Научная статья на тему 'О компетентности выпускников по направлению «Менеджмент»'

О компетентности выпускников по направлению «Менеджмент» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ / БАКАЛАВРИАТ / НАПРАВЛЕНИЕ / ПРОФИЛЬ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тяпухин Алексей Петрович

в статье представлен авторский подход к формированию компетенций выпускника по направлению 080200.62 – Менеджмент, включающий 4 базовых, 16 основных и 64 специфических компетенций, сформированных на основе совокупности классификационных признаков. Кроме этого, в статье изложен подход к измерению компетенций студентов, обучающихся по утверждённому направлению в процессе текущего контроля качества аудиторной и самостоятельной работы студента в учебных семестрах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О компетентности выпускников по направлению «Менеджмент»»

Использование комплексного подхода, адаптированного для оценки стратегического потенциала университета включает не только количественную, но и качественную составляющую образовательного процесса, позволяет наиболее адекватно отображать и оценить процессы, происходящие внутри социально-экономических систем, каковыми и являются высшие учебные заведения. Использование предложенной методики становится еще более актуальным в условиях реформирования системы высшего образования, поскольку дает возможность провести явную градацию по уровню востребованности того или иного высшего учебного заведения и, следовательно, выявить наиболее перспективные направления, требующие интенсивного развития и государственной поддержки.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

3. Агеев А.И. и др. Методика оценки стратегического потенциала образовательных учреждений. - М.: Институт экономических стратегий, 2005.

4. Менеджмент образования: учеб. пособие / Под ред. А.П. Егоршина. - М.: Логос, 2009.

5. Развлекательное образование: монография / Н.К. Алимова, Е.Е. Семченко, СВ. Абдуллина, ЕМ. Ефимова. - Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013.

6. Стратегия развития университета - ответ на вызовы времени: монография [А.М. Лялин, В Г. Антонов, В В. Масленников, Г.В. Серебрякова]. - М.: ГУУ, 2010.

7. Keller G. Academic Strategy. The management revolution in higher education. The Johns Hopkins University Press, 1983.

А.П. Тяпухин

О КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ»

THE COMPETENCE OF THE GRADUATES IN THE FIELD OF MANAGEMENT

Аннотация: в статье представлен авторский подход к формированию компетенций выпускника по направлению 080200.62 - Менеджмент, включающий 4 базовых, 16 основных и 64 специфических компетенций, сформированных на основе совокупности классификационных признаков. Кроме этого, в статье изложен подход к измерению компетенций студентов, обучающихся по утверждённому направлению в процессе текущего контроля качества аудиторной и самостоятельной работы студента в учебных семестрах.

Ключевые слова: стандарт, компетенция, менеджмент, бакалавриат, направление, профиль, учебная дисциплина.

Abstract: the article presents the author approach to the formation of graduate competencies towards 080200.62 Management, which includes 4 basic, 16 core and 64 specific competences, formed on the basis of a combination of classification criteria. In addition, the article describes an approach to the measurement of competencies of students studying according to the approved direction in the process of routine quality control of in-class and independent work of the student in educational terms.

© А.П. Тяпухин, 2013

Keywords: standard, competence, management, bachelor aposs degree, direction, profile, academic discipline.

Прошло более трёх лет после вступления в силу Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) третьего поколения, основу которого составляет так называемый компетентностный подход. Однако, несмотря на многочисленные комментарии специалистов и разработчиков стандартов, до сих пор не решён ряд крупных проблем, связанных с их реализацией высшими учебными заведениями. К числу таких проблем относятся:

1) широкое, скорее излишнее разнообразие общекультурных и профессиональных компетенций, как по их количеству, так и по качеству. Например, в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 - Менеджмент общекультурных компетенций (ОК) насчитывается 22, а профессиональных (ПК) - 50. При этом никто из разработчиков стандарта не может объяснить, откуда взялись эти числа, и какие аргументы были использованы для их обоснования. А ведь речь идёт о научном подходе к формированию данных стандартов и их длительном использовании высшими учебными заведениями;

2) практически полное отсутствие инструментов для измерения качества освоения указанных выше компетенций выпускниками высших учебных заведений, что, по нашему мнению, ставит под угрозу идею компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВПО третьего поколения;

3) наличие нескольких, явно лоббированных направлений обучения, например, таких как 080400 - Управление персоналом и 081100 - Государственное и муниципальное управление, однозначно подпадающих, по мнению автора, под направление 080200 - Менеджмент, а также учебных дисциплин, обязательных или рекомендуемых для обучения, которые носят второстепенный характер по отношению к заявленным направлениям. Так, например, в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 -Менеджмент такими дисциплинами являются: институциональная экономика, учёт и анализ, инвестиционный анализ и др. В то время как в стандарте не нашлось место для таких управленческих дисциплин как менеджмент (а ведь это название направления), разработка управленческих решений, инновационный менеджмент и др.;

4) невозможность освоения заявленных компетенций выпускниками вузов в полном объёме по причине использования высшими учебными заведениями так называемых профилей обучения, не указанных в стандартах, и, по сути, продолжающих дублировать содержание упраздненных специальностей и направлений ГОС ВПО второго поколения.

Решение представленных выше проблем связано с некоторыми трудностями, поскольку количество и содержание компетенций ФГОС ВПО негласно провоцируют формирование основных образовательных программ и учебных планов с достаточно жесткой структурой, несмотря, на, казалось бы, значительную свободу выбора вузами учебных дисциплин регионального компонента.

Данный вывод был получен в результате исследования содержания ФГОС ВПО по направлению 080200.62 - Менеджмент, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "20" мая 2010 г. № 544. Исследование было проведено кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» в январе 2012 г. под руководством автора статьи. Целью исследования была оценка возможности использования профилей подготовки бакалавров по указанному выше направлению с обязательным соблюдением требований к содержанию общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

При проведении исследования учитывался тот факт, что компетенции выпускника высшего учебного заведения могут быть измерены:

• в процессе текущего контроля качества аудиторной и самостоятельной работы студента в учебных семестрах;

• при прохождении студентами учебных практик;

• при выполнении и защите выпускной квалификационной работы;

• непосредственно на рабочем месте после окончания выпускником высшего учебного заведения.

В исследовании был сделан акцент на измерении компетенций студентов, обучающихся по утверждённому направлению 080200.62 - Менеджмент в процессе текущего контроля качества аудиторной и самостоятельной работы студента в учебных семестрах.

Изучение компетенций указанного выше стандарта позволило сформировать совокупность учебных дисциплин, адекватно отражающих содержание данных компетенций в соответствии с данными табл. 1 (фрагмент результатов исследований).

Раскроем особенности табл. 1:

• во второй колонке курсивом, полужирным и подчеркнутым шрифтами выделены ключевые слова, создающие основу для выделения базовых дисциплин основной образовательной программы и учебного плана по направлению 080200.62 - Менеджмент, в наибольшей степени отражающих содержание изложенных в стандарте компетенций;

• в третьей колонке курсивом, полужирным и подчеркнутым шрифтами указаны учебные дисциплины, адекватные, в том числе, по оформлению (шрифту) выделенным во второй колонке ключевым словам компетенций ФГОС ВПО;

• с определённой степенью уверенности можно утверждать, что, например, качество усвоения компетенции ОК-7 может быть проверено на основе теста, включающего материал трёх учебных дисциплин - «Персональный менеджмент», «Деловые коммуникации» и «Управление человеческими ресурсами». По аналогии, качество усвоения студентами компетенции ПК-9 может быть проверено на основе теста, включающего материал учебных дисциплин «Системный анализ», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент» и «Разработка управленческих решений».

Определение дисциплин учебного плана в соответствии с содержанием утверждённых компетенций студентов, обучающихся по направлению 080200.62 -Менеджмент, позволяет получить ряд неоспоримых преимуществ, таких как:

• обеспечение точного соответствия дисциплин учебного плана компетенциям упомянутого выше стандарта, что положительно влияет на результаты аккредитации данного направления;

• необоснованность использования высшими учебными заведениями профилей подготовки бакалавров, поскольку в этом случае практически невозможно доказать наличие требуемых компетенций обучающихся по ряду дисциплин вариативной части учебного плана;

• создание понятного способа измерения качества компетенций на основе тестов с ограниченным набором дисциплин (всего 72 теста, из них 22 по общекультурным и 50 по профессиональным компетенциям).

В результате исследования остался не решённым вопрос о количестве компетенций выпускника по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент и их соответствии тем или иным профилям подготовки бакалавров в рамках дисциплин регионального компонента ФГОС ВПО.

Исходя из этого, целью настоящей статьи является научное обоснование количества и содержания компетенций в рамках направления 080200 - Менеджмент, которое может быть основой для уточнения содержания других стандартов третьего поколения.

Ьо

то о

Таблица

Взаимосвязи компетенций и учебных дисциплин направления 080200.62 - Менеджмент (фрагмент)

№ Содержание компетенции Учебная дисциплина

1 2 3

1. Общекультурные компетенции

ОК-1 - знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии Культурология, персональный менеджмент

ОК-2 - знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности; Концепции современного естествознания, история, философия, менеджмент организации

ОК-3 - способен занимать активную гражданскую позицию; Персональный менеджмент, политология

ОК-4 - умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы; Системный анализ История

ОК-5 - владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения; Культурология, философия, системный анализ, информатика, стратегический менеджмент

ОК-6 - умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; Логика, русский язык и культура речи

ОК-7 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; Персональный менеджмент, деловые коммуникации, управление человеческими ресурсами

ОК-8 - способен находить организационно - управленческие решения и готов нести за них ответственность; Разработка управленческих решений, методы принятия управленческих решений, корпоративная социальная ответственность

ОК-9 - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; Правоведение, документирование управленческой деятельности, менеджмент

ОК-10 - стремится к личностному и профессиональному саморазвитию; Персональный менеджмент, менеджмент

ж

к «

£

к

05

о к

а о

Оо

г

Продолжение табл. 1

1 2 3

2. Профессиональные компетенции

Организационно-управленческая деятельность

ПК-1 - знает основные этапы эволюции управленческой мысли; История управленческой мысли

ПК-2 - способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования; Теория организации, управление персоналом

ПК-3 - готов к разработке процедур и методов контроля; Административный менеджмент

ПК-4 - способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач; Организационное поведение, управление человеческими ресурсами, разработка управленческих решений

ПК-5 - способен эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды; Организационное поведение, управление человеческими ресурсами

ПК-6 - владеет различными способами решения конфликтных ситуаций; Разработка управленческих решений, организационное поведение

ПК-7 - способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций; Системный анализ, теория организации, деловые коммуникации

ПК-8 - способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений; Корпоративная социальная ответственность, методы принятия управленческих решений, разработка управленческих решений

ПК-9 - способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений; Системный анализ, менеджмент, стратегический менеджмент, разработка управленческих решений

ПК- 10 - способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на их реализацию; Маркетинг, стратегический менеджмент Бизнес-планирование, Менеджмент

Для достижения поставленной цели предполагается:

• сформировать трёхуровневую иерархию компетенций выпускника по направлению 080200.62 - Менеджмент, включающую базовые, основные и специфические компетенции; при этом базовые компетенции учитывают основные сферы деятельности менеджера или роли, которые он выполняет в организации; основные компетенции создают основу для использования профилей подготовки бакалавров, а специфические компетенции формируют «жесткую» структуру основных общеобразовательных программ или конкретный профиль подготовки;

• использовать совокупность классификационных признаков, позволяющих обосновать наличие увязанных между собой в геометрической прогрессии: 4 базовых, 16 основных и 64 специфических компетенций выпускника по направлению 080200.62 - Менеджмент;

• подобрать под каждую обоснованную автором компетенцию учебную дисциплину, позволяющую в полной мере раскрыть содержание данной компетенции (табл. 1).

Например, если использовать такие классификационные признаки как источник получения полномочий менеджером (от собственников или от исполнителей) и ориентация менеджмента (на прошлое и на будущее), можно получить матрицу, представленную на рис.

Полномочия менеджера поступают:

«Сверху» (от собственников) «Снизу» (от исполнителей)

Компетенции администратора (полномочия и коммуникации во внешней и внутренней среде предприятия) Елок А Компетенции лидера (личные качества и неформальное влияние на исполнителей) Елок В

Компетенции плановика (ресурсы организации и их использование е перспективе) Елок С Компетенции предпринимателя (инновации при подготовке и производстве продукта/услуги) Елок В

На прошлое

Ориентация менеджмента

На будущее

Рис. Базовые компетенции выпускника по направлению 080200.62 - Менеджмент (компетенции первого уровня)

Как следует из содержания данной матрицы можно выделить четыре базовые компетенции менеджера (компетенции первого уровня), а именно компетенции администратора, лидера, плановика и предпринимателя.

• базовые компетенции администратора сводятся к выполнению выпускником стандартных функций руководителя в соответствии с его должностной инструкцией и положением о подразделении в соответствии с теорией менеджмента;

• базовые компетенции лидера распространяются на эффективное управление неформальными группами в организации и влиянием на подчиненных благодаря личным качествам менеджера;

• базовые компетенции плановика касаются развития сильных сторон организации и устранения её слабостей за счёт рационального использования человеческих и прочих видов ресурсов;

• базовые компетенции предпринимателя включают подготовку и внедрение различного рода мероприятий, которые отличаются определённой степенью новизны, в том числе инноваций.

Классификационные признаки, представленные на рис. 2, позволяют определить основные компетенции менеджера в рамках четырёх блоков его базовых компетенций, отображённых на рис. 1.

Анализ рис. 2 позволяет утверждать, что к основным компетенциям выпускника по направлению 080200.62 - Менеджмент относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) в рамках базовой компетенции администратора (блок А):

• А 1.1: соблюдение законов, регламентов, условий, этикета;

• А 1.2: разработка и реализация управленческих решений;

• А 2.1: взаимодействие со сторонними организациями и общественностью;

• А 2.2: формирование системы управления организацией;

2) в рамках базовой компетенции лидера (блок В):

• В 1.1: свойства характера, опыт, внешний облик, здоровье;

• В 1.2: поведение личности и группы;

• В 2.1: формирование эрудиции, компетентности, коммуникабельности, доступности, аргументации;

• В 2.2: воздействие на личность и группу;

3) в рамках базовой компетенции плановика (блок С):

• С 1.1: мониторинг, сбор, обработка информации;

• С 1.2: формирование стратегий, планов, программ, графиков;

• С 2.1: выбор, анализ, совершенствование методов работы с информацией;

• С 2.2: выбор методов прогнозирования и планирования;

4) в рамках базовой компетенции предпринимателя (блок Б):

• Б 1.1: подготовка продукта и/или услуги к их производству;

• Б 1.2: обеспечение ресурсами для производства продукта и/или услуг;

• Б 2.1: управление производством продукта и/или услуги;

• Б 2.2: сопровождение производства продукции и/или услуг.

В рамках каждой из основных компетенций, отражённых в таблице 2, можно выделить учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции менеджера (компетенции третьего уровня), таблицы 3-6.

Анализ содержания данных рисунков позволяет сделать следующие выводы:

• дисциплины блока А формируют основу для специфических компетенций, которые в существующем стандарте именуются профессиональными; часть из этих дисциплин могут быть дисциплинами по выбору;

• дисциплины блока В касаются специфических компетенций, которые больше известны как общекультурные компетенции;

• учебные дисциплины блока С формируют специфические компетенции, характерные для естественно-научного цикла и могут быть отнесены к общекультурным компетенциям;

• учебные дисциплины блока Б создают предпосылки для формирования профессиональных компетенций, причём они удобны для разработки блока дисциплин по выбору вариативной части ФГОС ВПО.

Таблица 2

Основные компетенции администратора, лидера, плановика и предпринимателя _(компетенции второго уровня)_

Блок А Компетенции администратора (полномочия и коммуникации во внешней и внутренней среде Блок В Компетенции лидера (личные качества и неформальное влияние на исполнителей)

Среда деятельности Стадия деятельности

Внешняя Внутренняя Подготовка Реализация

Инструменты менеджмента Коммуникации Соблюдение законов, регламентов, условий, этикета А1.1 Разработка и реализация управленческих решений А1.2 Свойства характера, опыт, внешний облик, здоровье В1.1 Поведение личности и группы В1.2 Специфика субъекта Субъективные характеристики

Полномочия Взаимодействие со сторонними организациями и общественностью А2.1 Формирование системы управления организацией А2.2 Формирование эрудиции, компетентности, коммуникабельност и, доступности, аргументации В2.1 Воздействие на личность и группу В2.2 Способы влияния

Ресурсы менеджмента Информация Мониторинг, сбор, обработка информации С1.1 Формирование стратегий, планов, программ, графиков С1.2 Подготовка продукта и/или услуги к их производству Б 1.1 Обеспечение ресурсами для производства продукта и/или услуг Б 1.2 Реализация Стадия деятельности

Методы Выбор, анализ, совершенствовани е методов работы с информацией С2.1 Выбор методов прогнозировани я и планирования С2.2 Управление производством продукта и/или услуги Б 2.1 Сопровождени е производства продукции и/или услуг Б 2.2 Подготовка

Вспомогательный Основной Продукт/услуга Технология

Вид деятельности Объект деятельности

Блок С Компетенции плановика (ресурсы организации и их использование в перспективе) Блок Б Компетенции предпринимателя (инновации при подготовке и производстве продукта/услуги)

Таблица 3

Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции администратора (компетенции третьего уровня)_

Блок А1.1 Соблюдение законов, регламентов, условий, этикета Блок А1.2 Разработка и реализация управленческих решений

Область компетенции Инструменты менеджмента

Право Процессы Средства Функции

8 Я X <и н <и Отрасль Правоведение А1.1.1.1 Экономика предприятия А1.1.1.2 Методы принятия управленческих решений А1.2.1.1 Исследование деятельности предприятия А1.2.1.2 Подготовка 5 Я « м

С % о <& а <и и Управление Социальная ответственность Административный менеджмент Интеллектуаль -ные системы принятия правленческих решений Разработка управленческих решений е и ан в о со л л о п с « а к ч « н и

А1.1.2.1 А1.1.2.2 А1.2.2.1 А1.2.2.2 И

к I « и О м Л п О С и Локальный Связи с общественностью А2.1.1.1 Региональная экономика А2.1.1.2 Теория организации А2.2.1.1 Исследование систем управления А2.2.1.2 Функционирование « и с е ц о р п е и I

Л I <и а о £ Глобальный Управление отношениями с поставщиками и потребителями А2.1.2.1 Государственное и муниципальное управление А2.1.2.2 Теория управления А2.2.2.1 Проектирование систем управления А2.2.2.2 Развитие К о т с о С

Компоненты Системы Теория Практика

Объект управления Область управления

Блок А2.1 Взаимодействие со сторонними организациями, общественностью и др. Блок А2.2 Формирование системы управления организацией

Таблица 4

Учебные дисциплины, характеризующие специфические Компетенции лидера (компетенции третьего уровня)_

Блок В1.1 Свойства характера, опыт, внешний облик, здоровье Блок В1.2 Поведение личности и группы

Субъект управления Область управления

Человек Специалист Теория Практика

Состояние субъекта Эволюция Физическая культура В1.1.1.1 Экспериментирование (выпускная квалификационная работа) В 1.1.1.2 Психология В1.2.1.1 Деловые коммуникации В1.2.1.2 Статика Состояние процесса

Развитие Валеология В1.1.2.1 Практика В1.1.2.2 Социология В1.2.2.1 Власть, лидерство и групповая динамика В1.2.2.2 Динамика

Подход к менеджменту Системный История В2.1.1.1 Логика В2.1.1.2 Русский язык и культура речи \ В2.2.1.1 Безопасность жизнедеятельности В2.2.1.2 Предпосылки Управленческая ситуация

Процессный Философия В2.1.2.1 Политология В2.1.2.2 Культурология В2.2.2.1 Управление человеческими ресурсами В2.2.2.2 Развитие

Общие Специфические Субъективные Объективные

Навыки управления Условия деятельности

Блок В2.1 Формирование эрудиции, компетентности, коммуникабельности, доступности, аргументации Блок В2.2 Воздействие на личность и группу

Таблица 5

Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции плановика (компетенции третьего уровня)_

Блок С 1.1 Блок С1.2

Монитор инг, сбор, Формирование стратегий,

обработка информации планов, программ, графиков

Форма информации Функция менеджмента

Бумажная Электронная Учёт Планирование

а Документационн

и к в о ое обеспечение Информатика Бухгалтерский Бизнес- ь л о ей Л

т и о т о управления учёт планирование Я

н ь л е дг о П С1.1.1.1 С1.1.1.2 С1.2.1.1 С1.2.1.2 Н О Я ш н к

К е Разработка Автоматизиро- ч 2 о

д я я и ц системы ванное рабочее Управленчес- Стратегически к н

и ч а со сбалансированны место менеджера кий учёт й менеджмент и ч и а Л с а и

а т С и л а е Р х показателей С1.2.2.2

С1.1.2.1 С1.1.2.2 С1.2.2.1

е и ан Методы й ы н к

и я в О Системный обработки Математика Макроэконо- ь ч Я «

ц а з Ч е л с анализ информации мика ей б о а о м

и л а с И С2.1.1.1 С2.1.1.2 С2.2.1.1 С2.2.1.2 л Г п о

р я и ат Экономико- Управление Микроэконо- й ы с и .а

д а н т ь Ч математическое информационным Статистика мика н ь ц я

и у з е Р моделирование С2.1.2.1 и потоками С2.1.2.2 С2.2.2.1 С2.2.2.2 а И о о а

Модели Информация Количество Качество

Ресурсы менеджмента Методы исследования

Блок С2.1 Блок С2.2

Выбор, анализ, совершенствование Выбор методов

методов работы с информацией прогнозирования и планирования

Таблица 6

Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции предпринимателя (компетенции третьего уровня)

Блок Б1.1 Подготовка продукта и/или услуги к их производству Блок Б1.2 Обеспечение ресурсами для производства продукта и/или услуг

Среда деятельности Сфера компетенции

Внешняя Внутренняя Отрасль Управление

« н х <и г И ч <и X Подготовка Маркетинг Б1.1.1.1 Инновационный менеджмент D1.1.1.2 Инвестиционная деятельность D1.2.1.1 Современные концепции управления D1.2.1.2 Обеспечение и т и о н ь л е т

<и г к Ч « н и « Я й со « а и Управление требованиями Управление проектами \\ Финансовый менеджмент Логистический менеджмент е и н е н « о п ы к е д а м р о е

Б1.1.2.1 D1.1.2.2 D1.2.2.1 D1.2.2.2 В

и о и а и <и а Й 2 X л п « а Меняются Производственн ый менеджмент D21.11 Технологический менеджмент D2.1.1.2 Риск- менеджмент D2.2.1.1 Управление качеством D2.2.1.2 Устранение 2 е л б о р п <и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<и н « 2 а н <и г « Не меняются Коммерческая деятельность Сервисная деятельность Консалтинг Организационная культура к и н ^ о т с И И н е 3 е Рч

а « И D2.1.2.1 D2.1.2.2 D2.2.2.1 D2.2.2.2

Основной Вспомогательный Количество Качество

Вид деятельности Методы управления

Блок Б2.1 Управление производством продукта и/или услуги Блок Б2.2 Сопровождение производства продукции и/или услуг

Представляется целесообразным заметить, что в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 - Менеджмент достаточно перечислить базовые (рис.) и основные (табл. 2) компетенции. Это, по мнению автора, создаст необходимые предпосылки для использования профилей подготовки бакалавров по указанному выше направлению. Не вызывает сомнений тот факт, что укрупнённые компетенции можно получить при помощи нескольких дисциплин вариативной части стандарта и в дальнейшем проверить качество их усвоения без ущерба для качества подготовки бакалавров по направлению 080200.62 - Менеджмент.

Если же, по мнению разработчиков данного стандарта, использование профилей подготовки бакалавров по направлению 080200 - Менеджмент является

необоснованным, то в дополнение к укрупнённым компетенциям в стандарт следует внести компетенции специфические. В этом случае создается «жесткая» структура данного стандарта, предполагающая использование четкого перечня учебных дисциплин.

Таким образом, разработанные автором положения создают необходимую методическую основу для корректировки ФГОС ВПО по направлению 080200.62 -Менеджмент на научной основе.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление. Часть IV Управляющие системы, структуры. Глава 4.1 Главный руководитель диверсифицированной фирмы, 2013. URL

2. Тяпухин А.П. Как измерить компетенции бакалавра по направлению 080200.62 - Менеджмент? // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 1558.

3. http://gtmarket.ru/laboratory/basis/ 4155/4168. (дата обращения 05.07.2013).

А.А. Порческу

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВУЗОВСКОГО МОНИТОРИНГА

ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

KEY APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF MONITORING THE DEVELOPMENT OF COMPETENCE IN UNIVERSITY

Аннотация: рассматриваются проблемы создания обновленных систем мониторинга. Обсуждаются инновации, предлагаются подходы к сбору информации о процессе освоения компетенций студентами.

Ключевые слова: мониторинг, компетенции, динамический подход, качество образования, признаки проявления, пороговый балл.

Abstract: problems of monitoring updated systems creation are considered. Innovations are discussed, approaches to gathering of the information on process development students are offered.

Keywords: monitoring, competencies, the dynamic approach, quality of education, signs of development , threshold point.

Процесс мониторинга качества образования может охватывать три этапа. Первый этап - планирование качества, когда определенные представления о планируемых результатах обучения закладываются как целевые ориентиры для сравнения с ними учебных достижений. Второй этап связан с реализацией образовательных программ в учебном процессе, на котором качество результатов обучения отслеживается в повседневном учебном процессе и рассматривается в сочетании с целым спектром факторов, определяемых личностными особенностями усвоения, и качеством преподавания, качеством организации учебного процесса и т.д. Третий этап мониторинга предназначается для сбора информации по итогам осуществленного учебного процесса [4].

Каждый из этих этапов претерпел существенные изменения в связи с появлением компетентностного подхода, который заставляет пересмотреть не только целевые ориентиры, методы обучения, процедуры и инструментарий для оценивания, но и саму

© А. А. Порческу, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.