Научная статья на тему 'Преподаватель как коуч'

Преподаватель как коуч Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1150
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОУЧИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ / КОУЧ-СЕССИЯ / САМОКОУЧИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долина Наталия Владимировна, Андреев Александр Александрович

В статье «коучинг» рассматривается в качестве потенциального рабочего инструмента для преподавателей высшей школы, повышающего эффективность их работы и, как следствие, качество традиционного учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватель как коуч»

гда находят адекватную процедуру «преобразования», перехода из одной системы отсчета в другую. Необходимо создание системы нормативно-правового признания результатов неформального образования.

Литература

1. Стародубцев В.А, Киселева А.А. Нефор-

мальное образование в жизнедеятельности педагога // Инновации в образовании. 2010. № 9. С. 74-83.

2. Образовательный портал «Мой универси-

тет». URL: http://www.moi-universitet.ru/

3. Khan S. Learn almost anything. URL: http://

www.khanacademy.org/

4. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the

Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer, 2007.

5. Стародубцев В.А. Персональные образо-

вательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 10. С. 49-57.

6. Тоффлер Э, Тоффлер Х. Революционное

богатство. М.: АСТ, 2007. 576 с.

7. Социальные медиа. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/ Social_media

8. Стародубцев В.А, Киселева А.А, Федоров

А.Ф. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образовательных сфер // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 95-98.

9. Патаракин Е. Построение учебной среды

из множества личных кирпичиков // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 59-64.

10. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8, 9. С. 41-45.

11. Siemens G. Knowing Knowledge. URL: http:// ltc.umanitoba.ca/KnowingKnowledge/ index.php

12. Downes S. Learning Networks and Connective Knowledge. URL: http://it.coe.uga.edu/ itforum/ paper92/paper92.html

13. Еще один робот-клон от Хироши Ишигуро. URL: http:// roboting.ru/ robots/1352-eshhe-odin-robot-klon-ot-xiroshi-ishiguro.html

Н.В. ДОЛИНА, канд. экон. наук АНХ и ГС при Президенте РФ А.А. АНДРЕЕВ, профессор Московский финансово-промышленный университет

Преподаватель как коуч

В статье «коучинг » рассматривается в качестве потенциального рабочего инструмента для преподавателей высшей школы, повышающего эффективность их работы и, как следствие, качество традиционного учебного процесса.

Ключевые слова: коучинг как инструмент обучения, коуч-сессия, самокоучинг.

«Коучинг» сегодня - весьма популярное понятие, часто встречающееся в материалах отечественных и зарубежных конференций, на страницах специализированных печатных и электронных изданий. Кроме того, коучинг достаточно давно используется и как инструмент обучения, но пока лишь в корпоративном образовании, более восприимчивом к инновациям в учебном процессе.

В данной статье, в режиме беседы меж-

ду Наталией Владимировной Долиной -

президентом Международной федерации коучинга (ICF), генеральным директором Европейского центра бизнес-коучинга, преподавателем авторского курса на программах Executive MBA в АНХ и ГС при Президенте РФ, - и Александром Александровичем Андреевым - заведующим кафедрой электронной педагогики, профессором Московского финансово-промышленного университета - раскрываются основные

принципы коучинга с позиции возможностей их применения в работе преподавателей высшей школы.

— А. Андреев: Что же такое коучинг? Обратившись к самому популярному ныне «толкователю » - Интернету, на свой запрос я получил порядка 392 000 ответов - определений понятия «коучинг». Наталия, каким из них Вы посоветуете воспользоваться, рассматривая коучинг с точки зрения рабочего инструмента для преподавателей вузов?

— Н. Долина: Думаю, такое количество ответов Интернет содержит неспроста. Появившись в начале 70-х годов в США, сегодня коучинг охватил всю планету и стал активно востребованным не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни современного человека. Во всем мире коучинг признан наиболее современным и эффективным инструментом личностного и профессионального развития: процессы принятия решения, планирования, мотивации, делегирования, управления конфликтами, ведения переговоров и т.д. через призму коучинга проходят быстрее, ярче и намного эффективнее. Методика была создана на стыке психологии, менеджмента, философии и логики, что сделало коучинг универсальным инструментом, раскрывающим внутренний потенциал человека практически во всех областях его деятельности.

Основной инструмент коуча - это сильные спиральные вопросы, отвечая на которые в течение коуч-сессии клиент двигается как по лестнице вверх, навстречу осознанию своей ситуации, принятию полной ответственности за нее и выбору дальнейших реальных действий, приводящих к достижению поставленных целей. Поэтому эффективный коучинг - это не только и не столько техника, сколько метод взаимодействия с людьми, способ мышления и даже способ бытия, в основе которого лежит осознанность и ответственность за собственную жизнь.

А чего как не осознанности и принятия ответственности за результаты обучения и за дальнейшее свое развитие ждет от своих выпускников высшая школа? Поэтому говорить об использовании коучинга как рабочего инструмента преподавателей вузов можно всерьёз и с полным правом.

— А.А.: Вы упомянули «коуч-сессию ». Расскажите, пожалуйста, что она собой представляет и как обычно проходит.

— Н.Д.: Как правило, коуч-сессия - это личная встреча коуча и его коучИ (клиента), на которой обсуждается конкретный вопрос или задача, определяется ее суть и желаемый для клиента результат. В процессе сессии коуч помогает клиенту определить цель, вывести понимание сложившейся ситуации на осознанный уровень, выстроить план действий по решению задачи, рассмотреть альтернативы, рассчитать риски, мотивировать к действию, установить сроки и, наконец, наметить самый первый шаг.

В идеале - это личная встреча длительностью один или полтора часа, но могут быть и варианты. Ритм современной жизни диктует свои правила, и все чаще коуч-сес-сии проходят дистанционно, с помощью Скайпа, к примеру.

— А.А.:Понять, какработаетметодика коучинга, можно только побывав в качестве клиента на коуч-сессии, или этот процесс поддается словесному описанию?

— Н.Д.: Как известно, сколько ни описывай игру света в гранях бриллианта, насладиться его истинной красотой можно, только увидев его собственными глазами.

Сегодня существует множество печатной литературы и специализированных сайтов, посвященных коучингу. Погрузившись в изучение подобных материалов, можно абстрактно-теоретически разобраться в том, как он работает, но по-настоящему почувствовать эффект от техники и получить результат в своей реальной жиз-

ни можно, конечно, только лично пройдя коуч-сессию. В арсенале коуча имеется множество методик, техник, инструментов, упражнений и приемов, общих абсолютно для всех. В ходе коуч-сессии применяются многие современные бизнес-технологии, такие как тайм-менеджмент, стратегическое планирование, SWOT-анализ, мозговой штурм, принятие решения, расстановка приоритетов; используются такие категории, как видение и миссия, и такие психологические приемы, как визуализация, реф-рейминг, ассоциированное и диссоциированное состояния, шкалирование, логические уровни и т.д. Но только при индивидуальной работе все это позволяет человеку получить индивидуальный взгляд на себя и на свою уникальную ситуацию, выработать новые решения своих задач.

— А.А.: Значит ли это, что коучинг "показан" только сформировавшемуся сознанию взрослого человека, самостоятельно решающего свои задачи?

— Н.Д.: Вы знаете, в развитых странах, где коучинг получил большую распространенность, существует несколько его «возрастных» специализаций, к примеру: коучинг для подростков, где основные темы -это построение отношений, выбор дальнейшей профессии, познание своих истинных талантов и сильных сторон, на которые стоит опираться в жизни, или коучинг для пенсионеров, т.е. для людей, которые вышли на пенсию и хотят строить новую жизнь вне профессиональной деятельности. Но все-таки наиболее популярен коучинг среди возрастной категории 25-50 лет. Принято считать, что эта методика создана в первую очередь для тех, кто уже многое создал и хочет двигаться дальше, только более осознанно, стремительно и эффективно. И, как правило, она очень тесно связана с вопросом творческой и деловой самореализации.

— А.А.:Принято считать, что коуч совмещает в себе психолога, менеджера и

наставника. Но как он может по-настоящему помочь, если не разбирается профессионально в конкретной специальности, которой обладает его клиент?

- Н.Д.: Отличный вопрос! В этом и есть вся магия!

Бывало ли у вас так, что совершенно незнакомый, фактически первый встречный человек говорит вам что-то настолько важное или задает такой вопрос, который вы никогда не услышите от своих близких? Иногда подобная встреча и короткий диалог дают больше, чем часовые беседы со знающими ситуацию, а порой даже становятся решающими и судьбоносными. И это неудивительно: «сработали» свежий взгляд со стороны, независимое мнение, интерес к человеку, эмпатия, участие (но не вовлеченность), принятие, т.е. все компетенции, которыми обладает хороший коуч. Именно эти компетенции - ключ к тому, что, ведя беседу с клиентом и задавая ему «правильные», сильные, глубокие вопросы, коуч приводит клиента к желаемому результату, по сути, ничего не зная о его профессии или бизнесе. Ведь коучинг исходит из "сократической" аксиомы, что все ответы, идеи и решения находятся в самом человеке, а задача коуча - стимулировать вопросами его сознание и подсознание, помочь выйти на новую орбиту восприятия себя и своей ситуации.

Конечно, важно, чтобы коуч сам был опытным человеком в профессиональном и жизненном плане, обладал достаточно высоким интеллектом и, конечно, имел за плечами свои личные результаты и достижения.

- А.А.: А возможен ли «самокоучинг»?

- Н.Д.: Самокоучинг возможен, есть специальные техники. Часто он используется для планирования, принятия решения, устранения препятствия на пути к цели. Если человеку удастся сделать паузу, остановить бесконечный внутренний монолог, четко сформулировать свою ситуацию, за-

дать себе ряд честных, открытых и глубоких вопросов, а главное - услышать свой ответ и принять его, - это и будет самоко-учинг.

— А.А.: На прошлогодней Международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-Learning, организуемой Московской финансово-промышленной академией, я обратил внимание на выступление ректора МИМ «Аинк» С.А. Щенникова, говорившего о том, что в их институте уже есть организационная форма проведения занятий на основе коучинга, наряду с лекциями, семинарами и т.д.

— Н.Д.: Действительно, сегодня во многих вузах проходят семинары, тренинги и мастер-классы по коучингу, но в большинстве своем они проводятся не в системе первого высшего, а на базе дополнительного бизнес-образования - программ MBA (Master of Business Administration). И этому есть логичное объяснение. Зародившись в верхних слоях общества, коучинг изначально был методикой для бизнес-элиты, потом применялся для решения повседневных бизнес-задач, затем, спустившись еще ниже, стал открытым для многих. Но все-таки необходимо признать, что коучинг по-прежнему остается услугой достаточно дорогой и малодоступной большинству, по крайней мере, в России. Поэтому и многие вузы по простым финансовым причинам не в состоянии включить коучинг в систему первого высшего образования. Вместе с тем базовые знания и компетенции по коучин-гу можно передавать как дополнительный профессиональный навык в форме краткосрочных семинаров и тренингов.

— А.А.: Чем может быть полезна методика коучинга рядовому преподавателю вуза?

— НД: В самом простом применении коучинг нужен каждому из нас. Не будем забывать, что это не только инструмент достижения целей, повышения эффективнос-

ти и раскрытия потенциала, но и способ мышления, стиль взаимодействия с людьми и даже способ бытия. Что касается профессиональной деятельности преподавателей, то узкие места высшей школы всем известны: это и низкая мотивация студентов, и низкий уровень ответственности и вовлеченности в процесс, и отсутствие фокуса на результат.

Что произошло бы со всеми этими проблемами, если бы преподаватель использовал методику коучинга как свой рабочий инструмент? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним основные принципы коучинга.

• Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.

• Люди являются полноценными и совершенными.

• В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха.

• Принятие, открытость и доверие -ключ к взаимодействию.

• Люди всегда делают самый лучший выбор в существующей ситуации.

• Направленность - из настоящего в будущее.

• Опора на позитив.

• Каждый человек обладает мощным потенциалом.

• Фокус на сильные стороны человека.

• Нет советам! Все ответы внутри человека.

• Фокус на конкретную цель в будущем.

• Ориентация на решение, результат и активные действия.

А вот основные компетенции коуча:

■ искренний интерес к человеку;

■ эмоциональная компетентность;

■ абсолютное принятие человека - таким, какой он есть;

■ эмпатия как способность сопереживать, чувствовать то, что чувствует другой.

■ конгруэнтность - подлинность соб-

ственных ощущений и честность по отношению к своим чувствам;

■ активное и глубинное слушание (не только что говорит, но и о чем молчит человек) - умение слушать «глазами и сердцем»;

■ позиция, свободная от предпочтений, осуждений, мнений, советов;

■ профессиональные знания, эффективные техники и приемы, опыт.

На мой взгляд, опираясь на эти базовые принципы коучинга, действительно можно справиться со многими трудностями во взаимоотношениях «педагог - студент», и как следствие, значительно повысить качество высшего образования.

Есть один очень важный момент, который необходимо учитывать, рассматривая коучинг как рабочий инструмент преподавателя: целью коуча является все же не обучение, а стимулирование интереса и желания обучаться, и в этом его принципиальное отличие от педагога и наставника. Поэтому коучинг является не методикой обучения, а скорее инструментом повышения его эффективности. Есть управление в коучинговом стиле, а может быть и преподавание(обучение) в коучинговом стиле.

Чтобы окончательно прояснить ситуацию, предлагаю рассмотреть простой пример из жизни: надо научить человека кататься на велосипеде. Тренер будет упорно тренировать мышцы ног, рассказывая и показывая, как правильно крутить педали, психолог может углубиться в переживания, в обсуждение душевного настроя, который может помешать или помочь обучению, наставник покажет сам, как ездят на велосипеде, и попросит повторить. А что же коуч? Коуч вдохновит и мотивирует, выделит сильные стороны обучающегося, которые могут стать опорой, рассчитает риски и, наконец, выберет правильный момент для начала действий. И обучающийся сам запрыгнет на велосипед и поедет! А коуч будет бежать рядом до тех пор, пока в его помощи будет необходимость.

— А.А.: А как коучинг может пригодиться студентам?

- Н.Д.: Повторюсь, что в глубоком смысле и применении коучинг - это залог хороших взаимоотношений, гармонии и жизненного успеха, необходимых абсолютно каждому. Основа в коучинге - «Я сам»: мои ценности, видение, убеждения, желания, мечты и цели.

Сегодня коучинг начинает активно применяться как эффективный инструмент управления персоналом. Можно предположить, что со временем навыки коучинга станут профессиональной необходимостью. Подобно тому как 15-20 лет назад умение пользоваться ПК было уникальным преимуществом, а затем стало обычным профессиональным навыком; теперь же пятилетние дети подчас обладают лучшим знанием ПК, чем их родители. Не исключено, что с коучингом произойдет нечто похожее, а потому нужно уже сейчас начинать готовить к этому студентов.

— А.А.: В каких учебных заведениях готовят коучей?

- Н.Д.: В Москве есть около 25 школ, центров, академий и центров, где учат коу-чингу. Уровень, качество, подход, понимание, продолжительность и стоимость везде разная. Уже расплодились школы, совсем далеко уходящие от истинного понимания коучинга, и это очень серьезная проблема рынка. Ввиду большой востребованности этой методики, ею стремятся овладеть многие, но мало кто понимает, что она из себя представляет.

Очень важно получить образование в «правильном» месте, опираясь на рекомендации и информацию о выбранной школе коучинга. Именно поэтому Международная федерация коучинга (ICF) и наше российское представительство видят своей основной задачей просветительскую работу и правильное позиционирование коучинга. Наша организация имеет опыт не только индивидуального коучинга, но и разработ-

ки и реализации корпоративных программ для менеджеров различного звена, HR-ра-ботников и пр. Будем надеяться, что не за горами и разработка проекта программы для повышения квалификации преподавателей колледжей и вузов!

— А.А.: Каковы перспективы использования информационных и коммуникационных технологий в коучинге?

— НД: По поводу использования информационных технологий можно сказать, что коучинг весьма широко использует современные возможности в этой сфере. 70% коучинга в США проводится по Скайпу или телефону. Крупные компании используют видео-и конференцсвязь для работы коуча с сотрудниками из другихгородов. Зачастую кли-

ент вообще не встречается со своим коучем, а коуч-сессия проходит исключительно по-средствомиспользования информационных технологий. Здесь очевидны преимущества: экономия времени, фокус на конкретной теме-запросе, полная концентрация коуча на всех оттенках голоса, возможность проявить глубокое активное слушание.

Важность проблемы побудила участников диалога выступить с предложением организовать секцию «Коучинг в образовании» на предстоящей V Международной конференции по вопросам обучения с применением технологий e-Learning "MOSCOWEducation Online 2011", которая пройдет с 19 по 21 октября 2011 г. в -Москве.

А.П. ГОРЯШКО, профессор Н.В. КОМЛЕВА, канд. экон. наук Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов РФ

Образование на основе компетенций в открытых информационных средах: алгоритмы принятия решений

В работе рассмотрены вопросы, возникшие в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Утверждается, что полноценная реализация образования на основе компетенций требует использования возможностей, предоставляемых современными информационными системами. Проанализировано, какие формальные проблемы принятия решений при этом возникают и какова алгоритмическая сложность решения этих проблем.

Ключевые слова: управление знаниями, компетентностный подход к образованию, открытый образовательный ресурс, профессиональное сообщество, учебный объект, электронный курс, принятие решений, оценка алгоритма

В настоящий момент происходит процесс перехода на двухуровневую модель образования на базе новых образовательных стандартов, основывающихся на компе-тентностном подходе к образованию, суть которого - в ориентации стандартов, учебных планов и образовательных про-

грамм на результаты обучения, т.е. в переносе акцентов с содержания дисциплин на приобретение знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения дисциплин по выбранной образовательной программе. В связи с этим меняются требования не только к содержанию учебного ма-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.