Научная статья на тему 'Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технолого-экономической подготовки учащихся основной школы'

Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технолого-экономической подготовки учащихся основной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрейчук С. С.

В статье говорится об актуальности разработки методики использования информационных технологий в технологической подготовке школьников, в частности, об использовании компьютерных программных средств по семейной экономике в технолого-экономической подготовке учащихся 7-9-х классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Use of Information Technologies while Studying Family Economics in the Process of Technological and Economic Training of the Basic School Pupils

The article is about the actuality of the working out of the methods of using information technologies in the technological training of school-children, particularly about using computer program means in family economics in technological economic training of the pupils of the 7-9-th classes.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий при изучении семейной экономики в процессе технолого-экономической подготовки учащихся основной школы»

С. С. Андрейчук

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

основной школы

В статье говорится об актуальности разработки методики использования информационных технологий в технологической подготовке школьников, в частности, об использовании компьютерных программных средств по семейной экономике в техно-лого-экономической подготовке учащихся 7-9-х классов.

The article is about the actuality of the working out of the methods of using information technologies in the technological training of school-children, particularly about using computer program means in family economics in technological economic training of the pupils of the 7-9-th classes.

Образовательная область «Технология» как компонент базисного учебного плана обладает педагогическим потенциалом для экономического образования и воспитания учащихся. Технологическое образование способствует формированию основных компонентов базовой культуры личности, в том числе элементов экономической культуры. Включение экономических знаний в систему школьной технологической подготовки позволяет выделить в ней технолого-экономичес-кое направление. Научные труды исследователей в области трудовой и профессиональной подготовки (С. Я. Батышев, Н. И. Бабкин, А. Н. Богатырёв, Ю. К. Васильев, В. А. Кальней, И. И. Колисниченко, А. И. Кочетов, К. Н. Кат-ханов, И. В. Петрикова В. А. Поляков, С. Н. Чистякова, Н. Н. Шамрай) позволяют говорить о единстве экономической и технологической подготовки, их взаимном влиянии друг на друга. Следовательно, экономические знания выступают частью технологической подготовки и влияют на её результат. Экономическая составляющая на уроках технологии проявляется при проведении экономических расчётов изготавливаемых школьниками изделий, выполнении проектов, а также при изучении основ домашней экономики. В соответствии с новым Государственным стандартом общего образования элементы домашней экономики изучаются в обязательном разделе «Технологии ведения дома» [1]. На это отводится 4 (2) часа. Содержание домашней экономики при этом сводится к рассмотрению темы «Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов».

Изучение основ семейной экономики имеет большое значение для социализации школьников. Со-

© Андрейчук С. С., 2008

циально-педагогические предпосылки необходимости обучения рациональному ведению домашнего хозяйства рассматриваются в работах Е. И. Ду-кановой, Т. С. Терюковой, А. Р. Третьяковой, В. Д. Симоненко, И. А. Сасовой [2, 3]. В работах этих авторов доказано, что семейная экономика является социально значимой составляющей техноло-го-экономической подготовки школьников.

Результаты проведённого нами в 2005 г. анкетного опроса учителей технологии г. Кирова и области на предмет отношения к использованию средств информационных технологий в процессе технолого-экономической подготовки и владения методикой показывают, что знания и опыт по использованию информационных технологий при обучении домашней экономике нуждаются в совершенствовании. Посредством анкетирования более сотни учителей нами была выявлена потребность в изучении методики использования информационных технологий, в частности компьютерных программных средств по семейной экономике в технолого-экономической подготовке учащихся 7-9-х классов. По мнению 46% из числа опрошенных, учителя технологии не готовы использовать средства информационных технологий при изучении домашней экономики. Основная причина этого - недостаточное методическое обеспечение. Среди причин были названы и другие: низкая мотивация учителя, недостаток соответствующего программного обеспечения, малое количество часов, отводимое на рассмотрение вопросов домашней экономики. Другая часть респондентов (30%) отмечают низкую готовность учителей технологии использовать средства информационных технологий при изучении домашней экономики. Положительную оценку готовности учителей технологии использовать компьютеры и программное обеспечение при изучении домашней экономики дали 24% опрошенных. Из них только 7%> сказали о достаточно высокой степени готовности учителя технологии использовать средства информационных технологий при изучении домашней экономики. Одновременно проведённые в процессе исследования анкетные опросы учащихся 7-9-х классов позволили установить, что прикладные программы по семейной экономике школьникам не известны. К использованию информационных технологий на уроках по семейной экономике положительно относятся все учащиеся.

Анализ школьной практики преподавания «Технологии» показывает, что многие современные компьютерные средства обучения в техно-лого-экономической подготовке используются редко. Одной из проблем является недостаточно разработанная методика использования информационных технологий, в частности компьютерных программных средств по семейной экономи-

ке в технолого-экономической подготовке учащихся 7-9-х классов.

До сих пор возможности применения компьютерных программных средств по семейной экономике не являлись предметом специального исследования. Так, анализ научных работ по информатизации школьного образования позволяет констатировать, что небольшое число их связано с проблемой методики использования информационных технологий при изучении различных разделов школьной программы по технологии. Это работы А. В. Коптелова, Г. Н. Некрасовой, Н. Г. Тарасовой, Л. Г. Четвериковой, Н. П. Шипицына. Например, Г. Н. Некрасова в рамках профессиональной направленности подготовки учителей технологии рассматривает применение педагогических программных средств в технологическом модуле «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов» [4]. Н. Г. Тарасова исследует вопросы технологической подготовки младших школьников с применением компьютеров. В работах Л. Г. Четвериковой рассмотрены вопросы методики использования недидактических игровых программных средств на уроках технологии при изучении раздела «Домашняя экономика и предпринимательство». Ю. С. Иванов решает вопросы индивидуализации обучения школьников в процессе использования электронного учебника при изучении раздела «Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения ».

С 2003 по 2007 г. на кафедре технологии и методики технологии Вятского государственного гуманитарного университета нами проводилось специальное исследование по разработке методики использования программных средств по семейной экономике в технолого-экономической подготовке учащихся 7-9-х классов.

Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин:

- требованиями Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и учебных программ по Технологии;

- потребностями школьной практики в учеб-но-методических материалах (планах-конспектах уроков с использованием специально отобранных программных средств, методических рекомендациях по их применению);

- интересом учащихся к использованию на уроках компьютера и программных средств (ПС) по семейной экономике;

- высокой социальной значимостью домашней экономики в вопросах экономического воспитания и социализации детей и подростков, неудовлетворённым интересом школьников;

- быстрыми темпами развития информационных технологий, так как в технологически насыщенном, информационном мире через 3-4 года происходит смена информационных технологий, а это в свою очередь заставляет педагогов вести поиск новых подходов, совершенствовать существующие методики, а в ряде случаев впервые переходить к компьютерному обучению.

В настоящей статье мы представляем модель процесса обучения учащихся 7-9-х классов «Основам семейной экономики» с использованием компьютерных программных средств. Первоначально мы выполнили анализ компьютерных программных средств, потенциально пригодных для изучения семейной экономики. Это позволило нам упорядочить их и представить в виде таблицы.

На основе структурного анализа установлено, что наибольшим дидактическим потенциалом из программ группы «Домашняя бухгалтерия» обладает программа «Асе Money 3.3.2». Среди программ группы «Кредитный калькулятор» в лучшую сторону следует отметить программу «Кредитный калькулятор 1.5.1». Из программ группы «Счётчик» выбрана программа «Электросчётчик 1.01». Из игровых программ заслуживает внимания компьютерная игра «The Sims». Из информационных программных средств наиболее уместны для использования на уроках программы «Консультант плюс: Средняя школа» и «Школьный курс экономики». Наше мнение под-

Компьютерные программные средства по семейной экономике

Типы ПС Группы и перечень ПС

Информационные ПС «Консультант Плюс»; «Электронные учебники»; «Электронные энциклопедии»; «Кодекс»; «Гарант»

Игровые ПС «Симе»; «Карусельный магнат» и др.

Моделирующие ПС Домашние бухгалтерии: «Домашняя бухгалтерия», «Асе Money», «My Money», «Домашние финансы(РЯО)», «Учет доходов и расходов». Кредитные калькуляторы: «Кредитный калькулятор 2.0», «Кредитный калькулятор для потребительских кредитов». Счетчики: «Energy Calculator v2.1», «Электросчётчик 1.01». «Расчёт потребления горячей воды»

Универсальные ПС Профессиональные: «1С Бухгалтерия», «1С Предприятие». Статистические ПС и Базы данных: «Excel MS» и др.

тверждается данными опросов специалистов сферы экономики и образования (92 бухгалтера бюджетных организаций, 42 учителя технологии). Отобранные программные средства не исчерпывают этот список, поскольку рынок программных продуктов постоянно обновляется. Многое зависит от способности учителя творчески применять на занятиях информационные технологии.

В основу разработанной нами методики использования компьютерных программных средств по семейной экономике в технолого-экономичес-кой подготовке учащихся основной школы положены следующие научно-методические идеи: практико-ориентированная направленность обучения, интеграция технолого-экономической и информационной подготовки, комплексное использование различных по назначению средств информационных технологий, чередование деятельности за компьютерами и на дополнительных рабочих местах.

Методика основана на включении различных средств информационных технологий в структуру традиционного урока технологии, комплексном использовании и максимальной реализации дидактического потенциала каждого из них. Компьютерные программные средства по семейной экономике применяются, прежде всего, на таких этапах урока, как практическая работа, самостоятельная работа. Этапы подготовки и проведения урока с применением программных средств по семейной экономике оформлены нами в виде модели (рис. 1). Данная модель составлена на осно-

ве структурной схемы процесса обучения с использованием игрового программного средства, предложенной Л. Г. Четвериковой [5]. В предлагаемой нами модели внесены новые компоненты «традиционные средства обучения», «средства информационных технологий: программное средство по семейной экономике», изменён порядок связей между компонентами. Все предлагаемые Л. Г. Четвериковой компоненты оставлены, но компонент «игровое программное средство» заменен нами на компонент «Средства информационных технологий: компьютерное программное средство по семейной экономике». Установление связей начинается, как предложено Л. Г. Четвериковой, со связи между компонентами «учитель» - «учебный материал», «учитель» - «игровое программное средство», что характеризует подготовку учителя к уроку. В связи с появлением новых компонентов «традиционные средства обучения», «средства информационных технологий: программное средство по семейной экономике» более развёрнуто представлено дидактическое взаимодействие учителя и ученика, в то время как в исходной схеме это важное звено процесса обучения было выделено нечётко.

Связи 1, 2, 3 показывают предварительную подготовку учителя к уроку с применением ПС.

Связь 1 - связь между учителем и учебным материалом определяется тем, что педагог подбирает учебный материал, необходимый для проведения данного занятия.

Связи 2-3 - взаимодействие учителя с ПС происходит еще до начала занятия, при изуче-

ние. 1. Модель процесса обучения учащихся 7-9-х классов «Основам семейной экономики» с использованием компьютерных программных средств

нии интерфейса ПС, выполнении методического анализа программного средства (связь 2), при определении целей использования ПС, при разработке заданий по ПС (связь 3).

Связи 4-5, 6-7, 8-9 - дидактическое взаимодействие учителя и учащегося, обусловленное использованием «традиционных средств обучения» и «средств информационных технологий», носит активный характер.

Связь 4 - объяснительно-иллюстративное изложение теоретических знаний с организацией поисковой деятельности учащихся.

Связь 5 - частично-поисковая деятельность с одновременным репродуктивным усвоением части учебной информации. Реализуется на этапе теоретической части занятия.

Связи 6-7 - реализуются на том этапе урока, на котором применяется программное средство по семейной экономике: практическая работа, самостоятельная работа.

Связь 6 - постановка перед учащимися практических заданий, ориентированных одновременно на репродуктивную и поисковую деятельность учащихся с программным средством.

Связь 7 - репродуктивно-поисковая деятельность по самостоятельному выполнению практических заданий учителя в классе с использованием программного средства. Обеспечивает решение одной из актуальных педагогических задач - обеспечения индивидуализации учебной деятельности. Эта связь является самой сложной в схеме, так как обучаемый, принимая решение, с одной стороны, оказывает управляющее воздействие, а с другой - он сам является объектом управления.

Связь 8-9 характеризует чередование традиционных средств обучения и средств информационных технологий в процессе практической работы с программными средствами.

Связи 10-11 - указывают на то, что основной теоретический материал урока изучается без ПС при непосредственном участии учителя.

Влияние содержания программного средства на определение содержания и форм учебных материалов обеспечивается связью 12-13. Например, разрабатываемые по теме урока карточки-задания должны обязательно быть связаны с изучаемым материалом и содержанием ПС.

Таким образом, предлагаемая модель показывает динамику процесса обучения основам семейной экономики в контексте предлагаемой методики использования программных средств. Выделенное в модели дидактическое взаимодействие учителя и ученика при помощи традиционных средств и средств информационных технологий направлено на максимальную реализацию дидактического потенциала отобранных программных средств по семейной экономике.

Данная модель применена при реализации разработанного нами факультативного курса «Основы семейной экономики». Проведение курса предполагает разработку планов конспектов занятий и соответствующего методического обеспечения. Особое внимание уделяется составлению учебных заданий по использованию программных средств и компьютерной техники. Использование заданий к каждому программному средству является важным элементом системы управления компьютерной деятельностью учащихся. В процессе изучения факультативного курса «Основы семейной экономики» применяются 6 программных средств, для которых разработано 65 заданий, 14 карто-чек-заданий, методические рекомендации для учащихся по использованию трёх компьютерных программных средств по семейной экономике. Количество заданий, разрабатываемых к каждому уроку, зависит от сложности решаемых с помощью программного средства задач и уровня подготовки учащихся. При этом программное средство применяется на нескольких занятиях, что важно в дидактическом плане. Задания выполняются на бумаге в виде карточек. Приведём пример текстового задания.

ЗАДАНИЕ № 1. Представьте себя в роли домашнего бухгалтера. Вам предстоит учесть доходы и расходы вашей семьи, состоящей из 3 человек: мама - ФИО, папа - ФИО и вы. (Укажите в программе реальные имена членов вашей семьи.) Для этого вы будете использовать программу «домашняя бухгалтерия», которая называется «Асе Money».

Для начала создайте два счёта: «Зарплата» и «Кошелёк».

Выполнение этого задания связано с использованием программы «Асе Money». В заданиях в соответствии с темой урока органично взаимосвязаны операциональная часть и предметная. Время на выполнение заданий ограничено. Для успешного выполнения задания и освоения нового материала учащиеся используют разработанные нами методические рекомендации по применению компьютерной программы «Асе Money». Фрагмент методических рекомендаций по изучению темы «Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета » приводится ниже.

Для создания счёта выберите меню «Счета» и щёлкните на подменю «Добавить счёт» (см. рис. 2).

Диалог создания нового счёта предельно прост, он показан на рис. 3. Заполните все поля диалога так, как это сделано на рисунке, и нажмите ОК.

Эффективность методики применения компьютерных программных средств по семейной эко-

0 Счета - АсеМопеу

Файл Правка Вид Счета Отчеты Настройки Справка

Ш

Ф ^ □_> !/« I» Ы а

Назад Вперед Главная | Счета Акции Банки Корресп. Категории Расписание Отчеты Интернет

*пуск| a «Ä @ cä Ül S

Кино; диск 1_| Ш! Total Commande. ■■ | ^ ) прав Андрейчу. ■ ■ | ^ АндрейчукС.С.... ¡[ЩЁ

Счета - АсеМо...

г : 22:54.

Рис. 2. Алгоритм создания счёта

Название Тип счета Название банка Номер счета Нач. баланс Валюта

Комментарий

Зарплата

Наличные

0.00

Russian Rouble (RUB I

П Этот счет закрыт

На этом счёте бдауг транзакции, связанные с получением и переводом зарплаты на другие счета

□ К

Отмена

Справка

Рис. 3. Диалог создания счёта

К. В. Александров. Параметры описания лексических единиц в электронном словаре.

номике в технолого-экономической подготовке учащихся основной школы проверена автором на основе экспериментальных занятий с учащимися школы № 28, г. Киров; учащимися Центра детского творчества с изучением прикладной экономики, г. Киров; воспитанниками Старокорсун-ского детского дома, г. Краснодар. По результатам работы на трёх экспериментальных площадках 22% учащихся достигли достаточного среднего уровня усвоения знаний по семейной экономике и 72% испытуемых - высокого. Значительная часть учащихся достигла достаточного среднего (33%) и высокого уровня (55%) освоения умений по семейной экономике.

Кроме того, разработанная методика использования компьютерных программных средств по семейной экономике в технолого-экономической подготовке учащихся основной школы в необходимой степени апробирована учителями школы № 37 г. Зуевки Кировской области; школы № 28 г. Кирова. По результатам работы в двух школах значительная часть учащихся достигла среднего (62%) и высокого (28%) уровня усвоения знаний по семейной экономике. Средний уровень освоения умений по семейной экономике выявлен у 40%> испытуемых, у 60% школьников - высокий. Почти схожие результаты авторского эксперимента и апробации методики учителями свидетельствуют об эффективности применяемой методики обучения учащихся.

В результате проведённого исследования выявлены особенности организации и проведения занятий с использованием предлагаемой методики:

- компьютер и программные средства позволяют реализовать дидактический принцип наглядности, что расширяет возможности традиционного обучения и способствует более осмысленному и прочному усвоению системы знаний учащимися;

- компьютер и программные средства выступают фактором формирования устойчивой мотивации к учению;

- с помощью компьютерных программных средств по семейной экономике не только моделируется экономическая деятельность семьи, но и создаются условия для активного вовлечения учащихся в реальную деятельность по планированию бюджета, ведению учёта доходов и расходов, рациональному управлению домашним хозяйством, правильному совершению покупок, экономии ресурсов семьи;

- в процессе обучения с использованием специально отобранных компьютерных программных средств по семейной экономике более успешно формируются такие значимые качества личности учащихся, как экономность, рациональность, бережливость, трудолюбие, аккуратность.

Проведённое нами исследование в условиях стремительного развития современных информационных технологий, появления новых программных средств по семейной экономике, подключения российских школ к Интернету, растущего интереса учителей к указанной проблеме сохраняет актуальность. Данное направление работ может быть продолжено.

Примечания

1. Стандарт среднего (полного) общего образования по Технологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: \у\у\уЛеасЬег - edu.ru

2. Дуканова, Е. И. Содержание, формы и методы обучения учащихся основам семейной экономики [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Е. И. Дуканова. Брянск, 1999. 197 с.

3. Сасова, И. А. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся [Текст] / И. А. Сасова // Народное образование. 2001. № 10. С. 165-170.

4. Некрасова, Г. Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст] / Г. Н. Некрасова. М.: Изд-во «Школа будущего», 2004. 255 с.

5. Четверикова, Л. Г. Игровые программные средства в информационно-технологической и методической подготовке учителя технологии [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. Г. Четверикова. Киров, 2003. 190 с.

К. В. Александров

ПАРАМЕТРЫ ОПИСАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ЭЛЕКТРОННОМ СЛОВАРЕ ОБУЧАЮЩЕГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОМПЛЕКСА (II КУРС СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА)

В данной статье рассматриваются параметры описания лексических единиц, лежащих в основе статей электронного учебного словаря. Словарь входит в структуру информационного блока компьютерной программы, разрабатываемой для развития лексической компетенции студентов специальных вузов.

The article informs about the computer program that is meant for moulding lexical competence. The article deals with the parameters for description of lexical units in the digital dictionary that is developed as a part of the tutor program for students of linguistic universities.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их активное применение в разных сферах деятельности позволило рассматривать компьютер как средство обучения, которое «раскрывает резервы учебного процесса и личности учащихся, расширяет дидак-

© Александров К. В., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.