Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций и компетентности будущего менеджера в процессе преподавания иностранного (английского) языка в неязыковом вузе'

Формирование профессиональных компетенций и компетентности будущего менеджера в процессе преподавания иностранного (английского) языка в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
884
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Наталья Владимировна, Шмелева Жанна Николаевна

Статья освещает работу по формированию профессиональных компетенций через предмет «иностранный язык» в высшем учебном заведении (Красноярском ГАУ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Наталья Владимировна, Шмелева Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций и компетентности будущего менеджера в процессе преподавания иностранного (английского) языка в неязыковом вузе»

- Мотивационно-ценностный: 1) развитие мотивации к осуществлению рефлексивной деятельности в процессе дополнительной профессионального образования;2) ценностные ориентации в сфере дополнительного профессионального образования

- Операционно-деятельностный критерий: 1) способность детально анализировать проблемные педагогические задачи в сфере дополнительно образования;2) способность применять адекватные способы решения педагогических задач в сфере дополнительного профессионального образования

- Когнитивно-рефлексивный критерий: 1) способность познания и оценки результатов педагогической деятельности в сфере дополнительного профессионального образования;2) способность применять результаты рефлексивной деятельности для совершенствования педагогической практики.

Модель развития рефлексивной культуры реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим в себя следующие шаги: мотивационно-ознакомительный, репрезентативный, этап категоризации, этап интериоризации, продуктивный, творческий, аналитико-рефлексивный,

Предлагаемая модель реализуется на основе технологии модерации, которая включает в себя систему методов, приемов и средств, способствующих поиску решений, сбору информации, а также разработке совместного решения и проведения мероприятий в процессе группового взаимодействия в сфере педагогического образования. Результатом применения данной модели является дальнейшее развитие рефлексивной культуры как составляющие индивидуальной образовательной траектории педагога.

Список использованной литературы: 1. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС,2006.-240с.

© А.В. Аленченкова, 2015

УДК 378.1

Антонова Наталья Владимировна

директор ИММО, доцент кафедры ДИЯ, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

г. Красноярск, РФ E-mail: natan@kgau.ru Шмелева Жанна Николаевна канд.филос.наук, доцент кафедры ДИЯ, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

г. Красноярск, РФ E-mail: shmelevazhanna@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация

Статья освещает работу по формированию профессиональных компетенций через предмет «иностранный язык» в высшем учебном заведении (Красноярском ГАУ).

Ключевые слова

Образование, компетенция, компетентность, высшее учебное заведение, английский язык,

высококвалифицированный специалист.

В современном деловом мире одной из основных проблем, существующих в любой компании или на предприятии, является подбор квалифицированного персонала, способного обеспечить выживаемость компании на рынке. За специалистами, которые хорошо знают рынок продуктов и услуг, владеют навыками стратегического и тактического планирования, способны принимать правильные решения в условиях неопределенности и риска, ведется настоящая «охота», которую проводят как сами компании и предприятия, так и специальные агентства. Потребность в работниках, владеющих определенными компетенциями и являющихся компетентными в области менеджмента, привела к тому, что компетентностный подход стал определяющим при формировании ФГОС ВПО третьего поколения, в том числе, в области менеджмента

[7].

Понятие «компетентностный подход» является сложным и разнообразно трактуемым явлением, но он довольно часто рассматривается в литературе в юмористической трактовке известного психолога Б.Д. Эльконина: «Компетентностный подход - это как привидение: все о нем говорят, но мало кто его видел» [11].

Значительно более важным, с нашей точки зрения, является понимание различий между «компетенцией» и «компетентностью». Значение слова «компетенция» в современных словарях объясняется следующим образом:

Компетенция - (от лат. competo - добиваюсь; соответствую - подхожу)

1) круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

2) знания, опыт в той или иной области [9].

Вместе с тем, существует значительное количество определений понятия «компетенция» в толковании различных ученых. Приведем некоторые из них:

1. Spencer и Spencer, 1993, считают, что это характеристика индивида, лежащая в основе успешной деятельности в рамках данной работы или данной ситуации.

2. Mansfield, 1996, определяет компетенцию как детализированное, выраженное в поведенческих терминах описание навыков и личностных черт, необходимых работнику для успешного выполнения своей работы.

3. Boyatzis, 1982, полагает, что это определенные характеристики или способности человека, которые позволяют ему выполнить действия, приводящие к эффективному выполнению работы.

4. Blancero, Boroski, & Dyer, 1996, определяют компетенцию как знания, навыки, способности и другие атрибуты индивида, необходимые для выполнения некоторой деятельности.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения в области менеджмента 2010 года предлагают 50 профессиональных компетенций, которыми, как предполагают разработчики, согласно стандарту, должны владеть бакалавры- менеджеры, и которые должны быть сформированы в период подготовки бакалавра в области менеджмента в университете

[7].

Работая в течение ряда лет в институте Международного менеджмента и образования ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет» и занимаясь подготовкой менеджеров с углубленным знанием английского языка, мы, как преподаватели института, ведем целенаправленную работу по формированию профессиональных компетенций через предмет «иностранный язык». Учитывая тот факт, что языком международного общения сегодня является английский язык, все студенты направления «Менеджмент» изучают именно английский. Но количества часов, отведенных на изучение данного предмета по стандарту, с нашей точки зрения, является недостаточным для того, чтобы студенты могли овладеть «профессиональным» английским языком, который позволил бы им успешно трудоустроиться или

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

продолжить образование за рубежом. Именно поэтому, мы преподаем иностранный (английский) язык в течение всего периода обучения на направлении «Менеджмент» и имеем в учебном плане дополнительно такие дисциплины, как деловой английский язык, английский язык для профессиональных целей, страноведение на английском языке и внешнеэкономическая деятельность на английском языке. Такие сложные дисциплины ведутся преподавателями, имеющими экономическое и филологическое образование, или имеющими большой стаж управленческой деятельности в дополнение к филологическому образованию.

Для того чтобы сформировать знания и умения в области менеджмента на английском языке, нами ведется разработка и издание профессионально-ориентированных учебно-методических пособий, так называемых in-home text-books, построенных на аутентичных материалах [8,4,5,6]; разработка и внедрение новых методик коммуникативной направленности [1]; привлечение к учебно-образовательному процессу зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, логистики из Германии, Венгрии, Словении, Монголии, Индии, КНР, которые читают лекции на английском языке и знакомят студентов с формами и методами ведения бизнеса за рубежом.

Практика показывает, что такая организация процесса изучения иностранного (английского) языка, закрепляет знания, полученные в области менеджмента на занятиях по профильным дисциплинам, а также успешно готовит студентов к ответу на один вопрос на государственном экзамене на английском языке (презентация деятельности одной из компаний региона) и к успешной защите бакалаврских работ/проектов на английском языке.

Например, учебно-методическое пособие "Human resources management" [2], включающее в себя такие темы, как "Human resources management", "Maslow's hierarchy of needs", "Strategies for keeping your job", "Interview conducting" и другие, способствует формированию таких компетенций, необходимых каждому менеджеру, как:

S способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения

управленческих задач (компетенция ПК-4);

S способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов

групповой динамики и принципов формирования команды ( компетенция ПК-5);

S владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (компетенция ПК-6);

S способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных

коммуникаций (компетенция ПК-7);

S владеть современными технологиями управления персоналом (компетенция ПК-14).

Учебно-методическое пособие "Stratégie management" [3], включающее в себя такие темы, как "What is strategy?", "Stratégie management and company competitiveness", "Basic compétitive strategies", "Stratégie planning and strategic management", "Business environment", "Analysis of the external business environment", "Analysis of the internal business environment" предназначено для формирования следующих профессиональных компетенций:

S способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с

целью подготовки сбалансированных управленческих решений (компетенция ПК-9);

S готовность участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий

стратегического менеджмента (компетенция ПК-15);

S способность учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке

и реализации стратегии организации

S ( компетенция ПК-16).

Данные учебно-методические пособия, построенные на переработанных и адаптированных текстах носителей языка, а также на основе переведенных русскоязычных текстах, способствуют формированию

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

хороших знаний, необходимых менеджеру в его профессиональной сфере. Кроме того, данные пособия расширяют знания студентов, поскольку они содержат взгляды и теории не только Российских, но и зарубежных ученых в области менеджмента. Формируя профессиональные компетенции в процессе обучения студентов английскому языку в течение 4 лет, мы не забываем, что готовим специалистов в области менеджмента, и что компетентность данных менеджеров будет способствовать в дальнейшем их успешному продвижению по карьерной лестнице. Понятие «компетентность» имеет также несколько дефиниций.

Мы берем за основу следующие трактовки, представленные на http://www.slovoborg.su/definition/ [10]

S компетентность: осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных

решений в какой-то области деятельности.

S компетентность: квалификация, знания, умения и навыки, и способность применять их для

достижения цели, для работы.

S компетентность: хорошее, уверенное знание вопроса либо какой-то определенной области.

Вместе с тем, понятие «профессиональная компетентность» имеет особое значение, поскольку именно она (компетентность) является определяющей после завершения обучения и в начале трудовой деятельности. Под профессиональной компетентностью сегодня понимается совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

S социально-правовая компетентность, которая предполагает наличие знаний и умений в

области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения. Особое внимание при этом нами уделяется развитию навыков общения (communication skills), навыков бизнес - переписки (business correspondence), знанию зарубежной этики и этикета (business ethics and etiquette);

S специальная компетентность, которая означает подготовленность к самостоятельному

выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. Особое внимание данному вопросу стало уделяться нами в связи с подготовкой к аккредитации образовательных программ в области менеджмента Европейским Советом по бизнес -образованию, который рассматривает его как один из основных;

S персональная компетентность, которая подразумевает способность к постоянному

профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде.

Выпускник высшего учебного заведения, вооруженный хорошими знаниями в области менеджмента, не может стать компетентным работником, не имея опыта практической работы. Естественно, что для продвижения специалиста по карьерной лестнице, большое значение имеет практический опыт, который он может получить на предприятиях, успешно действующих на мировых рынках, умеющих превосходить конкурентов, и стабильно получающих значительную прибыль. Для того, чтобы получить данный опыт, мы предоставляем студентам возможность пройти производственную практику на инновационных предприятиях региона, которые имеют партнеров за рубежом, или на предприятиях, находящихся за рубежом, что было бы невозможным без знаний иностранного (английского) языка.

Ежегодно студенты института и молодые преподаватели выезжают на производственную практику в такие страны, как США, Великобритания, Германия; обучаются в таких странах, как США, Турция, Великобритания, Чехия, Испания, Словения, Сербия; трудоустраиваются в таких странах, как США, Великобритания, КНР. Кроме того, они активно участвуют в международных образовательных олимпиадах и бизнес - программах, и становятся дипломантами и победителями.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

То, что учебные планы института Международного менеджмента и образования, методы и методики, используемые в процессе преподавания всех дисциплин, в том числе английского языка и предметов на английском языке, соответствуют международным стандартам качества в области образования ENQA, подтвердила комиссия Европейского Совета по бизнес - образованию. Данная комиссия аккредитовала программы бакалавриата и магистратуры в области менеджмента в 2014 году сроком на 3 года. Комиссия сделала свои заключения о качестве подготовки менеджеров на основании собеседований на английском языке с бакалаврами, магистрами, а также выпускниками института, открывшими свое собственное дело в России или работающими в государственных структурах.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, проводимая институтом Международного менеджмента и образования по формированию профессиональных компетенций средствами иностранного (английского) языка, способствует успешной адаптации выпускников института как на Российском, так и зарубежном рынке труда. Заканчивая обучение, студент имеет право получить Сертификат вуза о защите выпускной квалификационной работе на английском языке, европейское приложение к диплому в рамках Болонского процесса, в котором университет участвует с 2005 года, и копию Сертификата, подтверждающего обучение студента на программе, аккредитованной Европейским Советом по бизнес -образованию.

Список использованной литературы:

1. Антонова, Н.В. Регистрационное свидетельство № 29328. Методика организации процесса в элитных группах: электронное методическое пособие. /Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ФГУП НТЦ «Информрегистр» - 2013, Номер государственной регистрации -0321300030 от 15.01.2013 г.

2. Антонова, Н.В. Human resources management: пособие для развития навыков устной речи и чтения/ Н.В.Антонова, Ж.Н.Шмелева; Краснояр.гос.аграр.ун-т. - Красноярск, 2008. - 56 с.

3. Антонова Н.В. Strategic management: учебно-методическое пособие для развития навыков устной речи, чтения и письма на английском языке. Н.В.Антонова, Ж.Н.Шмелева; Краснояр.гос.аграр.ун-т. -Красноярск, 2010. - 46 с.

4. The Institute of Directors. Effective marketing strategies. Director Development. 2008. p. 94.

5. Mascull Bill. Key words in business, 1996. Harper Collins Publishers. p. 206.

6. Mescon Michael H., Michael Albert, Franklin Khedouri. Management, third edition, Harper&Row, Publishers, New York.p.700

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 20 мая 2010 г. № 544.

8. Fleming Yan. The people manager's pocketbook. Management Pocketbooks, 1993. Printed in England by Alresford Press Ltd, Alresford Hampshire.p.106.

9. http://slovarslov.ruslovar/best/k

10. http://www.slovoborg.su/definition

11. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения // Современные походы к компетентностно - ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С. 22.

© Н.В. Антонова, Ж.Н. Шмелева, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.