рии. Высшие учебные заведения, безусловно, будут заинтересованы в обсуждении вопросов, связанных с созданием контента, подготовкой преподавателей и отраслевым опытом применения технологий e-Learning.
Специально для школ и колледжей будут организованы круглые столы по вопросам применения технологий e-Learning (школьные электронные журналы, электронный учет успеваемости, электронные учебники, проведение видеоконференций).
Фирмы-разработчики и поставщики IT-технологий, мультимедийного контента и программных продуктов, как обычно, организуют демонстрационные лаборатории, в рамках которых участники конференции смогут ознакомиться с последними достижениями в этой сфере.
Новинкой конференции 2010 г. стало проведение международного конкурса "E-Learning Industry Trends", в рамках которого были заявлены следующие номинации:
- «Контент»;
- «Методика»;
- «Педагогический сценарий»;
- «Образовательный проект».
Среди первых победителей были Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, Северо-Западный государственный заочный технический университет.
Теперь конкурс становится традиционным, и его организаторы ждут новых интересных проектов, которые демонстрируют высокий уровень развития в России технологий e-Learning и формирование конкурентоспособной среды в сфере российского образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что V Международная конференция "MOSCOW Education Online" предоставляет в этом году своим участникам разнообразный формат участия (конференция, выставка, конкурс).
В.А. СТАРОДУБЦЕВ, профессор О.М. ШЕПЕЛЬ, ст. преподаватель А.А. КИСЕЛЕВА, ст. преподаватель Национальный исследовательский Томский политехнический универ -ситет
Особенности современного образовательного процесса
Появление в Интернете социальных медиа (Social Media Services) позволяет расширить рамки традиционного образовательного процесса в плане дополнительных возможностей для формального и неформального сетевого сотрудничества. С этой точки зрения межличностные коммуникации в Интернете рассматриваются в качестве контекста, способствующего формированию общих и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: процесс образования; социальные медиа; коннективизм; персональная образовательная сфера, информационное общество.
Традиционная ориентация системы образования России на формирование всесторонне развитой личности в последние годы сменяется более прагматичным целепола-ганием. Оно направлено на формирование профессиональных, методологических, информационных компетенций, позволяю-
щих творчески и критически мыслить, быстро адаптироваться к новым социальным условиям, самообразовываться и саморазвиваться, оперировать растущими объемами научной, технологической, экономической информации и принимать ответственные решения. В состоянии формирования
находится модель совмещения субъект-центрированного подхода и новой информационной среды постиндустриального общества, воплощаемой средствами масс-медиа и глобальной сети Интернет. Трендом развития постиндустриального общества становится перенос индивидуальной активности в Интернет: профессиональная деятельность, опосредованная дистанционными технологиями; развитие социальных сетей-сообществ, персональных сайтов, блогов, твиттеров; просмотр новостей, кинофильмов, концертов, художественных изданий и др. Выделим в этом контексте некоторые характеристики современного процесса образования, в которых есть инновационный потенциал будущего развития.
Прежде всего, это признание принципиальной незавершенности процесса образования, выраженное в концепции непрерывного образования в течение жизни (lifelong learning). «Меморандум непрерывного образования » Европейского Союза, кроме формального (завершающегося получением диплома установленного образца) и неформального образования (не сопровождающегося выдачей документа и происходящего в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером), рассматривает также информальное образование. Его определяют как индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер. Информальное образование не требует руководства со стороны учителя или преподавателя. Информальное и неформальное обучение непосредственно отражают и удовлетворяют личностные потребности и запросы индивидуума, мобилизуя тем самым его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному росту [1]. Как сопутствующий компонент неформальное образование
присутствует также в классическом и неклассическом образовательном процессе. В последние годы в Интернете появились многочисленные предложения услуг неформального образования как виртуальных учреждений, в названии которых используется слово «университет » [2], так и индивидуальных «коучей» [3].
Если формальное образование в настоящее время преимущественно осуществляется в реальном пространстве аудиторий и лабораторий, то неформальное носит характер открытого информационного обмена субъекта образования с его окружением - как правило, в виртуальном Интернет-пространстве. При этом и формальное образование обогащается за счет дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Таким образом, формируется комплексная среда - реальная и виртуальная, в которой происходит процесс современного образования. Появились данные о преобладающей роли неформального образования в карьере успешных специалистов и предпринимателей, так называемое «правило 80%» [4].
Для современного неформального и отчасти формального образования характерна многофакторность и нелинейность информационного обмена: удаленное общение с экспертами дает больший результат, чем взаимодействие с локальным (по месту учебы или работы) окружением.
Делокализация - пространственная распределенность процесса образования как процесса приобретения компетенций - становится реальным фактором. Овладение компетенциями интегрирует обучающую и развивающую стороны процесса образования, поскольку компетенции рассматриваются в связи с развитием и воспитанием личности [5]. Увеличивается степень свободы образовательных учреждений высшей школы в плане определения вариативной части образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Развивается процесс индивидуализации образования за
счет мобильности учащихся в высшей школе: есть возможность стажировок и перехода студента из одного образовательного учреждения в другое на основе кредитной диагностики результатов предыдущего обучения. Тем самым, в принципе, снимаются ограничения на состав преподавателей и соучащихся. Кредитная система диагностики результата обучения остается необходимым фактором мобильного, но формального образования. В силу открытости и корреляции образовательной деятельности индивида с деятельностью других соучастников объективно возникает такая кооперативность процесса образования, которой ранее не существовало.
В отличие от потоков энергии и вещества, проходящих через организм человека и частично поглощаемых (усваиваемых), поток информации сохраняется неизменным. От того, что кто-то просмотрит фильм, прочтет книгу или воспользуется другим источником информации, ее содержание в источнике не исчезнет [6]. С этой точки зрения Интернет можно считать воспроизводимым информационным ресурсом. Здесь мы имеем дело не с поглощением потока информации, а с его индивидуальным считыванием, с возможными ошибками преобразования в личностные коды. При этом выбирается информация, актуальная для данного времени и контекста деятельности потребителя.
В живой природе можно найти подходящий аналог процесса. Как известно, генетическая информация сохраняется в молекулярных структурах ДНК и передается в процессе ее «считывания» молекулам РНК. В свою очередь, РНК подвергается альтернативному сплайсингу (выборочному удалению некоторых фрагментов), так что дальнейшему использованию подлежит только актуальная для жизнедеятельности клетки информация. В рамках такой аналогии Интернет можно считать ведущим информационным генофондом человеческого общества, особенно если учесть, что
печатные и аудиовизуальные источники информации все больше переводятся в цифровую форму и размещаются во всемирной сети.
Тем не менее процесс обучения нельзя сводить к выборочному копированию информации, поскольку при осознанном преобразовании происходитупорядочение содержания информации, ее структурирование, концентрация. Ценность «отфильтрованной» индивидуальным сознанием информации возрастает как для самого индивида, так и для общества в целом (в силу кооперативности процесса образования в течение жизни). Обращение к блогам экспертов, не обязательно удостоенных степеней и званий, кратно сокращает самостоятельный поиск «рассеянной » по всему Интернет-пространству информации, полезной для пользователя (например, преподавателя). При чрезвычайно высоком темпе ее роста в современном мире постоянная обновляемость знаний становится необходимой чертой процесса образования. На смену статичным библиотекам и файлам приходят динамичные потоки информации.
Новые условия, в том числе появление в Интернете сервисов социальных медиа, средств коммуникаций и хранения информации, позволяющих пользователям участвовать в создании информационного контента [7], требуют поиска адекватных средств (инструментов) и технологий процесса образования. По нашему убеждению, таким механизмом должна стать персональная образовательная сфера (ПОС) [5, 8]. Под персональной образовательной сферой педагога мы понимаем часть информационного образовательного пространства, которую субъект деятельности использует для создания в ней (на основе доступных средств коммуникации и в соответствии с индивидуальными потребностями) возможностей для обеспечения двойственного характера собственной жизнедеятельности, т.е. для реализации своей
личности в профессии педагога и непрерывного самообразования в течение жизни. Состав средств web 2.0, из которых преподаватель может создавать свою ПОС, приведен в работах [9, 10]. Как социотехни-ческая система ПОС не ограничивается набором средств e-Learning для реализации учебного процесса, но включает также взаимодействия в рамках сетевых сообществ различного культурного и профессионального плана (т. е. социальные связи и отношения, ценностные и этические приоритеты и т. д.) [5, 8].
ПОС в явном виде является индивидуальной системой средств коммуникации и обучения/ самообразования. Она характеризуется открытой архитектурой, позволяющей ей развиваться, увеличивать количественный и качественный состав элементов («личных кирпичиков», по выражению Е. Патаракина [9]). Цель развития ПОС определяется в большей мере внутренней мотивацией, чем внешними стандартами. Это соответствует стремлению личности к реализации своего человеческого потенциала как профессионала и члена общества. Однако индивидуализированный,личностно значимый процесс образования в течение жизни должен быть технически, ресурсно и информационно поддержан извне - со стороны общества и государства.
ПОС адекватна концепциям социального конструкционизма и коннективизма в образовании. Коннективизм в информатике основывается на теориях нейронных сетей, хаоса, сложноорганизованных систем. Используя положения теории коннекти-визма, Дж. Сименс, а также С. Доунс показывают [11, 12], что акты индивидуального обучения в современном процессе образования заключаются в создании и использовании внешней сети узлов - источников информации и знаний. Узлами могут быть люди, организации, библиотеки, веб-сайты, книги, журналы, базы данных или любой другой источник информации. Мысли, чувства, отношения с другими людьми, но-
вые данные тоже могут стать узлами. Совокупность связанных узлов является сетью. Узлы сети характеризуются определенной автономией, они могут существовать внутри сети, даже будучи тесно связанными с другими узлами [11]. Важно отметить, что исходной базой для теорий коннективизма и социального конструкци-онизма в образовании является личность. Личное знание (в первую очередь - экспертов) поддерживает развитие сети, и через нее - образование отдельных участников. Как отмечает С. Доунс [12], общение в эпоху веб 2.0 и социальных медиа состоит не только из слов, но и из изображений, мультимедиа-данных (аудио, видео, анимация) и многого другого. Это обеспечивает богатое разнообразие динамичных и взаимосвязанных ресурсов, которые создаются не только экспертами, но и всеми членами сообщества, включая учащихся. Новые педагогические условия становятся контекстом, в котором развиваются компетенции; при этом знания, интерактивные учебные материалы и межличностные коммуникации в Интернете становятся учебными средствами, при помощи которых осуществляется формальный и внеформальный образовательный процесс.
С этой точки зрения образовательные сети, формируемые с помощью ПОС, можно рассматривать как внешние структуры, которые индивид постоянно создает и развивает в информационно насыщенной среде, с тем чтобы идти в ногу со временем, постоянно приобретать опыт, подключать и создавать новые знания. В настоящее время способность расширять свою ПОС становится важнее сохранения ресурса ранее накопленных знаний.
Создание блога или сайта как организационного центра ПОС превращает преподавателя в неповторимое действующее лицо, выделенное в общей информационной среде и снижающее его виртуальность. Использование систем управления обучением, в особенности инструментов прове-
дения вебинаров (сетевых семинаров, лекций, практических занятий), в ПОС преподавателя позволяет ему реализовывать функции поставщика как формальных (в рамках официально утвержденных образовательных программ образовательного учреждения), так и неформальных (добровольно предоставляемых обществу) образовательных услуг. За счет «живых» (online) аудиовизуальных коммуникаций преподавателя со студентами уменьшается виртуализация сетевого процесса образования. Совместная сетевая учебная деятельность имеет и воспитывающий эффект. Участие в сетевом сообществе (тем более - создание своего сообщества в Интернете) реализует функцию социализации (консолидации) ПОС, нацеленную на обмен мнениями с потенциальными единомышленниками и антагонистами и позволяющую выработать гражданскую позицию не только по профессиональным проблемам, но и по вопросам, вписывающимся в более широкий общественный контекст.
В этой связи дискуссионным является вопрос о возможности использования в виртуальной учебной среде экранных дикторов, озвучивающих вместо преподавателя тексты учебных пособий на различных языках, анимированных изображений преподавателя (его «аватаров»), а в формальном образовании - роботов, внешне копирующих своего создателя или его коллегу-преподавателя. Имеется прецедент создания в лаборатории Х. Ишигуро автоматизированного клона, прототипом которого является датский профессор Хенрик Шарф [13]. По нашему мнению, личность живого преподавателя не могут заменить аватары-энциклопедии ни в реальной жизни, ни в киберпространстве. Знание без воспитания - меч в руках сумасшедшего, свидетельствует пословица. Необходимой частью процесса сетевого образования должны быть социальные коммуникации людей. Поскольку роль социальных сетей в будущем будет только возрастать, они должны
реализовывать не только обучающую, но и культурологическую, воспитывающую функцию.
Таким образом, в рамках современного процесса образования Интернет играет роль открытой динамичной среды, в которой в качестве индивидуальных средств обучения во взаимодействии со многими другими используются персональные образовательные сферы. В отличие от трансграничной информационной среды постиндустриального общества, не имеющей выделенного центра, ПОС имеет личностно-цен-трированный характер с возрастающим «радиусом действия», зависящим от уровня социально-коммуникационной компетенции ее суверенного создателя.
Выводы
• Развитие профессиональных сетевых сообществ (Letopisi.ru, OpenClass.ru, ElearningPro.ru и др.) является проявлением неформальной упорядоченности в информационной среде современного общества.
• Корпоративное неформальное образование и отчасти дополнительное формальное профобразование все больше базируются на сетевых сервисах социальных медиа. В ближней перспективе формальное образование высшей школы также должно принять характер кооперативного социализированного взаимодействия, в котором роль преподавателя (педагога) трансформируется, но не девальвируется.
• Персональная образовательная сфера преподавателя (педагога) призвана обеспечить его профессиональную деятельность как участника образовательного процесса и как средства его личностного развития.
• Все более возрастает относительная ценность процесса образования в течение жизни - проявляется различная оценка образовательных приращений какв личностной системе отсчета, так и во внешней, со стороны общества. Достижения неформального овладения компетенциями не все-
гда находят адекватную процедуру «преобразования», перехода из одной системы отсчета в другую. Необходимо создание системы нормативно-правового признания результатов неформального образования.
Литература
1. Стародубцев В.А, Киселева А.А. Нефор-
мальное образование в жизнедеятельности педагога // Инновации в образовании. 2010. № 9. С. 74-83.
2. Образовательный портал «Мой универси-
тет». URL: http://www.moi-universitet.ru/
3. Khan S. Learn almost anything. URL: http://
www.khanacademy.org/
4. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the
Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer, 2007.
5. Стародубцев В.А. Персональные образо-
вательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 49-57.
6. Тоффлер Э, Тоффлер Х. Революционное
богатство. М.: АСТ, 2007. 576 с.
7. Социальные медиа. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/ Social_media
8. Стародубцев В.А, Киселева А.А, Федоров
А.Ф. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образовательных сфер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 95-98.
9. Патаракин Е. Построение учебной среды
из множества личных кирпичиков // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 59-64.
10. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8, 9. С. 41-45.
11. Siemens G. Knowing Knowledge. URL: http:// ltc.umanitoba.ca/KnowingKnowledge/ index.php
12. Downes S. Learning Networks and Connective Knowledge. URL: http://it.coe.uga.edu/ itforum/ paper92/paper92.html
13. Еще один робот-клон от Хироши Ишигуро. URL: http:// roboting.ru/ robots/1352-eshhe-odin-robot-klon-ot-xiroshi-ishiguro.html
Н.В. ДОЛИНА, канд. экон. наук АНХ и ГС при Президенте РФ А.А. АНДРЕЕВ, профессор Московский финансово-промышленный университет
Преподаватель как коуч
В статье «коучинг » рассматривается в качестве потенциального рабочего инструмента для преподавателей высшей школы, повышающего эффективность их работы и, как следствие, качество традиционного учебного процесса.
Ключевые слова: коучинг как инструмент обучения, коуч-сессия, самокоучинг.
«Коучинг» сегодня - весьма популярное понятие, часто встречающееся в материалах отечественных и зарубежных конференций, на страницах специализированных печатных и электронных изданий. Кроме того, коучинг достаточно давно используется и как инструмент обучения, но пока лишь в корпоративном образовании, более восприимчивом к инновациям в учебном процессе.
В данной статье, в режиме беседы меж-
ду Наталией Владимировной Долиной -
президентом Международной федерации коучинга (ICF), генеральным директором Европейского центра бизнес-коучинга, преподавателем авторского курса на программах Executive MBA в АНХ и ГС при Президенте РФ, - и Александром Александровичем Андреевым - заведующим кафедрой электронной педагогики, профессором Московского финансово-промышленного университета - раскрываются основные