Научная статья на тему 'Изучение страноведения при подготовке менеджеров как способ формирования общекультурных компетенций студентов неязыковых специальностей'

Изучение страноведения при подготовке менеджеров как способ формирования общекультурных компетенций студентов неязыковых специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ ПО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЮ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРАНОВЕДЕНИЕ / СТАНДАРТЫ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EUROPEAN COUNCIL FOR BUSINESS EDUCATION / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / STANDARDS OF THE THIRD GENERATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / COUNTRY-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Н. В., Шмелева Ж. Н.

Статья рассматривает образовательные технологии, используемые для формирования общекультурных компетенций студентов неязыковых специальностей университета в процессе преподавания курса страноведения на английском языке при подготовке менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Н. В., Шмелева Ж. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTRY STUDY LEARNING IN THE MANAGER TRAINING AS A WAY TO FORM THE GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN STUDENTS OF THE NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

The article considers educational technologies being used to form general cultural competences in students of non-linguistic specialties of the University in the course of country-study in English while training managers.

Текст научной работы на тему «Изучение страноведения при подготовке менеджеров как способ формирования общекультурных компетенций студентов неязыковых специальностей»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14 Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева

ИЗУЧЕНИЕ СТРАНОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МЕНЕДЖЕРОВ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Статья рассматривает образовательные технологии, используемые для формирования общекультурных компетенций студентов неязыковых специальностей университета в процессе преподавания курса страноведения на английском языке при подготовке менеджеров.

Ключевые слова: Европейский cовет по бизнес-образованию, общекультурные компетенции, страноведение, стандарты третьего поколения, образовательные технологии.

N.V. Antonova, Zh.N. Shmeleva

COUNTRY STUDY LEARNING IN THE MANAGER TRAINING AS A WAY TO FORM THE GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN STUDENTS OF THE NON-LINGUISTIC SPECIALTIES

The article considers educational technologies being used to form general cultural competences in students of non-linguistic specialties of the University in the course of country-study in English while training managers.

Key words: European Council for business education, general cultural competences, country-study, standards of the third generation, educational technologies

Компетентностный подход, определяющий подготовку менеджеров по стандартам ФГОС ВПО третьего поколения, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 20 мая 2010 г. № 544, предусматривает необходимость формирования компетенций, дающих возможность студентам успешно интегрироваться в международную образовательную и производственную среду [5]. Учитывая, что данная интеграция невозможна без знания иностранного языка, в Институте международного менеджмента и образования Красноярского государственного аграрного университета разработаны учебные планы для бакалавров-менеджеров, которые включают различные предметы, связанные с иностранным языком или читаемые на английском языке, а именно: иностранный язык, деловой английский язык, английский язык для профессиональных целей, страноведение (английский язык), внешнеэкономическая деятельность (английский язык).

К компетенциям, которые мы формируем средствами иностранного (английского) языка, относятся следующие:

• ОК-1: знает базовые ценности мировой культуры и готов опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии;

• ОК-3: способен занимать активную гражданскую позицию;

• ОК-5: владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

• ОК-6: умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

• ОК-14: владеет одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность;

• ОК-19: способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации [5, с. 8].

Формирование данных компетенций в Институте международного менеджмента и образования идет с учетом области профессиональной деятельности бакалавров, но при этом особое внимание уделяется тому факту, что выпускникам придется продолжать обучение или работать с учетом постоянно изменяющейся окружающей бизнес-среды как в России, так и за рубежом.

Исходя из того, что к области профессиональной деятельности бакалавров, согласно стандартам, относятся определенные организации, мы должны включать в учебные планы подготовки менеджеров исследование этих организаций в России и за рубежом. К ним относятся:

ВестникКрасГАУ. 2015. № 4

- организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие, государственные, муниципальные), в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня в различных службах аппарата управления;

- органы государственного и муниципального управления;

- структуры, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело [5, с. 6].

Согласно примерной программе по иностранному языку, страноведческие вопросы должны рассматриваться в процессе изучения иностранного языка. Мы же изучаем страноведческие вопросы не только в курсе иностранного языка, но и в учебных курсах других дисциплин, таких как страноведение, внешнеэкономическая деятельность, английский язык для профессиональных целей, деловой английский язык, которые преподаются на английском языке.

Технологии, которые мы используем при формировании компетенций, являются как общепринятыми, так и разработанными нами в процессе преподавания английского языка и предметов на английском языке.

К ним относятся:

1. Технология коммуникативного обучения, разработанная Е.И. Пассовым [4].

2. Технология обучения в гомогенных группах [1].

3. Технология погружения в иноязычную среду.

4. Технология модульно-рейтингового обучения.

5. Информационные технологии.

6. Технологии индивидуализации обучения.

7. Проектные технологии [2].

8. Технологии деловых и ролевых игр.

9. Технологии тестирования и интернет-экзамен.

Изучение страноведческих вопросов всегда вызывало определенную сложность для студентов, поскольку политические, экономические, социальные, технологические и правовые устои зарубежных государств различны и для многих студентов первого-второго курсов малознакомы. Однако к третьему курсу кругозор студентов расширяется, и они готовы изучать и сравнивать различные стандарты жизни и трудовой деятельности в разных странах, используя PESTLE- и SWOT-анализы.

Именно на третьем курсе мы вводим страноведение и внешнеэкономическую деятельность в наши учебные планы на английском языке. В течение ряда лет основное наше внимание уделялось изучению Великобритании, США, Австралии и Канады. Этого же требуют примерные учебные программы по иностранному языку. Однако внешнеполитическая обстановка в мире заставила нас уделять особое внимание странам Азии: КНР, Индии, Монголии, Японии. Хотя данные страны не являются носителями английского языка (за исключением Индии), мы вынуждены считаться с культурными, производственными, социальными условиями жизни в данных странах, поскольку они являются на сегодняшний день высокоразвитыми в области технологий и представляют потенциальный интерес для выпускников.

Рассмотрим процесс изучения страноведения и формирование компетенций через использование в учебном процессе различных образовательных технологий.

Технология коммуникативного обучения, разработанная Е.И. Пассовым [4], используется нами для развития межкультурных компетенций.

Данная методика позволяет формировать наиболее важные для студента компетенции: ОК-1, ОК-6 и ОК-14. При использовании данной технологии мы опираемся на ключевые принципы коммуникативной методики - обучать всем навыкам одновременно (говорению, чтению, аудированию и письму) и применению языка в ситуациях общения. Для формирования данных компетенций мы используем на занятиях различные виды деятельности, такие как мини-лекции, обсуждение проблемы в группе из 2-3 студентов с последующей устной презентацией и так далее. Проведение мини-лекций представляет для студентов особый интерес, поскольку запись нового материала на английском языке на слух, с которым студенты ранее не сталкивались, повышает их самооценку и позволяет им чувствовать себя студентами не только Красноярского государственного аграрного университета, но и студентами одного из лучших европейских вузов. При проведении мини-лекций мы используем страноведческие материалы из истории древней Великобритании. Такие слова, как кельты, друиды, скоты, пикты, Римская империя, Юлий Цезарь, конечно им знакомы из литературы и фильмов на русском языке, поэтому сложный страноведческий материал на английском языке не создает психологический барьер, и то, что включено в мини-лекцию, впоследствии успешно используется при подготовке тематических дискуссий и диалогов. На первых этапах проведения мини-лекций лектором выступает преподаватель, который диктует материал, попутно давая спеллинг, транскрипцию или перевод слож-

ных английских слов. Но уже в конце 5-го семестра студентам предлагается подготовить лекционный материал самостоятельно и представить его группе, выступая в качестве лектора. Для такого занятия мы выбираем тему «Экономика Великобритании». Так как студенты с первого семестра изучают деловой английский язык, они имеют обширный запас бизнес-лексики. Тем не менее студенты готовятся представить спеллинг, транскрипцию или перевод сложных английских слов, которые они включили в свою мини-лекцию. По окончании мини-лекций, которые проводили студенты, мы обсуждаем содержание и выбираем лучших лекторов из числа студентов.

Технология обучения в гомогенных группах. Под «элитной» гомогенной группой нами понимается группа студентов из 11-13 человек, имеющих:

1) достаточно высокую степень подготовленности в области иностранного языка (как программные, так и внепрограммные знания, умения и навыки);

2) хорошо выраженную способность к творческой деятельности в области иностранных языков;

3) явное стремление к совершенству в области иностранных языков, готовность обучаться (общие и специальные способности).

Данная технология внедрена в Институте международного менеджмента и образования Красноярского ГАУ и имеет свидетельство на интеллектуальную собственность от российской организации «Информре-гистр» [1]. Гомогенные группы формируются на 1-м курсе для изучения иностранного языка сразу после зачисления по вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем студенты, которые не имеют достаточно высокой степени подготовленности в области иностранного языка (первое условие зачисления в гомогенную группу), могут быть включены в элитную группу с учетом их стремления к совершенству в области иностранных языков (третье условие зачисления в гомогенную группу).

Студенты гомогенных групп, которые мы также называем «элитными», изучают тот же материал, который предусмотрен программой по иностранному языку для всех студентов, но изучают его более глубоко за счет имеющегося после школы более высокого уровня знаний, большего времени на занятиях, отводимого разговорной речи. Уже на 1-м курсе студенты гомогенных групп участвуют в конференциях на английском языке, публикуют статьи на английском языке и погружаются в иноязычную языковую среду через посещение лекций и бесед, проводимых зарубежными преподавателями. Ежегодно в институт приезжают специалисты и профессора из КНР, Монголии, Словении, Венгрии, Сербии. Таким образом, технология погружения в иноязычную среду позволяет нам формировать у студентов такие компетенции, как ОК-1 и ОК-3. Зарубежные специалисты и преподаватели, являясь носителями языка и культуры, представляют студентам знания о мировой культуре, этапах ее развития и формируют у них определенную гражданскую позицию тем, что позволяют нашим студентам испытывать чувство гордости, достоинства и принадлежности к мировому образовательному и производственному пространству. Подтверждением данному факту служит то, что именно студенты гомогенных групп активно участвуют в проектах в России и за рубежом, проходят производственную практику за рубежом, проводят год или семестр в зарубежном университете, а некоторые продолжают обучение за рубежом. В течение ряда лет мы сотрудничаем с университетами КНР, Монголии, США, Словении, Венгрии, Великобритании, Турции. Высокую оценку своих знаний, умений, навыков и компетенций получили студенты элитных групп в период работы аккредитационной комиссии Европейского совета по бизнес-образованию в марте 2014 г. Комиссия оценила уровень подготовки студентов института как соответствующий европейским стандартам качества (компетенции ОК-6 и ОК-14) .

Технология модульно-рейтингового обучения успешно внедряется в Институте международного менеджмента и образования в течение ряда лет. В связи с переходом к стандартам ФГОС ВПО третьего поколения модульно-рейтинговая система претерпела некоторые изменения, поскольку возникла потребность оценивать не только знания, умения и навыки, имеющиеся у студента, но и сформированность у него компетенций. В процессе формирования компетенций, согласно учебному плану, принимают участие различные дисциплины, в том числе и страноведение. Для оценки уровня сформированности компетенций нами разрабатываются специальные паспорта компетенций. Данные паспорта имеют своей неотъемлемой частью таблицу оценки уровня сформированности как знаний, умений и навыков в области страноведения, так и уровень сформированности компетенций (ОК-19). Каждый учебный модуль при изучении страноведения заканчивается итоговым контрольным заданием, представленным в виде тестов «правильно-неправильно», заданием с множественным выбором, представлением монолога по предложенной страноведческой теме, написанием эссе страноведческого характера, выполнением итогового тестового задания из Фонда Оценочных Средств, или интернет-экзаменом. Оценка от 1 до 5 выставляется исходя из количества правильных ответов, причем оценки «1» и «2» являются незачетными, так как свидетельствует об отсутствии компе-

Вестни^КрасТЯУ. 2015. № 4

тенции (количество правильно выполненных студентом заданий ниже 60%), оценка «3» свидетельствует о наличии базового уровня компетенций, соответствующего ФГОС ВПО (60-73 % заданий выполнено правильно), оценка «4» выставляется тогда, когда студент демонстрирует хороший уровень подготовки (правильно выполнено 74-86 % заданий), оценка «5» выставляется при демонстрации знаний, умений, навыков и компетенций, значительно превышающих базовый уровень (87-100 % заданий выполнено правильно). Модульно-рейтинговая система предусматривает также, согласно ежегодно утверждаемым рейтинг-планам, проставление дополнительных баллов за активную независимую страноведческую работу, проводимую по инициативе студентов без указания преподавателя. Это могут быть различные проектные работы [3, с.63-64]. К ним относятся трудовые, игровые проекты, проекты рассказывания. Все эти проекты посвящены различным национальным праздникам англо-говорящих стран, таким как «Halloween», «Christmas», «New Year», «Saint Valentine Day». Отдельные проекты связаны с подбором текстов и музыки национальных народных и современных популярных песен и разучиванием их на уроках страноведения. Некоторые проекты предусматривают проведение конкурсов рисунков или вышивок по страноведческой тематике или подготовку рефератов по данной тематике.

При этом информационные технологии являются путем, которым чаще всего пользуются студенты при подготовке страноведческих проектов, в том числе тех, которые связаны с бизнесом в зарубежных странах и представляются в виде деловых и ролевых игр и case-study. Интересны также мультимедийные презентации по различным страноведческим темам, таким как города США, Великобритании, Канады, Австралии; их исторические памятники; схожесть и различия национальных праздников в данных странах, которые готовятся и презентуются с помощью информационных технологий.

Технологии тестирования и интернет-экзамена при оценке знаний остаются ведущими при контроле, как мы уже упоминали выше, но мы расширяем их, включая сюда не только тестирование и интернет-экзамен, но и взаимоконтроль, самоконтроль. Под взаимоконтролем в курсе страноведения мы понимаем такие формы контроля, которые студенты в состоянии проверить друг у друга и адекватно оценить ответ сокурсника. К таким заданиям мы относим проверку лексики страноведческого характера, знания географических характеристик стран с использованием географических карт и т.д. Самоконтроль представляет собой небольшие тестовые задания с предоставлением ключей для проверки. Таким способом проверяется наличие у студентов компетенции ОК-5.

В целом, в процессе преподавания страноведения большое внимание уделяется нами индивидуализации обучения, в связи с тем, что в институте обучаются студенты из зарубежных стран (Монголия, Вьетнам), а также некоторые студенты института обучаются с использованием дистанционных образовательных технологий, проживая за рубежом (США, Великобритания, КНР). Данные студенты обучаются в институте по индивидуальным планам, утвержденным ученым советом университета. Наличие сформированных компетенций у этих групп студентов подтверждается их успешной защитой выпускных квалификационных работ.

В заключение следует отметить, что формирование компетенций студентов, согласно ФГОС ВПО третьего поколения, является трудным и длительным процессом, который сложно организовать и также сложно правильно оценить. Но использование различных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплин учебного плана при подготовке менеджеров является тем рычагом, которым можно успешно пользоваться при формировании различных общекультурных компетенций. Эта задача успешно решается в Институте международного менеджмента и образования Красноярского ГАУ, о чем свидетельствует аккредитация Европейского совета по бизнес-образованию, полученная в мае 2014 года на программы 080200.62 «Менеджмент» (бакалавриат) и 080200.68 «Менеджмент» (магистратура) на период до 31 мая 2017 года.

Литература

1. Регистрационное свидетельство № 29328. Методика организации процесса в элитных группах: электрон. метод. пособие / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева; Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 2013. - Номер государственной регистрации - 0321300030 от 15.01.2013 г.

2. ДьюиДж, Дьюи Э. Школы будущего. - Берлин: Гос. изд-во РСФСР, 1922. - 178 с.

3. Матюшев В.В., Антонова Н.В. Проектная работа как средство развития творческих способностей студентов Красноярского государственного аграрного университета // Молодой красноярский специалист XXI века на рынке труда: мат-лы регион. науч-практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2010. - С. 62-65.

4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 20 мая 2010 г. № 544.

УДК 378.1 НД. Амбросенко, Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ОБРАЗОВАНИЯ (КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Авторы статьи рассматривают возможности и специфику использования различных образовательных технологий в учебном процессе, уделяя особое внимание информационным технологиям как технологиям, способствующим дальнейшему развития Института международного менеджмента и образования.

Ключевые слова: Болонский процесс, информационно-образовательная среда, информационные технологии, электронные учебно-методические комплексы, гомогенная (элитная) группа.

N.D. Ambrosenko, N.V. Antonova, Zh.N. Shmeleva

MODERN EDUCATIONAL AND INFORMATION TECHNOLOGIES AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE DEVELOPMENT STRATEGY IN THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL MANAGEMENT AND EDUCATION (KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY)

The authors examine the opportunities and specificity of the various educational technologies use in the educational process, giving special attention to the information technologies as those that facilitate the further development of the Institute of International Management and Education.

Key words: Bologna process, information and education environment, information technologies, electronic educational-methodical complexes, homogeneous (elite) group.

2003 год вошел в историю современной системы образования как год подписания Россией Болонской декларации. Присоединение России к Болонскому процессу заставило российскую систему высшего образования пройти через сложный процесс реформ и модернизации для того, чтобы успешно интегрироваться в европейское образование. Министерство образования и науки Российской Федерации (Приказ № 40 от 15.02.2005) разработало специальный план действий для внедрения данного процесса в реальную жизнь университетов России. Данный план включал ряд базовых положений Болонской системы, в том числе дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования и переход на двухуровневую структуру - бакалавр-магистр; внедрение системы кредитов, расширение инновационной деятельности в образование; развитие студенческой и преподавательской мобильности; обеспечение качества образования.

Болонский процесс открыл границы в том смысле, что позволил не только зарубежным студентам приезжать и получать образование в России, но и российским студентам проходить стажировки и практики в зарубежных странах, продолжать обучение и трудоустраиваться за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.