Научная статья на тему 'Информационные технологии в сфере образовании'

Информационные технологии в сфере образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1541
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MULTIMEDIA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопьева Ю.В., Петрова О.А.

Приводятся основные направления использования информационных технологий в образовательной сфере, рассматриваются возможности информационных технологий в образовании, особенности дистанционного обучения и возможности автоматизации деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Technologies in Education

The author presents in the article the main directions of the use of information technologies in education. The possibilities of information technologies in education, the features of distance learning and automation capabilities of the university activity are considered.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в сфере образовании»

УДК 378.1:004

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИИ

Ю. В. Прокопьева Научный руководитель - О. А. Петрова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: jul@sibsau.ru

Приводятся основные направления использования информационных технологий в образовательной сфере, рассматриваются возможности информационных технологий в образовании, особенности дистанционного обучения и возможности автоматизации деятельности вуза.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, дистанционное обучение, мультимедийные технологии.

INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Y. V. Prokopeva Scientific Supervisor - O. A. Petrova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: jul@sibsau.ru

The author presents in the article the main directions of the use of information technologies in éducation. The possibilities of information technologies in education, the features of distance learning and automation capabilities of the university activity are considered.

Keywords: information technologies in education, distance learning, multimedia technologies.

Информационные технологии глубоко вошли в нашу повседневную жизнь. В Интернете получают информацию, покупают, общаются, развлекаются. Информационные технологии затронули все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и сферу образования. В общем, под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1]. Средствами для их реализации является компьютерная техника и программное обеспечение, которые позволяют работать с информацией и осуществлять её обработку.

Исходя из этого, информационные технологии в сфере образования можно определить как совокупность современных средств и методов, которые обеспечивают сбор, хранение, переработку и передачу информации на основе современной компьютерной техники, а также обеспечивают интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения и деятельности образовательных учреждений. Доступность этих технических средств и программ значительно расширяет возможности в сфере образования как для организаций, так и для отдельных индивидов.

В качестве основных направлений использования информационных технологий в образовании можно выделить такие как использование информационных технологий в обучении, дистанционное обучение, а также обеспечение деятельности вуза в целом. Рассмотрим их более подробно.

Информационные технологии в сфере образования широко могут использоваться при обучении. Способы их применения весьма разнообразны:

- получение необходимой информации и дальнейшая работа с ней (в том числе и с использованием Интернета);

- систематизация информации, благодаря справочным ресурсам и электронным библиотекам;

- отработка различных навыков и умений, проведение лабораторных экспериментов;

- визуализация информации посредством мультимедийного оборудования и программ для создания презентаций;

Секция «Фундаментальнее и прикладные проблемы гуманитарных наук»

- автоматизация расчетов при проведении исследований;

- моделирование объектов и ситуаций с целью их изучения;

- использование компьютерной техники для контроля знаний студентов;

- организация коммуникации между пользователями, находящимися на большом расстоянии друг от друга;

- создание учебно-методических средств для обеспечения учебного процесса (электронные учебники, обучающие программы).

Важная часть применения информационных технологий в образовании - это дистанционное обучение, которое является одним из видов удаленного обучения, которое проводится под руководством преподавателя в любое время и в любом месте с использованием информационных и телекоммуникационных технологий [2]. Дистанционные образовательные технологии подразумевают, прежде всего, заочное обучение, однако его элементы могут использоваться и на других формах обучения - и очной в том числе.

Исследователи выделяют следующие характерные черты и положительные аспекты использования технологий дистанционного обучения [3; 4]:

- гибкость - студент может самостоятельно планировать место, время и интенсивность занятий;

- модульность - материалы дисциплины предлагаются в виде модулей, что позволяет студенту выбрать собственную траекторию обучения;

- доступность - пройти обучение могут люди, живущие в удаленных районах, имеющие проблемы со здоровьем и т. п.

- возможность общаться с профессионалами, специалистами, преподавателями онлайн, проведение групповых занятий и вебинаров;

- экономическая эффективность обучения в целом и для отдельного обучаемого;

- возможность интеграции дистанционного курса с образовательными ресурсами Интернета;

- параллельность обучения с другой деятельностью обучаемого;

- индивидуальный подход к обучаемому.

Неотъемлемой частью информационных технологий в образовании являются мультимедийные технологии. Мультимедиа обеспечивают представление информации в разных форматах и позволяют одновременно работать с изображением, видео, текстом и звуком. Кроме того, мультимедийные ресурсы предполагают возможность интерактивного взаимодействия с ними. Мультимедийные компьютерные технологии играют большую роль в образовании и дают возможность сочетать разнообразные средства, которые способствуют более глубокому и быстрому усвоению изучаемого материала. В образовательном процессе мультимедиа используется для проведения презентаций, для создания обучающих курсов, а также в дистанционном обучении. Мультимедиа обычно используются совместно с Интернет-технологиями, что позволяет интегрировать в курсе мощные образовательные ресурсы и делать обучение более эффективным.

В настоящее время в научной прессе и средствах массовой информации часто применяется термин «образовательное интернет-пространство» [4]. Интернет-пространство - это не только совокупность образовательных ресурсов Интернета, это новое, развернутое в «инфосферу» измерение образования, имеющее развитую инфраструктуру, которая включает в себя:

- технические и технологические средства Интернета;

- человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;

- систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.

Кроме того, в настоящее время информационные системы широко используются и для обеспечения деятельности вуза в целом. Так, разрабатываются информационные системы, которые позволяют автоматизировать деятельность вуза или отдельных его структурных подразделений. Это различные информационные системы типа «Университет», «Деканат» и т. п. Данные системы позволяют осуществлять комплексный анализ деятельности вуза, менеджмент качества учебного процесса, хранение и обработку информации о студенческом и кадровом составе вуза, научно-методической деятельности сотрудников, распределение учебной нагрузки. Эти системы также имеют возможность автоматизации делопроизводства, составление расписания учебных занятий и т. п., что позволяет повысить скорость и эффективность работы вуза.

Таким образом, применяемые в процессе профессиональной подготовки компьютерные обучающие программы, дистанционное обучение, системы автоматизации деятельности вуза и пр. позволяют говорить о широких возможностях современных информационных технологий с целью разработки информационно-компьютерного обеспечения процесса подготовки студентов, а также деятельности вуза в целом.

Библиографические ссылки

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html (дата обращения: 29.03.2015).

2. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://tribuna.ru/publications/informatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii.html (дата обращения: 28.03.2015).

3. Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее! [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/guide/organizatsija-obrazovanija.html (дата обращения: 29.03.2015).

4. Тарасов П. В. Основные направления применения информационных технологий в высшем образовании // Инновационное развитие современной науки: материалы международной научно-практической конференции (31 января 2014 г). [Электронный ресурс]. URL: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2783 (дата обращения: 27.03.2015).

© Прокопьева Ю. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.