тивно-дифференцированного подхода: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008; Она же. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей сельских школ по проблеме интегра-тивно-дифференцированного подхода к обучению // II Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с междунар. участием 5 апреля 2010 г. // Международный журнал экспериментального образования. М.: РАЕ, ИД «Академия Естествознания», 2010. № 5. С. 109-115; Она же. Инновационная деятельность учителя сельской школы в условиях реализации интегративно-дифференцированного подхода// Современный учитель сельской школы России: Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием 13-14 октября 2010 г. / под ред. М. И. Зай-кина. Арзамас: Изд-во АГПИ им. А. П. Гайдара, 2010. С. 163-172; Она же. Профессионализм учителя в условиях построения компетентностно-деятельностной модели новой сельской школы // Там же. С. 39-44; Данюшенков В. С., Коршунова О. В. Методология исследовательской деятельности учителя в современных образовательных условиях // Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в условиях села: сб. науч.-метод. тр. / под ред. В. С. Данюшенкова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2010. С. 154-164. (Вып. 9. Сер. «Сельская школа»); Коршунова О. В. Система подготовки учителя сельской школы к реализации интегративно-дифференцированного подхода в обучении // Директор сельской школы. 2011. № 1. С. 90-96; Экспериментальные площадки // Директор сельской школы. 2011. № 3. С. 20-42.
18. Коршунова О. В. Обучение в сельской школе на основе интегративно-дифференцированного подхода: монография. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008.
УДК 37.018.46:6
Г. Н. Некрасова, H. Н. Новикова
НОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дан анализ изменения профессиональных задач учителя технологии в информационно-коммуникационной среде.
The article focuses on revision of professional goals technology teacher in information-communication sphere of technology education.
Ключевые слова: профессиональные задачи, учитель технологии, информационно-коммуникационная среда, технологическое образование.
Keywords: professional goals, technology teacher, information-communication, technology education.
В современной педагогической науке большое внимание уделяется вопросам совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя. Актуальность этой темы связана и с модернизацией российского образования, и со стремительным развитием сферы информационных технологий, которые, в свою очередь, влияют на изменение дидактических подходов к организации учебного процесса. Очевидно, что в развивающейся образовательной информационно-коммуникационной среде меняются и профессиональные задачи учителя, которые понимаются нами как разрешение тем или иным способом различных профессиональных проблемных ситуаций.
Теоретические основы профессиональной деятельности учителя разработаны в трудах О. А. Аб-дуллиной, В. П. Беспалько, Ю. Н. Кулюткина, А. К. Марковой, В. А. A. M. Новикова, Сластени-на, Н. Ф. Талызиной и др. Применительно к подготовке учителей технологии вопросы профессиональной деятельности раскрываются в исследованиях П. Р. Атутова, А. Н. Богатырева, А. М. До-рошкевича, Е. М. Муравьева, Г. Н. Некрасовой, Д. Ф. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др.
Впервые к анализу профессиональной деятельности учителя технологии в области информационных технологий подошел А. Н. Богатырев. В конце 90-х гг. в своих работах ученый особое внимание уделяет выявлению профессионально значимых новых операций и действий в педагогической деятельности учителя. По его утверждению, они должны стать частью профессиограммы и в дальнейшем учитываться в процессе разработки и постановки учебных курсов по методической и предмет-
© Некрасова Г. Н., Новикова H. Н., 2012
Г. Н. Некрасова, Н. Н. Новикова. Новые профессиональные задачи учителя технологии.
ной подготовке студентов. В качестве видов профессиональной деятельности он выделяет следующие.
Поисковая деятельность - информационный поиск профессионально значимой информации. Освоение наиболее распространенных прикладных программных средств, профессионально значимых программ учебного назначения.
Игровая деятельность, проявляющаяся в усвоении методов моделирования реальных ситуаций, например, связанных с предпринимательской деятельностью в компьютерных играх.
Методическая (профессиональная) деятельность по составлению программ обучения (методическая разработка уроков или их фрагментов) с использованием программных средств.
Профессионально-техническая деятельность заключается в оценке системных требований к использованию программных средств [1].
В каждом из перечисленных видов профессиональной деятельности А. Н. Богатырев выделяет наиболее распространенные действия: набор текста; выполнение расчетов; поиск информации в электронных энциклопедиях, в сети Интернет по заранее заданной теме; игровые действия (принятие решений, анализ игровой ситуации, выбор стратегии игры) и др. Основу выделенных действий составляют наиболее распространенные операции, выполняемые с помощью аппаратных средств. Ученый указывает, что степень освоения их должна доходить до автоматизма и в большинстве своем операции носят универсальный характер и не содержат особенностей, характеризующих определенный вид профессиональной деятельности [2].
Развитие данного научного направления по профессионализации учителя технологии находим и в работах, выполненных А. Н. Морозовым, Т. А. Си-ницыной, Л. Г. Четвериковой и др.
В работах А. Н. Морозова исследуются вопросы профессионализации информационной подготовки будущих учителей технологии в процессе применения программных средств по предпринимательству. В своей кандидатской диссертации автор выделяет следующие виды деятельности.
1. Определение минимума содержания информационно-технологической и предпринимательской подготовки школьников и будущих учителей технологии.
2. Методическая подготовка учебных материалов различного назначения для использования в учебном процессе с учащимися, например использование компьютерных энциклопедий, рассчитанных на широкий круг пользователей при изучении конкретных тем на уроках технологии.
3. Разработка методики индивидуализации информационно-технологической подготовки обучающихся.
4. Разработка методических вопросов по организации совместной деятельности учащихся на уро-
ках технологии в процессе использования компьютеров [3].
Принципиально новое направление в профессионализации информационной подготовки на то время (2004 г.) выделила Л. Г. Четверикова. Оно связанно с использованием учителем игровых программных средств, в том числе и нецелевого дидактического назначения. В процессе исследования она дала обоснование новым профессиональным действиям, в том числе освоению прикладных программ игрового назначения. Ею доказано, что их освоение способствует профессионализации будущих учителей технологии. Данное исследование позволило сформулировать важное научное положение, что вовлечение студентов в профессионально значимые виды деятельности способствует формированию следующих умений, которые должны быть включены в профессиограмму будущего учителя технологии: определение параметров компьютерной системы, соотнесение требований прикладных программ и параметров компьютера; информационный поиск новых игровых программных продуктов; изучение интерфейса игровых программ; планирование, целеполагание, организация игровой деятельности школьников; разработка необходимых дидактических материалов к занятиям с применением игровых программных средств [4]. Для того времени, которое характеризуется активным внедрением в учебный процесс новых информационных технологий, это было новым и важным научно-методическим направлением в педагогических исследованиях.
В этот же период Г. Н. Некрасова отмечает, что одной из проблем совершенствования профессиональной подготовки учителя является обеспечение профессиональной направленности всего процесса обучения в вузе. В исследовании Г. Н. Некрасовой сделан подробный анализ проблемы профессионально ориентированной подготовки учителя технологии в современной педагогике. Монографический анализ, наблюдение за действиями учителей, изучение опыта подготовки студентов в различных вузах страны позволили Г. Н. Некрасовой выявить и сформулировать следующие профессиональные задачи учителя технологии в области методики использования средств информационных технологий, разбив их на группы:
- в преподавательской деятельности - разработка и проведение уроков с компьютерной поддержкой, методический анализ программных средств, разработка тестовых заданий для использования в тестовых оболочках, создание учебных слайд-фильмов, оснащение кабинета средствами новых информационных технологий, создание ме-диатеки кабинета;
- в научно-методической деятельности - изучение нового в методических основах по информатизации школьного технологического образования;
участие в разработке и внедрении методики информатизации технологического образования школьников; разработка методики использования средств информационных технологий в технологической подготовке школьников и оценка результатов ее внедрения, выявление недостатков в организации обучения с использованием средств информационных технологий и постановка новых научно-методических задач в данной области;
- в социально-педагогической деятельности -подготовка и проведение родительских собраний, бесед по теме «Компьютер в обучении и развитии школьников», «Информационная культура школьника» и т. п.;
- в воспитательной деятельности - организация внеклассных мероприятий по информационно-технологической тематике;
- в культурно-просветительской деятельности - формирование информационной культуры школьников в процессе технологического образования школьников, организация просветительских мероприятий в школе и в специальных учреждениях по формированию основ информационной культуры;
- в коррекционно-развивающей деятельности - разработка и проведение индивидуальных занятий с учащимися, рекомендации по использованию программных средств, способствующих развитию личностных качеств школьника;
- в управленческой деятельности - организация взаимодействия между учителем и учащимися в условиях информатизации обучения, определение роли учителя в зависимости от педагогических целей урока, взаимодействие с администратором компьютерного класса [5].
Сегодня очевидно, что основные профессиональные задачи, выделенные и сформулированные А. Н. Богатыревым, А. Н. Морозовой, Г. Н. Некрасовой, Л. Г. Четвериковой, должны составлять основу профессиограммы учителя технологии в области использования информационных технологий. Однако в условиях интенсивной информатизации всех сфер, модернизации образования, которая характеризуется переходом на новые стандарты, новыми целевыми установкам и задачами образования, существенно меняется содержание и характер профессиональной деятельности учителя технологии.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО в характеристике профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по специальности «Технологическое образование») среди уже знакомых профессиональных задач в области педагогической деятельности мы наблюдаем новую задачу - использование возможностей образовательной среды для обеспече-
ния качества образования, в том числе с применением информационных технологий [6], которая ранее в стандартах не была отражена. В условиях подготовки по двухуровневой системе профессиональные задачи раскрываются в виде компетенций.
Применительно к интересующей нас части про-фессиограммы учителя в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата следует выделить основные общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-12).
- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
- способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4).
Таким образом, стандарт четко регламентирует, что в настоящее время учитель технологии должен осуществлять инновационную деятельность, направленную на организацию образовательного процесса в условиях новой информационно-коммуникационной среды технологического образования.
Мы полагаем, что система подготовки учителя технологии должна осуществляться с учетом изменений основных функций и компонентов профессиональной детальности (гностическая, проектировочная, конструктивная, организационная, коммуникативная, экспертная, контролирующая), которые появляются или существенно меняются в новой информационно-коммуникационной среде технологического образования. Эти новые функции во многом определяют профес-сиограмму современного учителя технологии и связаны с организацией информационного взаимодействия с учащимися в новой информационно-коммуникационной среде технологического образования -при использовании средств ИКТ как на уроке, так и во внеурочное время.
В условиях информационно-коммуникационной среды технологического образования учителю технологии предстоит решать новые профессиональные задачи:
- изучение и анализ возможностей современных инновационных технологий для достижения
Т. Э. Яновская, T. H. Пэк, В. А. Жилкина. Компетенции менеджера муниципальной службы.
новых образовательных результатов в преподавании технологии;
- поиск необходимой информации с помощью телекоммуникаций, её эффективное применение в профессиональной деятельности на уроках технологии;
- проектирование образовательного процесса по технологии на основе методически обоснованного использования электронных образовательных ресурсов;
- разработка новых или экспертная оценка и адаптация уже существующих электронных образовательных ресурсов по технологии с использованием различных способов обработки информации (текстовой, числовой, звуковой и видео) на различных носителях информации, в том числе сети Интернет;
- эффективное использование современных аудиовизуальных технических средств обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска, документ-камера) в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии;
- организация новых форм и видов информационного взаимодействия учителя с учениками с использованием сетевых сервисов Интернета и средств телекоммуникации;
- осуществление мониторинга и контроля качества знаний с использованием контролирующих программных средств, в том числе с использование ресурсов сети Интернет;
- управление внеклассной деятельностью учащихся и привлечение их в учебные сетевые сообщества по технологии.
Полагаем, что решение выявленных профессиональных задач в совокупности будет напрямую влиять на функцию управления образовательным процессом и подчеркивать роль учителя технологии в этом процессе. В настоящее время важно сформировать у современного учителя технологии готовность использовать ресурсы и средства информационно-коммуникационной среды технологического образования для достижения новых образовательных результатов.
Примечания
1. Богатырев А. Н. Основные направления разработки методики информационно-технологической подготовки будущих учителей технологии // Технология. Творчество. Личность: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. Курск: Изд-во КГУ, 2003. С. 8.
2. Там же. С. 10.
3. Морозов А. Н. Профессионализация информационно-технологической подготовки будущих учителей технологии в процессе применения программных средств по предпринимательству: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. Брянск, 2001. С. 34.
4. Четверикова А. Г. Игровые программные средства в профессиональной подготовке учителя технологии в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. 13.00.02. Киров, 2003. С. 48.
5. Некрасова Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности: монография. М.: Изд-во «Школа будущего», 2004. С. 39.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788 «Об утверждении и введении в действие Федерального образовательного государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»).
УДК 378
Т. Э. Яновская, Т. Н. Пэк, В. А. Жилкина
КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
(НА МАТЕРИАЛЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Использование компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей в формировании заказа на выпускника вуза, а именно состава компетенций, которыми он должен обладать. Выявленные в ходе исследования наиболее значимые для успешной профессиональной деятельности компетенции менеджеров муниципальной службы (на материале Астраханской области) позволят подготовить выпускников, востребованных на региональном рынке труда.
Use of competence approach assumes obligatory participation of employers in formation of the order for a graduate - a manager, namely which competencies the latter should have. The list of most important competencies for municipal managers' successful career (in Astrakhan region) allows us to prepare graduates in demand in the regional labor market.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход.
Key words: competence, competency approach.
Реформы, проходящие в отечественной высшей школе, являются закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречие между требованиями, предъявляемыми к качеству образовательных услуг, и его объективными результатами.
Анализ ряда правительственных документов, определяющих стратегию развития высшего образования в нашей стране: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [1], федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установле-
© Яновская Т. Э., Пэк Т. Н., Жилкина В. А., 2012