Научная статья на тему 'К вопросу формирования личностно-профессиональных компетенций у будущих менеджеров государственного управления'

К вопросу формирования личностно-профессиональных компетенций у будущих менеджеров государственного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ / COMPETENCES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / METHODS OF FORMATION OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бушуева Ирина Петровна, Богдан Надежда Николаевна

В статье рассматривается проблема формирования личностно-профессиональных компетенций студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Сопоставительный анализ ГОС, ФГОС 3 и ФГОС 3+ выявляет их несовершенство. Формирование личностно-профессиональных компетенций у студентов предполагает внесение компетенции профессионального развития в образовательный стандарт, применение развивающих методов; преподавание специальных дисциплин и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бушуева Ирина Петровна, Богдан Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE PUBLIC ADMINISTRATION MANAGERS

In article the main problems and conditions of development of personal and professional competences of future experts in the sphere of the public and municipal administration (GMU) are discussed. The comparative analysis of GOS (State Educational Standard), FGOS 3 (Federal State Educational Standard) and FGOS 3+ reveals imperfection of these competences. The conclusion is drawn that the development of students› personal and professional competences assumes application of methods on the basis of competence-based approach: entering of competence of professional development into the educational standard of higher education, curricula and program of preparation; application of the developing forms and methods of carrying out studies; the organization of extracurricular activities in purposeful forms.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования личностно-профессиональных компетенций у будущих менеджеров государственного управления»

УДК/UDC 378.147:35.088.7 И. П. Бушуева, Н. Н. Богдан

I. Bushueva, N. Bogdan

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

REVISITING THE DEVELOPMENT OF PERSONAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE PUBLIC ADMINISTRATION MANAGERS

В статье рассматривается проблема формирования личностно-профессиональных компетенций студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Сопоставительный анализ ГОС, ФГОС 3 и ФГОС 3+ выявляет их несовершенство. Формирование личностно-профессиональных компетенций у студентов предполагает внесение компетенции профессионального развития в образовательный стандарт, применение развивающих методов; преподавание специальных дисциплин и др.

In article the main problems and conditions of development of personal and professional competences of future experts in the sphere of the public and municipal administration (GMU) are discussed. The comparative analysis of GOS (State Educational Standard), FGOS 3 (Federal State Educational Standard) and FGOS 3+ reveals imperfection of these competences. The conclusion is drawn that the development of students} personal and professional competences assumes application of methods on the basis of competence-based approach: entering of competence of professional development into the educational standard of higher education, curricula and program of preparation; application of the developing forms and methods of carrying out studies; the organization of extracurricular activities in purposeful forms.

Ключевые слова: компетенции профессионального развития, федеральный государственный образовательный стандарт, методы формирования компетенций.

Keywords: competences of professional development, federal state educational standard, methods of formation of competences.

На современном этапе реформирования государственной гражданской службы и модернизации профессионального образования,

характеризующемся сменой парадигм и подходов, актуальным становится научное осмысление профессиональной подготовки кадров для сферы государственного управления.

В широко обсуждаемой в настоящее время федеральной программе «Развитие государственной службы Российской Федерации (2015-2018 гг.)» заложены основы непрерывного профессионального развития государственных гражданских служащих. По нашему убеждению, реализация данного принципа должна начинаться в ходе профессиональной подготовки будущих государственных гражданских служащих, прежде всего по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Реформирование профессионального образования в отношении госслужащих и профессиональное развитие государственных гражданских служащих должны быть тесно взаимосвязаны и дополнять друг друга. На практике эти процессы в большей степени осуществляются параллельно, а в некоторых аспектах даже противоречат друг другу, что не способствует достижению цели обеспечения непрерывности профессионального развития государственных гражданских служащих. Корни данной проблемы лежат в несовершенстве федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное образование».

Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» определяет в качестве основного квалификационного требования к должностям гражданской службы наличие профессионального образования (ст. 12). Следует отметить, что в Федеральном законе от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» данные тре-

бования конкретизированы в части указания специальности «государственное и муниципальное управление». В разрабатываемых сегодня квалификационных требованиях к претендентам на замещение должностей гражданской службы данные требования устанавливаются к уровню профессионального образования, стажу, знаниям и навыкам, а также профессиональным и личностным качествам. При этом профиль образования определяется направлением и специализацией профессиональной служебной деятельности [1]. Таким образом, требования к уровню профессионализма государственных гражданских служащих постоянно повышаются, что закономерно приводит к необходимости совершенствования профессионального образования.

Профессиональная подготовка специалистов в сфере государственного управления началась в 1992 г, когда в перечень специальностей высшего профессионального образования была введена специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление» (ГМУ) с квалификацией «менеджер». При этом в начальный период становления профессионального образования по этой специальности обучение осуществлялось на основе традиционного квалификационного подхода и регламентировалась Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

В ходе реформирования системы профессионального образования и внедрения компетентностного подхода российские вузы перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», квалификация (степень) «бакалавр» (ФГОС ВПО) [2]. В феврале 2015 г. утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата) (так называемый ФГОС 3+)1. Сегодня к утверждению готовится ФГОС ВО 3++ [3].

При сопоставительном анализе образовательных стандартов выявляется ряд принципи-

альных отличий. Так, произошли кардинальные изменения в определении квалификации выпускника: ГОС ВПО устанавливает квалификацию по специальности «менеджер», ФГОС 3 ВПО — квалификацию (степень) бакалавра по направлению подготовки «Менеджмент» (то есть точная квалификация в виде специальности не устанавливается), а ФГОС ВО 3+ вообще не определяет квалификацию, фиксирует только уровень подготовки (табл.). Кроме того, ГОС ВПО отражает в большей степени требования к процессу подготовки (другими словами, отвечает на вопрос «Чему учить?»), а современные стандарты ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+ определяют требования к результату подготовки («Чему должен быть научен?»). Данные наблюдения подтверждаются как различиями в используемой терминологии, так и направленности ФГОС ВПО 3 и ФГОС ВО 3+ на описание характеристики профессиональной деятельности. В перечне профессиональных задач, которые должен решать выпускник, преимущественно используют термины «участие», «сопровождение», «обеспечение», то есть деятельность будущих государственных служащих предусматривает обслуживание управленческих процессов, а не самостоятельное их ведение. Данная тенденция еще более усилена в ФГОС ВО 3+, где перечень видов профессиональной деятельности дополнен организа-ционно-регулирующей и исполнительно-распорядительной. При этом обнаруживается противоречие: ряд компетенций предусматривает сформированность у выпускника ответственности за принимаемые решения (например, ОПК-2, ОПК-3 и др.).

Анализ профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО 3, показывает, что они носят общий характер и не позволяют конкретизировать знания и умения, которые необходимо формировать. Прикладных (или предметно специализированных компетенций) нами обнаружено не более 20 % от общего числа профессиональных компетенций.

Попытка решить эту задачу предпринята в ФГОС 3 плюс, в котором число профессиональных компетенций уменьшилось почти в два раза, но их формулировки стали более сложными, часто объединяющими несколько. Обращает на себя внимание качественное из-

1 См. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / С. А. Пилипенко, А. А. Жидков, Е. В. Караваева, А. В. Серова // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5-15.

Таблица

Различия образовательных стандартов по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Параметры сравнения ГОСВПО Специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «менеджер») ФГОСВПО3 Направление подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр») ФГОС ВО 3+ Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата)

Основная терминология Квалификационная характеристика выпускника Характеристика профессиональной деятельности бакалавра Характеристика направления подготовки

Знания, умения, навыки Профессиональные и общекультурные компетенции Общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции

Требования к уровню подготовки Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения программы бакалавриата

Модули, зачетные единицы Дисциплины (модули), зачетные единицы

Результат образования Комплексный государственный экзамен по специальности, защита дипломного проекта Выпускник должен обладать общекультурными и профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции разделены по видам деятельности У выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции сгруппированы по видам профессиональной деятельности, добавлены: организационно-регулирующая, исполнительно-распорядительная

Структура программы и нормативы освоения и Циклы дисциплин. Дисциплины федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, по выбору и факультативные. Предусмотрен обязательный минимум содержания образовательной программы по дисциплинам в форме дидактических единиц Учебные циклы и разделы. Базовая (обязательная) часть и вариативная (профильная), устанавливаемая вузом. Предусмотрены дисциплины по выбору и факультативные Блоки программы. Обязательная часть (базовая) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная)

Срок освоения — 5 лет. Трудоемкость — 260 недель Срок освоения — 4 года. Трудоемкость (в зач. единицах) — 240 ед. Срок освоения — 4 года. Трудоемкость (в зач. единицах) — 240 ед.

менениеформулировоккомпетенцийвФГОС3+, при котором практически не используется категория «знания», существенно чаще применяется категория «способность», что отражает суть компетентностного подхода.

Большинство компетенций, перечисленных в стандарте, описывают, хотя и довольно обобщенно, профессиональную деятельность выпускника (что должен делать), а не его лич-

ностно-профессиональные качества (каким должен быть). В то же время очевидно, что в период профессионального обучения у будущих менеджеров государственного и муниципального управления необходимо формировать личностные компетенции, которые и выступят предпосылками дальнейшего профессионального становления на этапе служебной деятельности.

В перечень компетенций ФГОС ВПО 3 включена компетенция, направленная на способность и готовность к саморазвитию, личностному и профессиональному самосовершенствованию (ОК-13). Формулировка данной компетенции в смысловом плане сильно перегружена, и кроме того, проектируемые результаты освоения образовательной программы через категории «знать — уметь — владеть» для этой компетенции не выделены.

Тем не менее, ФГОС ВО 3+ дает право образовательной организации «... дополнить набор компетенций выпускников с учетом направлений программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности...» (п. 5.6). Это предоставляет определенную свободу при разработке вариативной части, в том числе возможность наполнения дисциплинами (модулями), направленными на формирование личностно-профессиональных компетенций.

Можно констатировать, что тенденцией модернизации образовательных стандартов по направлению подготовки ГМУ является, с одной стороны, отказ в обучении от квалификационного подхода и внедрение компетентностного, а с другой — переход от жесткой регламентации содержания и форм образовательного процесса к гибкой структуре образовательных программ. Кроме того, современные стандарты ориентируют на необходимость учитывать потребности регионального рынка труда в подготовке специалистов. На это же направлены разрабатываемые и широко обсуждаемые в настоящее время профессиональные стандарты. Их повсеместное внедрение приведет к дальнейшей модернизации образовательных стандартов.

Основными проблемами в организации профессионального обучения будущих менеджеров государственного и муниципального управления является то, что содержание образовательных программ не ориентировано на формирование компетенций профессионального развития, также не предусмотрена оценка готовности студентов к профессиональному развитию в сфере государственного управления, их карьерного потенциала, что снижает эффективность профессиональной подготовки.

В качестве путей совершенствования профессиональной подготовки следует предложить изменения в образовательный стандарт: в перечень результатов обучения включить

овладение компетенцией «готовность и способность к профессиональному развитию». С целью ее формирования необходимо ввести в программу профессиональной подготовки ряд специальных курсов, таких как «Профессиональное развитие государственного служащего», «Введение в профессиональную деятельность», «Управление саморазвитием», «Управление карьерой» и другие, которые могут составлять образовательный модуль, направленный на формирование личностно-профессиональных компетенций.

Курс «Введение в профессиональную деятельность» призван помочь студентам подготовиться к будущей профессиональной деятельности, осознать установки на освоение профессии на высоком уровне. Курс «Профессиональное развитие государственного служащего» создает основу для развития соответствующих профессиональных компетенций в сфере разработки индивидуального плана профессионального развития. Знания об этапах профессионального развития, требованиях, предъявляемых к профессиональным и личностным компетенциям специалиста в сфере государственного управления, станут опорой при изучении курса «Управление саморазвитием». Приобретенные знания, умения и сформированные компетенции аккумулируются в курсе «Управление карьерой», что дает возможность студенту наращивать собственный карьерный потенциал.

Наш опыт преподавания данных дисциплин на факультете государственного и муниципального управления Сибирского института управления РАНХиГС показал, что в результате их освоения у студентов формируется стойкий интерес к профессиональной деятельности и потребность в развитии профессионально важных качеств. Так, оценка уровня сформированности компетенции профессионального развития у студентов, прошедших обучение по данному модулю в 2013/14 и 2014/15 учебные годы, показывает позитивную динамику: количество студентов, у которых изначально уровень личностно-профессиональной зрелости и готовности к профессиональному развитию был выше среднего, увеличилось, хотя и незначительно (с 10 до 13 %), а количество студентов с изначально средним уровнем возросло существенно (с 40 до 55 %). Прежде всего это произошло за счет уменьшения числа студентов, отнесенных к группам с низким уровнем личностно-профессиональной

выше среднего средний ниже среднего неудовлетворительный

■ до начала обучения ■ после обучения

Рис. 1. Динамика уровня сформированной компетенции профессионального развития у студентов (% от общего числа прошедших обучение по специальному модулю)

зрелости и готовности к профессиональному развитию (рис. 1).

Таким образом, изучение образовательных стандартов позволило сделать вывод о направленности профессиональной подготовки преимущественно на формирование профессиональных компетенций и ограниченности требований к формированию личности профессионала, что для государственной службы имеет особое значение. Это приводит к практически полному отсутствию требований к развитию личностно-профессиональных компетенций будущих менеджеров ГМУ, приобретению ими способности к непрерывному профессиональному росту в ходе прохождения службы.

В то же время предоставление образовательным организациям свободы в выборе профиля программ, дополнении перечня компетенций, актуальных в условиях специфики региона, частично компенсирует данный недостаток стандартов и позволяет вузам создавать условия для формирования необходимых компетенций, включать в вариативную часть образовательных программ дисциплины и модули, направленные на решение задач профессионального развития на дослужебном этапе.

Формирование компетенций профессионального развития у студентов направления «Государственное и муниципальное управление» предполагает активное приме-

нение компетентностного подхода: внесение компетенции профессионального развития в образовательный стандарт высшего профессионального образования, учебные планы и программы подготовки специалистов в сфере государственного и муниципального управления; применение развивающих форм и методов проведения учебных занятий; преподавание специальных дисциплин и др.

1. Методический инструментарий по установлению квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы: Версия 2.0 [Электронный ресурс]. URL: http://www. nosmintnud.nu/ministny/pnogramms/gossluzhba/4/ Kvaltreb.docx.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 № 41 (ред. 31.05.2011, зарегистрирован в Минюсте РФ 31.03.2011 № 20353) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. 23 мая. № 21 (утратил силу).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 10.12.2014 г. № 1567 (зарегистрирован в Минюсте России 05.02.2015 № 35894). URL: http://www.pravo. gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.