Научная статья на тему 'Модель развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования'

Модель развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аленченкова Анастасия Владимировна

Статья посвящена подробному рассмотрению модели развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования и анализу всех ее составляющих: целей, задач, приоритетных принципов, а также критериев и показателей эффективности предлагаемой модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аленченкова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.02

Аленченкова Анастасия Владимировна

аспиранта кафедры программного обеспечения и администрирования информационных систем

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

РФ, Курск

E-mail: alenchenkova91@gmail. com

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена подробному рассмотрению модели развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования и анализу всех ее составляющих: целей, задач, приоритетных принципов, а также критериев и показателей эффективности предлагаемой модели.

Ключевые слова

Модель развития, рефлексивная культура, дополнительное профессиональное образование педагогов,

критерии эффективности.

Важнейшим фактором профессиональной компетентности обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования является высокий уровень сформированности рефлексивной культуры, которая обеспечивает эффективность выполнения таких видов деятельности как образовательной, научно -исследовательской, проектировочной, организаторской, коммуникативной, смыслотворческой, мотивационной, коррекционной и других.

Педагогическая рефлексия, применительно к современным задачам дополнительного профессионального образования, выполняет следующие функции: позволяет осознанно планировать, регулировать и контролировать свое мышление, научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, дает возможность оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую корректность, улучшает результаты решения научных методических и педагогических задач, помогают решать задачи, которые без ее применения решениям не поддаются.

Эффективность реализации рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования определяется адекватностью моделей ее функционирования и всех составляющих ее блоков: целевого, теоретического, технологического, оценочно-результативного.

Модель развития рефлексивной культуры педагогов в процессе дополнительного профессионального образования направлена на развитие следующих видов рефлексии: рефлексии целей, задач и специфики образовательной деятельности; рефлексии содержания образовательной деятельности; рефлексии условий реализации образовательной деятельности; рефлексии интеллектуального состояния субъектов образовательного процесса; рефлексии эмоционального состояния субъектов образовательного процесса.

Целью указанной модели является развитие способности к прогнозированию результатов своих действий, а также способности выявить, оценить и обобщить наиболее значимые признаки образовательного процесса с целью достижения его качественных изменений, профессионального и личностного усовершенствования в процессе дополнительного профессионального образования обучающихся.

Рефлексивная культура является неотъемлемой составляющей педагогической деятельности обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования и обеспечивает успешность выполнения профессиональной деятельности в следующих областях:

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

1) образовательные структуры: общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, школы, детские дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования для дошкольников, учреждения дополнительного образования для школьников, частные образовательные центры; 2) методические структуры: отечественные и зарубежные методические центры, центры международного тестирования;3) общественные организации; региональные и международные комитеты по молодежной политике, спорту и туризму, гостиничного бизнеса; 4) научные структуры: научно-исследовательские центры по изучению вопросов образования, факультеты и институты педагогически ВУЗов.

Важнейшими задачами предлагаемой модели являются следующие: осознанное планирование, регулирование и контроль педагогической, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, а также развитие у обучающихся мотивации к профессиональной деятельности, развитие умения социального взаимодействия, овладение социальным и педагогическим опытом, а также развитие важнейших рефлексивных умений:

1. Умение анализировать с различных сторон теоретические и практические аспекты собственной педагогической деятельности и дать им объективную оценку с позиции складывающихся педагогических условий в процессе взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса.

2. Умение выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры задач и находить наиболее эффективные способы их решения с учётом собственного личностного потенциала и потенциала образовательной среды.

3. Умение применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала в теоретических и практических аспектах дополнительного профессионального образования в условиях взаимодействия и с отечественными и зарубежными социальными партнерами.

Ведущие подходы, используемые в данной модели - компетентностный, проблемно-деятельностный, коммуникативно-когнитивный, интегративный.

Приоритетные принципы: 1) принцип развития рефлексии в процессе взаимодействия с социальными партнерами; 2) принцип профессиональной направленности; 3) принцип социальной детерминированности профессионального общения; 4) принцип речемыслительной активности [1]; 5) принцип интегративности ведущих видов профессиональной деятельности.

Содержание модели развития рефлексивной культуры обучающихся в процессе дополнительного профессионального образования составляют четыре основных аспекта:

- развивающий (развитие личностной рефлексии, развитие профессиональной рефлексии; развитие социальной чуткости; развитие умения держать ролевую дистанцию);

- познавательный (расширение профессионального кругозора о различных видах профессионального взаимодействия в сфере дополнительного профессионального образования);

- учебный (развитие умения анализировать с различных сторон теоретические и практические аспекты собственной педагогической деятельности и давать им объективную оценку с позиции складывающихся педагогических условий в процессе взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса; развитие умения выявлять приоритеты среди широкой номенклатуры задач и находить наиболее эффективные способы их решения с учётом собственного личностного потенциала и потенциала образовательной среды; развитие умения применять различные виды компетенций для реализации собственного потенциала в теоретических и практических аспектах дополнительного профессионального образования в условиях взаимодействия и с отечественными и с зарубежными социальными партнерами; развитие умения профессионального взаимодействия с различными социальными группами);

- воспитательный (овладение ценностными ориентациями в сфере дополнительного профессионального образования; воспитание личности с глобальным профессиональным мышлением; воспитание профессиональной толерантности).

В качестве критериев и показателей эффективности предлагаемой модели выступают следующие:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

- Мотивационно-ценностный: 1) развитие мотивации к осуществлению рефлексивной деятельности в процессе дополнительной профессионального образования;2) ценностные ориентации в сфере дополнительного профессионального образования

- Операционно-деятельностный критерий: 1) способность детально анализировать проблемные педагогические задачи в сфере дополнительно образования;2) способность применять адекватные способы решения педагогических задач в сфере дополнительного профессионального образования

- Когнитивно-рефлексивный критерий: 1) способность познания и оценки результатов педагогической деятельности в сфере дополнительного профессионального образования;2) способность применять результаты рефлексивной деятельности для совершенствования педагогической практики.

Модель развития рефлексивной культуры реализуется в соответствии с алгоритмом, включающим в себя следующие шаги: мотивационно-ознакомительный, репрезентативный, этап категоризации, этап интериоризации, продуктивный, творческий, аналитико-рефлексивный,

Предлагаемая модель реализуется на основе технологии модерации, которая включает в себя систему методов, приемов и средств, способствующих поиску решений, сбору информации, а также разработке совместного решения и проведения мероприятий в процессе группового взаимодействия в сфере педагогического образования. Результатом применения данной модели является дальнейшее развитие рефлексивной культуры как составляющие индивидуальной образовательной траектории педагога.

Список использованной литературы: 1. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС,2006.-240с.

© А.В. Аленченкова, 2015

УДК 378.1

Антонова Наталья Владимировна

директор ИММО, доцент кафедры ДИЯ, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

г. Красноярск, РФ E-mail: natan@kgau.ru Шмелева Жанна Николаевна канд.филос.наук, доцент кафедры ДИЯ, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

г. Красноярск, РФ E-mail: shmelevazhanna@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО (АНГЛИЙСКОГО) ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Аннотация

Статья освещает работу по формированию профессиональных компетенций через предмет «иностранный язык» в высшем учебном заведении (Красноярском ГАУ).

Ключевые слова

Образование, компетенция, компетентность, высшее учебное заведение, английский язык,

высококвалифицированный специалист.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.