Научная статья на тему 'Электронный учебно-методический комплекс как персонализированная образовательная среда'

Электронный учебно-методический комплекс как персонализированная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Велединская Светлана Борисовна, Шамина Ольга Борисовна

Динамизм развития информационной среды и сервисов социальных медиа в Интернете обеспечивают возможность всё большего переноса образовательной деятельности педагога (преподавателя) из физического пространства аудиторий в виртуальное пространство информационно-коммуникационных сетей. Для эффективной образовательной деятельности здесь необходимы адекватные средства (инструменты, гаджеты, виджеты). Это требует соответствующей адаптации к новым условиям учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД). Возможная структура электронного УМКД обсуждается в статье с точки зрения его роли как виртуальной среды обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронный учебно-методический комплекс как персонализированная образовательная среда»

РАЗДЕЛ III

ИНФОРМАЦИОННЫЕ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.02+378

Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, [email protected], Томск

Велединская Светлана Борисовна

Кандидат филологических наук, зам. директора ИДО ТПУ по учебной работе, [email protected], Томск

Шамина Ольга Борисовна

Кандидат технических наук, зам. директора ИДО ТПУ по научно-методической работе, [email protected], Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Starodubtsev Vyacheslav Alexeevich

Professor of National ResearchTomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk

Veledinskaya Svetlana Borisovna

Deputy director of Distance Learning Institute of National Research Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk

Shamina Olga Borisovna

Deputy director of Distance Learning Institute of National Research Tomsk Polytechnic University, [email protected], Tomsk

THE EDUCATION METHODOLOGICAL COMPLEX AS A PERSONAL LEARNING ENVIRONMENT

Трендом развития постиндустриального общества становится перенос индивидуальной активности в Интернет: профессиональная деятельность, опосредованная дистанционными технологиями; развитие социальных сетей-сообществ, персональных сайтов, блогов, твиттеров; просмотр новостей, кинофильмов, концертов, художественных изданий и др. В том числе в Интернет переносится и образовательная деятельность. Для эффективной (с большим результатом при меньших затратах времени и энергии учащихся) образовательной деятельности необходимы адекватные средства деятельно-

сти (инструменты, гаджеты, виджеты). С другой стороны, появление новых инструментов изменяет саму деятельность, в том числе образовательную. Достаточно процитировать изменения в дистанционных образовательных технологиях: от электронного обучения (e-learning) совершается переход к мобильному (m-learning), в ряде стран реализуется концепция u-learning (ubiquitous learning - всеохватывающее, всепроникающее и повсеместное электронное обучение) и, в перспективе, намечается становление интеллектуального smart-е-learning [1; 2].

Если формальное образование в настоящее время преимущественно протекает в реальном пространстве аудиторий и лабораторий, то неформальное образование (не сопровождающееся выдачей документа государственного образца (диплома), происходящеее в общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором) носит характер открытого информационного обмена субъекта образования с его окружением. При этом, и формальное образование обогащается за счет дистанционных образовательных технологий. Таким образом, формируется комплексная среда - реальная и виртуальная, в которой происходит процесс современного образования.

Появились данные о преобладающей роли неформального образования в карьере успешных специалистов и предпринимателей, так называемое «правило 80%», утверждающее, что формальное образование оказывает в жизнедеятельности специалиста значительно меньшее влияние, чем неформальное [3]. Для современного неформального и, отчасти, формального образования характерна многофакторность и нелинейность информационного обмена: удаленное общение с экспертами дает больший результат, чем с локальным (по месту учебы или работы) окружением. Делокализация, пространственная распределенность процесса образования как процесса приобретения компетенций становится реальным фактором. Овладение компетенциями интегрирует обучающую и развивающую стороны процесса образования, поскольку компетенции рассматриваются в связи с развитием и воспитанием личности [4].

Новые возможности во многом обеспечивают коммуникационные Интернет-сервисы, обладающие, наряду с другими, дидактическими свойствами. При этом возможны варианты объединения набора инструментов в рамках общей системы или же предоставление отдельных, относительно независимых друг от друга сервисов. В первом случае можно привести пример платформы Widows Live Spaces корпорации Microsoft, во втором

- указать на набор сервисов под общей «крышей» компании Google. Кроме того, разработаны специализированные программные продукты для использования в образовании в качестве систем менеджмента обучения (Learning Management System, LMS), например MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), Black Board или Learning Space. Стремление к унификации образовательной среды диктует выбор систем LMS, тогда как персонализация образовательного процесса и создание личной учебной среды (Personal Learning Environment, PLE), обсуждаемые в ряде работ [5-7], достигаются в свободном выборе преподавателем серви-

сов своей образовательной сферы [4; 8]. По нашему мнению, можно согласовать указанные подходы, если интегрировать их в сетевой электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД).

Традиционно УМКД понимают как набор материальных и материализи-рованных средств обучения, которые должны быть использованы в процессе обучения. Перечень всех ресурсов УМКД приводится в печатной и/или электронной форме в документации кафедр, обеспечивающих данную дисциплину. Фактически УМКД определяет собой технологию обучения. Традиционный УМКД обеспечивает технологию непосредственного контакта (face to face) участников педагогического процесса в рамках лекционносеминарской/лабораторной формы организации учебного процесса. При этом самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся протекает, в основном, в читальных залах библиотек, кампусов и дома. Эта классическая модель стала изменяться с появлением международнопризнанной кредитной накопительной системы и дистанционных образовательных технологий в Интернете. В таких условиях развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) снимает ограничения на географическое (пространственное) расположение учащихся и преподавателей, на состав учебной группы (в том числе - национальный), в некоторых случаях

- на срок освоения образовательной программы.

В соответствии с этим необходима системная актуализация состава и структуры УМКД, превращения его в опосредованную компьютерными технологиями среду обучения. Как отмечено в работе [9], средства обучения составляют среду обучения, при включении в которую педагога и учащихся возникает обучающая среда. Среда должна обеспечивать достижение учебных целей, служить местом реализации учебных действий, на базе которых формируется учебная деятельность, ведущая к развитию личности ученика. При этом учащийся познаёт не только учебное содержание обучающей среды, но и себя в обучающей среде. Аналогично этому и педагог/ преподаватель познаёт себя в социальных коммуникациях, управляющих учебным процессом.

Поэтому, на наш взгляд, будет неверным понимание современного ЭУМКД как цифрового варианта печатного учебного материала и виртуальных работ/ тренажеров, размещенных на компакт-дисках, в локальных сетях компьютерного класса и электронной библиотеки, а также на портале образовательного учреждения. Такой вариант отвечает образовательной модели первого поколения EDU 1,0 где основное и дополнительное информационное обеспечение не может быть дополнено или изменено пользователями. Переход к инновационной модели EDU 2,0 требует соучастия обучаемых в наполнении быстро меняющегося профессионального образовательного контента. Кооперация информационного поиска и дополнения новым содержанием ЭУМКД выполняет функцию актуализации содержания и программы дисциплины, позволяет поддерживать высокий профессиональный уровень образовательной программы в целом. Как выше уже отмечено, возможны два пути реализации

совместного изучения дисциплины с высокой долей самостоятельной учебнопознавательной деятельности учащихся: либо при использовании инструмента вики-страниц в системе MOODLE и аналогичных систем менеджмента обучения (LMS), либо при использовании Интернет-сервисов, предназначенных для совместного редактирования текстовых документов, презентаций, электронных таблиц и т. д. Перечень таких сервисов непрерывно пополняется.

Современные педагогические теории коннективизма и социального конструк-ционизма выделяют на первый план не столько потребление образовательных услуг формального образования, сколько необходимость учащемуся находиться в социальных взаимодействиях (коммуникациях) не ограниченных списочным составом учебной группы или университетским кругом друзей/знакомых. Учитывая тенденцию переноса всего спектра жизнедеятельности индивида в современном обществе в его информационную среду (Интернет и сети мобильной связи) и снятие ограничений в коммуникациях по времени и физическому пространству, необходимым компонентом формального образования становятся сетевые учебные, исследовательские, проектные взаимодействия под руководством преподавателей или без планируемой регламентации. Включение в ЭУМКД совместной образовательной деятельности обозначает переход к модели EDU 2,0 в формальном образовании, которое приобретает черты социализированного, приближенного к реальной жизни процесса, в котором только и могут успешно формироваться общие и профессиональные компетенции. Роль неформальной коммуникации преподавателя с коллективом студентов и/или в индивидуальном общении, по нашему мнению, будет только возрастать.

Как социотехническая система ЭУМКД не должен ограничиваться набором средств дистанционных коммуникаций. Необходимой компонентой должно быть взаимодействие культурного и профессионального планов, в нем должны присутствовать социальные связи и отношения, ценностные и этические приоритеты и т. д., позволяющие совместить обучение с воспитанием и развитием личности. Другими словами, в современных условиях традиционный УМКД должен быть дополнен инструментами дистанционного социального взаимодействия. По нашему мнению, таким инструментом может быть блог или персональный сайт, имеющий выход на УМК дисциплин, в обеспечении которых преподаватель принимает участие.

В среде пользователей всемирной сети в ходу лозунг: «Если вас нет в Интернет, значит, вы не существуете». Создание блога или сайта в Интернет превращает преподавателя в действующее лицо, снижающее виртуальность общей информационно-образовательной среды. Не представляет труда организовать взаимные гиперссылки между размещенным на портале образовательного учреждения дисциплинарным УМК и блогом или персональным сайтом преподавателя. Более того, ряд платформ для создания блогов (WordPress, в частности) позволяют их встраивание в портал учебных заведений или корпораций. Применение блогов как самостоятельных средств коммуникаций и их функции в образовании рассмотрены в работе [10].

В качестве компоненты ЭУМКД (рис. 1) блог играет роль интерфейса неформального, не требующего, в принципе, оценки учебного и межличностного общения преподавателя с учащимися и/или с уже прошедшими обучение по данной дисциплине. В качестве средств дистанционной коммуникации здесь могут быть использованы сервисы, относящиеся к категории социальных медиа [11]. В частности, в Интернете имеется набор сервисов для создания, совместного редактирования и обмена документами, создания виртуальных учебных групп, а также средств для обеспечения аудиовизуальной коммуникации, включая программное обеспечения проведения интернет-конференций и сетевых семинаров (вебинаров). На страницы блога можно импортировать дополнительную учебную и развивающую личность учащихся информацию, в том числе отражающую приоритеты самого преподавателя. Источником подобной информации служат такие социальные медиа, как You Tube, Screen Toaster, Slide Share и другие (рис. 1).

Аттестационные материалы

Рисунок 1 - Возможный состав и структура сетевого УМКД

Регламентированное Федеральными образовательными стандартами и образовательными программами вузов содержание учебного процесса в настоящее время может быть обеспечено как принятой образовательным учреждением общей системой менеджмента обучения, так и без таковой, путем размещения всех необходимых материалов (перечисленных в содержании LMS на рис. 1) на портале учебного заведения. Первый путь предпочтителен в силу системных преимуществ и соответствия международным стандартам таких LMS как MOODLE, Black Board или Learning Space.

Отметим также важную особенность сетевого УМКД - возрастание доли виртуальных учебных средств, замещающих реальные приборы и принадлежности, лабораторные и исследовательские стенды и другое оборудование. Их виртуальные образы (заместители) должны переноситься в виртуальное информационное пространство с сохранением основополагающей части их образовательных функций так, чтобы не нарушился когнитивный алгоритм исследовательской или учебно-познавательной деятельности. Ведь главное предназначение лабораторных и учебно-исследовательских

работ состоит в создании условий для самостоятельного (или с направляющей помощью преподавателя) открытия субъективно нового для учащегося, что позволяет ему вырабатывать соответствующие компетенции и осваивать методологию самостоятельного получения знаний, вместо запоминания готовой фактологической информации [12]. Дополнительным фактором, обосновывающим возможность переноса действий с вещественными оригиналами на действия с их виртуальными заместителями, является то, что реально протекающие производственные процессы, особенно в наукоемких производствах, оказываются скрытыми для непосредственного наблюдения оператором. Управление процессами производится оператором с помощью компьютерных интерфейсов и «умных» вспомогательных программ визуального (но виртуального, экранного) отображения параметров процесса. Это означает, что фактически уменьшается различие в процедурах освоения профессиональных навыков на реальном производстве и на его учебных симуляторах, которые становятся все более адекватными своим прототипам.

Для практической реализация предлагаемой структуры ЭУМКД на портале Института дистанционного образования ТПУ в настоящее время внедрен сервис создания блогов преподавателей на основе платформы Word Press. В LMS MOODLE перенесено обеспечение учебных дисциплин первого и второго года обучения, которое раньше было размещено на сайте ИДО без использования системы менеджмента обучения. Разработаны педагогические измерительные материалы для промежуточной и семестровой аттестации, появились виртуальные лабораторные работы по ряду дисциплин. Доступ к ресурсам дисциплинарных ЭУМК на портале ИДО по индивидуальным идентификаторам имеют студенты как заочной, так и очной форм обучения. В дополнение к ЭУМКД портал ИДО содержит постоянно пополняемый виртуальный медиалекторий с записями видеоконференций и вебинаров. В течение 2010-2011 учебного года проведено более ста сеансов видеоконференций, проведено 675 вебинаров. Все ЭУМКД, разработанные в ИДО, входят в общую базу данных центра Электронный университет ТПУ.

Выводы

В сетевом электронном учебно-методическом комплексе дисциплины необходимо и возможно согласованное использование как систем менеджмента обучения, так и сервисов соцальных медиа. При этом ведущим фактором развития ЭУМКД становится не столько учебная дисциплина, сколько личность преподавателя, её реализующая. В перспективе учащиеся смогут сравнивать ЭУМК одной дисциплины у разных преподавателей, входящих, например, в консорциум вузов, и выбирать себе наиболее подходящего по каким-либо личностным критериям или мотивам.

Это принципиально расходится с распространенной точкой зрения об уменьшении роли преподавателя в современной образовательной интернациональной и не лимитированной географическими рамками образовательной среде. По нашему убеждению, роль преподавателя в открытой образовательной среде модифицируется, но не девальвируется.

Неформальное, а также отчасти и формальное дополнительное образование базируются, в основном, на социальных коммуникациях, обеспечиваемых сервисами социальных медиа в сети Интернет. Ближняя перспектива развития образования как педагогического процесса - в переходе к социализированному формальному образованию и неформальному постдипломному сопровождению выпускников образовательных учреждений. Реализация концепции непрерывного образования в течение жизни (life long leaning) потребует дальнейшего развития структур неформального социализированного образования, в том числе обмена знаниями и взаимного обучения в сетевых профессиональных сообществах. Тем не менее, базовое университетское образование в постиндустриальном обществе, основанном на знаниях, своего значения не потеряет.

Библиографический список

1. Всепроникающее обучение URL: http://u-learning.ru/ (дата обращения:

4.07.2011).

2. Smart E-Learning Россия URL: http://www.elearning-russia.ru/forum/forum2011 (дата обращения: 4.07.2011).

3. Cross, J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer, 2007.

4. Стародубцев, В. А. Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями [Текст] / В. А. Стародубцев // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10. - С.49-57.

5. Hiebert, J. Personal Learning Environment Model. - URL: http://headspacej. blogspot.com/2006/02/personal-learning-environment-model.html, (дата обращения:

4.07.2011).

6. Wheeler, S. Learning with ‘e’s. URL: http://steve-wheeler.blogspot.com/2010/07/ anatomy-of-ple.html (дата обращения: 4.07.2011).

7. Attwell, G. Personal Learning Environments. URL: http://www.slideshare.net/ GrahamAttwell/personal-learning-environments-46423 (дата обращения: 4.07.2011).

8. Стародубцев, В. А. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образовательных сфер [Текст] / В. Стародубцев, А. Киселева, А. Федоров // Высшее образование в России. - 2010. - № 7. - С. 95-98.

9. Сергеев, С. Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред [Текст] / С. Ф. Сергеев // Школьные технологии. - 2010. - № 6. -С. 32-40.

10. Стародубцев, В. А. Блоги в учебном процессе [Текст] / В. А. Стародубцев, Л. А. Горохова, А. А. Киселева // Народное образование. - 2011. - № 4. - С. 232240.

11. Социальные медиа. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальные_медиа

12. Стародубцев, В. А. Комбинированные формы учебных занятий: новые возможности [Текст] / В. А. Стародубцев // Инновации в образовании. - 2005. -№ 4.- С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.