Г. Н. Некрасова, В. А. Крысова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
В статье рассмотрены организационно-технические условия сельских школ, которые влияют на успешность информатизации образования на селе. Обращено внимание на интегративный и дифференцированный подходы в организации предметного обучения с использованием современных информационных технологий. В качестве педагогической модели предложена система заданий для технологической подготовки школьников в процессе выполнения ими практических работ на уроках технологии.
В настоящее время много внимания уделяется реформированию образования, в частности поднятию уровня и повышению качества образования в сельских школах. В исследованиях ученых, занимающихся проблемами сельских школ (М. П. Гурьяновой, М. В. Груздева, В. С. Даню-шенкова, О. Г. Гилязовой, М. И. Зайкина, О. В. Коршуновой), отмечается, что широта и сложность задач, поставленных в нормативных документах по модернизации образования, не всегда соотносятся с особенностями и возможностями сельской школы, даже работающей в относительно благоприятных организационно-технических условиях. Кроме того, говорится, что для улучшения учебно-воспитательного процесса, особенно в малочисленной сельской школе, необходима и разработка эффективных образовательных методик.
Большое значение в направлении разработки современных технологий обучения приобретает информатизация образования, которая, по мнению ученых, позволит модернизировать сельскую школу, повысить доступность и качество образовательных услуг. Очевидно всем, что для повышения образовательного уровня сельских школьников, их конкурентоспособности нужна современная сельская школа с хорошей материально-технической и информационной базой, в которой учителя смогут по-новому проектировать учебный процесс с использованием новых технологий обучения.
На государственном уровне информатизации образовательной сферы придается особая значимость. Так, благодаря Федеральной целевой
НЕКРАСОВА Галина Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета технологии и дизайна, зав. кафедрой технологии и методики преподавания технологии ВятГГУ КРЫСОВА Виктория Анатольевна - старший преподаватель кафедры технологии и методики преподавания технологии ВятГГУ © Некрасова Г. Н., Крысова В. А., 2008
программе «Развитие единой информационной среды (2001-2005 годы)» созданы условия для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий за счет оснащения школ персональными компьютерами и подключения их к сети Интернет. Осуществляется государственная поддержка разработки электронных образовательных продуктов, ведется переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий.
На современном этапе развития системы образования учеными (Н. В. Апатова, А. Н. Богатырев, Б. С. Гершунский, В. В. Лаптев, Г. Н. Некрасова, С. В. Панюкова, И. В. Роберт, Е. С. Полат, А. В. Смирнов и др.) доказано, что использование информационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса и усилить образовательные эффекты, поскольку современные технологии дают учителям возможность реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, разными интересами, способностями и возможностями, познавательной активностью. Дидактический потенциал интерактивных обучающих программ, учебных слайд-фильмов, электронных энциклопедий позволяет обеспечить достойное продвижение вперед сильным учащимся и поддержку относительно слабым, создать определенную систему обучения с учетом специфики учебных заведений. В конечном итоге появляются дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, а следовательно, для реализации дифференцированного обучения на основе использования компьютерных технологий.
Но, несмотря на государственную поддержку, которая заключается в оснащении сельских школ компьютерной техникой и подключении к сети Интернет, в подготовке учителей сельских школ к использованию информационно-коммуникационных технологий на курсах повышения квалификации, в настоящее время сложились противоречия:
- между оснащенностью сельских школ компьютерной техникой, подключением к сети Интернет и отсутствием специализированных программных средств и методических материалов для проведения уроков с использованием современных технологий;
- общей информационной подготовкой учителей и отсутствием специализированной подготовки учителей в области методики использования средств информационных технологий в предметном обучении в условиях школ данного типа;
- между высокими требованиями, предъявляемыми к современному выпускнику школы, и отсутствием условий в сельской школе для получения полноценного образования.
Отсюда проблема заключается в том, чтобы выявить «Почему, несмотря на наличие в сельских школах компьютерной техники, современные информационные технологии не используются в предметной подготовке учащихся? » и «Как с большей эффективностью использовать имеющуюся компьютерную технику в технологической подготовке учащихся в условиях сельских школ?» Для этого надо выявить необходимые и достаточные условия сельских школ для информатизации технологической подготовки учащихся и предложить методику организации учебного процесса с применением компьютерной техники, способствующую повышению качества образования учащихся.
Решению этой проблемы посвящено наше исследование по теме «Дифференцированное обучение в условиях информатизации технологической подготовки учащихся сельских школ», выполненное на кафедре технологии и методики преподавания технологии Вятского государственного гуманитарного университета в 2003-2007 гг.
К исследованию данной проблемы привлекались учителя сельских школ Кировской области, Шадринского района Курганской области, Пермского края, Троицко-Печорского района Республики Коми; студенты Вятского государственного гуманитарного университета, обучающиеся по специальности «Технология и предпринимательство». Большой вклад в решение проблемы информатизации образования внесли преподаватели кафедры технологии и методики преподавания технологии ВятГГУ А. Н. Богатырев, А. В. Коптелов, Г. Н. Некрасова, Л. Г. Казакова, Н. Г. Тарасова. Научные труды данных авторов явились научно-методической основой для проведения исследования о возможности дифференцированного обучения в сельских школах с использованием информационных технологий.
Первоначально были поставлены задачи:
- обосновать условия реализации дифференцированного обучения с использованием средств информационных технологий на уроках технологии в условиях сельских школ;
- выявить особенности организации уроков технологии, на которых используется компьютерная техника;
- разработать систему разноуровневых заданий с использованием информационных технологий для дифференцированного обучения на уроках технологии.
В основу исследования были положены научные идеи, отражающие современные тенденции развития образовательных технологий. Личност-но-ориентированный подход к организации учебного процесса, заключающийся в построении индивидуального образовательного маршрута и определении характера деятельности для каж-
дого учащегося (Е. В. Бондаревская, В. А. Сла-стенин, И. С. Якиманская и др.). Теория и методика реализации дифференцированного обучения, целью которого является создание оптимальных условий успешного усвоения содержания образования каждым учащимся (И. Э. Унт, Н. С. Пурышева, И. М. Осмоловская и др.). Интегративный подход в обучении, реализующийся через активные методы и формы, оптимальные средства обучения, интегрирующие знания разных наук и способы деятельности, побуждающие к творческому поиску, формирующие интегральный стиль мышления (В. С. Данюшенков, О. Г. Гилязова, Л. П. Качалова, О. В. Коршунова и др.). Концепция технологического образования, позволяющая определить роль и место средств современных информационных технологий в системе школьного технологического образования (П. Р. Атутов, А. Н. Богатырев,
B. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.). Теоретические основы использования информационных технологий в образовательном процессе, позволяющие обосновать эффективность использования компьютерной техники в обучении (Н. В. Апатова, Б. С. Гершунский, В. В. Лаптев,
C. В. Панюкова, И. В. Роберт, Е. С. Полат, А. В. Смирнов и др.).
Изучение и анализ вышеназванных работ показал, что в исследованиях последнего периода, начиная примерно с 2000 г. (С. В. Горшенин, Ю. С. Иванов, С. В. Панюков и др.), вопросы дифференцированного обучения рассматриваются уже с позиции информатизации образовательного процесса. Результаты научно-методических работ и их внедрение в образовательную программу свидетельствуют, что компьютерные технологии дают учителям дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий. Однако в процессе изучения мы выяснили, что большинство работ, посвященных информатизации предметной подготовки учащихся, направлены на разработку методики организации учебного процесса при использовании полноценного компьютерного класса без учета особых организационных и технических условий небольших сельских школ, в которых ограничено число компьютеров и не каждый учащийся имеет компьютерное рабочее место.
На первоначальном этапе исследования, в ходе опросов учителей, нами выявлено, что сложности реализации компьютерного обучения в сельских школах связаны со спецификой образовательного процесса: малая наполняемость классов, многопредметность в работе учителя, недостаточная материально-техническая база школ на селе. Раскроем перечисленные особенности.
Малая наполняемость классов. В настоящее время основная часть сельских школ насчитывает
небольшое число учащихся (от 30 до 100 учеников). В классе малой наполняемости (4-10 учащихся) индивидуальные различия и поляризация знаний выступают настолько явно, что появляется возможность ориентировать учебный процесс непосредственно на каждого учащегося, присутствующего в классе. Такой класс становится качественно новым коллективом, где ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ученика. А это, в свою очередь, влияет на выбор учителем целей, содержания учебного материала, методов, приемов, конкретных форм организации учебной работы и средств обучения.
Кроме того, следует отметить как негативное обстоятельство, что в школах с небольшим числом учеников в классе из-за введения новых форм финансирования образовательных учреждений (так называемого подушевого) приходится очень жестко экономить ресурсы. Для рационального распределения учебной нагрузки педагога и эффективного построения учебного процесса в сельских школах на одном уроке осуществляется изучение родственных по содержанию учебных дисциплин (например, технология - физика, технология - информатика). Или на уроке по одному предмету вместе обучаются школьники разных классов (например, часто встречается на уроках технологии объединение в одну группу учеников с 5-го по 8-й классы). В этих условиях от учителя требуется широкое использование групповых форм работы с применением дифференцированных и межпредметных заданий.
Многопредметность в работе учителя. Учителю сельской школы приходится вести занятия по нескольким предметам, иногда даже не смежных дисциплин, а иногда одновременно на одном уроке с учащимися разных классов. В этих условиях возникает масса организационно-мето-дических проблем. Практически в такой школе разновозрастные учащиеся на одном уроке являются участниками учебного процесса нескольких уровней сложности. Это замедляет темп обучения, нарушает логику усвоения учебного материала, ведет к переутомлению детей. Значительные усилия учителя в таких школах затрачиваются на организацию разноуровневого дифференцированного обучения, на создание групп учащихся, объединенных в зависимости от видов учебной деятельности. При этом содержательной стороне учебного процесса уделяется меньше внимания.
Для уроков технологии сложности в организации таких уроков еще связаны и с материально-технической базой школы, так как большая часть времени занята практической работой учащихся, а учителю приходится индивидуально работать с каждым учеником при выполнении им конкретного задания. В данном случае наиболее
оправданным и часто используемым на практике вариантом при организации учебного процесса является использование групповых форм работы и дифференцированных заданий.
Как положительный момент в работе сельской малочисленной школы отмечается то, что, проводя уроки по нескольким предметам и общаясь с детьми практически в течение всего дня, у учителя имеется возможность более глубоко изучить склонности и интересы учащихся. Отсюда вытекает следующая особенность сельской школы.
Яркое проявление индивидуальных различий и уровня развития учащихся на фоне малочисленности класса. В сельской школе наиболее четко по сравнению с городскими школами видно, что каждый ученик не похож на другого. Именно в малочисленных классах есть возможности для постоянного наблюдения за ребенком, изучения склонностей и индивидуальных особенностей каждого, в организации образовательного процесса, основанного на принципе индивидуализации. Следовательно, для сельской школы необходимы такие образовательные технологии, которые соответствовали бы развитию каждого ученика и для каждого создавали бы мотивацию для достижения поставленной на уроке цели, в соответствии с его индивидуальной образовательной траекторией. С учетом малочисленности и объединения учебных групп образовательный процесс предлагается строить на сочетании индивидуальных и групповых форм работы и (что особенно важно для технологической подготовки) расширять при этом инструментарий выполнения заданий за счет использования современных технологий обработки материалов и информации.
В ходе изучения особенностей сельских школ, в том числе влияющих на успешность информатизации обучения, нами выявлены дополнительные особенности, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса с использованием информационных технологий: уровень информационной подготовки учащихся; техническое состояние компьютерной техники; дидактические возможности электронных ресурсов.
Уровень информационной подготовки учащихся. В условиях недостаточной материально-технической базы и кадрового обеспечения не во всех сельских школах, особенно в малочисленных, проводятся уроки информатики или проводятся, но только в старших классах. Поэтому в среднем звене школы уровень информационной подготовки учащихся определяется как низкий или разнородный. Данный факт существенно влияет на содержание разрабатываемых учителем и предлагаемых школьникам заданий, выполнение которых требует от них определенного уровня подготовки.
Количество и качество компьютерной техники. В малочисленных сельских школах, в основном, имеются один-два (не всегда мультимедийные) компьютера. В данном случае не каждый школьник может индивидуально работать с компьютерной техникой. Кроме того, проблемы вызывают и разные технические характеристики компьютеров. А ведь известно, что чем выше технические характеристики компьютера, тем быстрее идет обработка информации, значит интереснее, объемнее и сложнее могут предлагаться задания учащимся.
Дидактические возможности электронных ресурсов. Возможности информационных технологий позволяют расширить средства и методы обучения. В более раннем исследовании нами рассмотрено влияние средств информационных технологий на то, как изменяются методы, применяемые учителем на уроках технологии [1]. Представим краткую их интерпретацию. Словесные методы: подача текстовой информации с помощью диктора предоставляет возможность многократно повторить в точности одно и то же содержание; осуществляется быстрее поиск необходимой информации. Наглядные методы: в наиболее доступной и привлекательной форме за счет средств мультимедиа демонстрируются приемы и последовательность выполнения трудовых операций; появляется возможность виртуального преобразования предметов в пространстве и на плоскости, также визуализации процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях. Практические методы дополняются тем, что появляется возможность виртуального моделирования объектов и возможность автоматизировать отдельные операции. Методы контроля расширяют свои возможности за счет использования тестовых оболочек и компьютерных программ. С точки зрения педагогического труда использование средств информационных технологий меняет роль учителя, он чаще всего выступает в качестве консультанта по координации работы учащихся с различными источниками информации. У учителя появляется возможность выделить время для индивидуальной работы со школьниками. Ученик в свою очередь приобретает большую самостоятельность в учебном процессе, что способствует развитию его познавательной активности и более полному усвоению учебной информации, также у него появляется возможность обучаться по индивидуальному образовательному маршруту.
Итак, можно сделать вывод, что успешность информатизации образования на селе во многом зависит от осознания и учета особых условий сельских школ. В ходе изучения особенностей организации учебного процесса и материально-технической базы нами выявлены и обоснованы следующие организационно-методические условия, не-
обходимые для реализации дифференцированного обучения: уровень обученности учащихся; индивидуальные особенности учащихся; материально-техническая база сельских школ; уровень информационной подготовки учащихся; техническое состояние компьютерной техники; дидактические возможности электронных ресурсов.
Нами в качестве одного из способов повышения эффективности образовательного процесса, с учетом особенностей школ данного типа, предлагается дифференцированное обучение. Его реализация рассматривается на этапе выполнения учащимися практических работ в процессе технологической подготовки. Практическая составляющая дифференцированного обучения связана с особенностями технологической деятельности, которые выявлены нами на основе концепции технологического образования и анализа образовательной программы «Технология». В качестве дидактической модели предлагается система разноуровневых вариативных заданий с использованием информационных технологий. Элементами данной модели являются теоретико-методологическая основа; система заданий трех уровней; критерии и показатели технологической и информационной подготовки при условии использования информационных технологий для решения технологических задач (см. рис. 1).
В основу разрабатываемой системы заданий для технологической подготовки учащихся положено сочетание дифференцированного и ин-тегративного подходов. Интеграция информационной и технологической составляющих обучения способствует интенсификации учебного процесса за счет дидактических возможностей средств информационных технологий, позволяет расширить содержание и инструментарий практической деятельности учащихся; дает учителю возможность организовывать учебную деятельность с учетом современных тенденций развития образования. Информатизация образовательного процесса способствует выравниванию условий получения полноценного образования независимо от специфики и местоположения учебного заведения, расширяя доступ к получению информации. Дифференцированный подход позволяет индивидуализировать учебный процесс с учетом личностных особенностей учащихся и организационно-методических условий сельских школ через вариативность способа выполнения учебных заданий для практических работ в зависимости от целей урока, характера задания и личностных целей учащегося, используя традиционные или информационные источники обработки информации, материала. Это способствует повышению познавательной активности учащихся, повышает качество знаний и самостоятельность при выполнении практических работ.
Теоретико -методологическая основа
Теория лично ст- Концепция Интегративный Теоретические основы использования
но-ориентированного технологического и дифференцированный информационных технологий
обучения образования подход ы в обучении в образовательном процессе
| 1
Условия интеграции
- Интегративность содержания технологической и информационной подготовки учащихся с целью формирования целостной картины мира;
- сочетание ручного труда с механизированной и автоматизи -рованной обработкой материалов, информации и др.;
- сочетание индивидуальных и групповых форм организации учебной деятельности;
- учет материально-технического оснащения школы
Условия дифференциации
- Учет индивидуальных особенностей и профессиональных интересов;
- учет уровня информационной подготовки учащихся;
- применение системы разноуровневых заданий;
- акцент на индивидуальные и групповые формы работы;
- учет специфики образовательного процесса сельской школы при организации учебного процесса;
- количество и качество компьютерной техники
Задания для практической работы
Структура задания по технологии
Виды заданий в соответствии
с этапами технологической деятельности
Задание 1
Информационный поиск
Задание 2
Разработка (преобразование) модели объекта
Задание 3
Изготовление изделия
Задание 4
Презентация (оформление) работы
Формирование технологических умений и навыков } сочетании с информационной подготовкой
Традиционные средства обучения
Средства информационных технологий обучения
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная
Групповая
Уровень сложности заданий
Критерии уровня технологической подготовки
Показатели
Показатели
Критерии уровня информационной подготовки
Репродуктивный — Частично-поисковый —
Творческий
Выполнение заданий по образцу
- Формирование навыков информационного поиска с четкой формулировкой задания;
- построение или преобразование несложных конструкций изделий;
- овладение отдельными операциями по технологии обработки материалов;
- выполнение простейших заданий;
- использование традиционных технологий обработки информации и материалов
Овладение общими умениями и навыками работы с информацией
- Формирование умений четко формулировать свою потребность в информации;
- формирование умения осуществлять поиск информации, анализировать, структурировать;
- формирование навыков информационного поиска с использованием электронных ресурсов (энциклопедические программные средства, электронные каталоги и др.)
Выполнение заданий с элементами творчества
- Формирование навыков информационного поиска с более общей формулировкой задания;
- разработка конструкций изделий;
- овладение совокупностью технологических операций обработки материалов;
- выполнение несложных творческих заданий;
- формирование умений и навыков наглядного представления готового объекта
Выполнение творческих заданий, характеризующихся самостоятельным поиском
— Формирование навыков
с амостоятельного информационного поиска для углубленного или предшествующего изучения учебного материала;
- разработка сложных конструкций изделий;
- овладение полным содержанием технологических операций обработки различных материалов;
— самостоятельное выполнение и творческих заданий
технологиями на уровне пользователя
- Формирование умений и навыков работы с текстовыми, табличными и графическими редакторами;
- формирование умений и навыков работы с программными средствами по выполнению технологических заданий;
- презентация готового изделия
Овладение специализированными профессиональными программами
- Формирование навыков информационного поиска, с использованием различных электронных ресурсов, в том числе Интернета;
- использование специализированных профессиональных программ, автоматизированных систем
при выполнении различных технологических операций;
- презентация готового изделия с использованием средств мультимедиа
Рис. 1. Система разноуровневых вариативных заданий с использованием средств информационных технологий для практической технологической подготовки учащихся сельских школ
Практическая деятельность школьников в соответствии с особенностями технологической подготовки условно делится на четыре этапа, на которых учащиеся осуществляют поиск необходимой информации, разрабатывают объекты, изготавливают изделия и оформляют результаты работы в виде пояснительной записки технологического проекта. С одной стороны, каждый компонент является самостоятельным заданием со своим содержанием, способом выполнения, инструментарием, формой организации учебной деятельности учащихся и может отличаться уровнем сложности задания. С другой стороны, качество выполнения каждого задания влияет на результат технологического задания в целом.
Все задания для выполнения школьниками практических работ мы делим на четыре большие группы в соответствии с этапами технологической деятельности: 1) информационный поиск; 2) разработка (преобразование) модели объекта; 3) технология изготовления изделия; 4) презентация (оформление) результата работы. Традиционные задания и задания с использованием информационных технологий входят в предложенную систему, конкретизируясь в соответствии с возможностью применения информационных технологий на определенном этапе технологической деятельности учащихся. В каждой группе имеются задания трех уровней сложности (в зависимости от алгоритма, характера действий, источника информации, инструментария и содержания). Сложность данных заданий определяется не только технологической составляющей (хотя она является основной), но и характером и объемом информационной поддержки задания.
Рассмотрим подробно каждую из предложенных в системе группу заданий.
1. Информационный поиск: задание первого уровня сложности - информационный поиск с четкой формулировкой задания; второго уровня - поиск по ключевому слову заданной темы; третьего уровня - по заданной теме, направлены на углубленное изучение темы.
Информационный поиск может осуществляться не только с использованием традиционных источников информации (учебник, журналы, тетради на печатной основе, энциклопедии, справочники и т. д.), но и электронные ресурсы (мультимедийные энциклопедии, электронные каталоги, электронные учебники, Интернет и т. д.). Сочетание традиционных и электронных источников информации позволяет углубить знания в определенной области, заинтересовать учащихся (новый инструмент выполнения задания), расширить кругозор, научить работать и анализировать разные источники информации.
Выбор источника информационного поиска зависит
- от материально-технической базы сельской школы (богатый библиотечный фонд, наличие медиатеки, выход в Интернет, количество компьютеров и их технические характеристики и др.);
- от уровня информационной подготовки учащихся (умение работать с ресурсами Интернет, с программными средствами энциклопедического характера, электронными каталогами, пакетом программ Microsoft Office и др.), отсюда зависит и выбор формы организации деятельности учащихся (групповая, индивидуальная);
- от характера задания и личной мотивации учащегося (например, задание связано с будущей предполагаемой профессией или задание, предшествующее изучению определенной темы (раздела), соответственно учащийся анализирует информацию, полученную из различных источников как традиционных, так и электронных ресурсов с целью первоначального знакомства с материалом либо с целью углубленного изучения отдельного вопроса).
2. Разработка (преобразование) модели объекта: задание первого уровня сложности - преобразование модели объекта; задание второго уровня сложности - разработка объекта с простым алгоритмом действий; задание третьего уровня -разработка объекта с использованием специализированных программных средств.
Моделирование объекта, разработка конструкции, построение чертежа будущего изделия, составление схемы для вышивки, для лоскутного шитья, подбор цветового решения - это основные традиционные задания для уроков технологии для данного этапа изготовления трудового объекта. Использование информационных технологий в данном случаедает возможность экономить время на выполнении задания; быстро вносить коррективы, не переделывая всей работы; использовать готовые схемы, конструкции; подбирать цветовые сочетания и т. д.
Выполнение заданий данной группы позволяет познакомить учащихся с разными способами обработки информации, с моделирующими возможностями стандартных компьютерных программ и специализированных программных средств. Сложность заданий зависит от сложности технологических операций и от алгоритма работы с электронным ресурсом.
3. Изготовление изделия: задание первого уровня сложности - простая технологическая последовательность; задание второго уровня сложности - сложная технологическая последовательность; задание третьего уровня - использование автоматизированных систем.
Технология изготовления изделия связана с материальным воплощением объекта, а использование информационных технологий на данном этапе минимальное. Уровень задания зависит от
сложности конструкции и выбора способов обработки изделия. Современным направлением является использование автоматизированных систем поузловой обработки изделий. К сожалению, в условиях сельских школ это направление труднореализуемо в силу своей дорогостоимос-ти, да и в городских школах современное оборудование пока редко встречается в школьных мастерских, в основном это бытовые швейные машины с автоматизированным управлением.
4. Презентация (оформление) результата работы: задание первого уровня сложности - наглядное представление готового объекта (без использовании информационных технологий); второго - наглядное представление готового объекта с использованием текстовых и графических редакторов; задание третьего уровня сложности - наглядное представление готового объекта с использованием текстовых и графических редакторов и средств мультимедиа.
Результаты работы (чертежи, таблицы, схемы, доклады, рефераты и т. д.) с использованием информационных технологий могут быть оформлены аккуратнее, нагляднее с помощью различных программ Microsoft Office. Выполняя задания более сложного уровня с применением новых современных средств для обработки информации, учащиеся, продумывая алгоритм своего выступления, прорабатывая электронную презентацию, оформляя буклет по теме и т. д., учатся не только осуществлять информационный поиск, но и анализировать информацию, выделять главное, кратко и четко выражать свои мысли, подбирать соответствующее иллюстративное сопровождение. В конечном итоге школьники учатся правильно оформлять печатные документы, работать с графикой, тем самым подготавливаясь к осуществлению проектной деятельности.
В разработанной нами системе задания из разных групп могут сочетаться между собой, дополняя и усложняя практическую работу в целом. В этом и заключается их вариативность и уровне-вость. Выполнение многоуровневых дифференцированных практических заданий позволяет учащимся от класса к классу совершенствовать свои навыки по компьютерной обработке, постепенно усложняя алгоритм своих действий и увеличивая объем использования информационной поддержки при выполнении практических работ. Сначала учащиеся начинают работать с готовыми электронными продуктами, и первые задания направлены на их знакомство с возможностями современных технологий при информационном поиске (энциклопедические, демонстрационные программные средства, учебные слайд-фильмы). Постепенно задания усложняются, усложняется информационное обеспечение, и деятельность учащихся от простого информационного поиска и выполнения
заданий по образцу или строгому алгоритму действий переходит к деятельности, связанной с самостоятельным поиском творческих идей, с использованием различных источников информации, самостоятельной разработкой изделий с помощью компьютерных программ, адаптированных или специализированных электронных ресурсов; школьники учатся разрабатывать презентацию своего изделия, в том числе используя информационные технологии.
Преимущества разработанной системы разноуровневых заданий заключаются в следующем:
- использование информационных технологий позволяет повышать образовательный потенциал учебных заданий, расширяет систему традиционных заданий для практических работ и инструментарий их выполнения, кроме того, возможность самостоятельно добывать и критически оценивать знания о предметной области способствует развитию учебных компетенций, стимулирует самостоятельную работу учащихся;
- использование средств информационных технологий предоставляет возможность учащемуся не только принимать фиксированную информацию, но и активно самому участвовать в информационном поиске теоретических сведений, оригинальных форм изделий, конструкций и т. д., привлекая внимание к учебе как к творческому процессу, такая учебная деятельность обладает большей продуктивностью за счет активного применения знаний и усвоения их в процессе деятельности;
- при использовании электронных энциклопедий, ресурсов Интернет и других справочных программных средств расширяются возможности в изучении аналогов существующих объектов, предоставляется возможность знакомиться с новыми способами обработки материалов и информации, со способами автоматизации технологических процессов;
- обработка информации на компьютере позволяет комплексно решать многие технологические задачи, экономя учебные ресурсы (время, материалы, физические и эмоциональные затраты труда учителя и учеников): выполнять рутинные операции, быстро вносить коррективы в сложные проекты, не переделывая работы в целом; подбирать конструкционное или технологическое решение; виртуально проверять результат (просмотр в трехмерной графике) и др., в результате возрастает качество работ учащихся;
- формирование более высокого уровня информационной и технологической культуры учащихся.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что методика реализации дифференцированного обучения с использованием информационных технологий в условиях сельских школ имеет следующие особенности:
- научную основу организации практических работ учащихся составляют интегративный и дифференцированный подходы, при этом интеграция понимается как процесс совместной информационной и технологической подготовки на уроках технологии, дифференциация осуществляется посредством реализации разноуровневых вариативных заданий по технологии;
- дифференцированное обучение реализуется через уровневую дифференциацию: позволяет учитывать особенности и интересы каждой
личности при обучении и способна обеспечить вариативность в овладении знаниями по предмету с учетом индивидуальных особенностей и специфики сельских школ; является единственным реальным вариантом организации дифференцированного процесса обучения с учетом малой наполняемости классов; проявляется в дифференциации содержания, структурировании учебной информации, в подборе соответствующих дидактических средств, методов и организационных форм процесса обучения;
Общая характеристика этапов экспериментальной работы
Этап Сроки проведения Экспериментальная база, участники Основная цель этапа Методы
I И е X о « 2003 2006 гг. Учителя технологии сельских школ Кировской области, Пермского края, Республики Коми. Студенты заочного отделения IV V курсов физико-математического факультета специальности «Технология и предпринимательство» Вятского государственного гуманитарного университета, физического факультета Пермского государственного педагогического университета. Всего 120 человек, 75 сельских школ Изучение специфики сельских школ, особенностей организации учебного процесса, состояния информационно-технической базы сельских школ. Изучение уровня информационной подготовки сельских учителей Беседы с учителями технологии, наблюдения, анализ документов и литературы. Анкетирование учителей и студентов
Поисковый Апрель 2006 июнь 2006 г. Кировская область, Нолинский район, школа № 1, 2. Республика Коми, Троицко-Печерский район, школа № 1. Всего 3 учителя технологии, 94 учащихся Изучение возможных путей использования ИТ на уроках технологии в условиях сельских школ. Разработка системы разноуровневых заданий для практических работ для уроков технологии с использованием средств информационных технологий с учетом специфики сельских школ Экспериментальное проведение уроков, метод моделирования, беседы с учителями, опросы учащихся, наблюдение за учащимися. Учебные семинары с учителями
1 и & г & © Сентябрь 2006 июнь 2007 г. Кировская область, школы №1,2 Нолинского района; Аркульская средняя общеобразовательная школа п. Аркуль Нолинского района; школа с. Кырчаны Нолинского района; Елизаровская средняя школа, Лебяжского района; Республика Коми, Троицко-Печерский район, школа № 1. Всего 7 учителей технологии, 130 учащихся Опытно-экспериментальная проверка соответствия методики проведения уроков технологии с использованием средств информационных технологий и системы разноуровневых заданий для практических работ условиям и специфике сельских школ Экспериментальное преподавание, экспертные оценки, беседы с учителями, тестирование, наблюдение
Обобщающий Июль 2007 2008 гг. Внедрение в сельские школы Кировской области, Троицко-Печерского района республики Коми, Шадринского района Курганской области методики организации уроков технологии с использованием средств информационных технологий Подтверждение гипотезы исследования Обработка теоретических и экспериментальных материалов, первичные методы математической статистики
— использование средств информационных технологий при выполнении практических работ расширяет содержание и инструментарий решения технологических задач, что позволяет предоставлять учащимся возможность выбора способа выполнения и уровня сложности одного и того же практического задания в зависимости от этапа технологической деятельности, традиционно или в сочетании с компьютерной техникой с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- в основе организации практической деятельности учащихся лежит сочетание индивидуальных и групповых форм работы, позволяющих эффективно использовать ограниченное количество компьютерной техники; использование групповых форм работы обусловлено еще и тем, что, имея разный уровень информационной подготовки, работая в группе, учащиеся на начальном этапе могут совместно осваивать возможности электронных ресурсов, приобретая умения и навыки использования информационных технологий на уровне пользователя, что в дальнейшем позволит сделать акцент на индивидуальной форме работы.
В течение пяти лет (2003-2008 гг.) проводилась экспериментальная проверка разработанной методики (см. таблицу).
В опросах приняли участие учителя технологии Кировской области, Пермского края, Троиц-ко-Печерского района Республики Коми, всего
120 учителей-предметников и педагогов дополнительного образования 75 сельских школ.
Опросы показали, что 45% обследуемых сельских школ являются малочисленными с контингентом учащихся до 100 человек. Обеспеченность сельских школ компьютерными классами составляет примерно 60%, малочисленных сельских школ - 120% (рис. 2). Компьютерную технику в учебном процессе используют 35% учителей, при этом в малочисленных школах и отдаленных от районных центров данный показатель является минимальным (рис. 3).
Предложенная на поисковом этапе методика проведения уроков технологии с использованием средств информационных технологий и система разноуровневых вариативных заданий для практических работ, перед тем как были переданы в школы, проходили экспертную оценку. С этой целью была создана группа экспертов, в которую вошли преподаватели высокой квалификации из педагогических университетов и учителя технологии г. Кирова и Кировской области, г. Шадринска и Шадринского района Курганской области.
После экспертной оценки система уроков прошла опытно-экспериментальную проверку соответствия методики проведения уроков технологии с использованием средств информационных технологий и системы разноуровневых заданий для практических работ условиям и специфике сельских школ. Опытно-экспериментальная про-
I Количество икол
I Количеств о опрошенных учит елей
□ Наличие компьютерного класса
количество учащихся в школе
Рис. 2. Наличие компьютерной техники в сельских школах
□ Применяете ли Вы компьютерную технику в подготовке к урокам
□ Применяете ли Бы компьютерную технику в преподавании
количество учащихся в школе
Рис. 3. Результаты опроса учителей по применению компьютера
верка проходила на базе школ Нолинского района и Елизаровской средней школы Лебяжского района Кировской области; школы № 1 Троиц-ко-Печерского района Республики Коми. Всего в эксперименте приняли участие 7 учителей технологии и 130 учащихся сельских школ с 5-го по 7-й класс.
Проверка эффективности методики проведения уроков технологии с использованием средств информационных технологий предполагала сравнительный анализ уровня познавательной активности учащихся на уроках технологии. Анализ осуществлялся на основе сравнения результатов успеваемости школьников 5, 6, 7-х классов за два с половиной года обучения: при традиционной методике (2005-2006 учебный год) и при использовании средств информационных технологий на практических работах (2006-2007, 2007-2008 учебные годы) и на основе наблюдений учителей технологии. Результаты разных лет сравнивались с целью выявления динамики положительного влияния предложенной методики на развитие познавательной активности учащихся, а следовательно, повышение уровня успеваемости по предмету «технология». В результате расчетов выборочного среднего по годам, показывающих средний балл успеваемости учащихся, были получены следующие результаты: 2005-2006 учебный год - 4,0; 2006-2007 учебный год - 4,3; 2007-2008 учебный год - 4,3. Данные свидетельствуют о положительном влиянии использования средств информационных технологий на качество усвоения учебного материала учащимися как результат формирования устойчивой познаватель-
ной активности, за счет интеграции предметной и информационной подготовки, индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Об этом свидетельствуют и данные по следующим критериям: проявление самостоятельности при выполнении заданий (высокий, средний, низкий уровень) (рис. 4); качество выполненного задания (высокое, среднее, низкое) (рис. 5).
Таким образом, опытно-экспериментальная проверка разработанной методики дифференцированного обучения на уроках технологии в 5-7-х классах с использованием средств информационных технологий в условиях сельских школ показала ее эффективность. Представленные в работе материалы внедрены в учебный процесс школ Нолинского района Кировской области, МОУ ООШ д. Елизарово Лебяжского района Кировской области, школ п. Троицко-Печорск Республики Коми, МОУ СОШ с. Погорелка Шад-ринского района и МОУ СОШ № 8 Шадринско-го района Курганской области.
Результаты диссертационной работы «Дифференцированное обучение в условиях информатизации технологической подготовки учащихся сельских школ», выполненной В. А. Крысовой под руководством д. п. н., доцента Г. Н. Некрасовой, позволили сделать следующие выводы:
1. В условиях личностно-ориентированного обучения, одной из задач которого является создание оптимальных условий для успешного усвоения содержания образования каждым учащимся, с целью эффективности организации учебного процесса предлагается сделать акцент на дифференцированное обучение с использованием совре-
□ 2005- -2006
■ 2006- -2007
0 2007- -2008
г£
ниэкии средним еысокии
уровень самостоятельности
□ 2005 -2006
■ 2006- -2007
а 2007- -2008
высокое среднее низкое уровень качества выполнения заданий
Рис. 4. Распределение учащихся в зависимости Рис. 5. Распределение учащихся
от самостоятельности выполнения задания в зависимости от качества выполнения задания
менных информационных технологий. При организации дифференцированного обучения в сельских школах необходимо учитывать организационно-методические условия (численность учащихся в школе, материальная база школ, количество компьютерной техники и ее техническое состояние, наличие медиатеки, готовность учителей использовать компьютерную технику в предметной подготовке учащихся); индивидуально-типологические особенности учащихся (интересы, склонности, способности, уровень обученности, уровень информационной подготовки учащихся); особенности заданий по технологии, связанные с этапами технологической деятельности.
2. С учетом организационно-методических условий сельских школ особенности организации уроков технологии с использованием средств информационных технологий заключаются в дифференциации учащихся по группам с учетом их уровня обученности, информационной подготовки и профессиональных интересов; сочетании индивидуальных и групповых форм работы, что позволяет эффективно использовать ограниченное количество компьютерной техники, способствует чередованию видов деятельности за компьютером и на традиционных рабочих местах.
3. Для реализации дифференцированного обучения в условиях информатизации на этапе выполнения школьниками практических работ предлагается система разноуровневых вариативных заданий. В соответствии с этапами технологической деятельности учащихся она содержит четыре вида заданий: 1) информационный поиск; 2) разработка (преобразование) модели объекта; 3) изготовление изделия; 4) презентация (оформление) результата работы. Каждому виду соответствуют задания трех уровней, зависящие от применяемых традиционных и информационных средств при обработке материалов и информации. В соответствии с уровнем сложности определены критерии и показатели технологической и информационной подготовки учащихся.
4. В качестве научно-методической основы разработанной методики для организации технологической подготовки учащихся в условиях информатизации сельских школ лежат интегра-тивный и дифференцированный подходы. Интеграция проявляется в сочетании технологической и информационной (на пропедевтическом уровне) подготовки учащихся. Реализация дифференцированного обучения зависит от определенных организационно-методических условий сельских школ и особенностей технологической деятельности учащихся, что влияет на выбор учителем формы организации учебной деятельности школьников (индивидуальная или групповая); дидактические возможности электронных ресурсов предоставляют учащимся вариативность инстру-
ментария для выполнения технологических заданий (традиционный или с использованием информационных технологий). Выбор уровня сложности предлагаемых заданий (репродуктивный, частично-поисковый, творческий) зависит от индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Такая организация практических работ позволяет развивать способности школьников к целесообразной,самостоятельной, продуктивной творческой деятельности.
5. По итогам исследования полученные материалы обработаны и составлены методические рекомендации по организации учебной деятельности учащихся на уроках технологии при использовании средств информационных технологий в условиях сельских школ (в виде двух методических пособий для учителей и студентов педагогических специальностей [2]).
Примечания
1. Некрасова, Г, Н. Подготовка учителя технологии к использованию средств информационных технологий в профессиональной деятельности [Текст] : монография / Г. Н. Некрасова. М.: Изд-во «Школа будущего», 2004. 255 с.
2. Некрасова, Г. Н. Каталог программных средств для уроков технологии [Текст]: методические рекомендации / Г. Н. Некрасова, В. А. Крысова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. 32 е.; Некрасова, Г. Н. Методика дифференцированного обучения с использованием компьютера на уроках технологии в сельских школах [Текст]: методическое пособие для учителей технологии / Г. Н. Некрасова, В. А. Крысова. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2008. 147 с.
3. Н. Калинина
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА
В статье представлен опыт подготовки специалистов по работе с молодежью в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. Раскрыты возможности социально-педагогических проектов на примере организации работы со студенческой семьей в воспитательной системе вуза.
Происходящие изменения предъявляют новые требования к личности человека: быть инициативным, уметь сотрудничать, обладать чувством ответственности за судьбу страны, за ее процветание, уметь не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их.
КАЛИНИНА Зинаида Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии организации работы с молодежью, проректор по воспитательной работе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого © Калинина 3. Н„ 2008