

Ок-9. Способностью к эффективному общению, публичным выступлениям, переговорам 8,83

Ок-13. Способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю 8,9

Ок-16. Владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовывать свой труд 8,96

Ок-4. Умение анализировать и оценивать социально значимые явления, события, процессы 8,98

Ок-7. Способность представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения 9,19

Ок-2. Обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения 9,43

Ок-Ю. Способность к работе в коллективе 9,49

Ок-1. Стремление работать на благо общества 9,64

Определяющие профессиональные компетенции Таблица 2

Компетенции Среднее

Пк-41. Готовность участвовать в реализации программы организационных изменений 8,02

Пк-14. Наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота 8,13

Пк-18. Умение готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти 8,16

Пк-9. Способность свободно ориентироваться в правовой системе России 8,51

Пк-50. Способность оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач 8,54

Пк-34. Способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной связи» в профессиональной деятельности 8,57

Пк-49. Владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов 8,58

Пк-10. Умение правильно применять нормы права 8,63

Пк-35. Способность к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению 8,78

Пк-30. Умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание 8,79

Пк-2. Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения 8,90

Пк-31. Умение находить основы для сотрудничества с различными органами государственной власти РФ, институтами гражданского общества 8,92

Пк-11. Способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды 8,96

Пк-З. Умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения 8,96

Пк-51. Умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями 9,20

Из компетенций ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» был сформирован список, в котором всякой компетенции поставлена в соответствие шкала для оценки её значимости. Общая процедура исследования состояла в оценке и определении степени важности каждой компетенции из предложенного списка. Список предлагался менеджерам муниципальной службы сельских муниципальных образований Астраханского региона.

Максимальной оценкой степени важности была оценка в 10 баллов. Таким образом, все компетенции, предложенные для оценки (на основании средних значений), можно оценить как исключительно важные (среднее значение для 10-й шкалы - 5). Компетенции со средним значением выше 8 можно считать определяющими для успешности менеджера сельского муниципального образования. Полученные от менеджеров муниципальной службы данные были обработаны по оценке степени значимости общекультурных и профессиональных компетенций.

Высокую оценку респондентов получили следующие общекультурные компетенции:

• стремление работать на благо общества;

• способность к работе в коллективе;

• обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения.

В качестве приоритетных профессиональных компетенций менеджерами муниципальной службы были выбраны следующие (табл. 2).

Менеджеры сельских муниципальных образований поставили высокую оценку следующим профессиональным компетенциям:

• умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями;

• умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения;

• способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды.

Основной итог исследования в том, что по результатам оценки общекультурных и профессиональных компетенций составлен список определяющих компетенций для успешной деятельности в качестве менеджера муниципальной службы сельских муниципальных образований Астраханского региона (табл. 1, 2). Наиболее значимыми признаны следующие компетенции: стремление работать на благо общества; способность к работе в коллективе; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения; умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями; умение оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения; способность эффективно участвовать в групповой работе на основе принципов формирования команды. По мнению менеджеров муниципальной службы, огромную роль в успешной профессиональной деятельности играют социально-психологические компетенции личности.

Выявленные компетенции позволят уточнить содержание учебных программ по циклу профессиональных дисциплин, разработать курсы по выбору в рамках вариативной части для создания учебного плана подготовки компетентных выпускников-менеджеров, востребованных на региональном рынке труда.

Примечания

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: прил. к распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008, № 1662-р // Официальные документы в образовании. 2008. № 35. С. 4-25.

2. Волков А, Аиванов Д, Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Юрист вуза. 2008. № 1. С. 20-24.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) бакалавр // Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.