го регионального вуза является модель индивидуализированного обучения на основе сетевых технологий (5-я модель). Для ее реализации в материально-техническом плане необходимо иметь высокоскоростной канал связи и сервер дистанционного обучения. От сотрудников требуется умение разрабатывать и подбирать учебно-методические материалы, а также вести индивидуальные консультации посредством электронной почты, 1Р-телефонии и других средств.
Указанная модель, при условии дальнейшего развития системы дистанционного обучения, может стать отправной точкой на пути к организации обучения на основе более эффективных моделей (модели 6, 8, 9).
Литература
1. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова
О.П. Образование в эпоху НИТ. М.: АМО, 1995.
2. Tuninga R.S.J., Seinen I.B.J. The Supply and
Demand of Distance Education in Russia / The World Bank, Bureau Cross, 1995. Р. 110.
3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанци-
онное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ, 1999. 196 с.
4. Дистанционные образовательные техноло-
гии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. СПб.: БХВ-Петербург, 2010. 336 с.
5. Теория и практика дистанционного обуче-
ния: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2004. 416 с.
GALAYEVV., GASANOVA Z. CLASSIFICATION OF DISTANCE LEARNING MODELS This article describes the approaches to the classification of distance learning models. The best-known classification of distance learning models are reviewed and analyzed. The authors propose their own classification based on multiple features, analyze the types of distance learning organization in various educational institutions and provide recommendations on selecting a model of organization of training.
Key words: distance learning, learning model, distance learning organization.
в.а. Стародубцев, профессор Социальные медиа
Национальный исследовательский в персонализированной Томский политехнический университет
образовательной среде
Появление в Интернете сервисов социальных медиа (Social Media Services) позволяет расширить рамки традиционного образовательного процесса в плане дополнительных возможностей для формального и неформального сетевого сотрудничества. С этой точки зрения рассматриваются условия, способствующие становлению персонализированной образовательной среды и локальная модель организации коммуникаций на основе виртуального семестрового кейса группы.
Ключевые слова: сетевые сервисы, социальные медиа в образовании; коннективизм; личностно-развивающее образование, персонализированная образовательная среда, виртуальный семестровый кейс.
В информационном обществе профес- учебной деятельности в Интернет. Если
сиональная деятельность преподавателя раньше Сеть рассматривали скорее как ин-
вуза объективно требует переноса части струмент, как техническое средство наря-
Education Online
109
ду с электронными учебниками, то сегодня складывается понимание ее как учебной среды с большими нереализованными возможностями. Корпоративное образование и отчасти дополнительное профобразование все больше базируются на сетевых сервисах социальных медиа. В ближней перспективе формальное образование высшей школы также должно принять характер кооперативного, социализированного взаимодействия, в котором роль преподавателя трансформируется (но не девальвируется) [1].
В аналитической записке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании отмечено важное отличие современных социальных медиа от предыдущих инноваций в области медиатехнологий. Оно состоит в том, что первые предоставляют учащимся возможность стать модераторами процесса своего обучения и управлять им самостоятельно [2]. В стратегических рекомендациях этой работы отмечено, что социальные медиа еще не являются полноценным средством решения традиционных проблем обучения. Тем не менее они предоставляют возможности, которые вносят изменения в учебную практику. Поэтому первый необходимый шаг -позволить педагогам оценить потенциал социальных медиа в образовании и постепенно протестировать некоторые из их преимуществ во время учебного процесса.
Для внедрения и эффективного использования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» [3] ставится задача развития соответствующих коммуникационных средств, которые позволят преподавателям и учащимся получить доступ к источникам информации, широко использовать новые образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного. Социализированный Интернет постепенно стано-
вится необходимой средой, в которой должен реализоваться полноценный педагогический процесс обучения, развития и воспитания [4]. Эта среда не имеет (по крайней мере, по современным представлениям) принципиальных ограничений как в плане развития ИКТ, так и в плане личностного развития субъектов образования.
Цель статьи - обратить внимание преподавателей и администраторов вузов на возможность создания персонализированной образовательной среды для реализации личностно-развивающей модели взаимосо-действия учащихся и преподавателей на основе коммуникативной практики социальных сетей. Научно-методической основой проектирования данной среды служат работы отечественных и зарубежных ученых в области теории коннективизма и личностно-развивающего образования [5, 6], а также опыт организации межличностных коммуникаций в социальных сетях и профессиональных сообществах, подобных Facebook, Google+, ОрепС1а88, eLearningPro, ТМегпеШгок и др.
Ведущими ценностями личностно-развивающего образования сегодня провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самого образовательного процесса (образовательной деятельности) в режиме взаимосодействия [5]. Ценностно-смысловая направленность такой модели образования состоит в самоде-терминации, саморегуляции и самоопределении личности в развивающемся образовательном пространстве. Результатом личностно-развивающего образования является креативная индивидуальность, способная к саморазвитию и адаптации к изменяющимся технологическим и социально-экономическим условиям жизни.
Исходной категорией теории коннекти-визма в сфере образования также является личность. Личное знание (в первую очередь - экспертное) поддерживаетразвитие сети, а через развитие сети - образование отдельных участников. Как отмечает С. Доунс,
общение в эпоху web 2.0 и социальных медиа обеспечивает огромное разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, создающихся не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся [6]. Новые педагогические условия, в которых происходит обучение, становятся контекстом, в котором развиваются компетенции. При этом знания, интерактивные учебные материалы и межличностные коммуникации в Интернете оказываются учебными средствами, при помощи которых осуществляются формальный и неформальный образовательные процессы.
Таким образом, педагогические теории коннективизма и развивающего образования выдвигают на первый план не столько потребление образовательных услуг формального образования, сколько необходимость учащемуся находиться в социальных взаимодействиях.
Какие педагогические, методические и организационно-технические условия должна обеспечивать рассматриваемая образовательная среда? По нашему мнению, она должна давать возможность:
■ интегрировать формальное образование с неформальным взаимодействием с помощью внешних коммуникационных сервисов;
■ организовывать комфортные и персонифицированные условия учебного процесса как для студентов, так и для преподавателей;
■ создавать условия для рационального планирования образовательного процесса по всем дисциплинам семестрового цикла;
■ обеспечивать совместную учебную деятельность в виртуальной аудитории в синхронном режиме, использовать аудиовизуальные средства коммуникации в образовательных целях;
■ осуществлять информирование по электронной почте преподавателей и студентов о состоявшихся событиях в их персонализированных областях системы;
■ предоставлять учащимся и преподавателям транспарентное(наглядное)отображение динамики индивидуальных и групповых образовательных достижений всего контингента учащихся в режиме реального времени;
■ управлять взаимоотношениями субъектов учебного процесса в необходимом административном русле с позиций партнерства;
■ привлекать работающих по профилю подготовки студентов к пополнению контента изучаемых дисциплин, имея в виду быстрый темп обновления профессиональных знаний и необходимость актуализации информации о состоянии реального производства «из первых рук».
Имеющиеся системы менеджмента процесса обучения (LMS - Learning Management System), такие как WebCT, Learning Space или Прометей, Батисфера, спроектированы в расчете на усредненную модель образовательного учреждения, что может оказаться недостаточным для инновационных университетов. Открытая архитектура LMS MOODLE более гибка, но и она имеет ограничения - в плане интеграции в нее все большего числа используемых сервисов и баз данных. Открытая система дистанционного обучения на основе сервисов Google и издательской компании Pearson находится в стадии становления, и применимость ее для вузов России является проблематичной. Таким образом, для ведущих университетов, обладающих необходимым кадровым потенциалом, имеет смысл разработать LMS нового поколения, которая может быть отнесена к категории персонализированной образовательной среды.
Нормативно-методической основой такой среды являются ФГОС и учебно-методические комплексы дисциплин, входящих в состав основных образовательных программ. В нашей работе [7] было отмечено, что в сетевом электронном учебно-методическом комплексе дисциплины (ЭУМКД) возможно и необходимо согласованное ис-
Education Online
111
пользование как систем менеджмента обучения, так и сервисов социальных медиа. В частности, в Интернете имеется набор сервисов для создания, совместного редактирования и обмена документами, формирования виртуальных учебных групп, а также средств для обеспечения аудиовизуальной коммуникации, включая программное обеспечение для проведения Интернет-конференций и сетевых семинаров (веби-наров). На страницы блога можно импортировать дополнительную учебную и развивающую личность учащихся информацию, в том числе отражающую приоритеты самого преподавателя. Источником подобной информации служат такие социальные медиа, как YouTube, Vimeo, ScreenToaster, SlideShare и др. Применение блогов как самостоятельных средств коммуникаций и их функции в образовании рассмотрены в работе [8].
Развивая выдвинутые в [7] положения, можно предложить следующую схему межличностных коммуникаций, построенную по типу формирования связей в социальных сетях (рис. 1).
Основным элементом системы служит виртуальный семестровый кейс отдельно взятой группы (или групп одного направления подготовки), размещенный на пор-
тале образовательного учреждения. В качестве своеобразного интерфейса он содержит гиперссылки на ЭУМК всех дисциплин данного семестра, на форум, блоги преподавателей, включает в себя подсистему формирования круга друзей студентов (возможны ссылки на внешние социальные сети), открывает доступ преподавателям к профилям (персональным сведениям) студентов и студентам - к профилям преподавателей, обеспечивающих семестровый набор дисциплин. Доступ к кейсу реализуется через личные кабинеты студентов и преподавателей. Кейсы ранжируются в электронной среде вуза по курсам и факультетам (институтам).
Фактические сведения могут быть разнесены по различным базам данных, как это практикуется в настоящее время (электронные деканаты, персональные сайты преподавателей, ЭУМКД и т.д.). Важно свести «концы с концами » в нужном месте (кейсе), обеспечить быструю и удобную для пользователей коммуникацию. Естественно, что в каждом из таких кейсов должны быть подсистемы планирования и оценивания учебно-познавательной и исследовательской деятельности студентов, электронные журналы и другие «виджеты», позволяющие студентам осуществлять отправку контрольных работ и отчетов по лабораторным работам, а преподавателям -рассылку студентам рецензий и оценок. В целом «виджеты» должны обеспечивать условия взаимо-содействия, приведенные выше.
Предлагаемая модель организации локального учебного пространства отвечает реалиям коммуникационной среды ин-
Портал дистанционного образования
Личный кабинет Личный кабинет преподавателя
студента
Семестровый і „ _
Мои блоги
кейс группы
мои преподаватели по группе ( Мои друзья
свободный выбор ЭУМКД
Мои студенты
ь '
Рис. 1. Схема связей в локальной образовательной среде
формационного общества и предназначена прежде всего для дистанционного обучения. Тем не менее ее можно использовать и в классическом очном образовании для обеспечения самостоятельной работы студентов, и в сетевой учебной деятельности в асинхронном режиме. Знакомство с профилями студентов позволит преподавателю узнать потребности отдельных студентов, дифференцировать и индивидуализировать обучение, найти приемы его мотивации. Таким образом, появляется возможность практического приближения к интеграции достоинств массового и индивидуализированного образования.
Принципиальных проблем в программном обеспечении данная социотехническая модель не создает, многие сервисы создания блогов и/или сетевых групп могут быть легитимно инкорпорированы на порталы вузов. В частности, на портал Института дистанционного образования Томского политехнического университета интегрирована платформа Wordpress, позволяющая преподавателям создавать облака блогов «на рабочем месте».
Помимо прямого эффекта (создание современной образовательной среды), персонализированная LMS оказывает и ряд дополнительных, обеспечивая общее профессиональное развитие научно-педагогических кадров университета за счет роста их коммуникативной компетенции и формирования инновационной персональной
методической системы преподавания дисциплины в новых условиях, т.е. способствует творческому самовыражению личности.
Литература
1. Стародубцев В.А., Шепель О.М., Киселева
А.А. Особенности современного образовательного процесса // Высшее образование в России. 2011. № 8, 9. C. 68-73.
2. Коммерс П. Социальные медиа в обучении
с применением ИКТ. URL: http:// iite. unesco.org/files/ policy_briefs/pdf/ru/ social_media.pdf
3. Концепция Федеральной целевой програм-
мы развития образования на 2011-2015 годы. URL: http://www.fcpro.ru/program/ the-concept-of-the
4. Андреев А.А. Роль и проблемы преподава-
теля в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8, 9. С. 41-45.
5. Зеер Э.Ф. Основные смыслообразующие
положения личностно-развивающего образования // Образование и наука: Изв. Уральского отделения РАО. 2006. № 5. С. 3-12.
6. Downes S. Learning Networks and Connective
Knowledge. URL: http://it.coe.uga.edu/ itforum/paper92/paper92.html
7. Стародубцев В.А., Велединская С.Б., Ша-
мина О.Б. ЭУМКД как персонализированная образовательная среда // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 104-111.
8. Стародубцев В.А., Горохова Л.А., Киселева
А.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.
STARODUBTSEV V. SOCIAL MEDIA IN A PERSONALIZED LEARNING MANAGEMENT SYSTEM
The emergence in Internet Social Media Services allows to expand the scope of traditional educational process in terms of additional opportunities for formal and informal networking. From this point ofview the necessary conditions to create a personalized learning environment and a local model of communication based on virtual case of student group are considered.
Key words: social media services; connective knowledge; personalized learning environment.
g