3. Матюшев В.В., Антонова Н.В. Проектная работа как средство развития творческих способностей студентов Красноярского государственного аграрного университета // Молодой красноярский специалист XXI века на рынке труда: мат-лы регион. науч-практ. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2010. - С. 62-65.
4. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) «бакалавр), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ 20 мая 2010 г. № 544.
УДК 378.1 НД. Амбросенко, Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МЕЖДУНАРОДНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ОБРАЗОВАНИЯ (КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)
Авторы статьи рассматривают возможности и специфику использования различных образовательных технологий в учебном процессе, уделяя особое внимание информационным технологиям как технологиям, способствующим дальнейшему развития Института международного менеджмента и образования.
Ключевые слова: Болонский процесс, информационно-образовательная среда, информационные технологии, электронные учебно-методические комплексы, гомогенная (элитная) группа.
N.D. Ambrosenko, N.V. Antonova, Zh.N. Shmeleva
MODERN EDUCATIONAL AND INFORMATION TECHNOLOGIES AS AN IMPORTANT COMPONENT OF THE DEVELOPMENT STRATEGY IN THE INSTITUTE OF INTERNATIONAL MANAGEMENT AND EDUCATION (KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY)
The authors examine the opportunities and specificity of the various educational technologies use in the educational process, giving special attention to the information technologies as those that facilitate the further development of the Institute of International Management and Education.
Key words: Bologna process, information and education environment, information technologies, electronic educational-methodical complexes, homogeneous (elite) group.
2003 год вошел в историю современной системы образования как год подписания Россией Болонской декларации. Присоединение России к Болонскому процессу заставило российскую систему высшего образования пройти через сложный процесс реформ и модернизации для того, чтобы успешно интегрироваться в европейское образование. Министерство образования и науки Российской Федерации (Приказ № 40 от 15.02.2005) разработало специальный план действий для внедрения данного процесса в реальную жизнь университетов России. Данный план включал ряд базовых положений Болонской системы, в том числе дальнейшее развитие системы высшего профессионального образования и переход на двухуровневую структуру - бакалавр-магистр; внедрение системы кредитов, расширение инновационной деятельности в образование; развитие студенческой и преподавательской мобильности; обеспечение качества образования.
Болонский процесс открыл границы в том смысле, что позволил не только зарубежным студентам приезжать и получать образование в России, но и российским студентам проходить стажировки и практики в зарубежных странах, продолжать обучение и трудоустраиваться за рубежом.
ВестникКрасГАУ. 2015. № 4
Информационные технологии, наряду с технологиями коммуникативного обучения, технологиями тестирования, погружения в иноязычную среду, становятся самыми востребованными среди обучаемых студентов, поскольку дают возможность получить знания, умения и навыки при относительно свободном графике работы при наличии компьютерной сети [2].
Как показала практика, данные идеи могут быть реализованы только в условиях хорошо развитой информационно-образовательной среды университета для студентов, поскольку они должны иметь полную и релевантную информацию о зарубежной образовательной и производственной среде для успешной интеграции в нее.
Сегодня применение современных образовательных и информационных технологий считается основным компонентом в общей стратегии Красноярского государственного аграрного университета в целом и Института международного менеджмента и образования в частности. Данные технологии позволяют вносить свой вклад в социально-экономическое развитие города и региона через подготовку высококвалифицированных кадров, готовых удовлетворять требования инновационного развития.
Для того чтобы продемонстрировать современные вызовы, тенденции и условия современного образовательного процесса и создать современную информационно-образовательную среду, необходимо различать следующие основные компоненты:
• Корпоративные компьютерные сети образовательных учреждений.
• Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии для очной и заочной форм обучения.
• Электронные образовательные ресурсы.
• Техническое и технологическое обеспечение процесса создания интегрированной информационно-образовательной среды (ИИОС) обеспечения учебного процесса.
• Достаточная компетенция преподавателей и студентов в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).
• Инновации, вызванные созданием ИИОС обеспечения учебного процесса.
• Участие организационных структур университета и института в создании ИИОС обеспечения учебного процесса.
Традиционно информатизация учебного процесса вузов шла по пути создания локальных информационных подсистем. Эти подсистемы создавались в разное время на основе различных технологий, и поэтому организация их взаимодействия представляет собой самостоятельную задачу.
Основой для организации образовательного процесса является комплекс следующих принципов:
• выполнение основных требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;
• доступность для всех заинтересованных лиц к информации обо всех имеющихся электронных образовательных ресурсах, рекомендованном порядке и технологиях их применения в образовательном процессе; доступные средства обеспечения образовательного процесса;
• выбор содержания и длительности отдельных стадий образовательного процесса, которые позволяют полностью учитывать индивидуальность и потребности обучаемого лица;
• возможность выбирать место, формы, сроки и технологии в учебном процессе, включая использование дистанционных образовательных технологий;
• формирование у обучаемого лица желания систематической независимой работы посредством создания набора предметов в учебном плане направления подготовки, методической обработки образовательных технологий и внедрение систематического индивидуального контроля результатов образовательного процесса;
• создание условий для продуктивной независимой работы участников процесса как в университете, так и дома;
• организация индивидуальных и групповых консультаций для обучаемых лиц посредством возможностей компьютерной сети;
• основным средством самостоятельной учебной работы обучаемого должны быть электронные учебно-методические комплексы, которые формируются и хранятся как файлы на различных носителях в ИИОС университета;
• заключительный (итоговый) контроль знаний и навыков обучаемого осуществляется при личном присутствии.
Электронное обучение является неотъемлемой частью традиционного обучения в большинстве развитых стран мира. Одним из приоритетных направлений развития современного российского образования является внедрение и умелое, методически обоснованное использование дистанционных образовательных технологий. Они позволяют использовать идеологию открытого образования, которое обозначает доступность образовательных ресурсов в любое время, подходящее для студентов, и в любом месте.
Таким образом, способность управлять расписанием обучения делает электронное обучение очень привлекательным для занятых людей, которые готовы получить второе высшее образование или повысить квалификацию. Значительный прогресс в развитии компьютерного оборудования и информационных технологий обеспечивает большие технические возможности для внедрения различных дидактических идей. Глобальные и общие проблемы электронного образования заключаются в создании и эффективном использовании информационно-образовательной среды на основе электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам (ЭУМКД) учебного плана направления подготовки студентов.
ЭУМКД являются собранием учебно-методических материалов, программно-аппаратного и технологического обеспечения, а также организационных средств, которые должны обеспечить общий диапазон образовательных услуг, предназначенных для изучения отдельного предмета учебного плана в соответствии со стандартами. Различные концептуальные подходы к разработке содержания и структуре электронных учебно-методических пособий и материалов, различный уровень их качества, их различные функции в образовательном процессе позволяют преподавателю выбрать тот комплекс, который обеспечил бы достижение поставленных целей. Этот электронный комплекс дает новые возможности как для студента, так и для преподавателя. Для первого - в организации процесса изучения, для второго - для организации процесса обучения.
Сегодня 80 % предметов учебного плана всех направлений подготовки в университете обеспечены ЭУМКД в формате и *Мт1. Как и во всем мире, в КрасГАУ на смену текстово-графическим электронным ресурсам постепенно приходят высоко интерактивные, мультимедийные электронные образовательные ресурсы (ЭОР), современные технологии синхронного (вебинары, видеоконференции) и асинхронного (видеозаписи лекций, вебинаров) обучения. Поэтому существует необходимость построения высокоскоростных телекоммуникационных сетей передачи данных, обеспечивающих доступ к электронным образовательным ресурсам обучающихся с компьютера, имеющего доступ в глобальную сеть Интернета из любой точки мира. Телекоммуникационный доступ, таким образом, сложно переоценить.
Становится очевидным, что мы можем ожидать от создания развитой интегрированной информационно-образовательной среды университета, значительного увеличения эффективности и качества образования только в том случае, если новые образовательные продукты будут обладать определенными инновационными качествами, поэтому анализу качества электронных образовательных ресурсов должно уделяться особое внимание. Критериями оценки качества электронных образовательных ресурсов должны быть как традиционные, так и инновационные.
К традиционным критериям можно отнести такие, как соответствие ФГОС ВПО, научное обоснование презентуемого материала, отсутствие фактических ошибок или положений, нарушающих этику, соответствие требованиям качества оформления материала.
Инновационные характеристики электронных образовательных ресурсов включают в себя такие особенности, как получение достаточного объема информации; наличие фонда оценочных средств и рекомендации по их использованию; интерактивный характер, который обеспечивает не только самостоятельную работу студента, но и его независимую работу в соответствии с требованиями Европейского совета по бизнес-образованию, когда студент расширяет свои знания сверх требований учебного плана, стремясь к их совершенствованию.
При этом используются такие педагогические инструменты, как мультимедийные средства, моделирование, обеспечение интерактивного характера обучения (телекоммуникации) посредством использования презентаций, аудио- и видеоматериалов в процессе проведения вебинаров.
Качественное обучение, таким образом, подразумевает работу «дома», то есть за пределами университетской аудитории - в интернет-кафе, в библиотеке или в парке посредством использования технологий беспроводного доступа к сети Интернета ^-П-технологии), то есть обеспечиваются возможности использо-
Вестни^КрасТЯУ. 2015. № 4
вания дистанционных образовательных технологий при получении качественного образования, особенно это актуально для обучения зарубежных студентов.
Основными компонентами технического обеспечения создания мультисервисной корпоративной сети для образовательного процесса являются следующие:
• Хорошо развитая локальная вычислительная сеть, имеющая высокоскоростное качественное подключение к Интернету и включающая не только учебные корпуса, но и студенческие общежития.
• Наличие достаточного количества рабочих мест, обеспеченных мультимедийным компьютером и свободным доступом.
• Сеть мультимедийных лекционных залов и аудиторий.
• Хорошее материальное обеспечение технологических лабораторий, в которых разрабатываются данные электронные комплексы.
Важно отметить, что информационные коммуникационные технологии сами по себе не обозначают новую образовательную парадигму, но служат мощным средством для развития упомянутого выше подхода. Правильное использование ИКТ в образовательном процессе позволяет педагогам разрабатывать и применять новые образовательные технологии [1], которые соответствуют новой образовательной парадигме, включающей в себя дискуссии, совместные сетевые и несетевые проектные работы, работу в сетевых лабораториях, контроль знаний через интернет-экзамен и т.д.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс способствует более активному процессу интеграции студентов Института международного менеджмента и образования в международное образовательное и производственное пространство. Деятельность института ведется по разным направлениям, но основой всего является углубленное изучение иностранного языка (английского) в течение всего периода обучения в институте по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры. Студенты изучают английский язык, деловой английский язык, английский язык для профессиональных целей, внешнеэкономическую деятельность на английском языке, страноведение на английском языке по методике организации учебного процесса в гомогенной группе [1]. Имея глубокие знания в области английского языка, студенты ИММО легко адаптируются в иноязычной производственной и образовательной среде и имеют возможность продолжить свою жизнь и карьеру за рубежом. В 2014 году студенты ИММО продолжали обучение в университетах Великобритании, Турции, США; проходили производственную практику, летние курсы в области менеджмента в США и Сербии; языковые стажировки в Великобритании, Корее, США. Все это время студенты имели тесную связь с университетом посредством информационных образовательных технологий, которые позволяют им успешно справляться с освоением учебных планов. Возможности использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе позволяют успешно проводить обучение зарубежных студентов из Монголии и Вьетнама.
Таким образом, развитие и более широкое использование информационных технологий в образовательном процессе позволяют предоставлять российским студентам новые возможности для получения образования, а зарубежным студентам обучаться в одном из престижных аграрных вузов России.
Литература
1. Регистрационное свидетельство № 29328. Методика организации учебного процесса в элитных группах: электрон. метод. пособие / Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева; Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 2013. - Номер государственной регистрации -0321300030 от 15.01.2013 г.
2. Антонова Н.В., Шмелева Ж.Н. Формирование коммуникативной компетенции при изучении английского языка студентами неязыкового вуза // Вестник КрасГАУ. - 2014. - № 2. - С. 240-244.