Были исследованы выборочные данные, полученные в процессе дистанционного обучения. Статистическая оценка выборочных данных показала, что результаты входного и итогового тестирования хорошо коррелируют между собой. Отставание учащихся в процессе обучения максимально к середине срока обучения. В целом работниками со стажем показана более высокая успеваемость. Полученные результаты носят общий характер, и их можно использовать для прогнозирования выходных данных корпоративного обучения.
Литература
1. Куракин А. С. Модель «предложение - спрос» в области информационных технологий дистанционного обучения // Открытое образование, 2009. № 3. С. 78-86.
2. Введение в электронное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.competentum.ru/articles/e-learning/217.
3. Тимушева Е. Система корпоративного обучения. Принимаем решение о привлечении консультантов // Дистанционное обучение: мифы и реальность: Материалы онлайн-конференции. - М.: Открытый университет бизнеса и технологий, 2006.
4. Тартаковский А. Б. Дистанционное обучение в российских компаниях: проблемы и перспективы развития // Управление развитием персонала, 2005. Вып. 1.
5. Lynch M. M., Roecker J. Project Managing E-Learning: A Handbook for Successful Design, Delivery and Management. - New York, US: Routledge, 2007. - 208 c. - ISBN 978-0-415-77220-4.
6. Shackelford B. Project Managing E-Learning. - US: American Society for Training and Development, 2002. - 133 c. - ISBN 1562863290, 9781562863296.
7. Лавров О. Дистанционное обучение: пять стадий от планирования до анализа результатов обучения // Вопросы интернет-образования: Электронный журнал, 2004. Вып. 18.
8. Чубукова И. А. Data Mining [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intuit.ru/department/database/datamining.
9. Якушев. Анализ технологий и систем управления электронным обучением: Отчет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inno.cs.msu.su/implementation/it-university/07.
10.Егоров Я. С. Использование инструментов UML и шаблонов проектирования J2EE для построения систем дистанционного обучения: Дис. ... канд. техн. наук. - М.: МФТИ (ГУ), 2007. - 142 с.
11.Карасик А. А. Разработка модели и программного обеспечения информационно-образовательной среды для организации дистанционного обучения с использованием сети Интернет: дис. ... канд. тех. наук. - Екатеринбург: Ур. гос. техн. ун-т, 2004. - 178 с.
12.Кондратьев И. Н. Основные составляющие образовательной среды дистанционного обучения университетского комплекса // Открытое образование, 2008. № 1. С. 11-18.
13.Булгаков М. В., Носов В. П. Исследование и разработка методов построения и кэширования веб-приложений // Открытое образование, 2008. № 2. С. 27-40.
14.IEEE P1484.1/D9, 2001-11-30 Draft Standart for Learning Technology - Learning Technology Systems Architecture (LTSA). - New York, USA. P. 120.
УДК 37.02+378 ВАК 13.00.08 РИНЦ 14.00.00+20.00.00
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
А. А. Киселева, ст. преподаватель, Тел.: (3843) 343-423, e-mail: tonya-linux@yandex.ru МАОУДПО «Институт повышения квалификации», г. Новокузнецк
http://ipk-iikt.narod.ru В. А. Стародубцев, д. пед. н., профессор Тел.: (3822) 265-101, e-mail: sva@ido.tpu.ru Национальный исследовательский Томский политехнический университет
http://www.tpu.ru
The functional model of personal education sphere in relation to phenomena of Web 2.0 services appearance and the dual role of the teachers (as producers and consumers of knowledge) is discussed.
Обсуждается возможность создания персональной образовательной сферы преподавателя, рассматривается ее функциональная модель, основанная на сетевых сервисах Web 2.0 и дуальной роли преподавателя как поставщика и потребителя знаний в информационном обществе.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сервисы Web 2.0, персональная образовательная сфера.
Keywords: distance learning technologies, services of Web 2.0, personal education sphere.
Обучать - значит вдвойне учиться.
Ж. Жубер
1. Введение
Глобализация научных, производственных, экономических и социокультурных процессов объективно стимулирует процесс формирования двух транснациональных пространств - информационного и образовательного. Они взаимообусловлены, взаимосвязаны, но не тождественны. В информационном пространстве можно выделить и другие области, отражающие и поддерживающие различные сферы деятельности человека в обществе (бизнес, искусство, наука и т. д.). По мере развития постиндустриального общества и становления информационной цивилизации, образовательное пространство все больше будет использовать пространство информационное [1-3].
При переходе к информационному обществу изменяются задачи развития личности, социально-экономические условия профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений, появляются новые возможности в операциональном аспекте учебного процесса, возникает необходимость неоднократной смены сфер профессиональной деятельности в течение активного периода жизни человека.
Парадоксально, но возможность свободного перехода от одной профессии к другой прогнозировалась в трудах К. Маркса. По его мысли, в задачи коммунистического общества входит «... частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции заменить всесторонне развитым индивидом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» [4, С. 112]. В буквальном прочтении это ранее трактовалось как параллельное осуществление различных профессиональных видов деятельности. В постиндустриальном (информационном) обществе «сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» разворачиваются во времени последовательно.
По некоторым оценкам, своего расцвета информационная цивилизация достигнет к середине XXI века, и уже наши дети будут жить и работать в совершенно новой информационной среде обитания [3]. В ней образование будет постоянно продолжающимся процессом формирования личности в процессе информационного обмена с окружающей социальной средой [5], так что более 85% трудоспособного населения развитых стран будет работать в областях, связанных с созданием, передачей и потреблением информации.
Таким образом, в формирующемся информационном обществе фундаментальной проблемой является переход системы образования на концепцию пожизненно продолжающегося образования (формального и неформального образования в течение всей жизни человека, Lifelong Learning и Lifewide Learning). Реализация данной концепции требует становления в социуме персональных образовательных сфер, формируемых самими субъектами для решения личностных и профессиональных задач на основе достижений информационных технологий.
Стремительное развитие современных средств межличностной коммуникации (блогов, твиттеров, вики-сайтов), базирующихся на современных сетевых сервисах Web 2.0, приводит к самоорганизации социальных сетей и сообществ регионального и глобального уровня. Это отвечает потребности человека в саморазвитии личности, в ее самовыражении, в самообразовании, однако несет риски стихийной и неуправляемой социализации молодого поколения, неадекватного использования баз знаний (знание без воспитания и культуры - меч в руках сумасшедшего).
Появление блогосферы и социальных сетей в определенной мере компенсирует недостаточность Интернета в области эмоционально-эстетической, этической и социально-мировоззренческой составляющих гуманитарной культуры. В то же время следует отметить и то, что составляющие естественнонаучной культуры, распределенные в блогосфере, не всегда достоверны, фрагментарны и не дают системы научных знаний. Эти особенности превращают
студента (да и преподавателя) в самостоятельного субъекта познавательной деятельности, который должен уметь извлекать из разрозненных источников информации, предлагающих не обязательно согласующиеся друг с другом сведения, персонифицированное знание [6].
Становится актуальной проблема исследования возможных путей формирования персональных образовательных сфер, их культурологических и социальных функций, структуры и содержания вариативных областей, обеспечивающих возможность как импорта, так и экспорта образовательных услуг в контексте развития единой информационной среды образовательных учреждений. В связи с этим возникает и необходимость анализа феномена появления сетевых сервисов Web 2.0 с точки зрения интеграции информационных и педагогических технологий в сфере образования и развития на этой базе педагогики сотрудничества.
2. Формирование персональных образовательных сфер
Прежде всего, отметим, что основанные на идеологии Web 2.0 программно-технические средства начинают изменять привычные стереотипы использования глобальной сети, их освоение изменяет социальные роли пользователей, изменяет их мироощущение. Пассивная позиция «читателя» (потребителя информации) изменяется на интерактивную и персонализированную позицию «писателя» (комментатора, соучастника дискурса, производителя информации).
Определились функции социальных сетей и блогов: коммуникативная, создания социальных связей, организации дискурса, самопрезентации, самообразования и развлечения (досуга). В создании открытых для редактирования документов в сети используется большое число вариантов вики-программ (wiki), различающихся по возможностям импорта на страницы текстовых, графических и аудиовизуальных материалов [7]. Импорт таких материалов на страницы блогов и вики-сайтов потребовал создания в Интернете сайтов-депозитариев соответствующих файлов (Flicr, Picasa, Scribd, YouTube, SlideShare и др.). Корпорация Google призывает хранить во всемирной сети все материалы, ныне сохраняемые на персональных компьютерах, ThinkFree Online утверждает: «Now, the Internet is your Office», тем более что Microsoft обещает возможность бесплатного размещения своих офисных программ нового поколения на браузерах пользователей.
Таким образом, профессиональная и социальная деятельность все более сосредотачивается в открытом информационном пространстве и опосредуется сетевыми средствами и технологиями. Гиперсвязи электронных документов позволяют их параллельное использование, цифровые ресурсы становятся более доступными, чем печатные. При высоком темпе обновления знаний в постиндустриальном обществе, актуализация сведений в электронных изданиях происходит гораздо быстрее, чем в традиционных книгах. К моменту выхода в свет многие вузовские учебники содержат уже устаревшую информацию. При этом они лишены мультимедийных компонентов, имеющихся в электронных пособиях. Пришло время становления на основе Интернета образовательных систем нового поколения (Learning 2.0), отличительными чертами которых являются мультимедийность контента, его быстрое обновление и открытость всех материалов для комментирования, редактирования в необходимых случаях и адаптации под потребности конкретных пользователей [8, 9].
Дуальный характер жизнедеятельности преподавателя выделяет его в обществе (социуме) как провозвестника личности будущей информационной цивилизации. Преподаватель университета или учитель общеобразовательной средней школы становится прообразом личности, интегрирующей в себе социальные роли как поставщика дисциплинарных знаний, организатора и фасилитатора познавательной активности учащихся, руководителя совместной проектной деятельности, так и потребителя профессионально значимой и культурологической информации, гарантирующей развитие личности и активное взаимодействие с профессиональным сообществом.
Двойственная природа жизнедеятельности преподавателя может быть реализована с помощью персональной образовательной сферы, формируемой самим преподавателем средствами информационно-коммуникационных технологий и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности [10]. Другими словами, персональную образовательную сферу можно определить как интегративное сочетание открытого информационного пространства и персонифицированной среды деятельности в нем с помощью сервисов Интернета и средств, создаваемых самим индивидом.
Построение модели какой-либо системы, в том числе и персональной образовательной сферы (далее в тексте ПОС), подразумевает определение ее места в метасистеме и определение
оптимального набора компонентов системы, обеспечивающих функциональную полноту свойств системы, установление необходимых связей между компонентами.
Что касается места ПОС в глобальном информационном пространстве, то, по нашему мнению, ее роль аналогична роли нейрона в нервной системе живых организмов. Как известно, нейроны являются специализированными клетками, способными принимать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, а также в своем развитии устанавливать контакты с другими нейронами или клетками организма. Очевидно, что речь идет не о морфологической, а о функциональной аналогии, уже используемой в попытках создания искусственного интеллекта. Самоорганизующаяся (но в определенных рамках регламентируемая) «нейронная» сеть ПОС членов информационного общества станет важной составляющей ноосферы будущего.
По функциональному критерию структуру ПОС преподавателя можно условно разделить на четыре области, образованные двумя парами пересекающихся полусфер (см. рисунок). Первая пара - это оппозиция потребителя и производителя образовательных услуг, вторая - полусфер профессионально регламентированной и неформальной, индивидуально-личностной образовательной и/или социальной деятельности. При этом информационно-коммуникационным базисом всех выделенных областей является Интернет с его традиционными и инновационными сервисами Web 2.0.
В различные периоды жизни человека как члена информационного общества соотношение объемов выделенных областей изменяется в зависимости от внешних условий и внутренних потребностей конкретного индивида. Для профессионально состоявшегося педагога (преподавателя вуза или средней школы) ведущей зоной его личностного развития является область неформального и информального самообразования. В то же время для ученика средней школы основной зоной развития и познавательной деятельности будет область потребителя регламентированных образовательных услуг. Направленность современного образовательного процесса на формирование компетенций, позволяющих творчески и критически мыслить, быстро адаптироваться к новым социальным условиям, самообразовываться и саморазвиваться, оперировать растущими объемами научной, технологической, экономической информации и принимать ответственные решения, неизбежно требует постепенного роста и других областей ПОС. В частности, ученик школы или студент вуза будет играть роль поставщика новых знаний при выполнении коллективных сетевых проектов.
Кроме того, все большее значение принимают неформальные способы обучения, реализация которых невозможна без развития соответствующих зон ПОС участников образовательного взаимодействия. Неформальное обучение непосредственно отражает и удовлетворяет личностные потребности и запросы индивидуума, мобилизуя тем самым его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту [11, 12]. По данным Д. Кроса, только 15-20% приобретенных знаний успешных предпринимателей получены из формальных источников, а остальные 85-80% - из источников неформального характера [13]. Действительно, «научить нельзя, можно научиться»!
Тем не менее на формальную, регламентируемую составляющую ПОС педагога возлагается функция дистанционного управляемого обучения. В области поставщика образовательных услуг она может определяться образовательными стандартами, правами и уставами образовательных учреждений и представлять собой персональную страницу (или сайт) в структуре портала вуза или сайта школы. Следуя требованиям времени, а также уровню развития дистанци-
Рисунок. Функциональная классификация областей персональной образовательной сферы преподавателя
онных образовательных технологий, она должна содержать инструменты для дистанционного консультирования и обучения, проведения вебинаров, чатов, форумов, сетевых проектов. Иными словами - для многомерного движения в образовательном пространстве.
В более общем плане культурологические и социальные функции персональной информационной сферы как интернет-среды сменяющих друг друга или параллельных способов жизнедеятельности индивида можно классифицировать и по другим критериям, таким как:
• личностные интересы (новости, знакомства, фан-клубы, игры, потоковое телевидение, путешествия и т. д.);
• профиль и/или предмет практической деятельности (профессиональной, любительской или общественной);
• партнерство для достижения какой-либо цели (образовательной, научной, социальной, творческой, коммерческой и др.).
Отметим, что «Меморандум непрерывного образования» Европейского Союза кроме формального образования (завершающегося получением диплома установленного образца) и неформального (не сопровождающегося выдачей документа, происходящего в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером), рассматривает также информальное образование. Его определяют как индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь и не обязательно носящую целенаправленный характер [14].
Информальное или «стихийное» самообразование опосредуется во многом ПОС. Поскольку взаимодействие персональных сфер поставщика и потребителя образовательных услуг конкретизируется и реализуется в процессе применения дистанционных образовательных технологий, сервисы Web 2.0 (провайдеры услуг) должны обеспечивать синхронные и асинхронные виды коммуникаций, приведенные в табл. 1. В ней указаны также названия соответствующих программных средств (инструментов).
Таблица 1
Виды образовательных коммуникаций и их сервисы
Название занятия или учебного материала Сервис Web 2.0 или программное обеспечение Примечание
1. Лекция-презентация учебного материала SlideShare.net Асинхронно без обратной связи (ОС)
V-class.ru, VebinarExpert.ru Синхронно с ОС и в записи асинхронно без ОС
2. Чат- и видеоконсультации V-class.ru, VebinarExpert.ru, Skype.com/intl/ru, VZOchat.com/ru Синхронно с ОС и в записи асинхронно без ОС
3. Форум дисциплинарный Порталы образовательных учреждений, персональный сайт преподавателя Асинхронно, с отложенной ОС
4. Вебинар дисциплинарный V-class.ru, VebinarExpert.ru, Adobe Acrobat Connect Pro (adobe.com/ products/acrobatconnectpro) Синхронно с ОС и в записи асинхронно без ОС
5. Видеолекция (по запросу пользователя) Порталы образовательных учреждений, YouTube.com Асинхронно без ОС
6. Аудиовидеоконференция Skype.com/intl/ru, VZOchat.com/ru, VebinarExpert.ru Синхронно с ОС и в записи асинхронно без ОС
7. Виртуальная лабораторная работа RadWeb.ru, Physics.ru/courses/op25part1/ design/index.htm Асинхронно без ОС
8. Комбинированные формы (виртуальная лабораторная или практическая работа под руководством преподавателя в чате или вебинаре) Adobe Acrobat Connect Pro (adobe.com/ products/acrobatconnectpro), чат-сервисы на порталах образовательных учреждений, порталы образовательных учреждений Синхронно с ОС
9. Коллективные курсовые работы или проекты Wikispaces.com, Wikiwiki.com, Wetpaint.com, Office Live Workspace (workspace.officelive.com/ru-RU) Асинхронно, ОС отложена во времени
10. Электронные плакаты и другой иллюстративный материал YouTube.com, School-collection.edu.ru, порталы образовательных учреждений Асинхронно без ОС
11. Электронные текстовые издания Порталы образовательных учреждений, Scribd.com Асинхронно без ОС
12. Цифровые энциклопедии и словари Wikipedia.org, Wiktionary.org, Answers.com Асинхронно без ОС
13. Электронные учебные пособия и тренажеры Порталы образовательных учреждений Асинхронно без ОС
14. Семестровая аттестация и самоконтроль www.fepo.ru, VeralTest (http://veralsoft.com/veraltest.shtml) Синхронно как экзамен или асинхронно как репетиция
Некоторые из перечисленных в табл. 1 коммуникаций и учебных материалов могут быть реализованы и представлены в системах менеджмента учебного процесса, например в WebCT (BlackBoard). Но принципиальным недостатком этой системы (и многих аналогичных LMS) является отсутствие средств аудиовизуальной коммуникации преподавателя со студентами, что необходимо для успешного дистанционного обучения и контроля знаний по месту жительства.
3. Взаимодействие персональных образовательных сфер
В ряде недавно появившихся работ (Г. Драйдент, П. Друкер, Х. Кобаяси, А. И. Зайцев) высказывается мнение о значительном снижении роли преподавателя в информационно насыщенной образовательной среде и о возможности замены преподавателя программными агентами и/или человекоподобными роботами [15]. Противоположная точка зрения, которой мы придерживаемся, исходит из фундаментального понимания зоны ближайшего развития обучаемого, введенного в педагогику Л. С. Выготским (достигнуть большего в сотрудничестве, с методической и дидактической помощью учителя) [16]. При этом объективно возрастают требования к компетенциям педагога (преподавателя, тьютора), так как педагогическое взаимодействие все больше становится опосредованным и дистанционным, реализуется перекрыванием персональных образовательных сфер его участников.
На уровне школы взаимодействие ПОС учителя и ученика, по нашему убеждению, должны создавать учебно-методическую и технологическую базу для формирования зоны ближайшего развития учащихся, в которой должна реализоваться их учебная, познавательная, научно-исследовательская и проектная деятельность. В этой зоне учащиеся:
• воспринимают учебную, научную и сопутствующую (зачастую - «шумовую») информацию;
• обрабатывают в операциональной и когнитивной деятельности (осознают, интерпретируют, перекодируют, создают внутреннее представление);
• переживают и оценивают;
• понимают и запоминают (включают в структуру имеющегося у них знания);
• применяют в учебной и учебно-исследовательской и проектной работе.
Согласно воззрениям Л. С. Выготского, обучение вне зоны ближайшего развития бесплодно, ученика следует обучать тому, чего он еще делать не умеет, но что оказывается для него доступным в сотрудничестве с учителем и под его руководством. В современных условиях мы должны добавить к приведенной формулировке: в том числе и в опосредствованном сотрудничестве, с помощью взаимодействия персональных образовательных сфер.
Психологические исследования, выполненные в развитие идей Л. С. Выготского, показали, что зона ближайшего развития следует за зоной актуального (достигнутого) развития и включает в себя несколько слоев (уровней) [17]. Первый, наиболее близкий к актуальной зоне слой, по предложению А. Г. Асмолова, может быть назван областью вариативного развития, в которой приращение достигается во взаимодействии между самими учащимися. Для построения ПОС учителя это означает необходимость обеспечения в ней коллективных, индивидуально-групповых коммуникаций с помощью форумов и/или вики-сайтов классов и т. д.
Следующая область представляет собой, по определению [18], зону активного обучения, в которой реализуется взаимодействие учащихся с преподавателем, который поддерживает процесс развития умственной деятельности демонстрацией возможностей логического и алгоритмического мышления, создавая проблемные ситуации, требующие применения рационального аппарата мышления.
С областью активного обучения пересекается зона творческой самостоятельности. В ней учащийся при имплицитной или опосредованной помощи преподавателя начинает создавать принципиально новое, неизвестное ему заранее. Это самая важная область зоны ближайшего развития. Она базируется на обобщении логической мыслительной деятельности и эмоциональном опыте переживания (открытия) научного знания. Объективная необходимость формирования зоны творческой самостоятельности учащихся ставит задачу такого построения ПОС, при которой самостоятельная познавательная и исследовательская деятельность обучаемых
будет обеспечена методически и дидактически. Если в зонах вариативного развития и активного обучения формируются знания-содержания, то в зоне творческой самостоятельности формируются знания-методы [18]. Отсюда вытекает целевая направленность дисциплинарной компоненты ПОС преподавателя не только на сам учебный предмет, но также и на решение более общих проблем посредством знания предмета. Здесь большая роль отводится моделирующим сетевым виртуальным лабораторным работам. Их девиз: «Моделируя процессы, обучаем, обучая - моделируем профессиональную деятельность» [19].
Движение по оси умственного развития не исчерпывается прохождением уровней актуального и ближайшего развития. Должна быть перспектива будущего потенциального развития, обучение на котором уже не потребует руководства преподавателя. В этой зоне происходит переход на андрогогическую модель образования, которая предполагает самостоятельность обучающегося, опирающуюся на методологию интеллектуального поиска, на индивидуальный опыт, на активный диалог с разными преподавателями, на создание своего культурно-смыслового мира.
На уровне высшего профессионального образования взаимодействие ПОС участников образовательного процесса может обогатить все формы обучения - очную, заочную и очно-заочную (вечернюю). В этом ряду следует выделить вечернюю форму обучения по месту жительства студентов как наиболее перспективную для реализации парадигмы непрерывного образования в течение жизни (смены способов жизнедеятельности в информационном обществе).
По определению, вечерняя форма обучения более организована (регламентирована), чем традиционное заочное обучение, недостаточно контролируемое «от сессии до сессии». Форма вечернего дистанционного обучения по месту жительства для вузов и студентов имеет ряд преимуществ:
• сокращение необходимого аудиторного фонда со всеми сопряженными затратами на его содержание и т. д.;
• сокращение периода экзаменационно-лабораторной сессии в случае ее очного проведения для студентов очно-заочной (вечерней) формы обучения;
• уменьшение перегрузки профессорско-преподавательского состава в период одновременного проведения сессии у студентов очного и заочного обучения;
• уменьшение потребности в жилье на период сессии, что сокращает затраты как вузов, так и студентов;
• возможность виртуального присутствия обучаемых на групповых занятиях и индивидуальных консультациях;
• непрерывное и естественное формирование у обучаемых необходимой информационной и коммуникационной компетенции;
• изменение стиля деятельности и социальной активности обучаемых в информационном пространстве;
• отсутствие необходимости радикального пересмотра уже существующей нормативно-правовой базы в части регламентации объема учебно-познавательной деятельности обучаемых в течение семестра.
Эти преимущества следует отнести и к взаимодействию ПОС в системе повышения квалификации и переподготовки кадров по месту жительства. Обучение может быть реализовано в нормативно определенной форме, с выдачей сертификатов или по индивидуальной траектории на коммерческих условиях. Кроме того, вечернее дистанционное обучение и/или переподготовка кадров является перспективной технологией для корпоративных учреждений, в том числе образовательных. По мнению ректора Современной гуманитарной академии профессора М. П. Карпенко, обучение студентов по месту проживания, а не в университетских кампусах, является критерием качества вуза будущего [20].
Практическое осуществление обсуждаемых выше положений требует совмещения в ПОС преподавателя программно-технических возможностей порталов образовательных учреждений и сетевых сервисов Интернета-2. Первая составляющая регламентируется концепциями развития информационно-образовательной среды конкретных вузов, и она может варьироваться в широких пределах. В зависимости от этого персональный сайт преподавателя (части его ПОС) может содержать как минимальный объем сведений о биографии, научных и общественных достижениях преподавателя, его учебных поручениях (так называемая «визитка» сотрудника вуза), так и более развернутый контекст учебно-методических комплексов (УМК) преподаваемых дисциплин. Политика открытости позволяет увидеть это разнообразие, например, на портале Национального исследовательского Томского политехнического университета, где размещено более 600 персональных сайтов [21].
Вторая составляющая ПОС преподавателя зависит от его «компьютерной» компетенции, от его возможности освоить предлагаемые сервисами Web 2.0 решения для создания блогов,
форумов, вики-сайтов и социальных сетей. Так, с помощью программных средств социальной сети Ning (США) Steve Hargadon создал образовательное сообщество Education.ning.com (более 7000 членов), а Елена Тихомирова организовала в нашей стране ассоциацию преподавателей дистанционного обучения Elearningrus.ning.com (более 1000 преподавателей и других профессионалов в данной области).
Очевидно, что становление ПОС тесно связано с необходимостью повышения квалификации преподавателей высшей школы и учителей в области информационно-коммуникационных (ИК) технологий. В частности, в настоящее время в МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка реализуется образовательная программа дополнительного профессионального образования, нацеленная на формирование многоуровневой ИК-компетенции. Современные сервисы Интернета, которые в дальнейшем могут быть включены в ПОС, осваиваются поэтапно, в зависимости от уровня ИК-компетенции, создают базу для дальнейшего самостоятельного развития ПОС. В табл. 2 приведено содержание этапов последовательного формирования ИК-компетенции в процессе прохождения курсов повышения квалификации, а также используемые при этом средства ПОС.
Таблица 2
Формирование ПОС в процессе повышения квалификации_
1 о Формы повышения квалификации
О Средства ПОС, используемые для коммуникации и структуризации образовательного контента
* о Л - - н (U я а и о н а Дополнительные профессиональные образовательные программы (курсы) Неформальные виды взаимодействия
Пользователь Пользователь ПК в преподавании предметных дисциплин. ИКТ в деятельности педагога дополнительного образования Электронная почта, блоги - blogs-pot.com; службы мгновенных сообщений (IMS) - scype, isq; совместная работа - Office Live Workspace
Консультант ИКТ в управлении образовательным учреждением Электронные конференции. Дистанционный тренинг по сервисам Web 2.0. Конкурс «Интернет-урок» Поисковые системы - google.ru, yandex.ru; классификаторы -moemesto.ru, bobrdobr.ru; вики - wet-paint.com; инструменты создания и редактирования документов в сети и медиа-хранилища - docs.google.com, slideshare.com, calameo.com, you-tube.com; мэшапы - mindmeister.com, playcast.ru; профессиональные интернет-сообщества - int.ru, openclass.ru
Тьютор Обобщение творческого опыта использования ИК-технологий в образовании. Психологоандрогогические основы деятельности тьютора электронного обучения Конкурс «Сетевой учебный проект». Конкурс «Дистанционный урок». Дистанционный тренинг «Неформальное образование педагога» Социальные сети - facebook.com; планировщики - google.com/calendar; системы управления обучением (LMS) -Moodle; системы управления содержанием (CMS) - Wordpress, Joomla
Исследователь Мультимедиа в образовании. ИТ в исследовательской деятельности педагога Конкурс электронных портфолио учителей Вебинары - VebinarExpert.ru, V-class.ru; онлайн-инструменты создания интерактивных сайтов -sites.google.com, narod.yandex.ru
Эксперт Инструменты создания сетевых сообществ для проведения образовательных курсов и тренингов. Переход от индивидуально создаваемого контента к массовому сотрудничеству, модери-руемому экспертами (развитие Web 3.0) - campus.ru, ning.com, taba.com
Работа одного из соавторов статьи на общеобразовательной кафедре и по совместительству в Институте дистанционного образования объективно привела к формированию ПОС на основе двух персональных сайтов (на порталах ТПУ и ИДО), что потребовало их «гиперсвязывания». На порталах фактически размещен УМК дисциплины, включающий нормативные и учебные материалы, в том числе видеолекции, электронный конспект лекций-презентаций, веб-
версию учебника и т. д. В разделе для студентов ИДО размещена запись установочного веби-нара, приведен рекомендуемый план-график изучения дисциплины с указанием доступных студентам, обучающимся по месту жительства, средств и сроков работы с ними (чат-консультаций, вебинаров, видеолекций) [22].
По плану-графику предусмотрено проведение комбинированного занятия - инструктажа по выполнению лабораторной работы удаленного доступа в процессе чат-консультации. В этом случае одновременно используются два независимых друг от друга сайта Интернета, и на экраны преподавателя и студентов вызываются по два окна - чата и виртуальной работы. Поскольку при обучении на первом курсе студенты-заочники уже освоили чат-консультации, с технической стороны для них не были сложными совмещенные действия с двумя окнами. На все вопросы, возникавшие в процессе управляемого по чату занятия, студенты могли незамедлительно получить ответы преподавателя, что позволило сократить срок ознакомления обучаемых с объектом исследования и техникой выполнения управляющих операций. Дальнейшая работа выполнялась студентами самостоятельно и асинхронно.
Для проведения вебинаров в ТПУ используется Adobe Acrobat Connect Pro, позволяющий, в принципе, использовать ресурсы Интернета и проводить комбинированные занятия. Однако более оправдано последовательное применение все более сложных для студентов-заочников инструментальных средств (работа в зоне ближнего развития).
В настоящее время порталы ИДО и ТПУ, как и многих других образовательных учреждений России, не имеют средств создания вики-страниц для асинхронной совместной работы со студентами. Обзор предложений сервисов «сайтостроения» в Интернете позволил выбрать в качестве наиболее адекватного образовательным целям ресурс Wetpaint.com (США). С его помощью был создан сайт www.starslava.wetpaint.com, где в порядке неформальной коммуникации выполнялся сетевой проект по созданию коллекции компьютерных моделей и их обсуждению. Здесь же студенты разместили отчеты по выполненным компьютерным лабораторным работам. Просмотр и размещение материалов на сайте (пополнение коллекции) требует рутинной регистрации, хотя часть материалов может быть доступна без нее. Переход на индивидуальный вики-сайт преподавателя производится с его персонального сайта на портале вуза, и таким путем реализуется единство формальной и неформальной компонент ПОС как поставщика образовательных услуг.
Следует отметить, что вовлечение студентов в неформальную коммуникацию (обращение к вики-сайту) сопровождалось их определенным желанием пойти по более привычному пути -использованию только электронной почты (коммуникация студент - преподаватель). Отчасти здесь сказывался фактор открытости отчетных материалов для свободного доступа всех желающих с ними познакомиться. Тем не менее большая часть двух студенческих экспериментальных групп заинтересовано отнеслась к новым возможностям, которые могут быть использованы в дальнейшей жизни.
4. Заключение
Необходимость перехода на концепцию образования в течение всей жизни (Lifelong Learning) и в объеме жизни (Llifewide Learning) признается в системе образования России и других стран и реализуется в настоящее время путем постдипломного повышения квалификации и переподготовки в государственных и негосударственных сертифицированных образовательных учреждениях.
Продвижение по ступеням ИК-компетентности определяется как внешними, так и внутренними факторами жизнедеятельности преподавателя вуза или учителя. Только в условиях постоянного практического освоения средств дистанционных образовательных технологий и развития ПОС можно:
• сформировать мотивацию к использованию современных средств и технологий коммуникации в повседневной жизни,
• закрепить ее на уровне социального стереотипа,
• оказать педагогическое влияние на стиль деятельности и мышления сотрудников образовательных учреждений,
• на их ценностные ориентиры и цели деятельности в информационном обществе.
Персональная образовательная сфера является, по нашему мнению, средством и средой деятельности, в которой материализуется формальное, неформальное (внеформальное) и ин-формальное дистанционное образование педагога, удовлетворяющее личностные потребности
и запросы индивидуума, актуализующее его естественную способность к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту.
Для организации отношений, поведения, овладения знанием, для управления внешней деятельностью в целом, в психологическом пространстве внутреннего мира человека формируются персональные модели-композиции. Их назначение - адаптация к внешнему миру, постижение его законов и правил, проигрывание в виртуальном мире различных вариантов событий, чтобы успешно действовать в зависимости от изменяющейся ситуации. На основе персональных моделей-композиций организуется персональное пространство знаний, именно они выполняют психологические функции понимания, прогнозирования, регулирования, ориентирования, представления, запоминания, эвристическую и творческую функцию [23].
Персональным внутренним моделям (методам) познания новых ситуаций, объектов, явлений и процессов должна соответствовать адекватная внешняя персональная среда действий педагога в информационном обществе. По логике действия обратной связи деятельность в ПОС в силу единства внешнего и внутреннего планов психики будет модифицировать, развивать персональные модели-композиции личности.
Сознательно создаваемая ПОС позволяет преподавателю решить следующие задачи.
Методологические - реализовать в единой системе функции производителя и потребителя образовательных услуг; интегрировать формальное образование с внеформальным и инфор-мальным; совместить диалоговое текстовое (эпистолярное) межличностное общение с полило-говым групповым и аудиовизуальным.
Педагогические - реально изменить статус преподавателя как основного источника образовательной информации на статус фасилитатора и менеджера учебно-познавательной активности обучаемых; направить педагогическое взаимодействие в русло субъект-субъектных отношений; развить ключевые и профессиональные компетенции обучаемых в управляемой практической деятельности обучаемых; расширить возможности для проявления когнитивных, креативных, экзистенциальных способностей личности обучаемых и самого педагога; обеспечить участие в личностно ориентированной сетевой образовательной и социальной (гражданской) деятельности; установить и поддерживать межличностные коммуникации с признанными специалистами в своей профессиональной области деятельности; реализовать Я-концепцию в более широком (региональном и/или глобальном) контексте информационного общества.
Дидактические - подготовить и разместить в регулируемом или открытом доступе учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины; дифференцировать и индивидуализировать учебное взаимодействие с обучаемыми; осуществить комплексное использование компьютерных дидактических инструментов для обеспечения единства теоретического и практического обучения; скоординировать индивидуальную и групповую учебно-познавательную и проектно-исследовательскую деятельность обучаемых; организовать незамедлительную обратную связь и оценку учебной активности обучаемых; увеличить объем самостоятельно добываемых знаний и их неформального применения; создать базу для межпредметных связей в общем контексте образовательной среды.
Когда ПОС становится средой деятельности педагога, она позволяет решать и более общую социальную задачу преобразования мира в пользу других, реализовать активное присутствие педагога в жизни других людей. В тех позитивных изменениях (опосредованных ПОС), которые педагог стремится внести не только в собственную жизнь, но и в жизнь других людей выражается его духовное развитие. По нашему мнению, это обстоятельство может иметь не менее важное значение, чем меры административного (материального) стимулирования профессиональной деятельности преподавателя вуза или учителя школы.
Литература
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000. - 608 с.
2. Урсул А. Д. Стратегия национальной безопасности России и образование для устойчивого развития // Открытое образование, 2009. № 4. С. 63-73.
3. Колин К. К. Инновационное развитие в информационном обществе и качество образования // Открытое образование, 2009. № 3. С. 63-72.
4. Леднев В. С. Содержание образования: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 360 с.
5. Сохраняева Т. «Массовый человек» как субъект образования // Высшее образование в России, 2002. № 4. С. 99-106.
6. Идиатулин В. С. Когнитивная технология обучения // Открытое образование, 2006. № 1. С. 12-19.
7. Schwartz L., Clark Sh., Cossarin M., Rudolph J. Educational Wikis: Features and selection criteria // International Review of Research in Open and Distance Learning, 2004. Vol. 5. No. 1.
8. Godwin-JonesR. Blogs and wikis: Environments for on-line collaboration // Language, Learning and Technology, 2003. Vol. 7. No. 2. P. 12-16.
9. Патаракин Е. Д. Формы сетевого сотрудничества // Educational Technology & Society, 2004. № 8 (2). С. 236-246.
10. Стародубцев В. А., Киселева А. А., Федоров А. Ф. Возможности серверов web 2.0 в формировании персональных образовательных сфер // Высшее образование в России, 2010. № 7. С. 95-98.
11. La Belle Th. J. Formal, Non-Formal and Informal Education // International Review of Education, 1982. Vol. 28. No. 2. P. 162-174.
12. Развитие и состояние дел в области образования взрослых. Национальный доклад Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/INSTITUTES/UIL/confintea/pdf/National_Reports/Europe%2 0-%20North%20America/Russian_Federation.pdf (дата обращения: 24.03.2010).
13. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. - San Francisco: Pfeiffer, 2007.
14. Чиркунов О. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n2_01/mem_nepr_obraz.html (дата обращения: 24.03.2010).
15. Андреев А. А. Роль преподавателя в среде eLearning [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://blogs.mail.ru/mail/andreev_a_a/23A5CA1A5D20367A.html (дата обращения: 24.03.2010).
16. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. -1136 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm#_Toc12610039.
17. Каплунович И. Я. Измерение и конструирование в зоне ближайшего развития // Педагогика, 2002. № 10. С. 37-44.
18. Гильбух Ю. З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии, 1987. № 3.
19. Стародубцев В. А. Компьютерный практикум: единство моделирования явлений и деятельности // Педагогическая информатика, 2003. № 3. С. 24-30.
20. Карпенко М. П. Индивидуализация обучения - основа его качества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/071227/thesis_Karpenko.htm (дата обращения: 24.03.2010).
21. Портал Национального исследовательского Томского политехнического университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/portal/page/portal/www.
22. Стародубцев В. А. Персональный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/s/STARODUBTSEV_V_A.
23. Белозеров С. М. О естественном обучении // Образовательные технологии, 2009. № 3. С. 30-45.
УДК 004.896
СЕРВИСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА ДИНАМИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ
А. В. Данилов, заведующий лабораторией Тел.: (495) 442-24-90, e-mail: ADanilov@mesi.ru В. А. Казаков, к. э. н., старший преподаватель Тел.: (495) 442-80-98, e-mail: VKazakov@mesi.ru Ю. Ф. Тельнов, д. э. н., профессор, проректор по научной работе Тел.: (495) 442-71-22, e-mail: Ytelnov@mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ) http://www.mesi.ru
A service-oriented architecture of dynamic intelligent systems for managing business processes based on multi-agent technology is presented in this article. The service-oriented architecture allows to apply flexible configuration of services of interacting agents of the business process. In particular, new principles and methods of organizing services, flexible access to them and their coordination in the dynamic process are proposed.
В статье представляется сервисно-ориентированная архитектура динамических интеллектуальных систем управления бизнес-процессами на основе применения многоагентной технологии, позволяющая осуществлять гибкую конфигурацию сервисов взаимодействующих агентов бизнес-процесса. В частности, предлагаются новые принципы и методы организации сервисов, гибкого доступа к ним и их координации в динамическом процессе.