А. П. Тяпухин, доктор экон. наук, профессор,
зав. кафедрой,
кафедра менеджмента,
Оренбургский государственный университет,
г. Оренбург, Россия,
ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080200.62 - МЕНЕДЖМЕНТ
Прошло более трёх лет после вступления в силу Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО) третьего поколения, основу которого составляет так называемый компе-тентностный подход. Однако, несмотря на многочисленные комментарии специалистов и разработчиков стандартов, до сих пор не решён ряд крупных проблем, связанных с их реализацией высшими учебными заведениями. К числу таких проблем относятся:
1) широкое, скорее излишнее разнообразие общекультурных и профессиональных компетенций, как по их количеству, так и по качеству. Например, в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 - Менеджмент общекультурных компетенций (ОК) насчитывается 22, а профессиональных (ПК) — 50. При этом никто из разработчиков стандарта не может объяснить, откуда взялись эти числа и какие аргументы были использованы для их обоснования. А ведь речь идёт о научном подходе к формированию данных стандартов и их длительном использовании высшими учебными заведениями;
2) практически полное отсутствие инструментов для измерения качества освое-
Прошло более трёх лет после вступления в силу Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, основу которого составляет так называемый компетентностный подход. Однако, до сих пор не решён ряд крупных проблем, связанных с их реализацией высшими учебными заведениями.
ния указанных выше компетенций выпускниками высших учебных заведений, что, по нашему мнению, ставит под угрозу идею компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВПО третьего поколения;
3) наличие нескольких, явно лоббированных направлений обучения, например, таких как 080400 — Управление персоналом и 081100 — Государственное и муниципальное управление, однозначно подпадающих, по мнению автора, под направление 080200 — Менеджмент, а также учебных дисциплин, обязательных или рекомендуемых для обучения, которые носят второстепенный характер по отношению к заявленным направлениям. Так, например, в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 — Менеджмент такими дисциплинами являются:
институциональная экономика, учёт и анализ, инвестиционный анализ и др. В то время как в стандарте не нашлось место для таких управленческих дисциплин, как менеджмент (а ведь это название направления), разработка управленческих решений, инновационный менеджмент и др.;
4) невозможность освоения заявленных компетенций выпускниками вузов в полном объёме по причине использования
высшими учебными заведениями так называемых профилей обучения, не указанных в стандартах, и, по сути, продолжающих дублировать содержание упраздненных специальностей и направлений ГОС ВПО второго поколения.
Решение представленных выше проблем связано с некоторыми трудностями, поскольку количество и содержание компетенций ФГОС ВПО негласно провоцируют формирование основных образовательных программ и учебных планов с достаточно жесткой структурой, несмотря на, казалось бы, значительную свободу выбора вузами учебных дисциплин регионального компонента.
Данный вывод был получен в результате исследования содержания ФГОС ВПО по направлению 080200.62 — Менеджмент, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544. Исследование было проведено кафедрой менеджмента ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» в январе 2012 г. под руководством автора статьи. Целью исследова- = ния была оценка возможности использования профилей подготовки бакалавров по указанному выше направлению с обязательным соблюдением требований к содержанию общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.
При этом учитывался тот факт, что компетенции выпускника высшего учебного заведения могут быть измерены:
— в процессе текущего контроля качества аудиторной и самостоятельной работы студента в учебных семестрах;
— при прохождении студентами учебных практик;
— при выполнении и защите выпускной квалификационной работы;
— непосредственно на рабочем месте после окончания выпускником высшего учебного заведения1.
В нашем исследовании был сделан акцент на измерении компетенций студентов, обучающихся по утверждённому направле-
Отсутствие инструментов для измерения качества освоения компетенций выпускниками высших учебных заведений
ставит под угрозу идею компетентностного подхода, заложенного в ФГОС ВПО третьего поколения.
нию 080200.62 — Менеджмент в процессе текущего контроля качества аудиторной и самостоятельной работы студента в учебных семестрах.
Изучение компетенций указанного выше стандарта позволило сформировать совокупность учебных дисциплин, адекватно отражающих содержание данных компетенций в соответствии с данными табл. 1 (фрагмент результатов исследований).
Раскроем особенности табл. 1:
— во второй колонке курсивом, полужирным и подчеркнутым шрифтами выделены ключевые слова, создающие основу для выделения базовых дисциплин основной образовательной программы и учебного плана по направлению 080200.62 — Менеджмент, в наибольшей степени отражающих содержание изложенных в стандарте компетенций;
= — в третьей колонке курсивом, полужирным и подчеркнутым шрифтами указаны учебные дисциплины, адекватные, в том числе, по оформлению (шрифту) выделенным во второй колонке ключевым словам компетенций ФГОС ВПО;
— с определённой степенью уверенности можно утверждать, что, например, качество усвоения компетенции ОК-7 может быть проверено на основе теста, включающего материал трёх учебных дисциплин — «Персональный менеджмент», «Деловые коммуникации» и «Управление человеческими ресурсами». По аналогии, качество усвоения студентами компетенции ПК-9 может быть проверено на основе теста, включающего материал учебных дисциплин «Системный анализ», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент» и «Разработка управленческих решений».
Определение дисциплин учебного плана в соответствии с содержанием утверждённых компетенций студентов, обучающихся по направлению 080200.62 — Менеджмент, позволяет получить ряд неоспоримых преимуществ, таких как:
— обеспечение точного соответствия дисциплин учебного плана компетенциям
Таблица 1
Взаимосвязи компетенций и учебных дисциплин направления 080200.62 - Менеджмент (фрагмент)
№ Содержание компетенции Учебная дисциплина
1 2 3
1. Общекультурные компетенции
ОК-1 — знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии Культурология, персональный менеджмент
ОК— 2 — знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности Концепции современного естествознания, история, философия, менеджмент организации
ОК— 3 — способен занимать активную гражданскую позицию Персональный менеджмент, политология
ОК-4 — умеет анализировать и оценивать исторические события и процессы Системный анализ История
ОК-5 — владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения Культурология, философия, системный анализ, информатика, стратегический менеджмент
ОК-6 — умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Логика, русский язык и культура речи
ОК-7 — готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе Персональный менеджмент, деловые коммуникации, управление человеческими ресурсами
ОК-8 — способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность Разработка управленческих решений, методы принятия управленческих решений, корпоративная социальная ответственность
ОК-9 — умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности Правоведение, документирование управленческой деятельности, менеджмент
ОК-10 — стремится к личностному и профессиональному саморазвитию Персональный менеджмент, менеджмент
2. Профессиональные компетенции
Организационно-управленческая деятельность
ПК-1 — знает основные этапы эволюции управленческой мысли История управленческой мысли
ПК-2 — способен проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования Теория организации, управление персоналом
ПК-3 — готов к разработке процедур и методов контроля Административный менеджмент
ПК-4 — способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач Организационное поведение, управление человеческими ресурсами, разработка управленческих решений
ПК-5 — способен эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды Организационное поведение, управление человеческими ресурсами
ПК-6 — владеет различными способами решения конфликтных ситуаций Разработка управленческих решений, организационное поведение
ПК-7 — способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций Системный анализ, теория организации, деловые коммуникации
Окончание табл. 1
1 2 3
ПК-8 — способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений Корпоративная социальная ответственность, методы принятия управленческих решений, разработка управленческих решений
ПК-9 — способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений Системный анализ, менеджмент, стратегический менеджмент, разработка управленческих решений
ПК-10 — способен участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на их реализацию Маркетинг, стратегический менеджмент Бизнес-планирование, Менеджмент
упомянутого выше стандарта, что положительно влияет на результаты аккредитации данного направления;
— необоснованность использования высшими учебными заведениями профилей подготовки бакалавров, поскольку в этом случае практически невозможно доказать наличие требуемых компетенций обучающихся по ряду дисциплин вариативной части учебного плана;
— создание понятного способа измерения качества компетенций на основе тестов с ограниченным набором дисциплин (всего 72 теста, из них 22 по общекультурным и 50 по профессиональным компетенциям).
В результате исследования остался не решённым вопрос о количестве компетенций выпускника по направлению подготовки 080200.62 — Менеджмент и их соответствии тем или иным профилям подготовки бакалавров в рамках дисциплин регионального компонента ФГОС ВПО.
Исходя из этого, целью настоящей статьи является научное обоснование количества и содержания компетенций в рамках направления 080200 — Менеджмент, которое может быть основой для уточнения содержания других стандартов третьего поколения.
Для достижения поставленной цели предполагается:
— сформировать трёхуровневую иерархию компетенций выпускника по направлению 080200.62 — Менеджмент, включающую базовые, основные и специфические компетенции; при этом базовые компетенции учитывают основные сферы деятельности менеджера или роли, которые он выпол-
няет в организации; основные компетенции создают основу для использования профилей подготовки бакалавров, а специфические компетенции формируют «жесткую» структуру основных общеобразовательных программ или конкретный профиль подготовки;
— использовать совокупность классификационных признаков, позволяющих обосновать наличие увязанных между собой в геометрической прогрессии: 4 базовых, 16 основных и 64 специфических компетенций выпускника по направлению 080200.62 - Менеджмент;
— подобрать под каждую обоснованную автором компетенцию учебную дисциплину, позволяющую в полной мере раскрыть содержание данной компетенции (табл. 1).
Например, если использовать такие классификационные признаки, как источник получения полномочий менеджером (от собственников или от исполнителей) и ориентация менеджмента (на прошлое и на будущее), можно получить матрицу, представленную на рис. 1.
Как следует из содержания данной матрицы, можно выделить четыре базовые компетенции менеджера2 (компетенции первого уровня), а именно компетенции администратора, лидера, плановика и предпринимателя:
— базовые компетенции администратора сводятся к выполнению выпускником стандартных функций руководителя в соответствии с его должностной инструкцией и положением о подразделении в соответствии с теорией менеджмента;
— базовые компетенции лидера включают эффективное управление неформаль-
Полномочия менеджера поступают:
На прошлое
Ориентация менеджмента
На будущее
«Сверху» (от собственников) «Снизу» (от исполнителей)
Компетенции администратора (полномочия и коммуникации во внешней и внутренней среде предприятия) Блок A Компетенции лидера (личные качества и неформальное влияние на исполнителей) Блок В
Компетенции плановика (ресурсы организации и их использование в перспективе) Блок С Компетенции предпринимателя (инновации при подготовке и производстве продукта/услуги) Блок D
Рис. 1. Базовые компетенции выпускника по направлению 080200.62 — Менеджмент (компетенции первого уровня)
Блок А Компетенции администратора (полномочия и коммуникации во внешней и внутренней среде Блок В Компетенции лидера (личные качества и неформальное влияние на исполнителей)
Среда деятельности Стадия деятельности
Внешняя Внутренняя Подготовка Реализация
а т № ® ед н е м Коммуникации Соблюдение законов, регламентов, условий, этикета A1.1 Разработка и реализация управленческих решений А1.2 Свойства характера, опыт, внешний облик, здоровье В1.1 Поведение личности и группы В1.2 Специфика субъекта 5 и и р е ракт р а X
нт е £ тр с X К Полномочия Взаимодействие со сторонними организациями и общественностью Формирование системы управления организацией Формирование эрудиции, компетентности, коммуникабельности, доступности, аргументации Воздействие на личность и группу яния ли и Я б о с о е = в ти к е £ $
А2.1 А2.2 В2.1 В2.2 п С
а = е ед н Информация Мониторинг, сбор, обработка информации С1.1 Формирование стратегий, планов, программ, графиков С1.2 Подготовка продукта и/или услуги к их производству D 1.1 Обеспечение ресурсами для производства продукта и/или услуг D 1.2 Реализация и н с о н ль е ят
е м 3 с й с ф 04 Методы Выбор, анализ, совершенствование методов работы с информацией Выбор методов прогнозирования и планирования Управление производством продукта и/или услуги Сопровождение производства продукции и/или услуг а к в о т о г дг о е д я и ад н О
С2.1 С2.2 D 2.1 D 2.2 П
Вспомогательный Основной Продукт/услуга Технология
Вид деятельности Объект деятельности
Блок С Компетенции плановика (ресурсы организации и их использование в перспективе) Блок О Компетенции предпринимателя (инновации при подготовке и производстве продукта/услуги)
Рис. 2. Основные компетенции администратора, лидера, плановика и предпринимателя
(компетенции второго уровня)
ными группами в организации и влиянием на подчиненных благодаря личным качествам менеджера;
— базовые компетенции плановика касаются развития сильных сторон организации и устранения её слабостей за счёт рационального использования человеческих и прочих видов ресурсов;
— базовые компетенции предпринимателя включают подготовку и внедрение различного рода мероприятий, которые отличаются определённой степенью новизны, в том числе инноваций.
Классификационные признаки, представленные на рис. 2, позволяют определить основные компетенции менеджера в рамках
четырёх блоков его базовых компетенций, отображённых на рис. 1.
Анализ рис. 2 позволяет утверждать, что к основным компетенциям выпускника по направлению 080200.62 — Менеджмент относятся:
в рамках базовой компетенции администратора (блок А):
— А 1.1: соблюдение законов, регламентов, условий, этикета;
— А 1.2: разработка и реализация управленческих решений;
— А 2.1: взаимодействие со сторонними организациями и общественностью;
— А 2.2: формирование системы управления организацией;
Блок А1.1 Блок А1.2
Соблюдение законов, Разработка и реализация управленческих
регламентов, условии, этикета решений
Область компетенции Инструменты менеджмента
Право Процессы Средства Функции
Правоведение Экономика Методы принятия Исследование а к
ль с предприятия управленческих деятельности в о
и е т е св Э о А1.1.1.1 А1.1.1.2 решении А1.2.1.1 предприятия А1.2.1.2 о г д о П 8 и ац з
ом к е Социальная Административный Интеллектуальные Разработка е и еа р я
а р е и н ответственность менеджмент системы принятия управленческих н а в
е ч и а р £ управленческих решений о СО С
С А1.1.2.1 А1.1.2.2 решений А1.2.2.1 А1.2.2.2 ь л о п с Ис
я с« в о Локальный Связи с общественностью Региональная экономика Теория организации Исследование систем управления е и н а в о р и я о а с о о ц
з ль о п с и ь А2.1.1.1 А2.1.1.2 А2.2.1.1 А2.2.1.2 и нк у Фу о р п е и н оя
н е в о й ы Управление Государственное Теория Проектирование е то с о
£ н ь отношениями и муниципальное управления систем управления и т С
ч а б о £ с поставщиками и потребителями А2.1.2.1 управление А2.1.2.2 А2.2.2.1 А2.2.2.2 и з а Р
Компоненты Системы Теория Практика
Объект управления Область управления
Блок А2.1 Блок А2.2
Взаимодействие со сторонними организациями, общественностью и др. Формирование системы управления организацией
Рис. 3. Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции администратора
(компетенции третьего уровня)
в рамках базовой компетенции лидера (блок В):
— В 1.1: свойства характера, опыт, внешний облик, здоровье;
— В 1.2: поведение личности и группы;
— В 2.1: формирование эрудиции, компетентности, коммуникабельности, доступности, аргументации;
— В 2.2: воздействие на личность и группу;
в рамках базовой компетенции плановика (блок С):
— С 1.1: мониторинг, сбор, обработка информации;
— С 1.2: формирование стратегий, планов, программ, графиков;
— С 2.1: выбор, анализ, совершенствование методов работы с информацией;
— С 2.2: выбор методов прогнозирования и планирования;
в рамках базовой компетенции предпринимателя (блок D):
— D 1.1: подготовка продукта и/или услуги к их производству;
— D 1.2: обеспечение ресурсами для производства продукта и/или услуг;
— D 2.1: управление производством продукта и/или услуги;
— D 2.2: сопровождение производства продукции и/или услуг.
В рамках каждой из основных компетенций, отражённых на рисунке 2, можно выделить учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции менеджера (компетенции третьего уровня), рисунки 3-6.
Блок В1.1 Свойства характера, опыт, внешний облик, здоровье Блок В1.2 Поведение личности и группы
Субъект управления Область управления
Человек Специалист Теория Практика
Состояние субъекта Эволюция Физическая культура В1.1.1.1 Экспериментирование (выпускная квалификационная работа) В1.1.1.2 Психология В1.2.1.1 Деловые коммуникации В1.2.1.2 Статика Состояние процесса
Развитие Валеология В1.1.2.1 Практика В1.1.2.2 Социология В1.2.2.1 Власть, лидерство и групповая динамика В1.2.2.2 Динамика
= Ф си н е Системный История В2.1.1.1 Логика В2.1.1.2 Русский язык и культура речи В2.2.1.1 Безопасность жизнедеятельности В2.2.1.2 Предпосылки я 1 £ и с ая к
я к э 1 с Процессный Философия В2.1.2.1 Политология В2.1.2.2 Культурология В2.2.2.1 Управление человеческими ресурсами В2.2.2.2 Развитие с е ч н е л 9 пУ
Общие Специфические Субъективные Объективные
Навыки управления Условия деятельности
Блок В2.1 Формирование эрудиции, компетентности, коммуникабельности, доступности, аргументации Блок В2.2 Воздействие на личность и группу
Рис. 4. Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции лидера
(компетенции третьего уровня)
Блок С1.1 Мониторинг, сбор, обработка информации Блок С1.2 Формирование стратегий, планов, программ, графиков
Форма информации Функция менеджмента
Бумажная Электронная Учёт Планирование
Стадия деятельности Подготовка Документационное обеспечение управления С1.1.1.1 Информатика С1.1.1.2 Бухгалтерский учёт С1.2.1.1 Бизнес-планирование С1.2.1.2 Отрасль Сфера компетенции
Реализация Разработка системы сбалансированных показателей С1.1.2.1 Автоматизированное рабочее место менеджера С1.1.2.2 Управленческий учёт С1.2.2.1 Стратегический менеджмент С1.2.2.2 Управления
Стадия реализации Исследование Системный анализ С2.1.1.1 Методы обработки информации С2.1.1.2 Математика С2.2.1.1 Макроэкономика С2.2.1.2 Глобальный Уровень использования
Результат Экономико-математическое моделирование С2.1.2.1 Управление информационными потоками С2.1.2.2 Статистика С2.2.2.1 Микроэкономика С2.2.2.2 Локальный
Модели Информация Количество Качество
Ресурсы менеджмента Методы исследования
Блок С2.1 Выбор, анализ, совершенствование методов работы с информацией Блок С2.2 Выбор методов прогнозирования и планирования
Рис. 5. Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции плановика
(компетенции третьего уровня)
Анализ содержания данных рисунков позволяет сделать следующие выводы:
— дисциплины блока А формируют основу для специфических компетенций, которые в существующем стандарте именуются профессиональными; часть из этих дисциплин могут быть дисциплинами по выбору;
— дисциплины блока В касаются специфических компетенций, которые больше известны как общекультурные компетенции;
— учебные дисциплины блока С формируют специфические компетенции, характерные для естественно-научного цикла и могут быть отнесены к общекультурным компетенциям;
— учебные дисциплины блока D создают предпосылки для формирования про-
фессиональных компетенций, причём они удобны для разработки блока дисциплин по выбору вариативной части ФГОС ВПО.
Представляется целесообразным заметить, что в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 — Менеджмент достаточно перечислить базовые (рисунок 1) и основные (рисунок 2) компетенции. Это, по мнению автора, создаст необходимые предпосылки для использования профилей подготовки бакалавров по указанному выше направлению. Не вызывает сомнений тот факт, что укрупнённые компетенции можно получить при помощи нескольких дисциплин вариативной части стандарта и в дальнейшем проверить качество их усвоения без ущерба для качества подготовки бакалав-
t дискуссия
i журнал науч ных пубп ика ци й
Блок 01.1 Блок 01.2
Подготовка продукта Обеспечение ресурсами
и/или услуги к их производству для производства продукта и/или услуг
Среда деятельности Сфера компетенции
Внешняя Внутренняя Отрасль Управление
а к в Маркетинг Инновационный Инвестиционная Современные концепции управления е и н е ч о И
ев Н И Ф о т о г менеджмент деятельность О о
Ф И д о П Б1.1.1.1 Б1.1.1.2 Б1.2.1.1 Б1.2.1.2 ес б О н ь ель т я е д
Ф S е
= ция Управление Управление Финансовый Логистический Выполнени а м
¿3 а S еа Рч требованиями Б1.1.2.1 проектами Б1.1.2.2 менеджмент Б1.2.2.1 менеджмент Б1.2.2.2 р о е
со о и й я тс Производственный менеджмент Технологический менеджмент Риск-менеджмент Управление качеством е и н
ф 2 е
X i (3 ев S а Ф !3 s ен Ме Б2.1.1.1 Б2.1.1.2 Б2.2.1.1 Б2.2.1.2 ев тра стУ 5 е л ю о 6 е
я с т Коммерческая Сервисная Консалтинг Организационная к не 3 е
& н яю деятельность деятельность культура и н Оч
Ü ев & с <D м е К Б2.1.2.1 Б2.1.2.2 Б2.2.2.1 Б2.2.2.2 ч О т с Ис
Основной Вспомогательный Количество Качество
Вид деятельности Методы управления
Блок D2.1 Блок 02.2
Управление производством продукта и/или Сопровождение производства продук-
услуги ции и/или услуг
Рис. 6. Учебные дисциплины, характеризующие специфические компетенции предпринимателя
(компетенции третьего уровня)
ров по направлению 080200.62 — Менеджмент.
Если же, по мнению разработчиков данного стандарта, использование профилей подготовки бакалавров по направлению 080200 — Менеджмент является необоснованным, то в дополнение к укрупнённым компетенциям в стандарт следует внести компетенции специфические. В этом случае создается «жесткая» структура данного стандарта, предполагающая использование четкого перечня учебных дисциплин.
Таким образом, разработанные автором положения создают необходимую методическую основу для корректировки ФГОС ВПО
по направлению 080200.62 — Менеджмент на научной основе.
1. Тяпухин А. П. Как измерить компетенции бакалавра по направлению 080200.62 — Менеджмент? // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013, С. 1558.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. Часть IV Управляющие системы, структуры. Глава 4.1 Главный руководитель диверсифицированной фирмы, 2013. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/ 4155/4168. (дата обращения 05.07.2013).